Сосредоточимся на истории Откровения, как более близкой нам – христианам. В Ветхом завете использование фимиама предписано Самим Богом. Согласно Священному Писанию, Господь повелевает Израилю в числе других приношений истинному Богу преподносить ароматы для благовонного курения (Исх. 25:6), заповедует Моисею сделать кадильницы для стола с хлебами предложения (Исх. 25:29) и особый жертвенник для каждения (Исх. 30:1). Указывается и состав фимиама, который был получен пророком Моисеем от Господа на горе Синай: «Возьми благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе» (Исх. 30:34–36). Что это за вещества? Стакти (греч. στακτ) дословно переводится как «капающий», т.е. подразумевается некий сок или смола. Большинство толкователей библейских текстов (в том числе, например, и свт. Василий Великий) придерживаются мнения, что в данном случае речь идет о мирре – смоле деревьев рода коммифора, о которой мы также рассказывали, причем имеется в виду особо очищенная мирра, которую можно сравнить с современным мирровым маслом. Впрочем, талмудическая традиция толкования библейских текстов предполагает, что стакти (евр. – натаф) – это стираксовый бальзам (Пример Мирра). Оних (греч. ονυχ – «имеющий отношение к ногтям»), так называемый оперкулум – плоская выпуклая крышечка, закрывающая устье раковины моллюска и защищающая его тело от высыхания, она иногда и в самом деле напоминает ноготь или коготь. Оперкулум определенных моллюсков обладает специфическим запахом, порошок из такого оперкулума с глубокой древности использовался в благовониях. Так, в ветхозаветную эпоху для ароматических составов употреблялись, например, оперкулумы моллюска Strombus tricornis, обитающего в Красном море. Халван, это гальбанум – камедесмола цветковых растений рода Ферула (Ferula galbaniflua и Ferula rubricaulis) семейства зонтичных, растущих на территории Ирана. Это пахучее вещество используется в парфюмерии и по сей день.

http://texts.aquaviva.ru/osiluan/

2) Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом. Сошествие Иисуса Христа в ад с Его Человеческою душою может быть рассматриваемо как последняя крайняя степень Его уничижения. Все души ветхозаветных людей, не исключая и праведников, должны были сходить в ад. Этому закону человеческой природы подчинился и Христос, потому что был истинным Человеком. Но это его сошествие в ад было началом царственного прославления Искупителя. Христос Своим схождением в ад приобщил к Искуплению весь дохристианский загробный мир. Освобождение узников ада является доказательством универсального характера совершенного Богочеловеком Искупления, простирающегося на поколения всех веков, умерших в вере в обетованное избавление. Учение о сошествии Иисуса Христа в ад наиболее полно выражено в следующих словах ап. Петра: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ( 1Пет.3:18–20 ). Его проповедь в аде, так же, как и на земле, имела своей целью обращение и спасение. В богослужебных книгах православной Церкви выражается мысль, что к восприятию проповеди Христа души умерших были подготовляемы проповедью умерших людей, которые, живя на земле, веровали в будущее пришествие Искупителя или даже уже видели это пришествие. В тропаре св. прор. Иоанну Предтече, например, Церковь исповедует, что он благовествовал и «сущим во аде Бога, являвшегося плотию, вземляющего грех мира и подающего нам велию милость». Проповедь Христа в аде обращена была к душам всех умерших людей, даже к упорным некогда в неверии и нечестии современникам Ноя. Каковы же были результаты сошествия Христа в ад и проповеди Его там? Ответ на этот вопрос можно найти в словах ап. Павла: «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» ( Еф.4:8–9 ). Сошедший в ад Христос разрушил царство диавола и освободил от уз пленников ада. «Ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан», – говорит, например, свт. Иоанн Златоуст . Но всех ли пленников ада освободил Христос? Прямого ответа на этот вопрос нет в Священном Писании, и потому некоторые из древних отцов и учителей Церкви на этот вопрос отвечали утвердительно и говорили даже о спасении диавола ( Ориген ). Однако господствующим было мнение, что освобождены были, прежде всего, все благочестивые ветхозаветные пленники ада, а затем и вообще все те, которые уверовали проповеди Христа и которые пожелали идти за Ним, как за Освободителем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

