5 213 Приклоню к притче ухо мое, открою в псалтири прорицание мое. 6 214 Почему убоюсь я в день судный? Беззакония путей моих обступят меня. 7 Вы, что надеетесь на силу свою и великим богатством своим кичитесь! 8 Брат не избавит вас, так избавит ли человек? Не может он дать Богу выкуп за себя, 9 И цену искупления души своей, хотя бы и трудился вечно. 10 Кто проживет до конца своего и не узрит погибели? 11 Ибо видит он, мудрые умирают, вместе с ними безумный и несмысленный гибнут, оставляя чужим богатство свое. 12 Их гробы – жилища их навеки, обиталища их из рода в род, хоть и нарекли они земли именами своими. 13 Но человек, достигший почета, не вразумился, уподобился он скоту несмысленному и сравнялся с ним. 14 Этот путь соблазняет многих, но и после них другие устами своими одобрят его. 15 215 Словно овцы в загоне, во аде водворились они, смерть пасти будет их; и возобладают над ними праведники утром ранним; и не будет помощи им во аде. С вершины славы своей низринуты они. 16 Но Бог избавит душу мою от власти ада и примет меня. 17 216 Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; 18 Ибо, умирая, ничего не возьмет он с собой, и не сойдет с ним в землю слава его. 19 Хотя при жизни благословляют его, и благодарит он тебя, когда делаешь ему добро, 20 Сойдет он туда, где род отцов его, и вовеки не узрит света. 21 Но человек, достигший почета, не вразумился, уподобился он скоту несмысленному и сравнялся с ним. Слава: Псалом Асафа, 49. 217 1 218 Бог богов, Господь возвысил глас и призвал землю от востока солнца до запада. 2 219 С высоты Сиона воссияла красота Его. 3 220 Бог въяве придет, Бог наш, и не в безмолвии; огонь пред Ним возгорится, и окрест Него буря великая. 4 Призовет Он небо свыше и землю рассудить народ Свой. 5 221 Соберите пред Ним праведников Его, исполняющих завет Его о жертвах. 6 222 И возвестят небеса правду Его, ибо Судия миру Бог. 7 «Слушай, народ мой, изреку тебе и засвидетельствую тебе, Израиль: Я Бог, Я Бог твой! 8 223 Не за жертвы твои укорю тебя, ибо всесожжения твои всегда предо Мною;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5 . И он говорит ему: «Он предупреждал меня, что не желает никакого чина, даже высокого, если его имеет другой. Как он это воспримет? Все-таки скажи ему об этом, и мы да услышим». 6 . Он приходит и говорит мне: «О должности великого кондоставла он сказал, что поскольку великим кондоставлом является его тесть, ни тебе, ни другому не пожалует его, но пожалует тебе великого примикирия, который выше его». Я же сказал ему, что если бы он был выше мегадуки, я не захотел бы его, так как его имеет другой. Разговор прекратился. 7 . А когда я посоветовался с родными, друзьями и домашними, наилучшим показалось вот что: относительно должности – будь что будет, а я уеду в Морею и на Кипр и возьму с собой моего прекрасного сына, превосходящего почти всех своих сверстников, а также большую часть своего движимого имущества, и мы поедем по суше, чтобы он увидел разные места и научился всему полезному в жизни. И к тому же нам станут ясны планы султана, и при случае я оставлю своего сына в Морее вместе с моим имуществом у его кровных родственников со стороны матери, или он вернется со мной. Этот довод убедил и его мать, а именно – мысль о войне, и она согласилась на мой новый отъезд. 8 . Когда же я запасся всем необходимым в дорогу и оставались только письма, 215 в один из дней я отправился во дворец и как обычно вошел в покои василевса. И так как я не нашел там василевса, то спросил, и мне сказали, что он в тетрасароне, 216 другом помещении рядом с его покоями, беседует с отцом Антонием Родеосом. Я подождал немного, и вот василевс, дыша гневом, говорит мне: «Видел его? Я уж не говорю о дерзости твоего месазона! Ты просил о должности великого кондоставла, и я сказал ему, что ни тебе, ни кому другому я не дам ее, сказал, по каким причинам. И я сказал о должности великого логофета, а он сказал, что это вызовет гнев великого стратопедарха Палеолога – то, что я ставлю тебя перед ним. И сегодня он послал эту овцу, отца Антония, чтобы по его просьбе я наградил его телят. Просит, чтобы я сделал первого великим логофетом, а второго – великим кондоставлом, так как он и теперь управляет рогаторами, 217 что подведомственно этому должностному лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Hartmann N Ethik. 