Продолжая работу по созданию полного текста Кормчей книги , начатую в 50-х гг. Епифанием (Славинецким), Е. в 1691-1695 гг. перевел или только исправил перевод Номоканона патриарха Фотия с толкованиями патриарха Феодора IV Вальсамона (Там же. 475, 464); правила Вселенских и нек-рых поместных Соборов с толкованиями патриарха Феодора Вальсамона (Там же. 465), «Апостольские постановления» сщмч. Климента I , еп. Римского (ЯМЗ. 515 (по кат. Лукьянова); ГИМ. 474, 92, 223; БАН. Арханг. 16 (467); РГБ. Ф. 310. Унд. 39; ГИМ. Хлуд. 77); Синтагму Матфея Властаря (перевод Епифания (Славинецкого) - ЯМЗ. 515 (по кат. Лукьянова); ГИМ. Син. 228). Исправление переводов с греч. языка, сделанных в XVII в., и др. церковнослав. текстов, дошедших в рукописях XV - нач. XVII в., являлось важной частью деятельности Е. Среди отредактированных им сочинений можно назвать Творения свт. Афанасия Александрийского (перевод Епифания (Славинецкого) - Там же. 361. Л. 1-41; Син. VI. Л. 264-273 об.; Син. III. Л. 265-278 об.; Син. 360); Беседы на Шестоднев свт. Василия Великого (перевод Епифания (Славинецкого) - Там же. 366); «О святых таинствах» Филадельфийского митр. Гавриила Севира (перевод Арсения Грека ? - Там же. Син. III. Л. 341-421 об.); Беседы свт. Григория Богослова (перевод Епифания (Славинецкого) - Там же. Л. 436-459 об.; Син. 594. Л. 24-407, 409-417); Поучения прп. Исаака Сирина (Там же. 109, ркп. 1525 г.); «Беседы к антиохийскому народу» свт. Иоанна Златоуста (Там же. 104, ркп. XVI в.); «Духовные беседы» прп. Макария Великого (Там же. Чуд. 215 (13), ркп. 1-й пол. XVII в.); Пандекты Никона Черногорца (Там же. Син. 195, ркп. XV-XVI вв.); «Воскресные поучения» Петра Скарги (Там же. Син. VIII. Л. 154-293, 117-145, 1-я пол. XVII в.). Е. исправил и отредактировал переводы полемических произведений, сделанные учениками братьев Лихудов : «ΑΚΟΣ, или Врачевание» и «Диалоги» Лихудов (Там же. Син. 440; РГБ. Ф. 310. Унд. 482. Л. 21-124; ГИМ. Син. 438, 581, 391, 476. Л. 104-263), «Сечивце против латинян» Максима Пелопоннесского (Там же. Син. 490), «Опровержение кальвинских глав» Мелетия Сирига , «Сечивце против кальвинистских заблуждений» Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары (Там же. 158; БАН. 34.3.34), «О папской власти» Иерусалимского патриарха Нектария (ГИМ. Син. 528).

http://pravenc.ru/text/187698.html

Согласно христ. традиции, собор св. Иаковов построен на месте погребения ап. Иакова , брата Господня, усекновения и захоронения главы ап. Иакова Зеведеева; там же находится могила Иерусалимского еп. Макария (314-333). Впервые о соборе сообщает паломник Иоанн из Вюрцбурга (ок. 1162-1165): «В честь Святого Иакова Старшего (Зеведеева.- Ред.) возведена большая церковь, где живут армянские монахи. Там есть большой приют, готовый принимать бедняков их народа» ( John of W ü rzburg. Description of the Holy Land//Palestine Pilgrims " Text Society. L., 1890. Vol. 5. P. 45). Исторических сведений о том, что находилось на месте собора до этого, нет, хотя о присутствии арм. общины в городе с раннехрист. времени свидетельствуют письменные и археологические источники. В 2 арм. рукописях сохранился перечень 70 арм. церквей и мон-рей Палестины, составленный вардапетом Анастасом в VII в. ( Sanjian A. K. Anastas Vardapet " s List of Armenian Monasteries in 7th Cent. Jerusalem//Le Muséon. 1969. T. 82. Fasc. 3/4. P. 265-292). В И. м. было найдено ок. 20 хачкаров, самые ранние из к-рых датируются 956, 1151 и 1153 гг. ( Агавнуни. 1931. С. 251). Многочисленные рассказы паломников последующих лет свидетельствуют о том, что собор всегда оставался армянским, несмотря на притязания др. Церквей. В период присутствия крестоносцев в Иерусалиме (XII в.) Армянский квартал назывался Ruga Armenorum, о чем упомянуто в 1222 г. в дипломатической переписке (Там же. С. 260; Hintlian. 