19 Origenis . Contra Celsum. VII, 9. 10. Migne . Patrol, cursus. Gr. ser. Tom. XI, col. 1433, 1436. 20 Евсевий . Церк. история, V, 24. 21 Gebhardt und Harnack . Texte und Untersuchun. B. III, Heft. 3—4. S. 448, 460. 22 Книга Деяний св. Апостолов, 21, 9; Евсевий , ibid. 23 Заповеди, XI. 24 Такой персонал состоял из епископа, диакона, вдовицы, девственницы, учителя и исповедника. De praescript., cap. 3. 25 Contra Celsum. Lib. VII, cap. 11; Migne . Tom. XI, col. 1437. 26 XIII, 2; XV, 1. 27 XI, 1. 28 Ibid, 2. 29 Ерм . Пастырь; Подобия. IX, гл. 25. 30 XIII, 1. 31 XV, 2: «Не пренебрегайте ( Μ περιδητε ) ими, т. е. епископами и диаконами, ибо они должны почитаться вами вместе с ( μετα ) пророками и дидаскалами» 32 Подобия. IX, гл. 25. 33 Послание Варнавы, гл. I, 8: «Я не как учитель ( διδασκαλος ), но как равный с вами, изъясняю вам». Свидетельства Игнатия и Дионисия были указаны выше. 34 Заповеди, IV, гл. 3. 35 Свидетельства из разных сочинений Оригена собраны Гарнаком. Lehre der zwolf Apostel. S. 135—136. 36 Евсевий . Церк. история. Кн. VII, гл. 24. 37 Сравн. Διδαχη , XI, 10: «пророк, если не делает того, чему учит, есть лжепророк ». 38 Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhund. S. 260. Leipz. 1902. 39 Некоторые из дидаскалов стали адептами ложных учений, например, в Египте во времена Дионисия стали поддерживать сторону так называемых хилиастов, «отказываясь следовать Евангелиям и презирая Апостольские послания» (Евсевий . Церк. Ист. VII, 24). Такого рода дидаскалы начали появляться еще и во времена Ерма. Он упоминает об «учителях неправды, у которых нет никакого плода истины; из желания прибытка они обольщали людей, и каждый учил по похотям грешных; за это они понесут наказание», замечает Ерм (Подобия, IX, гл. 19). 40 1 Петр. 4:10; Ерм . Пастырь, подоб. IX, гл. 27 (ст. 2). 41 Климент . Первое послан. Гл. 42. Сравни Исайя, 60, стих 17. (Но только Климент несколько изменяет текст этого места.) 42 Видение III, гл. 5. 43 Посл. к Ефес., гл. 2. Поел. к Магнезийцам, гл. 6. Die syrische Didaskalia (S. 273) называет диакона «ушами епископа, его устами, его сердцем и его душою». «Хотя епископ и диакон обитают в двух телах, но они составляют одну душу и один дух, и должны быть согласны в совете» (S. 86). Leipz. 1904.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

171 Catechesis VI//PG 33. 549 A: κα θεας ποστσεως νξιος; Ibid. XVI. 924 B: Βουλμεθα λοιπν τινα επεν περ το γου Πνεματος· οχ διηγσασθαι τν πστασιν ατο κριβς. 174 Origenes. Commentaria in evangelium Joannis II//PG 14. 177 С: το ατο Βαπτιστο περ Χριστο στι, τν προηγουμνην ατο πστασιν τι διδσκουσα, δικουσαν π πντα τν κσμον, κατ τς ψυχς τς λογικς. 175 Contra Celsum. Lib. VI//PG 11. 1409 A: ασθητν σμα οκ παγγλλει τν τρπον τς ποστσεως ατο. 176 S. Athanasius Alexandrinus. Oratio contra Gentes//PG 25. 80 C: τς κτσεως Κριον κα πσης ποστσεως δημιουργν. 178 Stead G. C. The Concept of Divine Substance//Vigiliae Christianae. Vol. 29. N 1 (Mar., 1975). P. 3. 181 Напр., см.: S. Athanasius Alexandrinus. De Decretis Nicaenae synodi//PG 25. 465 B: κα μ τρας οσας ποστσεως; Epistola ad Jovianum//PG 26. 