Глава 6. Испрошение у Пилата тела Иисусова. Снятие Его с креста. Положение во гроб Изображения этих событий ( Мф. 27:57–60 ; Мк. 15:43–47 ; Лк. 23:50–53 ; Ин. 19:38–42 ) составляют три отдельные композиции; но вторая и третья иногда соединяются механически в одной картине. Первая подходит к шаблонной схеме бесед: Пилат в белой тунике и багряном, или иного цвета плаще сидит на троне; перед ним Иосиф Аримафейский в тунике и иматии, иногда в нимбе. Иногда при беседе Иосифа с Пилатом присутствуют воины и народ, как в Евангелии 74 (л. 208). Памятники: Евангелие университетской библ. в Афинах (л. 169), лаврентиевской библ. VI, 23 (л. 163), нац. библ. suppl. gr. 914 (л. 90 об.) и кодекс Григория Богослова в нац. библ. 239 coisl. (л. 18 об.) 2456 . Греческий подлинник превращает Иосифа – молодого или средовека 2457 – в старца и дополняет сцену фигурой сотника, стоящего между Иосифом и Пилатом и разговаривающего с последним 2458 . Византийская картина снятия тела Иисуса Христа с креста есть видоизмененная форма распятия в простейшей композиции; здесь те же формы креста, распятого Спасителя и двоих предстоящих. Особый характер сообщают ей следующие черты: Иосиф Аримафейский поддерживает Иисуса Христа на кресте; Никодим вынимает гвоздь из пригвожденной руки или ноги; Богоматерь держит уже опущенную вниз десницу Иисуса Христа и иногда целует ее. Памятники: кодекс Григория Богослова 510 (рис. 169 2459 ): Иосиф и Никодим в коротких рабочих туниках (л. 30 об.), Евангелие 74 (л. 59 об., 100 и 208 об.), елисаветградское Евангелие, гелатское (л. 85: Иосиф стоит на низкой скамейке; над крестом два парящих ангела; л. 138 2460 ; 217 и 272 об.), лаврентиевское Евангелие VI, 23 (л. 163; дополнение: Иисус Христос, снятый с креста, лежит на земле). 169. Миниатюра кодекса Григория Богослова 510. Евангелие 54 (л. 107, рис. 170: Богоматерь лобзает десницу Иисуса Христа) 2461 , афоноиверское Евангелие 5 (л. 129), давидгареджийская минея (л. 25: Иосиф стоит на лестнице и принимает с креста тело Иисуса Христа; Богоматерь приникает лицом к лицу Иисуса Христа; два ангела парящих; направо беседка, означающая гробницу), ипатьевское Евангелие 1 (в Евангелии Марка), армянское Евангелие публ. библ. 1635 г. (л. 14, добавление: Иисус Христос лежит; возле Него Богоматерь и Иоанн (?); Иосиф, или Никодим, приносит на блюде сосуд с водой или ароматами).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Глава 6. Почему раскольники упорствуют, признавая, что состав церкви Христовой может быть изменён? Какая же причина того, что старообрядцы, не смотря на столь многочисленные и ясные свидетельства писания и приведённый ап. Павлом пример или сравнение церкви с телом, сделанное с той целью, чтобы люди лучше могли понять необходимость и неизменность того состава церкви, какой ей дан Христом, – продолжают упорствовать и уверять себя и других, что состав и устройство церкви, установленные Христом, могут быть изменены людьми и ими же будто бы могут быть опять восстановлены, как уверяет Усов (150 стр.), и что будто бы и при изменённом составе церкви, т. е. без епископа и вообще без священства и некоторых тайн, можно так же спасаться, как спасались и при прежнем устройстве церкви, т. е. с епископами и тайнами? Причина та, что на устройство и действия церкви они смотрят только телесными глазами, а не и очами веры. 57 Они видят, что люди так же родятся, живут и умирают, как это было и раньше – до появления раскола, и ничего будто бы с ними неприятного и вредного не происходит; а того не видят оком веры, на основании писания, что многие в том числе и они родятся, живут и умирают духовными мертвецами, (Мф. 8:22), потому что, не имея епископа, не имеют благодати Св. Духа, которая даётся людям только через епископов. «Егда несть ту архиерея, говорит Никон Черпогор., таковым не дается