Бяше же тогда, в пустыни сей живя, священный отец, предревний великаго жития подвижник авва Корнилий Ниловы пустыни древлеобещник 213 , знаемый еще древле и яже любимь добродетелнаго ради жития святейшему патриарху и несколко время у него жил бяше. Той, аки ангел некий, в вышеестественных подвизех просвещаше пустынная сия недра и всем нам отец духовный и сладостный наказатель бяше, Даниилу же и поминаемому нами Петру. Бяху же и инни отци: древлесоловецкий отец Генадий, Качалов по роду Иосиф Сухой же и ины отци и пустынножители, с малою дружиною 214 живуще, молитвами своими дебри сия освещающе. Даниил же, в малом общежителстве живя, древлесоловецких отец благословение, аки искру во угле или аки благовонное миро в носяй, соблюдая. Усердствуя же он о общежителстве, возусердьствоваша же и прочая братия, возревноваша же и отци, благословляюще и повелевающе о нем пещися; якоже и нас с приснопамятным Петром моленми, отеческими благословении, советов принуждении принудиша общежителнаго не жития точию, но и попечения и тяготы его вкусити 215 . 216 Разразсуждающе бо тое тогда, да обдержанием общежительства в пустыни сей благочинное житие утвержается, всякое же бесчиние изничтожается и да не попустится своеволным злым людем место пустынное жительство быти, якоже и бысть, ибо тогда воровских людей терние, в лесах сих вкоренятися наченшееся, благодатию Христовою обдержанием общежительства сего изничтожися. 216 И мирно, и благопокорно, и ведомо житие сие тако царскому величеству, яко властем градодержательным общежителством сим яве бо по Христовым и апостольским преданием, повелевающим Бога боятися и царя и Божия Богови и кесарю кесарева Сия вся, Богу помогающу 217 , благое от Божиих Писаний и благопокорное разсуждение общежителство сие источает. И тако сие общежительство, якоже рехом, от Соловецкия обители проистекшее есть, чином же и благословением соловецких отец вкорененное и священноигумена Досифеа благословением насажденное, к сим же и староскитскаго отца Корнилиа и прочих отец пустынных молитвами и благословениемь утверженное, исперва место из места пременяя гонителных ради случаев бяше. Со священным отцем Игнатием близ Пурнозерских езер прежде водворяшеся. Пренесе же ся на Сароозеро, идеже после отца Игнатия соблюдашеся. По сих близ Боровскаго скита при малом езерки крыяшеся, идеже мы благодатию Божиею совокупихомся и живяхом по благословению священнаго отца Корнилия и прочих отец пустынных и соловецких отец Генадиа и Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Климент Александрийский сделал первую попытку, относитель­но удачную, построения богословской системы. Несравненно более успешным был опыт научной систематизации богооткровенных догматов в их целостности и взаимосвязи, предпринятый учени­ком Климента Оригеном . Он родился около 185 г. в Александрии в семье превосходно образованного христианина Леонида, кото­рый успел преподать сыну, отличавшемуся редкими способностя­ми, основательное знание Священного Писания и внешних наук. В юные годы Ориген посещал также уроки философии, которые давал основатель неоплатонической школы Аммоний, как о том писал в своей биографии Плотина Порфирий. Немалый интерес представляет характеристика Оригена , которую тот дает в сво­ем сохранившемся в цитируемых другими авторами фрагментах трактате «Против христиан». Отрывок из него приводит Евсевий Кесарийский : «Горячо желая сохранить грязные рассказы иудей­ского писания, они (христиане) обратились к толкованию, кото­рое совершенно не вяжется с содержанием этих рассказов: тут было не столько защиты этих нелепиц, сколько самодовольного восхваления собственных писаний. Ясные слова Моисея они тор­жественно объявили загадочными и клялись Богом, что они, как изречения оракулов, полны тайного смысла... Этот нелепый метод заимствован у человека, с которым я часто встречался в юности, весьма известного в то время, известного и теперь своими сочи­нениями, – я разумею Оригена ; слава его широко разошлась сре­ди учителей этой веры. Он был учеником Аммония... Аммоний ввел его в науку и многое ему дал, но в выборе жизненного пу­ти Ориген свернул на дорогу, противоположную дороге учителя... Ориген – эллин, воспитанный на эллинской науке, – споткнул­ся об это варварское безрассудство, разменял на мелочи и себя, и свои способности к науке. Жил он по-христиански, нарушая за­коны. О мире материальном и о Боге думал как эллин, но эллин­скую философию внес в басни, ей чуждые. Он жил всегда с Пла­тоном, читал Нумения, Крония, Аполофана, Лонгина, Модерата, Никомаха и писателей, известных в пифагорейских кругах. Поль­зовался книгами Херемона стоика и Корнута; узнав от них алле­горическое толкование эллинских мистерий, он применил его к иудейским писаниям» (Евсевий, цит. изд., с. 215–216). Проци­тировав Порфирия, Евсевий поправляет его, замечая, что тот «яв­но лжет (чего бы и не насказать врагу христиан!), будто Ориген обратился из эллинов... Ориген хранил от предков унаследован­ную христианскую веру» (Евсевий, цит. изд., с. 216).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

