Отвергший Божественную заповедь и решившийся прогневлять Детоводителя преступлениями умирает без милосердия... (свт. Кирилл Александрийский , 65, 36). Источник. ...Никто не удостаивается приять небесные дары Святаго Духа, если не будет предварительно упражняться в изучении святых заповедей... (прп. Нил Синайский , 72, 245). Источник. ...В число предателей включаются и христиане, которые не исполняют заповедей, пренебрегают ими, ведут себя высокомерно и следуют своим лукавым хотениям (прп. Нил Синайский , 73, 50–51). Где заповедь Божия, там, конечно, и искушение, и вражеские козни (прп. Нил Синайский , 73, 107). Источник. Не должно пренебрегать и малых по видимому заповедей, но надобно исполнять и их вместе с великими (прп. Нил Синайский , 73, 379). Источник. ...Какого утешения не имеют заповеди Христовы? – Но произволение не устремляется к исполнению их, ибо если бы устремлялось, то, при помощи благодати Божией, все было бы для него легко (прп. Зосима, 91, 115). Источник. Сколько мы, веруя, исполняем заповеди Божии, столько и Дух Святый производит в нас Свои плоды (прп. Марк Подвижник , 89, 489). Источник. Исполнивший заповедь пусть ожидает за нее искушения. Ибо любовь ко Христу испытывается противностями (прп. Марк Подвижник , 89, 528). Господь сокровен в заповедях Своих и ищущими Его обретается по мере (исполнения их) (прп. Марк Подвижник , 89, 536). Источник. Духовный закон суть заповеди Христовы, из которых первая и величайшая есть любовь; она не мыслит зла, но вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит ( 1Кор. 13, 5, 7 ), по слову Писания. Сею любовью различаемся мы один от другого, но (полноты) ее достоинства никто из нас не достигает, а ожидает, что благодать Христова восполнит наши недостатки, если только мы не вознерадим о делании по силе нашей, ибо Бог знает, сколько мы не можем сделать по немощи и сколько не исполняем дела любви по нерадению. Но так как любовь укрепляется не только произвольными трудами, но и случающимися скорбями; посему-то много нужно нам терпения и кротости, при содействии помощи Божией (прп. Марк Подвижник , 89, 538). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вскоре делегация сторонников Кирилла на Соборе будет приглашена в Константинополь, чтобы там участвовать в поставлении преемника низложенного архиепископа (C 130, V 115), затем второй декрет о роспуске Эфесского собора санкционирует возвращение Кирилла на свою епископскую кафедру (A 97, С118). Этот самый декрет, однако, не подтверждал отлучение восточных епископов сторонниками Кирилла, поскольку последние не согласились участвовать в дискуссии со своими противниками (A 97, V II 8, 22-23), и предлагал им скорее примириться. Несколько месяцев спустя император предписал открыть мирные переговоры между Антиохией и Александрией. Восточный собор начал их через выдвижение предложения отвергнуть «учения, недавно введённые или через письма, или через главы» (А 105). Но Кирилл, который не мог отвергнуть приговор Египетского собора, утверждённый в Эфесе, хотел, напротив, чтобы восточные епископы «согласились на низложение Нестория, анафематствуя его богохульные и невежественные догмы» (107, 6). Считая, что еще возможно избежать осуждения Нестория, который считался православным и оклеветанным, Иоанн Антиохийский провозгласил тогда от лица своего собора христологическое изложение, лишённое всяких личных намёков (V 123, 2-3). Но Кирилл, зная, что дело Нестория погибло, был несговорчив в этом пункте. Произнеся анафемы, которые от него требовали восточные епископы (V 122), Кирилл выразил своё согласие на предложенное Иоанном изложение веры, оговорив, что оно могло бы вступить в силу только в том случае, если восточные епископы со своей стороны признают приговор святого Эфесского Собора, вынесенный против Нестория, и согласятся на низложение и анафематствование его нечестивых учений (V 129, V 130). Архиепископ Антиохии понимал, что с трудом мог бы подписать такую углублённую формулу, поскольку знал, что она будет неприемлема для большинства его епископов. Тогда он попросил своего александрийского коллегу принять «небольшое изменение», которое он представлял как чисто формальное, рекомендованное для «икономии» (A 118).

