собран. арх. Антонина 552, епископа Порфирия 227) и древним Славянским значится под этим же числом апреля. Мы указывали выше на одну Московскую Греческую рукопись, где помещается сказание о явлении иконы Христа Спасителя в Солунском монастыре Латома. В этом сказании упоминается Феодора, дочь царя Максимиана, обратившаяся ко Христу в Солунских каменоломнях (Латомиях) и построившая там церковь . Может быть, проф. В. Васильевский вполне прав, утверждая, что эта Феодора, дочь царя Максимиана, – лицо проблематическое, так как у древних церковных историков о ней ничего не говорится; 459 но одно несомненно, что в монастыре Латома жила память о какой-то святой Феодоре; может быть, здесь на основании сказания о дочери Максимиана с последней отожествляли ту преподобную Феодору, память которой 5 апреля. И Иосиф, живя в монастыре Латома, знал об этой преподобной Феодоре. Несомненно, что солунцы почитали двух св. Феодор. Архимандрит Антонин (Капустин) в своем труде «Поездка в Румелию», 460 описывая свое посещение города Солуня, говорит о святых его: «известны две святые Феодоры, обе именуются Солунскими и обе причисляемы к лику Преподобных. Первая празднуется 5 апреля. Когда она жила, – неизвестно, и где именно жила, определенно не указывается. Могла быть из Солуня (π Θεσσαλονκη), а жить и скончаться в другом месте. Вторая из Эгины; память ее 29 августа»… Вот эту – первую преподобную Феодору, называемую Солунской, и воспел св. Иосиф Песнописец в своем каноне, который, как мы уже указывали, вполне соответствует синаксарным о ней сказаниям. При таком состоянии дела нет основания к сомнению в принадлежности канона св. Иосифу, и отпадает всякая нужда строить предположение, что будто бы память преподобной Феодоры Солунской из Эгины перенесена с 29 августа на 5 апреля ради праздника Иоанна Крестителя, или, как судит Эд. Курц, что это есть плод субъективных комбинаций позднейших составителей «Последований» (см. Эд. Курца. Зап. Имп. Акад. Наук 1902 г.). В этом последнем случае были свои «пределы».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См. Лк 16:1-13.— Ред. 448 Блаженный Иероним Стридонский. Письмо 97 (121). Алгазии, 11//Творения. Т. 3. С. 96. 449 См. Иеромонах Григорий (Лурье). Время поэтов, или praeparationes areopagiticae//Нонн из Хмима. Деяния Иисуса. M., 2002 450 Bapm К. Очерк догматики. Лекции, прочитанные в университете Бонна в летний семестр 1946 года. СПб., 1997. С. 52. 451 А мне в годы моего студенчества на факультете журналистики МГУ доводилось начинать разговор с агрессивно настроенными рокерами, прибегая именно к языку митьков — своебразных юродивых советского андеграунда. Юмор и ирония этой субкультуры позволяли в необидной форме подвергнуть радикальному сомнению «крутизну» собеседников. Лишь после такого выравнивания позиций можно было рассчитывать на серьезный разговор уже, собственно, о дарах и парадоксах православия. — Прим. диакона Михаила Першина 452 — Единственным исключением мне кажется выражение «нищие духом»: это слово вызывает недоумения у людей, не знакомых с ветхозаветными книгами. Но для иудейской среды оно было вполне понятно и не вызывало ни недоумений, ни просьб о растолковании (см. об этом главу «О чем проповедовал Христос» во втором томе моей книги «Сатанизм для интеллигенции» [М., 1997]). 453 Святитель Николай Японский в молитве «Отче наш» слово «хлеб» перевел как катэ — иероглиф с корнем рис. См. Бесстремянная Г. Христианство и переводы Библии в Японии//Альфа и Омега. M., 2006. (46). С. 135 454 Святитель Николай Японский в молитве «Отче наш» слово «хлеб» перевел как катэ — иероглиф с корнем рис. См. Бесстремянная Г. Христианство и переводы Библии в Японии//Альфа и Омега. M., 2006. (46). С. 135 455 Ср. Ин 10:3. —Ред 456 Святитель Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. M., 1914. С. 55. 457 Там же. С. 191. 458 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии. 3,2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 324. 459 См. рассказ «Евагрий философ, обращенный к вере епископом Синезием» в Луге духовном Блаженного Иоанна Мосха. 460 «И для детей у Церкви есть венки. Подобно цирку и гимназии, она награждает ими не мужей только», — писал Климент Александрийский (Строматы IV11), поясняя, что награда в Царстве Божием может быть дана даже немудрым (немудрые, подобно детям, «идут путем не тем, каким следовало бы», потому что желают от Бога получить посмертную награду, а не руководствуются в своих поступках любовью к Самому Богу). 461