1989. Р. 34-37). С XVIII в. бытует мнение о том, что И. м. изначально принадлежал Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). М. И. Броссе ссылается на араб. примечание в груз. рукописи, где говорится о груз. царе, заказавшем Четвероевангелие для мон-ря св. Иакова в Иерусалиме. По мнению К. Мутафяна, позднее появление этого примечания и факт существования в древнем Иерусалиме неск. обителей во имя св. Иакова ставят под сомнение вероятность принадлежности И. м. ГПЦ до XII в. Известно, что в нач. XIV в. монахи И. м. дважды отправлялись в Каир, где получали от егип. султана (1312, 1319) подтверждение прав владения монастырем ( Kalemderian. 2007. P. 11). В 1450 г. султан Джакмак выдал арм. патриарху Абрааму Месерци фирман (хранится в архиве Патриархии), освобождающий монахов от незаконного налогообложения. Его текст был высечен на араб. и арм. языках на 2 каменных плитах, установленных над порталом и на внутренней стене главного входа И. м. ( Агавнуни. 1931. C. 263-264). Неск. раз мон-рем пытались завладеть греки, в 1657 г. им удалось захватить собор и продержаться в нем полтора года, после чего его вернули армянам. Права Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) на И. м. подтверждены и грамотой тур. султана Махмуда I (1739).

http://pravenc.ru/text/200367.html

И я сам недоумеваю, удивляюсь и печалюсь, как я несчастный согласился служить и литургисать при таких неизреченных (таинствах), на которые Ангелы трепещут взирать без страха, (чего) убоялись пророки, услыша о непостижимом (деле) славы и вместе домостроительства, (о чем) Апостолы, мученики и множество учителей вопиют и взывают, что они недостойны открыто проповедовать (о том) всем находящимся в мире. Как же я погибший и блудный, как я презренный удостоился стать игуменом братий, священнодействователем Божественных таинств и служителем пречистой Троицы? Ибо когда полагается хлеб и вливается вино в знаменование 263 плоти и крови Твоей, Слове, тогда там бываешь Ты Сам – Бог мой и Слово, и они поистине делаются телом Твоим и кровью, наитием Духа и силою Вышнего; и мы дерзаем касаться Бога неприступного, лучше же – обитающего во свете неприступном – не только для этой тленной человеческой природы, но и всем умным воинствам Ангелов. Итак, это неизреченное, это сверхъестественное дело и предприятие, для совершения которого я поставлен, внушает мне также созерцать пред очами смерть 264 . Поэтому, оставив радости, я объят бываю трепетом, так как знаю, что ни мне, ни кому-либо другому невозможно литургисать достойно и проводить в теле жизнь как бы ангельскую, лучше же сверхангельскую, дабы, как показало это слово и содержит (Божественная) истина, и по достоинству стать ближайшим (к Богу самих) Ангелов, как прикасающемуся руками и вкушающему устами Того, Которому они предстоят со страхом и трепетом. А какая душа понесет суд над братиями, над которыми я поставлен быть пастырем? какой ум будет в состоянии неосужденно испытывать мысли каждого (из них) в отдельности и все свои (обязанности) нести без опущения, избавляя себя [в то же время] от осуждения их? Я не думаю, чтобы это каким-либо образом возможно было для людей. Итак, я убеждаюсь и хочу лучше быть учеником, служа воле одного и слушая слов его, (чтобы) за одно это и отчет отдать, чем служить нравам и волям многих, испытывать их мысли, исследовать намерения и еще глубже исследовать их действия и помыслы, потому что и меня ожидает суд, и я должен дать ответ за грехи тех, пасти которых по неизреченным судьбам Божиим из всех избран я один.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

