Глава десятая Вступление на престол Императора Павла Петровича, Его отношение к распоряжениям и учреждениям Екатерины II. Губернская реформа и передел губерний по указу от 12 дек. 1796 г. Территориальное переустройство русских епархий, соответственно новому делению губерний. Решение Св. Синода 16 сент. 1797 г. о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. Задержка практического выполнения этого решения, вследствие неприсылки из Сената росписи городов по губерниям по новому делению. Территориальное переустройство малороссийских епархий соответственно новому переделу губерний. Прикрытие Новгород-Северской епархии (1 сент. 1797 г.), в связи с прикрытием губернии. Введение Киевской епархии в границы губернии. Преобразование Переяславского и Бориспольского коадъюторства Киевской митрополии в полусамостоятельную епархию с своими консисторией и собором в области Малороссийской губернии, разделенной между Переяславским коадъюторством и Черниговской епархией. Переименование Екатеринославской и Таврической епархии в Новороссийскую и Днепровскую, Могилевской и Полоцкой в Белорусскую и Могилевскую; введение их в границы соответствующих губерний, а Брацлавской и Подольской епархии – в границы Подольской губернии. Расширение прав старорусского и дмитровского викариев учреждением у них своих консисторий и соборов и определением им особых территорий (18 дек. 1797 г. и 5 – 13 окт. 1798 г.). Территориальное несоответствие между многими епархиями и губерниями и затруднения, происходящие от этого несоответствия при малочисленности епархий после решения Св. Синода 16 сент. 1797 г. Общий доклад св. Синода от 27 сент. 1799 г., утвержденный 16 окт. того же года, о согласовании епархиальных границ с губернскими, об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям и об открытии пяти новых епархий в границах губерний и викариатств. Ведомость о составе всех русских епархий, составленная в св. Синоде. Отделение С.-Петербургской епархии от Новгородской; прикрытие викариатства: Феодосийского и Моздокского. Перенесение Коломенской кафедры в Тулу и образование Тульской и Белевской епархии, вместо Коломенской в пределах Тульской губернии. Открытие вновь самостоятельных епархий: XXXII – Калужской и Боровской в границах Калужской губ. с кафедрой в Калуге, XXXIII – Пермской и Екатеринбургской – в границах Пермской губернии с кафедрой в Перми; XXXIV – Оренбургской и Уфимской, в пределах Оренбургской губернии с кафедрой в уезд. гор. Уфе; XXXV – Саратовской и Пензенской в границах Саратовской губернии с кафедрой в уезд. гор. Пензе; XXXVI – Слободско-Украинской и Харьковской в границах Слободско-Украинской губернии с кафедрой в Харькове. Их территориальное устройство и изменение территорий соседних епархий при образовании новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Димитрий 293 . Огромное расстояние между Одессой и Петербургом, при тогдашних путях сообщения, не только не давало пр. Димитрию возможности временно побывать при кафедре и посетить свою паству, но и значительно затрудняло сношение его с лицами и учреждениями епархии. Правда, в Одессе оставался пр. викарий, который заменял отсутствовавшего архиепископа почти во всех случаях: отправлял богослужения в торжественные дни, рукополагал ставленников, вел надзор за учебными и другими епархиальными учреждениями, и даже, по поручению пр. Димитрия, предпринимал (в 1861 г.) путешествие для обзора епархии. Тем не менее главное управление епархией должно было находиться в руках епархиального архиерея, где бы он ни был, и занятия епархиальными делами, с одной стороны, брало не мало времени, а с другой – нередко приводило в смущение нерешительного Димитрия: нужно было разбирать прошения и делать заочный выбор кандидатов для замещения священнических и других вакансий; приходилось утверждать или отрицать, даже и в сомнительных случаях, присылаемые решения и постановления епархиальных учреждений, чтобы избежать продолжительной переписки. Была, однако, и хорошая сторона для Херсонской епархии в продолжительном