«Протопресвитер Владимир Диваков: В юности нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено» 20.12.2023 12:59:33 19 декабря 2023 года отмечает 60-летие иерейской хиротонии один из старейших клириков столицы — секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протопресвитер Владимир Диваков, выпускник Московской духовной академии 1964 года. В беседе с порталом Богослов.ru он рассказал, как ребенком чуть не сгорел в доме, подожженом немецкими войсками, вспомнил опыт общения с бывшими обновленцами и со священниками, пережившими заключение, описал, как в хрущевскую эпоху власти брали мазок с икон, а в постсоветское время Церковь не без труда возвращала храмы, и дал совет молодым священникам. Детство в оккупации и юность на голодном пайке — Отец Владимир, Вы выросли в православной семье? — Папу я не помню, мне было четыре года, когда он ушел на фронт и не вернулся. Мама была человеком верующим, сама ходила в церковь и, конечно, всегда с собой брала меня. Мама любила вставать к ранней Литургии, поднимала и нас. Чтобы прийти к часам, надо было к половине седьмого быть уже в храме. — Интересно, почему именно к ранней? — После войны главной Литургией была ранняя. И во время войны, и после войны, понятно, люди работали, поэтому стремились сначала сходить на раннюю Литургию, а потом успеть на работу. Во многих московских храмах это продолжалось до 70-х годов. Например, в храме в Лефортово раннюю служили в главном алтаре, а позднюю — в приделе. На ранней — полный храм народа, а на поздней лишь горсточка людей стоит. До четырех лет я жил в Москве. Мой брат родился в 1941 году на пятый день войны — 27 июня. Перед этим мама, зная, что уйдет в роддом и не с кем меня будет оставить, отправила меня в Белоруссию к бабушке, чтобы я отдохнул там. И началась война. Всю войну я был там. Мы жили в землянке, немцы заняли дома. Надо сказать, что среди немцев находились сочувствующие люди, по-доброму относящиеся. А были и те, которые, как мне запомнилось, ходили в черных формах, потом я узнал, что это были эсэсовцы.

http://radonezh.ru/2023/12/20/protopresv...

Разделы портала «Азбука веры» Ложь – обман, намеренное искажение правды, истины . По объяснению святых отцов, ложными могут быть мысли, слова, знания, впечатления, представления, учения, жизненный опыт, жизненные пути. Изобретателем (отцом) лжи является диавол : « Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи » ( Ин.8:44 ). Девятая заповедь однозначно запрещает ложное свидетельство на ближнего. На страницах Священного Писания также часто встречаются слова, однокоренные со словом «ложь»: лжесвидетельство, лжесвидетели ( Мф.26:59-60 ) , лжепророки ( Мф.7:15 ) , лжеучители ( 2Пет.2:1 ) , лжебратья ( 2Кор.11:26 ) , лжеапостолы ( 2Кор.1:13 ) , лжехристы ( Мф.24:24 ) . Какие виды грехов являются разновидностью лжи? Помимо обмана сюда можно отнести клевету , умышленное извращение правосудия в суде, лицемерие , лесть , распространение сплетен. Бывают ли негреховные виды лжи (ложь во благо)? Ложь – намеренный обман ближнего в словах или иных внешних действиях, является грехом по роду. Согласно «Пространному христианскому катехизису», непозволительна даже такая ложь, «при которой нет намерения вредить ближнему». В Священном Писании находится предостережение: «Не желай говорить какую бы то ни было ложь» ( Сир.7:13 ). Причиной ее аморальности является то, что «всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви» (Пространный христианский катихизис). Прп. Никодим Святогорец предостерегает: «Всякая ложь, какой бы она ни была, как бы она ни говорилась, является грехом и пагубой, и христианам совсем не к лицу лгать, ибо это становится дурной привычкой». Правда, иногда мы встречаем в Священном Писании примеры того, как ложь служила к пользе (по крайней мере, к сиюминутной пользе) ближних. Например, Раав, обманув посланников царя Иерихонского, спасла тем самым жизнь посланных Иисусом Навином соглядатаев ( Нав.2:1-5 ). Впоследствии на неё, как на пример, указывал апостол Иаков: « Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? » ( Иак.2:24-25 ). На неё же указывал апостол Павел: « Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными » ( Евр.11:31 ). Однако подобного рода примеры всё же являются случаями исключительными и не опровергают того положения, что «уста лживые – мерзость пред Господом».

