Слава Богу, что имеете алчбу и жажду к чтению отеческих книг; укрепляйте ими изнемогающий дух ваш в случающихся скорбных приражениях, как пишете, что слова св. Исаака Сирина вам помогли в оскорблении вашем, и все это не наше делание, но Божие милосердие, подающее пищу алчущим душам нашим. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу! ( Пс. 113, 9 ). Ежели получите истинное разумение писаний, то дар сей храните смирением… Заметки можно карандашом сделать там же. Но когда Господь отверзе ум наш разумети писания ( Лк. 24, 45 ), тогда излишни будут заметки (IV, 45, 97–98). Разумение Священного Писания дается по мере чистоты сердца нашего и смирения; эта глубина неудобозримая и бесконечная (VI, 167, 275). Читайте книги со смирением, и Господь просветит сердца ваши (VI, 110, 179). Когда будешь читать духовные книги и, что можешь, понимать, по силе исполняй, тогда и дальше Бог откроет: «смиренным открываются таинства» (II, 63, 90). …Сердечно радуюсь, что Господь утешает тебя чтением отеческих писаний и дал отчасти разумети оные; но глубину оных постигнуть мы еще не можем, ничтоже благо сотворше и не смирившись; ибо «смиренным открываются таинства» (III, 278, 494). Ты, читая букву, не понимаешь смысла Писания… а ты, чего не разумеешь, не испытывай, но смиряй свой разум и виждь нищету. Смирению открываются таинства (VI, 165, 263–264). Смиренные не вникают в глубину недоведомых, но смиряют свой помысл, и по времени Бог вразумит их (VI, 166,271). Пишешь, что некоторых мест из книги Иоанна Лествичника не понимаешь; довольствуйся тем, что понимаешь, и старайся о исполнении, а далее и прочее откроется (VI, 116,185). Непонимание духовного содержания книг приводит к дерзкому противлению им Для меня очень скорбно было читать письмо твое, в коем ты дерзко выразилась о книге великого во святых угодника Божия Иоанна Лествичника , которого учением руководствовались иерархи и лик преподобных мужей и достигли великого духовного устроения, и ныне все ищущие спасения дорожат его учением и благоговеют, ибо в нем действовал Сам Дух Святой и внушал ему передать учение, к познанию внутреннего нашего человека и к борьбе со страстьми и похотьми, и достигнуть, в меру возраста, исполнения Христова, на верх лествицы добродетелей – любви. Как выражено у него достоинство послушания, чистоты, смирения, все пороки потребляющее… и рассуждения, нужнейшего для всех добродетелей. А ты кто такая? И какого ума? Что дерзнула так судить о книге, столько полезной к нашему спасению? Это враг внушил тебе, чтобы лишить тебя пользы от чтения сей книги. В наказание тебе, а вместе и для пользы душевной, ты прочти оную книгу в течение года пять раз, со вниманием и с самоукорением за свое неразумие. Пусть слова его впечатлеются в сердце твоем (VI, 175, 285–286). Чтение не принесет пользы, если мы на дело не подвигнемся

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

