Пора сделать Лавре и праздничную разницу... Не люблю я нынешней парчи дорогой, но пеньковой, тяжёлой и непрочной. Есть в Лавре пунцовый бархат – не прикупить ли и вышить золотом оплечья, так чтобы сделать риз 12 и столько же стихарей?» (7:3–4). Сам Святитель любил совершать Богослужение с немногими сослужителями. «Надобно, чтобы у меня меньше было сослужащих, нежели у Патриарха Александрийского, а думаю и у него не много» (4:34). Недопустимы при Богослужении как поспешность, так и косность – «без поспешности и без косности» (14:190; 23:82). «Православное Богослужение древнее, мудрое, полное благодати и назидательности, мы исполняем слабо, спешим, сокращаем – и ещё стесняем оное новосоставленными песнопениями, подражая, одному или двум истинно церковным, во внешней форме, немного заботясь о том, ясен ли в них дух жизни. Что нужнее: стараться ли дать большую силу существенному Богослужению или усложнить стесняющую его силу? Вот вопрос достойный внимания и заботы» (4:651; 23:82). Но не следует и слишком затягивать Богослужение. К архиепископу Евлампию (Пятницкому) святой Филарет писал: «Не раз уже говорили мне, что священнослужение Ваше слишком продолжительно. Обратите внимание и на немощь человеческую» (29:521). «Продолжительное священнодействование Ваше требует осмотрительного рассуждения, соответствует ли оно цели назидания. Мне сказали, что один из членов высших служебных сословий, известный усердием к Церкви, охотно выдерживавший довольно продолжительную церковную службу другого архиерея, однажды только мог выслушать Литургию Вашего служения, а потом должен был перейти в другой храм. Таких людей надлежит привлекать к общению молитв, а не удалять: и потому не должно ли соразмерять подвиг с немощью. Верный личный слышатель пересказал мне отзыв покойного владыки Новгородского (митрополита Серафима (Глаголевского). -К . С.) о Вашем служении: «Если он подвижник, пусть подвизается в молитве в келье, сколько желает, а в церкви пусть сообразуется с обычаем и с мерою внимания и силы предстоящих». Соглашаюсь с ним и обращаю на оное Ваше внимание ради пользы Церкви и пользы Вашей» (29:527–528; 36:21–22). «Соразмерьте дело святого усердия с немощью многих и изберите средину, удовлетворительную для чина и усердствующих, и не слишком обременительную для немощных. А меня простите, что говорю сие, не аки уча, на что права не имею, но миру Вашему и Вашего служения, если можно, споспешествовать желая с любовью» (36:19).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Случалось и то, что Государь разрешал и признавал законными такие браки, которые канонически не допускались, напр., брак городового секретаря Повало-Швыйковского, женившегося на сестре своего зятя. Синод положил расторгнуть этот брак, но Государь на докладе синодальном написал: «Брак расторгать, когда он дозволен был духовными начальством. Я признаю несправедливым и неудобным». Серафим, по этому случаю, осмелился в письме к Государю заметить, что синод, как частный собор, признавал и признает себя невластным, как по справедливому уважению к порядку иерархическому, так и по долгу предосторожности против соблазна, отступать в важных делах церковного правосудия от постановлений вселенских соборов (Письмо Серафима от 20-го декабря 1827 г., также доклад от 24-го декабря того же года за 266). В другой раз дано было Государем позволение одному женатому вступить в монашество; но когда ему было представлено, что это незаконно, то он написал: «Я не знал правила и считал, что каждый женатый по желанию принят быть может в монашество». (См. доклад за 1830 г. 54). Собранные нами материалы позволяют нам, однако же, представить следующие, более или менее подробные биографические и другие заметки о каждом из лиц, присутствовавших в синоде в продолжение царствования Императора Николая: 1) Серафим, митрополит новгородский и с.-петербургский, стоял у кормила церковного управления слишком двадцать лет (он был первоприсутствующим в синоде с 1821 по 1843 год) и имя его навсегда останется в истории нашей церкви. Ученик знаменитого Платона – этого воспитали многих наших иерархов – известный в мире под скромным именем Стефана Глаголевского, он вступил в монашество по настоянию и убеждению своего учителя, в 1787 году, и под главным его надзором проходил первые иерархические должности, по его представлению получил сан архимандрита Можайского Лужецкого монастыря (1795 года), потом Заиконоспасского и ректора московской духовной академии (1798) и наконец сделан был его викарным (1799). Самостоятельное управление Серафима епархиями началось с 1804 года, когда его назначили епископом в Вятку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