ТЩЕСЛАВИЕ (См. также СТРАСТИ) «Тщеславие». См. I, 169–170. В противоположность тщеславию, которое разносит помыслы человека по вселенной, смирение сосредоточивает их в душе переводит к многоплодному и глубокому самовоззрению, к мысленному безмолвию. I, 319. Самая скрытная из всех душевных страстей есть тщеславие. Эта страсть более всех других маскируется пред сердцем человеческим, доставляя ему удовольствие, часто принимаемое за утешение совести, за утешение Божественное. I, 417. На тщеславии-то заквашен фарисей. Он все делает для похвалы человеческой. I, 417. Охранняя наши добродетели от повреждения похвалами человеческими, мы должны охранять их и от живущего в нас зла не увлекаться помыслами и мечтаниями. тщеславными и тщеславным услаждением. I, 512–513. Может быть и произвольное смиренномудрие: его сочиняет для себя душа тщеславная, душа обольщенная и обманутая лжеучением, душа, льстящая самой себе, душа, ищущая лести от мира, душа, всецело устремившаяся к земному преуспеянию забывшая о вечности, о Боге. I, 535. Ты познаешь тщеславного по особенной способности его к лести, к услужливости, ко лжи, ко всему подлому и низкому. I, 542. Тщеславие делает душу неспособною для духовных движений, которые тогда начинаются, когда умолкнут движения душевных страстей, будучи остановлены смирением. II, 215. Тщеславие в отношении к истинной славе есть блуд. II, 216. Кровь разгорячают и приводят в движение тщеславные помыслы, а тщеславие, обратно, растит и размножает обольстительные мечты и напыщенное мнение о себе, именуемое Апостолом дмением плотского ума. II, 216. Тщеславие является от глубокого неведения Бога, или от глубокого забвения Бога, от забвения вечности и небесной славы, и потому оно, в омрачении своем, ненасытно стремится к приобретению земной временной славы. IV, 68. Святые отцы, учителя Церкви, при свете Христовом, при свете Святого Духа, вглядевшиеся в глубину сердца человеческого называют тщеславие страстию многообразною, самою тонкою, неудобопостижимою. IV, 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

По существу, всё содержание книги «О чём молчит Ласточка» сводится (обоснованно сводимо) к многочисленным описаниям гомосексуальных отношений, психических проблем, «страданий» и рефлексий нескольких психически нездоровых педерастов (из которых один – педофил). Никаких иных сюжетных линий в этой книге нет, всё прочее является несущественным дополнением, фоном, не имеющим значения для выражения основных идей авторов, их основной пропагандистской задачи. Главные персонажи в этой книге прямо изображены с ярко выраженными проблемами психики и проявлениями психических расстройств, признаками явного психического нездоровья – наличием систематических «панических атак» (с. 185, 215–216, 268, 371, 563, 585, 590), суицидальными склонностями (с. 47, 408 и др.), склонностями к садомазохизму и «тягой к самоистязанию», о чём прямо говорится (с. 185, 371, 591), причём эти истязания ясно описываются: преднамеренные обваривания или ошпаривания себе рук кипятком (с. 42, 72–73, 76, 123, 216, 408, 561, 590, 636, 641), нанесение себе порезов запястий (с. 93), а равно – склонностью и тягой к садомазохистским хлестаниям ремнём (с. 11–12, 114–116, 133). Прямым текстом, многократно говорится о наличии у главных персонажей значительных психических расстройств (для такого вывода не требуется психиатрическое исследование, так как степень выраженности описанных в книге психических отклонений весьма высока): « Было мерзко, противно, очень стыдно и невыносимо больно. Так больно, что хотелось самому сунуться под воду и утопиться там» (с. 408); « Володю подводило собственное сознание: вот уже несколько последних ночей оно опутывало его паутиной безумия. И самое ужасное, что это безумие было слишком приятным, слишком желанным, чтобы захотеть с ним бороться» (с. 109); « Неужели Володя кажется Юре психом? Но что тот еще должен был подумать, когда узнал столько подробностей его жизни? И про его тягу к самоистязанию, и про панические атаки» (с. 371); « Он был уверен, что с появлением Юры в его жизни окончательно избавился от тяги к самоистязанию, но нет.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/04/...