1925. 209 Лосский Н. Условия абсолютного добра. YMCA–Press, 1948. 210 Денница — в славянской мифологии образ полуденной зари, отождествленный в позднейшей христианской традиции с Люцифером (сатаной), о которой в книге пророка Исайи говорится следующее: «Как упал с Неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и Ьщу на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему” Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14,12–15). 211 Фрейд говорит об этой «тирании сверх–я», особенно в «Jenseits des tustprinzips». [По ту сторону принципа наслаждения//Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991, кн. 1, с. 139–192]. 212 См.: Iwanov W. Dostojewski als Mythenbildner, 1932 [Достоевский. Трагедия—Миф—Мистика Н Иванов Вяч. Собрание сочинений. Брюссель, 1987, IV, с. 485–588. «Люцифер и Ариман, — пишет В.И. Иванов, — прообраз объединения и прообраз растления, — дух светлый (Лк. XI, 35) и дух зияющей тьмы, — вот два богоборствующие в мире начала, или скорее, два разных лица единой силы, действующей в “сынах противления”, —ей же и имя одно: сатана… Люциферово действо можно назвать извращающим (инвертирующим), а Ариманово — развращающим (первертирующим)» (Иванов Вяч. Указ. соч., с. 559,563)]. 213 «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). 214 Цитата из «Метаморфоз» (VII, 20–21) Овидия. Ср. перевод С. Шер–винского: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь» (Овидий. Собрание сочинений. СПб., 1994, т. II, с. 141–142). 215 Слова апостола Павла: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7,15). 216 «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление, а когда умножился грех, стала преобладать благодать» (Рим. 5,20). 217 «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,20). 218 Мысль, которую Лейбниц в той или иной форме неоднократно повторяет в «Теодицее». См.: Лейбниц Г.В. Сочинения в 4–х тт. М., 1989, т. 4, с. 163, 354). 219

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

[I/28] И вот воссияла свеча, но они не ищут с ее помощью Господа Бога своего. И свет Его во тьме светит, и тьма не объяла Его 215 . И на подсвечник поднялась свеча, но не увидели в доме ее света. И что же поистине есть то, что на подсвечник поднялась свеча, – если не восхождение Его на крест. И этим весь дом погрузился для них во тьму, так как во время Его распятия, свет потемнел из-за них. Он же воссиял дому народов. Потому что от часа шестого, когда распяли Его, и до часа девятого была тьма по всей земле Израильской 216 . И зашло солнце в полдень, и потемнела вся земля в середине дня, как написано пророком Захарией: Будет в день тот, говорит Господь, посажу солнце в полдень, и помрачу землю в день светлый 217 . 9 . Сейчас я возвращаюсь к моему первому рассуждению о вере: на ней поднимаются все добрые дела строения. [I/29] А то, что я сказал о строении, не от себя я сказал, но блаженный апостол написал в Первом послании к Коринфянам: Я, как мудрый строитель, положил основание, и каждый строит на нем 218 . Есть тот, кто строит из серебра, золота и драгоценного камня. А есть тот, кто строит из тростника, травы и соломы. Но в день последний будет испытано это строение в огне 219 . И вот золото, серебро и драгоценные камни в огне сохранятся, так как они [составляют] строение прочное, а над травой, тростником и соломой возобладает огонь, и они сгорят. Но что есть золото, серебро и драгоценные камни, на которых поднимается строение, если не добрые дела веры, которые сохранятся в огне, ибо в прочном строении обитает Христос, и именно Он сохранит его от огня. Посмотрим и уясним на примере, который дал нам Бог уже в сем веке, чтобы раскрылись нам обетования века иного. Уясним же от тех трех праведных мужей, которые, упав в огонь, не сгорели – Анании, Азарии и Мисаила 220 : не возобладал над ними огонь, так как они построили строение прочное, и отвергли приказы царя Навуходоносора, и не поклонились идолу, которого он сделал. А над теми, кто преступил заповедь Божию, тотчас возобладал огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

