Вступая на новую стезю, ты испытываешь особый внутренний страх перед ответственностью высокого служения, как ты и сказал о том в своем слове при наречении во епископа. Помни, что осознание своего недостоинства и недостаточности человеческих сил — это особая милость Божия, являемая новопоставленному архиерею действием благодати Святого Духа. Возгревай же дар сей постоянной молитвой и постом, частым предстоянием у Престола Божия, усердными трудами на пользу Святой Церкви. Неустанно восходи по лествице духовного совершенствования, стремясь ко спасению своему и вверенного тебе народа, дабы стать истинным служителем и домостроителем Христовым, «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), примером нравственной чистоты и подлинного благочестия. Взирая на образ Архиерея великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия (см. Евр. 4:14), подражай Его смирению, кротости и ревности о славе Небесного Отца. Храни в своем сердце благоговейную память о Его добровольных страданиях на Кресте ради спасения рода человеческого. Имей попечение о возможно более частых поучениях в храме клира и мирян, особенно по воскресным и праздничным дням. Основывай проповедь свою на Священном Писании и на творениях святых отцов. Ими проверяй свой собственный духовный опыт, свое понимание мира и человека. Преломленное через личное сознание проповедника Слово Божие, как и святоотеческая мудрость, легче усваивается людьми. Эта мудрость должна пройти через твой личный опыт и отразиться в правильных, убедительных словах, понятных твоим современникам. Питай пасомых от этого неиссякаемого животворного источника церковной веры и благочестия. Воспитывай в них чувства преданности Спасителю и уважения к своим ближним. Стремись к укреплению добрых межнациональных отношений и межрелигиозному сотрудничеству, созиданию мира и общественного согласия, ибо тебе предстоит трудиться в регионе, русское православное население которого исторически соседствует с представителями иных народов и вероисповеданий.

http://patriarchia.ru/db/text/2648731.ht...

Пред вратами Тверскими у Георгиевской церкви ожидала со св. крестами духовная процессия, с коею митрополит в святительском одеянии и шел городом до собора, где была им совершена торжественная литургия. После трехдневного угощения, сопровождаемого богатыми дарами, тверское духовенство священнического и иноческого чина собралось во дворец князя с жалобами на Вислена – о раздоре церковном и мятеже. Под председательством митрополита открылся собор святителей. Все приносили на Евфимия жалобы, названные в тех летописях клеветами, – настоятели обителей, иереи, иноки, даже бояре, простолюдины. Заседание кончилось тем, что митрополит повелел Евфимию «пребывати просто, кроме священных , дóндеже еще истязав размыслить». С той поры Михаил начал просить иного, и «митрополит со священным собором, отставиша Евфимия от епископства и даде Михаилу протодиакона своего Арсения, мужа дивна, нарочита и добродетельна, много смиряше и в любовь вводяше князя с владыкою Евфимием и не бысть мира и любви, но паче вражде и брань велия». Того же лета Киприан возвратился на Москву, взем с собою владыку Евфимия Вислена и повеле ему в своем монастыре митрополиче жити у святого Чуда внутрь города Москвы; с ними же прииде на Москву и протодиакон Арсений, бояся владычества прияти в Твери, виде бо тамо вражду и брань многу и смутися и ужасеся». Во всех этих летописях сказание и сокращенное и пространное помещено под летом 6899-м, следовательно 1391, какой год показан и в первом издании Истории Иерархии; только в летописи Львова этот собор на Вислена описан под летом 1389 (6898); но это отрешение Вислена во 2-м издании Иерархии показано в 1390 году. Кажется, справедливее выходит год 1391: в летописи Львова прибытие в Москву митрополита Киприана, отбытие его в Тверь для собора на Евфимия Вислена, хиротония Арсения и после оной отбытие Киприана в Новгород описаны под одним летом, но в прочих летописях все сии события показаны под разными годами. Дело было так: Киприан по кончине Пимена прибыл великим постом 1390 года в Москву, на другой год ездил в Тверь и там составил собор на Евфимия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