http://azbyka.ru/lozh

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМЕНГОЛ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 18 , С. 621-623 опубликовано: 14 августа 2013г. ЕРМЕНГОЛ [Эрменгол; каталон. Ermengol; лат. Ermengaudus] († 1035), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Уржельский (кафедра в г. Ла-Сеу-д " Уржель, Каталония, Испания). Сведения о Е. содержатся преимущественно в каталон. актовом материале и агиографических произведениях. О различных аспектах его деятельности упоминается в ряде грамот. Их сведения дополняет Житие, составленное в сер. XI в., вероятно, уржельским каноником Боррелем. В нем содержатся оценка деятельности Е. на епископской кафедре, описание смерти святого и открытия его мощей. Сохранилась также служба святому, ее сведения проясняют историю почитания святителя. Е. род. во 2-й пол. X в. в семье вице-графов Конфлента (в совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция). Его родителями были Бернат (Бернард) и Висла (Гвисла), дочь Сениофреда, владетеля Льюсы (в совр. пров. Барселона, Каталония). Местом рождения, возможно, был замок Айгуатебия, где находилась резиденция вице-графа. Брат Берната Салла занимал епископскую кафедру Уржеля (ок. 980-1010) и сделал Е. каноником кафедрального капитула. Это произошло между 981 и 1002 гг. В списке каноников из грамоты еп. Саллы и Барселонского гр. Борреля II об обмене земельными владениями (981) его имя еще отсутствует. В грамоте о покупке земли вице-графиней Вислой и Е.

http://pravenc.ru/text/190143.html

С.И. Пономарёв Об авторе Степан Иванович Пономарев (1828–1913) – известный русский писатель – библиограф, автор около 700 разнообразнейших публикаций. Среди главных его работ отметим посмертное редактирование издания стихотворений Н. А. Некрасова (по воле сестры покойного, А.А. Буткевич), издание материалов для библиографий Н.М. Карамзина , М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А. Мицкевича, Н.И. Гнедича, А.С. Грибоедова. С.И. Пономарев участвовал также в составлении каталога Киевской Публичной библиотеки, Словаря русских писательниц и Материалов для Словаря псевдонимов. Особое место в наследии С.И. Пономарева занимают трупы его по библиографии русской церковно-исторической литературы. Им были составлены списки сочинений святителя Филарета (Дроздова) , архиепископа Филарета (Гумилевского) , митрополита Евгения (Болховитинова) , предметный указатель к Четьим-Минеям святителя Димитрия Ростовского , указатели к Киевским епархиальным ведомостям. В 1873–1874 годах Степан Иванович посетил Афон и Святую Землю, составил каталоги библиотеки Русского Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря, консульской библиотеки и библиотеки Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Поселение Святых Мест подвигло его на сознание фундаментального труда «Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах» (СПб., 1877). Кроме того, он занимался изданием и изучением трудов епископа Порфирия (Успенского) [Новые трупы Преосвященного Порфирия (Успенского)//Записки Императорской Академии наук. 1878. Т. XXX. Кн. 2; Очерк истории Афона (по книгам Преосвященного Порфирия)//Церковно-богословский вестник. 1880. 