   Вопрос 213. Какие признаки любви к Богу? Ответ. Сам Господь научил нас сему, сказав: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Иоан.14, 15 ).    Вопрос 214. Чем различаются между собою милость ( χρηστοτης) и благость ( αγαθωσυνη)?    Ответ. Поскольку Давид в одном мест сказал: «благ ( χρηστος) Господь всяческим» ( Псал.144, 9 ); и: »благ ( χρηστος) муж щедря и дая» ( Псал.111, 5 ); а в другом: «ублажи Господи благия ( αγαθους«, ( Псал. 124, 4 ), и Иеремия говорит: »благ ( αγαθος) Господь к надеющимся на Него» ( Плч.3, 25 ): то, думаю, что милость обширнее, в том отношении, что благодетельствует кому бы то ни было, имеющему в ней нужду; благость же более ограниченна и в благодеяниях наблюдает законы правды.    Вопрос 215. Кто есть миротворец, ублажаемый Господом ( Матф.5, 9 .)? Ответ. Кто споспешник Господу, по слову Апостола, сказавшего: «мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5, 20 ); и еще: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» ( Рим. 5, 1 ). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» ( Иоан.14, 27 ).    Вопрос 216. В чем должно состоять обращение и уподобление наше детям ( Матф.18, 3 )? Ответ. Сему научает нас то же место Евангелия, объясняя случай, по которому сие сказано, а именно, чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по видимому, в ином ниже. Ибо таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними.    Вопрос 217. Как примем царствие Божие, «как дитя» ( Матф.18, 4 )? Ответ. Если таковыми же будем в отношении к учению Господню, каково в обучении «дитя», которое не прекословит, не оправдывается пред учителями, но верно и благопокорно принимает уроки.    Вопрос 218. Какого разумения должны мы просить себе у Бога, и как можем стать достойными оного. Ответ. О сем разумении узнаем от самого Бога чрез Пророка, который говорит: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» Господа (Иерем.9, 23–24), и чрез Апостола, который сказал: «но познавайте, что есть воля Божия» ( Ефес.5, 17 ). Удостоиться же сего разумения возможем, если исполним написанное: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» ( Псал.45, 11 ), и если уверуем, что истинен всякий глагол Божий, ибо сказано: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» ( Ис.7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Было ли так на самом деле? Об этом в настоящее время идут оживленные споры между библеистами и, по-видимому, правильнее дать утвердительный ответ на этот вопрос. В четвертой главе Второзакония встречаем такие выражения: есть ли какой великий народ, к которому боги его были столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш ( Втор.4:7 ); еще ( Втор.4:19 ): взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды (и) все воинство небесное, не прельщайся и не преклоняйся и не служи им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. В 32 главе: богами чуждыми они раздражили Его..., приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали 215 . Намек на это можно усматривать в том, что Бог Евреев имеет собственное имя, называется прямо в книге Исход Богом Евреев, производит суд над богами Египетскими. Иеффай говорит царю Аммонитскому: не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь (Иегова) Бог наш? 216 Сюда же относятся многочисленные сравнения Иеговы с чужими богами – сравнения, которых нельзя считать одной поэтической вольностью 217 . Итак, непосредственно данный текст первой заповеди утверждает не монотеизм в строгом смысле этого слова, а монолатрию, не предрешая вопроса о чужих богах, но предоставляя его выяснение дальнейшей истории откровения, в которой действительно и раскрылась идея о всемирном владычестве единого Бога Израилева. Во второй заповеди мы отметим различие в тексте Исх. и Втор. в том, что Исход имеет: кумира, и всякого подобия, а Второзак. опускает и. Один из лучших новейших экзегетов Dillmann, следуя примеру не менее, если не более знаменитого Эвальда, усматривает в этом целый ряд затруднений. «Подобие» – по еврейски: темуна. По Dillmann’y, темуна нигде не значит: изображение, сделанное руками человеческими, произведение искусства, но означает – вид, форму и потому не может зависеть, в качестве дополнения, от сотвори (таасé), не может быть вторым винительным наряду с (кумир, тесаное, скульптурное произведение).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

