Но есть возможность отнести этот монумент к еще более глубокой древности. По известию Тексье 458 греки называют описанный амвон кафедрою св. ап. Павла и утверждают, что с высоты его Павел проповедовал евангелие жителям Фессалоники. Западные ученые, имея в виду, главным образом украшения амвона, которые действительно едва ли могли явиться на нем ранее IV в., не придают этому преданию никакого значения, но едва ли справедливо, так как нет ничего невероятного в предположении, что упомянутые украшения явились значительное время спустя после появления самого амвона и что амвон существовал долгое время в несовершенно обделанном виде, без украшений. Более позднего происхождения, но тоже очень важные, памятники церковной утвари этого рода сохранились в некоторых древних западных базиликах. Как на особенно замечательные указывают на амвоны римских базилик св. Климента, св. Лаврентия вне стен, св. Марии in Cosmeddin, св. Панкратия, на амвоны в некоторых равеннских базиликах и другие. Ленуар различает между ними два рода 459 . Одни состоят из возвышенной платформы с пюпитром для книг, окруженной со всех сторон невысокою стенкой, или решеткой, за исключением небольшого промежутка для входа с одной только стороны. Это–те амвоны, которые по преимуществу назывались аналогиями и лекториями (analogius, lectorium). Они сходны с описанным у Григория турского и существовали по преимуществу в таких храмах, где для чтения Евангелия устраивался особый амвон. Такие амвоны есть например, в базиликах св. Климента и св. Лаврентия 460 . Но без сомнения такого устройства амвоны могли существовать и там, где для Евангелия не было особого амвона, так как они равно удобны были для всякого чтения и отличались только сравнительною своею простотой. Другого рода амвоны имеют более монументальный характер и назначены главным образом для чтения Евангелия. Они состоят из платформы более возвышенной, чем в амвонах первого рода. С передней и с задней стороны платформа эта обыкновенно бывает отгорожена довольно высокими стенками, к верху большей частью суженными, а снаружи украшенными разными изображениями; боковые же стороны ее всегда оставлялись открытыми и заняты были лестницами, ведущими на верхнюю площадку, где устраивался пюпитр для книг, а иногда и седалище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

" Не слепой к религии, но слепой в религии. Человек религиозной страсти, не мысли, даже веры. " (О. Георгий Флоровский " Пути Русского Богословия " , Париж, 1937, с. 459). С другой стороны, ум, не смотрящий сердце, не подвластен человеку. " " Я никогда не владел своим вниманием... Но меня поражало что-нибудь, мысль или предмет. " " (Там же, с. 459 - 460). Все представления Розанова о христианстве основаны на душевных переживаниях: " Христианство вышло все из народных вздохов, из народного умиления к Богу " ... " Так что же Он такое для меня? Моя вечная грусть и моя радость. Особенная, ни к чему не относящаяся " ... " Христианство есть культура похорон " ... (Там же, с. 460). Такая слепая и неконтролируемая духовность, питаемая прелестью вместо благодати, характерна для околоцерковной публики. " Бердяев метко назвал его " гениальным обывателем " " (Там же, с. 461). Это подтверждается большой популярностью Розанова у названной публики. Как тут не вспомнить слова апостола Павла: " Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надо надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. " (I Коринф. 2. 14 - 15)! Поэтому душевный человек обращается к Богу только для исполнения требований своей падшей природы, а духовный - только с покаянием и мольбой о спасении. Подмена духовного душевным, подмена главенства ума (духа) главенством средоточия души - сердцем оставляет это сердце незащищенным от врага рода человеческого. Христианский дух при этом может быть подменен и отождествлен с сильным душевным желанием достичь земных целей в своей жизни, и даже не обязательно своей, а своих близких, но далеких от христианского духа например, детей. Фактически это возврат от христианства к язычеству. Как отметил митрополит Сурожский Антоний, при такой погруженности в мирское " на самом деле мы в каждый миг обращены всей устремленностью нашего существа, порывом (порой сломленным, когда наше сознание и наше сердце разделены (курсив мой - И.Н.)), к каким-то целям, к каким-то желаниям.

http://ruskline.ru/analitika/2007/01/31/...

