28 нояб. 1867 г. Г. был назначен на Таврическую и Симферопольскую кафедру, 21 апр. 1881 г. возведен в сан архиепископа, много трудился, поднимая и укрепляя молодую епархию. При кафедральном Александро-Невском соборе в Симферополе 1 сент. 1868 г. была открыта причетническая школа, готовившая псаломщиков для приходов епархии, а 23 нояб. того же года учреждено братство св. Александра Невского, руководителем к-рого избрали Г. В 1869 г. началась перестройка кафедрального собора, по ходатайству Г. на это были выделены средства Синодом. Добился разрешения на открытие семинарии в Симферополе, создал комиссию для поиска средств на ее строительство и содержание. Открытие состоялось 19 авг. 1873 г., тогда же Г. освятил семинарскую ц. Трех святителей. В 1878 г. провел реконструкцию жен. епархиального уч-ща, построил новые корпуса, на свои средства устроил церковь при уч-ще. В 1879 г. были выстроены здания духовной консистории, в 1880 г.- мужское ДУ, в 1881 г.- епархиального свечного завода. Было построено множество церквей в епархии: за время пребывания Г. на кафедре их численность выросла со 120 до 268. Заботился и о духовенстве, приобретал для клириков жилые дома. Г. активно занимался миссионерской деятельностью. Направлял самых образованных и опытных священников в районы, где было много старообрядцев и сектантов. По настоянию Г. в семинарии была открыта кафедра по изучению старообрядчества. Опубликовал полемическую работу с опровержением взглядов молокан, монографию «О скопческом учении, по последним о нем известиям». Интересовался рус. и зарубежной религ. лит-рой, критиковал Ф. У. Фаррара за явные неточности в описании евангельской истории. Г. рекомендовал зав. церковными б-ками, какую лит-ру нужно приобретать. Впосл. завещал свою богатейшую б-ку Таврической ДС. Передал в археологический музей при КДА греч. Евангелие XI в., принадлежавшее Балаклавскому во имя вмч. Георгия Победоносца муж. монастырю . С 1868/69 г. в епархии стали выходить «Таврические епархиальные ведомости» .