При себе приказал он своему толмачу перевести их на русский язык и прочитать. Патриарх константинопольский Иаков писал, что св. Церковь имеет власть, соразмеряя суд и милость, наказывать и миловать согрешающих, особенно если они «творят плоды, достойные покаяния». Так продолжал он, и патриарх Никон , хотя был осужден за свои вины собором восточных и русских архипастырей и лишен святительского сана, но благодушно перенес свое наказание, «многими и тмочисленными печальми и нуждами себе усмири и многих печальных ради трудов в небесном царствии вводящий путь возвратив, евангельское различных благих дел совершение, в терпении, озлоблении, в нужном пребывании постом и молитвами непрестанными и бденьями всенощными, яко злато в горниле, искушен бысть, и яко всеплодие Бога живаго жертва явился, и тако страдательными трудами и прочее жития своего препроводил, не даде сна очима своими, ниже дремания на челе своем, ниже покоя составом своим, донеже блаженным сном уснув, благочестно ко Господу отиде». Обращаясь к самым причинам извержения Никона из патриаршего сана, вселенский патриарх замечает, что «Никон осужден не яко неких вин ради душевных или телесных, и елика от архиерейства благодать впредь без воззвания отчуждать, имея естества и исцеления невосприемное творя, ниже над Божественные догматы благочестий согреши, столп бо благочестия непоколебаемый знаем бысть, и божественных и священных канонов оберегатель присноискуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший: но яко человек. человечески болезнствуя от малодушия некоего гневом и унынием побежден бысть…» Поэтому собор, составившийся при константинопольском патриархе для рассуждения о причислении Никона к сонму всероссийских иерархов, нашел «благословным воззвать Никона к патриаршему поминовению», впрочем, замечает Иаков, «не разрушения ради собора того, от которого он низвержен бысть, никако: собор бо той не разрушаем, – пишет Иаков от имени своего собора, – паче же быть нерушимо и крепко хранимо хощем».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Сергей Щербаков в повести «Иринарховский крестный ход» вспоминает, как шёл в одном крестном ходе рядом с Эдуардом Фёдоровичем Володины м. «Глядели на купола, где выросла целая берёзовая роща, и пели «Пресвятая Богородица, спаси нас». Вспоминает его книгу «Ответ перед Господом нам держать всем». И ещё приводит слова «крупного русского человека» Михаила Петровича Лобанова: «Я вспоминаю, как на каком-то торжественном вечере в Союзе писателей, где было много военных, генералов, вдруг появился профессор Володин – и как они вытянулись перед ним. Я почувствовал, что в этот момент он стал как бы духовным водителем этих генералов…» Вот таким духовным водителем становится тот, в ком есть Христова любовь. Об этом и книги Сергея Щербакова. И профессора Эдуарда Володина он вспоминает не раз, признаваясь, что скупые мужские слёзы при виде запущенности святого места стали для него знаком будущего соборного единства всех нас во Христе: «…мы шли с ним рядом в Георгиевском вокруг заброшенного храма, глядели на берёзовую рощу на его куполах, пели «Пресвятая Богородица, спаси нас». Вдруг у меня слёзы так и потекли из глаз. Виновато взглянул на Эдуарда Фёдоровича, дескать, прости, что я так не по-мужски, а у него в глазах – такие же слёзы… Сразу такая радость в душе соборная!» «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», – гласит одна из заповедей блаженств. И не только плач о своих грехах, но и радость духовного единения выражается у христиан слезами. Повести старово-смолинского затворника Сергея Щербакова щедро омывают читателя. Великим постом 2021 года, Курск Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/03/...