По крайней мере – в отношении телесной потребности и ежедневного обеспечения... 260 . Ну даже если церковь Святого Петра не имеет золота, то ведь хлеба и вина и других необходимых припасов она, по милости Божьей, не лишена, чтобы не позаботится хотя бы об умеренном пропитании 261 . Какое, ты думаешь, мы представим свидетельство перед судом Христа обо всех обвинявших нас и утративших разум людях, кои созданы из одного и того же комка праха? 262 Что за ужас обрушился на людей, принудив их не выполнять веления Бога, или страх, там, где и нету страха? Или распространяют на нас гонения духи зла? Или я проявил себя врагом всяческого благополучия церкви и ее противником? Истинно, пусть Бог , коий желает всем спастись и прийти к уразумению истины при посредничестве Святого Петра, утвердит сердце их в православной вере и укрепит против любой еретической и враждебной нашей церкви личности 263 и сохранит непоколебимыми, особенно же пастыря 264 , который ныне оказывается во главе ее, чтобы нигде не оступившись, не отклонившись и не покинув того, что они письменно засвидетельствовали перед лицом Бога и его святых ангелов 265 , [все] они, вплоть до какого-либо [самого из них] ничтожного, вместе с моей униженностью получили 6ы корону справедливой веры православной из рук Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! О бренном же сем теле моем позаботится и сам Господь, как угодно будет ему распорядиться, и в непрестанных мучениях, и в незначительном утешении. Ибо Господь близко, и чего же я беспокоюсь? Конечно, я уповаю на его милосердие в том, что не замедлит завершить мой путь, коий он предначертал. Да здравствуют во Господе [все] Ваши и все, кто из любви к Богу сочувствует моим узам. Да предохранит Вас Всевышний Бог мощной рукою ото всякого наказания и спасет во царствии своем! 266 Адресат письма – один из константинопольских единомышленников папы Мартина I. Издатели текста (И. Манси, а за ним Ж. Минь) не претендовали на решение вопроса об адресате письма, озаглавив его: «Ad quemdam sibi charissimum.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дальнейшая деятельность Г. связана с Москвой. Он был привлечен к работе по переводу книг с греч. языка, к-рая была поручена вел. князем Василием III Иоанновичем прп. Максиму Греку, прибывшему в 1518 г. с Афона в Москву. Прп. Максим переводил греч. текст на латынь, а Г.- с латыни на церковнослав. язык. О работе с прп. Максимом в Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ре Г. сообщал Мисюрю Мунехину: «А мы с Власом (Игнатовым.- а. М.) у него сидим переменяяся: он сказывает по-латыньски, а мы сказываем по-русски писарем» ( [Горский]. Максим Грек Святогорец. С. 190). Т. о., Г. не знал греч. языка. В 1519 г. прп. Максим с помощью рус. толмачей завершил перевод Толкового Апостола, к 1522 г.- Толковой Псалтири и, возможно, стихир Вознесению из Цветной Триоди; кроме того, были переведены Беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелия. Г. активно привлекался вел. князем к дипломатической деятельности (видимо, в качестве толмача). До 1525 г. он участвовал в посольствах к швед. и дат. королям, великому магистру Прусскому (вероятно, в 1517 в составе миссии Д. Загряжского) и к имп. Свящ. Римской империи Максимилиану (по-видимому, в 1518 в составе посольства В. С. Племянникова). Об участии Г. в посольской миссии в Норвегию и Данию, совершенной до поездки в Рим (1525), со ссылкой на самого Г. писал имперский посол С. Герберштейн . В 1525 г. в Москву прибыло посольство от Римского папы Климента VII во главе с П. Чентурионе, целью к-рого было вовлечь Москву в коалицию для борьбы с турками. 9 апр. того же года в Рим с ответной грамотой, содержавшей изъявление дружбы, был направлен Г., впрочем не имевший полномочий вести переговоры. Г. с почетом был принят при папском дворе, представлен папе, «которого по обычаю почтил коленопреклонением и которому от своего и государева имени поднес в дар собольи меха» (Россия в 1-й пол. XVI в. С. 262). Вероятно, при этом был вручен портрет Василия III, ставший с этого времени известным в Европе. Находясь в Риме, Г. присутствовал на папском богослужении, посетил сенат, «с восхищением осмотрел святые храмы города, развалины римского величия и плачевные останки прежних сооружений» (Там же. С. 263-264).