http://pravenc.ru/text/168374.html

С прибытием в Симферополь в феврале 1868 г. началась неутомимая и непрерывная деятельность иерарха ко благу Таврической епархии. До его прибытия крымские земли были малочисленны и церквами, и священнослужителями. Многолетняя деятельность владыки Гурия была ознаменована увеличением количества храмов (270) сравнительно с тем числом (120), которое он застал при вступлении в управление епархией. В Симферополе им были основаны семинария, мужское и женское духовные училища. При владыке Гурии в ноябре 1868 г. было основано Симферопольское Александро-Невское братство и начато издание (с сентября 1868 г.) «Таврических епархиальных ведомостей» 113 . Все эти труды служили на благо Русской Православной Церкви, но, к сожалению, не давали возможности продолжать занятия в области китаеведения. В 1874 г. владыке Гурию был пожалован орден св. князя Владимира 2-й степени. «Ну, друг, – говорил он своему саратовскому земляку, – я решился было, изнемогши от трудов, идти на покой, поселиться в Корсуньском монастыре и там заняться своим Китаем, а вот пожаловали такую высокую награду, что нужно отслужить за нее хоть годика два, а там и на покой» 114 . Но и через несколько лет такой возможности не представилось. В 1881 г. владыка Гурий был возведен в сан архиепископа, и опять у него та же мысль: «Как идти на покой! Подумают, что я только и дожидался этой высокой чести; надобно отработать за нее». И он продолжал трудиться, отдавая Церкви последние силы. Напряженные труды давали себя знать, и весной 1882 г. он тяжело заболел. 17 марта 1882 г. скорбная весть о кончине святителя распространилась по Симферополю. «Светильник, озарявший таврическую паству, угас; преосвященный Гурий скончался». Вот краткие слова, которыми 18 марта была передана эта весть православным русским людям через газету «Московские ведомости». Впоследствии некролог, содержавший основные вехи жизненного пути усопшего владыки, был помещен в целом ряде епархиальных изданий 115 . Примечательно, что авторы, писавшие о нем, особо отмечали его миссионерские труды в Китае. «Владыка Гурий много потрудился для блага Православной Церкви не только в пределах нашего отечества, но и за его пределами, на отдаленном Востоке, – в Китае, где он более 10 лет был начальником нашей Духовной Миссии и где он предпринял и совершил нелегкий труд перевода Евангелия на китайский язык; его трудом доселе пользуются наши китайские миссионеры» 116 , сообщалось в «Церковном вестнике».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. в. являлись сугубо церковным ведомственным изданием, штат которого состоял из редактора, корректора и письмоводителя, иногда 1-2 помощников редактора. Очень часто редактирование офиц. и неофиц. частей осуществлялось раздельно, в этих случаях офиц. часть обычно подписывал секретарь или другой чиновник консистории, а неофиц. часть - ректор или др. сотрудник ДС или ДУ. А. Г. Стадницкий (впосл. митр. Ташкентский Арсений ) был преподавателем Кишинёвской ДС и редактировал «Кишинёвские ЕВ» в 1887-1895 гг. Буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг. был инспектором Псковской ДС и исполнял обязанности редактора «Псковских епархиальных ведомостей» , а в 1909-1911 гг. в должности ректора Тульской ДС редактировал «Тульские епархиальные ведомости» . Редакторами в Е. в. были и др. ректоры духовных семинарий: архим. сщмч. Ермоген (Долганёв ; впосл. епископ Тобольский) в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» в 1898-1901 гг., архим. сщмч. Фаддей (Успенский ; впосл. архиепископ Тверской) в «Олонецких ЕВ» в 1903-1908 гг., архим. Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, Первоиерарх РПЦЗ) в «Московских церковных ведомостях» в 1906 г., архим. сщмч. Мефодий (Краснопёров ; впосл. епископ Петропавловский) в «Уфимских епархиальных ведомостях» в 1908-1913 гг., архим. сщмч. Иоанн (Поммер ; впосл. архиепископ Рижский) в «Литовских ЕВ» в 1911-1912 гг., архим. сщмч. Лаврентий (Князев ; впосл. епископ Балахнинский) в них же в 1913-1915 гг., архим. Вениамин (Федченков ; впосл. митрополит Саратовский) в «Таврических ЕВ» в 1912-1913 гг., архим. сщмч. Серафим (Остроумов ; впосл. архиепископ Смоленский) в «Холмской церковной жизни» в 1914-1915 гг. и др. Значительный вклад в издание Е. в. внесли редакторы - местные историки и краеведы, такие как Н. И. Суворов («Вологодские ЕВ» в 1865-1896), Н. Н. Корсунский и М. П. Троицкий («Ярославские ЕВ» в 1871-1898 и 1903-1915), прот. Евфимий Сецинский («Подольские ЕВ» в 1892-1905), И. Н. Летницкий ( «Астраханские епархиальные ведомости» в 1896-1918), Н. В. Малицкий («Владимирские ЕВ» в 1903-1919).

http://pravenc.ru/text/190001.html

Перед этим в дневниковых записях читаем: «Графа Путятина известили о моем приезде... Евфимий Васильевич говорил, что по телеграфу был вызван в Петербург... На вопрос, куда он едет, он отвечал: «Это секрет, но я вам скажу, что еду в Китай. Впрочем, секрет не сохранен, и весь Петербург об этом знал. Теперь там все в огне, надобно заблаговременно устроить и упрочить наши дела. В Кяхте буду ожидать курьера, ибо не знаю, пустят ли меня в Пекин». 263 При этом граф говорил, что имел беседу со владыкой свт. Филаретом Московским о необходимости устроить семинарию миссионеров. – «Если мы не будем иметь в тех странах правильных миссий, то дела наши не получат прочности. – Я спросил: что же владыка? – Сказал, что об этом надобно подумать». Миссионерские благодарности от лица святителя Гурия (Карпова) От Пекинской Духовной Миссии (Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям, 44 (2 ноября 1863 г.), с. 728) Его Высокопреподобие, начальник Пекинской Миссии отец архимандрит Гурий, письмом из Пекина от 29 сентября, поручил редакции Иркутских епархиальных ведомостей уведомить неизвестного жертвователя, что при письме на имя его начальника, неподписанном, Пекинская духовная миссия получила 30 гравированных икон и 20 серебряных крестиков для раздачи новообращенным христианам, в совершенной целости, с благодарностью, и будет употреблять их по назначению. От Пекинской Духовной Миссии (Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям, (7 марта 1864 г.), с. 173) Его Высокопреподобие, начальник российской духовной миссии в Пекине, отец архимандрит Гурий извещает от 29 января с. г., что с последней почтой получено в Миссию от купца Н. 7 икон в совершенной целости: одна на доске в серебряной ризе – Алексия Божия человека, другая на финифти – явление Божией Матери преп. Сергию; остальные пять – литографические изображения Божией Матери, и много благодаря добрых людей, не забывающих духовной Миссии на чужой стороне и облегчающих ее нужды. Письма, донесения и дневники сотрудника святителя Гурия (Карпов) иеромонаха Исаии (Поликина) 264