eccl. VI, 14.8–9 [цит.: 14.9]). Точная дата этого послания не может быть установлена и определяется приблизительно около 216–217 гг. В таком случае Климент окончил земное поприще раньше 215–216 гг. и после своего бегства из Александрии больше уже не возвращался в нее. Литературная деятельность Климента   1) «Протрептик» (Λγος προτρβπτικδς προς «Ελληνας) – «Увещание к эллинам» 642 (сохранилось в Cod. Parisinus 451, 914 г.), по форме и по содержанию принадлежит к апологетическим произведениям, однако превосходит рассмотренные нами как по композиции, так и по языку. Произведение состоит из 12 небблыиих глав и, соответственно надписанию, ставит своей задачей указанием на неразумность идолослужения и возвышенность христианской истины убедить язычников к принятию христианской веры, а вместе с тем утвердить в вере и колеблющихся христиан. Основная мысль произведения такая: божественное слово превосходнее эллинской философии, поэзии.и музыки и произвело истинную культуру, тогда как языческая религия неразумна и безнравственна. Эта мысль развивается по строго определенному и вполне выдержанному плану. Автор выходит из прекрасной греческой легенды об Амфионе, Арионе и Орфее, которые своими песнями строили города и укрощали диких зверей и дельфинов, и убеждает вместо этих мифических певцов языческих богов внимать новой песне, певцом и предметом которой является исшедшее от Сиона Слово – Христос; Он, как новый Арион, привлекает к себе все, оживляет и призывает к спасению (cap. 1). После этого вступления автор переходит к критике язычества: оракулов, мистерий, богов, которые смертны и имеют человеческое происхождение, культа, жертв и изображений (cap. 2–4); дает разбор философских систем и учения поэтов, поскольку они стремятся разрешить вопрос о первопричине: их взгляды на Божество весьма различны, чем ясно доказывается их ложность (cap. 5–7). Отсюда естественный переход в пользу 643  писаний пророков, устами которых говорил Сам Бог, Его Святые уста и Св. Дух (cap. 8). Климент на основании Священного Писания изображает благость и милосердие Божие как мотив к обращению (cap. 9), приводит свидетельства языческих писателей в пользу монотеизма и опровергает довод защитников язычества, что несправедливо не соблюдать верности религии и обычаям предков (cap. 10), прославляет Божественное Откровение в Логосе в его отдельных проявлениях, нравственное учение и спасительные установления, принесенные Христом, и заканчивает изображением богобоязненной жизни христиан, увещая слушать Христа, бегать от языческой жизни и жить в почитании Бога и общении с Ним (cap. 11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

513       Имеется в виду цилиндрический свод над вимой, соединяющий конху апсиды с восточ­ным полукуполом. Ср. Procop. Aed. 1,1,32 (с. 216–217). 514       Т. Мэтьюз (Mathews Th. F. Ihe early churches... P. 124) и Μ. Л. Фобелли (Fobelli Μ. L Un tempio per Giustiniano... P. 133) полагают, что здесь подразумеваются именно миряне, посколь­ку употреблено слово λας (народ), тогда как певчие размещались под амвоном (Paul. Sil. ambo. 110–112; см. с. 374–377, примеч. 425). 515       Имеются в виду пары порфировых колонн в восточных угловых экседрах; ср. 391–392; Procop. Aed. 1,1,35, с. 216–217). 516       Павел обыгрывает значения слов κνμη (380) – «голень», «нога» и κνημς (274, 304, 403) – «склон горы». 