51, 52, 59, 60, 61, 62, 63, 66, 67, 71, 72]. В Иерусалиме произошло его знакомство с начальником Русской Духовной Миссии, архимандритом Антонином (Капустиным) , переросшее в теплые, дружеские отношения на много лет. [Подробнее об их дружбе см.: Дмитриевский А. А. Памяти библиографа и вдохновенного поэта Святой Земли С. И. Пономарева (по переписке его с отцом архимандритом Антонином и В. Н. Хитрово ). Пг., 1915]. В связи с возрастающим интересом историков и широкой православной общественности к личности и наследию создателя «Русской Палестины», мы сочли целесообразным опубликовать в настоящем сборнике «Богословских трудов» работу С. И. Пономарева «Памяти отца архимандрита Антонина», в которой дано весьма необходимое для современных церковных исследователей полное библиографическое обозрение трудов Архимандрита и публикаций о нем. Статья была напечатана в год смерти архимандрита Антонина в Трудах Киевской Духовной Академии (1894. Т. 3. с. 636–652). Для подготовки публикации мы имели счастливый случай пользоваться отдельным оттиском статьи по экземпляру ГПИБ (шифр Б7 02/201), с дополнениями и исправлениями немалочисленных ошибок и опечаток, сделанными неизвестной (возможно, авторской) рукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Санкт-Петербург. Ансамбль Казачьего Крестовоздвиженского собора. Архитектурный ансамбль. Действует.   Год постройки:1851. Ссылки:   Адрес: Санкт-Петербург, Лиговский просп., д. 128 Координаты: 59.916341, 30.352918 Проезд:ст. метро " Лиговский проспект " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1710-х годах представители ямщиков, селившихся тогда в Петербурге вдоль нынешнего Лиговского проспекта, во главе с неким Василием Федотовым и Петром Кусовым, обратились к архимандриту Феодосию (Яновскому), отвечавшему за храмостроительство в новой российской столице, с просьбой возвести церковь. В 1718 году здесь, при местном кладбище, вырос деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Через пять лет к нему пристроили звонницу, подняв на неё четыре колокола - их доставили с царского пушечного двора, куда из разных монастырей и храмов свозили колокола для переплавки на пушки. Прошло десять лет, и Предтеченская церковь сгорела. На её месте " понеминуемой нужде " поставили купленнный на охтинских заводах старый деревянный храм, снабдив его новым приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Однако вскоре в Синод посыпались сообщения о том, что церковь " от сущей ветхости кровлею весьма течет насквозь и стенами ветха, и служение Святых Литургий совершается весьма с немалым опасением " . Новую церковь (холодную), на сей раз с двумя приделами, решили строить в камне и освятить во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, поскольку храмов с таким посвящением в городе тогда не имелось. За строительтвом наблюдал (возможно, принимая в нём самое непосредственное участие) архитектор И. Шумахер. Приделы посвящались Иоанну Предтече и святителю Николаю Чудотворцу. Строительство пришлось весьма кстати, поскольку приход стремительно разрастался, вокруг ямской слободы теперь селились представители и других профессий. В том числе военные - казаки. Старую же церковь, пришедшую в полную негодность, позже заменили тёплой каменной в честь Тихвинской иконы Божией Матери - средства на её устроение выделил петербургский купец Иван Ильин. К слову, Тихвинский храм в плане был очень похож на старый Крестовоздвиженский, 1748 года, - прямоугольный, одноглавый, с пилястрами и крестовыми сводами. На месте кладбища разбили садик, названный в память о некогда стоявшей здесь церкви Предтеченским. От прежних захоронений сохранилась лишь одна могила - придворного портного. В начале XIX века при Крестовоздвиженском храме возводят колокольню. Автором проекта выступил известный архитектор- " классицист " А.И. Постников. Это была постройка высотой почти 60 метров, соединённая колоннадами с двумя часовнями. В нишах колокольни стояли скульптуры апостолов Петра и Павла. Верхнюю и нижнюю её части тоже украшали изображения апостолов.

