И. С. принимал пищу (ячменный хлеб с солью) раз в неделю, и «ничего земного он не замечал, днем и ночью грезя и помышляя только об одном Возлюбленном» ( Theodoret. Hist. rel. II 2//PG. 82. Col. 1308 (рус. пер.: Феодорит Кирский. История боголюбцев, с приб. «О божественной любви»/Пер.: А. И. Сидоров. М., 1996. С. 154)). К нему стали собираться ученики, число к-рых вскоре достигло 100 чел. И. С. «научил братию сообща восхвалять Бога в песнях, когда все пребывали в пещере, а после утренней зари по два удаляться в пустыню, и там одному, преклонив колена, приносить Владыке подобающее поклонение, а другому стоя петь в это время пятнадцать Давидовых псалмов; потом, наоборот, первому стоя петь, а второму, припадя к земле, молиться; и это они делали постоянно с утра до сумерек» (Ibid. II 5//PG. 82. Col. 1309 (рус. пер.: Там же. С. 156)). Нек-рые из его учеников, напр. Иаков и Астерий, стали основателями новых монастырей, а Адельфий - одним из ересиархов мессалиан . Однажды, когда И. С. уединился для молитвы в пустыне, на него напал дракон, но подвижник умертвил его крестным знамением и призыванием имени Божия. По молитве святого, к-рый желал спасти умиравшего от жажды ученика, в безводной пустыне забил источник. И. С. отличался смирением, уступая большинству монашеской общины (как, напр., в случае со строительством домика для припасов) или не желая огорчать кого-либо из учеников (напр., приняв подаренный Астерием мешок со смоквами). Желая избежать почестей, И. С. вместе с неск. учениками отправился на Синай, и они «пребывали там долгое время» (Ibid. II 13//PG. 82. Col. 1316 (рус. пер.: Там же. С. 160)). И. С. построил на вершине горы Моисея небольшой храм (360-363), а затем возвратился в свой мон-рь. Во время молитвы ему была открыта гибель имп. Юлиана Отступника в походе на персов (363). Когда при имп. Валенте (364-378) ариане стали распространять слухи, что И. С. является их сторонником, старец пришел в Антиохию и обличил еретиков. Согласно блж. Феодориту Кирскому, это произошло вскоре после изгнания свт. Мелетия , еп. Антиохийского. Свт. Мелетия трижды смещали с кафедры. П. Каниве считал, что блж. Феодорит Кирский имел в виду 2-е изгнание свт. Мелетия (365) ( Canivet P. Le Monachisme syrien selon Théodoret de Cyr. P., 1977. P. 108, 114, 159-160, 164). Однако нек-рые исследователи полагают, что приход И. С. в Антиохию произошел во время его 3-го изгнания (371-378), в связи с чем пересматривают и датировку кончины преподобного.

http://pravenc.ru/text/1237835.html

На земле мы многие вещи принимаем, как само собой разумеющееся, как данность, но только после многих месяцев в спартанских условиях ты начинаешь ценить тот комфорт, которым окружило себя человечество. В океане пресная вода - это жизнь. Если бы опреснитель вышел из строя, я бы не дошел. Начал разбирать свои дневники, думаю, как приступить к работе над новой книгой. Надо настроиться и затянуть себя в работу, пока еще свежи воспоминания и переживания. Эту книгу будет сложно писать: с одной стороны, однообразие Южного океана и погодных условий, с другой стороны - было много времени подумать над своей жизнью и переосмыслить прожитые годы. Когда команда из Москвы прислала прогноз и там было указано - шторм на 36-40 часов, я понимал - придется лежать пристегнутым в каюте и думать, молиться, вспоминать прожитые годы все это время. На палубу не выйти - смоет за борт. Даже перемещать вес по лодке из кормовой каюты в навигационную рубку опасно, нарушается баланс. Плюс, лодку бросает так, что можно получить травму, это означает - конец похода. Почем так медленно? По факту, я шел в два раза медленнее, чем среднестатистическая современная весельная лодка, пересекающая Атлантику. Это важный вопрос. Сравниваю мой предыдущий переход через Тихий океан из Чили в Австралию - тогда пройденное расстояние составило 9 400 миль за 160 суток. Подробнее здесь . В этом переходе от Новой Зеландии до пролива Дрейка по лагу прошел 6 400 миль за 154 дня. Еще бы неделя и вышел на знакомые 160 дней. Таким образом, расстояние на 3000 миль меньше, чем в 2014, а прошел за то же время (минус неделя). Для меня это оказалось неожиданным. Мои расчёты по скорости движения и суточным переходам не оправдались. Южный океан оказался хаотичен, разнонаправлен. Здесь каждое метеорологическое явление очень мощное и живет своей жизнь. Для парусной яхты это не так важно, для нее основной движущей силой является ветер, а в Южном океане его много, настройка парусов обеспечивает уверенное продвижение по курсу. Для вёсельной лодки важно всё - ветер, волна, течение, зыбь, ветровая волна, остаточная волна от прошедшего шторма.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/22/pokid...