817 C: ξ τρας ποστσεως οσας; Tomus ad Antiochenos//PG 26. 809 Α: τς μις ποστσεως, τοι οσας. Свт. Афанасий не различал «ипостась» и «сущность» так, «как еще при его жизни стали различать каппадокийцы. По большей части, он ограничивается собственными именами Отца, Сына и Духа и поясняющими Их взаимное отношение определениями: Рождающий и Рождаемый, “тот, кто от кого-либо”, и “тот, от кого он”... Отсюда известная бледность в выражении ипостасных различий», см.: Флоровский Г. прот. Восточные отцы IV в. Париж, 1931. С. 41. Даже в одном из последних по времени посланий К африканским епископам (датируемом 369–370 гг.) он говорит, что «ипостась» есть «сущность» и ни что иное (Epistola ad Afros Episcopos//PG 26. 1036 B: δ πστασις οσα στ, κα οδν λλο σημαινμενον χει ατ τ ν), и именно в смысле единосущия Сына Отцу толкует слова апостола о том, что Сын есть «образ ипостаси» Отца (Ibid. 1037 B: χαρακτρ τς το Πατρς ποστσεως); см. также: PG 26. 765 A, 801 С, 1040 А, 1044 С, 1045 А, 1232 С; PG 27. 68 A. 182 Tomus ad Antiochenos//PG 26. 801 B: οκ νματι Τριδα μνον, λλ’ ληθς οσαν κα φεστσαν, Πατρα τε ληθς ντα κα φεσττα, κα Υν ληθς νοσιον ντα κα φεσττα, κα Πνεμα γιον φεστς κα πρχον οδαμεν.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

2245 «Τ γρ τς οσας πρσωπον οδες ψεται κα ζσεται. Πρσωπον δ ατο κα Υς», S. Eusebius Caesariensis. Commentaria in Psalmos. PG 23. 1301 C. Это выражение связано напрямую с воззрениями Евсевия, несомненно, субординационистского характера, увязывающими икономию с тринитарным богословием. 2248 «δατδης γρ πστασις», S. Cyrillus Hierosolymitanus. Catechesis IX. PG 33. 648 B, «κ μις ποστσεως το δνδρου», ibidem. 649 A; «κα κ τς σς ποστσεως νησον τν τεχντην», ibidem. 653 B. 2249 «κα θεας ποστσεως νξιος», Catechesis VI. PG 33. 549 A; «Βουλμεθα λοιπν τινα επεν περ το γου Πνεματος· οχ διηγσασθαι τν πστασιν ατο κριβς», ibidem. XVI. PG 33. 924 B. 2252 «το ατο Βαπτιστο περ Χριστο στι, τν προηγουμνην ατο πστασιν τι διδσκουσα, δικουσαν π πντα τν κσμον, κατ τς ψυχς τς λογικς», Origenes. Commentaria in evangelium Joannis II. PG 14. 177 С. 2253 «ασθητν σμα οκ παγγλλει τν τρπον τς ποστσεως ατο», Origenes. Contra Celsum. Lib. VI. PG 11. 1409 A. 2254 «τς κτσεως Κριον κα πσης ποστσεως δημιουργν», S. Athanasius Alexandrinus. Oratio contra Gentes. PG 25. 80 C. 2255 «ν ποστσει κα καθ’ αυτν εναι τν κακαν», « κακα πστασιν χει», ibidem. PG 25. 12 D–13 A. 2256 Stead G. C. The Concept of Divine Substance//Vigiliae Christianae. Vol. 29. No. 1 (Mar., 1975). P. 1–14, here: p. 3. 2259 Например, «κα μ τρας οσας ποστσεως», S. Athanasius Alexandrinus. De Decretis Nicaenae synodi. PG 25. 465 B; «ξ τρας ποστσεως οσας», Epistola ad Jovianum. PG 26. 817 C; «τς μις ποστσεως, τοι οσας», Tomus ad Antiochenos. PG 26. 809 Α. Свт. Афанасий не различал «ипостась» и «сущность» так, «как еще при его жизни стали различать каппадокийцы. По большей части он ограничивается собственными именами Отца, Сына и Духа и поясняющими их взаимное отношение определениями: Рождающий и Рождаемый, “тот, кто от кого-либо”, и “тот, от кого он”... Отсюда известная бледность в выражении ипостасных различий», Флоровский Г. прот. Восточные отцы IV в. Париж, 1931. С. 41. Даже в одном из последних по времени посланий свт. Афанасия К африканским епископам (датируемом 369–370 гг.) он говорит, что «ипостась» есть «сущность» и ни что иное ( δ πστασις οσα στ, κα οδν λλο σημαινμενον χει ατ τ ν, Epistola ad Afros Episcopos. PG 26. 