Declaration of the Ecumenical Patriarchate on the occasion of the 25th anniversary of the WCC Ed. Patriarchal Institute for Patristic Studies. Tessaloniki. 1973. P. 33. 143 Episkepsis. 369. December. 1986. P.15. 144 Response of the Moscow Patriarchate to the Lima document; Tsetsis Georges. А Synthesis of Responses of Orthodox Churches to the Lima Document//Orthodoxes Forum. I. 1987. P. 110. 145 Episkepsis. 369. December 1986. P. 14. 146 Episkepsis. 369. December 1986. P. 14. 147 H. N. Bate ed., Faith and Order, Proceedings of the Lausanne Conference. London, SCM. 1927. P. 384. 148 See statement of Orthodox delegates at the Secind Assembly in Evanston (1954)//Patelos. Op. cit. P. 95. 149 Episkepsis. 369. December. 1986. P. 15. 150 The Ecumenical Movement, from Amsterdam to Geneva (1948 — 1966), in The Welcome and the Speeches of Dr Visser Hooft and E. C. Blake at the University of Athens, 1967. P. 33. 151 Address by His Holiness Athenagoras I, Ecumenical Patriarch of Constantinople//The Ecumenical Review. Vol. XX. January. 1968. P. 87. 152 Reply of His All Holiness the Ecumenical Patriarch Dimitrios I during his official visit to the WCC. December. 1987. 153 The Sofia Consultation/Ed. Todor Sabev, Geneva: WCC, 1982. P. 41. 154 Ср. выражение hypomagй tes homologias в 2 Кор. 9,13. Слово koinonia употреблено в этом контексте. 155 The First Assembly of the World Couneil of Churches, Amsterdam, 1948. Vol. V. SCM Press, London. P. 69. 156 См.: Василий Великий. Творения. Т. 3, СПб. С. 138. 157 См.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. Перевод с сербского. Т. 1. СПб., 1911. С. 208. 158 Там же. С. 209. 159 Сократ Схоластик. Церковная история. СПб., 1850. С. 101. 160 См.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. Т. 1. С. 587 — 591. 161 См.: Иларион, архимандрит. Единство церкви и всемирная конференция христианства. Сергиев Посад, 1917. С. 43. 162 См. там же. С. 43. 163 ПСЗ РИ. Т 5. 32225. 164

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Бл. Августин больше других встречался с вопросом о неизменяемости Божией. Сущность же учения его об этом предмете можно представить так: небо и земля тем самым, что изменяются и разнообразятся, громко говорят, что они созданы. То, следовательно, что не создано и между тем существует, не находится в ряду того, чего некогда не было, и чему нужно изменяться и разнообразиться 154 . Таково именно и есть бытие Того, Кто назвал Себя сый – ego sum, qui sum и Кто один только поистине существует 155 , так что все остальное сравнительно с Ним как бы не существует 156 . Потому что в таком бытии, каково есть истиннейшее бытие, немыслимо какое-либо изменение. Что изменяется или изменчиво, то уже не существует по истине, потому что изменяться значит переставать быть тем, чем был прежде, а там нет места истинному бытию, где есть место небытию 157 . Поэтому Бог, обладая истиннейшим бытием, вместе с этим есть и неизменяем, – Он не знает никаких перемен, ни в каком отношении не подлежит повреждению 158 , ничего из Себя Он не теряет и не умаляется и ничего нового не приобретает и не увеличивается 159 . Впрочем, неизменяемость в Боге, по Августину, не представляет собой чего-либо похожего на какую-либо закоченевшую и омертвевшую неподвижность. При своей неизменяемости, Его существо есть жизнь, полная при своем единстве разнообразных сил и разнообразной деятельности 160 , что в свою очередь опять нисколько не нарушает неизменности существа Божия. Это потому, что жизнь в Боге со всеми ее свойствами не составляет чего-либо случайного и случайно соединенного с Его существом, как напр. случайно с сосудом соединяется налитая в него жидкость, или с телом – его цвет, или с воздухом – свет и теплота, или с душой – мудрость. Сосуд не есть жидкость, тело не есть цвет, воздух не есть свет или теплота, ни душа не есть мудрость. Отсюда происходит то, что означенные предметы, владея указанными свойствами, при изменившихся условиях, могут утратить их, а вместе с тем и измениться. Так сосуд может опустеть от жидкости, тело может потерять цвет, воздух может потемнеть и похолодеть, душа может потерять мудрость. Но жизнь в Боге, Который Сам в Себе есть жизнь, существует иначе, она также существенно принадлежит Его существу, как и самое бытие 161 . Для Бога быть – то же, что быть мудрым, благим, крепким, праведным и всем остальным, что мы Ему приписываем 162 . Поэтому то существо Божие через проявление Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет и ничего не приобретает для себя такого, чего бы еще не имело 163 , равно, как ни понижается или упадает, ни совершенствуется или возрастает в своем бытии 164 . § 67. Разрешение трудностей в вопросе о неизменяемости Божией

