Закрыть itemscope itemtype="" > Старец «с цветным телевизором» 10.04.2018 965 Время на чтение 7 минут «У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый»,- говорил о святом Порфирии Кавсокаливите преподобный Паисий Святогорец, имея в виду духовные дарования своего собрата. Сегодня в рубрике «Книжная полка» - рассказ о наследии старца Порфирия - одного из самых почитаемых в мире православных подвижников XX века. За кроткое, любящее сердце Бог одарил его прозорливостью и способностью исцелять, хотя сам старец всю жизнь болел и не просил Господа об избавлении от своих недугов. Его коротенькие, но мудрые советы собраны в небольшую по объему книжицу, которая вошла в серию «Бальзам для души» издательства «Никея». Для утомленного Великим постом сердца они действительно оказываются целительными и ободряющими. Ангел из Эвиа Но для начала немного о самом авторе, который в нашей стране далеко не так известен, как рекомендовавший его святой Паисий. Старец Порфирий, в миру Евангелос Баирактарис, родился 7 февраля 1906 года в Греции, в селе святого Иоанна Карустия, в провинции Эвиа. Его отец был церковным певчим. Многодетная семья жила очень бедно, мальчику удалось закончить только один класс начальной сельской школы. С раннего детства он помогал родителям по хозяйству: пас овец, трудился в огороде. В восемь лет пошел работать на угольную шахту, а затем встал за прилавок магазина. Желание стать монахом зародилось в Ангеле (сокращенное от Евангелос, так его звали в семье) очень рано - в отрочестве, когда он прочитал житие святого Иоанна Кущника. Оно произвело на подростка такое сильное впечатление, что он втайне от родителей ушел на Святую Гору Афон. Там юный подвижник отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в Свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии. В четырнадцать лет Евангелос принял монашество с именем Никита. В шестнадцать - великую схиму. Он хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но Господь распорядился иначе. Девятнадцатилетний монах заболел воспалением легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. После лечения он почувствовал себя лучше и решил вернуться на место пострига. Однако там болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/10/sta...

Архиепископ Сан-Францисский Кирилл посетил с архипастырским визитом штат Айдахо 3 февраля 2007 г. 11:47 В воскресенье 15/28 января, в Неделю мытаря и фарисея, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Русская Зарубежная Церковь) совершил архипастырский визит в Свято-Серафимовский приход в городе Бойсе, штат Айдахо. В субботу вечером за всенощной он вместе с настоятелем храма, протоиереем Давидом Мозером, молился в алтаре. Всенощную совершил священник Михаил ван Општалл, настоятель Георгиевской общины в Солт-Лейк-Сити. Отец Михаил, который часто бывает в Бойсе, в этот день завершил 40-дневное служение после своего рукоположения во иерея в Сиэтле в день праздника святителя Николая Чудотворца. На бдении присуствовал священник Лука Хаггинс, новоназначенный настоятель храма св. Иулиании Лазаревской в Санта-Фе. Отец Лука в течение многих лет состоял в штате клира Свято-Серафимовского храма и очень уважаем прихожанами этого храма. В воскресенье перед Божественной литургией архиепископ Кирилл был встречен старостой храма, Филиппом Атлаксоном, с хлебом и солью. В богослужении принимал участие сопровождающий владыку Кирилла диакон из Сан-Франциско, отец Димитрий Якимович. В конце Литургии архиепископ Кирилл произнес проповедь на тему евангельского чтения и в связи с приближающимся Великим постом. Затем владыка выдал благодарственную грамоту секретарю приходского совета Екатерине Флетчер за ее самоотверженные труды на благо прихода. В воскресенье вечером в загородном имении Валерия и Евгении Шапошниковых состоялся праздничный ужин в честь архиепископа Кирилла и приезжего духовенства. Сайт Западно-Американской епархии РПЦЗ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/191519.htm...