http://pravenc.ru/text/164623.html

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Термин в исламе, которым принято обозначать мучеников, – shaheed, означает то же, что и христианский термин martyr – «свидетель», то есть человек, который свидетельствует веру 261 . В Коране такой термин для мучеников отсутствует. Он встречается лишь в применении к самому Аллаху (35:47), а в применении к мученикам – уже в Сунне, где говорится о прощении грехов мученикам. Но именно изречения из двух сур Корана (2: 149; 3: 151, 169–171) составляют основу концепции мученичества в исламе – в них обещается вечная жизнь в раю тем, кто погиб за веру в Аллаха. К числу мучеников Сунна относит не только тех, кто пожертвовал своей жизнью в борьбе за веру. Там перечисляется множество категорий верующих мусульман, которые причисляются к мученикам (шахидам), если их смерть наступила при иных обстоятельствах: от эпидемии, от обрушения жилья, скалы, от пожара, от диких животных, при защите жены, имущества, собственной чести, либо смерть мусульманки при родах и т. д. 262 При этом мусульманские теологи подчеркивают, что такого рода мученики в мире не являются признанными, а свои награды получат на Небесах 263 . С течением времени в исламе утвердилась концепция двух категорий мученичества: 1) погибшие за веру в джихаде; 2) погибшие в иных обстоятельствах (болезни, катастрофы и т. п.) 264 . То есть в целом концепция мученичества в исламе шире, чем в христианстве. Но культ мучеников как таковой оформился в исламе лишь вокруг первой категории мучеников, ибо вторая относится к Божественному признанию мученичества, а не к мирскому. В христианстве же мученичеством считается лишь самопожертвенное исповедание веры перед ее противниками, но не внезапная смерть искренне верующего от фатальных причин другого рода. Первой мученицей ислама считается престарелая Сумайя бин Хайят – мать одного из первых шести сподвижников Мухаммеда, зверски убитая его противниками 265 . Затем мучениками стали трое посланцев Мухаммеда из Медины в Мекку, коварно убитые язычниками-мекканцами 266 . Все они, подобно раннехристианским мученикам, были схвачены противниками новой веры и погибли, не отрекшись от нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К тому же. Божья простота не исключает совершенства: в своем простом бытии Бог обладает всем совершенством, какое есть в прочих вещах, во всей совокупности их совершенств, или форм, как показано выше (1, 28; 31). Наш же ум, постигая несложное, не достигает предела своего совершенства, потому что остается в потенции относительно связи и разделения; так в природе простые [вещи] потенциальны относительно [вещей] смешанных, а части потенциальны относительно целого. Таким образом, Бог со своим простым умом обладает тем совершенством, какого наш ум достигает через два [вида] познания: простых и сложных [понятий]. Истины наш ум достигает лишь в завершенном знании, то есть тогда, когда установит связь [между простыми чтойностями]. У Бога же истина существует в самом его уме, при всей его простоте. И еще. Если Бог есть «благо всех благ», 268 как заключающий в себе все блага, что было показано выше (1, 40), то он не может быть лишен блага ума. Но благо ума – истина, как показывает Философ в VI книге Этики. 269 Следовательно, в Боге есть истина. Именно это и говорит Псалом: «Ты, Боже истинный» ( Пс. 85:15 ; ср. Римл. 3:4 ). 262 Аристотель, Метафизика, 1027 b 18: «Что касается сущего в смысле истинного и несущего в смысле ложного, то оно зависит от связывания и разделения... Истинно утверждение относительно того, что наделе связано, и отрицание того, что наделе разъединено, а ложно то, что противоречит этому разграничению... Ведь ложное и истинное не находятся в вещах,... а имеются в рассуждающей мысли...» (пер. А.В.Кубицкого). О душе, 430 а 27: «Мышление о неделимом относится к той области, где нет ложного. А ложь и истина встречаются там, где уже имеется сочетание мыслей» (пер. П.С.Попова). 263 См. Isaac Israeli, De definitionibus, AHD 12/13 (1937/38) 323. Avicenna, Metaphysica, 19 (fol.74 va b). 264 Аристотель, Метафизика, 1011 b 26: «...Определим, что такое истинное и ложное. А именно: говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, – значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, – значит говорить Истинное.»