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

д.). Однако, при этом они обыкновенно ограничиваются указанием лишь сходства или совпадения в воззрениях тех и других и не останавливаются над разъяснением генетической связи и зависимости первых от последних. Но совершенно очевидно, что такой прием не может быть назван доказательным и «научным»: таким приемом можно бы было доказать не только то, что славянофилы «брали-де свои идеи на западе», но и нее что угодно, – наприм., что наши приволжские меловые горы перевезены немцами-колонистами прямо из фатерлянда... Ведь сходство есть, а больше, по этой логике, для доказательства заимствования ничего не нужно! 2088 Проф. Виноградов: «И.В. Киреевский и начало московского славянофильства» (Вопросы фил. и псих. кн. 11) и «Т.Н. Грановский» (Русская Мысль, 1893, апрель, стр. 45 и след., – 2-го отд.). Оба этюда – публичные лекции. 2089 Что же такое, однако, это «все»? – Ведь сюда, пожалуй, подойдет и печальное событие 81-го года, и другие, подобные ему: ужели и это «утверждает в убеждении» и т. д.?!... 2091 Об этой связи гипостазированной абстракции человечества («религии человечества») с другими, указанными и им подобными, ложными течениями мысли см. наше, имеющее скоро выйти, сочинение: «Философия в современной Франции» (III, 1). 2092 Такова уж досадная для реального мышления природа этих идей, что они не ходят в одиночку, но, выражаясь образным языком основателя идеализма, Платона, ходят всегда в сообществе или со свитой, – окруженные сонмом других, сродных им идей, которые и выдают их подлинный, иногда для смертного скрытый и замаскированный, характер... 2093 Выражение Вл. С. Соловьева (см. Βοпрοсы фил. и псих., кн. 18, стр. 154 2-го и т. д. – «Замечания на лекцию И. Н. Милюкова»). 2094 «Русский народ обладает великими стихийными силами и богатыми задатками духовного развития» вследствие чего «национальная самобытность России не подлежит сомнению» – II, 160 (римской цифрой, как здесь, там и в тексте, мы обозначаем выпуск «Национального Вопроса» etc.). 2095 Наша вера «неосмысленна», мы «пристрастны к традиционной букве и равнодушны к религиозной мысли, склонны принимать благочестие за всю религию, а само благочестие отожествляем с обрядом» (II, 95); «иностранцы, рассуждая о религии, предаются вместе с тем и религиозной деятельности, организуют благотворительные учреждения у себя дома, просветительные миссии среди диких народов и т. п., а мы воздерживаемые от этого суетного подвижничества, предаваясь, главным образом, подвигам молитвенным, утешаясь обилием земных поклонов, продолжительностью и благолепием церковных служб, – мы служим только Богу, а служение, страждущему человечеству представляем ложным религиям гнилого запада» (96): «мы свято храним божественное основание церкви, но вот уже девятый век ничего на нем не созидаем и часто пользуемся трудами столь порицаемых нами (католических и протестантских) зодчих»... (I, 95).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

