Мы празднуем ныне событие, происшедшее паче всякого чаяния, паче всякого человеческого разумения. По Божественному Промыслу Пресвятая Богородица, Являвшая Собой истинный Храм Божий, Предназначенная для того, чтобы вместить в Себя Бога во плоти, входит в рукотворную, предобразующую Ее служение, Святая Святых. Великая тайна Божественного спасения мира! Значит, именно так надо было Господу Богу привести в храм Мать Сына Божия, так воспитывать Мать Спасителя мира. В храме Божием возрастают, созревают, становятся осмысленными лучшие мысли и лучшие, устремленные порывы человеческой души. Мы можем не заметить этого сразу, но именно пребывание в храме, участие в Таинствах особым образом творят богоподобие человека. И именно сегодня, в этот праздник, мы объявляем о начале строительства храма в нашем Сретенском монастыре. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла этому предшествовала долгая подготовка, огромная работа. Как вы знаете, собор, который мы намереваемся вместе с вами построить, будет наречен «храмом Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке» . С Божией помощью, мы надеемся, храм будет освящен в феврале 2017 года. Нет нужды говорить, почему принято решение, что такой храм должен стоять именно на этом месте, на Лубянке. Нет нужды говорить, почему выбрана именно эта дата и какой все это несет смысл. Храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке    Многие из вас знают, что начало нашего строительства было сопряжено с определенными сложностями: нашлись люди, которые не хотели, чтобы храм был построен. Мы столкнулись с массой беспочвенных, необоснованных претензий. Но был и ряд критических замечаний по существу, заслуживающих благодарного внимания и осмысления. Мы внимательно изучаем серьезные аргументы, изменяем некоторые аспекты, касающиеся, к примеру, архитектурной концепции храма. Эти изменения были запланированы и нами: тот проект, который был представлен год назад, как это и всегда происходит, являлся предварительным, эскизным.

http://pravoslavie.ru/66439.html

Теперешний наместник попал в монастырь – по послушанию. Отец Иоанн Крестьянкин благословил его соглашаться на этот монастырь. Прибывшему в монастырь отцу Тихону с большим скрипом выделили одну единственную комнатенку, и монастырь " начинался " в крайне неблагоприятной атмосфере. Новый храм Сретенского монастыря в том числе посвящен и о. Иоанну, бывшему на Лубянке в предварительном заключении. Среди святынь монастыря – мощи священномученика Илариона (Троицкого), епископа, " правой руки " Патриарха Тихона, написавшего очень важные книги о значимости Церкви, не раз арестовываемого и заключаемого в тюрьмы и лагеря ( в том числе и на знаменитых Соловках) и умершего от тифа между арестами. Видевшие его на Соловках вспоминали: " Человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник, оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый, везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью... " Однажды, накануне Пасхи, владыка спас тонувшего в море военкома Сухова. Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: " Молчи, а то в карцере сгною... " . В возродившийся Сретенский монастырь уже в 90-е годы пришла духовная дочь владыки Илариона Любовь Тимофеевна Чередова, в 20-е мужественно ездившая с ним в ссылку, а потом всю жизнь молившаяся Богу, чтобы ей дожить до прославления своего духовного отца. " Я знаю, что не умру, пока не узнаю об этом! " – говорила она на 102 году жизни. Ушла в день, когда было принято решение о его прославлении. Обитель, конечно, полна необыкновенной паствы. Ученые, художники, режиссеры, дочь маршала Жукова... Многие из них описаны в знаменитой книге наместника монастыря " Несвятые святые " . Но большинство, конечно, обычные люди, как и мы с вами, также любимые и принимаемые в монастыре. Однажды в Страстную субботу мне позвонил английский поэт и переводчик Джулиан Лоунфельд. " Лена, я сегодня крещусь. У отца Тихона, в Сретенском монастыре. Приходите на крестины " .

