А здесь происходит именно это: возвращение из забвения, преодоление второй смерти, своего рода воскрешение. Ведь люди, которых мы поминаем на Лубянке, были убиты дважды. Сначала — физически, и тут же — убита самая память о них. Здесь как будто практиковалось древнее установление, которое было еще в императорском Риме — damnatio memoriae — проклятие памяти: когда уничтожали врага государства, врага Цезаря, ритуально уничтожали и самую память о нем. Его имя стиралось из всех документов, из всех надписей; портреты уничтожались. То же делалось и у нас в ХХ веке. И нужно помнить, что почти все согласились с этим. Так что, даже не будучи доносчиками или вертухаями, мы в этом уничтожении памяти участвовали. Читая и слушая имена погибших, мы пытаемся искупить эту общую вину. С этим, вероятно, связано это чувство очищения, катарсиса. Меня восхищает, что на этих чтениях, из года в год, звучит нота скорби и покаяния. И глубокой задумчивости о том, что произошло. Настроений мести и возмездия нет. Это все отходит на задний план. И если кто-то пытается провозгласить что-то вроде «не забудем, не простим», никто не подхватывает: это совсем не отвечает общему тону. Я сейчас читаю дона Карло Ньокки — это итальянский святой XX века. Ему пришлось во время войны быть в России с итальянскими войсками. И вот что он в начале войны пишет о русском народе: «Этот народ еще совсем не понял своего глубокого, почти адского мучения. Для него оно пока расплывчато и противоречиво». Мне кажется, у нас так и не поняли, что то, куда страна попала в ХХ веке, — действительно почти адское мучение, причем не только для тех, кого травили и убивали, но и вообще для всех. Именно на этом фоне непонимания, неосознания происшедшего можно понять, почему у нас появляется ностальгия по сталинским временам. Сегодня много говорится о том, как найти нечто, связующее всех, обрести народное единство. И задача выглядит неисполнимой: как, на чем всех помирить? Настоящее, таинственное единство вы чувствуете здесь, на Лубянке, в очереди пришедших читать имена убитых. Это связывает людей по-настоящему. Это единство, в котором есть любовь друг к другу, доверие друг к другу, уважение друг к другу. Мы чувствуем, что делаем одно дело, и это дело — не только желание вспомнить тех, кто убит и забыт. Пришедших связывает своего рода общая вера, общее представление о мире. И мы собрались, чтобы эту веру исповедовать. Приблизительно ее можно определить так: организованное насилие над человеком недопустимо и ничем не может быть оправдано; жестокость во имя чего бы то ни было ненавистна; жизнью человека никому не позволено пренебрегать. Вот это настоящее, не придуманное, не устроенное по приказу единение людей.

http://pravmir.ru/proklyate-pamyati-i-vo...