Товарищи его воры, которые за рубеж его проводили и в Литве с ним знались и которые про него подлинно ведают, чернец Пимен, постриженник Днепрова монастыря, да чернец Венедикт, постриженник Троицы-Сергиева монастыря, да ярославец посадской человек, Степанко иконник, и те предо мной, Иовом патриархом, на соборе сказывали: чернец Пимен сказал, что он с тем вором, чернецом Гришкой Отрепьевым да с его советниками, попом Варлаамом и клирошанином Мисаилом, познакомился в Новгороде-Северском в Спасском монастыре и проводил их за Литовский рубеж; чернец Венедикт сказал, что он видел того вора Гришку в Киеве, в Печерском и Никольском монастырях, в чернецах, и у князя Василия Острожского был и дияконил, а после того пристал к лютарям, уклонился в ересь и чернокнижье, стал воровать у запорожских черкасов, в чернецах мясо есть, и он, Венедикт, извещал печерского игумена и говорил, чтоб того страдника-вора поймал; и печорский игумен посылал к казакам этого вора схватить, и вор и богоотступник, узнав про то своими бесовскими мечтами, скрылся и ушёл к князю Адаму Вишневецкому и, по сатанинскому ученью, по Вишневецких князей воровскому умышлению и по королевскому веленью, учал называться князем Димитрием... И ныне благословляем, да подвигнетесь трудолюбезно со всем освященным собором и со всеми православными христианами, постом, молитвой, чистотой душевной и телесной и прочими духовными добродетелями, отныне и впредь петь соборне каждый день молебны в соборной церкви, по честным монастырям и по святым Божиим церквам, и молить Господа Бога и Пречистую Богородицу, чтоб Господь Бог отвратил свой праведный гнев и милость свою и человеколюбие излил, и не дал бы Российского государства и Северской области в расхищенье, в плен поганым литовским людям, в латинскую ересь превратить... Вы бы эту грамоту велели прочесть всем, и того расстригу Гришку и его воровских советников и государевых изменников, которые тому вору следуют, и впредь кто станет на то прельщаться и ему верить, соборно и всенародно прокляли и впредь проклинать велели, да будут они все прокляты в сём веке и в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Но аз не реку да быхом ся в огнь ввергли, не буди то: но да потрудимся в исушение телес наших... Темже тамо ум вперим, сде поживше богомудрено постом, молитвами, трудом, пением, плачющеся грех своих и присно имуще Бога пред очима своима и день смертныи помышляти, и не ослабеюще, но якоже и поченше, тако и скончаем» 447 . Тоже самое проповедывал и св. Кирилл, еп. Туровский: «Темже, братие, подобает нам яко Божиим людем сущим, възлюбившего нас прославити Христа. Приидете, поклонимся ему и припадем, яко и блудница, мыслене пречистеи того лобзающе нозе; останемся, якоже и она, от злых дел; ... сломим гневодръжание яко и ветви, постелем ему яко и ризы добродетели .., и пойдем с идущим на страсть волную, взем крест свой претрьпением всякия обиды; распьнемся бранми к греху, умертвим похоти телесныя 448 ... или не стонати? И аще бы възможно по вся дни глаголал бых, и с слезами моляся, и к коленом вашим припадая, дабы ни един же нас оставил годины молитвеныя» 449 . Если же беспристрастное и ко всем одинаково строгое учительство пастырей оказывалось недостаточным, и происходило явное нарушение их пастырских уроков, они должны были прибегать к силе и власти, чтобы хотя этим путём сохранить чистоту христианской жизни. С этой целью, по церковным уставам св. Владимира и Ярослава, епископам и митрополитам предоставлено было право суда преступлений против веры и основы христианского общества – против семьи, а также право решения и некоторых других тяжб. Замечательно, что и в этом случае представители церкви ничем не выделяли князей из числа других своих пасомых и в случае уклонения их от христианской жизни считали непременно своей обязанностью обличать и даже карать их. Пример действительного применения пастырями этих своих обязанностей мы видим в отношениях св. Феодосия к кн. Изяславу и кн. Святославу. В различных случаях он обличал их, когда же последний решился отнять престол Киевский у законного князя Изяслава и, не смотря на обличения св. Феодосия, не отказался от своего преступного захвата, преподобный игумен запретил поминать его на ектениях и только после усиленных просьб братии разрешил поминать его, но после Изяслава 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Велика бывает польза от учения книжного; из книг учимся путям покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание: это реки, напояющие вселенную, это исходища мудрости, в книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания». Действия книжного учения, ближайшего знакомства с новою верою не замедлили обнаружиться в целом ряде христианских подвижников. Для упрочения христианства мало было взять детей из домов полуязыческих родителей; нужно было, чтоб некоторые из нового поколения отторглись совершенно от общества, сильно пропитанного язычеством; для упрочения христианства нужно было, чтоб оно распространилось не словом только, но самым делом; нужно было, чтоб в некоторых избранных обнаружилось действие нового учения, и они пошли бы на проповедь не с огнем и мечом, как Добрыня или Путята, но с величием подвига христианского. При господстве материальной силы, пред которою все преклонялось, нужен был ряд подвижников, которые показали бы подвиги, превышавшие подвиги богатырей, которые показали бы господство духа над плотию, показали бы чудеса мужества другого рода, борьбу, более изумительную, и приобрели бы своими подвигами благоговение к себе и к тому учению, которое дает силы к подобным подвигам. Монашество, по некоторым известиям, явилось на Руси очень рано: так, есть предание, что еще первый киевский митрополит Михаил построил в Киеве монастырь на горе против холма Перунова; есть также иностранное известие, что киевский митрополит встречал Святополка и Болеслава Храброго в монастыре св. Софии; при Ярославе построены монастыри Георгиевский и Ирининский. Но эти монастыри не были такие, какие надобны были тогда для упрочения христианства, их монахи не были настоящими подвижниками: «Много монастырей, – говорит летописец, – поставлено от царей и бояр на богатом иждивении, но не таковы эти монастыри, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением». Когда новое поколение короче познакомилось с новою верою, тогда между некоторыми из него обнаружилось то же самое стремление, какое было сильно и между язычниками русскими, стремление посетить Грецию, с тою, однако, разницею, что прежние руссы-язычники ходили в Грецию для выгодной службы в полках Империи, для торговли, для грабежа, а теперь русские христиане стали ходить не для материальных выгод, но для того, чтобы получить утверждение в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Келейное правило монашествующих», который состоялся 12-13 марта в Георгиевском женском монастыре г. Ессентуки, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт поделился с читателями «Монастырского вестника» впечатлениями от форума. 18 березня 2020 р. 18:47 Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «Хорошо, что к карантинным мерам приходится прибегать Великим постом» [Ihmepb " ю] Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, глава Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон прокомментировал ситуацию с коронавирусом и принимаемые Церковью меры предосторожности. 18 березня 2020 р. 13:37 Митрополит Волоколамський Іларіон: «Краще перестрахуватися, ніж недооцінити ступінь загрози» [Ihmepb " ю] Голова Відділу зовнішніх церковних зв " язків Московського Патріархату митрополит Волоколамський Іларіон дав інтерв " ю «Российской газете». (рос.) 17 березня 2020 р. 19:47 Митрополит Волоколамский Иларион: У Церкви накоплен большой опыт существования в условиях эпидемий [Ihmepb " ю] 14 марта в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 10 березня 2020 р. 09:44 Митрополит Волоколамський Іларіон: Якщо епідемія коронавируса торкнеться країн канонічного простору Руської Церкви, ми будемо вживати заходів для мінімізації загрози зараження [Ihmepb " ю] 7 березня в передачі «Церква і світ», що виходить на каналі «Росія-24» по суботах і неділях, голова Відділу зовнішніх церковних зв " язків Московського Патріархату митрополит Волоколамський Іларіон відповів на запитання ведучої телеканалу Катерини Грачової. (рос.) 4 березня 2020 р. 19:11 Митрополит Волоколамський Іларіон: Питання України не закрите [Ihmepb " ю] 29 лютого в передачі «Церква і світ», що виходить на каналі «Росія-24» по суботах і неділях, голова Відділу зовнішніх церковних зв " язків Московського Патріархату митрополит Волоколамський Іларіон відповів на запитання ведучої телеканалу Катерини Грачової.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