http://pravoslavie.ru/104720.html

Крестили Джулиана – теперь, по-православному, Юлиана – в нижнем храме. На стене висела огромная подсвеченная копия Туринской плащаницы – как рентгеновский снимок нашего спасения. Нас было трое или четверо рядом с Джулианом – его крестные и друзья. Крещение стало закономерным итогом перевода Джулианом книги " Несвятые святые " на английский язык, выдержавшей уже пять изданий в США. И вот этот монастырь и его наместник, автор известной книги, иерарх с репутацией человека-моста между людьми Церкви и людьми культуры, открытый к спорам и сам начинающий большие дискуссии, умеющий говорить на одном языке хоть с Михаилом Пиотровским, хоть с сильными мира сего, хоть с простыми людьми, воздвигли у себя новый храм. Первый, увиденный во время интервью макет нового храма показался мне разукрашенной шкатулкой, и я безоглядно брякнула " Древние говорили: длина вещей – суета, лишь высота их доставляет радость " . " Но это же центр Москвы, место исторической застройки с жесткими ограничениями по высоте " , – резонно заметил владыка Тихон. Однако храм, выросший в монастыре, высоты все-таки прибавил. Не уверена, что физически, но архитектурно точно. Он создал визуальную доминанту для идущих и едущих, стал маяком. И как не удивительно, воссоздал историческую доминанту: примерно такой же высоты была взорванная колокольня Сретенского монастыря. Он окликает, зовет, он о чем-то нам говорит, еще пока до конца не расслышанном. Это слово о православной вере. Божий дом нашего времени. Канонический и необычный, успокаивающий и удивляющий, сделанный по последнему слову техники и по древнему слову святых. Рейтинг: 9.9 Голосов: 424 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Oiga Golneva 1 августа 2017, 19:08 Слава Богу и Его святым!!Очень радостно. АлександрГ. 29 июня 2017, 12:39 Настоящая тайна в том, что поднимаясь по ступеням Храма чувствуешь прикосновение к Божественной реальности. Вот и вся тайна. Это поразительное чувство, которое трудно описать словами, но вот это прикосновение к Его вселенной порождает в душе то, что превосходит все, чем человеческое сознание оперирует в своей повседневной жизни. А чудо это то, что ЭТО прикосновение удалось воплотить в материи. Честно говоря, до сих пор не могу отойти от ощущения увиденного.

http://pravoslavie.ru/104720.html

Таково умозрение в красках, заключенное в иконах. Премудрость Божия в литургике Храмы обычно приуравниваются к праздникам, и если в Византии праздник Софии был праздником Господским, то в России он был Богородичным и праздновался в день Рождества Богородицы или Успения. Отсюда видна общая связь праздника Софии с Богородичным, а также тайная черта: невозможность отнести Премудрость, как тварное начало, к Богу. Какая была служба Софии? В Византии – неизвестно. В России служба сохранилась в рукописном виде. Когда она составлена и когда она возникла – неизвестно. Это такая же тайна, как тайна Мельхиседека, и откровению этой тайны можно внимать как Слову Божию. Один текст службы Софии был в Москве, в одной из церквей на Лубянке, отдельные молитвы из него печатались прот.Ставровским в 1909г., но потом были изъяты из печати. Служба эта – утреня, приуроченная к Успению. Вся служба Успения с прибавлением канона, величания и молитвенного припева: " Премудрость Божия, София преименитая, спаси ны, грешные рабы Твоя " . Возможность появления такой службы снимает уже само собой вопрос о том, можно ли Софии молиться. Содержание канона отличается столь же проблематичностью, многозначительностью и неясностью, как и иконографическое изо- 127 бражение. Премудрость употребляется и в отожествлении с Сыном Божиим, и с Богоматерью, и в том смысле, как у Иисуса Сына Сирахова. Эта служба чужда рационалистического толкования, а дано конкретное, прямое, явствующее из припевов. Канон представляет из себя акростих " Творца имя знаменует " . Краеграние его по алфавиту до 8-й песни. Акростих – в 8-й и 9-й песне. Премудрости придается такое значение, что канон Успения отменяется для канона Софии и лишь к 4-му стиху каждой песни прибавляются стихи из 2-й песни Успения. Три первые песни говорят о Премудрости, которую дает Бог. В 4-й песне говорится, что Христос есть Премудрость и что мир – творческое начало. 5-я песнь есть транскрипция Книги Притч и говорит о Премудрости сначала как о миротворческом начале, а потом как о начале практическом.

http://predanie.ru/book/220710-bratstvo-...