священник, врач при воспитательном доме, московский дьячок и учитель гимназии в Петрограде; но все они не представляли собою ничего особенного и заслуживает быть отмеченным лишь один из них, самый не высокий по рангу. Митрофан Васильевич Смирнов, не проходя никакой школы и получив образование только в доме отца своего, бывшего сельским дьячком, с тринадцатилетнего возраста вступил на тот же скромный путь и занял причетническое место сперва в селе, а затем при Московской Введенской, на Лубянке, церкви. Пятьдесят три года проходил он свою дьячковскую службу и наконец, уже на шестьдесят седьмом году жизни своей, дослужился до того, что епархиальная власть нашла нужным отрешить его от места я определить причетником же где-либо вне столицы. Такой необыкновенный финал полувекового служения вызван был и необыкновенною причиной. При крайней скудости своего образования, Митрофан Васильевич в интеллектуальном отношении был, по-видимому, выдающимся самородком. Пристрастившись к археологии, он ревностно принялся за разыскивание и изучение различных предметов русской старины. В продолжение сорока шести лет своего московского служения при Введенской церкви, он так успел усовершенствоваться в избранной им специальности, что приобрел широкую известность знатока-антиквария. Свои занятия по изучению русской старины он успешно обратил в источник дохода и развил широкий промысел по покупке и продаже предметов древности. Насколько успешна была его антикварная торговля, можно судить уже по тому, что он приобрел себе хороший дом на большой Лубянке, против Кузнецкого моста и оставил детям своим приличное наследство, что едва ли могло быть результатом скромных дьячковских доходов. По-видимому, именно этот коммерческий успех Митрофана Васильевича вооружил против него каких-либо его торговых конкурентов и возникло «дело, начатое по отношению Московской Торговой Депутации о воспрещении дьячку Митрофану Смирнову производить торговлю». По этому делу положено было утвержденное митрополитом мнение Преосв. Викария 376 , которое гласило: «Дьячка Смирнова, ча-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У Алексея Васильевича было, сколько мне известно, пять братьев, из которых четверых я знал и хорошо помню. Это были люди разнообразных профессий: сельский священник, врач при воспитательном доме, московский дьячок и учитель гимназии в Петрограде; но все они не представляли собою ничего особенного и заслуживает быть отмеченным лишь один из них, самый не высокий по рангу. Митрофан Васильевич Смирнов, не проходя никакой школы и получив образование только в доме отца своего, бывшего сельским дьячком, с тринадцатилетнего возраста вступил на тот-же скромный путь и занял причетническое место сперва в селе, а затем при Московской Введенской, на Лубянке, церкви. Пятьдесят три года проходил он свою дьячковскую службу и наконец, уже на шестьдесят седьмом году жизни своей, дослужился до того, что епархиальная власть нашла нужным отрешить его от места я определить причетником-же где-либо вне столицы. Такой необыкновенный финал полувекового служения вызван был и необыкновенною причиной. При крайней скудости своего образования, Митрофан Васильевич в интеллектуальном отношении был, по-видимому, выдающимся самородком. Пристрастившись к археологии, он ревностно принялся за разыскивание и изучение различных предметов русской старины. В продолжении сорока шести лет своего московского служения при Введенской церкви, он так успел усовершенствоваться в избранной им специальности, что приобрел широкую известность знатока-антиквария. Свои занятия по изучению русской старины он успешно обратил в источник дохода и развил широкий промысел по покупке и продаже предметов древности. Насколько успешна была его антикварная торговля, можно судить уже по тому, что он приобрел себе хороший дом на большой Лубянке, против Кузнецкого моста и оставил детям своим приличное наследство, что едва-ли могло быть результатом скромных дьячковских доходов. По-видимому, именно этот коммерческий успех Митрофана Васильевича вооружил против него каких-либо его торговых конкурентов и возникло «дело, начатое по отношению Московской Торговой Депутации о воспрещении дьячку Митрофиану Смирнову производить торговлю».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Однако солнечным летним утром 1922 года просторы мира съежились до размера тюремного воронка, и наступило время катакомб. 23 июля Сергей Фудель был арестован. Накануне в его московской квартире на Арбате при обыске было обнаружено 35 типографских оттисков послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Православной Русской Церкви 131 . Ордер на арест С. Фуделя был выписан 21 июля, а после обнаружения экземпляров «нелегального воззвания Агафангела», уличающих юношу в «причастности его к антисоветской деятельности высших церковных иерархов» 132 , последовало совершенно секретное поручение: «Задержать и доставить в Г.П.У. Лубянка гр-на Фудель Сергея , где бы таковой ни оказался» 133 . «Было шесть часов утра в середине июля, когда я вышел из дома, стоявшего в старом парке под Москвой, чтобы ехать к себе на Арбат. Цвели липы, и воздух был полон покоем и чистотой Божьего утра. Я уже с вечера знал, что в Москве у меня на квартире “засада”, что мой арест за выступление против живоцерковников неизбежен» 134 . У стены старинной усадьбы Солнышково, принадлежавшей до революции семье его невесты 135 , он увидел человека в черной гимнастерке с наганом в руке, и даже не сразу смог связать события – настолько вопиюще не соответствовало происходящему тихое летнее утро. «Сердце заныло от боли по уходящей свободе. Из-за угла вышла вторая фигура, тоже с наганом, и меня вполне драматически повели на вокзал» 136 . Послание митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Православной Русской Церкви. 18 июня 1922 г. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-46067 Арестованного отвезли в Москву, во внутреннюю тюрьму ГПУ на Лубянке, где еще сохранялось «древнее простодушие»: взятый при выходе из дому кожаный портфель – в котором, вопреки буквальному смыслу предостережения Гаврюши, оказались как маленькое Евангелие на церковнославянском языке, так и книги по русской филологии, – не был отобран. С этим крамольным багажом Фуделя ввели в «предварилку» – камеру предварительного заключения. «“Предварилка” – это нечто вроде проходной комнаты. Люди приходили и уходили, редкие оставались дольше двух дней, никто не успевал ни с кем сблизиться, все были растеряны, старались говорить о посторонних вещах и как можно больше спать, подложив под голову кепку, – сон был единственным способом бегства от действительности» 137 . Тем не менее, арестованный запомнил и какого-то поэта с длинными ногтями, которые мешали есть ложкой тюремную баланду, и взятого врасплох, прямо с дороги, русского посла в Китае князя H.A. Кудашева, и знакомого по Толгскому монастырю митрополита Агафангела – автора того самого послания, за которое Фудель и оказался на Лубянке. Однако все арестанты чувствовали себя пока почти спокойно – ведь считалось, что период террора окончился, и ВЧК была недавно переименована в ГПУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИПРИАН (НЕЛИДОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иеромонах Киприан (Нелидов) Иеромонах Киприан (Нелидов). Москва. Тюрьма ОГПУ на Лубянке. 1933 год 15 марта 1933 года ОГПУ арестовало епископа Варнаву, иеромонаха Киприана и сестер Фаину и Валентину Долгановых. В этот же день отец Киприан был допрошен в комендатуре ОГПУ на Лубянке. После вопросов о том, кто живет в квартире вместе с ним, кто к ним приходит в гости и о чем велись беседы, отец Киприан сказал: «Во время чаепитий были разговоры, делились впечатлениями, где кто жил и какие там условия жизни. На политические темы разговоров не было». На следующий день после допроса он был перевезен в Бутырскую тюрьму . Проходил по групповому делу " Московское дело еп.Варнавы. 1933г. " . 23 апреля следствие было закончено. Арестованных обвинили в создании на квартире Долгановых нелегального монастыря и в том, что они вели отношения с молодежью с просветительскими целями. «Вербуемым в монашество внушалась мысль, что при существующей советской власти молодежь развращается, необходимо спасаться от развращения, уходя в монашество для защиты религии», — написал следователь. О. Киприан виновным себя не признал. 10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Варнаву (Беляева) и иеромонаха Киприана (Нелидова) к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а Фаину и Валентину Долгановых — к трем годам ссылки в Северный край. Отец Киприан и Варнава (Беляев) были отправлены в Сиблаг на Алтае, где заключенные занимались строительством Бийского тракта. Монахиня Екатерина (Чичерина) , находившаяся в том же лагере, вспоминала об отце Киприане: «Всегда ровный, светлый, ясный. Сначала определили ему земляные работы, а потом назначили кладовщиком. И тут посыпались беды. За честность, неподкупность, нежелательную для окружающих, его оклеветали и отправили в штрафную командировку к самым отъявленным разбойникам и жуликам (в ущелье Коркучи)...