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

449 В тропаре на день Преображения. 450 Исповедание веры Гр. Паламы. 451 О свойстве света, виденного апостолами на Фаворе. 452 Синаксарь во вторую неделю Четыредесятницы. Чет. Мин. 14 ноября. 453 См. надпись последования во вторую неделю Четыредесятницы. 454 Песнь 8 канона понедельн. 3 седмиц. 455 В понедельн. вечера на " Господи воззвах» 456 Синакс. в третью неделю Четыредедятницы. 457 Служба в среду третьей недели Четыредесятницы. 458 68 слово, том 4. 459 18, 1, том 2, по Монтфокону. 460 Maxim. Bibliothec. patrum. 461 О мытаре и фарисее см. выше. 462 Тропарь св. Иоанна Лествичника. 463 Кондак 30 марта. 464 Стихи синаксаря о пр. Иоанне. 465 Daniel Monachus Raitenus conscripsit historiam vitae Joannis Climaci. Пролог. 30 марта. 466 Церковная служба в пятую седмицу Четыредесятницы. 467 Синаксарь в четверток 5 недели Четыредесятницы. 468 Синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы. 469 Чет. Мин. 1 апреля. Жизнеописание Марии Египетской. 470 Чет. Мин. 1 апреля. 471 Никифор. истор. кн. 17, гл. 5. 472 Theodor. lector, lib. Чет. Мин. 26 июня. Стихиры литии 26 августа в службе Богоматери Владимирской иконы. 473 Socrat. Lib. 7, cap. 46. 474 Theodor. lector. Lib. 1. Чет. Мин. 10 сентября. Никифор. Церковная история, кн. 14, гл. 2. 475 О Влахерне см. день положения ризы Пресвятой Богородицы. 476 Феодор-чтец, кн. 1,? 1. 477 Синаксарь в субботу пятой недели Великого поста. Чет. Мин. 26 июня. Карамзин, история, т. 1, прим. 284. 478 Там же. 479 Синаксарь в субботу пятой недели Великого поста и Чет. Мин. 26 июня. 480 Синаксарь в субботу пятой седмицы Четыредесятницы. Комбефизий. Auctores incerti, т. 2, с. 805. 481 Карамзин. История, том. 1, прим. 284, и другие сказания. 482 Синаксарь на Акафист. 483 Воскресное чтение, т. 1, 19. 484 См. Церковный Устав. Надпись в пятую неделю Великого поста. 485 Синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы. 486 Codin. de officiis cap. 12, 11. 487 — Чет. Мин. 26 июня. 488 Вместе с точным списком с нее, который находился в подмосковном (в 9 верстах от Москвы) местечке Строгановых. Местечко поэтому называлось Влахернским. Ведом. Спб. Градск. Полиции, 1853 г. 196.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Главные церковные требы в монастыре сначала отправлял старец Корнилий: он крестил или перекрещивал, исповедывал, постригал иноков и инокинь. Потом то же совершали соловецкий старец Пафнутий, старцы Павел, Варлаам и другие, равно как и сами настоятели: Даниил, Андрей и Симеон 457 . В обоих монастырях старались все завести по чину монастырскому: поставили экклезиарха, дали ему помощников, певцов, псаломщиков, канонархов: учредили келарей, подкеларей, старост, надсмотрщиков и под. В часовнях или молитвенных храмах отправляли вечерни, утрени, часы, иногда всенощные, пели молебны, слушали чтения назидательных книг, а настоятели Андрей и Симеон Денисовы, равно как и другие, более грамотные, нередко говорили к братии собственные поучения 458 . В столовых, во время обедов и ужинов, совершалось чтение книг, которому обязаны были молча внимать все присутствующие. Для содержания обоих монастырей и скитов вырубали лес, обрабатывали пашни, завели многочисленный скот, построили мельницу, содержали рыбные ловли. Не раз случался в этом крае неурожай, так что многие, покидая выговскую пустынь, бежали в нижегородские: тогда Андрей и Симеон Денисовы отправлялись сами в Москву и в Нижний, а других посылали, кого в Новгород, кого во Псков и в низовые города, чтобы всюду между своими единомышленниками собирать подаяния деньгами, хлебом и, где сходнее, закупать провиант для доставления в свою обитель. В 1710 г. они сумели взять на откуп за самую незначительную цену огромную пашню, простиравшуюся на 16 верст во все