Позже эти записи легли в основу кн. «На берегу Божьей реки» (1916). По благословению старца Варсонофия Н. принял в свой дом Н. А. Володимерову. Это обстоятельство вызвало недовольство еп. Серафима (Чичагова), инспектировавшего мон-рь в нач. 1912 г. В результате в этом же году Н. с семьей покинул Оптину пуст. В 1912-1917 гг. Нилусы жили в г. Валдай, а с лета 1917 по апр. 1923 г.- в усадьбе Линовица Пирятинского у. Полтавской губ. у кн. В. Д. Жевахова (с 1926 еп. Иоасаф , еп. Могилёвский). Здесь Н. подвергся обыску и «раскулачиванию». Н. избежал расстрела, однако на протяжении неск. лет его периодически заключали под стражу в тюрьмы Киева, Пирятина, Прилук, Москвы (на Лубянке). Н. не принял «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия (Страгородского), вошел в группу «непоминающих». С весны 1928 г. по янв. 1929 г. Н. с супругой жил в доме свящ. Василия Смирнова в с. Крутец. Умер Н. от приступа стенокардии в канун дня памяти прп. Серафима Саровского; похоронен в ограде Успенского храма с. Крутец. Соч.: ПСС в 5 т./Ред., сост.: А. Н. Стрижев. М., 1999-2003; Великое в малом, или Антихрист как близкая политическая возможность: Зап. православного. Царское Село, 19052; Сила Божия и немощь человеческая. Серг. П., 1908; Святыня под спудом: Тайна правосл. монашеского духа. Серг. П., 1911; На берегу Божьей реки: Зап. православного. Серг. П., 1916; Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле. Серг. П., 19174; Неизвестный Нилус. М., 1995. 2 т. Лит.: Концевич И. М. Оптина Пустынь и ее время/Ред.: Е. Ю. Концевич, Г. Д. Подмошенский. Джорд., 1970; Антихрист и Россия. Великая дивеевская тайна. О великой дивеевской тайне: Записи Н. А. Мотовилова/Публ.: А. Н. Стрижев//Моск. литератор. 1990. 21 сент. 32(603), 33(604); С. А. Нилус (1862-1929): Жизнеописание/Сост.: С. М. Половинкин. М., 1995; Стрижев А. Н. По следам Сергея Нилуса: Раздумья, встречи, разыскания. М., 1999. С. М. Половинкин Рубрики: Ключевые слова: МИХАИЛ (Новосёлов Михаил Александрович; 1864-1938), мч. (пам. 8 янв.), духовный писатель, публицист, издатель

http://pravenc.ru/text/2577655.html

   Приехав в Москву ночью и сойдя с поезда, прямо с вокзала отец Иоанн сообщил, что он уже в Москве, что его «затвор» кончился.    Период своего изгнания отец Иоанн благословлял еще более благоговейно, чем период детства. В этом отверженном месте, непрестанно пять лет предстоя Живому Богу, он познал своего Спасителя. Глубокую трагедию мира, находящегося в страдании и болезненном борении из-за оторванности от Бога, он увидел глазами Распятого по любви к миру и к человеку Спасителя.    И тайна монашеского становления в иерее Иоанне свершилась. Умно-сердечная молитва, «запульсировавшая» в сердце, известила его об этом. Для отца Иоанна Крестьянкина начинался новый этап жизни, и он ожидал, что речет о нем Господь.    Крестьянкин Иван Михайлович арестован 29 апреля 1950 г. По постановлению Особого совещания при МГБ СССР от 6 сентября 1950 г. осужден «за антисоветскую агитацию» по ст. 58—10 ч.1 УК РСФСР и заключен в ИТЛ сроком на 7 лет. 8 октября 1950 г. отправлен этапом в Каргопольлаг МВД (Архангельская обл., разъезд Черная Речка, станция Ерцево Северной жд) и определен в 16 ОЛП. В 1953 г. по состоянию здоровья переведен в лагерь для инвалидов. 21 октября 1953 г. прибыл этапом в лагерь на Гав-риловой Поляне Молотовского р-на Куйбышевской (Самарской) обл. и определен в лагерное отделение 1. Освобожден досрочно 12 февраля 1955 г. по определению Нарсуда Молотовского р-на Куйбышевской обл. с применением Указа Президиума ВС СССР от 14. 07. 1954 г. «О введении условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы». Прокуратурой СССР 15 июня 1989 г. реабилитирован на основании ст.1 Указа Президиума ВС СССР от 16.01.1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 1930—40-х и начала 50-х гг.» (Из Справки о реабилитации и Выписки из Архива МВД г. Самары).    После ареста о. Иоанн Крестьянкин два месяца провел на Лубянке. 1 июля 1950 г. был переведен в Лефортовскую тюрьму, с середины августа до этапа содержался в Бутырской тюрьме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений... Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи. – Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма? – Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря – на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни. Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках " Россия. Моя история " , дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур... – Вас критикуют за ваши художественные решения? – Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике. – В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации... – Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Святого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий – представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.