517       По мнению Ж. Дагрона (Dagron G. Constantinople imaginaire... P. 215, nt. 14), указанное Павлом происхождение этих колонн («Фивы нильские произвели») – всего лишь интерпретация слова θηβακς, обозначающего камень пурпурного цвета с белыми прожилками. Высказывалось справедливое предположение о том, что порфировые колонны в Св. Софию были перенесены из одной или нескольких более ранних построек (и являются в ней чуть ли не единственной сполией), поскольку порфир перестали добывать уже в середине IV в. (Mainstone R. Hagia Sophia... P. 181,189, 267, nt. 28); то, что колонны были высечены давно, подтверждают слова Павла («не­когда Фивы произвели»). В «Сказании о возведении Великой церкви» (HagSoph 2) говорится, что колонны были взяты из храма Гелиоса, построенного на Квиринальском холме в Риме им­ператором Аврелианом, и отправлены из Рима в Константинополь некой вдовой Маркией. См. с. 400–401, примеч. 504. 518       Имеются в виду арочные завершения интерколумниев в нижнем ярусе угловых экседр, которые в плане соответствуют полукружию в основании конхи. Не совсем понятно, почему Павел называет эти аркады «половинчатыми сводами». 519       Имеются в виду обручи на переходе от штифта колонны к капители. См.: Guiglia А., Barsanti С. Le porte... P. 14–15. 520       Ср.: HagSoph 15 (с. 418–421); Mich. Ihess. Soph. 4 (с. 444–445). О капителях Св. Софии см.: Buchwald Н. Saint Sophia, turning point... P. 30–37; Hoffmann V. Der geometrische Entwurf... S. 25. О позолоте на капителях см. с. 444, примеч. 672.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1135 Victoris Tunnonensis Chronicon ad an. 499 (Migne, lat. ser. t. 68, col. 949): Anastasius imperator Flaviano Antiocheno et Filoxeno Hierapolitano praesulibus, Constantinopolim synodum congregat, et contra Diodorum Tarsensem, Theodorum Mopsuestenum cum scriptis, Theodoritum Cyri, Jbam Edessenum, Andream (Samosatensem?), Eucherium (Eutherium Tyanensem?), Quirum et Ioannem episcopos, caeterosque alios qui in Christo duos praedicabant naturas duasque formas, et qui non confitentur unum de Trinitate crucifixum, una cum Leone episcopo Romano et ejus tomo, atque Chalcedonensi synodo inferre anathema persuasit. Сви­детельство Виктора подвергается весьма сильным подозрениям в своей достоверности (см. Mansi, VIII, 199–200), но вражда против Халкидонского собора вполне естественна в Анастасие, так как он был в дружбе с монофизитствующими и гнал всех диофизитов (Marcellini Chronicon ad an. 511. 512: Migne, lat. ser. t. 51, col. 937. Victor. Tun. Chronicun ad an. 491. 497. 501: M. 68, col. 948. 949). Скорее можно усомниться в справедливости показаний Феофана (Chronugraphia – ad an. 491: Migne, gr. ser. t. 108, col. 340), будто этот император в 108 году побуждал патриарха Македонии к привлечению других на согласие с Халкидонскими определениями. 1136 Theodori Lect. Fragmenta ex V act. synodi septimaë Migne, gr. ser. t. 86, pars 1, col. 216. Русск. перевод, стр. 535. 1138 Сирское слово q’nouma едва ли можно переводить термином естество в том строгом смысле, какой он получил после в христианской догматике. По замечанию проф. Sachau (Theodori Mopsuesteni fragmenta syriaca. Lipsiae. 1869. P. 37 not.), кепита означает и πστασις (для Антиохийцев – нечто близкое к φσις) и πρσωπον. 1139 Рассуждения, опирающиеся на Mф. XIX, 6 , взяты, вероятно, из Феодора Мопсуэстийского. Ср. 29 отрывок из последнего, читанный на V вселенском соборе: Mansi, IX, 215. 