104. Когда совершишь какие дела добродетели, не высокомудрствуй и не говори в себе: я то и то сделал, потому что если будешь так поступать, мудр не будешь. 105. Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел, Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов. жж) Человекоугодием и лицемерием. 106. Не оставляй воли Божьей, чтоб исполнить волю людей. 107. Божьей заповеди не нарушай из уважения к дружбе человеческой. 108. Не будь лицемером или притворщиком, тем паче лжецом. 109. Не пред людьми только будь праведен, но сам в себе будь мудр, кроток, благодушен, терпелив, ревностен, человеколюбив. зз) Гордостью. 110. Не возносись делами своими, каковы бы они ни были. 111. Не возносись в гордости и не хвались. 112. Гордость далеко отгони от себя, ближнего же твоего и всех людей почитай лучшими себя. 113. Нет больше нечестия, как причинить кому-либо скорбь и возноситься над другими. 114. Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов своих. 115. Не считай себя всезнающим и мудрым (то есть не говори: сам знаю, сам умею делать), иначе пропадет труд твой, и корабль твой напрасно бежал доселе. Заключение 1. Кто не будет исполнять всего прописанного, тот подвигнет Бога на гнев. Я, Антоний, истину тебе говорю. Итак, преклони ухо твое к словесам моим и сокрой их в сердце своем, и знай, что этими заповедями я предаю тебя Творцу. Если ты сохранишь их, – будешь радоваться со всеми Ангелами, а всех злых духов поразишь скорбью. Ходи же в сих заповедях, и Бог будет с тобой и Ангелы Его будут сошествовать тебе, душа же твоя исполнится благоуханием святых и светом блаженных воссияет лицо твое, и станешь ты святилищем Богу, как и все святые, и сретишь наконец Господа с весельем и радостью и услышишь глас оный, говорящий: «добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа своего» ( Мф. 25, 21 ). 2. Не отступай ни от одного из сих наставлений, и Господь наш Иисус Христос даст тебе покой, и совершит в мире дело, к какому приступил ты. Совершенные отцы наши, и те, которые подражали им, от исполнения их стали совершенными.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

И затем, уже к приближающемуся часу своей кончины, сказал: «Дайте мне Псалтирь, сильно скорбит душа моя». Ибо чуял – уже близко пришедший от Бога Святой Ангел по блаженную душу его. И открыв Псалтирь, увидел псалом: «Услышь, Боже, молитву мою. Внемли мне, я стенаю в горести моей и смущаюсь от голоса врага, ибо во гневе враждуют против меня» 106 . В тот же час окаянный Кавгадый ходил к царю и вышел с ответом на убиение блаженного. Сей же читал: «Сердце моё трепещет во мне, и страх смерти напал на меня» 107 . И сказал священникам: «О чём говорит псалом этот, скажите мне». Они же, не хотя ещё больше смущать его, сказали: «Это, господин, говорит псалом в последней главе: «Возложи на Господа заботы свои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» 108 . Он же опять сказал: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы. Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне, надеясь на Бога, чтобы он спас меня» 109 . Когда же возили блаженного с царём (л. 114) на охоту, говорили ему слуги его: «Вот, господин княже, проводники и кони готовы, уходи в горы и спасёшь жизнь». Он же отвечал: «Нет, не дай мне Бог сделать это, никогда в жизни такого не делал. Если один спасусь, а людей своих оставлю в такой беде, какую славу приобрету? Да будет воля Господня. Если бы враг мне был только Кавгадый, претерпел бы я от него. Но это диавол, ненавидящий меня, (л. 114 об.) величается надо мною, и нет ему запрета от Бога. Я же уповаю на Тебя, Господи» 110 . И так закончил псалом, и, закрыв Псалтирь, отдал слуге. И вот в тот же час один из слуг его вбежал в вежу с побледневшим лицом и притихшим голосом: «Господин