http://drevo-info.ru/articles/4607.html

Закрыть Разделяй и властвуй «Голосование» по памятнику на Лубянке придумано и затеяно с одной-единственной целью – стравить нас друг с другом, лишить возможности быть одним народом 27.02.2021 1730 Время на чтение 6 минут « Divide et impera !» (« Разделяй и властвуй!») – все знают, что этот принцип правления придумали древние римляне. Древние римляне – люди, как известно, почтенные, поэтому вроде как не грех и правительствам иных времён и народов следовать их урокам. Однако при этом упускается не самая очевидная, но более чем существенная деталь. Римляне применяли этот принцип для установления и поддержания своего господства над чужими, завоёванными и порабощёнными ими в самом прямом и буквальном смысле народами. Ни одному римскому консулу или сенатору и в голову бы не пришло применить этот принцип в отношении собственного Populus Romanus Quiritium – Римского народа. А вот власти Российской Федерации, получается, применяют этот принцип для поддержания своего господства именно над Русским народом. К чему я вспомнил этот самый пресловутый принцип? На этот раз в связи с искусственно организованной кампанией «выборов памятника». Не первый, не второй и наверняка не последний случай. Казалось бы, эта технология разобщения и стравливания людей до такой степени топорна, примитивна и очевидна, что не должна работать. Тем более, на второй раз. Однако работает. И на второй раз, и на третий. И самое потрясающее, что на эту одноходовую разводку раз за разом попадаются люди, в том числе и отнюдь не глупые. Феликс Дзержинский или Александр Невский? Кому ставить памятник? Кто для России из них двоих ценен, а кто нет? И понеслось... Если ты чтишь память Святого Благоверного Великого Князя, то просто обязан ляпнуть что-нибудь про «кровавого чекиста». Если с уважением относишься к личности Ф.Э. Дзержинского, то по законам жанра непременно должен высказаться насчёт «поповщины». Любой серьёзный разговор о том, как предотвратить или, если это уже невозможно, то как нам самоорганизоваться и выжить в условиях явно надвигающейся на страну катастрофы, тотчас прекращается, ведь есть дело поважнее – рвать друг другу глотки за то, кому ставить на Лубянке памятник. И заодно и в очередной раз рвать нашу общую историю на лоскуты для партийных (да ладно, если хотя бы партийных) знамён!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/27/ra...