9), была облечена до восшествия на крест в начала и власти (ср.: Кол 2. 15), т. е. в бесов; итак, таковому Прохору, соборно изобличенному, когда были предъявлены его сочинения, и не захотевшему написать в опровержение этого другие сочинения, когда [от него это] потребовали, или предать [их] анафеме, но упорствовавшему в таковых нечестиях и в них исторгшему несчастную душу, - анафема» ( Gouillard. Synodikon. P. 87. 646-665; впервые текст опубликован: Mercati. 1931. P. 60-61). Сочинения См.: Mercati. 1931. P. 1-40. Оригинальные. 1. «О сущности и энергии» (De essentia et operatione; Περ οσας κα νεργεας) в 6 кн. Первые 2 книги изд. Я. Гретцером в 1616 г. по рукописи Monac. gr. 214, где трактат приписан Григорию Акиндину; переизд. в PG. 151. Col. 1192-1241, исправления и дополнения (по ркп. Marc. gr. 155, тоже под именем Акиндина): Филовски J. Белешки кон делото «ΠΕΡΙ ΟΥΣΙΑΣ ΚΑΙ ΕΝΕΡΓΕΙΑΣ» од Гpuropuj Акиндин//Жива Антика. Ckonje, 1973. Т. 23. 1. С. 33-67; при разночтениях слева - текст по PG, справа - по ркп. Marc. gr. Z 155; включен значительный фрагмент текста, отсутствующего в PG. Дальнейший текст, отсутствующий в PG: Филовски J., Петрушевски М. Д.Γρηγορου το Ακινδνου «Πραγματεα ες τ Περ οσας κα νεργεας ζτημα», βιβλ. Β, κεφφ. ζ-κη (secundum Cod. Marcianum Ms. Gr. Z 155)//Там же. 2. С. 317-365 (кн. 2, гл. 7-30; в заглавии статьи указан неверный диапазон глав); Они же. Βιβλ. Γ//Там же. 1974. T. 24. 1/2. С. 295-331; Они же. Βιβλ. Δ//Там же. 1976. T. 26. 1. С. 161-192 (кн. 4-5; в заглавии статьи указан неверный диапазон глав); Они же. Βιβλ. ΣΤ//Там же. 2. С. 487-499 (кн. 6). Кн. 6 была издана ранее (в сопровождении испан. пер.): Candal. 1954. P. 247-297 (текст на: р. 258-297). Болг. пер. кн. 6: Прохор Кидонис. За същността и действието. Шеста книга/Прев. от гръцки: Д. Манолова, ред.: Ц. Бояджиев//Архив за средновек. философия и култура. София, 2008. Т. 14. С. 243-263. Крит. изд. готовится в серии: Thomas de Aquino Byzantinus. Series altera: Thomas de Aquino a Byzantinis receptus. Vol. 3: Prochori Cydonis «De essentia et operatione Dei»/Ed. Ch. Triantafyllopoulos. 2. «Об отцовстве и сыновстве в Боге» (Περ τς ν θε πατρτητος κα υτητος); рукопись Ambros. D. 28 sup. Fol. 47-56v; Mercati. 1931. P. 20-21; не издано. 3. Ответ афонским монахам-паламитам о божественной сущности и действии, Фаворском свете и др.; ркп. Vat. gr. 1102. Fol. 251-264 и 123-137v; Mercati. 1931. P. 21-22; не издано; фрагмент цит.: Polemis. 1996. P. 84.

http://pravenc.ru/text/1684327.html

5 Память его совершается 4 июня (22 мая по старому стилю). Назад 6 День памяти 23 декабря (10 декабря по старому стилю). Назад 7 Голубинский Е.Е. «История канонизации святых русской церкви». М. 1903. С. 345. Назад 8 Там же. С. 358. Назад 9 Там же. С. 263264. Назад 10 Архиепископ Сергий (Спасский). «Полный месяцеслов Востока». Т. III. С. 561. Назад 11 Архиепископ Сергий (Спасский). «Полный месяцеслов Востока». Т. 1. С. 353-354. М. 1997. Назад 12 Там же. С. 356-357. Назад Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 апреля, 2021 19 июля, 2017 1 ноября, 2016 24 октября, 2016 18 октября, 2016 17 октября, 2016 17 октября, 2016 16 октября, 2016 15 октября, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/byl-li-car-ivan-grozny...