1036 B), и именно в смысле единосущия Сына Отцу толкует слова апостола о том, что Сын есть «образ ипостаси» Отца (χαρακτρ τς το Πατρς ποστσεως, ibidem. 1037 B); см. также: PG 26. 765 A, 801 С, 1040 А, 1044 С, 1045 А, 1232 С; PG 27. 68 A.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

536 Contra Celsum, VI, 65: Die griechischen christlichen Schriftsteller, Origenes, В. II, S. 135–136 537 Отрывок сохранился у св. Афанасия, «Об определениях Никейского собора», § 26: Migne , PGr . t. 25, col. 769; русск. перев., ч. и, стр. 434. 543 Bibliotheca veterum patrum antiquorumque scriptorum ecclesiasticorum. T. III. Venetiis 1788. p. XXVIII 545 Analecta Syriaca, p. 31 (сирийский текст); тот же фрагмент, напечатан Marmin’oм у Pitra, Analecta sacra, IV, p. 133 (сирийский текст) и 386 (латинский перевод) 547 В Британском Музее в Лондоне: syr. DCCCLVII (add. 12155), fol. 80 а и syr. DCCCLVIII (add. 14532),fol.77 b 548 В Catalogue of the syriac Mss. in the Convent of S Catharine on Mount Sinai, London 1894, (Studia synaitica) I, p. 19–26 550 «Zu Gregorios Thanmaturgos» в Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie», 1896. 1, S. 166–169 555 «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie, 1901, 1. s. 87–100: Zu Gregorios von Neocaesarea Schrift «Über die Seele». 556 О. Bardenhemer, Gesch. d. altkirchl. Literatur, II, S. 284. Cp. J. Stiglmayr, Die Streitschrift des Prokopios von Gaza gegen den Neuplatoniker Proklos в «Byzant. Zeitschr», VIII (1899), 263–301. 557 «Le traité de l’ame de saint Grégoire le Thaumaturge» в «Bulletin de Littérature Ecclésiastique», 1906, 3, p. 73–83 S. Maximi ep. VI, 5: Migne, PGr, t. 91, col. 4281. τι, πσης τς οσας ες εμψυχον κα ψηχον διαιροομνης, επ τωσαν ο σμα τν ψυχν λγοντες, ε μψυχον ατν λεκτον, ψυχον. λλο ε πσης τς σωματικς οσας ες τε τ μψυχον κα τ ψυχον δι ρημνης, σμα δ κα ψοχ, μψυχον, ψυχον σται πντως... S. Maximi ep. VI, 5: Migne, PGr, t. 91, col. 425. τι ε π ν σ μα κα κχρωσται, Ε τονον... ψυχ πρχει ν 1) Немезий, гл. 2: Migne PGr, t. 2 col. 541. Περ ψυχς τι ε σμ στιν ψυχ, ξωθεν νδοθεν κινεται. Ο τε δ ξωθεν κινεται, ο γρ θε ται, λκετα, ς τ ψυχα ο τε δ σωθεν κινεται, ς τ μψυχα τοπαν γρ ψυχς ψοχν λγειν οκ σται ο ν σμα σματος ρα. κα πλιν , ε σμ στιν ψυχ , κα τς ποιτητας ασθητς χει κα τρφεται [ λλ ’ ο τρφεται κα ε τρφεται , ο σωματικς τρφεται ς τ σμα , λλ ’ σωμτως , λγ γρ τρφεται]. λλ μν ο τς ποιτητας ασθητς.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