Митрополит Евлогий (Георгиевский) – Патриарший Экзарх русских приходов в Западной Европе, основатель Русского Православного Богословского института в Париже Митрополит Евлогий, по просьбе и желанию студента Ивана Васильевича Виноградова, назначает день его монашеского пострига на 20 февраля/5 марта 1927 года. «Отвергаюсь себя», Иван Виноградов тщательно готовится к предстоящему духовному таинству – молитвой, постом, покаянием. Пришло время пересмотреть пройденный путь, принести покаяние за прожитые годы, с тем чтобы начать новую жизнь. «Если полагается христианину в конце каждого дня вспоминать все свои слова, мысли и чувства за этот день, каяться в том, чем он мог оскорбить Бога, и благодарить Его за все происшедшее в этот день – как радостное, так и печальное (так как и то и другое исходит от любящего нас Отца Небесного), – то тем более полезно для души – скажу даже: прямо необходимо – времени от времени проверять свою жизнь, вспоминая ее со всеми подробностями за определенный период. Так принято делать, например, когда человек готовится к монашескому постригу», – напишет позже архимандрит Исаакий, вспоминая себя – тогда еще Ивана Васильевича Виноградова – накануне пострига. Студент-монах Исаакий (Виноградов) Свято-Сергиевский Парижский Богословский институт. 1927г. Заветная мечта исполнилась В этот день – 20 февраля/5 марта 1927 года – в храме Сергиевского подворья царила обстановка особой духовной приподнятости и взволнованной напряженности. В воспоминаниях отца Исаакия сохранилось описание этого важнейшего события его жизни: «Я был Рыцарь странствующий, ничего у меня не было, но с какой любовью институтское начальство, ближние друзья приготовили все необходимое для пострига – сшили мантию, клобук. Пришел день пострига, и во время чтения шестопсалмия меня вывел отец архимандрит, наместник Сергиевского Подворья Иоанн, из алтаря. Помолившись, поклонившись всем присутствующим, пошел в кабинку под хорами у входа. Разделся до белья, надел белый хитон, который до сих пор у меня сохраняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Вспряни, брате, вспряни и попечися мысленно о своей души, работай Господеви со страхом и всякой смиреной мудростию. Да не днесь кроток, утро яр и зол; вмале молчание и паки роптание» 36 . Христианский принцип жизни требует именно постоянства такого цельного настроения человека, требует постоянной и всецелой жизни любви. «Темже тамо (к Богу) ум вперим, сде поживше, богомудрено, постом, молитвами, трудом, пением, плачущеся грех своих и присно имуще Бога пред очима своима и день смертный помышлением, и не ослабеюще, но якоже и поченше, тако и скончаешь» 37 , «Встягнемся на добро, взыщете суда, избавите обидимого, на покаянье придем, не вздающе зла за зло, ни клеветы за клевету, но любовью прилепимся Господи Бозе нашем, постом, и рыданьем и слезами омывающе вся прегрешенья наша, не словом, нарицающеся хрестьяни, а поганьскы живуще» 38 . Христианский принцип не допускает только внешнего признания себя на словах, но требует полного и всецелого осуществления себя в жизни: «Любы Божия не в словесех свершается, но в делех детельных» 39 . «Не точью словом крестьяни нарицающеся, но подвигнемся добрая дела стяжати» 40 . «Аще ся обещахом Христови, то чему ему не служим. Сам бо Господь рече: не всяк внидет во църствие мое, рек ми Господи Господи, но творяй волю Отца Моего» 41 . И это требование остаётся во всей силе и по отношению ко внутреннему состоянию человека: истинно христианская жизнь есть тоже девство: она требует невинность и душевную, и телесную: «Послушайте глаголемых крестьяни. Но токмо именем наричаются крестьяни, то льстяться нагым нароком. Словом бо и слытьем мнози суть кртьяни, а образом мало их. Образом же аки и ученики Христови, а делом предатели. Словесем бо боязниви, а делом нечестиви. Словесем милосерди, а образом елини. Нароком кртьяни, а делом страньници... И несть им никоеяже пользы наричатися крестьяном. Якоже бо девица донележе хранит девство, то по истине взывается и есть, аще ли прельстится ким плотным и девство погубит, то несть уже девица. Тако и наричаемый кртьянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Тут только глаза его открылись окончательно. Прибытие Владислава далеко не походило на въезд монарха в свою империю. Народ вместо того, чтобы выходить ему навстречу, запирался в своих крепостях, которые преграждали ему путь. Уполномоченные Владислава, посланные в Москву, были прогнаны оттуда, и в столице уже не было преданных Польше бояр, которые