Дух Св.» (Такт. л. 41 об., – читай выше). А так как у старообрядцев нет архиерея, то, значит, нет у них и Духа Св., без Которого они мертвецы (см. ниже Ирин. Лион. прим. 60), потому что душа, не имея или лишившись Духа Св., мертва 58 . Доказательством сказанного служит пример Адама и Евы, которые, нарушив заповедь Божию и вкусив запрещённого плода, умерли, но не телом, так как телом после сего жили ещё сотни лет, а душою, лишившись благодати Св. Духа, которая их оставила 59 , хотя сего телесными очами и не было видно. Так и всякий, преслушавший епископа, лишается благодати Божией и, подобно Адаму и Еве, умирает душою, став язычником и мытарем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Глава V. О книге деяний апостольских § 48. Надписание книги Книга Деяний Апостольских в древних греческих рукописях надписывается или 1, πρξεις τν ποςλων или 2, πρξεις γων ποςλων, или 3, Λουκ υαγγελςο πρξεις ποςλων, или 4, πρξεις τν γων ποςλων δι Λουκ ποςλου. Впрочем, в надписаниях большей части древних рукописей удерживается имя писателя сей книги Евангелиста Луки. § 49. Писатель сей книги Из такого большинства надписаний, из одинакового с Евангелием Луки назначения державному Феофилу, из некоторых признаков, находящихся в самой книге (как то из сходства слога с Евангелием от Луки, также из того, что писатель сей книги представляется спутником Павла и др.), а главным образом из единогласного свидетельства древних церковных писателей видно, что книга Деяний Апостольских написана св. Евангелистом Лукой, спутником Апостола Павла. «Ни у кого нет сомнения в том» говорит блаженный Иероним, «что сия книга написана Лукой антиохиянином, по художеству врачом». 112 Св. Златоуст из первого стиха Деяний доказывает, что сия книга написана Лукой и упоминает о древнем обычай, сохраняющемся доныне, читать сию книгу после пасхи в церковных собраниях, как лучшее доказательство воскресения Христова, поскольку в этой книге излагаются чудеса и знамения, совершенные силой воскресшего. 113 § 50. Время написания В определении времени написания книги Деяний Апостольских, за неимением ясных свидетельств древних писателей, обыкновенно останавливаются на вероятных предположениях, Св. Лука оканчивает свою книгу двухлетним пребыванием Апостола Павла в Риме. Из непрерывной связи происшествий, описанных Лукой, очевидно, что это было первое прибытие Апостола в столицу кесарей; а на суд кесаря Павел отправлен был в первый год правления Феста во Иудеи ( Деян.24:1 –13 ) т, е. в 59 году по Р. X. 114 Поскольку путешествие замедлено было кораблекрушением и другими препятствиями ( Деян.27:9–44; 28:1–14 ), то прибытие Апостола Павла в Рим надобно относить к 60 году по Р. X. Если к этому присовокупить два года, проведенные Павлом в Риме ( Деян.28:30 ), то время, до которого доведена история в книге Деяний, будет 62 год по Р. X.; около сего времени, вероятно, она и написана. Ранее сего времени, очевидно, она не могла быть окончена, но, вероятно, и не позже, потому что, в таком случае, нельзя найти достаточной причины, почему Лука умолчал о последующих подвигах Апостола Павла. § 51. Место написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава XXVIII. Поездка в Ярославль, Ростов, Ярославль, Рыбинск; Югская Дорофеева пустынь; Кострома; Бабаевский монастырь В воскресенье, сентября 19 (1876 года), отслуживши у себя в монастыре обедню и возвратясь от братской трапезы, я собрался в Москву в сопровождении моего келейника монаха Аркадия. Погода была свежая и сырая. В тот же вечер, в 8 часов, я отправился по Ярославской железной дороге в Ростов и прибыл туда на следующее утро в 6 часов. Я пристал в гостинице «Ростов» напротив самого Кремля. Узнавши от гостинника, что еще можно застать в соборе утреню, я тотчас туда пошел, однако службы мы уже не застали, но служившие были еще в соборе, и