24 Акты, собранные кавказской археографической комиссией. Том 5. Тифлис. 1873. С. 30. 25 Там же. С. 34. 26 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 351. 27 Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 251. 28 Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 323-324. 29 Попов А. В. Холера 1829–1833 гг. в Оренбургском крае//Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 244. 30 Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 324. 31 Письма Высокопреосвященнейшаго Филарета, митрополита Киевскаго и Галицкаго, к Кириллу архиепископу Подольскому. Материалы для Истории Русской Церкви. Казань. 1876. С. 46; Де-Пуле М.Ф. Отец и сын. Опыт культурно-биографической хроники//Русский вестник. Т. 118. С. 601. 32 Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 459. 33 Там же. С. 460. 34 Там же. С. 460-461. 35 Байбакова А.И. Эпидемия холеры в Тульской губернии в 1830-1831 гг.//Тульский краеведческий альманах. Вып. Тула. 2018. С. 79. 36 Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 526. 37 Там же. С. 534-535. 38 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 20-21; О закрытии церквей также см. также: Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 15; Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 238. 39 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23.

http://patriarchia.ru/db/text/5622098.ht...

34 Положение старца — не священника даже в мужском монастыре было очень шатким, поскольку консисторские власти в первой половине XIX в. неизменно подразумевали под старцами только монахов-священников, выполнявших функции духовников для братии и для сосланных в монастырь за преступления против веры. См. подробнее: Беглов А. Л. Святоотеческое сознание русского старчества: (XIX – начало XX века)//Русская патрология: Материалы академической конференции. Сергиев Посад, 2009. С. 354. 35 2-е письмо преподобного Зосимы архиепископу Тобольскому Амвросию. С. 476–477. Курсив в цитате наш. — А. Б. 39 Бумага синяя, чернила чёрные, местами выцветшие, без филиграней, на просвет видны сгустки бумаги, формат 4°, сложенный пополам. 40 Год определяется на основании упоминания 2-го письма сестёр и тождества подписи Н. Васильевой под публикуемым текстом и названным письмом сестёр (см.: Творения. С. 459–460). Следовательно, уточняется датировка последнего: апрель 1822 г., возможно — также 17 апреля, то есть весенний день Ангела преподобного Зосимы; в тот год он приходился на понедельник 3-й седмицы по Пасхе. 41 Ср.: “Мы просим и заклинаем Самой Матерью Божиею, чтоб не совершалась ни единая наша воля, яжа зла есть и непотребна, стена и предградие Самому Создателю”. — 2-е письмо сестёр. С. 459. 42 Об истории текста “Поучения” и его бытовании в XIX веке см. предисловие к его первой научной публикации: Творения. С. 221–228. Сам текст: Поучение о послушании в Бозе почившаго отца нашего схимонаха и пустынножителя Зосимы Верховского предавшимся ему по Бозе в духовное окормление сёстрам общежительной Троицкой Одигитриевой пустыни, устроенной им самим//Там же. С. 229–374. См. также о литературном наследии преподобного Зосимы: Зосимова пустынь. С. 99–117. 44 За исключением разве что слова 22-го “К престарелым побуждение к подвигам иноческим”, под адресатом которого угадывается А. Н. Васильева, мать Натальи. См.: Поучение о послушании… С. 306–307. 45 Житиё и подвиги… Ч. 1. С. 133. Ср. слово 42-е “К не хотящему слушати написанного поучения” и слово 43-е “К спящим на чтении поучения”. — Поучение о послушании… С. 354–365.