151 А. э. 3. 202; 4. 53 А. и. 3. 84 Опис. Троице-Серг. лавры. 172–173 Опис. Савв.-Сторож. мон. 103–114 Опис. Солов. мон. 3. 226 а о прочих названных монастырях см. по указат. в Истор. росс. иерарх. и у Строев. в Списк. иерарх. и настоятелей О настольной грамоте патр. Филарета троице-сергиевскому настоятелю архим. Нектарию от 23 июня 1633 г.— Бычков. Опис. рукоп. импер. Публичн. библ. 2. 226 152 А. э. 3. 331; 4. 37, 322, 325, 328 Дополн. А. и. 2. 64 Иванов. Опис. Госуд. архива старых дел. С. 302 153 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 111, 113; 4. Отд. 4. 332, 345, 350 Забелин. Материалы для истор. русск. иконописи, во Временн. 7. Отд. 2. 5–12 иером. Арсения Истор. свед. об иконопис. в Троиц.-Серг. лавре, в Сборнике на 1873 г., изд. Общ. древне-русск. искуства. Отд. 1. ¤ . 154 Древн. росс. вивлиоф. 4. 363–390 Выходы госуд. 30, 43, 155, 203 Чтен. М. истор. общ. 1861. 1. Отд. 3. 8, 33 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 90 155 А. и. 4. 1 Олеарий в Чтен. М. истор. общ. 1868. 4. Отд. 4. 351 156 Древн. росс. вивлиоф. 3. 155, 178 Также Новгородский митрополит Аффоний не был погребен одиннадцать недель, пока не прибыл для погребения его архиепископ Псковский Макарий (Собр. русск. лет. 3. 189 157 Выходы государей. С. 9 Древн. росс. вивлиоф. 11. 2–10 Чтен. М. истор. общ. 1861. 1. Отд. 3. 28 158 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 165 159 А. и. 3. 137 А. э. 3. 176, 197; 4. 18 Собр. госуд. грам. 3. 133 Уложение. Гл. 25. Ст. 16 160 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 168–188 161 А. э. 3. 177, 226 162 А. и. 3. 92. Ст. 8, 10; 4. 25 А. э. 3. 35 Иванов. Опис. Госуд. архива старых дел. С. 296 163 Рукоп. Моск. Синод. библиот. 173. Л. 148–162 по Опис. 2. 3. С. 356–357 164 Рукоп. той же библ. 279. Л. 248–467 по Опис. 2. 3. Л. 374 165 Списки жития Макария Унженского — в рукоп. Троице-Серг. лавры. 679. Л. 595 и 694. Л. 340 Житие Кирилла Новоезер.— там же. 696. Л. 75 а Слово на открытие мощей его — в Чтен. М. истор. общ. 1864. 3. Отд. 5. 1–11 О житии Анны Кашинской — Бычков. Опис. рукоп. сборн. импер. Публ. библиот. 1. С. 147

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Лит.: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1860; Иустин [Охотин], архим. Описание Ростовского Богоявленского мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862; Вахромеев И. А. Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей. Ярославль, 1886; Мансветов И. Д. Ростовский музей церковных древностей. Ярославль, 1889. Агиогр.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 26-38; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 1-5; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 1-43; он же. Несколько разъяснений по поводу рецензии акад. Е. Е. Голубинского//РФВ. 1906. Т. 55. 1/2. С. 327-330; Голубинский. Канонизация святых. С. 82-83; он же. История РЦ. Т. 1, 2-я пол. С. 763-775; Дурново Н. Н. Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе//Древности: Тр. МАО. 1907. Т. 4. Вып. 1. С. 59-61; Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 154-155; Буланина Т. В. Житие Авраамия Ростовского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 237-239. Иконогр.: О(добеско) А. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции//Археол. изв. и заметки. М., 1894. 2. С. 44-47; Силкин А. В. Малоизвестные памятники строгановского лицевого шитья из Ростова Великого//ПКНО, 1985. М., 1986; он же. Древнерусское шитье//IX выставка произведений искусства, реставрированных ВХНРЦ. М., 1988. С. 153, 160, кат. 331 (ил.); Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990; Иконы из собрания Ростовского музея-заповедника: Кат./Сост. В. И. Вахрина. М., 1991; Вахрина А. Л. Об иконе «Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы» из собрания Ростовского музея//История и культура Ростовской земли, 1995: Сб. Ростов, 1996. С. 63-71; она же. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского//Сообщ. Ростовского музея. Ярославль, 1995. Вып. 8. С. 113-127; она же. Иконы с датами, подписями, надписями из собрания Ростовского музея//Там же. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 89-110; Третьякова А. Л. Крест Авраамия Ростовского//Пластические искусства: Исследования молодых: Сб. науч. работ аспирантов НИИ РАХ. М., 1997. С. 153-164; она же. Среднерусская агиографическая традиция в искусстве XVI-XVIII вв.: Иконография Авраамия Ростовского: АКД. М., 1998; Пуцко В. Г. О ростовской иконописи XIII-XVI вв.//Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 75-83.