я просил, чтобы мне отслужили молебен чудотворной иконе Владимирской Божией Матери и Ростовским чудотворцам: Леонтию 56 , Исаии 57 , Игнатию 58 и Феодору 59 , честные мощи коих почивают в самом соборе. Когда служащий священник делал первый запев Богородице, то обращался к иконе Владимирской, а при втором запеве, призывая святителей Леонтия и Исаию, обращался направо и делал поклон, а при именах святителей Игнатия и Феодора обращался налево и также делал поклон, и так продолжал во все время служения молебна. Один из священников был так внимателен, что сам вызвался показать нам достопримечательности собора 60 . Собор, строенный в начале XIII столетия, с тех пор мало изменился. Живопись икон в иконостасе древняя, превосходная 61 . Икона Богоматери, чудотворная, весьма чтимая гражданами и богато украшенная, одна из тех семи, говорят, которые в XI веке были чудесно написаны у Киево-Печерского инока Алипия; в Ростов она перенесена Владимиром Мономахом и поставлена в соборе, и поэтому-то и называется Владимирской, хотя (как замечает весьма справедливо в своей книге граф М. В. Толстой ) гораздо правильнее надлежало бы ее называть не Владимирской, а Владимировой 62 . Верхние узкие окна собора и расположение алтаря сохранились в первобытном виде. Горнее место имеет шесть ступеней восхождения, по обе стороны седалища для служащих о двух ступенях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Глава вторая. Мысли о шестодневе 2.1. Единовременность и постепенность творения В библейских святоотеческих комментариях встречаются две мысли, два утверждения такого рода: –  Мир сотворен Богом сразу весь из ничего. – Из изначально созданного мира, как из зерна дерево, возникает все мироздание. Но возникает не спонтанно, не самопроизвольно, не просто в виде естественного раскрытия (хотя существование такового вовсе не отрицается), а, как творческое шестодневное мирообразование Божие. Мысль о сотворении всего мира сразу св. отцы находили в тексте премудрого Иисуса, сына Сирахова: Живый во веки созда вся обще ( Сир. 18:1 ) 58 . Св. Афанасий Великий : »Известно, что ни одна из сотворенных вещей не существовала прежде другой, но разом, в один и тот же момент, произведены все роды тварей " 59 . Особенно близка была мысль о единовременном сотворении всего мира и его дальнейшем раскрытии, блаж. Августину: «Ведь все вещи были сотворены сразу, будучи изначально включены в материю мира. Но они ждут своего подходящего момента, чтобы появиться. Подобно беременным матерям, носящим свои зародыши, мир беременен причинами тех вещей, которые еще только будут существовать; и они все, без исключения, производятся в мире тем высшим Существом, в Котором нет никакого рождения и никакой смерти, никакого начала и никакого конца» [De Trin. III, 9]. Прп. Ефрем Сирин оттеняет противоположную мысль о постепенном сотворении мира: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение« 60 . Соединение понятий о двух видах творения (изначальном одновременном и дальнейшем постепенном) находим у св. Ипполита Римского : »В первый день, что ни сотворил Бог, сотворил из ничего; а в другие дни уже не из ничего творил, а устроял из того, что создал в день первый» 61 . 2.2. Переход от простого к сложному В творении мира наблюдается не только постепенность, но и определенная динамика, восхождение. Шестоднев – величественная панорама того, как Бог переходит от творения простейшего, ко все более совершенным и высоким ступеням бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава четвертая. О втором прошении: Да придет Царствие Твое Царство благодати и славы В сем прошении под словом: Царствие, разумеется Царство двоякое: Царство благодати и Царство славы. Того и другого Царства христианин, по наставлению Спасителя своего, должен испрашивать себе молитвою у Отца Небесного. Необходимость