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Может, поистине может приходящий сюда с верою получить великие блага, ибо не только тела, но и самые гробницы святых исполнены духовной благодати. Если с Елисеем случилось, что мертвый, прикоснувшись к гробнице его, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни, то гораздо более ныне, при обильнейшей благодати и большем действии Духа, прикасающийся к этой гробнице с верою может получить от ней великую силу. Бог для того и оставил нам мощи святых, чтобы расположить нас к подобной же ревности и дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас. Посему убеждаю всех вас, находится ли кто в унынии, или в болезнях, или в скорбях, или в каком-нибудь другом житейском несчастии, или в глубине грехов, пусть с верою приходит сюда, и он избавится от всего этого и возвратится с великою радостию, получив облегчение совести от одного даже взгляда (на сии мощи). Или лучше не одним только находящимся в несчастиях необходимо приходить сюда, но хотя бы кто находился в счастии, в славе, во власти, или имел великое дерзновение к Богу и тот пусть не пренебрегает этою пользою, ибо он, пришедши сюда и увидев святого, сделает свои блага непреходящими воспоминанием об его добродетелях, научив душу свою смирению и не допустив совести своей превозноситься своими делами» («Похв. сл. св. свящ.-муч. Игнатию». Там же, стр. 344 – 345. Сн. «Похв. сл. египет. мучен.» Там же, стр. 348). III. Но особенного внимания заслуживает учение о сем св. Иоанна Дамаскина , который, обобщая все, доселе прежними учителями церкви сказанное, писал между прочим следующее, что Бог вселяется через ум и в тела святых, свидетельствует апостол: «Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть?..» ( 1Кор. 6:19 ). Как же не почитать одушевленные храмы, одушевленные жилища Божии?.. Святые не суть мертвые. Ибо с тех пор, как имеющий Сам в Себе жизнь и виновник жизни причтен был к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него. Да и как может чудодействовать мертвое тело? Каким образом через мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всяко благое даяние от «Отца светов» нисходит на тех, которые просят с несомненною верою» ( Иак. 1:17 ). – («Точн. излож. прав. веры», кн. IV, гл. XV, стр. 263264. Москва, 1844 г.).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В февр. 1555 г. Никифор, архимандрит Н. П. м., участвовал в поставлении архим. свт. Гурия (Руготина) на вновь открытую Казанскую кафедру (ПСРЛ. Т. 13. С. 250); он же упоминается и в данной грамоте от 8 сент. 1558 г. (АРГ: АММС. 109. С. 246). В июле 1561 г. архим. Галактион подписал крестоцеловальную запись кн. В. М. Глинского, в апр. 1562 г.- кн. И. Д. Бельского (СГГД. Ч. 1. 172. С. 470-473; 177. С. 484-487). Предусматривалось его участие в поставлении митр. Московского и всея Руси Афанасия (состоялось 5 марта 1564; ААЭ. Т. 1. 264. С. 298). 3 янв. 1565 г. архим. Галактион ездил вместе с др. представителями духовенства к царю в Александровскую слободу. 8 апр. того же года он был поставлен «на Крутицу в епископы» (ПСРЛ. Т. 13. С. 380, 381, 393, 396). Незадолго до поставления Галактиона во епископа Сарского и Подонского новым настоятелем Н. П. м. стал архим. Антоний, к-рый уже в этом качестве подписал 28 марта 1565 г. крестоцеловальную запись боярина И. П. Захарьина-Яковли Хирона (СГГД. Ч. 1. 182. С. 503-506), в апр. 1566 г.- кн. М. И. Воротынского (Там же. 189. С. 533-537), 2 июля того же года - Приговорную грамоту Земского собора ( Антонов А. В. Приговорная грамота 1566 г.//РД. 2004. Вып. 10. С. 172-181). В 1570/71 г. архим. Н. П. м. Вассиан подписал крестоцеловальную запись кн. И. Ф. Мстиславского (СГГД. Ч. 1. 196. С. 561-565). 29 апр. 1572 г. Вассиан участвовал в Соборе, рассматривавшем вопрос о 4-м браке царя Иоанна IV Васильевича (ААЭ. Т. 1. 284. С. 329-332). В 1573/74 г. архим. Вассиан сделал щедрый земельный вклад в костромской Ипатиевский во имя Святой Троицы мужской монастырь (АРГ: АММС. 123. С. 263-264). В. Д. Назаров отметил, что, во-первых, вкладчик одаривал тот мон-рь, к-рый ранее возглавлял и из игуменов к-рого был поставлен архимандритом Н. П. м.; во-вторых, что крупная земельная собственность архимандрита и возможность свободно ею распоряжаться «лишний раз подтверждает, что древняя обитель жила не по общежительному уставу» (Там же. С. 483). Прямых указаний на дисциплинарный устав обители в XIV-XVI вв. в известных источниках нет, содержащаяся в монастырских актах XVI в. формула «архимандрит... з братьею», приход на настоятельство в Н. П. м. в 40-х гг. XVI в. Нифонта (Кормилицына), ранее тесно связанного с общежительным Иосифовом Волоцким мон-рем, а также устройство в Н. П. м. в XVII в. каменных трапезных как при Покровском, так и при больничном Никольском храмах позволяют предположить, что по крайней мере в XVII в. обитель формально была киновией. В пользу этого может свидетельствовать и посвящение описанного Павлом Алеппским храма обители во имя прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010