http://pravoslavie.ru/104720.html

– Как родился образ этого храма? – Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов – их было около 50 – выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера. В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели – к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект – доработка шла практически непрерывно. Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать. У стен монастыря стоит поклонный крест в честь покровительницы Москвы преподобной Евфросинии. Фото: Сергей Михеев/РГ      – Сколько времени шла стройка? – Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта – около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество. – Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений? – Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской " Кавида " Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства – русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то " переводить " , если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.

http://pravoslavie.ru/104720.html

Фото: Сергей Михеев/РГ      Освящение нового храма – Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской – в знаменитом Сретенском монастыре, стало ключевым событием и года столетия революции, и, может быть, самого столетия. Как в раннехристианские времена – " на крови " , на месте казней за веру – появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению – через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм- " высказывание " огромного количества людей – около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) . – Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге. – Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим. – Но ведь рядом же почти нет жилых домов. – Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице – в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм. Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком (хотя и самом населенном – 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало. Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан – иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.

http://pravoslavie.ru/104720.html

Этот проект оказался очень успешным, перспективным и мощным. Именно он вывел Россию в течение кратчайшего срока в число передовых стран и создал задел, позволивший выйти победителем в Отечественной войне. В число передовых стран Россия входила энергично, но её, конечно, не впускали. Для этого надо было освободиться от идеи всемирной революции. Тогда для неё был бы открыт вход в число демиургов глобальной политики. И Россия пошла на это, но только после того, как вынужденно повернула свои устремление на Восток, на Евразийской пространство, завоевав симпатии и уважение многих народов, разрушив навсегда представление об их отсталости и неспособности к развитию. Это третья фаза, как её называет Валлерстайн, социалистического проекта. А четвертая фаза — эпоха, когда Россия была принята в союз ведущих держав мира с условием, что ни о какой революции, ни о каком Коминтерне речи никогда больше не будет. Это тоже очень важная стадия развития проекта. Таким образом, если следовать логике Валлерстайна, реальный социалистический проект, осуществленный в мире под водительством России, не следует рассматривать как утопию или тупиковую утопическую социальною инженерию (термин Карла Поппера). И у него было бы будущее, если бы его не убили на взлете. Сама идея смены проектов мирового социализма, которую описал Валлерстайн, не нашла у нас ни малейшего отражения ни в теории, ни в практике левых и правых движений. О ней даже никто не вспоминает, хотя многие, конечно, о ней хорошо знают. Но об этой идее полезно вспомнить как раз в связи с ленинским отрицанием института брака, потому что отмена института брака – ключевой этап в разрушении твердыни традиционализма, основ цивилизации и всего, что было свято для России и русских. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 4. Ответ на 3, Русский Сталинист: Вы всё время повторяеете святейшего. Да, всех патриархов так величают. Но духовным камертоном святого православия всегда были и остаются - наши святые, а если мы говорим о времени святейшего патриарха Сергия, к примеру, то святые его времени: святой митрополит Пётр Полянский, святой митрополит Агафангел Ярославский, святой митрополит Кирилл Казанский, митрополит Виниамин Петрогадский, патриарх Тихон, да тысячи уже прославлены! А святейшего патриарха Сергия за что же не прославили, знаете? Да благодаря его декларации церковь была на кануне войны на грани полного уничтожения! Но мы его и не осуждаем, понимаем, что ему её " помогли " написать, на Лубянке провели с ним " разъяснительные беседы " ит.д.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/20/ta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010