a) В Священном Писании о Боге практически всегда говорится в мужском роде: Он хвала твоя и Он Бог твой… Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Втор. 10:21 ; Ин. 4:24 ). Более того, и в самом Коране Аллах упоминается в мужском роде: «Он – Аллах, нет божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он – милостивый, милосердный! Он – Аллах, нет божества, кроме Него… хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он – Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он – великий, мудрый» (Коран 59:22–24). b) Православное учение согласно с исламом в том, что Дух Святой всегда был в мире. Например, уже в первых стихах Библии мы встречаем такие слова: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:1–2 ). Свт. Филарет Московский учит, что под словом Дух Божий надобно понимать третью ипостась Святой Троицы – Святого Духа 439 . В Толковой Библии А. П. Лопухина в комментариях к стиху Евангелия от Луки Лк.1:15 (…ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей) приводится аналогичное утверждение: «Вместо возбуждающего действия вина и сикера Иоанн будет возбуждаем к деятельности Духом Святым, Который будет в изобилии посылать ему Свои силы и дары… Иоанн с самого рождения, т. е. в самые юные годы жизни, уже будет иметь в себе полноту Святого Духа» 440 . Однако православное вероучение, в отличие от исламского, добавляет, что Дух Святой после Вознесения Иисуса Христа по-новому излился в сердце каждого человека. Например, священномученик Ириней Лионский писал в своих творениях, что после Воскресения Христа апостолы были облечены силою Духом Святым, после чего исполнились всеми дарами Его и «получили совершенное знание»; они пошли во все концы земли, рассказывая о благах, дарованных им от Бога, и «возвещая небесный мир людям» 441 . Дальше в своём труде святой указывает: «Сего Духа просил Давид для рода человеческого, говоря: „и Духом владычным утверди меня“ ( Пс.50:12 )» 442 . Святой дух имел власть «допустить все народы к двери жизни и к откровению Нового Завета; почему они согласно на всех языках и славили Бога, так как Дух приводил к единству разделённые племена и приносил Отцу начатки всех народов» 443 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В «Пространном Катихизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог» 390 . О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию: для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5:3–4 ). Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения храм Божий ( 1Кор. 3:16 ) и храм Святого Духа ( 1Кор. 6:19 ) как взаимозаменяемые. Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что «Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам» 391 ; «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Таким образом, слово «животворящий» указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами. Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например а) о всеведении; «Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:10 ). б) о соучастии в деле творения мира ( Быт. 1:2 ). Слова " глаголавшаго пророки» внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами 392 . О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается, «потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов» 393 . Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?» 394 . Слова «со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» указывают на равночестность Духа Святого с Отцом и Сыном, о чем свидетельствуют повеление Господа совершать крещение «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ), а также апостольское приветствие ап. Павла ( 2Кор. 13:13 ). 2. Личное свойство Святого Духа В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Вот такая цитата свт. Иринея говорит о том, чтобы помочь начинающему молодому миссионеру, особенно если он хочет помочь кому-то выйти из секты, нужно поинтересоваться, с благословения священноначалия, чему учит эта секта, что для нее главное. Например, у адвентистов – учение о субботе, у баптистов – крещение, у свидетелей Иеговы – имя Божие. Поэтому когда я провожу семинар «Методика диспута с сектантами», то в первую очередь я  с Писанием в руках указываю на главные их догматические заблуждения. И когда человек с Библией в руках, например, говоря о Предании и Писании, покажет этому сектанту, что оказывается, есть два понимания в Священном Писании о Предании: не только  о предании человеческом, которое отвергает Христос, о котором Он говорит в Евангелии от Марка: «Как вы держитесь предания человеческого, отвергая заповедь Божию». Но есть и апостольское предание, о котором говорит Послание Фессалоникийцам (Фес 2: 15): «Стойте, братия, и держитесь предания, которому вы научены или словом, или посланием». Поэтому когда человек начинает показывать в Писании, что есть не одно понимание, что понимание есть не только понимание этого сектанта, что они все учат на Священном Предании, где сказано: «стойте, братия, держитесь предания, слова и послания»  - часто я задаю сектанту вопрос: вы живете по Библии? Он говорит – да. Тогда я спрашиваю: «А как вы соблюдаете Предание, о котором даже апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам (1 Кор 1:2) говорит: «хвалю Вас, братия, что вы держитесь предания так, как я передал вам», а  во 2-м Послании к Фессалоникийцам: «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас( 2 Фес 3,6)». Поэтому начинающим миссионерам я бы посоветовал катехизис Воржанского – очень хороший протестантский катехизис, вашу книгу, о.Олег:  «Школа диспута», из моих – книгу: «Помоги заблудшему» - как правильно вести диспут с сектантами. Т.е. первый и главный завет – это вникнуть в проблему этого человека, в чем он заблудился.