http://pravenc.ru/text/62956.html

Хлеба не вкушала, также и масла. Совершая такую жизнь, творила много чудес“. 302 Память её в Греческой и в западной Церкви апр. 24. Usuardi martyrol. avctum ad 24 april. Patrol. Lat. t. 123 p. 270. 303 Путешествия их, по изданию Сахарова (СПб. 1849 г.), стр. 53. 62. Русские паломники объясняют и дополняют во многом показания Дю-Канжа о монастырях Цареградских. По их показаниям, женские монастыри в Цареграде: 1) монастырь Богородицы близь Одигитрии, где глава св. Златоуста (Dn-Cangii Const. p. 33); 2) монастырь Панахран (Παναχαντος) с главой св. Василия (Du-Cangii р. 93); 3) близ Софии монастырь зовомый Панданассы (Παντανασσης); – царицы всех, р. 94); 4) там же, близ храма св. Ирины, мон. с мощами св. Евдокии; 5) близ Софии, мон. Христа милостивого (Φιλανωπου р. 81); 6) мон. с мощами св. Андрея (р. 112); 7) мон. Козмы и Дамиана (р. 121. 122); 8) монастырь св. Евфимии (р. 145); 9) мон. с мощами св. Климента Анкирского (р. 181); 10) близ Предтечева мон. обитель св. Николая с мощами св. Михаила (р. 130); 11) мон. Богоматери благодатной с мощами Иоанна Дамаскина (р. 87); 12) мон. Евергетис с мощами Феодосии (р. 87); 13) мон. Липеси с мощами св. Стефана (р. 138); 14) Омонейсский с мощами св. Пантелеймона (р. 137). Путешествия, по изданию Сахарова, стр. 52–55. 61–63. 73. У Дю-Канжа женские монастыри, построенные до X в.: а) Прокопиин, построенный тёткой имп. Юстиниана; б) Гастрийский; в) Деспоты; г) Икасии; д) Кирианов; е) св. Домнины или пр. Захарии; ж) св. Мавры; з) Матроны; и) Мирилевский; и) Маврикиев, новый монастырь; к) Покаянный; л) Покаянный Новый; м) Богородицы всеблаженной – Constant, chr. p. 93. 153. 154.157–160.185.186.0 других не показано, были ли они мужские или женские. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Апрель. – 316, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Арх.: ГА Тверской обл. Ф. 103 [ст., проповеди, восп., дневники Беллюстина, письма к Беллюстину Н. В. Калачова, К. Д. и А. Д. Ушинских, М. И. Семевского, В. Ф. Корша и др.]; Ф. 106. Оп. 8 [мат-лы о служебной и лит. деятельности Беллюстина]; РГБ ОР. Фонд М. П. Погодина [часть ркп. «Описание сельского духовенства», письма Беллюстина к М.П.Погодину]; РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Д. 79 [Письма Беллюстина к М. П. Погодину]; Ф. 275. Оп. 4. Д. 12 [письма Беллюстина к Н. С. Лескову]; Ф. 459. Оп.1. Д. 307 [Письма к А. С. Суворину]; ИРЛИ ОР. Ф. 616, 6 [письма Беллюстина к А. Д. Желтухину]; Ф. 274. Оп. 1, 74 [письма Беллюстина к М. И. Семевскому]; Ф. 3. Оп. 4, 35 [письма Беллюстина к И. С. Аксакову]; Ф. 293. Оп. 1, 204 [письма Беллюстина к М. М. Стасюлевичу]; РНБ ОР. Ф. 601, 1413 [письма Беллюстина к В. А. Половцеву]; РГИА. Ф. 834. Оп. 2, 1856; Ф. 796. Оп. 154, 1415, 1425; Ф. 796. Оп. 160, 831; Ф. 797. Оп. 34. Отд. 1, 89; Ф. 797. Оп. 48, 114; Ф. 797. Оп. 49. Отд. 2, 142 [мат-лы о служебной и лит. деятельности Беллюстина]; ИРИ РАН (С.-Петербургское отд-ние). Ф. 20 [колл. ист. док-тов, собр. Беллюстиным]. Соч.: Из наблюдений над умирающим//Москвитянин. 1852. 20; О врачах для крестьян//Журн. землевладельцев. 1858. 1; Семья//Там же. 4, 5; Описание сельского духовенства. Лпц., 1858; Теория и опыт//ЖМНП. 1860. 10; Зап. о г. Калязине//Архив ист. и практ. сведений, относящихся до России, 1860-1861. СПб., 1861. Кн. 2; Приходские учителя//ЖМНП. 1861. 4; О церковном богослужении. СПб., 1861, 18976; По вопросу о бесприютных сиротах-девицах духовного звания//ПО. 1862. 6; О божественной литургии. СПб., 1863, 18865; Учительницы в народе//День. 1864. 4 окт.; Внутренняя жизнь уездных городов//День. 1864. 21 и 28 нояб.; Духовенство и земство//Дух христианина. 1865. 4, 9; Вечерние беседы с крестьянами. СПб., 1865-1867, 18862. 2 кн.; Наука - путь к царству вечному. СПб., 1867; Страстная неделя. М., 1869; Путь узкий и широкий. СПб., 1870; Сельское духовенство во Франции. СПб., 1871; Что сделано по вопросу о духовенстве//Беседа. 1871. 3, 11. 1872. 2; Городские нужды//Там же. 1872. 3; Нравственное значение мон-рей//Там же. 1872. 9; Из церковных бесед. СПб., 1872; К вопросу о раскольниках//ЦОВ. 1879. 43, 44; Из заметок о пережитом: Период юношества//Там же. 1882. 18, 33, 36, 39, 43, 47, 54, 59; Русь православная//Континент. 1993. 74. С. 141-158; «Заметки» о прочитанном свящ. И. С. Беллюстина (1847-1850)//Чтение в дореволюционной России: Сб. науч. тр. М., 1995. С. 91-116; Из истории провинциального духовенства: И. С. Беллюстин. Заметки, 1847-1850. Тверь, 2001.