стороны, в каргопольском уезде по реке Чаженге, построили там несколько келий, развели в значительном количестве хлебопашество и скотоводство. Вместе с тем начали заниматься торговлей: закупали в низовых городах хлеб и на многочисленных судах доставляли в Петербург, отчего обитель вскоре весьма обогатилась 459 . Один выходец соловецкий (некоторые называют его Авраамием, другие иначе) придумал еще особое, святотатственное средство для обогащения обители: он огласил, будто принес с собою из Соловков древние запасные дары Евхаристии, и так как их было мало, то и растворил их в квашне, испек новые хлебы, от которых крохи и стали продавать богачам, нередко за самые огромные суммы, как напутствие на час смертный 460 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Явления во сне. Скитский монах Иов рассказывал мне: «Лет 15 тому назад это было. Стою я и вижу, что приходит ко мне старец иеросхимонах Пимен, уже умерший, и спрашивает меня: «Справлял ли пятисотницу?» 457 Отвечаю ему: «Не всегда справляю как следует». А тот спрашивает меня опять: «А чай пьешь?» – «Пью», – отвечаю. «А по скольку чашек?» – «Когда по три, а когда по пяти – как случится». – «То-то и есть, – укоризненно заметил мне усопший Старец, – чай пьешь неравномерно 458 , а пятисотницу не всегда справляешь! Ее необходимо выполнять неопустительно!» После чего я проснулся», – добавил о. Иов. Тот же монах Иов рассказывал мне, что первоначально он имел намерение поступить в Саровскую пустынь, но, поживши там некоторое время в качестве испытуемого, задумал перейти в Оптину Пустынь. Собрался и вот видит во сне блаженного старца высокого роста, в монашеской одежде, который спрашивает его: «Зачем ты уходишь из Саровской пустыни?» – «Я отвечаю, что мне больше нравится в Оптиной Пустыни, так как там есть старец Амвросий. «Что же... в Оптину иди, это можно, это все равно что и здесь», – отвечал старец, и я проснулся. Не знаю, кто именно был явившийся мне старец, но полагаю, что Серафим Саровский ». В Скиту нашем года с два живет на покое бывший игумен Лютикова монастыря о. Феодосий. Рассказывал он мне между прочим о том, как однажды явился ему во сне бывший митрополит Московский Иннокентий. «Вижу, – говорит о. Феодосий, – митрополита Иннокентия во сне 459 . И сказал он мне знаменательные слова: «От начала и доселе все козни диавола побеждаются смирением. Эта от века непреложная истина современна и нам». Слова сии тогда же о. Феодосий по пробуждении записал. Сон этот видел он давно, по кончине митрополита, а рассказал мне недавно – в ноябре сего 1896 года. Запись его я получил 26 ноября – в день памяти святителя Иннокентия, епископа Иркутского 460 , и, может быть, также памяти Иннокентия митрополита, хотя о последнем и не удостоверяю. Явления усопших. Скитский иеромонах о. Венедикт рассказывал мне следующее. «В Смоленске я знал одного иеромонаха, который передавал мне о явлении ему усопшего епископа Иоанна 461 известного церковного проповедника. Епископ, по наговорам злопыхателей, воздвиг на него гонение, и когда умер, то являлся ему явно днем в келлии его, прося у него прощения в своем грехе, что продолжалось в течение 40 дней со дня смерти епископа. Ни изумления, ни ужаса иеромонах не испытывал, а только отвечал усопшему епископу: «Бог простит!» – и кланялся ему, после чего усопший делался невидимым».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Быть может, что он находился в этих странах в то же время, как и Павел в последнее путешествие его по Асии, и должно полагать, что тогда то Силуан, прибывший из Греции с Павлом, присоединился к Петру. 