http://pravmir.ru/turinskaya-tragediya/

Как лилии в поле, пересаженные в рай дети и, как жемчужины в венце, переселенные в царство младенцы неумолчную воспевают там хвалу. Кто не будет радоваться, видя детей, отводимых в брачный чертог? Кто станет оплакивать юность, если избегает она греховных сетей? И нас, Господи, вместе с ними возвесели в брачном чертоге! Хвала Тому, Кто изводит отселе юность и переселяет ее в рай! Хвала Тому, Кто поемлет детей и оставляет их в чертоге блаженств! Безопасно там радуются они (прп. Ефрем Сирин , 33, 459–460). Источник. Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Едеме, упитываются в Царстве! Источник. По сказанному Духом Святым (см.: Иез. 34, 14 ), пасутся они среди деревьев, и архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святаго. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. Источник. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Источник. Кратки были дни их на земле, но блюдется жизнь их в Едеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям (прп. Ефрем Сирин , 33, 460). Источник. Если же кто без исследования примет такое мнение, что исшедший так из жизни непременно будет причастником благ, то окажется из сего, что блаженнее жизни не быть причастным жизни; если для умершего в младенчестве причастие благ несомненно, хотя бы родился он от варваров, или был зачат от незаконного брака, а у прожившего определенное и узаконенное природою время, без сомнения, к жизни больше или меньше примешивается скверна порока; или если намерен совершенно быть вне общения со злом, то для сего самого потребно ему много потов и трудов, потому что не без усилий преспевает в добродетели усердствующий о ней и не без труда бывает для людей отчуждение от удовольствий, так что пользующемуся долговременной жизнью непременно должно потерпеть одно из двух огорчений, или в настоящей жизни бороться с многотрудностью добродетели, или в будущем мучиться при воздаянии скорбями за порочную жизнь. Но для умирающих прежде времени нет ничего подобного. Напротив того, преждевременно преставившихся немедленно встречает добрый жребий, если только справедливо мнение так думающих. Посему вследствие этого и неразумие окажется предпочтительнейшим разума, и добродетель представится ничего поэтому нестоющею. Ибо если не бывает никакой утраты в причастии благ у неучаствующего в добродетели, то суетное и бесполезное дело трудиться о ней, когда на суде Божием берет первенство состояние неразумное (свт. Григорий Нисский , 21, 335–336).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 251. Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 323-324. Попов А. В. Холера 1829–1833 гг. в Оренбургском крае//Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 244. Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 324. Письма Высокопреосвященнейшаго Филарета, митрополита Киевскаго и Галицкаго, к Кириллу архиепископу Подольскому. Материалы для Истории Русской Церкви. Казань. 1876. С. 46; Де-Пуле М.Ф. Отец и сын. Опыт культурно-биографической хроники//Русский вестник. Т. 118. С. 601. Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 459. Там же. С. 460. Там же. С. 460-461. Байбакова А.И. Эпидемия холеры в Тульской губернии в 1830-1831 гг.//Тульский краеведческий альманах. Вып. Тула. 2018. С. 79. Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 526. Там же. С. 534-535. Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 20-21; О закрытии церквей также см. также: Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 15; Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 238. Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23. Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 375. Там же. Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 62.; Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 378.

http://bogoslov.ru/article/6027040

DVORNIK, Byzance et la pnmauté romaine, p. 33–50). 540 С исторической точки зрения, невероятно, чтобы Петр, который играл основную роль (вместе с Павлом) в создании Римской Церкви, действительно был там первым епископом (см.: F. DVORNIK, Byzance et la primauté romaine, p. 33–34; K. SCHATZ, La Primauté du pape. Son histoire, des origines a nos jours, p. 20). Лишь в III веке в Риме появилась идея, что папа являлся преемником Петра и что евангельский отрывок ( Мф. 16, 18 ) относился к епископу Рима (см.: К. SCHATZ, p. 33). 541 Как пытается это показать J.-M. GARRIGUES в связи с этим текстом («Le Sens de la primauté romaine chez saint Maxime le Confesseur», p. 19; «Le Martyre de saint Maxime le Confesseur», p. 427 n. 34, p. 444 n. 66). 550 Противоположно тому, что утверждает J.-M. GARRIGUES сразу после того, как цитирует этот отрывок: «Для [Максима] это именно Рим является гарантией этой соборности и именно церковное общение с ним является крайним экклезиологическим критерием веры («Le Sens de la primauté romaine chez saint Maxime le Confesseur», p. 21). Этот комментатор еще раз пойман за руку, когда он вкладывает в уста преп. Максима нечто иное, чем тот говорит. 551 Преп. Максим упоминает «правую веру, которая царит на кафедре [римлян]» (Dis. Biz., XVIII, PG 90, 156A). 552 Преп. Максим выражает здесь принцип, по которому анафема, произнесенная на еретика, не может быть снята даже Собором после его смерти, если он не принес покаяния в своей ереси 555 См.: L. DUCHESNE, LÉglise au VI-e sie p. 458–459. В 663 г. папа Виталий собирался даже принимать с большой помпой в Риме императора Константа II с его свитой, как представляется, к большой досаде народа Рима, который хранил верность памяти папы Мартина I, принявшего мученическую смерть по приказанию того же императора 16 сентября 655 г. (ibid, p. 459–460). 556 V. GRUMEL, Les Regestes des Actes du patnacat de Constantinople, t.I, 1, Kadikoy-Istanbul, 1932, n 304–305. J.-M. GARRIGUES, Maxime le Confesseur. La Charité, avenir divin de lhomme, Paris, 1976, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