http://radonezh.ru/text/23-11-2014-g-pry...

Поскольку же слуги, также как и господа,— люди, то господа должны обходиться со слугами кротко, снисходительно и человеколюбиво. В обязанности слуг входит: совершать со всяким усердием дела, которые они обещали или к совершению которых обязались; довольствоваться пищей и обещанной платой; находить успокоение в своем звании, в своей доле и не завидовать господам в лучшей их доле; почитать господ и повиноваться им, доказывая им свою верность и терпение. Господское состояние, или общество, утверждено от Бога. Это видно из примеров святых, например, Авраама; из заповедей апостолов, которые предписывают слугам и господам, как должно себя вести (Еф.6:9), и не велят оставлять того состояния, в какое кто призван (Мф.20:12—14), а также из закона Моисеева о рабах.     В душе бодрствующей и трезвящейся не оскудевают и стремление, угодное Богу, и благой помысл, напротив, всегда видит она свою недостаточность. Так глаза не способны рассмотреть даже немногие Божии создания и не насыщаются, увидев что-либо однажды, да и непременно рассматривая одно и то же, не насыщаются видением. Тем более душевное око, если оно открыто, не насыщается созерцанием Божиих чудес и судеб. Если же оскудевает в душе благой помысл, то явно, что оскудевает в ней и просвещение,— не по оскудению Просвещающего, но из-за дремоты того, кто должен быть просвещен. Свт. Василий Великий Глава 7. О состоянии гражданском    Соединение многих семейств для содействия взаимными силами общей безопасности и земному счастью называется обществом гражданским или государством. Поскольку такое соединение могло произойти не иначе, как посредством договоров, явных или подразумеваемых, которыми люди не только обязались содействовать взаимной выгоде, но и подчинили себя верховному правителю, без коего такое общество существовать не может, то учреждение гражданского общества и поставление верховной власти имеют свое происхождение от людей, ибо апостол Петр называет это созданием человеческим: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Пет. 2:13—14). Впрочем, поскольку такое состояние людей требуется ради сохранения и благосостояния человеческого рода, отсюда необходимо заключить, что оно образовалось по согласию, устроению и утверждению Божию, как это явствует из Св. Писания: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:1—2). В Ветхом Завете на некоторых людей непосредственно от Бога была возложена верховная власть, как, например, на Моисея, на Иисуса Навина, Саула и Давида.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нужно, чтобы боязнь этого суда Божия не выходила из мысли нашей, нужно, если ты не хочешь грешить, помнить о присутствии Божием не только в месте собрания, но и дома, не только дома, но и на ложе твоём, ночью на постели твоей, в сердце твоём. Итак, если отнимешь убежище покаяния, умножаются грехи вследствие отчаяния... Но как позаботился Бог о том, чтобы вследствие отчаяния они не увеличивались, так предусмотрел он и обратное, т.е., чтобы грех не усиливался вследствие излишней надежды. Действительно, как может умножать грехи человек отчаявшийся, так может делать это и тот, кто надеется на прощение. Последний может говорить себе: буду делать так, как хочу; милостив Бог, – когда обращусь к Нему, Он простит мне. Но так уверенно говорить мог бы он в том случае, если бы завтрашний день был известен ему. Но разве этому учит тебя Писание, когда говорит: Не медли обратиться к Богу и не откладывай со дня на день, ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения ( Сир.5:8–9 ) 23 ?» К этому суждению блаженного Августина надо добавить только то, о чём мы говорили с вами выше: Святая Церковь требует не просто покаяния, а и заглаждения неправды греха, побеждения греховной привычки. Словами святого Иоанна Крестителя она призывает: Покайтесь и сотворите достойный плод покаяния ( Мф. 3,2,8 ). Будем же, дорогие отцы, братья и сестры, слушать этот призыв и следовать ему! «Теперь время покаяния как для некрещеных, так и для крестившихся, чтобы одни, покаявшись, сделались причастниками Святого Таинства, а другие, омывши скверны, приобретённые после крещения, с чистой совестью приступили к трапезе» ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т. 7, кн. 1. СПб., 1901. С. 106). Аминь. 2. Великий Подвижник Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, – так говорит Господь наш Иисус Христос о великом подвижнике, которого ныне мы молитвенно вспоминаем ( Мф.11:11 ). В Ветхом Завете немало было святых мужей, как, например, Илия, Елисей и другие пророки, которые вели строгую жизнь, любили проводить дни в уединённой молитве, в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