могли бы вести с ними переговоры. Сигизмунд очутился у ворот враждебно настроенной против поляков столицы с малочисленной армией и с царём, которого поданные не хотели признавать. Польское войско страдало от холода и не имело возможности достать съестных припасов. Увидав себя на краю пропасти, Сигизмунд взвесил своё положение, и его решение было быстро принято: он возвратился в Польшу со своим сыном Владиславом, намереваясь осуществить свои желания со временем. Водворив порядок в Москве, „начальники» поставили на очередь вопрос о царском избрании. В первые же недели после очищения Москвы, с начала ноября, идут уже грамоты из Москвы по городам „о обиранье государском». Московское правительство, составившееся при ополчении, приглашает в Москву городских выборных „по десяти человек от городов для государственных и земских дел“, „для земского совета и государева избрания». В декабре и январе 1613 года выборные из городов постепенно съехались в Москву. Собралась великая земская дума, самая знаменитая изо всех таких московских собраний и самая продолжительная. Великая дума началась усердными молитвами в Успенском соборе и у гробов московских угодников и трёхдневным постом. Затем открылись совещания об избрании царя. Тут прежде всего представился вопрос об иноземных принцах: были голоса, напоминавшие о присяге, данной Владиславу; ещё больше явилось сторонников шведского королевича Филиппа. Но возбуждение против иноземцев вообще было так велико, что с этим вопросом покончили скоро, решили не выбирать никого из иностранцев наравне с Маринкиным сыном, а выбрать государя из коренного православно-русского рода. Между знатными родами в то время выделялись Мстиславские, Голицыны, Воротынские и Романовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

После обедни, в дни своих именин или именин царицы, царевичей и царевен, государи жаловали боярам и царедворцам именинные пироги. Для этого они выходили в столовую или переднюю палату дворца, а летом на крыльцо перед сенями последней палаты, и здесь лично раздавали каждому по пирогу. Духовным властям и монахам жаловались коврижки или пряники. В самой обширной и великолепной Грановитой палате происходил праздничный «стол». Порядок и обряд его были те же, что и при обыкновенном царском комнатном столе, отличаясь роскошью и великолепием. Нужно заметить, что обыденной стол царя отличался умеренностью и простотой. Царю Алексею Михайловичу подавали обыкновенно самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяную брагу или легкое пиво с коричным маслом, а иногда только одну коричную воду 53 . Во время же постов он лишал себя и этих скромных блюд, в собственной жизни давая пример строгого и неуклонного исполнения всех установлений церковных. «Великим постом, – говорит Коллинс, – царь Алексей обедал только по три раза в неделю, а именно, в четверток, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску чернаго хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полпива. Рыбу он кушал только два раза в Великий пост и соблюдал все семь недель поста. Кроме постов, он ничего не ел по понедельникам, средам и пятницам». «В постные дни, – подтверждает то же самое Котошихин, – в понедельник, и в среду, и в пятницу, и в посты, готовят про царский обиход ествы рыбныя и пирожныя с маслом с деревянным, и с ореховым, и с льняным, и с конопляным; а в Великой и в Успеньев посты готовятся ествы: капуста сырая и гретая, грузди, рыжики соленые, сырые и гретые, и ягодныя ествы, без масла, кроме Благовещениева дни, и ест царь в те посты, в неделю, во вторник, в четверг, в субботу, по одиножды на день, и пьет квас, а в понедельник и в среду и в пятницу во все посты не ест и не пьет ничего, разве для своих и царицыных и царевичевых и царевниных именин». II Когда наступало время обеда, то, по свидетельству Олеария, к столу не трубили, как это делалось обыкновенно при других дворах, но один из прислужников бежал на кухню и в погреб и громко кричал: «Государю кушанье». Тогда тотчас же бывало все готово. В столовой накрывался скатертью царский стол, а в соседней комнате приготовлялся кормовой поставец, на который кушанье ставилось прежде, нежели подавалось государю. Такой же поставец приготовлялся и для вин. Кормовым поставцом заведовал и кушанья отпускал с него государю дворецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Огромный, черный, неуклюжий, он производил тяжелое впечатление. Инспектор, наш добрый о. Игнатий, говорил о нем: — Смотрите, злобой, злобой от него смердит! И верно, к ученикам он относился с какой-то холодной жестокостью, беспощадно осыпая их " единицами " . (Он преподавал Священное Писание Ветхого Завета.) Чувствовалось в нем что-то трагическое, безысходная душевная мука. Помню, уйдет вечером к себе и, не зажигая лампы, часами лежит в темноте, а я слышу через стену его громкие стенанья: ооо-ох… ооо-ох… ооо-ох… Мы за него боялись, приходили проведать. Заставали в темноте на койке, расспрашивали, утешали; он упорно стонал… Когда к нам приехал В.