пребывании ее архиерея в Петербурге. Присутствие в Св. Синоде и участие в высшем церковном управлении для каждого епархиального архиерея представляет очень удобный случай обратить внимание на нужды своей епархии, выяснить местный потребности и ходатайствовать об исполнении различных мероприятий и проектов. У пр. Димитрия, за время его трехлетнего пребывания в Синоде, находилось также не мало случаев и побуждений ходатайствовать по делам своей епархии: все местный меры к улучшению быта духовенства, устройство новых благотворительных и учебных заведений и преобразование старых – все это получило начало в период пребывания Димитрия в Петербурге и впоследствии только развивалось и выполнялось. Из оконченных же в это время и важных для ·епархиального духовенства дел, нужно указать на открытие первых епархиальных ведомостей и на устройство Херсонской епархии после отделения от нее Таврической.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

2. 14 «С.-Петербургских Сенатских Ведомостей», из которого видно, что оклад, о котором я ходатайствую для Кавказской епархии, именно есть тот, который дан для вновь учреждаемой Таврической и Высочайше утвержден 16 ноября 1859 года, между тем как все предметы продовольствия несравнимо дороже на Кавказе, чем в Тавриде. 3. Сравнительную ведомость, из которой видно, насколько цены на предметы продовольствия повысились на Кавказе в течение последних десяти лет. Из сей ведомости изволите увидеть, в какой крайности находятся лица Кавказского Епархиального ведомства относительно своего содержания. Положение многих из них можно безошибочно назвать бедственным. Призывая на Ваше Сиятельство обильное благословение Неба с чувствами отличного уважения и проч.  Письмо к Наместнику князю А. И. Барятинскому (О средствах для Епархии) Милостивый Государь Князь Александр Иванович! Снова представляя Вашему Сиятельству ходатайство о назначении удовлетворительных окладов для Кавказского Епархиального ведомства как о не терпящей отлагательства необходимости, я считаю необходимо нужным изложить здесь, в сем конфиденциальном письме, некоторые данные, объясняющие дело, но не имеющие места в официальной бумаге. Не имею намерения жаловаться на кого-либо как монах, устраняя всякую жалобу и всякий ропот. Вместе с тем, как Епископ я должен объясниться искренне, потому что мое положение, если оно получит характер фальшивый, должно непременно отозваться в самом исполнении моих обязанностей весьма неблагоприятно, то есть фальшивое положение Епископа должно быть очень вредным для Епархии. Покорнейше прошу Ваше Сиятельство уничтожить это письмо или сохранить его без всякой огласки как написанное единственно по доверенности к благородным правилам Вашим. Гражданская история человечества свидетельствует непрерывным рядом фактов, что страсти человеческие постоянно препятствовали преуспеянию человечества. Зависть, недоброжелательство ближнему, близорукое самолюбие, стремясь сделать зло человеку, наносило вред делу и обществу. К несчастью, христианская церковная история представляет то же печальное зрелище.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Мы много думали над всем этим и могли бы приняться за разработку подробного проекта расписания учебных предметов; но это – дело уже отдельных комиссий, а здесь достаточно утвердить принципиальную точку зрения. Состав учащихся В разосланной Св. Синодом записке Победоносцева говорится о том, что до 1867 г. семинарское обучение и воспитание отличалось многими добрыми качествами, которые затем были утеряны и восстановить которые взялся устав 1884 года. Далее говорится о том, что в последнее время, при частой перемене начальников, в семинариях начались бунты; здесь разумеется, конечно, начальство монашеское, против которого теперь воздвигнуто гонение в периодической сословно-духовной печати. Да ведь такое именно начальство и с не менее частыми переменами управляло всеми семинариями до 1867 года, когда они были так хороши, по мнению автора. Почему же это начальство теперь явилось нежелательным? Замечательно, что