454. Духовенство древней Церкви и народное хозяйство. Там же, 26, с. 770 – 782. 455. Духовенство древней Церкви и борьба с народной нуждой. Там же, 27, с. 817 – 828; 28, с. 362 – 369; 29, с. 893 – 903. 456. Двенадцатилетние со дня прославления преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Там же, 29, с. 883 – 884. 457. Отделение Западной Церкви в освещении одного католического полемиста. Там же, 36, с. 2022 – 2030; 37, с. 2045 – 2051; 38, с. 2073 – 2082. 458. Еще о всемирной конференции для обсуждения вопросов веры и церковного устройства. Там же, 39, с. 2107 – 2113; 40, с. 2150 – 2154. 459. Католический комитет французской пропаганды за границей. Там же, 42, с. 2220 – 2222. 460. Религиозность французов во время войны. Послание Нансийского епископа. Аудиенция Бодрильяра у папы. «Покаяние» немцев. Там же, 43, с. 2238 – 2241. 461. Спор о почитании Богоматери в Англиканской Церкви. Последнее определение папской библейской комиссии в Ватикане. Будущее Палестины. Новые зверства турок против армян. Там же, 44, с. 2266 – 2272. 462. Католическо-немецкий «крестовый поход» на Болгарию и Константинополь. Там же, 45, с. 2296 – 2302. 463. Вести из Англиканской Церкви. Собрание «Англиканской и восточной ассоциации». Епископ Оксфордский о праве на существование Англиканской Церкви. Эдифь Каввель и англиканское духовенство. Вопрос о военной службе священников. Женщины-звонари. Меры к охране храмов. Там же, 46, с. 2341 – 2346. 464. Духовная связь Сербии с Францией. Немецкое католичество перед угрозой второго культуркампфа. Там же, 47, с. 2376 – 2381. 465. Защита учения о непорочном зачатии у современного католического богослова. Там же, 48, с. 2402 – 2408; 49, с. 2442 – 2445. 466. Папство и будущий мир. Там же, 48, с. 2419 – 2424. 467. Религия Вильгельма. Там же, 50, с. 2479 – 2483. 468. Постановка вопроса о чистилище и индульгенциях у современного католического полемиста. Там же, 51, с. 2503 – 2509; 52, с. 2529 – 2536. 1916 год 469. К истории борьбы с афонской смутой (ответ В. М. Скворцову). Петроград, 1916, 38 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