К.Саблер, Антонин повеселел и даже добродушно пожаловался на нашего воителя с бесами о. Игнатия: — Скажите, Владимир Карлович, отцу Игнатию, чтобы он бесов не посылал ко мне. Они к нему запросто ходят… Саблер смеялся. Как-то отошел и повеселел Антонин тоже, когда мы гостили на святках у архиепископа Флавиана в Варшаве (это было в первый год моего приезда в Холм). Прожили там одну неделю, в архиерейских покоях; вместе с владыкой обедали, потом в гостиной пили кофе и в совместной дружеской беседе проводили вечер. Душою общества был молодой викарный епископ Тихон. Восхитительные вечера! И до того не похожа была их теплая, родственная, веселая атмосфера на ледяную температуру во владимирском архиерейском доме! Я не знал, как мне за эти светлые дни Бога благодарить… Архиепископ Флавиан ласково говорил с Антонином, и это, по-видимому, его обрадовало: он как-то встрепенулся, повеселел. Впоследствии он отпросился у архиепископа Флавиана в отпуск и поехал в Рим. Владыка очень за него боялся и жалел, что отпустил. Антонин всем казался человеком, за которого поручиться нельзя. Но из Рима он благополучно вернулся. Помню странную выходку Антонина на прощальном обеде в клубе, по случаю отъезда архиепископа Флавиана, назначенного Экзархом Грузии. Дело было Великим постом. За столом велись оживленные беседы, были речи… Антонин сидел сумрачный, и вдруг — его бас на весь стол: " А котлетки-то были телячьи… " Неловкое молчание. Архиепископ Флавиан, устроители, гости… — все сконфузились.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Еще несколько раз Святейший облачался в полное облачение и участвовал в праздничных богослужениях, пребывая в кресле на своем месте в алтаре собора и лишь на несколько минут поднимаясь и подходя к престолу. Так было на хиротонии наместника Лавры архимандрита Алексия (Кутепова); на всенощном бдении, когда Патриарх последний раз помазывал благословенным елеем молящихся; на Пасху 1989 года он возглавлял пасхальную заутреню и причастился Святых Христовых Тайн за ночной литургией. Нам было видно, что болезнь прогрессирует, и силы оставляют старца. В марте, Великим постом, когда прошли шесть месяцев, названные врачами, положение здоровья стало действительно критическим. Думаю, не следует особо говорить, что вся Церковь постоянно возносит молитвы о своем Первосвятителе. С тех пор, как Святейший по немощи перестал выезжать в Патриарший собор на богослужения, службы стали регулярно совершаться в Крестовом храме братией Патриаршего дома. По благословению Патриарха Великим постом 1989 года я был хиротонисан в иеромонаха с возведением в сан игумена в Троице-Сергиевой Лавре. С этого времени я тоже стал совершать литургии в Крестовом храме. Святейший постоянно находился в соседнем зале и таким образом мог молиться за всеми богослужениями. Когда ему стало особенно плохо, мы решили совершить таинство Елеосвящения. Служили собором, горячо молились, и Господь услышал наши молитвы и даровал Патриарху крепость сил еще на один год. По большим праздникам Святейший регулярно причащался Святых Тайн. Он надевал малое облачение и принимал Святые Тайны либо сам, если силы позволяли, либо из рук владыки Алексия. Несколько раз случалось и мне приобщать Святейшего на одре болезни. На пасхальных днях Святейший окреп настолько, что стал сам выходить на воздух в сад, а однажды я его догнал уже в саду между цветущей сиренью. Мы прошли через двор, мимо гаражей и вошли в парадный подъезд. Скоро о прогулках Святейшего узнали и, воспользовавшись улучшением его здоровья, предложили ему посетить Кремль и зарегистрироваться, как народному депутату. Он не отказался. Чего стоила мне эта поездка, излишне говорить. Святейший дошел лишь только до парадного подъезда Георгиевского зала Кремлевского Дворца, а дальше его пришлось нести на стуле мне и одному сотруднику из охраны Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