http://pravenc.ru/text/77918.html

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Пер.: Мефодий (Патарский), сщмч. Молитва (из соч. «О воскресении»)//БТ. 1961. 2. С. 152-153; он же. О жизни и о разумной деятельности (слово второе «О жизни и деянии разумъне»)//Там же. С. 154-159; он же. О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники (о разлучении яди и о юноци менимеи в левитеце еяже пепеломь грешнии кропяхуся)//Там же. С. 160-172; он же. К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении)//Там же. С. 173-183; он же. О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о (ловах) «Небеса проповедуют славу Божию» (О пиявици сущии в притчах и о Небеса исповедают славу Божию)//Там же. С. 184-205; он же. О свободе воли//Там же. 1964. 3. С. 192-208. Арх.: Архив СПбДА. Личн. дело; Архив С.-Петербургской митрополии. Личн. дело; Архив ЦНЦ. Личн. дело; ГА Воронежской обл. Ф. 967. Оп. 1. Д. 68. Лит.: Наречение и хиротония Преосвященного Михаила во еп. Старорусского, викария Ленинградской епархии//ЖМП. 1954. 1. С. 26-29; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 419-423; Даниленко Б., диак. Высокопреосвященный Михаил, архиеп. Тамбовский и Мичуринский: Некр.//ЖМП. 1985. 11. С. 48-50; Шкаровский М. В. Русская правосл. церковь и Советское гос-во в 1943-1964 гг. СПб., 1995. С. 159, 209; Цыпин. История РЦ. С. 369, 378, 441, 457, 458, 646, 652, 750; Кученкова В. А. Житие Тамбовских архиереев. Тамбов, 1998. С. 65-67; Чеботарев С. А. Тамбовская епархия 40-60 гг. XX в. Тамбов, 2004. С. 240-241, 337-341, 349; Зонов О., протодиак. Хрущевские гонения в Удмуртии//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2. История. История РПЦ. 2003. Вып. 2(5). С. 54-68; Сафонов Д. В. К 20-летию кончины архиеп. Михаила (Чуба)//АиО. 2006. 1(45). С. 185-195; Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ в. Ижевск, 2010. С. 194-200; Ленинградская (С.-Петербургская) Православная Духовная Академия: Профессора и преподаватели, 1946-1996: Биогр. справ./Сост.: О. И. Ходаковская, А. А. Бовкало. СПб., 2011. С. 85-87; Уваров С., диак. Жизнь и труды архиеп. Михаила (Чуба) при Святейшем Патриархе Алексии I: Дис. магистр. богосл. М., 2016.