1553 Origenes. De principiis III, 3, 2, PG 11, 314; 1, 5, 4, PG 11, 160; Contra Celsum VIII, 31, PG II, 1561. Cp.: Bohringer G.F. Clemens und Origenes. 2 Aufl. Zurich, 1869. S. 233, 235. 1559 Origenes. De principiis I, 8, 1, PG 11, 176. Рус. пер. C. 80; Behringer G.F. Op. cit. S. 236–237. 1561 Ambrosius Mediolanensis. Expositio Evangelii secundum Lucam I, 28, PL 15, 1545; CSEL 32, 4. P. 28. 1567 Ambrosius Mediolanensis. Expositio in psalmum David CXVIII, sermo 14, 42, PL 15, 1408; Expositio Evangelii secundum Lucam V, 42, PL 15, 1647. 1568 Philo Alexandrinus. De confusione linguarum, 36, Schwickert. T. 2. P. 287; De profugiis, 13, Schwickert. T. 3. P. 124. Basilius Magnus. In Hexaemeron homilia 2, 2, PC 29, 29 Basilius Magnus. In Hexaemeron homilia 1, 7, PG 29, 17 Basilius Magnus. In Hexaemeron homilia 5, 1, PG 29, 93 Basilius Magnus. In Hexaemeron homilia 4, 2, PG 29, 81 Basilius Magnus. In Hexaemeron homilia 4, 3, PG 29, 84 Basilius Magnus. In Hexaemeron homilia 1, 2, PG 29, 8 C 1584 Ambrosius Mediolanensis. Hexaemeron III, 43, PL 14, 173; VI, 9, PL 14, 245. Cp.: Basilius Magnus. In Hexaemeron homilia 5, 4, PG 29, 104. 1624 Lactantius. Divinarum institutionum lib. II, 11, PL 6, 312 [игра слов: homo – humus. – Ред. МДА-2006.]. 1657 Ambrosius Mediolanettsis. Expositio in psalmum David CXVIII, sermo 9, 13–14, PL 15, 1324–1325. 1666 Ewald P. Der Einfluss der stoisch-ciceronianischen Moral auf die Darstellung der Ethik bei Ambroses. Leipzig, 1881. S. 23. 1667 Ambrosius Mediolanensis. De officiis minisCicero. De ofticiis lib. I. trorum I, 22, PL 16, 52–53; I, 227–228, PL 16, 91. Philo Alexandrinus. Quis rerum divinarum heres sit, 26, Schwickert. T. 3. P. 31 1670 Philo Alexandrinus. Legum allegoriarum liber III, 38, Schwickert. T. 1. P. 158. Cp.: De confusione linguarum, 7, Schwickert. T. 2. P. 253. 1693 Ambrosius Mediolanensis. Hexaemeron VI, 39, PL 14, 256; De Isaac et anima, 3, PL 14, 503–504. 1714 Ambrosius Mediolanensis. De Noe et arca, 99, PL 14, 406; Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 1, 48, PL 14, 947

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

25 Ср. с известным выражением Папия Иерапольского lTgia (цитируется у Евсевия, Hist. Eccl., III.39.1). 26 Против Праксея (рус. пер.: Альфа и Омега. 2001. 2(28)). 27 См., например, Апология Сократа, 22с; Ион, 533e–534d. 28 Об особенных законах . 29 Ср. Quis rer. div. haer. (О том, кто наследует Божественное), 249–266 и др. 30 Прошение о христианах (рус. пер.: Ранние Отцы Церкви. Антология). 31 Ср. Псевдо – Иустин . Cohort. ad gentiles, 8. 32 Ср. Псевдо – Иустин . Cohort. ad gentiles, 8. 33 См. ниже. 34 Панарий. 35 О знаменитых мужах . 36 О душе . 37 Октавий (рус. пер.: Ранние Отцы Церкви. Антология). 38 Ср. Ориген . Conra Celsum (Против Цельса), VII.3 и далее. 39 Блаженный Иероним также упоминает о епископе Аполлонии, жившем при Коммоде и Севере и написавшем большой трактат против монтанизма (см. De viris illustribus, 40). 40 Ср. Epist. ad Diognetum (Послание к Диогнету, рус. пер.: Ранние Отцы Церкви. Антология), 11.6. 41 См. Святой Иустин Мученик . Dialogus, 16; Святитель Феофил Антиохийский . Ad Autolyc., II.9 и др. 42 См. Святой Иустин Мученик . 1 Apol. 33; 36; Святитель Феофил Антиохийский . Ad Autolyc., II.10; Святитель Ириней Лионский . Adv. Haeres., II.28.2 и др. 43 См. Святой Иустин Мученик . Dialogus, 7; 25; 34 и др. 44 Далее — De princ . (рус. пер.: Ориген. О началах . Самара, 1993). 