216. Деян., V, стр. 82. Migne, gr, ser. t. 66, col. 981. Sachau. Op. cit,, p. 43. Swete. Theodori, episcopi Mopsuesteni, in Epistolas B. Pauli commentarii. Vol. II. Cambrige. 1882. P. 299.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Везер, р. в Саксонии 192, 193, 234, 283, 339 велеты, одно из назв. лютичей (см.) 143 Вел. Польша, см. Польша Вел. Великоморавское гос-во, см. Моравия Вел. Веллетри, г. и еп-во в Италии, к юго-вост. от Рима 103, 163 Вена 33, 293, 293, 295, 333–334 Венгерская марка, недолго просуществовавшая в сер. XI в. марка на пограничье Баварской вост, марки с Венгрией, по зап. берегу р. Моравы 338 Венгрия (см. также: Паннония), венгры 15, 20, 27, 33–34, 37, 37, 45, 45, 55, 57, 57–58, 66, 69, 88, 88, 93, 107–108, 110, 117–118, 118, 125, 129, 133, 137, 167, 177, 178, 179, 187, 187, 196, 196, 200, 202, 203, 210–211, 210, 216–217, 220, 224, 225–226, 226, 230, 235, 236, 238, 238–241, 240–241, 247–249, 248–249, 252, 252, 254–255, 254–255, 264, 268–270, 268, 288, 290–291, 297, 297, 306–307, 313, 315, 317, 317, 322, 324, 332, 332–333, 348–349, 349–350, 351–357, 353–355, 357, 359–366, 360, 362, 363, 366–370, 368, 371–372 Венгрия Вел., прародина венгров в Заволжье 354 венгры белые, часть мадьярского племенного союза 349 венгры черные, часть мадьярского племенного союза (секеи?) 57, 349 Вендель, вост, часть Сев. Ютландии (к сев. от Лим-Фьорда) 145 венды, немецкое назв. славян 131 Венерн, оз. на юге Швеции 123 Венеция, г. и гос-во 53, 235, 248 Веноза, г. на юге Италии, между Неаполем и Бари 94–95 вепсы, см. весь Верецкий перевал, через Карпаты, в р-не Ужгорода 210 Верхнелужицкая марка, см. Майсенская (Верхнелужицкая) марка вестготы, германский нар. 222 Вестеръётланд (Вост. Гаутланд), обл. на юго-зап. Швеции, к югу от оз. Венерн 62, 139 Вестфалия, вестфалы, территориально-племенное подразделение Саксонии, ее зап. часть (бассейн р. Эмс, до фризской границы на сев.) 216, 259 весь, прибалтийско-финский нар. (соврем, вепсы) 29, 144 Веттерн, оз. на юге Швеции 123 Византий, г., античное назв. Константинополя (см.) 37 Византия (Византийская имп-я, Греция), византийцы (греки) 18, 20, 22–23, 36–38, 38, 40, 46–47, 66, 72, 73, 83, 86–87, 87, 93–94, 94–95, 102, 108, 117, 117, 125, 125–127, 127, 129, 129, 136, 136–137, 139–141, 139–140, 145–146, 145–146, 153, 153, 156, 159, 164–165, 164, 180, 194, 197, 205, 211, 215, 218, 218–219, 222–223, 228–229, 235, 240, 242–249, 243, 246, 249–250, 252, 252, 264, 268–269, 269, 327, 347, 357, 359, 364, 367, 370

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Словакия 187, 240, 297, 359 Словения 216, 248, 268 Смоленск 259, 275 Соль Колобжегская, см. Колобжег сорбы, см. Лужицы, лужичане (сорбы) Сполето, г. и герц-во в Юж. Италии 117, 238 Старгард, см. Ольденбург (Старгард) Стиклестадир, населенный пункт в Норвегии 136 стодоране, см. гаволяне (стодоране) Страсбург, г. в Эльзасе 119, 309 Стугна, прав, приток Днепра 59 Стырь, прав, приток Припяти 187,187 Стэмфордбридж, г. в Англии 135 Судетские горы, между Силезией и Чехией (см. также: Чешский лес) 250 Суздаль, г. и обл. 349, 349, 354, 354 Сурож (соврем. Судак), г. в Крыму 249 Тамиш (по-венгерски – Темеш, по-румынски – Тимиш), лев. приток Дуная 360 Тан, р. якобы на родине татар 330, 330 Танаис, античное назв. Дона (см.) 151, 226 Таранто (античный Тарент), г. и митр-я 164 татары (монголы, монголо-татары), нар. 13, 330 Татры, горы между Польшей