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

В объяснительной записке к синодальной смете на 1917 г., внесенной на рассмотрение в Думу, Синод предлагал части Тобольской и Томской губерний, входивших в Омскую епархию, перечислить в Тобольскую и Томскую епархии для приведения границ епархий в соответствие с административно-территориальным делением гос-ва. 2 июня съезд признал необходимым сохранение границ Омской епархии и «решительно протестовал» против предложения Синода, поскольку в случае его принятия в Омской епархии оставалось бы лишь небольшое количество церквей, а приходы Акмолинской и Семипалатинской областей были бедны. Кроме того, епархия лишилась бы Ишимского ДУ и средств на содержание епархиальных учреждений. 7 июня еп. сщмч. Сильвестр наложил на протокол от 2 июня резолюцию, в к-рой согласился с этими доводами и предложил представить заключение съезда в Синод с добавлением пожелания о присоединении к Акмолинской обл. земель, входивших в Омскую епархию, но не входивших в область. 3 июня 1917 г. на съезде было решено упразднить консисторию, ее канцелярию передать в церковно-епархиальный совет. Однако, поскольку консистория должна была временно существовать до ее офиц. упразднения, 5 июня съезд избрал 3 чел., входивших в состав церковно-епархиального совета, в члены присутствия консистории. 8 июня еп. сщмч. Сильвестр распорядился направить в Синод решение об избрании 3 членов консистории и освободить от должностей бывш. ее членов. 4 июня съезд избрал 6 представителей белого духовенства и церковнослужителей, а также 6 мирян членами церковно-епархиального совета (8 июня избрание утвердил Омский архиерей). В июне 1917 г. прекратилось издание «Омских епархиальных ведомостей». 2 июля 1917 г. еп. сщмч. Сильвестр отслужил напутственный молебен перед отправкой на фронт Первого Омского ударного батальона смерти (1020 чел.). На Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Омской епархии были выбраны делегаты: еп. сщмч. Сильвестр (Ольшевский), свящ. Василий Инфантьев, М. П. Арашкевич, Л. М. Воронов, М. К. Серебряков, Я. А. Синеоков.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

1910 г. состоялось межведомственное совещание во дворце ген.-губернатора по вопросам борьбы «с сектантской, преимущественно баптистской, пропагандою» в Степном крае. Результатом стало отношение Степного ген.-губернатора на имя еп. Гавриила от 14 мая о том, что священнослужители имеют право сообщать «представителю административной или полицейской власти» случаи «совращения из Православия», кощунственных поступков, глумления над верой при условии «полного освещения подробностей события» и с указанием свидетелей. С окт. 1910 г. назначен 2-й епархиальный миссионер - канд. богословия свящ. Илия Рахман, началось чтение лекций «по обличению сектантства» для воспитанниц жен. епархиального уч-ща. Председателями епархиального Миссионерского совета в разное время были: прот. Михаил (впосл. архиеп. Иона (Орлов)), еп. Исидор (Колоколов), еп. сщмч. Мефодий (Краснопёров), еп. сщмч. Андроник (Никольский; впосл. архиепископ), еп. Арсений (Тимофеев), еп. сщмч. Сильвестр (Ольшевский; впосл. архиепископ). В продолжение 5 лет служения в Омске еп. Гавриил занимался просветительской деятельностью, подготовил к изданию 5 книг. 22 окт. 1908 г. в Омске по инициативе еп. Гавриила открылось отд-ние Русского народного союза им. Михаила Архангела; 1-м почетным председателем отделения стал еп. Гавриил. Омское отд-ние союза издавало газ. «Голос Сибири». 1 нояб. 1910 г. еп. Гавриил опубликовал в «Омских епархиальных ведомостях» предложение ко всем священно- и церковнослужителям Омской епархии стать членами Русского народного союза им. Михаила Архангела. После этого началась кампания против архиерея в местной либеральной печати. Вследствие доносов на архиерея Синод назначил ревизию епархии, в результате к-рой еп. Гавриил был уволен на покой. В 1911 г., при еп. Владимире ( Путяте ; 1911-1913), торжественно проведено празднование дня памяти просветителей славян равноапостольных Кирилла и Мефодия. 14 авг. 1911 г. заложен храм при Казанской жен. общине Омска. 4 окт. того же года указом Синода в Семипалатинске открыта кафедра викарного епископа (см.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