При наступлении второй ночи Бог сотворил новое чудо, окончательно устроил нашу пространственную структуру, сотворив космическое пространство. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь: и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй» ( Быт. 1,6–8 ). Так сотворено было второе небо, ибо Писание знает, что существует до трех небес, куда был восхищен ап. Павел (2. Кор.12,2). Божественное «слово-идея», будучи внедрена, по изволению Отца изрекшего ее Сыном, в среду вод, тотчас же «распростерло небеса, как тонкую ткань (указывается на тонкую настройку Вселенной), и раскинуло их, как шатер для жилья ( Ис.40,22 ), ибо в них – место обитания бесплотных духов, и вся Вселенная предназначена, для того, чтобы на Земле была возможна жизнь. Твердь называется так потому, что является фундаментом космоса («стереома» – «опора», «основа» с греч.). А поскольку все лежащее выше – по словам свт. Василия – по природе тонко и неуловимо для чувства (речь идет об ангельских мирах), то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью (2. стр.48). Так назвать ее можно еще и потому, что она еще и сейчас не поддается разложению. Хотя ученые уже разрушили атом, но не нашли еще возможности манипулировать с пространством («ракиа» – по-еврейски и значит «пространство, протяжение»). Это свойство тверди существует благодаря одобрению Божию – «очень хорошо», которое и ставит границы разрушительным стремлениям человека. Св. Григорий Нисский говорит: «Твердь, которая названа небом, есть предел чувственной твари и за этим пределом следует некая умопостигаемая тварь, в которой нет ни образа, ни величины, ни ограничения местом, ни меры протяжения, ни цвета, ни очертания, ни количества, ни чего-либо иного, усматриваемого под небом». Поэтому ангелы и не подчиняются нашим пространственным условиям (например, могут проходить сквозь стены), хотя и они имеют связь с первичным пространством (первое небо), общим с нами, ибо, когда Гавриил стоял перед Девой, его не было на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