http://sobory.ru/article/?object=07842

свящ. Александр Соколов Прославление Христова мученика Св. Бл. Кн. Михаила Чудесные видения над телом Св. Михаила В ночь, по убиении Св. Михаила, Георгий, отрядил двух отроков своих стеречь честное тело мученика. Но страх и великий ужас обнял сердца приставленных стражей, так что они убежали в стан свой, и только рано поутру возвратились, чтобы посмотреть оставленное на доске тело. Но как велико было их изумление, когда они увидели, что телега стоит пустая с привязанной к ней доской; тело же мученика лежало на особом месте, раной к земле. Из язвы его истекало много крови; правая рука страдальца была под лицом его, а левая у язвы; одежда его была цела, как и прежде и ничем не повреждена. Изумились такому чуду все видевшие его, и поняли, что Господь прославляет верного раба своего Михаила. Дивились и тому, что, несмотря на великое множество диких зверей в том месте, целую ночь лежало тело его на земле, и ни один зверь не коснулся праведника, и вспомнили слова Пророка-Царя: «хранит Господь вся кости праведных и ни едина от них сокрушится 59 ». В ту же ночь многие из верных и из неверных видели еще славнее и изумительнее чудо: два светлых облака, в продолжение целой ночи, осеняли тело Святого, – то расступались они, то опять соединялись вместе, и сияли светом солнечным. Собравшиеся поутру рассказывали виденное, и все, как верные, так и татары, невольно убеждались и замечали во всеуслышание, что князь этот свят, и что он убиен неповинно; и явление света верные объясняли явлением Ангелов, которых Господь послал стражами св. тела, отогнавши приставников Георгиевых. Древнему списателю повести о страданиях Св. Михаила рассказывали об этих чудесах очевидцы и рассказывали со слезами и многими клятвами, что все это действительно так было, все это – сущая правда 60 . Смутился и Георгий, при вести о чудесах над телом убиенного им мученика. Эта кровь, напояющая землю, не напоминала ли ему кровь Авелеву, вопиющую от земли к Богу? и во всех этих происшествиях не мог он не слышать голоса Самого Бога: «где брат твой?» – Чтобы удалить возмущающие душу его видения, и успокоить пробудившуюся мятущуюся совесть, Георгий приказал своим боярам, чтобы они отвезли тело Михаила в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Архимандрит Августин (Никитин) – доцент Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, автор 11-ти книг, более 500 статей, действительный член Российского Географического общества – на данный момент посетил около 90 стран мира. Из дальних странствий путешественник непременно возвращается, словно в родной дом, в Духовную Академию, где преподает уже 33-й год. В стенах этого учебного заведения отец Августин дал эксклюзивное интервью газете «Вечный Зов». От физики до богословия – один шаг – Отец Августин, как вы, выпускник физического факультета Университета, пришли к решению поступить в Духовную Академию, посвятить себя служению Богу? – Вырос я в нерелигиозной семье, потому что молодость моей мамы проходила в 20–30-е годы, когда была атеистическая пропаганда. Я самостоятельно начал интересоваться религиозными вопросами в старших классах школы. По окончании 10-го класса приходил в Духовную Академию узнавать насчет приема. А это было начало 60-х годов, самый разгул атеизма, храмы закрывались в массовом порядке при Хрущеве с 59-го по 64-й год. Мне в канцелярии сказали так: «Сейчас, образно выражаясь, “зима”. Вас не примут. Принимают у нас только юношей из семей священников, а также психически неполноценных молодых людей». – Чтобы нездоровые люди компрометировали Церковь в глазах общества? – Да, потом я узнал, что Академию хотели закрыть и специально принимали абитуриентов со сдвигами психики, чтобы потом обвинить Церковь в том, что она до этого доводит здоровых людей. И к 67-му году планировали «стереть это пятно с колыбели трех революций». Мне посоветовали, если есть желание, учиться пока где угодно, а когда будет «оттепель», «весна», тогда приходить. Я подался на физфак, закончил его, но стремление поступить в Духовную Академию сохранилось. Популярно говоря, я изучал закон, объясняющий, почему яблоко падает вниз, и мне захотелось узнать, почему оно вначале наверху появилось. Из физики я решил уйти в «метафизику». – Нет ли серьезного противоречия между такой материалистической наукой, как физика, и богословием?