152. Совершенно неосновательное рассуждение, чуждое какого-либо понимания психологии людей. Судит эмпирик и о всех «как бы сам поступил». Это слишком недостаточно и неисторично. В. Р-в. 153. Тревожишься — местное выражение. Примеч. проф. Сикорского. 154. Какие ужасы! Кстати: да была ли хоть пересказана в духовных журналах терновская трагедия? О, равнодушные… В. Р-в. 155. Естественное, неодолимое, вопреки всем идеям, всему навеянному, выражение страшной жизненности этого субъекта. Виталия, несомненно, была гениальная личность, Ломоносов в «подполье». В религии положительной, к добру и свету направленной, она сделалась бы великою жрицею, пророчицею, великою героинею; «σωτειρα» [спасительница; эпитет богини (греч.)], как говорили в древности. По ее имени звался бы город, поселок, устав, закон. Но та же самая героиня древности, перенесенная в отрицательную религию, могла довести своих последователей только до самозакапываний. Какая последовательность! Какой ужас. В. Р-в. 156. Какая жизненность! До чего в самой все было нормально, в этой Виталии. Именно гений, поведший толпу за собою по смертоубийственной стезе, которая под ноги ей дана была историей, церковью, религиею. В. Р-в. 157. Как все благородно и гордо у этой девушки. Именно — героиня, и именно — древности, попавшая в несчастную обстановку. В. Р-в. 158. Выброшен, сброшен со счетов «святости»… В. Р-в. 159. Оба мотива — вечные мотивы Церкви, поставившей людей между страхом ада и обещаниями рая (загробного). «Рай» и «Ад» — это есть изъятие свободной воли у человека, свободного решения… Замечательно, что в Ветхом Завете, при полном вообще молчании о загробном существовании, и нет никаких картин «ада» и «рая». Люди там наказываются угрозою бесплодия, догорания, угасания семени и крови и «лика человеческого» здесь, на земле; как обилием потомства награждаются. Таковы естественные выражения, с одной стороны, религии семени и потомства, — и, с другой стороны, религии «бессеменного зачатия» и бесплодия. В. Р-в. 160. Грубая ошибка медика: тягостное — замедляет, «руки опускаются», а оживляет — близость исполнения давних желаний. «Оставьте меня, мне хорошо», — говорил Гоголь на молитве перед смертью, умирая с голоду. В. Р-в.

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

123. Sulpice Severe. Dial., 1, 3,1. 124. Pline. Hist, nat., XV, 74. 125. Sulpice Ξυτβ. Dial., 1, 8. 126. Цит. no: Lefebvre des Noettes. De la marine antique a la marine moderne. Paris, 1935, p. 72. 127. Pline. Hist, nat., XIX, 3; SaintDenis de E. Revue archeologique, 18, 1941, p. 72. 128. Strabon, V, 42, 7—8; Tacite. Annales, II, 85. 129. L0crivain Ch. Viator//Dictionnaire des Antiquites, V, p. 817–820. 130. Lefebvre des Noettes. L " attelage, le cheval de selle. Paris, 1931, pp. 13,84. 131. Ciceron. Pro Milone, 10, 28; 20, 54. См. также: Saglio Ε. Rheda//Dictionnaire des Antiquites, IV, p. 862. 132. CIG, III, 3920. 133. Charlesworth M. P. Op. cip., p. 40. 134. Pline. Hist, nat., X, 53- 135. CIL, X, 1634,1759; III, 860, 1394. 136. Philostrate. Vita Apoll., VIII, 15. 137. CIG, 6233 5774; Strabon. Geographic IV, I, 5; PhUostrate. Vita Apoll., VIII, 15; Quintillien. Declam., 333- 138. См.: Ramsay W. M. Roads and Travel//Diet, of the Bibel, V, p. 299. 139. Так поступил во II в. некий египтянин, совершивший путешествие к истокам Нила. Его письмо хранится в Британском музее: Greek Papyri in the British Museum, III, London, 1907, p. 206, n. 854. 140. Pline. Ер., VIII, 20. 141. Journal d " itherie//Sources chretiennes, n. 21. 142. Hist, eccl., IV, 22. 143. Josephe. Bell. Jud, VII, 6,6. 144. Hist, eccl., VI, 31,2. 145. Эпитафия. 146. Actajustini, 4. 147. Tertullien. Contra Hermogenen. 148. De praescriptione, 30. 149. По этому вопросу см.: Kleberg Т. Hotels, restaurants et cabarets dans l " Antiquite romaine. Upsala, 1957. 150. Деян. 28, 15. 151. Plutarque. Moralia. De vitioso pudore, 8. 152. Orat., 27. 153. Там же. 154. Artemidore d " tphese. Onirocritique, 1,4. 155. CIL, IV, 806, 807. 156. CIL, XII, 4377. См. особое мнение: Kleberg Т. Op. cit., pp. 66, 72. 157. Kleberg T. Op. cit., pp. 66. 158. CIL, XI, 721. 159. Orelli. Insc. Lat.,4329. 160. CIL, XII, 5732. 161. Ps. Virgile. Сора. 162. CIL, XII, 5732. 163. CIL, IX, 2689. 164. Plutarque.., Decarnium esu, 1, 5. 165. Dig., XXIII, 2,43,9.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