Царства благодатного Человек по падении своем находится в состоянии такого бессилия по духу, что не может сам собою ни мыслить 54 , ни творить что-либо благое без Бога 55 ; душа его, как отломленная от древа ветвь, не может сама собою приносить, по слову Божию, никакого спасительного плода, если не будет на Животворной Лозе Иисусе Христе 56 . Очевидно, что одно содействие благодати Божией может и руководствовать человека к благочестивой и добродетельной жизни, и созидать все возможное благополучие в сем месте странствования; и вести к приобретению вечного блаженства. Понятно из сего, сколь необходимо и спасительно для человека благодатное вселение в него Царя Небесного, Утешителя, Духа истины. Возможность приобрести Царство благодати Но сколь необходимо для нас Царство благодати, столь же возможно и приобрести оное. Ибо и Сам Всевышний благоволит жить не столько в рукотворенных церквах 57 , сколько внутрь нас 58 , избирая обителью своею сердца, любящия Его 59 ; и преграждавшая стена, вражда между Господом и нами, ныне разрушена 60 ; поскольку посредством крестной жертвы Агнца Божия, Ходатая Бога и человеков, теперь умилостивлен к верующим Отец Небесный. Притом Сам Искупитель мира, по воскресении Своем возносясь на небо, дал последователям Своим обетование умолить о них Отца, и послать им инаго Утешителя, да будет с ними во век, Духа истины 61 . Сие обетование Искупителя, во-первых, исполнилось в день Пятидесятницы над первыми последователями Его; исполнение оного продолжалось и потом во все христианские веки, продолжается ныне, и будет продолжаться до скончания века. Никто не должен сомневаться, что и в наше время Дух Святой сообщается достойным христианам, то есть всем православно верующим и провождающим истинно христианскую жизнь: поскольку и Пророческое Слово о сем предмете весьма ясно: излию от Духа Моего на всяку плоть 62 ; и Сам Богочеловек столь же ясно говорит о сем во Святом Евангелии: Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец, Иже в небесе, даст Дух Свят просящим у Него 63 . Средствами же к приобретению даров Духа Святого служат: усердная молитва и таинства Церкви 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

Гомилетическое наследие Митрополита Иосифа С 16 августа 1920 г., после иерейской хиротонии, иеромонах Иосиф начал свое пастырское служение, при этом очень часто проповедуя. Владыка Иосиф стремился произносить проповедь на Литургии после чтения Евангелия. Говоря о проповедническом служении, он всегда подчеркивал священность того места, с которого произносятся проповеди, и что с амвона можно говорить только «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Рукополагая ставленников, Владыка всегда обращался к ним со словом назидания в конце Литургии, нередко обращая внимание на шесть слов о священстве святителя Иоанна Златоуста . «Правда, он там очень пугает, потому что сам этого пугался, он сам этого боялся, боялся благодатных полномочий священнослужения. Но во всяком случае, Иоанн пошел и во пресвитера, и в патриарха, а поэтому все за Иоанном Златоустом идем и по нравам, и в обычае, и в осторожности...». Будучи очевидцем многих бед, которые перенесла страна в XX веке, Владыка Иосиф не был безучастен к проблемам сохранения мира на земле 57 . Его миротворческие призывы с особой силой звучали в Рождественских посланиях и проповедях в начале наступившего года. В последнем его Пасхальном послании к Алма-Атинской пастве мы читаем: «Люди разных вероисповеданий, населяющие Казахстанскую землю, имеют свои храмы и молитвенные дома. Каждый человек по своей вере, по своему убеждению имеет возможность исполнить свой религиозный долг и получить духовное удовлетворение. Молясь «о мире всего мира...» будем прилагать к молитве и лепту от трудов своих, дабы имя Господне прославлялось во всех концах