45 Строматы (рус. пер.: Отцы и Учители Церкви III в. Антология. Т. 1). 46 Послание к Юлию Африкану . 47 Избранное из Толкований на Псалмы . Авторство этого толкования спорно. 48 Протрептик . 49 См. Климент . Strom. IV.11; Ориген . Select. In Psalm., PG 12, 1084; In Jerem. Hom. (Гомилии на пророка Иеремию) XIX.3, PG 13, 501; Com. Matth. (Комментарий на Евангелие от Матфея) II, PG 13, 832; In Luc., Hom. (Гомилии на Евангелие от Луки) I,1, PG 13, 1801; также в цитате у Евсевия Кесарийского, Hist. Eccl., VI.25. 50 Гомилии на Бытие . 51 См. Ориген . Select. In Psalm. Там же; In Jerem. Hom. 21.2; 39, PG 13, 512; In Numer. Hom. (Гомилии на Числа), 27.1, PG 12, 732; Com. in Joan. (Комментарий на Евангелие от Иоанна), 13.46, PG 14, 481.

http://azbyka.ru/uchenie-o-bogoduxnovenn...

30 Сл. n° 888. См. из творений св. Василия Вел., Comm. in Is., n° 5, t. XXX, col. 126; Franzelin, De Trad, et Script., p. 308; Bonfrere, Praeloquia, VIII, 2–4; col. 109. 31 „Ut quisque meminerat eos explicasse manifestum est“, сказал блаж. Августин o евангелистах, De,consensu Evangel., II, 12; t, XXXIV, col 1090. 33 Сл. n° 9. Св. an. Петр (Пет.1:20) говорит: πσα προφετεα γραφς, и эти выражения прилагаются ко всему Ветхому Завету. 40 1. О божественности Писания вообще можно читать: св. Климента римского , который называет его τς γραφς τς αληϑες, τς δι το Πνεματος το γον („истинные писания, данные Духом Святым“), I Ep. ad. Cor., XLV, 1, ed. Harnack, t. I, p. 74–75; св. Поликарпа, Philip., n° 7; ibid., t. II, p. 132; св. Иринея, Prooem., 1.1, n° 1, t. VII, col. 438; св. Феофила, Послания к Автолику ., III, 11, t. VI, col. 1138; Кая, Dial, cum Procl. Mont.; y Евсевия, Ц. И. III, 28, t. XX, col. 273; Климента Александрийского , Stromat., II, 2; t. XIII, col. 938; Лактанция , Div. Inst. V, 1, 2; VI, 21. VII, 1; t. VI, col. 550, 555, 714, 735; Евсевия, H. E., V, 28, t. XX,col. 512; бл. Августина, De Civ. Dei, XI, 3, t. XLI, col. 318. 2. O богодухновенности Ветхого Завета см. св. Климента папы, который говорит, цитуя пр. Исаию, χαϑς τ Πνεμα το εγιον περ ατο ελλησεν („как сказал ο Нем Дух Святый“), 1Cor. XVI, 2 , p. 30–31. См. также I Cor. XIII, 1, p. 26–27; VI, 3; p. 92–93; и Св. Иустина, Dialog. cum Tryphon., XXIX, XXXII, XXXIII, t. VI, col. 538, 543, 546; св. Иринея, II, 30; n° 6, t. VII, col. 818; св. Феофила, Послания к Автолику , II, 9, 33, 34, t. VI, col. 1063, 1106; Тертуллиана , Adv. Jud., с. 2, t. II, col. 599; Adv. Hermog., XXIX, t. II, col. 223; Оригена , Contra Celsum, V, 60, τα Βιβλα Θεω γγραηφϑαι Πνεματι, t. XI, col. 1276 и кн. IV; Id. In Num., Hom., XXVI, 3, t. XII, col. 774. См. также св. Ипполита, Adv. Jud., ΙΙ Adv. Noct., XI, t. X, col. 788 и 820; Евсевия, Dem. Evang., I, 4; II, 1; III; Prooem., t. XXII, col. 41, 97, 164. 3. В пользу авторитета и божественности Нового Завета мы должны в особенности указать одно из самых древних христианских писаний, – послание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