Fides quaerens intellectum, Anselms Beweis der Existenz Gottes. Munchen, 1931. w Marrou H. Op. cit., p. 353. 150   151 В «Retractationes» Августин изменил название этой работы на «De Academicis», желая подчеркнуть, что его оппозиция скептикам не безусловна и что она не распространяется на критику скептиками стоического материализма (Retr. I 1). 152 О близости трактовки этой проблемы у Августина и Декарта см. Copleston F. Op. cit., p. 32. 153 Markus R. CH, p. 364. 154 Ср. В oyer C. L " idSe de v£rite dans la philosophie de Saint Augustin. Paris, 1941. 155 Cm. Nemesius. De natura hominis, VII. Об этом см. CH, p. 292—293. 156 H. К. Малинаускене показывает, что подобное «экспрессивное» понимание зрения было свойственно грекам со времен Гомера (см. ее статью «Семантика «зрения» — «свечения» в античности» в сб. античной культуры». M, f 1976, с. 18–30). 157 Попов И> В. Указ. соч., ч. II, с. 26. 158 Там же, с. 38. 159 См. Я. В. Попов. Указ. соч., ч. II, с. 209. Gilson Е. Op. cit., р. 365—366, 438—441 etc; Copleston F. Op. cit., p. 32, 166—168, 207—208 etc. Подробнее см. Marrou Я. Saint Augus-tin and his Influence through the Ages. L., 1957. 160 О понятии «умственного света» в античной философии см. «Lux intelligibilis». Untersuchung zur Lichtmetaphysik der Griechen. Miinchen, 1957. 161 Теория интеллигибельного мира Плотина прекрасно изложена в работе: Armstrong А. Я. The Architecture of the Intelligible Universe in the Philosophy of Plotinus. Cambridge, 1940. 162 Cp. Jaspers K. Op. cit., S. 144—145. 163 Эта идея будет использована Г. В. Лейбницем в его «Монадологии». См. об этом нашу книгу: «Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница». М., 1973, с. 130—143. 164 См. Martin G. Platons Ideenlehre. Berlin, 1973. 165 Из того, что истина обитает внутри человека, Августин делал далеко идущие педагогические выводы (см. Gregory Т. И maestro interiore nel pensiero di S. Agostino. — «Classici della pedagogia italiana», v. 1. Firenze, 1956). 166 В противоречии со своей основной позицией Августин трактует «память» (memoria) в сочинении «О порядке», где он употребляет этот термин в обычном смысле, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

143. См.: Armengaud, general. La pacification de L " Afrique encore insoumise. - Paris, Berger-Lavrault, 1930. - p.1-2. 144. Damidaux C. Combats au Maroc 1925-1926. - Paris, Berger-Levrault, 1928. - p.129-130. 145. Луцкая Н.С. Ук.соч. - с.112. 146. См.: Там же. - с.116-117. 147. См.: Illustration. - Paris, 1924, 29.11. - р. 487.; Le Temps. - Paris, 1925, 29. IV. 148. Фрунзе М.В. советский военоначальник, с 1919 г. командующий Туркестанским фронтом, с 1920 г. - Южным фронтом, с 1925 г. Председатель Реввоенсовета, умер в 1925 г. 149. См.: Фрунзе М.В. Европейские цивилизаторы в Марокко. - Избранные сочинения. - М., 1940. - с.209. 150. См.: - Луцкая Н.С. Ук.соч. - с.124-125. 151. Le Temps. - Paris, 1925, 3. VI. 152. Semard P. La guerre du Rif. - Paris, 1926. - р.89. 153. Fabre. - La tactique au Maroc. - Paris, 1931, - р.51. 154. Немирович-Данченко В. Наши в далях. -//Всеславянский календарь. - Прага, Пламя, 1926. - с.98. 155. См.: Луцкая Н.С. Ук.соч. - с.190. 156. Отец Александр Терентьев. Некролог. -//ЕВАПРЦЗЕ, 1998, - с.15. 157. Историческая записка Ук.соч. - ВХРМ. - с.2-3. 158. В 1925 г. переведен из Будапешта в Ментон (Франция). 159. Евлогий Г. - с.500-501. 160. Письмо, 1938.30.11, - ВХРМ. 161. Из частного письма к архимандриту Варсанофию. - ВХРМ. 162. " На многая лета господин " (с греч.), - песнопение, исполняемое во время совершения православного богослужения архиереем. 163. Там же. - с.504. 164. Клировая ведомость. - ВХРМ. 165. Пешков З. Иностранный легион в Марокко. - 1929. - с.217. 166. Русский корреспондент из Марокко передавал: " Интересна одна трагическая подробность... Некий.., бывший легионер, проживавший в Марокко уже 13 лет тихо и мирно, вышел из своего дома, сказав, что зайдет заплатить за квартиры. Он был примерным семьянином и скромно проживал со своей женой и матерью. Домой он не вернулся. Только как-то постучал соседний лавочник, коротко сообщивший: " Ваш муж лежит перед домом в своем автомобиле мертвым " . - Рей Лохмач. У подножья Атласа. Террористы льют в Марокко кровь. -//РМ, 1953, - с.3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/401/...