вопреки записке семинарские бунты, умножившиеся от 1895 года, а с 1901 года ставшие повсеместными, открылись именно в тех семинариях, где начальники – протоиереи и статские советники – сидели весьма подолгу. Особенно грандиозные бунты были тогда в семинариях Калужской, Тобольской, Вятской, Рязанской, Полтавской, Ярославской, Вологодской, Пермской, Смоленской, Таврической, Одесской, – везде, где маститые (а иногда весьма достойные) протоиереи-ректора и инспектора-миряне сидели по 10 и по 20 лет – и нередко одебелевали. В дальнейшие годы бунты сделались эпидемическими и не щадили никаких педагогических составов. В последних книжках «Волынских Епархиальных Ведомостей» помещена правдивая характеристика протоиерейского периода семинарий. Мы не будем её повторять, но укажем вкратце, в чём незаменимы начальники-монахи в деле воспитания пастырей Церкви. 1) В усвоении любви к церковной службе и понимании её. Ректора-протоиереи, принявшие священный сан уже из чиновников, церковной службы вовсе не знают и не любят. Осмысленное и благоговейное священнослужение вы встретите только в тех епархиях, где ректора и инспектора были монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ни заботливые меры духовенства, ни энергические действия администрации не в силах были остановить развитие штундизма: его последователи сразу появились не только во многих селах Таращанского уезда, но и в уездах Сквирском и Звенигородском. Кроме Балабана, с 1870 года по 1876 год действовали многие другие энергичные и дерзкие пропагандисты штунды, как, напр., Лясоцкие, которые также фанатически вели пропаганду по всему югу России и управляли всеми делами штунды в качестве «старших братьев» или «пресвитеров», находясь в постоянных сношениях с немецкими колонистами и херсонскими штундистами. В 1878 году, по официальному заявлению, сделанному в «Киевских Епархиальных Ведомостях», в селах Чаплинке и Косяковке, уже не оставалось ни одного человека, не подпавшего сектантской заразе. Здесь распространению штундизма весьма много содействовали, также, Григорий и Ян Синицкие, Яков Коваль и др. В восьмидесятых годах прошлого столетия штундизм охватил уже весь юг и центральные губернии России. Штундистские общины (и даже в значительном числе) существовали уже, как это видно из всеподданнейших отчетов обер-прокурора Св. Синода за 1873–1885 гг., в следующих губерниях: Волынской, Подольской, Екатеринославской, Таврической, Полтавской, Орловской, Бессарабской, Воронежской, Харьковской, Калужской, Пензенской, Рязанской, Нижегородской, Тамбовской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Смоленской, в земле Войска Донского и даже в Москве. Впрочем, в это время штундизм еще не принял определенной сектантской организации. Происходил еще, так сказать, процесс брожения среди его исповедников. В нем царило еще несогласие и относительно вероучения, и относительно культа. Многие из увлекшихся лжеучением штунды, еще не разрывали своих отношений к православной Церкви: посещали ее богослужения, обращались к священникам, для удовлетворения своих религиозных нужд и официально еще называли себя православными, хотя уже и относились весьма критически к учению и установлениям церковным. Штундисты выделились в отдельную секту и разорвали всякую связь с Православной Церковью только тогда, когда слились с баптистами, от которых получили и свою вероисповедную систему, и свой богослужебный строй.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Наиболее сильно за весь отчетный период церковно-школьное дело развилось в епархиях: Литовской (число школ увеличилось на 408, а учащихся – на 8.621), Смоленской (школ – на 306, учащихся – на 11.657), Подольской (школ – на 287, учащихся – на 15.700), Ставропольской (школ – на 263, учащихся – на 8939), Воронежской школ – на 239, учащихся – на 12.624), Донской (школ – на 235, учащихся – на 12.159), Минской (школ – на 234, учащихся – на 9.865), Тульской (школ – на 233, учащихся – на 11.908), Черниговской (школ – на 220, учащихся – на 10.791). Обращаясь