455 Он последовал за ним до Вивилона, куда Апостол пошел после благовестия своего Иудеям центральной Азии. Именно во время евангельского странствования этого присоединился к нему и Марк. 456 Апостольский муж сей отправился в Кипр с Варнавою, своим дядей, когда Павел пошел вместе с Силой. Марк прибыл затем к Петру в Антиохию. Апостол любил его как сына; 457 сношения его с семейством Марка были давнишние и в дом матери его пришел Петр, когда Ангел вывел его из темницы. Марк, во время Иисуса Христа, был еще слишком молод и за Ним следовать не мог, 458 но, по возвращении своем из Памфилии, где оставил Павла и Варнаву, следовал, вероятно, за Петром, который тогда проповедовал в Иудеи. Когда же Марк возвратился с Кипра, то Петр послал его в Египет, где он и основал Церковь александрийскую. Город этот был одним из самых блестящих средоточий умственной деятельности и в этом отношении соперничал с Афинами и Римом. Евреи жили там во множестве, и от этой-то еврейско-еллиннской школы вышел знаменитый перевод Библии , известный под названием Семидесяти толковников. Когда Марк прибыл в Александрию благовествовать Иисуса Христа, то мужчины и женщины стекались охотно его слушать. 459 Множество народа уверовало с такой горячностью, что жизнь христианская вскоре была доведена там до совершенства. Между ними были даже такие, которые отказывались от имений, как первые из христиан в Иудеи, и удалялись в пустынные места, где занимались рукоделием. Их называли Ферапевтами. Наименование это дает двоякое понятие как о благочестии их, так и о сельских трудах. В Александрии жил в то время весьма ученый еврей, именем Филон. Творения его служат доказательством серьезного изучения вероучений христианских. Но как все верующие, обращавшиеся из иудейства к христианству, сохраняли множество иудейских обычаев и большое уважение к закону Моисееву, то Филон считал их только за секту Израильтян, которая стремится к большему совершенству и отыскивает в писании глубочайшие истины, сокрытые под иносказательным смыслом буквальным. Филон, пораженный образом жизни Ферапевтов, счел нужным сохранить для нас, в своих творениях, воспоминание о собраниях их, агаппах, нравах и обычаях. 460 Но как Ферапевты послужили образцом пустынножителям, которые впоследствии населяли обширные пустыни Египта и Фиваиды, то необходимо изложить о них некоторые сведения, сообщенные Филоном. 461

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

459 «Понудим себе в дело Божие, прежде о телеснем благообразии и благочинии попецемся. Потом же и о внутреннем хранении, и дело сие возлюбленно имамы все дел честнейши» (Иосиф Волоцкий, прп. Духовная грамота//Древние иноческие уставы. М., 2001. С. 64). 460 Здесь стоило бы обратить внимание на то, что и у протестантов разграничение Писания и Предания произошло на «филологической основе», только не за счет переведения Предания в иное (латинское) языковое поле, а, наоборот, выведение Писания, переведенного на современные языки из общего поля латиноязычного Предания. Как бы то ни было, это подтверждает закономерность явившихся следствием этого и там, и там процессов. 462 Вспомним Арндта: «…неверующему человеку, находящемуся в болезни, Святое Причастие и священник не приносят никакой пользы, хотя он и среди Церкви, но не верует. Если же верует, то нет ему никакого вреда от того, что он умирает, напр., посреди магометан или во глубине морской, без священника и без причащения, ибо он имеет Христа, истинного священника, царствие Божие в себе» (Арндт. Кн. 2. С. 452). 465 Действительно, есть разница: сообщающие как «пустая труба» или, по образу отцов, как «раскаленное в огне железо»? 466 Для преосвященного Феофана, как помним, храм – место «само собою просто вещественное, несловесное и нечувственное, но аки бы словесное внушает нам спасительные памяти…» (Прокопович. Т. 3. С. 251). 468 «Так различные движения этого столетия – государственный абсолютизм, просвещение общества, рационализм и пиетизм, масонство и мистический спиритуализм – действовали в одном направлении: на ослабление… строгой церковности. Главная тема конфессиональной полемики между православием и протестантизмом – понятие, действительность, жизнь Церкви – в связи с этим утратила свою актуальность, а сама полемика – свой жизненный интерес, какой имела в серьезной степени в начале века» (Müller L. Die Kritik des protestantismus in der rusischen Theologie vom 16. – 18. Jh.//Akademie der Wissenschaften und der Literatur. 1951. 1. S. 88).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