княже Михайло, уже едут от Орды Кавгадый и князь Юрий со множеством народа прямо к твоей веже». Он же, встав, вздохнул и сказал: «Знаю, зачем едут, убить меня». И отослал сына своего Константина к царице 111 . И было страшно, (л. 115) братия, в тот час видеть со всех сторон множество бегущих ко двору блаженного князя Михаила. Кавгадый же и князь Юрий послали к блаженному убийц, а сами слезли с коней на торговой площади. Ибо торг был рядом, так что можно камнем добросить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ибо (Господь) сотворил круг земной ради народа Своего... ради нас сотворен век (лат.), ради нее устроен мир (др.-греч.). 106 демоны вместе с предводителем их Зевсом (др.-греч.). 107 и Велиар придет и многие знамения сотворит людям (др.-греч.). 108 ...в котором весь сатана будет обитать телесно (лат.). 109 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской. И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их (др.-греч.). Перевод дается по синоидальному изданию. 110 золотой и самоцветный (лат.). 111 белыми зубами будут есть росистую манну (др.-греч.). 112 Ты сохранил их, да будут пищей тем, кому Ты хочешь и сколько хочешь (лат.). То, что Бегемот представляет жаркое, а Левиафан – рыбу на стол Мессии, за которым постоянно восседают причастные царству, можно извлечь из 74-го (73) псалма. Феодотион переводит: «Ты дал дракона в пищу народу Твоему последнему» (нем., др.-греч.). 113 и они убеждены, что у душ есть бессмертная сила, и что под землею оправдания и почести, и для душ, которые при 114 ибо Ты от начала сотворил Его миловать души всех людей (др.-греч.) 115 Что у Личности столь безмерного исторического значения, как это мы видим у Иисуса, не может быть и речи о приноравливании, о разыгрывании роли, а равно и о каком-то пустом, не заполненном движущей идеей пространстве в сознании; что у такой личности каждая клеточка должна быть проникнута убеждением (нем.). 116 Он не Мессия и не хотел им быть (нем.). 117 ибо и мы все чаем, что Христос появится как человек от людей и что Илия, придя, помазал Его (др.-греч.). 118 и было, когда Господь восходил из воды, снизошел весь источник Святого Духа и почил на Нем, и сказал Ему: во всех пророках Я ожидал Тебя, да приидешь, и Я почию на Тебе (лат.). 119 Сей Помазанник Мой, посеянный во чрево неоскверненное (лат.). 120 они утверждают, что Он не родился от Бога Отца, но был сотворен как один из архангелов и еще больший и что Он господствует и над ангелами, и над всем, что сотворил Вседержитель (др.-греч.). 121

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

14 . Еще Даниил постился за свой народ, чтобы не был увели­чен семидесятилетний [срок пребывания] в Вавилоне. Три сед­мицы [держал он пост], и [пост его] был принят 101 . В течение двадцатиоднодневного поста Бог [постоянно] внимал ему, и в те самые дни Гавриил стоял, помогая ему, ибо [Гавриил] всегда при­нимает молитвы. Вместе с Гавриилом 102 помогал [Даниилу] также и Михаил, князь [Израиля] 103 , и они противостояли князю пер­сидскому двадцать один день 104 . И помог [Гавриил и Михаил] Даниилу в посте его. Знай, возлюбленный мой, что именно Гавриил принимает мо­литвы перед Богом. Ибо когда постился Даниил, то пришел к не­му Гавриил с войском своим и сказал ему: Молитва твоя услы­шана пред Богом, и я пришел по словам твоим 105 . И он ободрил его и сказал ему: Мужайся, муж желаний 106 . И как по молитве [Даниила во время] поста пришел к нему Гавриил, так же и молитву Захарии [Гавриил] принес к Богу. Ибо когда [Гавриил] благовествовал ему о рождении Иоанна, то ска­зал ему: Услышана молитва твоя перед Богом 107 . И также мо­литву Марии он принес к Богу. Ибо, благовествуя о рождении Христа, он сказал Ей: Ты обрела благодать у Бога 108 . (132) Чем же