земного шара в мирной благословенной обстановке во веки веков». Посещая приходы обширной Казахстанской епархии, «Владыка Иосиф произносил поучения» 58 . Наряду с некрологом в «Журнале Московской Патриархии», своеобразной летописи церковной жизни нашего времени, опубликовано «Слово в день Рождества Христово» 59 . Несколько проповедей было опубликовано в последующее время в казахстанской церковной прессе 60 . Митрополит Куйбышевский Мануил сказал по этому поводу: «Проповеди его отличаются образностью, поэтичностью и живостью» 61 . Очень часто Владыка, говоря о высоте проповеднического служения, указывал на священность возвышенного места, с которого произносится слово Божие. Основу такого благоговейного отношения к амвону Владыка получил еще у себя на родине в Могилеве 62 . В своей проповеди он однажды сказал: «И мы все, служители и проповеди яко, поставленные на эту опасную и ответственную возвышенность, должны вам говорить и проповедовать, чтобы потом Христу Спасителю сказать: «Да! Мы все дни – говорили, проповедали; а так как они приняли, то Ты ведь Сердцеведец, Господи, ниспослал им открытое сердце, о котором и они, и Церковь , и мы всегда молились: о даровании нам чистого сердца и обновления благодатного во всем нашем организме, и разума в нашем интеллекте».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Евангелие в резном переплете (1908) 5 июля 2019 г. 18:59 Врезаться в историю УНИКАЛЬНЫЕ ИКОНЫ И РАРИТЕТЫ ИЗ НАСЛЕДИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИХ РЕЗЧИКОВ ХРУСТАЧЕВЫХ НА ВЫСТАВКЕ В МУЗЕЕ ИМ. АНДРЕЯ РУБЛЕВА В помещении для «выставок одного экспоната» на втором этаже главного экспозиционного корпуса в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР) устроители умудрились разместить 38 предметов. Удалось это в том числе и потому, что сами экспонаты небольшие, подчас миниатюрные – образки, складни, резные кресты. Ценность их в том, что все они изготовлены представителями династии Хрустачевых – знаменитых дореволюционных мастеров из Сергиева Посада, поднявших в русском Православии искусство резьбы по дереву на высочайший уровень, недостижимый даже в наши дни. Конечно, резные миниатюры в крупных монастырях изготавливали и ранее – с XV века. Но по сути то были эксклюзивные изделия, заключавшиеся, как правило, в драгоценные оправы и находившиеся в домах знати и высшего духовенства. Как народный промысел это ремесло становится известным в XIX столетии. И именно Ивану Хрустачеву, вовремя уловившему общественный интерес к русским корням в искусстве, принадлежит заслуга соединения высочайшего уровня исполнения с более-менее демократичной себестоимостью продукции, благодаря которой его имя приобрело поистине всенародную известность. «Золото» всероссийского масштаба Ваню, потерявшего в девятилетнем возрасте отца, мать отдала в так называемое народное училище при Лавре, где бесплатное образование получали посадские дети из разных сословий. Но уже вскоре мальчик постигал премудрости искусной резьбы у «дяди» - так в те времена называли мастера-наставника. С 1862 года его имя прослеживается в лаврских архивах: монастырь заказывал ему резные изделия, которые продавал с 1,5-2-кратной наценкой паломникам. Самые дешевые образки в розницу уходили за 30-60 копеек (примерно цена одной курицы или мешка картошки), и в экспозиции можно видеть подобную работу на традиционный для Троицких святынь сюжет «Явление Богородицы святому Сергию». «Самоучка, но от природы чрезвычайно любопытный, Иван Хрустачев любил ходить по модным магазинам Кузнецкого моста в Москве, где в витринах тщательно рассматривал резные безделушки, находя в них что-то полезное для собственного творчества», - говорит куратор выставки заведующая сектором декоративно-прикладного искусства ЦМиАР Елена Давыдова.

http://e-vestnik.ru/history/rezchik_hrus...