453. Ср.: Ириней Лионский. Против ересей 1.24.1; Епифаний Кипрский. Панарион 23.1.1. 454. Возможно, Маркелл опирается на «Синтагму» Ипполита как на главный источник для своего списка еретиков. Этот параграф согласуется с п. 18, что является очередным доказательством единства текста. 455. Ср.: Епифаний Кипрский. Панарион 14.2.2. 456. Гностик; см.: Ириней Лионский. Против ересей 1.26. 457. Ср.: Евсевий Кесарийский. Церковная история 3.27–28. Эвиониты полагали, что Христос был простым человеком, который был признан праведником. 458. Гностики; см.: Ириней Лионский. Против ересей 1.23–24. 459. Пользуясь списком Ипполита, Маркелл упомянул первые несколько имен из гностиков после Симона и несколько последних, входящих в круг учеников Валентина. Объединяет их то, что все они верили в одного, неизвестного Бога, не участвовавшего в создании вселенной, которую, как они полагали, сотворили ангелы (или какойто более низший, чем Бог, демиург). 460. Гностическая секта; см.: Там же 1.30. 461. Гностическая секта; см.: Там же 1.31. 462. Гностики, почитавшие Сифа как Мессию. 463. Из ранних отцов Церкви Гермеса Трисмегиста упоминает — впрочем, не излагая его учения — уже Климент Александрийский, который говорит о 42–х его книгах, содержащих египетскую философию (Строматы 6.4.35–38). 464. Гностик; см.: Ириней Лионский. Против ересей 1.25. 465. Гностик; см.: Епифаний Кипрский. Панарион 43. 466. Гностик; см.: Ириней Лионский. Против ересей 1.27. 467. Ср.: Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения 18.26; Афанасий Александрийский. Послание к епископам Египта и Ливии 4. 468. Ср.: Маркелл Анкирский. Против Астерия, фр. 85. Еще Пс. — Ипполит апеллировал к Аристотелю (Опровержение всех ересей 7.14, 9.19, 24. Iff.). Маркелл, возможно, первый автор попытавшийся возвести учение ариан к Гермесу Трисмегисту. 469. Кто впервые употребил термин ρειομαντοι, окончательно не установлено. Письмо Евстафия Антиохийского, в котором он встречается, датируется временем до 328–329 гг.; также мы находим его в праздничных посланиях Афанасия Александрийского (10 и 11 от 338 и 339 гг. соответственно), однако Афанасий различает ариоманитов и евсевиан (см.: Окружное послание 2, 7), а Маркелл называет именем «ариоманитов» и Евсевия Кесарийского, и Астерия (см. пп. 10, 12), как это делал Пс. — Афанасий в «Послании против ариан» (4).

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

Молясь за службами, которые составил Преподобный, можно заметить, что там, где жизнь святого была близка автору канона, есть и потепление чувства, и вздохи умиления, и речь приобретает напевность. В иных же канонах преподобный Феофан сдержан и краток, так что сокращает количество тропарей, а чтобы каждая песнь имела необходимое их число, он предписывает повторять первый тропарь. Каноны об усопших в Октоихе Среди канонов преподобного песнописца, которые признаются его лучшими произведениями, прежде всего необходимо остановиться на его канонах усопшим, которые написаны для восьми гласов Октоиха и действительно имеют большие достоинства. Во всех этих канонах можно отметить большую музыкальность, стройность, богатство образов. Идея воскресения подается в них с особенной широтой, а для выражения своей глубокой любви к усопшим святой песнописец находит замечательные выражения. Так, он пишет в каноне 4-го гласа: Держай за десную руку раб Твоих, настави их на пажить безсмертную, Спасе, на зрение доброты Твоея 454 . В каноне же 8-го гласа преподобный Феофан умоляет Создателя: Яко Источник жизни присносущныя, яко сладости сый поток, рабы Твоя, благочестно к Тебе преставленыя, сподоби пети и славословити Тя во вся веки 455 . Здесь же изливает Преподобный свое исповедание веры во Христа, причем находит самые различные выражения и подобия. Весь еси, Спасе мой, сладость световиднейшая, весь еси желание ненасыщаемое: потоки Твоея пищи и водою оставления усопшия напой 456 . Здесь опять не забыты отшедшие от этой жизни. Мя, человека, посреде смирения же вкупе и величества создал еси 457 , – исповедует Преподобный вечную истину человеческого жития. А далее он дает глубокое исповедание Богочеловечества Христова, Его великого подвига для нас. Наказав прежде многими чудесы… мене заблуждшаго, напоследок Самого Себе истощил еси, яко сострадателен, – восклицает Преподобный, – и