Рана в груди болит до сих пор, я спрашиваю себя: «Где мой папочка?» В Москве звучат имена расстрелянных в годы сталинских репрессий 30 октября, 2015 В Москве звучат имена расстрелянных в годы сталинских репрессий Два дня в Москве звучат имена расстрелянных в годы сталинских репрессий: 29 октября – в самом центре, на Лубянке, у Соловецкого камня, 30 октября – на Бутовском полигоне. Любой желающий может прийти и прочитать имена погибших почти 80 лет назад, прочитать, чтобы вернуть им имя, протянуть руку в прошлое и как будто пожать чью-то ладонь. Мне досталась страничка с номером 59. После сорокаминутного стояния в очереди подхожу к микрофону, читаю: « Белин Павел Николаевич, 49 лет, заместитель начальника мобилизационного отдела Наркомата путей сообщения СССР, расстрелян 8 февраля 1938 года. Белицкий Ефим Яковлевич, 45 лет, начальник финансового отдела Главного управления автомобильной промышленности, расстрелян 5 февраля 1940 года ». Ставлю к Соловецкому камню горящую лампаду, отхожу. Всё, два имени. Какие-то начальники. Я не знаю, кто они, какими были людьми. Но листочек почему-то не выбрасываю. Аккуратно сворачиваю и убираю в карман. Пусть останется на память. У микрофона сменяются люди, они читают имена, но слух улавливает привычное: 17 лет, бригадир землекопов, 32 года, полковник, 55 лет, врач, 27 лет, продавщица мороженого, крестьянин, на момент ареста безработный, архитектор, рабочий, сторож… Два дня в Москве будут звучать имена расстрелянных в годы сталинских репрессий: 29 октября – в самом центре, на Лубянке, у Соловецкого камня, 30 октября – на Бутовском полигоне. Любой желающий может прийти и прочитать имена погибших почти 80 лет назад, прочитать и как будто протянуть руку в прошлое, пожать чью-то ладонь. Акция памяти жертв политических репрессий у Соловецкого камня проходит девятый раз. Те, кто пришел, получают листки со скупой информацией – имя, фамилия, профессия и даты расстрела. Первым имена расстрелянных зачитал бывший уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин: «Абаков Василий Тарасович, 50 лет, рядовой колхозник…».

http://pravmir.ru/rana-v-grudi-bolit-do-...