В воспоминании спасительных страданий Христа и совершается это Таинство» 213 . «Евхаристическая словесная и безкровная служба вневременна, не подчинена законам нашего чувственного восприятия и нашей логики. ... Литургия вечна. Агнец заклан в недрах Св. Троицы. Он предназначен к заколению еще прежде создания мира 214 , хотя и явился во времени, в «последние времена». Евхаристия любви предвечно совершается в Триединстве Божием, в вечном святилище божественной любви, совершается во времени и нами, и будет совершаться и во веки веков». 215 Такие формулировки, современные по языку, недостаточно полны и не имеют ясности выражений, свойственных святоотеческой литературе. Именно к ней и следует обратиться. Невозможность прямого повторения Голгофской Жертвы на литургии следует из послания к Евреям: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». 216 О сути евхаристической Жертвы пишет Николай Кавасила : – «Жертва совершается и не прежде освящения хлеба, и не по освящении его, но в самом освящении, ибо надобно вполне соблюдать учение о ней веры, не опуская ничего. Какое же разумею учение? То, что эта жертва есть не образ или вид жертвы, а истинная жертва, что не хлеб принесен в жертву, а самое Тело Христово, и, к тому же, что жертва Агнца Божия только одна и однажды совершилась. И, прежде всего, рассмотрим священнодействие: действительное ли оно жертвоприношение или только подобие его? Как при жертвоприношении овцы из вовсе не закланной превращается она в закланную, так бывает и здесь, то есть хлеб нежертвенный прелагается тогда в жертву, так как из хлеба незакланного превращается в самое Тело Господне, истинно закланное.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

В Евангелии мы слышим о водах, которые радостно текут в жизнь вечную. 212 Наша жизнь тем самым не должна быть жизнью равнодушной, не должна быть жизнью рассеянной, не должна быть жизнью вне святости, не должна быть жизнью, в которой что-то слышно о святости, но нет стремления к ней. Наша жизнь должна быть не мертвой, но живой. Наша жизнь не должна существовать сама в себе, но в Боге. Наша жизнь должна быть живой, подобно Богоявленским водам. Наша жизнь должна быть всепроникнутой Божественным светом и в то же самое время самим этим светом, согласно тем словам, которые Спаситель говорит Своим ученикам: «Вы есте свет мира». 213 Когда Спаситель приходит на берега Галилейского моря, чтобы начать проповедь, 214 Он призывает к Себе учеников, 215 а потом дает людям заповеди блаженства на горе Блаженств. 216 Это два места, которые находятся рядом друг с другом. Сначала происходит призвание апостолов, а вслед за этим – проповедь апостолам. 217 И наша душа, дорогие братья и сестры, несмотря на то, что кажется себе заброшенной, несмотря на то, что пребывает в унынии, очень близка к Господу. И слова Спасителя: «Вы есте свет мира» 218 – обращены к нам и являются для нас, в том числе, и Богоявленским Крещенским призывом умиленно хранить Богоявленские воды. Эти слова побуждают нас взращивать в себе умиление и идти по стопам Воскресшего Спасителя, чтобы, достойно вступив в ту Крещенскую купель, которая есть образ и прообраз Христовых страданий и Воскресения, мы стали подлинными соучастниками страдания и Воскресения Спасителя и унаследовали жизнь вечную. Аминь. О приобретении духовных даров 219 Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Мф. 11:29 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! В первом евангельском чтении, посвященном преподобному Павлу Фивейскому, мы слышали слова Спасителя: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко». Это слова об узком пути, который становится широким, о скорбях, страданиях, сораспятии Спасителю, которые заканчивались, заканчиваются и будут заканчиваться совоскресением с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В противность о. Андрею Отцы (например, Златоуст, Григорий Нисский , Григорий Богослов , Иоанн Дамаскин и другие) говорят, что Адам был сотворен последним и введен в мир как в царский чертог, предназначенный для него. 215 А Едем дан был ему как подобающее его достоинству место обитания. Православному богословию неведомо мнение о враждебности первозданного космоса человеку. Напротив, все Отцы подчеркивали против эллинов антропоцентризм космоса и то, что создан он весь для человека. Более того, позиция телеологистов прямо противоречит учению святых Отцов о природе первозданного Адама. Ведь все они учили, что сама природа его была причастна благодати Святого Духа и потому ей не могло повредить ничто из того, что существовало в этом мире — ни огонь сжечь, ни вода утопить, ни мог он и разбиться в пропасти. 