назначен и рукоположен в 1569 (управлял после 1575) 10.02.1607 Иеремия (Тиссаровский), епископ рукоположен с января 1608 (избран в 1607) 01.03.1641 Арсений (Желиборский), епископ рукоположен с 17.11.1641 (управлял с 04.06.1641) 18.09.1662 Афанасий (Желиборский), епископ рукоположен в феврале 1663 Иеремия (Свистельницкий), епископ рукоположен в мае 1668 (избран в 1667) Иосиф (Шумлянский), епископ утверждён на кафедре с 26.06.1668 по 1677 принял тайно унию; 23.07.1708 (1710) Далее православных владык на кафедре не было. Минская Учреждена 13 апреля 1793 года Минская, Изяславская и Брацлавская Кафедра в городе Слуцке Имена Сведения бывший епископ Переяславский, викарий Киевской епархии с 13.04.1793 по 12.04.1795 переименован архиепископ Минский и Волынский Минская и Волынская С апреля 1795 года Кафедра в Минске Имена Сведения Виктор (Садковский), архиепископ бывший епископ Минский, Изяславский и Брацлавский с 12.04.1795 по 13.05.1796 архиепископ Черниговский и Нежинский Иов (Потёмкин), архиепископ бывший епископ Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиепископ Минский и Литовский Минская и Литовская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Иов (Потёмкин), архиепископ бывший епископ Минский и Волынский с 16.10.1799 по 07.02.1812 архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический Серафим (Глаголевский), архиепископ бывший епископ Смоленский и Дорогобужский с 07.02.1812 по 30.08.1814 архиепископ Тверской и Кашинский Анатолий (Максимович), архиепископ бывший епископ Переяславский и Полтавский с 07.02.1816 по 10.02.1832 архиепископ Симбирский и Сызранский Евгений (Бажанов) епископ бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 17.02.1832 по 30.04.1833 переименован епископ Минский и Гродненский Минская и Гродненская С 30 апреля 1833 года Имена Сведения Евгений (Бажанов), епископ бывший епископ Минский и Литовский с 30.04.1833 по 01.09.1834 архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии бывший епископ Калужский и Боровский с 05.09.1834

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Немиров Иона Макарович; 15.06.1810, погост Руново Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ.- 12.05.1897, тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), архим., миссионер. Род. в семье дьячка ц. в честь Воскресения Господня (не сохр.). Окончил Ярославскую ДС, в 1836 г. был направлен в СПбДА. 7 сент. того же года в Александро-Невской лавре принял монашеский постриг, 3 нояб. рукоположен во диакона. В 1839 г. окончил СПбДА со степенью кандидата. Как слушателя высшего отд-ния академии его рекомендовали в новый состав Пекинской духовной миссии сроком на 10 лет. Согласно рапорту С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) от 15 июня 1839 г., И. сначала отказался от поездки, сославшись на состояние здоровья и бедность престарелого отца, однако позже, вероятно под влиянием деятельности синолога мон. Иоакинфа (Бичурина) , согласился. И. был назначен членом 12-й Пекинской духовной миссии 14 июля 1839 г., 18 нояб. того же года рукоположен во иерея, прибыл в Китай в 1840 г. Быстро овладев с помощью толкового словаря «Кан-си цзыдянь» необходимыми знаниями кит. языка, И. занялся изучением кит. религ. обрядов, связанных с похоронами. Перевел на рус. язык изложение истории Китая до династии Цин «Беглое обозрение китайской империи Ду-Джао» (Б-ка Казанского гос. ун-та. Ркп. 1518). В 1850 г. вернулся в Россию. По дороге в пограничной торговой слободе Кяхте 9 июля того же года передал в дар местному уч-щу кит. языка коллекцию кит. книг (13 наименований). В 1851 г. пожертвовал в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь напрестольный серебряный ковчег, в 1854 г.- 4 фунта 27 золотников шелка в пользу войск, находящихся в Крыму, а в 1859 г.- нек-рые книги в Старорусское ДУ. 23 февр. 1851 г. И. был возведен в сан архимандрита, 21 апр. того же года назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря . Одновременно с 28 мая 1852 по 1 мая 1853 г. исполнял обязанности благочинного мон-рей С.-Петербургской епархии. С 15 июля 1853 г. вместе с архим. свт. Игнатием (Брянчаниновым ; впосл. епископ Кавказский) провел ревизию описей, церковного и ризничного имущества обителей епархии, составил «Археологическое описание древностей, найденных в 1854 г. в мон-рях С.-Петербургской епархии» (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1799; публ.: Игнатий [Брянчанинов], свт. Полное собр. творений. М., 2002. Т. 3. С. 299-366). Совпадение текста и структуры этой рукописи и большей части анонимного издания «История и древности 3-классного Троицкого Зеленецкого монастыря С.-Петербургской епархии» (СПб., 1866) позволяет считать И. главным автором данной книги. В Зеленецкой обители над мощами прп. Мартирия на средства благотворителей И. устроил в 1855 г. медно-серебряную раку с барельефными сюжетами из жития (установлена в 1857).