153. См.: Отеч. зап. 1872. Отд. II. С. 167–171; 1873. Отд. II. С. 61–63. 154. Вестн. Европы. 1873. С. 744. 155. Отеч. зап. 1873. Отд. II. С. 62. Курсив наш. — Ред. 156. Понятие мечты присутствует также в прямом обращении Михайловского к Достоевскому — в его рецензии на роман «Бесы» — приобосновании преобладающего значения социальных реформ по сравнению с реформами политическими: «...г-н Достоевский, вы сами cimoyen,bы знаете, что свобода вещь хорошая, очень хорошая, что соблазнительно даже мечтать об ней. Соблазнительно желать ее во что бы то ни стало, для нее самой и для себя самого. Вы, значит, знаете, что гнать от себя эти мечты, воздерживаться от прямых и, следовательно, более или менее легких шагов к ней — есть некоторый подвиг искупительного страдания...» (Отеч. зап. 1873. 2. Отд. II. С. 340. Курсив наш.— Ред.). 157. См. об этом: Семенов E. И. Роман Достоевского «Подросток»: проблематика и жанр. Л., 1979. С. 87–90. 158. См.: Архипова А. В. Достоевский и Кишенский//Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1976. T. 2. С. 199–207. 159. Щеглов Ив. Жертва цензурной инквизиции (К истории народного театра)//Слово. 1907. См. также: Русские писатели 1800–1917 M., 1992. T. 2. С. 547. 160. Гражданин. 1873. 18 июня. С. 716. 161. PO Российской Гос. б-ки. Ф. 93. П. 5. 162. PO Ин-та руС. лит-ры (Пушкинский Дом). Ф. 100. 163. Гражданин 1873. С. 791. 164. С.-Петербургские ведомости. 1873. 15 июля. 165. Там же. 166. См.: РуС. мир. 1873. 23. мая. ГолоС. 1873. 25 мая. 167. Вестн. Европы. 1873. С. 312–340. 168. Там же. С. 314–315. 169. О теме Петербурга в русской литературе XIX b. и преломления ее в творчестве Достоевского см.: XVIII, 217. Ср.: Анциферов H. П. 1) Душа Петербурга. Пб., 1922; 2) Петербург Достоевского. Пг., 1923; Шкловский В. За и против: Заметка о Достоевском. M., 1957; Саруханян E. А. Достоевский в Петербурге. Л., 1972. 170. См. также: Кийко E. И. Белинский и Достоевский о книге Кюстина «Россия в 1839»//Достоевский: Материалы и исследования. Л.,1974. T. 4. С. 189–200.

http://predanie.ru/book/68756-bobok-dnev...