Евангелист Марк, «записавший повествования Ап. Петра о делах Иисуса Христа», 53 по свидетельству бл. Иеронима 54 был родом иудей, из колена Левина, племени священнического и, как думают, из Киренаики. Некоторые, по свидетельству Никифора, 55 утверждали, что Евангелист Марк был племянник Апостола Петра, сын одной из его сестер. Имя латинское «Марк» Евангелист» принял, по обычаю евреев, вероятно, по случаю отправления на проповедь к язычникам в Италию. Замечено, что и в позднейшие времена иудеи, живя между другими народами, именем Марк заменяют свое подлинное имя Мардохей. 56 Св. Епифаний 57 говорит, что Евангелист Марк, был в числе последователей Иисуса Христа, соблазнившимся учением о теле и крови Его, как источниках жизни ( Ин.6:26–66 ), и что после был обращен и крещен Апостолом Петром; почему и называется сыном сего Апостола ( 1Петр. 5:13 , сн. Евсевия Hist. Lib. 1 сар. 15). Древние называют Евангелиста Марка епископом александрийским и основателем александрийского училища, столь знаменитого в третьем веке. 58 По свидетельству бл. Иеронима, 59 Евангелист Марк скончался в восьмой год царствования Нерона (или 63 г. по Р. X.) и погребен в Александрии. Во время праздника Пасхи, совпадавшей с празднованием Серапису, озлобленные успехами Евангелия язычники схватили Марка, обличавшего их грубое идолослужение, связали и влачили по улицам и предместьям города до тех пор, пока Евангелист не испустил дыхания. В начале девятого века (около 828 г. по Р. X.), когда владычество арабов и ересь монофизитов сократили число членов Православной Церкви в Египте, мощи Евангелиста Марка перенесены в Венецию, бывшую тогда в округе константинопольского патриарха, при содействии двух православных иноков, блюстителей гроба, так как тогдашний обладатель Египта захотел разрушить храм, в коем почивали мощи Евангелиста, чтобы из камней оного выстроить себе палаты. 60 В Венеции же святое тело Евангелиста почивает и доныне в великолепном храме, посвященном его имени. § 26. Случай, место написания и ближайшее назначение

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Державный Собор 1598 года Выражение идеи Самодержавия, а также идеологии Христианской государственности в Утвержденной Грамоте и других соборных документах. Продолжение 30.08.2011 579 Время на чтение 75 минут Часть Вторая Часть Первая ГЛАВА ВТОРАЯ Идея Самодержавия и христианской государственности в Утвержденной Грамоте и в других документах Московского Собора 1598 года В сознании, в деяниях и словесных трудах российских государственно-церковных мужей, пастырей, мыслителей и писателей XVI столетия идея и образ Самодержавия по своей природе возводились к богословским истолкованиям т а инственных свойств и образа Троического Божества, к до конца не постижимым взаимоотношениям Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, Их совместного Вседержительства. Обращаясь к предмету «Русское Самодержавие», его невозможно отделить именно от строго православного изъяснения. Ни римокатолическая, ни тем более протестантская тринитарная теология не могли дать духовно непротиворечивого Христианского объяснения Царского служения Богу и Церкви, Царского попечения о народах и странах(58). 1. Бог как Царь Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости; ибо Господь Вседержитель страшен, великий Царь над всею землею... Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте ибо Бог - Царь всей земли (Пс. 46, 2-3, 7-8). В России православное сознание природу Самодержавного Царского служения неразрывно связывает c Царским достоинством, с Царственными качествами, с Царскими свойствами Единого Троического Божества - и Каждого из Лиц Пресвятой Троицы. Видим мы это и в «Богословии» Утвержденной Грамоты 1598 года: «въ mpiexъ составехъ единого Божества, Царя царствующимъ и Господа господствующимъ, непредоленнаго и bcяkiя силы крепчайшаго, Имъ же цapie царствуютъ и велицыи величаются»(59). 1) Таким образом, Царем царствующих именуется Пресвятая Троица. Царская Слава Господа Бога для православно верующих Христиан является едва ли не первейшим и важнейшим качеством Творца, Создателя, Вседержителя. Сама Вселенная Жизни Вечной именуется Царством Божиим(60).

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/31/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010