поискав обрел и спасл еси 458 . Неслучайно преосвященный Филарет говорит о том, что и в его время заупокойные каноны преподобного Феофана привлекали к себе внимание и сочувствие инославных христиан, которые признавали их «высокое достоинство» 459 . Истинно от лица всего мира взывает Преподобный ко Христу, когда говорит в каноне усопшим: Очисти рабы Твоя и тем согрешений прощение подаждь, Человеколюбче, и жизни сподоби нетленней и блаженному наследию 460 . И, вероятно, в этом тропаре наиболее задевают сердце слова молитвы Преподобного: очисти рабы Твоя… Эти каноны преподобный исповедник Христов никогда не сокращает, тропари в них не повторяются, так как мысль их творца только-только укладывается в обычный размер песни (четыре тропаря, кроме ирмоса). В этих же канонах преподобного Феофана проявляется его глубокая любовь к мученикам Христовым, которых он умоляет помочь усопшим. Мертвостию живоносною, истканною мучений ради, всехвальнии мученицы одеяни светло, душам прежде усопшим божественный испросите покой 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В Африке та же самая практика была освящена собором, происходившим при Агриппине, епископе карфагенском, в начале третьего столетия 458 ; но вероятно главным образом потому, что обращение в сектантства были редки, постановление это в промежутке между Агриппином и Киприаном вышло из употребления 459 . Причина разногласия между Стефаном и азиатскими епископами неизвестна. Но она могла заключаться в том, что некоторые восточные, пребывая в Риме, желали ввести там обычай своих туземных церквей. В точности неизвестно, каково было собственно мнение Стефана: нужно ли слова его, что обращенцы «из какой бы то ни было ереси» 460 , должны быть принимаемы через возложение рук, – понимать безусловно, или же (как кажется вероятнее) их нужно истолковывать с ограничениями, в согласии с позднейшим определением церкви. Во всяком случае кажется несомненным, что он вступил в спор с азиатскими епископами раньше возникновения разногласия с Киприаном. Он писал к ним по вопросу их практики, и они отказались оставить ее 461 . Киприан был втянут в этот спор вопросом со стороны некоторых нумидийских и мавританских епископов, которые, вероятно, усомнились в законности перекрещивания вследствие того, что новациане практиковали его в случае совращения к ним из церкви 462 . Он отвечал, что обращенцев должно крестить, если только они не получили правильного крещения церкви до отпадения в ересь или раскол, в каковом случае будет достаточно возложения рук 463 , и в доказательство этого приводил то, что может быть только одна церковь , одна вера, одно крещение; что так как при самом крещении требуется исповедание веры в «жизнь вечную» и «прощение грехов через святую церковь » 464 , то не может быть прощения, как только внутри церкви; что вода не может быть освящена для очищения тем, кто сам нечист, и так как в Африке нельзя было приводить оснований давности в пользу этого взгляда, как это было на востоке, то он утверждал, что разум должен иметь преобладание над обычаем 465 . Правило о перекрещивании было утверждено тремя карфагенскими соборам, последний из которых заседал в сентябре 256 года; но хотя они отрицали всякое намерение налагать какое-нибудь правило для других церквей, Стефан однако же отнесся к их постановлениям с сильным негодованием; он отказался видеть посланных, которые были присланы к нему после второго собора; убеждал свою паству не давать никакого гостеприимства им; поносил Киприана в самых яростных выражениях, как «ложного Христа», «ложного апостола» и «обманного делателя» 466 и прервал общение с африканцами 467 , как это он раньше сделал с азиатскими епископами. Такой образ действия со стороны римских епископов в третьем столетии, однако же не означал (подобно отлучениям со стороны пап в позднейшие времена) притязания на власть отсекать от тела церкви или лишать средства благодати; это было просто употребление власти, которую имел каждый епископ для приостановки религиозного сношения с общинами или лицами, которых он подозревал в заблуждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010