441.  Канон о Распятии, п. 8. 442.  Тогда же, там же. 443.  Похвала 125. 444.  Канон о Распятии, п. 7. 445.  Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 9. 446.  Святой Великий Пяток, вечер на Господи, воззвах, гл. 2. 447.  Канон о Распятии, п. 9. 448.  Канон о Распятии, п. 9. 449.  Похвала 85. 450.  Похвала 161. 451.  Канон Великой Субботы на утрени, п. 9, ирмос. 452.  Канон о Распятии, п. 9. 453.  Добротолюбие, том 3, стр. 420, 19. 454.  Канон молебный при разлучении души.., гл. 6, п. 1. 455.  Там же, песнь 6. 456.  Последование погребения мирских человек, на целование, подобны, гл. 2. 457.  Там же. 458.  Последование погребения священников. Самогласен Дамаскинов, гл. 2. 459.  Там же, блаженны, гл. 2. 460.  Суббота мясопустная, утро, эксапостиларий. 461.  Постная Триодь. Суббота мясопустная, утро, канон господина Феодора, гл. 8, п. 1. 462.  Триодь, Суббота мясопустная, утро, синаксарь. 463.  Последование погребения священников, канон, гл. 6, п. 9. 464.  Там же, самогласны Дамаскиновы, гл. 3. 465.  Последование погребения священников, икосы, гл. 8. 466.  Там же. 467.  Там же. 468.  Суббота мясопустная, утро, синаксарь. 469.  Последование погребения священников, блаженны, гл. 2. 470.  Канон при разлучении души от тела, гл. 6, п. 6. 471.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, слава, гл. 2. 472.  Последование погребения мирских человек, самогласен Иоанна монаха, гл. 8. 473.  Там же, блаженны, гл. 6. 474.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, гл. 8. 475.  Последование погребения священников, икосы, гл. 8. 476.  Там же, на халитех, гл. 6. 477.  Канон покаяный, гл. 6, п. 7 (из правильника). 478.  Постная Триодь, 3 седмица, четверток утро, трипеснец господина Феодора, гл. 6, п. 9. 479.  Последование погребения мирских человек, подобен на целование, гл. 2. 480.  Там же. 481.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, слава, гл. 2. 482.  Там же, гл.8 483.  «О началах», II cap. X. I. 100–101 484.  Там же, III cap. VI. 5. 154. 485.  Последование погребения священников, блаженны, гл.2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

[xliv] Бородин О. Р. Развитие географической мысли//Культура Византии IV- первая половина VII в. М., 1984. С. 459. [xlv] См.: Антонин из Плаценции//ППС. Т. XIII. Вып. 3 (39). Спб., 1895. [xlvi] Бородин О. Р. Развитие географической мысли... С. 460. [xlvii] Бородин О. Р. Географические знания//Культура Византии второй половины VII - XII в. М., 1989. С. 357. [xlviii] См.: Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест//ППС. Т. IV. Вып. 2 (11). СПб., 1888. [xlix] Там же. С. XV. [l] Schneider А. М. Das Itinerarium des Epiphanius Hagiopolita//Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins. Leipzig, 1940. Bd. 63, H. 1-2. S. 143-155. [li] Повесть Епифания о Иерусалиме... С. 20. [lii] Там же. С. 18. [liii] Даниил цитирует, в качестве пророческих, слова Иисуса Христа, относящиеся к Капернауму Тивериадскому (Мф 11, 23; Лк 10, 15), но не к одноименному городу на побережье Средиземного моря, опустошенному крестоносцами. [liv] См.: ППС. Т. XVI. Вып. 1 (46). Спб., 1896. C.I. [lv] Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских «хождений»//ТОДРЛ. XVIII. М.-Л., 1962. С. 22. [lvi] Там же. С. 24. [lvii]Cм.: ППС. T.VIII. Вып. 2 (23). Спб., 1889. С. VII. [lviii] Бородин О. Р. Географические знания. С. 356. [lix] Там же. С. 358. [lx] Напомним: в «Государстве» Сократ развивает мысль о том, что поэзия (литература) имеет дело с видимостями, подражаниями, а не с подлинниками (сущностями, идеями), «стоит на третьем месте от царя и от истины» (т. е. от демиурга). Поэтические «вещи втрое отстоят от подлинного бытия и легко выполнимы для того, кто не знает истины, ведь тут творят призраки, а не подлинно сущее». См.: Платон. Собр. соч. в 4 т. М., 1994. Т.3. С.389-390. [lxi] Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах в Палестине//ППС. T.VIII. Вып. 2 (23). С. 30. [lxii] Как известно, «Книга Паломник» Антония Новгородского (1200) - это последнее паломническое описание Царьграда перед захватом и разорением столицы Византийской империи крестоносцами в 1204 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010