http://bogoslov.ru/article/1888430

101 «Посла, – говорит летописец (св. Вел. Кн. Владимир с сыновьями своими), – «и священники, заповедая сынам своим, да кождо по области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть». Собр. Рус. Лет. 2, 259. 103 В Прологе под 21 числом мая помещено извлечение из рукописного жития сего св.Князя, где сказано, что Константин выступил из Киева в 1192 году. Это ошибка. Целое столетие прибавлено. Муромская область, как известно, была причислена к Ростовской епархии еще в 1160 г., во времена Андрея Боголюбского (см. Ист. Рус. Лет.1, 115); значит, не только в г.Муроме, но и во всей его области христианство в половине XII в. Было уже там значительно распространено. 104 На том месте, где лежало извергнутое из города тело св.Кн.Михаила, построена часовня. Она находится при въезде с поля в московскую заставу, пред мостом чрез успенский овраг. 105 В рукописном житии говорится, что муромцы устрашены были необычайным светом, происходившим от иконы Божьей Матери. 107 В Лаврентьевской летописи говорится, что Муромский князь Давид скончался в апреле месяце на святой неделе «в чернецах и в скиме». Собр. Рус. Лет. 1, 191. 109 Жизнь преп. Никиты почерпнута изрукописного жития, хранящегося в Переславском Никитском монастыре. Краткое извлечение из этой рукописи см. в прол. под 24 числом мая. 110 Это место из Пророка Исайи, или Паремия, читается при Богослужении на литургии накануне праздника Богоявления Господня. 111 Их было две: одна изних – полегче, носил он ее на теле; другая – весом в два споловиной пуда, возлагал и носил ее поверх одежды. Те и другие вериги хранятся и поныне в Никитском монастыре. 112 Об этом чудесном исцелении Черниговского Кн.Михаила и о поставлении им креста, в память сего события, говорится в степен.книг и по свидетельству писателя оной, крест тот был еще цел в конце XVI века (См. ч.1, стр.315 и 316). Ныне на этом месте находится часовня, расстоянием от монастыря Никитского в одной версте, возле Ростовского шоссе, и называется Черниговской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

л. 94. Слово св. Ефрема о мирьстии суете. Нач. Уже время наводит ны на дело вечного живота. Напечатано в Правосл. Собесед. 1858 г. под именем Серапиона епископа владимирского. л. 94 об. Слово и поучение к новым. Нач. Слыши иерей, сборе преподобный, к вам ми с(лово). Напечатано в Приб. к Твор. св. Отцев 1843 г. под именем Кирилла II, епископа ростовского. л. 96 об. Слово о посте о Велицем, и о Петрове говеньи и о Филипове. Нач. Послушайте братие и сестры и чада и вси старии и унии, и вси вернии писанья о посте. Русское, в средине коего сказано: Та бо есть недели (Светлая) один день, егда Христос воскресл, тогда селнце стояло не заходя всю ту неделю. Тем же вернии чисто держать неделю ту. О сем см. выше л. 58. л. 102. Поучение в неделю о мытари и фарисеи. Русское, см. 9 л. 1. л. 103 об. Неделя преже мясопустья, о блуднем сыну. Слово русское, см. там же л. 2. л. 105. В неделю мясопустья, Поучение Иоана Златоустаго. Русское, см. там же л. 4. л. 107. В неделю сыропустья, Поучение русское, см. там же л. 6. л. 109. В неделю 1-ю поста, Поучение Иоана Златоустаго. Русское, см. там же л. 14. л. 111 об. Того же. Слово, Поучение в 2-ю неделю. Русское, см. там же л. 16. л. 113 об. Поучение в 3-ю неделю поста. Русское, см. там же л. 18. л. 115 об. Поучение в 4-ю неделю поста. Русское, см. там же л. 20. л. 117. Слово Иоана Златоустаго в 5-ю неделю поста. Русское, см. там же л. 26. Разбор поучений на дни воскресные в. поста и на предшествуюшие ему недели см. в Приб. к Твор. св. Отцов 1858 года. л. 119 об. Слово на Вербници великого Антиоха ерусалимскаго. Нач. Велика и ветха скровща, дивно, радостно виденье. Кирилла туровского , см. 9 л. 32; издано по сему списку в Рукописях гр. Уварова т. 2, вып. 1, стр. 3 во втором столбце. На лицевой странице первого листа другим почерком: Сия к(н)ига Афанасия Горина Златая цепь. 12. (2023.) Сборник, устав., исх. XII или нач. XIII века, в четверть, 202 листа. л. 1. Слово, без начала и конца, неизвестного автора, чернила на лицевой странице первого листа выцвели.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