Нынешним великим постом у отца духовного старец Филарет не был, в церковь и к тебе на прощанье не приходил, и на крылосе не стоит. И ты бы старцу Филарету велел жить с собой в келье, да у него велел жить старцу Леониду, и к церкви старцу Филарету велел ходить вместе с собою да за ним старцу, от дурна его унимал и разговаривал, а бесчестья бы ему никакого не делал. А на которого он старца бьёт челом, и ты бы тому старцу жить у него не велел. Если ограда около монастыря худа, то ты велел бы ограду поделать, без ограды монастырю быть не пригоже, и между кельями двери заделать. А которые люди станут к тебе приходить, и ты бы им велел приходить в переднюю келью, а старец бы в то время был в комнате или в чулане; а незнакомых людей ты бы к себе не пускал, и нигде бы старец Филарет с прихожими людьми не сходился». Но не одни Романовы пугали Бориса: страдая подозрительностью и завистью, он одинаково боялся всех бояр и готов был погубить именитых и знатных. Князь Феодор Иванович Мстиславский и князь Василий Иванович Шуйский, знатностью рода, возбуждали сильные опасения Бориса не только за себя и за прочность своего престола, но даже и за сына, за прочность и спокойствие своего потомства. Не имея никаких улик против них, он одинаково преследовал обоих, мучил своей подозрительностью, отнял у обоих семейное счастье, запретив им жениться, чтобы отсутствием потомства отнять побуждение к честолюбивым замыслам и чтобы обезопасить себя на будущее время, подозревая, что дети их, по древней знатности своего рода, могли бы также состязаться с его сыном о престоле. Страх опалы постоянно висел над головами этих доблестных бояр и возбуждал в сердцах всех неповинных чувства недовольства и даже ненависти. По словам одного иностранца, царь Борис несколько раз удалял Шуйских от двора, а потом опять приближал, пытал многих неповинных только за то, что они посещали иногда Шуйских даже и в то время, когда сии последние были в милости. Мало того, по свидетельству того же иностранца, царь Борис объявил опалу на всех бояр Московского государства: ни один медик не дерзал под опасением ссылки пользовать вельмож без именного приказания государя. Даже несчастная мать, царевича Димитрия, инокиня Марфа, признана была опасной: её вывели из её монастыря и сослали подальше от Москвы. Печаль и уныние распространились по всему государству!.. Читать далее Источник: История Смутного времени в очерках и рассказах/составил Г.П. Георгиевский. - [Москва] : А.А. Петрович, ценз.]. - 426 с., л. ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

А южнорусский народ освободится от проказы украинства. Мы вернемся к общему понятию Русь! Соберем разъединённые русские земли под одним политическим центром. Денацифицировать Украину от Украины — это все равно, что воду решетом носить. Украина само по себе понятие антирусское, внедренное в обиход врагами Русского Мира, поляками и австро-венграми. Нацизм на почве украинства будет воспроизводиться бесконечно. Важно понятийно выводить из-под химеры украинства территории бывшей Украины. Только в этом случае после демилитаризации произойдет подлинная денацификация освобожденных областей. Поэтому важно реабилитировать, разбанить понятия НОВОРОССИЯ и МАЛОРОССИЯ! Радует, что уже нигде в СВО не видно ни одного нашего воина с белой повязкой все только с Георгиевскими лентами. А почему те, кто планировал СВО не догадались, что сразу надо взять символом борьбы Георгиевскую ленту? Которая объединяет всю героику русской истории и вот уже восемь лет является символом борьбы с укро-нацизмом. Воинам на передовой очевидно -- белая лента этот не тот символ, с котором кто-то готов умереть. Иван Ильин писал: «Россия возродится лишь тогда, когда в душе русского человека вновь появится алтарь для Бога и престол для Царя» И тогда сбудется пророчество преподобного Серафима Саровского -- «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе...» Сергей Моисеев, председатель Харьковской областной общественной организации «Русь Триединая» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 15. Ответ на 10, александрович: слова Господина нашего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: " Сей день Церковь призывает проводить в строгом посте " Прошу обратить внимание на слова " в строгом посте " . У понятия " строгий пост " есть два значения - уставное и " народное " . И они очень разные. В церковном уставе строгим постом (иногда и просто постом) называется следующий порядок: - полное воздержание от пищи " до девятого часа " , т.е.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/12/proryv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010