http://pravenc.ru/text/468737.html

во имя св. Параскевы Пятницы ( Петрова. 2006. С. 170). Бедному причту ц. св. Иоанна на Опоках помог новгородский губернатор Э. В. Лерхе: он обратился к известным ему благотворителям о постройке 2-этажного церковного дома (освящен 29 авг. 1874). Значительные пожертвования на различные нужды делали главы епархии. В 1841-1842 гг. незадолго до смерти митр. Серафим (Глаголевский) сделал крупные денежные пожертвования в церкви, мон-ри и семинарии епархий, в т. ч. и Новгородской (2142 р. 85 к.). Известна щедрая благотворительность митр. Никанора (Клементьевского), к-рый на собственные средства устроил сень над престолом главного алтаря Софийского собора, в 1854 г. пожертвовал 2,2 тыс. р. на имя правления Новгородской ДС для содержания на проценты одного ученика из сирот и детей бедных родителей, внес в опекунский совет по 500 р. на жен. мон-ри (Духов, Покровский Зверин, Десятинный, Сырков и Воскресенский Горицкий). С преобразованием в 1875 г. муж. Деревяницкого мон-ря в женский и открытием в нем жен. уч-ща для сирот духовенства Новгородской епархии духовенство приглашалось к ежегодным пожертвованиям на это уч-ще, причем пример подал митр. Исидор (Никольский), к-рый пожертвовал 1 тыс. р. на стипендию своего имени. Впосл. на личные средства митрополита за оградой Деревяницкого мон-ря для уч-ща, преобразованного в жен. епархиальное, был построен 3-этажный кирпичный корпус (освящен митр. Исидором 12 авг. 1884). В ознаменование 50-летия архиерейского служения митрополита (1884) духовенство, старосты, чиновники консистории собрали 9482 р. на вспомоществование многосемейным вдовам священнослужителей процентами с этого капитала. В правление имп. Александра II церковная благотворительность приобрела общественный и постоянный характер: повсеместно создавались церковноприходские попечительства. Попечительства призваны были содействовать всем благотворительным учреждениям и об-вам, действующим в пределах прихода. В их ведении были церковноприходские школы, больницы, приюты и богадельни. Одно из первых попечительств в епархии открыто в 1872 г. при ц. во имя Феодора Стратилата на Щиркове ул. в Новгороде. Попечительствам при соборах Валдая и Боровичей пришлось понести особые труды: в Валдае 21 мая 1887 г. сгорело 250 домов и пострадал Троицкий собор; в Боровичах стены построенного во 2-й пол. XVIII в. Введенского собора стали давать трещины и потребовалось укрепление фундамента. К кон. XIX в. в Новгородской губ. большая часть благотворительных об-в и учреждений находилась в ведении 2 ведомств - Синода (136) и Мин-ва внутренних дел (72); на территории губернии действовали 145 церковноприходских попечительств, число последних к 1915 г. достигло 664 (Новгородская епархия//НЭС. 1916. Т. 28. Стб. 704).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Вятская Учреждена в 1657 году Вятская и Великопермская Кафедра в Вятке Александр епископ, бывший еп. Коломенский с 5.12.1657 по 8.01.1674 на покое; †16.10.1679 Иона (Баранов) епископ, рукоположен, с 23.08.1674 архиепископ с 12.03.1682 †8.10.1699 Дионисий (Ушаков) архиепископ, рукоположен с 4.08.1700 по 1718 Алексий (Титов) епископ, бывший еп. Сарский и Подонский, с 25.01.1719 архиепископ с 15.02.1731 по 26.09.1733 Лаврентий (Горка) епископ, бывший еп. Рязанский и Муромский