216 Вот, например, как пишет об этом образец православного богословия, преп. Иоанн Дамаскин : «Прежде нарушения (Божественной заповеди), конечно, все было послушно человеку. Ибо Бог поставил его начальником над всем, что на земле и водах. А также и змий был дружественным к человеку, больше остальных (живых существ), приходя к нему и своими приятными движениями беседуя с ним. Посему виновник зла — диавол чрез него предложил прародителям самый злой совет. А с другой стороны, земля сама собой приносила плоды, для того чтобы ими пользовались подчиненные человеку живые существа; также не было на земле ни дождя, ни зимы». 217 Как видим, по учению святых весь мир до грехопадения был принципиально иным, по сравнению с нашим и в нем не было места для тления и смерти. Поэтому и говорит о раеподобии первозданного мира преп. Симеон: «Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо, и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения. Рая тогда еще не было. Но этот мир был от Бога, как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его.» 218  Посвященный в таинства нетленного мира Моисей открывает нам повеления Господни: « И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть по всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

В том, что чревоугодие ведет к сребролю­бию и скупости, мы убедились в предшествую­щей главе. Сребролюбие внушает [мысль] о долгой старости, немощи рук, неспособных уже трудиться, будущем голоде и болезнях, скорбных тяготах бедности и о том, сколь постыдно принимать от других [все] необходимое 214 . В зависимость от чревоугодия Евагрий ставит и  гнев, третью «порождающую» страсть, а также печаль. Причины этого лежат на поверхности. Скрытое отношение между тщеславием и высокомерием, с одной сто­роны, и чревоугодием, с другой, уже выяви­лось в цитированных текстах, где Евагрий ана­лизирует парадоксальную связь чревоугодия с лишенным меры подвигом поста. В другом месте речь идет о том же: Против помыслов тщеславия, которые вследствие [нашего] малодушия готовы открыть наш подвиг поста, дабы ум, избавленный и освобожденный от помыслов чревоугодия, был прикован и удержан помыслами тщеславия. Гнусные демоны измышляют это для того, чтобы ум не мог ни возвыситься сам, ни возвести к Богу свой взор, устремив его выше помыслов. – [Говори]: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою 215 . Против высокомерных помыслов, которые хвалят меня, как если бы я, молясь, не просто подчинил себе чрево, но и победил гнев, [говори]: Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною 216 . Наконец, поскольку уныние (akdia) в аске­тической традиции считается следствием и средоточием почти всех страстей, напраши­вается связь уныния с чревоугодием. Так оно и есть – Евагрий лаконично выражает эту связь на языке библейской символики: Завладевший челюстью оттеснил иноплеменников  и с легкостью растерзал узы рук своих 217 . На месте, где была подъята челюсть, забил источник воды, а освобождение от чревоугодия порождает деятельное созерцание 218 . В этих колоритных сентенциях имеется в виду Самсон, нашедший ослиную челюсть, «подъявший» ее – то есть освободившийся от страстей – и убивший ею тысячу филистим­лян (символ «иноплеменников», то есть демон­ских сил), которые захватили «землю обетован­ную» (то есть ведение Бога и Его творения). Место, на котором Самсон нашел ослиную челюсть, было названо им Рамаф-Лехи (в гре­ческом переводе 70 толковников – anairesis siagonos, то есть «подбирание челюсти») 219 . Там же Бог по его просьбе извел из скалы источник (символ ведения) 220 . Кстати сказать, этот сюжет может служить наглядным примером того, как в древности интерпретировался священный текст: ведь для современного читателя сим­волический смысл Писания просто скрыт от глаз, в Писании он видит только историческое повествование.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010