По днях же неких вопросиша старицы особь 404 великую, благоверную Евфросинию, рещи им слово спасения 405 . Она же паки сущего ради в ней Святого Духа отвещав рече: святые матери и госпожи, послушайте моего к вам ответа, и не посмейтеся моему неразумию, понеже убо госпожи ваше есть мое неразумие наказати, но обаче повелено ми вами да глаголю: Похвала черноризицам, паче же и нам немощней чади пост, дотоле поститися, дóндеже дыханию в мертвенней нашей плоти, да сим воздержанием, госпожи мои, утолятся сласти телесные, слышите любицы 406 мои, что рече великий отец Иоанн, списавый святую лествицу: скорбящи утробе, смиряется сердце, преодолеваемой же той, величается помысл, и апостол глаголет: аще внешний человек истлевает, но внутренний обновляется, в плоть постом не разжизается 407 , пост возгоревшиеся погашает 408 сласти. Похвала нам черноризицам, часто пети, и молитву деяти 409 неослабно, и любовь имети нелицемерну, Бог бо любы есть. Похвала черноризицам, благое послушание со смирением. И сами госпожи мои ведите, Бог бо наш иже во плоти быв послушлив до смерти смерть, иже распятию 410 ; похвала инокиням 411 , еже плакатися горькими слезами в молитве, и милости просити, и поведающеся Господеви, и бити яко мытарь в перси и лице, да простит прещедрый Владыка Христос наши прегрешения. Похвала черноризицам, еже кротким и молчаливым быти, юным при старейших молчати, простейшим премудрых послушати, глас же умерен, и слово доброчинно имети, и не посрамити никого же, не возноситися, но последи всех себе имети, ниже ризного украшения искати, и поминати смерть выну 412 , да не Божий Дух хулится, гонити же мир и святыню, без неё же никто же узрит Бога, и Господь поможет нам и победит диавола. И сия изглаголав Евфросиния и 413 подобная сим прирече сия суть похвалы и венцы черноризицам, аще сохранят се 414 , сих ради услышат от Христа Бога нашего: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие, приидете наследуйте, их же око не виде, и ухо не слыша, ина сердце человеку не взыде, яже уготовах любящим мя, имеяй бо уши слышати да слышит, рече Господь, ему же слава во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Святитель Алексий является автором Послания и грамоты на Червленый Яр, Поучения христианам нижегородских и городецких пределов и Устава о новых постах. Послание и грамота связаны со спором между Рязанским и Сарайским епископами о епархиальной принадлежности Червленого (Черленого) Яра. Вопрос этот уже разбирался ранее митрополитом Феогостом и был решен в пользу Рязанского епископа, но при новом митрополите возник вновь. Святитель Алексий подтвердил решение своего предшественника, снабдив грамоту учительным посланием. Евфимий Чудовский, который в кон. XVII в. видел в Рязани оригинал грамоты, привел в своей редакции жития святителя Алексия греческую подпись святителя под нею: «Алексиос, милостию Божиею митрополит всей России и пречестной». Поучение жителям нижегородских и городецких пределов написано, по всей вероятности, в связи с княжеской усобицей в этой земле в 1365 г. либо в связи с посещением святителем Алексием Нижнего Новгорода в 1370 г. Оно известно в единственном списке рубежа XIV-XV вв. в дополнениях к Патерику поглавному (ГИМ. Чуд. 18. Л. 165 об.- 167). Устав (уставная грамота) о новых постах, датированный 18 февр. 1369 г. (мартовского 6876), известен в единственном белорусском списке последней четверти XVI в. (БАН. Собрание епископа Павла (Доброхотова). 18. Л. 205). В нем митрополит, по согласию с князьями Димитрием Иоанновичем и Владимиром Андреевичем, устанавливает новые седмичные посты перед днями памяти великомученика Димитрия Солунского (26 окт.), «осенним Юрьевым днем» (26 ноября) и перед памятью святых князей Бориса и Глеба (24 июля). Дата выдачи уставной грамоты в сочетании с выбором святых мучеников (Димитрий Солунский - небесный покровитель великого князя Димитрия Иоанновича, Георгий наряду с Борисом и Глебом традиционно считался покровителем русских. князей) заставляет предполагать связь учреждения новых постов с неудачным походом Ольгерда на Москву в ноябре- декабре 1368 г. и с надеждой на заступничество святых воинов-мучеников и в дальнейшем. Однако эти новые посты, установленные святителем Алексием, не вошли в практику Русской Церкви, возможно, отчасти это связано с общей тенденцией снижения интереса к наследию святителя Алексия в 90-х гг. XIV в.- 20-х гг. XV в. и с тем, что при распространении в Русской Церкви в кон. XIV - 1-й пол. XV в. Иерусалимского устава Георгиевский пост был целиком поглощен более строгим для немонашествующих Рождественским (Филипповым) постом.

http://pravoslavie.ru/38316.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010