—263— гаю, должны быть желающие говорить Всесвятому Богу: „привязалась душа моя (в след) к Тебе“ ( Пс.62:9 ). Такой смысл, полагаю, и теперь вполне соответствует толкуемому изречению. Но если это место надо исследовать точнее и всесторонне и к сказанному присоединить опять и ещё другое нечто, то не замедлим сделать и это. „Куда Я ухожу, вы не можете прийти.“ Как истинный Бог, Я не удалён ни от чего, всё наполняю и присутствую во всём, но преимущественно живу на небе и с особенной приятностью обитаю среди святых духов. Но так как Я есмь и человеколюбивый творец всего, то не мог допустить погибели Моих творений. Поскольку Я видел, что человек идёт к совершенной гибели и вследствие греха подпадает смерти, то подобало подать наконец руку помощи лежавшему и всячески помочь побеждённому и падшему. Как же иначе можно было спасти погибшее? Надлежало, чтобы к болящим пришёл врач, к умирающим явилась жизнь, с находящимися во тьме обитал свет. Но вам, как людям по природе, было недоступно взлететь на небо и жить там вместе с Спасителем. Поэтому Я Сам пришёл к вам, ибо часто слышал вопли святых: „Господи, приклони небеса Твои и сниди“ ( Пс.143:5 ). И вот Я сошёл, говорит, преклонив небеса, ибо иначе вам невозможно было надеяться прийти туда. Пока Я ещё допускаю сожительство с вами, сильнее стремитесь получить жизнь, и доколе присутствует у вас Обладающий силой и властью миловать, очищайтесь через веру, ибо Я уйду или снова вознесусь туда, куда вы не можете прийти. А если уже несвоевременно и запоздало и будете искать Подателя спасения, то не найдёте. Легко —264— видеть, что должно следовать отсюда. Вы умрёте, конечно, во грехах и, отягчённые прегрешениями своими, скорбные сойдёте наконец в темницу смерти и будете нести там наказание за столь продолжительное неверие. Итак, будучи благ и весьма человеколюбив, Спаситель страхом пред будущими бедствиями побуждает Иудеев, даже вопреки их воле, ко спасению. VIII. 23. И глаголаше 1217 им: вы от нижних есте, Аз от вышних есмь. Опять может быть скажет кто-либо из имеющих любознательный ум и обыкших углубляться в божественные созерцания: что побудило Господа нашего Иисуса Христа, только что провозглашавшего Иудеям и говорившего: „Я ухожу и будете искать Меня“, как бы по какой необходимости присоединить: „вы от нижних есте. Я от вышних есмь.“ Но хотя эти слова по-видимому и не имеют близкой связи с предшествующими, однако ж в них скрывается глубокая мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Происходит великий апокатастасис, все возвращается в первобытное состояние: Бог создает новое небо и новую землю, на которой и начинается золотой век 263 . Вот то зерно, из которого при благоприятных условиях возможно было систематическое развитие эсхатологии. Для объяснения же его едва ли нужно привлекать чужие религии. Ведь, что бы ни говорили о влиянии парсизма на иудейство, внутренних причин развития последнего устранить нельзя. Так, Stave, считающий, что персидская религия играет главную роль в вопросе о внешних влияниях на иудейство 264 , высказывает вместе с тем, как общее положение, что влияние чуждой религии возможно было только там, где для этого была подходящая почва 265 . А что касается частностей, то учение, например, о воскресении у Израиля он считает не прямым заимствованием, а внутренне израильским понятием: мысль о воскресении подлинно израильского происхождения, персидское же влияние сказалось в целой связи апокалипсических воззрений и в ускорении развития самого учения о воскресении 266 . Точно так же и по Marti учение об ангелах и воскресении у иудеев понятно из внутренних причин, хотя, если угодно, можно принимать и внешние стимулы 267 . А Böklen уже утверждает, что некоторые религиозные представления общи не только персам, но и многим другим народам: нельзя ли поэтому видеть здесь одно общее предание, которое потом раскрывалось сообразно с народной индивидуальностью? 268 . Наконец, можно встретиться еще с признанием влияния на иудейство эллинской культуры. Конечно, об общем влиянии народной греческой религии на иудейство не может быть и речи, но, что такое влияние возможно со стороны возвышенных идей греческой философии, – с этим должно согласиться. Даже более, такое влияние является, судя по некоторым памятникам, неоспоримым фактом. Оно, например, сказалось в таком прекрасном произведении, как кн. Премудрости Соломоновой. При всем том влияние это с материальной стороны нельзя признать широким. Нам кажется несомненным, что ортодоксальное иудейство ввиду тех отношений, в какие оно было поставлено к миру эллинскому 270 , никак не могло заимствовать от него целиком его возвышенных идей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