В пределах Омской епархии к 1895 г. состояло 194 самостоятельных прихода, действовали 86 церковноприходских школ и школ грамоты. В Омскую консисторию первоначально вошли протоиереи - К. Недосеков, С. Самойлов и Н. Никольский. При еп. Григории (1895-1900) в епархии было открыто 118 приходов. Работали Омский епархиальный училищный совет (имел 7 отд-ний) и инспекция церковных школ. С янв. 1898 г. начали издаваться «Омские епархиальные ведомости» . 9 сент. того же года в Омске освящен Успенский собор, к-рому был присвоен статус кафедрального. Учреждены Об-во попечения о начальном образовании в г. Омске (на его средства содержалась городская жен. Покровская профессиональная школа), Об-во вспомоществования учащим и учившим Акмолинской обл., Омский епархиальный комитет Православного миссионерского общества (ПМО), Об-во вспомоществования нуждающимся учащимся в школах всех типов, Омское епархиальное братство ревнителей Православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения, Об-во хоругвеносцев при омском Успенском кафедральном соборе, Братство ревнителей духовного просвещения. Состав правления Омского епархиального братства ревнителей Православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения утвержден резолюцией еп. Григория от 9 авг. 1898 г. Старшиной братства стал законоучитель омской жен. гимназии свящ. Пантелеимон Новиков, товарищем старшины - окружной интендант ген.-лейтенант П. С. Юнеев, советниками - правитель канцелярии, окружной интендант управления, статский советник П. Д. Соловьёв и член-делопроизводитель Омского епархиального училищного совета А. И. Васильев. В 1899 г. «для распространения и развития религиозно-нравственного просвещения в народе» братство открыло книжный склад и бесплатную народную читальню. Братство устраивало бесплатные трапезы, выдавало новокрещеным денежные пособия, оказывало помощь нуждающимся и передавало храмам богослужебные книги и брошюры религ. содержания. Почетными членами братства были С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский), Ямбургский еп. Вениамин (Муратовский; впосл. архиепископ), обер-прокурор Синода В. К. Саблер , прот. прав. Иоанн Кронштадтский, Степной ген.-губернатор генерал от кавалерии барон М. А. Таубе, военный губернатор Акмолинской обл. ген.-лейтенант Н. И. Санников.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Я по милости Божией еще подвизаюсь, хотя начинаю все чаще и чаще прихварывать. Видно, уже лета берут свое, и время уже мудрствовать не земное, а небесное! Призываю на Вас и Ваше семейство Божие благословение! Ваш благожелатель и брат во Христе Николай, епископ Таврический. ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 300 об. – 301. Рукопись. 22 25 мая 1910 г. (л. 351) Любезнейшего ученика и сослуживца Никифора Александровича приветствую 25-летним юбилеем 79 . Призываю на юбиляра Божие благословение. Архиепископ Николай. ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 351. Рукопись. Список литературы Богданова Т. А., Миронович А. Николай Зиоров , архиеп. Варшавский и Привисленский//Православная энциклопедия. Т. L. М., 2008. С. 322–238. Глубоковский Н. Н. Академические обеты и заветы/сост. и общ. ред. прот. Бориса Даниленко и иеромон. Петра (Еремеева). М.; Сергиев Посад: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 2005. 149 с. Калиновский В. В. Архиепископ Николай (Зиоров) : крымские страницы биографии иерарха//Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки: Материалы IX международной научно-богословской конференции, посвященной 100-летию начала мученического и исповеднического подвига Русской Православной Церкви. СПбДА, 2017. С. 154–159. Калиновский В. В. Взгляды архиепископа Николая (Зиорова) на национальный вопрос//Христианское чтение. 2019. 5. С. 237–249. Пашковский Ф., свящ. К дню десятилетия Архиерейского служения Преосвященного Николая, Епископа Таврического и Симферопольского//Таврические епархиальные ведомости. 1901. 22. С. 1297–1302. Ферапонт (Широков), иером. Развитие среднего духовного образования в Вологодской епархии во второй половине XIX – начале ХХ в.: дис. канд. богосл. СПб.: СПбДА, 2021. 364 с. «I Would Like You to Be My Associate in the Sphere of Education...» Letters of Archbishop Nikolai (Ziorov) to N. A. Ilyinsky P. Shirokov Abstract: This article makes public the letters of Archbishop Nikolai (Ziorov), the prominent hierarch of the Russian Orthodox Church of the late 19 th and early 20 th centuries, the member of the State Council, the famous theological writer.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Ziorov...