и Словакией 187, 187 Темеш, см. Тамиш (Темеш) Термодонт, античное назв. р. в Мал. Азии 148 Тимиш, см. Тамиш (Тимиш) Тиса, р. в Венгрии 34, 202, 210, 224, 290, 349, 355, 258, 360, 365, 368 Тихань, см. монастыри торки (узы), тюркский нар. 58, 145 Тоскана, тосканцы, обл. в Италии и ее население 193, 215 Трансильвания, обл. на зап. Румынии (см. также: Семиградье) 57–58, 155, 355 Траун, прав, приток Дуная в Австрии 32–33 Траунгау, обл. в Австрии 31–33, 288 Требеница, имение в Тюрингии 341 Трене, р. на датско-немецком пограничье 128 Трир, г. и архиеп-во на зап. Германии 42, 44, 47, 120–121, 120, 277, 340 трог(л)одиты, античный мифический нар. 166, 166 Труа, г. и еп-во во Франции 17 Тульн, г. в Австрии, несколько выше Вены по Дунаю 293, 335 Тунис, обл. в Сев. Африке 37 турки, одно из назв. венгров в византийских источниках 93, 93 турки-сельджуки, см. сельджуки Турку, г. на юге Финляндии 145 Туров, г. и кн-во на зап. Руси 61 Турция 18 Тюланн, зап. часть Сев. Ютландии (к сев. от Лим-Фьорда) 145 Тюрингия, тюринги 66, 216, 230–233, 231, 278, 328, 329, 342 тюрки, семейство нар. (см. также: печенеги, половцы, сельджуки, татары, торки, хазары) 58 Угорские горы, русское назв. Карпат (см.) 350

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К собранию писем примыкает биографическое соч. «Gesta Innocentii» (Деяния папы Иннокентия III), куда вошло помимо повествовательных разделов большое количество писем и др. документов. Это сочинение было составлено в папской канцелярии, вероятно в 2 этапа (подробно описывается жизнь папы до 1202, далее более краткое, конспективное изложение событий до июля 1208). Автор-составитель стремился осветить деятельность папы в равной мере в политической и духовной сферах. Сохранилось 10 рукописей этого сочинения (древнейшие из них - Paris. lat. 5150 (сер. XIV в., неполная); Vat. lat. 12111 (нач. XIV в.)). Впервые издано в 1635 г. в Тулузе, критическое издание существует в виде диссертации ( Gress-Wright. 1981). Соч.: Opera omnia//PL. 214-217; Acta Innocentii papae III/Ed. Th. Haluscynskyj. R., 1944; De miseria humane conditionis/Ed. M. Maccarrone. Lucani, 1955; De miseria condicionis humane/Ed. R. E. Lewis. Athens, 1978; Wright D. F. A Medieval Commentary on the Mass: «Particulae» 2-3 and 5-6 of the «De missarum mysteriis» (ca. 1195) of Cardinal Lothar of Segni (Pope Innocent III): Diss. Ann Arbor, 1977. Ист.: Gesta Innocentii papae//PL. 214. Col. 17-228 (крит. изд.: Gress-Wright D. R. The Gesta Innocentii III: Diss. Bryn Mawr (Penn.), 1981); Regestum Innocentii III papae//PL. 214. Col. 1-1186; 215. Col. 9-1412; 216. Col. 9-992 (нов. изд.: Die Register Innocenz III./Hrsg. O. Hageneder. Graz; R.; W., 1964-2007. 7 Bde); Regestum Innocentii III papae super negotio Romani imperii//PL. 216. Col. 993-1174 (нов. изд.: Idem./Ed. Fr. Kempf., R., 1947. (Miscellanea Historiae Pontificiae; 12)); The Letters of Pope Innocent III (1198-1216) concerning England and Wales/Ed. C. R. Cheney, M. G. Cheney. Oxf., 1967; Bullário Português: Innocêncio III (1198-1216)/Ed. A. J. Da Costa et al. Coimbra, 1989; Constitutiones Concilii quarti Lateranensis una cum Commentariis glossatorum/Ed. A. García y García. Vat., 1981; Potthast. RPR. T. 1. N 1-5316. Лит.: Schwemer R. Innocenz III. und die deutsche Kirche während des Thronstreites von 1198-1208.

http://pravenc.ru/text/468777.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010