1187. Каноны на линейных нотах , в четвертку, 346 лл., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Листы чистые 296–345; 346 лист о помарками. На переплете записи скорописью: 1) «Книга иеродиакона Феодосия Лисянского списана 1727 г. месяца июня 23 дня», 2) «Сия книга принадлежит города Новгород-северска церкви соборно Успенской». Там же с подписью известнаго директора Придворной Капеллы А. Львова заметка: «Каноны двунадесятых праздников малаго греческого распева 1727 года». Состав: каноны: 1) на дни двунадесятых праздников (1–259 об.); 2) в 39 день месяца августа о мире, 2– го гласа (260–263 об.); 3) апостолам Петру и Павлу (264–279 об.); 4) в неделю Ваий, гласа 4 (280–287), по распеву отличный от канона в ту же неделю («веханию Господню») на листах 147–160 об.; стихиры: 5) 5 гласа: Тебе одеющагося, Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго (288–291); 6) Успению Богоматери, 4 гласа. Егда изшла еси (291–292 об.); 7) Александру Невскому, 4 гласа. Да веселится днесь новый Израиль (292 об.); 8) на литии на «И ныне … : «Приидите возрадуемся Господеве» (292 об.– 293 об.); 9) задостойники: а) Да молчит всяка плоть человеча (293 об.–294 об.) и б) О тебе радуетсл (294 об.–295). 1188. Канон и неполное последование часов в Светлую седмицу на крюковых нотах , в восьмушку, 22 л., полууставом XVIII в., с разрисованною буквою (1 л.), в бумажной обложке. 1189. Несколько кафизм на крюковых нотах , в четвертку, без начала и конца, 17 лл., полууставом XVIII в., от древеснаго переплета сохранилась только часть верхней доски; от последняго листа нижняя часть оторвана. 1190. Начальное учение кто хощет знать (по линейным нотам) пение , в четвертку, без конца, 16 лл., полууставом начала XIX в., без переплета. На нижнем поле перваго листа запись: «Писана лета (1802)». За изъяснением нотных знаков (1–14) следуют песнопения: «Свете тихий» 6 гласа и «Господь воцарися» двух напевов. 1191. Псалмы 148,149 и 150 на крюковых нотах , в четвертку, 6 лл., полууставом начала XVIII в., в порванной цветной бумажной обложке; 6-й лист чистый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя Италия была разделена на округа, но эти округа и при Диоклетиане не стали провинциями. Поэтому внутри Италии в ее старых границах, до Рубикона, не появилось митрополичьих кафедр, и вся страна осталась в церковной юрисдикции Рима. Наконец, митрополитанское устройство на западе – в Испании, Галлии, Британии – складывалось позднее, чем на Востоке, и уже только в IV веке, а в Африке оно приобрело ту особенность, что там лишь за епископом Карфагена закреплялось первенство по самой его кафедре, а в провинциях это первенство принадлежало не епископам центральных городов, но старейшим по хиротонии, независимо от занимаемой ими кафедры. К тому же там не только не было введено титула митрополита, но впоследствии было прямо воспрещено употреблять иные титулы, кроме «примаса». Дело в том, что «первый епископ» (примас) – это не титул в собственном смысле слова, а всего лишь определение статуса. В 48-м правиле Карфагенского Собора сказано: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев, или верховным священником, или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола» – для отцов Карфагенского Собора характерна тенденция противостоять стремлению влиятельных епископов, прежде всего Римского, «вносить дымное надмение мира в Церковь Христову» (Послание Африканского Собора к Келестину, папе Римскому). Римскую кафедру после мученической кончины Сикста, последовавшей в гонение Валериана в 258 году, занимали Дионисий (до 269 г.), затем Феликс, с 275 по 283 год – Евтихиан, а после него в течение 13 лет Гай. В 296 году «преемником его стал Марцеллин – тот самый, которого и настигло гонение» . По смерти святого Дионисия Александрийского в 265 году его кафедру занял Максим, в 282 году его сменил Феона, скончавшийся в 300 году, а его преемником стал священномученик Петр. Иисус - Альфа и Омега. Катакомбы Коммодиллы. 4 в. После мученической кончины святого Вавилы в 250 году Антиохийскую кафедру последовательно занимали Димитрий (по 263 г.), Павел Самосатский (с 264 по 271 г.), еретические воззрения которого стали причиной его низложения; Домн, скончавшийся в 273 году; после Домна епископство в Антиохии получил Тимофей; преемником его стал Кирилл, занявший кафедру в 284 году и скончавшийся в 298 году. Затем на Антиохийский престол был поставлен Тиран, при котором на Церковь обрушились гонения Диоклетиана.