93. Περ θεων ονομτων 4, 19//PG 3,716С. 94. См. 1Кор.12:8. 95. Περ Αγου Πνεματος//PG 52,817. 96. Περ Αγου Πνεματος κατ Μακεδονιανων//PG 45,1325CD. 97. См. Γρηγορου Νσσης Επιστολ 24//PG 46,1089С. 98. Λγος 30//PG 36,132В. 99. μιλα 14 εις ωννην//PG 59,91. 100. Περ γιου Πνεματος//PG 32,108С. 101. Ομιλα 14 εις ωννην//PG 59,174. 102. См. Προς Θαλσσιον//PG 90,637D. 103. Ин.1:16. 104. Ομιλα 14 εις ωννην//PG 59,91-92. 105. Επιστολ 234//PG 32,869AB. 106. Προς Θαλσσιον//PG 90,320A. 107. Λγος 38//PG 36,324A. 108. См. Пс.43:4 109. Πρς Μαρινον//PG 91,33А. 110. Περι αποριων//PG 91,1253D. 111. Πρς Ευνμιον//PG 45,461АВ. 112. Λγος 45//PG 36,625С. 113. Περ ουρανου Ιεραρχας 4, 1//PG 3,177С. 114. Κεφλαια περ αγπης 1, 100//PG 90,981D-984A. 115. Περ θεων ονομτων 5, 2//PG 3,816С. 116. Там же, 5, 1//PG 3,816В. 117. Там же, 12, 4//PG 3,972В. 118. Μ. Βασιλεου Επιστολ 234//PG 32,868С. 119. М. Αθανασου (ψευδ.) Διλογος μετ Μακεδονιανου 1, 14//PG 28,1313A. 120. Κεφλαια θεολογικ 1, 42//PG 90,1193D. 121. Περ αποριων//PG 91,1076С. 122. Περ θεων ονομτων 5, 5//PG 3,820С. 123. Πρς Ευνμιον//PG 45,1101D-1105A. 124. Там же//PG 45,1105С. 125. Πρς Ευνμιον 2//PG 45,965B. 126. Διονυσου Αρεοπαγτου Περ θεων ονομτων 3, 1//PG 3,680B. 127. См. Мф.18:10. 128. См. Исх.33:23, Чис.12:7-8, Втор.5:24. 129. 1Кор.13:12. 130. См. Исх.33:20. 131. Ин.1:18. 132. См. Мф.5:8. 133. См. Ин.3:34. 134. μιλα εις ωννην 30, 2//PG 59,174. 135. Κατ Ευνομου 2, 32//PG 29,648A. 136. Περ θεων ονομτων 2, 7//PG 3,645В. 137. Περ εκκλησιαστικς ιεραρχας 1, 4//PG 3,376В. 138. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3, 956АВ. 139. Об обожении ангелов см. Διονυσου Αρεοπαγτου Περ ουρανου ιεραρχας 7, 2//PG 3,208С. 140. Там же, 12, 3 и 13, 3//PG 3,293В, 301D-304A. 141. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3,953D-956A. 142. См. Мф.10:28. 143. Κηρυκτικν εις Ευαγγελισμν 5//PG 28,924В. 144. Περ γου Πνεματος 9, 22//PG 32,108С. 145. Там же, 22, 53//PG 32,168С. 146. Имеется в виду Собор 1341 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

34 Эти сведения взяты из описи 1763 года. По описи 1772 года, «Внутрь оного монастыря келей каменных поземных одна настоятельская, вторая казначейская, братских в одной линии три кельи, у задних ворот келья-ж, в которой имелась общебратская трапеза». Там-же, вязка 1-я, д. 112. Из дел архива М. Д. Кон. видно, что в это время около св. ворот была жилая деревянная постройка, в которой жил грузинский митрополит Афанасий, вероятно, на свои средства и возведший ее. 36 На колокольне колокола большой в 157 п. 22 ф., полиелейный в 61 п. 13 ф., вседневной в 53 п., да пять малых. 38 Указ М. Д. Кон. о дозволении поправить каменную стену «возле саду монастырского» монастыре в цер. архиве. 39 На месте существующего в настоящее время дома Казенной Палаты в то время был дом грузинского царевича, проданный им генералу Талызину и этим последним сломанный. Дом этот, расположенный у самой монастырской земли, своею стеною заменял для монастыря ограду на протяжении около 20 саженей. Со сломкою дома все это место оставалось открытым, и монастырь должен был возвести ограду. Арх. М. Д. Кон. вязка по Крест. мон. д. 59. 40 В число этих денег вошло 500 р., получ. из Губ. Прав., и 2000 р. арендных денег за землю купца Гусятникова. См. там же. 41 В Вологду вывезены были вообще Московские святыни и драгоценности и в продолжение трех месяцев сохранялись в Спасо-Прилуцком монастыре. Церк. Вед., изд. при Св. Син., 1802 г. 9, прибав. стр. 347. 45 Во время богослужения архимандр. употреблял мантию камлотовую без скрижалей. Указ Моск Дух. Кон от 2 мая 1844 г., в Церк. архиве; Розанов, Ист Моск Еп. Упр. ч. 3, прим. 401. 