573 Κατ Кλσου τμοι (Contra Celsum libri). Позднее против неоплатоника Порфирия писал Мефодий епископ Патарский, но, к сожалению, его книги не дошли до нас. 575 De testimonio animae. De baptismo. De oratione Dominica. De pudicitia. De spectaculis. De anima. De cultu foeminarum. 585 De civtate Dei. Кроме Августина на Западе в это же время написал Историю против язычников ученик его Павел Орозий, но сочинение его, раскрывающее только частную мысль и притом из Августина же взятую, о том, что христианство не виновно в бедствиях, постигающих Римскую Империю, не имеет значения в нашем вопросе о взгляде на содержание языческих религий. 587 Ελληνιχων θεραπεοτχ παθημτων, η υαγγελιχς ληθεας ξ λληνιχης φιλοσοφφας πγνωαις (Graecarum affectionum curatio, seu Evangelicae veritatis ex gentilium philosophia cognitio). 588 Сам Климент сознается в том и этим отсутствием плана и системы объясняет и самое название сочинения. Содержание его, по его словам, подобно «строматам» (собственно – узорчатые покрывала стола или постели), а не садам, где дерева насажены по плану и в порядке (lib. VII. с. 18). Это же препятствует однако же видеть и понимать задачу сочинения, направленную к известной цели. Задача эта – сопоставление «мирской и божественной мудрости». По частям, без видимой связи, Климент то вообще рассуждает об отношениях между той и другой мудростью, то берет частный религиозный вопрос, тот или другой, и переходит без видимой последовательности к еще новому вопросу, часто повторяясь. 591 Athenag. Athen. philosophi christiani Supplicatio pro Christianis. С. 1, 14, 22, 26, 28, 30. Corpus Apologetarum. Ed. Otto. Vol. VII. l857.Jenae. 595 Apologeticum. С, XV. De Baptismo. V. Ad Nationes. Lib. II. c. VIII См. Tertulliani opera. Edit. Fr. Oehler. Lipsiae. 1853. 596 Spicilegium solesmense. Cur. Pitra. T. II. Fragmenta Apologiae Melitonis ad M. Aurelium Imperatorem. Речь Мелитона философа в русском переводе – в издании «Памятников Древней Христианской Письменности, свящ. Преображенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

585. Excerpta ex Theodoto, 72—76, см. в: Bardy G. La conversion au christianisme, p. 142. 586. Tertullien. De praescr, 7; Apolog, 46. Cp. Faye E. de. Op. cit, pp. 12, 13- 587. Tatien. Orat, 19. 588. Lucien. Eunuch, 8, 9; Cvnicus, 1. 589. Tatien. Orat, 19; Pline. fep. X, 55, 66. 590. Spanneut M. Le stoicisme des Peres de l " Eglise, p. 49 591. Dig, XXVII, 1,6,8. 592. Hubik K. Die Apologien des hi. Justinus des Phil. u. M. Wien, 1912. 593. Justin. 2 Apol, 3. 594. Fugitiv, 12. 595. Orat, 19- Этот упрек мог исходить от христианина, а не от историка греческой культуры. См.: Marrou Н. De la pederastie comme education//Histoire de l " education dans l " Antiquite, pp. 55—67. 596. 2 Apol, 3. 597. Acta Just., 2, 2; La geste du sang, p. 37. 598. Выражение принадлежит П. Лагранжу и встречается в его исследовании о Марке Аврелии, опубликованном в: Revue biblique, 1913, p. 243- См. также: Festugiere AJ. L " ideal religieux des Grecs et l " Evangile. Paris, 1932, pp. 264—280; BeaujeuJ. La religion romaine a l " apogee de l " Empire, pp. 331 — 368. 599. Евсевий. Церковная история, IV, 26, 7; Tertullien. Apolog., 5, 5. 600. Pensees, XI, 3- 601. Ibid., XII, 14- 602. Ibid., II, 1,3; 13, 3. 