http://pravoslavie.ru/41990.html

Ад Содержи в памяти геенну, чтобы ненавистны были тебе дела, влекущие в оную (прп. авва Исаия , 60, 92). Все ли пойдут в одну муку, или мучения различны? Разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть тьма кромешная ( Мф. 8, 12 ); геенна огненная ( Мф. 5, 22 ) – иное место мучений; скрежет зубов ( Мф. 13, 42 ) – также особое место; червь неусыпающий ( Мк. 9, 48 ) – в ином месте; озеро огненное ( Апок. 19, 20 ); тартар ( 2Петр. 2, 4 ); огонь неугасающий ( Мк. 9, 43 ); преисподняя ( Фил. 2, 10 ); пагуба ( Мф. 7, 13 ); дальнейшие страны земли ( Еф. 4, 9 ); ад, где пребывают грешники, и дно адово – самое мучительное место. На сии-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких, или более сносных... (прп. Ефрем Сирин , 31, 333). Источник. Желающие совершенно избежать вечной геенны, в которой мучатся грешники, и улучить вечное Царство, здесь постоянно терпят геенские скорби по причине искушений, наводимых лукавым. И если до конца терпят, с верою ожидая Господней милости, то по благодати избавляются от искушений и скорбей, удостаиваются внутреннего общения со Святым Духом, а там избавятся вечной геенны и наследуют вечное Царство Господне (прп. Ефрем Сирин , 31, 529). Бог не нам, но диаволу и ангелам его назначил мучения, мы же сами великими своими пороками делаем себя наследниками страшных сих мук; и что угрожало лютому змию, то будем добровольно терпеть мы, человеки (прп. Ефрем Сирин , 32, 81). ...Ад есть нескончаемое мучение, есть непроницаемая светом тьма, и безотрадная геенна, есть неусыпающий червь, немолчный плач, непрестанный скрежет, неисцельная скорбь, есть нелицеприятный судия, беспощадные служители, есть горький и вечный плач (прп. Ефрем Сирин , 31, 245). И геенною и прочими мучениями угрожает Господь не напрасно и только тем, которые преступают Его заповеди, поработились плотским страстям и делают всякое диавольское дело, свергли с себя страх Божий, и нимало не ожидают будущего. Таковые будут преданы сказанным выше мучениям (прп. Ефрем Сирин , 32, 263–264). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Священник Андрей Лоргус. ДУША И ДУХ: ПРИРОДА И БЫТИЕ Природа человека Существует представление, что человеческую жизнь можно описать в некоторых онтологических уровнях. В антропологии имеется несколько подобных описаний, некоторые приобрели статус адекватного представления действительности. Так, человек видится состоящим из тех или иных сущностных реальностей. Таких описаний или схем, как правило, две: тримерия духа, души и тела и двумерия души и тела, хотя существуют и более сложные представления. В самом простом представлении человек состоит из души и тела. Из двух природ: одна – телесно-вещественная, сотворенная Господом из праха земного; другая – духовная, или мысленная, происходящая от вдуновения Творца. Существуют материальный уровень, физический уровень (например, тело или плоть) и уровень духовный. В бытии человека можно выделить уровень чувственный, уровень интеллектуальный, духовный, наконец, уровень умный, а в то же время – уровень телесный, материальный. Примеров такому взгляду несколько: «Человек – сложное создание; составленный из души и тела, он, сообразно существу этих составляющих, не един по природе… Вот что такое человек: разумная душа, нуждающаяся в теле, которое соединено с нею как вспомогательное орудие» 258 . Другой пример: «Человек [есть] разум, соединенный с полезной [ему] и приличествующей плотью» 259 . А также «человеком… называется он по естеству: ни душа без