обрела Мария благодать, если не Своим постом и молитвой. Ибо Гавриил принимает чистые молитвы и приносит [их] к Бо­гу, а Михаил – князь сыновей Израиля. Он есть тот, о ком [Бог] сказал Моисею: Вот, пойдет пред тобою ангел Мой и он истребит обитателей земли пред тобою 109 . Он тот, кто явился ослице Валаама, когда Валаам ехал, чтобы проклясть Израиль 110 . И еще он явился Иисусу Навину, когда, вытащив меч, он сто­ял в долине Иерихонской. Иисус же, увидев его, принял за вра­га, и сказал ему: Наш ли ты, или из неприятелей наших? Ми­хаил ответил ему: Я вождь воинства Господа, теперь я пришел [сюда] 111 . И еще он сокрушил стены Иерихона перед Иисусом Навином 112 . И еще он уничтожил перед ним тридцать одного царя 113 . И он уничтожил тысячу тысяч эфиоплян перед Асой 114 . И еще он уничтожил в ассирийском стане сто восемьдесят пять тысяч 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

105–112 Нун. Действенная сила слова. Суровые реалии жизни, о которых упоминается в предыдущем разделе, здесь характеризуются фразами сильно угнетен я (107) и нечестивые поставили сеть… (ПО). Это составляет общий контекст сказанного о слове: реальная жизнь в реальном мире. Четкая литературная структура проявляется здесь, как и во всех других разделах псалма. А 1 (105–106) Слово как жизненный ориентир и торжественное заверение: свет и клятва. Б 1 (107–108) Слово Господа у Него в руке, оно с нами в наших испытаниях и способно возродить и наставить нас. Б 2 (109–110) Слово в руках человеческих, оно с нами в наших испытаниях, мы помним его и повинуемся. А 2 (111–112) Радостный отклик и слово как жизненный ориентир: его направляющая сила. 105 Светильник… свет – вероятно, речь идет о лампе, прикрепленной к ноге, которая освещала путь в темноте. 106 Я клялся – мысль о добровольном повиновении отчетливо звучит в этом разделе. Глаголы, использованные в ст. 109, 110, выражают твердую решимость: «не забываю… не уклонился». Ничто случайное не должно отвратить нас от приверженности слову Божьему! 107 Оживи – возроди мою душу. 108 Добровольную жертву – свободное волеизъявление, добровольное решение посвятить себя Господу. 109–110 Здесь имеется в виду как риск, сопряженный с самой жизнью индивидуума, так и риск, связанный с враждебностью окружающих. Таким образом, учитывается весь комплекс жизненных обстоятельств. 111–112 «Веселие сердца» сочетается с его расположением к исполнению установлений Господа: «я приклонил», т. е. направил свое сердце к исполнению Его законов. Радость без послушания – легкомыслие, а послушание без радости – сухой педантизм. 113–120 Самех. Единомыслие, но не соглашательство. Псалмопевец твердо противостоит нерешительности, злым помыслам, двуличию и нечестию. Основой такого противостояния служит его любовь к слову Божьему (113, 119), верность закону (115, ср.: 56), упование на защиту его (114), непрестанное постижение уставов Божьих (как основы поддержки и спасения человека, 117). Но основа основ есть Сам Господь, ибо именно Он – «покров… и щит» (114); закон есть заповеди Бога (115); страх перед словом и страх Божий неразрывно связаны между собой (120).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В рукописях тивериадской традиции текст делится на стихи двояким образом: во-первых, с помощью особого значка ( - «соф пасук») в конце стиха; во-вторых, посредством акцентуации. В ранних рукописях, напр. в Алеппском кодексе, «соф пасук» иногда может отсутствовать, тогда деление на стихи отражено только посредством акцентуации. В практике печатных изданий использование «соф пасук» является стандартом. IV. Деление текста на главы. Деление Псалтири на отдельные псалмы посредством пустой строки или новой строки засвидетельствовано уже в кумранских свитках, однако оно не всегда строго