Закрыть На Лубянке будет памятник в честь небесного покровителя директора ФСБ Общественная палата Москвы вынесла приговор «железному Феликсу» 19.02.2021 6722 Время на чтение 6 минут Страсти по «железному Феликсу» сегодня продолжились. И, похоже на то, обещают скоро завершиться окончательным его изгнанием с Лубянки. В пятницу, 19 февраля, состоялось заседание Совета Общественной палаты города Москвы на тему проведения общественного обсуждения по поводу установки архитектурной доминанты на Лубянской площади, сообщает сайт ОП Москвы. Тремя днями ранее, 16 февраля, заместитель председателя Палаты, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов собрал заседание возглавляемой им Комиссии по развитию гражданского общества и общественному контролю, на котором было предложено собрать мнение горожан по этому вопросу. Причём, сообщалось, что москвичам предложат сделать выбор из четырёх вариантов памятника: помимо Феликса Дзержинского в список войдут св. блгв. Великий князь Александр Невский, Великий князь Иван III Великий и глава КГБ Юрий Андропов. В тот же день председатель Мосгордумы Алексей Шапошников поддержал идею проведения референдума в столице по поводу памятника на Лубянской площади. «Думаю, что сегодня вопрос о том, какой объект должен стоять на Лубянской площади, необходимо рассматривать в более широком историческом контексте. И было бы правильным вынести его на референдум», – заявил Шапошников. Напомним, что в декабре 2020 года появилось обращение руководства организации «Офицеры России», в котором содержался призыв вернуть на Лубянку «железного Феликса. Тогда разгорелись нешуточные страсти, о которых мы писали. Новогодне-Рождественские каникулы страсти малость охладили. Однако 8 февраля с аналогичным обращением выступила группа писателей и журналистов (Захар Прилепин, Александр Проханов и другие). Это обращение вывело общественную дискуссию на новый круг. Тема оказалась среди самых обсуждаемых. Её затронул лидер ЛДПР Владимир Жириновский даже на встрече с Владимиром Путины м, в рамках общения глав парламентских фракций с Президентом России. Жириновский, разумеется, высказался против.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/19/na...

Один из вариантов расположения памятника, по словам Владимира Ресина — возвести его на Лубянке. 1 июля. ПРАВМИР. Столичные власти окончательно отказались от установки памятника князю Владимиру на Воробьевых горах. Об этом сообщил газете «Московский комсомолец» , советник мэра Москвы, депутат Госдумы, возглавляющий комиссию ГД по строительству зданий и сооружений нового Парламентского центра, Владимир Ресин. Один из вариантов расположения памятника, по словам Владимира Ресина — возвести его на Лубянке, на месте, где стоял памятник Дзержинскому. В феврале 2015 года установку 25-метрового монумента одобрила Мосгордума . Его открытие было запланировано на 4 ноября 2015 года. Это решение вызвало протесты москвичей — говорилось о том, что огромный памятник на смотровой площадке Воробьевых гор закроет силуэт здания МГУ, а земляные работы нарушат стабильность склона. Российское военно-историческое общество обратилось в Мосгордуму с предложением перенести памятник князю Владимиру в другое место, сотрудники МГУ и студенты собрали подписи под письмом Владимиру Путину на ту же тему. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 февраля, 2015 25 февраля, 2015 27 мая, 2015 8 ноября, 2016 8 ноября, 2016 4 ноября, 2016 4 ноября, 2016 3 ноября, 2016 30 июня, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vlasti-ne-budut-ustana...

Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 09:29 11.05.2024 Владимир Легойда предложил ради мира в обществе не ставить на Лубянке никаких памятников 18.02.2021 17:44:27 МОСКВА Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда высказал мнение, что ради мира в обществе лучше не устанавливать на Лубянской площади какие бы то ни было монументы, сообщает " Интерфакс-Религия " . " С учетом всех сложностей дискуссии и волнений, которые эта тема уже вызвала, я считаю, что самым, наверное, правильным решением было бы не ставить на Лубянской площади никакого памятника. В этом тоже был бы определенный символизм " , - сказал В. Легойда 18 февраля " Интерфаксу " , подчеркнув, что это его личная точка зрения. " Если же мы исходим из того, что памятник обязательно должен быть поставлен, что такое решение будет принято, и вопрос только в том, какой это будет памятник, то из тех фигур, которые назывались, мне кажется логичным и правильным установить монумент Александру Невскому или Ивану III - людям, безусловно, его заслуживающим " , - добавил В. Легойда. При этом он отметил, что Иван III - фигура настолько же недооцененная, насколько переоцененной является фигура Ивана IV (Грозного), что знают все, кто всерьез занимался русской историей. Тем не менее, сегодня в России, по данным собеседника агентства, один-два памятника Ивану III. В последние дни вновь активизировалась дискуссия о возможной установке памятника на Лубянской площади. Среди озвученных предложений - монументы Феликсу Дзержинскому, Александру Невскому, Ивану III, Юрию Андропову. Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников предложил рассмотреть вопрос возвращения на Лубянку памятника на референдуме. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов высказал мнение, что при решении вопроса о развитии Лубянской площади нельзя торопиться, необходимо учесть мнения всех социальных групп. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Новости Все материалы Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected] Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/02/18/vladimir-l...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010