тела, ни, напротив, тело без души, но то, что из соединения тела и души, сложенное в один образ» 260 . Трехчастное представление, наиболее авторитетное, восходит прежде всего к Апостолу Павлу: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес 5:23 ). Трехчастное учение наиболее распространено в православной антропологии. Им пользуются наибольшее число отцов и учителей Церкви. Понятно, что телесный уровень в этом представлении – тот же самый: тело, материя; душевный уровень – это уровень тварных духовных сущностей, к которым могут быть отнесены ангельская природа и природа человеческой души. Духовная сущность – это некий духовный мир, в котором обитают души и ангелы. Но они там не одни, там есть энергия божественная, нетварная энергия, есть нетварные духи, а есть и тварные сущности – ангелы и бесы. Человек проявляет себя во всех этих уровнях, он со всеми этими уровнями связан онтологически и не может быть лишен ни одного из них, не может жить только в одном из этих уровней. Значит, в этих трех уровнях можно рассматривать человека. «Совершенный человек состоит из тела, души и духа» 261 . «Человек состоит из тела, души и духа» 262 . «Из трех [частей] человек… духа, души и тела» 263 , «ибо человек из сих трех имеет устроение; и свидетель [тому] Павел, призывающий на ефесян… благодать тела, души и духа» 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Глава шестая. Клавдий Аполлинарий, епископ иерапольский С доевсевианскими сведениями о Аполлинарии мы можем познакомиться только из „Церковной Истории» Евсевия 260 . В 19-й главе V-й книги ее приводится следующее антимонтанистическое письмо Антиохийского епископа Серапиона к Карику и Понтию: „Чтобы вы знали, что деяния той лживой школы, которая называется новым пророчеством, осуждаются всем братством на земле, я посылаю вам сочинения блаженнейшего Аполлинария, который был епископом Иерапольским в Азии». В своей „Хронике» Евсевий, против своего обыкновения, не упоминает ни о времени подачи апологии Аполлинария, ни о государе, которому она подана. Под 2186 г. (172 г. по P. X.) историк пишет только: „Прославился Аполлинарий, епископ Иерапольский в Азии, и Мелитон Сардийский , епископ Лидии, который и подал апологию за христиан Антонину» (т. е. Марку Аврелию) 261 . Имена Аполлинария и Мелитона стоят рядом и в „Церковной Истории» Евсевия, – там где историк причисляет обоих апологетов к писателям, которых православие ясно видно из их сочинений 262 . В 27 гл. кн. „Церковной Истории» историк поместил обзор сочинений Аполлинария. „Многия сочинения Аполлинария, говорит он, находятся в руках многих 263 . Мне известны следующие: сочинение к вышеупомянутому императору (Марку Аврелию), пять книг „Против Эллинов” первая и вторая книги „Об истине», первая и вторая книги „Против Иудеев”; позднее составленный им сочинения „Против ереси фригян”, которая скоро затем выступила с своими новшествами, а тогда только начиналась, и Монтан в то же время с своими пророчицами полагал только фундамент своим ложным учениям”. Евсевий называет Аполлинария сильным и непобедимым борцом против монтанизма („πλον  σκυρν κα καταγνιστον») 264 . В 5-й главе V-й кн. „Церковной Истории» Евсевий ссылается на Аполлинария для подтверждения рассказа о громоносном легионе. „Внешние историки, говорит он, не знакомые с истинной верой, хотя и упоминают об этом чуде, однакож не сознаются, что оно произошло по молитвам христиан; напротив, единоверные, как любители истины, рассказывают о нем просто и без хитрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010