1101 Икона эта – с позлащенным серебряным окладом – поднесена была Владыке крестьянами села Нижнего Куркулака, признательными Святителю за открытие в их селении церкви-школы. – А. Л. 1104 Лепер Роман Христианович (XIX в.) – археолог-антиковед, один из учеников Ф. Ф. Соколова (см. прим. 75), получивший в 1890-х гг. от Министерства народного просвещения научную командировку в Грецию для археологической и эпиграфической подготовки. С 1894 г. – ученый секретарь Русского археологического института в Константинополе (РАИК). Автор статьи о Ликурге в Энциклопедическом словаре Брокгауза–Эфрона. О научной и археологической деятельности Р. X. Лепера сохранилось немного сведений. Известно, что в 1908 г. он возглавлял раскопки в Херсонесе, имеются сообщения об отправке им в Петербург с 1908 по 1914 г. незначительных находок. К сожалению, Р. X. Лепер не оставил отчетов о своих раскопках в Херсонесе, его записи в дневниках довольно скудны. О результатах его раскопок можно судить только по отредактированным и опубликованным его преемником К. Э. Гриневичем дневникам (см., напр.: Гриневич К. Э. Северо-восточные кварталы Херсонеса Таврического по данным раскопок Р. X. Лепера//Херсонесский сборник. Севастополь, 1930. Сб. III). – Ред. 1105 Статья напечатана первоначально в «Церковных ведомостях» за 1898 год, 36, а затем перепечатана в Таврических епархиальных ведомостях за тот же год, 19. – А. Л. 1114 Печатается по: Прибавление к «Церковным ведомостям». 1894. Л» 33. С. 1144–1148 (речь на с. 1147–1148). 1115 Печатается по: С. С. Б. [Антоний (Храповицкий), иером.] О монашестве ученом. I. Церковный вестник. 1889. 29. С. 505–507. 1117 В кантовском понимании (лат.). По Канту, предмет, данный в опыте (явление), отличен от предмета по его существу (вещь сама по себе). – Ред. 1120 Разумеется в их чисто моральном, а не регламентированном смысле, где, например, послушание разумеется – только старцу; нестяжание – в смысле отсутствия денежного имущества; от подвига девства требуют – не говорить даже с женщиной и пр. – Авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Казань, 1887. (Рецензия профессора Е. Будрина на эту книгу: «Православный собеседник». Т. 2. 1887.); Священник Алексий Ридигер (ныне Святейший Патриарх). Митрополит Филарет как догматист (Диссертация, защищенная в Ленинградской Духовной Академии, 1953); Священник Петр Гнедин. Мысли об искуплении в проповедях митрополита Филарета (ЖМП. 1954. 4). Изучалось также гомилетическое наследие архиепископа Иннокентия (Борисова) . Недостаточно изученным доныне остается богатейшее догматическое наследие, содержащееся в живом церковноучительном слове таких выдающихся русских бого-словов-проповедников, как Святитель Феофан Затворник , архиепископы Димитрий (Муре-тов), Никанор (Бровкович) , Амвросий (Ключарев) , епископ Виссарион (Нечаев) . О проповеди современных иерархов есть лишь статья профессора протоиерея С. Савинского : Догматический элемент в проповедях митрополита Крутицкого и Коломенского Николая. – ЖМП. 1952. 5. Другим направлением было и остается исследование древнего и вечно современного догматического учения, содержащегося в литургическом опыте Церкви. (См. раздел о литургике.) 114 Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. С. 6–7. 115 Архимандрит (впосл. епископ) Михаил (Грибановский) . В чем состоит церковность? – «Церковный вестник». 1886. 51–52); Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Вып. I Истина бытия Божия. СПб., 1888; Речь перед защитой магистерской диссертации – «Христианское чтение». 1888. 5/6. С. 727–731; Над Евангелием. Симферополь, 1898 (первоначально, по частям – в «Таврических Епархиальных Ведомостях»); 3 изд., испр. и доп.: Полтава, 1911. Репринт: СПб., 1994; Воскресная ночь. Симферополь, 1898 (затем вошла в издание: «Над Евангелием», Полтава, 1911); Лекции по введению в круг богословских наук (посмертно: «Православный Собеседник», 1899. 1 – 12; затем отдельно: Казань, 1899). Изданы также его «Письма» (Симферополь, 1911). – О нем: Лепер Р. X. Памяти Преосвященного Михаила, епископа Таврического.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010