к рассмотрению увеличения числа учащихся в церковных школах, нельзя не видеть, что особенно сильно и заметно за этот период возросло число учащихся девочек, именно оно увеличилось на 106.772 или на 62% числа их в 1894–95 учебном году (общий же прирост числа учащихся равнялся 357.522). Наиболее значительное увеличение числа учащихся девочек наблюдалось в епархиях: Подольской (7.652), Донской (5.130), Полтавской (5.106), Тульской (4.165) и Тамбовской (4.161). Из общего числа церковных школ к 1 января 1898 года насчитывалось: 14 церковно-учительских школ, 225 второклассных, 236 двухклассных, 16.279 одноклассных, 107 образцовых при духовных семинариях и женских епархиальных и духовного ведомства училищах. Школы эти большею частью одноклассные, за исключением школ при духовных семинариях: Иркутской, Курской, Новгородской, Одесской, Рязанской, Таврической и Тобольской, имеющих по два класса. Всего церковно-приходских школ к 1 января 1898 года состояло 16.861 (44%); школ грамоты было 21.614 (56%). В церковно-приходских школах обучалось 613.508 мальчиков, 172.608 девочек, итого 786.116; в школах грамоты к тому же времени состояло 445.243 мальчика, 107.239 девочек, итого 552.482. Как распределяются по епархиям школы и учащиеся в них в 1895–1986 учебном году, а также к 1 января 1898 года, можно видеть из прилагаемых ведомостей. Средним числом в каждой церковно-приходской школе обучалось 40 человек, в школе грамоты – 25. Наиболее многолюдны церковно-приходские школы в епархиях: Саратовской (66 учащихся на 1 школу), Орловской (65), Владикавказской (64), Киевской и Оренбургской (58), Херсонской (57). В школах грамоты наибольшее среднее количество учащихся наблюдается по епархиям: Владикавказской и Туркестанской (по 41), Саратовской и Кишиневской (35), Орловской, Самарской и Холмско-Варшавской (33). Помещения церков. школ

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Сегодня же заключил с китайцами заводчиками два контракта на поставку кирпичей и черепицы для храма; кирпич здесь стоит по 5 рублей серебром за тысячу. Отправляясь домой, я оставил здесь на неделю катехизатора Ивана, чтобы он ежедневно беседовал с христианами о предметах веры, а главное – передавал бы свои познания о вере Владимиру. Из письма [иеромонаха Исаии] из Пекина (Приложения к Иркутским епархиальным ведомостям, 21 (1 августа 1864 г.), с. 512–513) Пекинского миссионера отца Исаию спрашивал Верхнеудинский священник о. Анатолий Лавровский, серебряные ли вызолоченные сосуды или какие другие более необходимые вещи нужны для новоустроенной церкви близ Пекина во имя святителя Иркутского Иннокентия в селении Дун-дин-ань? – прислать которые изъявляет готовность один боголюбец. Отец Исаия отвечал, что, собственно говоря, для новоустроенного храма необходимо все, кроме св. икон; особенная же нужда настоит в дорожной дароносице и в двух небольших посеребренных подсвечниках на престол. Затем о. Исаия просит поблагодарить через Иркутские епархиальные ведомости усердствующего за вызов послужить своим приношением Дун-дин-аньской церкви и отца Анатолия за содействие. Исаия (Поликин), иером[онах]. Материальное состояние православных христиан в Пекине (Приложения к Иркутским епархиальным ведомостям, 48 (3 декабря 1866 г.), с. 529–537) Почти все здешние православные христиане (исключая деревенских земледельцев и два-три семейства в самом Пекине) принадлежат к военному сословию. Военное сословие в Китае наследственно. Маньчжуры, овладевшие в 1644 году престольным городом Серединной империи, поселили свои гарнизоны сначала в Пекине, а потом и в других городах Китая и назначили им весьма значительное содержание. Маньчжурское правительство дало военному сословию пахотные земли, земли под семейные кладбища, казенные квартиры и, кроме того, не говоря об офицерах и других высших воинских чинах, рядовому солдату назначило ежемесячно по 3 ланы серебра (6 русских серебряных рублей) и по 22 мешка рису в год, что в сложности составляло до 110 пудов риса. Пуд рису еще в 1850 годах был не дешевле 50 копеек серебром. Значит, 110 пудов составляли 55 рублей серебром. Присовокупив к сему ежегодное жалованье 72 рубля да в новый год награды 6 рублей, – итого выйдет, что рядовой солдат получал ежегодно 133 рубля серебром при готовой квартире и земле, с которой также получал немалый доход. Сверх сего подростки – от 10 до 15 лет – обыкновенно получают половину солдатского жалованья (по 3 рубля в месяц) и часть рису. Почти в каждом китайском семействе, состоящем из 4–5 человек, всегда найдется мальчик – подросток, получающий в год до 40 рублей серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

(Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям, 25 (22 июня 1863 г.), с. 385–392) октября 1862 года] 5 октября. Ранним утром я сего дня отправился из Пекина с катехизатором Иваном Юй; вечером, в 8 часов, мы благополучно прибыли в деревню Дун-дин-ан и остановились в училищной комнате. Целью поездки на этот раз было утверждение в православной вере новокрещенных, исправление треб и дела по постройке предполагаемого дома. 6 октября. Сего дня собрались ко мне взрослые здешние христиане для принятия благословения. Они, слава Богу, все здоровы, весьма довольны сбором пшеницы, и вообще говорят, что этот год один из плодородных. А главное, сколько я мог сам заметить и узнать от лиц достойных вероятия, прежние несогласия между христианами стихли. Благодарение Господу нашему, Богу мира и любви. Между разговором высказано было вкоротке несколько христианских истин о причинах плодородия и бесплодия земли. Проповеди не было; у христиан теперь самая усиленная работа – молотьба хлебов, гороху и прочего и осеннее вспахивание полей. В полдень мы отправились навестить Егора (в Дун-сы-чжуан), надеясь застать его дома в том предположении, что в полдень крестьяне приходят домой обедать и отдыхают несколько времени. Но дома мы его не застали; он отправился в соседний город Тун-чжау купить что-то для своего дома. Нас, очевидно, никак не ожидали, но мне это было очень приятно; потому что я мог видеть, как содержит Егор свою старуху мать после сделанных ему мною увещаний по причине не сыновнего его попечения о ней. Старушка сидела на темной лежанке, порядочно одетая и жевавшая просовую кашу с вареной капустой. Она да еще двое детей были дома, а мать семейства в поле. На распросы мои старушка отвечала, что она теперь, слава Богу, и сыта и одета и работать ее не принуждают. И другой грех Егор исправил, насколько это было можно с китайской точки зрения; а именно – зятя и его убогую супружницу он взял к себе в дом и кормит их. Говорят, что здоровье расслабленной поправляется; дай-то Бог . Я, впрочем, особенной перемены к лучшему не заметил в убогой Вере. Зять Егора, молодой крестьянин 20 лет, очень кроткий и смирный; воротившись с поля, он весьма обрадовался нашему приезду и тут же объявил, что он давно желал креститься, наслышавшись в семействе Егора о христианской вере. Порадовавшись обращению его на путь истинного спасения, я, по обыкновению, предложил ему сначала выучить Символ веры , Отче наш, заповеди Ветхого и Нового Завета и необходимые христианские молитвы. Но радость моя удвоилась, когда он, прочитавши Символ веры и молитву Господню, просто, но ясно отвечал на вопросы, которые я давал ему. Этому научил его Егор, тесть его. Спасибо и за это; этим добрым делом Егор смывает часть своих прежних ошибок.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

По содержанию своему тетрадь эта в России не составляет особенной находки: у вас там так много книг в объяснение данного предмета, написаны с таким искусством и отчетливостью, что желать лучшего было бы желать невозможного. Но как документ, показывающий уровень православных понятий в здешнем христианском обществе, – и представленные тетрадки не без интереса. Собственно, в этих видах, т. е. чтобы познакомить вас с духовным возрастом наших христиан, я и предлагаю мои беседы на ваше благоусмотрение. А может быть, найдутся среди читателей «Иркутских епархиальных ведомостей» и такие, коим беседы представят некоторый интерес и по содержанию. Если же вы почему либо найдете посылаемую мною вещь неудобною к помещению в ведомостях, то перешлите мне обратно или удержите у себя до моего возвращения (которое, вероятно, не замедлит). 