603. J. Beaujeu. Op. cit., p. 357; Pensees, XI, 3, 2. 604. Pensees, V, 10,6. 605. Ириней. Против ересей, V, 6, 1—2; Tertullien. Apolog., 48, 1–6; 10–11. 606. Caster M. Lucien et la pensee religieuse de son temps. Paris, 1937. 607. Peregr., 12. 608. Текст опубликован О. Глекнером в: Kleine Texte, 151, 1924. Другая реконструкция текста: Aube В. La polemique paienne a la fin du deuxieme siecle, pp. 277—390. 609. Исследование и библиографию о Цельсе см.: Merlan Ph.//RAC, 11,954–965. 610. См. —. FayedeE. Op. cit., pp. 15, 27. 611. Описание библиотеки Цельса см.: АиЬё В. Op. cit., pp. 198—243- О том, что касается Юстина, см. —. Andresen С. Logos undNomos. Berlin, 1955. S. 345–372, 399. 612. Origene. Contra Celsum, 1,68; III, 50; VII, 9- 613. Ibid., IV, 23. 614. Ibid., IV, 21. 615. Ibid., VI, 1. 616. Ibid., IV, 7. См. также: Cicero. De harusp. responsis, 28.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

77 Contra Celsum II, 30. Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Leipzig; Berlin, 1897 (далее: GSC). 2 P.158» Пер. H. Chadwick (Cambridge, 1935). P. 92. 78 Ссылки см.: Dvornik. Op. cit. P. 725. 79 The Festal Menaion. London, 1973. P. 254. [Стихира «Августу единоначальствующу на земли», служба 25 декабря.] 80 Согласно св. Григорию Богослову, «государство христиан и Римское государство выросли одновременно, и Римское превосходство зародилось с пребыванием Христа на земле, а до этого оно никогда не достигало монархического совершенства». Oratio, IV (Contra Julianum), 37; PG. 35. Col. 564 В. 81 Op. cit. P. 616. 82 Op. cit. P. 10—26. 83 Praise of Constantine, 2. GCS7. P. 199. 84 Ibid. 5. P. 203. 85 Ibid. 2. P. 300. 86 Ibid. 3. P. 201. 87 The Life of Constantine (IV, 24. GCS 7. P. 126) сообщает знаменитый эпизод, когда Константин сам дал себе это имя. На этот счет см. очень значительную работу: De Decker D., Dupius-Masay G. L " épiscopat de l " empereur Consmanmin.Cм.: Byzantion L., 1980. I. P.118—157. (Выражение τν κτ ς — мужской род и означает «тех, которые вне», а не средний, что значило бы «внешние дела» (Церкви); ср. то же выражение в применении к язычникам: СТ Sir. Prol., 5. 88 Ibid. 1,44. GCS 7. P. 28. 89 Mansi. IV. Col. 1120. 90 Ср.: Apologia ad Constantinum, 2, 3,9, 14 etc. PG 85. Cols. 597,605,621 etc. Названия те же, что и в писаниях Евсевия. 91 Ibid. 5, 12,20. Cols. 601, 609, 621. 92 Ibid. 10, 17. Cols. 608, 616. 93 Historia arianorum ad monachos. 30, 34, 45, 67, 68; PG. 25. Cols. 728, 733, 749, 773, 776. 94 Ibid. 46, 76, 77, 80. Cols. 752, 785, 788, 792. 95 Or. IV, contra Julianum, 37. PG. 35. Col. 564. 96 «Теперь все эти огромные пространства, на которые светит солнце, от Тигра до Британских островов, вся Африка, Египет и Палестина, и все вообще, кто подчинен Римской империи, живут в мире. Ты знаешь, что весь мир спокоен и что о войнах до нас доходят только слухи» (Поел. 2. PG. 56. Col. 33). 97 «Истинный василевс это тот, кто господствует над своими страстями гнева, зависти и похоти, подчиняя все Божию закону» (Нот. 31. PG. 63. Col. 695).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010