46 Из московских мужских монастырей к 3 классу причислены: Знаменский, Крестовоздвиженский, Златоустов и Даниловский. Роз. Ист. Моск. Еп. Упр. ч. II, стр. 107–108. 50 Дела в арх. М. Д. Кон. по Крест. м. Срав. Роз. Ист. М. Еп. Упр. – о нравств. сост. духовенства и общества. 58 Арх. Моск. Дух. Кон. вязка. 2 по Крестов. мон., д. 114. См. также д. 115. Контракты на отдачу угодий сохран. частью в церковн архиве. Таи, в 1801 г. сенокос с пустоши Цветушковой отдан за 100 руб в год ходячею монетой; в 1802 г. сдана мельница под с. Рогачевым на два года по 150 руб. в год и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Княгиня же Евдокия 106 отъиде в чулан, иже устроен в той же спальне 107 , егоже содела Феодора наставнице своей Мелании: и тамо княгиня 108 подобне возляже. И се Иоаким архимандрит Чудова монастыря идяше 109 с великою гордостию, и вниде в постельну к блаженней дерзко, и видев ю возлежащу, поведа ей послана быти себе от царя, и понуди преподобную восстатити 110 , да и стоящи, или не седящи ответ творити противу царских словес, повеленных ему глаголати пред нею. Она же не повинувшися 111 сего сотворити. И егда архимандрит истяза ю: како, рече, крестишися, и како, рече еще, молитву твориши? Она же, сложа персты по древнему преданию святых отец и отверзши священная 112 уста своя и воспе глаголя: Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Сице аз крещуся, сице же и молюся. Архимандрит же паки второе истязание принесе: старица Меланья, – а ты ей в дому своем имя нарекла еси Александра, – где она ныне? – повеждь вскоре; потребу бо имамы о ней. Блаженная 113 Феодора отвеща: по милости Божии и молитвами родителей наших, по силе нашей, убогий наш дом отверсты врата имяше к восприятию странных рабов Христовых, и егда бе время, были Сидоры и Карпы, и Мелании и Александры; ныне же несть от них никого их 114 . Думной Иларион 115 Иванов ступи в чулан, и не бе в чулане света, и виде человека возлежаща на одре, и вопроси: кто ты еси? Княгиня же отвеща: аз князя Петра Урусова жена 116 . Он же яко устрашися и яко огнем опаляем, вспять отскочи 117 . Видев же архимандрит думного сие сотворш, и рече: кто там есть? Он же рече, княгиня Евдокия Прокофьевна, князь Петра Ивановича Урусова. Архимандрит рече: вопроси ю, како крестится. Он же, не хотя сего сотворити, глагола: несмы послани, но токмо к боляроне Федосье Прокофьевне. Иоаким же паки: послушай 118 мене, аз ти повелеваю: истяжи ю. Тогда думной, приступль, вопроси ю. И исповеда, и не отвержеся; но возлежащи на одре, левыя руки локтем подкрепляющися, а десницею своею сложа персты: великий палец со двема малыма, указательный же и великосредний 119 протягши, и показуя думному, глаголаше усты, Господа Исуса Христа Сыном Божиим величающи, – рече: сице аз верую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

7. Примечаем же нечто знатное, что и естеству и всех народов закону и обычаю весьма противно есть, а в женихе сем и его невесте является. Зде не токмо жених невесте нарицается просто брат, и невеста жениху просто сестра [что не неприлично есть лицам супружеским, зри 1. Коринф, гл. 9. спп. 5.], но и невеста сия нарицает жениха своего братом себе единоутробным и от единой с собою матери рождшимся, и своей матери сосца ссущим в гл. 8: 104 Кто даст тя брате мой ссуща сосцы матере моея? Кто же не видит, что сия о простом Соломоне и о плотской его невесте, Фараоновой дшери, или иной коей разумть нельзя? Мог бы кто толковать в силе подобия тако: кто даст тебе, брате мой! который мне так любим еси, аки бы от единой со мною матери рожденный? Но и такое толкование зде неприлично; понеже хотя как братии единоутробной, так и верных себе супругов любовь сильна есть, и чиста ; и правильна; однако же любовь супружеская весьма есть иного вида от любви братней. Христос же церкви своей, то есть собранию