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Скачать epub pdf Евангелие Воскресения «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15, 14 ) В тот день, когда фанатичный фарисей Савл, ревностный ученик Гамалиила, спешил в Дамаск, чтобы «тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание» ( Деян. 22, 5 ), вскоре после того как он участвовал в побиении камнями диакона Стефана ( Деян. 7:59–60, 8:1 ), решилось будущее юного, только зарождающегося христианства: великий гонитель стал великим защитником и его ревностным проповедником. Страстный преследователь Иисуса, благодаря чему он стяжал особое уважение в своей среде, превратился в пламенного Его последователя (ср.: Деян. 22:3–5, 26:4–5 ). Это необычное само по себе перерождение становится еще более необычным потому, что оно произошло мгновенно. В один день, в один миг, когда Савл со своими приспешниками строил самые решительные планы уничтожения «хулителей» веры, он вдруг переродился и стал другим человеком, настолько отличным от прежнего, что большего антипода представить невозможно. Савл, который в тот великий для его личной судьбы и для судьбы христианства день вошел в Дамаск, отличается от Савла, который в тот же день вышел из Иерусалима, больше, чем Саул – помазанник Божий от Саула – мрачного завистника, чем Давид-герой от Давида – кровавого интригана, больше, чем блудный сын – от сына покаянного. Происшедшее с Савлом по пути в Дамаск нам очень трудно представить. Но если любому событию предшествует соответствующая причина, то в этом случае она должна быть исключительной. Прежде всего этот молодой израильтянин не был обычным, посредственным человеком: он выделялся из толпы тех своих соотечественников, которые ценили свои убеждения не более чем в тридцать сребреников. Как один из избранников, одаренных Богом пятью талантами, он ни одного не хотел закопать в землю. Савл, как и все героические личности, изначально был предуготован для службы Богу. Для него этот мир не арена человеческого произвола и безумия, а мастерская Божия, где действует свой план, где каждому предназначено свое служение, и если кто не исполняет его, то поступает противно воле Божией. Божиих врагов Савл воспринимает как своих личных. Пока он шел в Дамаск, в его душе жила непоколебимая уверенность, что фарисейская религиозная система веры установлена Божественным планом, а новая проповедь об Иисусе воскресшем, Которого эта система осудила на распятие, основана на лжи и личном расчете. Как вдруг опрокинулась система его понятий и как они поменялись местами? Если бы Савлу предложили царский престол в Палестине при условии, что он отречется от фарисейства, если бы ему была обещана вся роскошь, которую только может представить восточная фантазия, если бы ему под ноги было брошено все, что бросал к ногам Христа лукавый искуситель в пустыне, кто может усомниться в том, что Савл не ответил бы решительно: «отойди от Меня, сатана» ( Мф. 4, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 59 Аще возможно еже от вас, со всеми человеки мир имейте, писал Апостол Павел Римлянам (Рим·12:18). Если в каком христианском обществе могут быть весьма поучительны вышесказанные слова Апостола Павла: то особенно в таком, где христиане, быв близки один к другому по духу веры, далеки один от другого во мнениях касательно внешнего Богослужения и обрядов. Одно из таковых христианских обществ составляем мы, христиане, принадлежа к разным Церквям и пастырям. Одни соблюдают исповедание восточной православной Церкви, другие хранят исповедание западной римской Церкви, одни держатся между пределами той и другой Церкви, другие не принимают ничего, кроме того только, что по своему усмотрению признают за первоначальное учреждение Церкви. Чтобы таковое разделение христиан по исповеданиям не могло нарушать спокойствия и порядка в целом христианском обществе, то каждому христианину, какого бы он ни был исповедания, надобно поступать по наставлению Апостольскому: аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте ( Рим. 12:18 ). Такое наставление можем видеть мы, Россияне, в царских примерах. С кем из царей немирен тезоименитый ныне, благочестивейший Государь наш Император Николай Павлович? И о чем печется Он наиболее всего, как не о сохранении мира с народами, нас окружающими, и умножении благоденствия в нашем отечестве? Повелитель Турции, когда видел угрожавшую престолу его опасность со стороны Египта, прибег под покровительство и защиту Николая I. – Что ж? отказал ли Сей в помощи за то, что проситель есть поклонник лжепророка, и был прежде врагом нашим? Государь Император, дав ему некоторую часть войска, поступил истинно христиански, по заповеди: любите враги ваша и благотворите ( Мф. 5:44 ). Посмотрим на то необыкновенное великодушие, которое Государь благоволил на днях сих оказать народу, заслужившему праведный гнев Его. Кто мог представить, чтобы Царь, оскорбленный в недавнем времени изменою народа, вверил ему Себя совершенно? Но чего не ожидал никто, то сделал Николай I, дозволив сему народу одному сопровождать себя в медленном шествии по городу. 60 Не есть ли это действие в Нем той любви, которая, по Апостолу, не ищет своих, не помнит зла, все прикрывает, все переносит ( 1Кор. 13:5, 7, 8 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Со словом «людие/люди» Л устойчиво связано во мн. древнейших слав. азбучных акростихах, напр. в азбучной молитве свт. Константина , еп. Преславского: «Людие твои нарещися хотяяще» ( Степанов. 1997. С. 421); в молитвах «Аз есмь свет миру»: «Людие мои не покоривии» ( Кобяк, Поздеева. 1981. С. 143); «Аз есмь всему миру свет»: «Людие мои неразумнии» (1-я ред.), «Людие мои законопреступнии» (2-я ред.) ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 55, 57; Кобяк. 1987. С. 155); «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Люди азбуковны словесы умудрил еси» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58), в др. редакции: «Люди вся азбуковны словесы умудрил есть» ( Петров. 1894. С. 18), в др. редакции: «Люди вся азбуковными словесы умудрил еси» ( Кобяк. 1987. С. 148); «Аз есмь Бог»: «Людие мои искони»; «Аз есмь Бог первый»: «Людие мои первие»; «Азбука об Адаме»: «Люди бо, наречены быша плод чрева своего, преступлением заповеди предаст сотоне» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59, 60); «Аз от начала повествую с тобою, евреянине»: «Людие ваши Серухове прелести идолом его воследоваше» ( Петров. 1894. С. 19), в др. редакции: «Людие ваши Серухове прелести и идолом его возследоваша» ( Кобяк. 1987. С. 149); «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Людие мои и о имени моем победами укрепляхуся» ( Петров. 1894. С. 20), в др. редакции: «Людие, иже о имени моем победами укрепляхуся» ( Кобяк. 1987. С. 151); «Аз любях вы и без числа отдаяи»: «Людем вашим поведах лютую работу, юж при Антисе (sic!)» ( Петров. 1894. С. 21), в др. редакции: «Людем вашим поведах лютую работу, еже при Антиосе» ( Кобяк. 1987. С. 152); «Аз Ти благодарю Бог»: «Люди мадиамскии царя иже в руце ваши предаст»; «Аз превечен в Троицы»: «Людие мои ведуще приход Сына Моего не веруит» (Там же. С. 153, 154); в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «Людем страшнаго тебе проповедах вьпие» ( 1981. С. 109). Значительно реже в азбучных акростихах Л соотносится со словами: «ловец» - в молитве «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Ловьца дияволя избави мя», в др. редакции: «Ловьца ми диавола избави» ( Соболевский. Церковнослав. стихотворения. 1902. С. 33, 35), в др. редакции: «Ловца диявола избави мя» ( Кобяк. 1987. С. 146); «люто» - в молитве «Аще хощеши мудрости святых»: «Люто есть и горко, аще злии, над добрыми владеют» (Там же. С. 145); «Лазарь» - в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Лазара въскреси, Христе, четвредневьна» ( Загребин. 1981. С. 79).

http://pravenc.ru/text/2462395.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010