     В апостольском чтении 18-й Недели по Пятидесятнице апостол Павел говорит о милостыне. Эта добродетель настолько высока, что в Писании она часто употребляется как одна из характеристик нашего Господа. Например: «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш», – говорит псалмопевец (Пс. 114:5). Эта добродетель имеет некую тайну и неисчерпаемость в себе. Можно даже так сказать: она интимна. И, наверное, лучше бы поменьше распространяться о ней, а учиться творить ее. Да и что, собственно, тут непонятного? Можешь помочь – помогай, имеешь – поделись, просят – не откажи. Жалей, милуй, утешай... Короче говоря, иди и делай! Но как раз тогда, когда доходит до практики, в этом простом деле вдруг возникают десятки вопросов. Всем ли давать? А пьяному? А наркоману? Если давать, то сколько? А может, только продуктами, чтобы не пропил? Всегда ли давать? А если дома семья нуждается? А если нищий наглый – булку не берет, денег требует? А если на виду у всех – давать или лучше в другой раз, когда никто не увидит? А что такое вообще милостыня? Это только деньги? А может, и душевное тепло тоже? Сочувствие? Простить – это милостыня? Не вспоминать старого? Поступиться своими интересами ради другого? А достаточно ли одной милостыни? Ведь в Писании написано, что милостыня очищает грехи, – так может, больше ничего и не надо? Думаю, каждый христианин задавался какими-то из этих вопросов. Не все так просто, оказывается. Само наличие таких вопросов говорит о том, что жизнь всегда сложнее закона и добродетель без рассуждения не бывает. И именно потому, что мы хотим быть практиками, а не теоретиками, мы должны понемногу говорить об этом. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6) – так начинается сегодняшнее апостольское зачало. Интересно, что Павел употребляет слова из области земледелия: «сеет, пожнет». Как известно, сеять можно лишь в определенные времена, ведь есть пора, когда посев невозможен. Также и благотворить мы сможем не всегда. Не всегда мы будем молоды, здоровы, обеспечены. Не всегда у человека есть хорошая работа. Бывают времена, когда и мы начинаем нуждаться в помощи. Поэтому будем спешить благотворить, не откладывая на завтра. «Кто не поспешит сделать доброе дело, тот не сделает его никогда», – говорил свт. Иоанн Шанхайский.

http://pravoslavie.ru/124806.html

В чем состоят субъективные условия спасения, и какова роль человеческой свободы в устроении спасения? Направленность человеческой воли к Богу и открытие сердца к принятию благодати. Господь говорит: " Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною " . (Апок. 3, 20). Об этом говорит прп. Макарий Египетский (Духовные беседы): " Воля человеческая есть как бы существенное условие, если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей " . Так же учит и свт. Иоанн Златоуст: " Благодать, хотя она и благодать, спасает пожелавших, а не тех, которые не хотят ее и отвращаются от нее, постоянно против нее воюют и противятся ей " ; " Бог не принуждает никого, если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет " . Таким образом, благодать не является силой, действующей в человеке непреодолимо. Восточные отцы утверждают, что человек может свободно направлять свою волю вопреки благодати. Эта мысль находит подтверждение в Свщ. Писании. Так, первомученик архидиакон Стефан обвиняет иудеев: " Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы " (Деян. 7, 51). An. Паве. " предупреждает: " когда услышите глас Его (Святого Духа. — С. Д.), не ожесточите сердец ваших " (Евр. 3, 7-8), т. е. человек может в ответ на обращенный к нему призыв Божий ожесточить свое сердце. Примером того, что благодать не устраняет человеческой свободы, является проповедь Христа Спасителя, которую принимали далеко не все. Например, галилейские города, которые, несмотря на все усилия Спасителя, не покаялись. Благодать — это присутствие в нас Бога, и оно требует с нашей стороны непрестанных усилий. По мере нашего подвига благодать все более и более в нас раскрывается, оказывается присвоенной, говоря словами прп. Серафима Саровского, стяженной человеческой личностью. У ап. Петра читаем: " Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, ...то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель " (2 Пет. 1, 3—5), т. е. несмотря на то, что вся полнота даров в Церкви нам сообщена, мы должны прилагать все старание для того, чтобы иметь возможность ими воспользоваться.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010