http://pravenc.ru/text/2563658.html

1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 264-275; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1; 2001. Т. 2 (по указ.); Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерус. книжника (XI - сер. XV в.). М., 2000. С. 151-154, 160-164; она же. Очерки по истории тверской лит-ры. М., 2007 (по указ.); Кучкин В. А. О древнейшем списке Жития Сергия Радонежского//Тр. ГИМ. М., 2002. Вып. 135: Поволжье и сопредельные территории в средние века. С. 96-107; он же. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2003. 3(13). С. 113-127; он же. О времени написания Слова похвального Сергию Радонежскому Епифания Премудрого//От Др. Руси к России нового времени. М., 2003. С. 407-419; он же. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи//Ad fontem=У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242; Духанина А. В. К вопросу об атрибуции Пространной редакции Жития Сергия Радонежского: Лингвист. данные//ДРВМ. 2006. Вып. 3(29). С. 5-19; она же. Специфика употребления глагольных форм в Похвальном слове Сергию Радонежскому в сравнении с др. сочинениями Епифания Премудрого//Там же. 2007. Вып. 3(29). С. 127-128; Шибаев М. А. Житие Сергия Радонежского и Новгородско-Софийский свод//Там же. 2006. Вып. 1(23). С. 53-58. М. А. Шибаев Иконография Прп. Епифаний Премудрый. Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ) Прп. Епифаний Премудрый. Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ) Наиболее ранние изображения Е. П. сохранились в составе миниатюр из лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 2-10). Цикл композиций с образом Е. П. (имя везде подписано) иллюстрирует предисловие, посвященное истории составления Жития. На 1-й миниатюре рядом с более крупной фигурой прп. Сергия даны 2 изображения Е. П.: слева в молении пред иконой Божией Матери (на столе приготовленные свитки и тетрадь), справа как писца, сидящего за столом.

http://pravenc.ru/text/190095.html

Денежная вкладная книга и синодик Ниловой Столбенской пуст. 1860 - 1865 гг.(РГБ ОР. Ф. 200. Т 18. Л. 1) Последовательные сведения о вкладах содержатся также в нек-рых приходо-расходных книгах мон-рей кон. XVI в., напр., в приходной книге Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря в Москве 1585/86 г., в приходо-расходных книгах и обиходнике Иосифо-Волоколамского мон-ря (Хозяйственные книги Чудова мон-ря 1585/86 г. 1996. С. 31-53; Тихомиров. С. 130-160). Окончательное отделение В. к. от приходных и приходо-расходных книг произошло в 1-й трети XVII - нач. XVIII в. Примером этому является рукопись из Белогостицкого мон-ря под Ростовом, содержащая в себе независимые друг от друга вкладные (1668/69-1702, без начала), приходо-расходные (1628-1745) и описные книги (посл. треть XVII в.) (РГБ. Ф. 178. 10933. Л. 1-17, 20-314 об., 316-377 об.). Достаточно долго - в отдельных случаях вплоть до сер. XIX в.- сохранялась практика записи вкладов в синодиках, характерная в первую очередь для небольших мон-рей. Зачастую причиной внесения соответствующих сведений в синодики было резкое увеличение числа вкладов. Напр., в перемышльском Резванском во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ре постоянная запись вкладов в синодик началась в 80-х гг. XVII в. Связано это было с тем, что после свадьбы царя Алексея Михайловича и Наталии Кирилловны Нарышкиной (1671) в Резванский мон-рь, где была похоронена бабушка молодой царицы - П. И. Раевская, начали поступать значительные пожертвования от родственников царя, соответствующие сведения были внесены в синодик ( Леонид (Кавелин). Церк.-ист. описание. 1863. С. 69-86). В монастырском синодике отражены вклады, поступавшие в Шаровкин мон-рь во имя Успения Пресв. Богородицы в Перемышльском у. (Там же. С. 1-68). (Др. примеры соединения синодиков с В. к. в монастырской документации см.: Там же; РГБ. Ф. 178. 8299.) Синодик Архангельского собора Московского Кремля наряду с именами вкладчиков указывает сумму вкладов (данные за 1848-1849, внесенные в рукопись XVII в.- РГБ. Ф. 218. 1518. Л. 149-154 об.).

http://pravenc.ru/text/158928.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010