ОИДР вручало ряд премий за написание исторических произведений. В 1845 г. учреждена премия им. кн. Д. В. Голицына за «составление истории Московского градоначальства при генерал-губернаторе князе Д. В. Голицыне» (не была вручена). 29 февр. 1892 г. высочайше утверждена ежегодная премия им. Г. Ф. Карпова за труды по истории Малороссии (учреждена на проценты с капитала в 11,5 тыс. р., внесенного в ОИДР в 1890 вдовой историка А. Т. Карповой; вручение - ежегодно с 1893). 27 окт. 1906 г. министром народного просвещения П. М. Кауфманом-Туркестанским утверждены правила о присуждении премии им. А. П. Бахрушина за «лучшее сочинение по истории и археологии г. Москвы и Московской губернии» (на проценты с капитала в 6 тыс. р., вручение - раз в 4 года с 1909). В 1914 г. учреждена премия им. Д. И. Иловайского (на проценты с капитала в 12 тыс. р., пожертвованного Иловайским: полная - 1,5 тыс. р., большая - 1 тыс. р., малая - 500 р., вручение - раз в 3 года; единственное вручение состоялось в 1917). Ряд лауреатов премии им. Г. Ф. Карпова был удостоен ее за труды по церковной истории. Так, 1-м лауреатом премии стал В. О. Эйнгорн за работу «О сношениях малороссийского духовенства с Московским правительством в царствование Алексея Михайловича» (опубл. в 1899 под названием «Очерки из истории Малороссии в XVII в. Ч. 1: Сношения малороссийского духовенства с Московским правительством в царствование Алексея Михайловича»), в 1897 г. ее получил М. И. Лилеев за кн. «Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв.» (К., 1895. Вып. 1), в 1900 г.- К. В. Харлампович за кн. «Западно-русские православные школы XVI и нач. XVII в., отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и Церкви» (Каз., 1898), в 1906 г.- А. С. Крыловский за кн. «Львовское Ставропигиальное братство» (К., 1904), в 1917 г.- Н. В. Лысогорский за кн. «Единоверие на Дону в XVIII-XIX вв.» (Серг. П., 1914). Об-во продолжило существование и после революционных потрясений 1917 г., однако в 1918 г. прекратилась его издательская деятельность, работа ограничилась проведением заседаний и чтением на них научных докладов. Всего за период с 1917 по 1929 г. состоялось 159 заседаний, на к-рых сделано 166 докладов ( Бухерт. 2002. С. 150, 160-165). Состав действительных членов об-ва пополнили известные историки, в т. ч. С. В. Бахрушин, В. И. Пичета, Н. П. Чулков (все в 1920), И. А. Голубцов, А. А. Новосельский, В. В. Шереметевский (все в 1922) (Там же. С. 154).

http://pravenc.ru/text/2578101.html

Впрочем, известным исключением, похоже, является тот эпизод у Кассиана, 153 где он говорит о 60лее чем пяти тысячах тавеннисиотах («тавенских монахах»), послушных своему старцу. Палладий оценивает общую численность современной ему общины в семь тысяч, 154 три тысячи из которых находятся в послушании у Пахомия 155 (кстати говоря, использование им термина «архимандрит» по отношению к Пахомию для Египта было явным анахронизмом). 156 Количество насельников Пбоу Палладий оценивает в тринадцать сотен. 157 Когда в 352 году в Пбоу прибыл Аммон, он нашел там около шестисот монахов. 158 Количество насельников в других монастырях не превосходило двухтрех сотен в каждом. 159 Пахомий, будучи «главой» или «отцом» всей общины, вероятно, вообще не занимался вопросами внешнего управления. Он был обычным жильцом одного из домов, за порядком в котором надзирал домоправитель. 160 Управлять обителями должны были главы (экономы) различных монастырей, подчинявшиеся главному эконому, жившему в Пбоу, где дважды в год собиралась вся община: это происходило во время праздника Пасхи и во время августовской общей ревизии, когда назначались новые главы монастырей и их помощники. 161 Община выросла, и теперь ей нужны были уже две лодки, 162 одна из которых использовалась для торговли монастырской продукцией и находилась в ведении двух братьев. Раз в год, по всей видимости, осенью она же совершала плавание в Александрию. 163 Впоследствии в каждом монастыре были построены собственные лодки. 164 Во всех монастырях давалось несколько еженедельных наставлений (κατηχσεις): трижды один раз в субботу и два раза в воскресенье это делал эконом и дважды по средам и пятницам домоправитель. 165 Согласно Палладию, в конце столетия первая дневная трапеза начиналась в полдень, однако более строгие аскеты вкушали пищу еще позже. 166 При рассмотрении правил, представленных в ранних греческих источниках, трудно понять, придерживал ось ли их первое, то есть самое старшее поколение монашествующих. Однако более внимательное их изучение показывает, что, скорее, вослед за молитвословием, совершавшимся в девятом часу 167 (обычное время для всего монашеского Египта), устраивалась одна общая трапеза.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010