верных, есть и, жених, как пространно уже зде от нас показано есть же и брат, понеже и верующии в него сынове суть Божии по усыновлению, якоже он есть Сын Божий по естеству, по оному: 105 Елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя. И по слову Апостола: 106 Не стыдится брвтию нарицати их глаголя: возвещу имя твое братии моей, посреде церкве воспою тл. И инде: 107 Самый дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада и наследницы; наследницы убо Богу, снаследницы же Христу. И паки: 108 . Яко быти ему первородну во многих братиях. И еще: 109 Должен бе по всему подобится братии. По воскресении своем Господь к Магдалине о Апостолах глаголет: 110 Иди ко братии моей. На суде же своем и всех верных тоею титлою украшает: 111 Понеже сотвористве единому сих братий моих меньших, мне сотвористе. Там же не токмо братнее, но и матернее подает нарицание: 112 И простер руку свою на ученики своя, рече: се мати моя, и братия моя: иже бо аще сотворить волю Отца моего, иже есть на небесех, той брат мой и сестра и мати ми есть. Но и приискренне святая церковь есть Христова матерь. Первее естественным свойством еще в ветхозаветных пределах; понеже Сын Божий есть Давидов и Авраамов и прочих праотец Сын: 113 От них же Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки Аминь. Второе, свойством духовным; ибо Павел Апостол, глаголя о твердой во Христа вере и о своей к уверению во Христа проповеди , произносить то образом раждаемого в душах человеческих Христа: 114 Чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас. Сюда надлежит и оная Апокалипсическая 115 жена, в чреве имущая и рождения болезнью удручаемая.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Но и между народами сими не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, но Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души. Жизнь твоя будет висеть пред тобой, и будешь бояться ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей. От трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, от того, что ты будешь видеть глазами своими, утром ты скажешь: «о, если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «о, если бы наступило утро!» 106 . Писания всех последующих пророков изобилуют подобными же предсказаниями. «И выставлю их в страхе всем царствам земли, и так свергну вас с земли сей в землю, которой не знали ни вы, ни отцы ваши, и не дам вам помилования. Я накормлю их, народ сей, полынью и напою их водой с ометом. И рассею их по народам, которых ни они не знали, ни отцы их 107 ». «И отдам их на позор, на злострадание во всех царствах земных, на поругание и в притчу, на посмеяние, и на проклятие во всех местах, куда Я прогоню их. И пошлю на них меч, голод и моровую язву, доколе не истреблю их с земли, которую Я дал им и отцам их» 108 . «И выставлю их на позор всем царствам земли, в предмет проклятия, и ужаса, и посмеяния, и поругания во всех народах, куда Я прогоню их» 109 . «И произведу над тобой суды, и все оставшееся у тебя развею на все ветры» 110 . «Развею их по народам, и рассею их по землям» 111 . Серебро свое они выбросят на улицу, и золото их будет мерзостью. Серебро их и золото их не сильно будет спасти их в дни Иеговы. Оно не насытит души их и не наполнит утробы их: ибо оно было причиной беззакония их» 112 . «Ибо вот, Я повелю, и разбросаю дом Израилев по всем народам, так, как разбегаются зёрна в решете; но ни одно зерно не упадет на землю» 113 . «И будет смерть предпочитаема жизни у всех людей, оставшихся от злого сего племени во всех прочих местах, куда Я разгоню их, говорит Иегова воинств» 114 . «И будут скитаться среди народов» 115 . «Утучни сердце народа сего, и загради уши его, и закрой глаза его, чтобы он глазами своими не видел, и ушами своими не слышал, и чтоб сердце его оставалось бесчувственным, и он не обратился и не исцелел».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010