260 Из письма Преосвященного Гурия к И.И.Палимпсестову (Русский Архив, 1893, вып. 9–12, с. 394) О переводе Нового Завета на китайский язык 261 Защищение меня от нареканий какого-то ученого мужа, провозгласившего, будто какая-то англичанка за меня переводила Св. Писание, делает честь вашей правдивости. Никакой англичанки-сотрудницы по переводу у меня не было; да и никого, кроме Господа Бога, я не призывал в помощь мне. Помогал мне только магистр словесности китаец Лун, как писец. Я обыкновенно с Новым Заветом в руках ходил по комнате и диктовал, а Лун сидел за столом и записывал мой перевод. Когда перевод был кончен (на что употреблено 4 года), то приглашались: учитель Иван из школы мальчиков и учительница Мария из школы девочек, сын Марии Никита и албазинец Моисей на совещание. И мы вшестером ежедневно по два часа употребляли на проверку перевода. Прочитается два-три стиха, и приглашенные пересказывают, как они поняли прочитанное. Если я услышу не ту мысль, что в подлиннике, то ищем причины этой разницы, не в новости ли мысли, или в неловкости выражения, или даже в плохом подборе созвучий кроется это разногласие. Два года мы провели в такой проверке и, думаю, при помощи Божьей достигли возможного нам совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Пекинский миссионер иеромонах Исаия. Пекин. 22 октября 1866 года Благодарственный адрес Кяхтинского купечества иеромонаху Пекинской духовной миссии о. Исаии (Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям, (4 декабря 1865 г.), с. 641–642) Ваше Преподобие, Всечестнейший отец Исаия! В месте с открытием для русских свободной торговли внутри Китая встретилась надобность в людях, знакомых с китайским языком, – а потому кяхтинское купечество в 1861 году отправило к начальнику российско-императорской духовной миссии, отцу архимандриту Гурию, пять молодых воспитанников с целью изучения китайского языка. Его высокопреподобие, вполне сочувствуя достижению предположений купечества, обучение означенных воспитанников возложил на вас, и вы отлично оправдали доверие отца архимандрита и надежды купечества. В самое короткое время учения своего под истинно отеческим попечением вашего преподобия, как эти воспитанники, так и еще трое, впоследствии к нам отправленные, настолько успели в изучении китайского языка, что они, взятые потом для практического применения их знания к делу коммерческому, – оказались весьма хорошими переводчиками китайского языка и делают много пользы в торговле внутри Китая. Прекрасное же поведение этих воспитанников доказывает, что и нравственное воспитание дано было им с глубоким знанием человеческого сердца. Такие высокие заслуги вашего преподобия, как лично кяхтинскому купечеству, так и делу русской торговли внутри Китая, обязывают нас, нижеподписавшихся, почтительнейше понести вам настоящий адрес как знак глубочайшей благодарности за понесенные вами труды в деле образования наших воспитанников. Вполне уверенные в благодарном принятии вами этого адреса, и поручая себя молитвам вашего преподобия, имеем честь быть глубоко вам признательные. Следуют подписи 33-х лиц. Распоряжение Св[ятейшего] Синода (Иркутские епархиальные ведомости, (17 октября 1864 г.), с. 1) Святейший Правительствующий Синод указом от 29 августа 3705, на имя преосвященного Парфения архиепископа Иркутского, между прочим, предписать изволил следующее: принимая во внимание, что по управлению паствой Православной церкви нашей в Пекине могут встречаться случаи, разрешаемые епархиальной властью, Святейший Синод определяет: дозволить нынешнему начальнику Пекинской духовной миссии архимандриту Палладию в таковых случаях и нуждах обращаться к Вашему преосвященству, а Вам предоставить давать подлежащие разрешения на представления начальника означенной миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010