выдержано даже в рукописях зрелой тивериадской традиции. Так, в Ленинградском и Алеппском кодексах псалмы 114 и 115 соединены вместе. Номера псалмов появляются в средневековой еврейской традиции относительно поздно. В Алеппском кодексе они отсутствуют, а в Ленинградском проставлены более поздней рукой (в издании BHS эти номера приведены в еврейской графике рядом с общепринятой нумерацией); поскольку 114-й и 115-й псалмы соединены вместе, псалмы 116-150 пронумерованы в Ленинградском кодексе как 115-149. Деление остальных книг на главы - европейское по происхождению. Оно отсутствует в евр. рукописях и, несмотря на то что стало общепринятым в печатных изданиях Библии, не может считаться частью МТ. Особенные начертания отдельных букв в библейском тексте К традиции переписывания МТ (т. е. к масоре в широком смысле слова) относится и то, что нек-рые буквы этого текста пишутся особым образом. I. «Перевернутый нун». Знаки, похожие на перевернутую букву «нун», отмечают в Торе 2 стиха (Числ 10. 35-36), к-рые, согласно нек-рым раввинистическим дискуссиям (мидраш Сифре, комментарий на Числ 10. 35), находятся не на положенном месте. Эти знаки принято сопоставлять с греческими сигмой и антисигмой, к-рые использовались в античной традиции в качестве «текстологических скобок» вокруг текста, предположительно находящегося не на месте ( Tov. 2012. Р. 51; Yeivin. 1980). Эти знаки встречаются также в начале неск. строк в Пс 106(107). В кн. Числа они представлены во всех рукописях; в Псалмах разные рукописи и издания отчасти расходятся друг с другом в отношении того, какие именно строки должны быть помечены «перевернутыми нунами».

http://pravenc.ru/text/2626065.html

Бусы. Одна из самых многочисленных категорий украшений, установить их точное количество не удалось. Сделаны из различного материала: сердолика, хрусталя, ластового стекла, янтаря, раковины каури, встречаются с позолочением. По форме они также разнообразны: многогранные, призматические, шарообразные, одночленные, многочленные, рубленый бисер (рис. 2, 2). Пуговицы. Бронзовые, литые, с большим, по сравнению с самой пуговицей, ушком (тип I по С. А. Плетневой) (рис. 2, 3) С. 107]. Детали поясного набора. В эту категорию входят поясные пряжки и фигурные бляшки. Находки данных предметов довольно многочисленны, известен поясной набор из 96 бляшек, найденный в составе клада в 1967 году 1) Бронзовые пряжки представлены двумя экземплярами: литая овальнорамчатая со щитком в виде прямоугольной рамки, меньшей по ширине, чем рабочая часть (тип III по С. А. Плетневой) и овальнорамчатая с пятиугольным гладким щитком (тип IV по С. А. Плетневой) (рис. 2, 4) С. 77]. 2) Фигурные бляшки из бронзы, одна с прорезью (рис. 2, 5) С. 77–78]. Бубенчик. Бронзовый с рельефными продольными насечками (типы I, IV по С. А. Плетневой) (рис. 2, 6) С. 107]. Перстень. Литой со вставкой (тип I по С. А. Плетневой) (рис. 2, 7) С. 107]. Браслет. Бронзовый из проволоки с круглым сечением с насечками на концах (тип II по С. А. Плетневой) (рис. 2, 8) С. 115]. 3 группа. Украшения, характерные для автохтонного населения Верхнего Поочья. В эту группу входят: Детали от женского головного убора. Бронзовые скобкообразные пластины с пунсонным орнаментом (рис. 3, 1). Шумящая бронзовая застежка. Найдена в единственном экземпляре (рис. 3, 2) Трапециевидные привески. Бронзовые с пунсонным орнаментом. Всего известно более десятка (рис. 3, 3) Цепочка с колокольчатой привеской 4 группа. Украшения, имеющие широкое распространение и не поддающиеся культурной интерпретации. Железные и бронзовые спиралеконечные подковообразые фибулы, железная тордированная гривна (по С. А. Изюмовой) С. 10] (рис. 4), серебряный перстень с орнаментом «волчий зуб»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010