с 26.09.1733 архиеп. Рязанский и Муромский †9.04.1737 Киприан (Скрипицын) епископ, рукоположен с 31.12.1737 по 18.05.1739 еп. Коломенский и Каширский Вениамин (Сахновский) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 18.05.1739 по 2.12.1742 еп. Воронежский и Елецкий Варлаам (Скамницкий) епископ, рукоположен с 27.02.1743 по 28.02.1748 еп. Устюжский и Тотемский Антоний (Илляшевич) епископ, рукоположен с 25.05.1748 †16.11.1755 Без архиерейства три года Варфоломей (Любарский) епископ, рукоположен с 19.07.1758 †5.06.1776 Лаврентий (Баранович) епископ, рукоположен с 6.08.1774 †13.03.1796 Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, рукоположен с 1.07.1796 по 16.10.1799 переименован еп. Вятский и Слободский Вятская и Слободская С 16 октября 1799 года Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, бывший еп. Вятский и Великопермский с 16.10.1799 по 29.01.1804 еп. Рязанский и Зарайский Серафим (Глаголевский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 29.01.1804 по 7.07.1805 еп. Смоленский и Дорогобужский Гедеон (Ильин-Замыцкий) епископ, рукоположен с 20.08.1805 †3.05.1817 Амвросий (Рождественский- Вещезеров), епископ, рукоположен с 15.07.1817 по 28.10.1822 архиеп. Тобольский и Сибирский Павел (Морев-Павлов) епископ, рукоположен с 27.05.1823 по 19.03.1827 еп. Могилевский и Витебский Кирилл (Богословский-Платонов), епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 26.03.1827 по 24.01.1832 архиеп. Подольский и Брацлавский Иоанникий (Образцов) епископ, рукоположен с 3.04.1832 по 16.11.1835 еп. Оренбургский и Уфимский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По письменному завещанию М. в 7 мужских и 4 жен. мон-ря Черниговской епархии разослали по 25 р. на его поминовение. Тысяча рублей, завещанная им в 1813 г. на те же цели Черниговскому архиерейскому дому, определением Синода от 10-21 апр. 1822 г. была переадресована в пользу Александро-Невской лавры. Столичная кафедра вдовствовала почти 3 месяца. Император, находившийся с окт. 1820 г. за границей, вернулся в С.-Петербург через 2 месяца после кончины М. Преемником М. стал иерарх «охранительного направления» митр. Серафим (Глаголевский), назначенный 19 июня 1821 г. Ю. Е. Кондаков именует М. «негласным главой православной оппозиции», к-рая якобы существовала при его жизни ( Кондаков Ю. Е. Архим. Фотий (1792-1838) и его время. СПб., 2000. С. 117). В действительности группировка, нацеленная на противодействие религ. курсу имп. Александра I, т. е. на ликвидацию возглавляемых кн. Голицыным «двойного министерства» и Российского Библейского об-ва, сформировалась не ранее 1822 г. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 83. Д. 479; Оп. 94. Д. 761; Оп. 99. Д. 277; Оп. 102. Д. 358; Ф. 797. Оп. 2. Д. 1698. Лит.: Северная Почта, или Новая Санктпетербургская газ. 1815. 24. С. 1-2; 1817. 2. С. 2; 10. С. 1; 1819. 48. С. 2; 64. С. 2; [Некр.]//Моск. вед. 1821. 33. 23 апр. С. 993-994; Евгений. Словарь. 1827. Т. 2. С. 75-79; Очерк жизни Михаила, митр. С.-Петербургского, Новгородского, Эстляндского и Финляндского. М., 1857; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1. С. 104-111; Троицкий П., свящ. Высокопреосв. митр. Михаил//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 8. С. 25-32; Знаменский П. В. Чтения из истории Русской Церкви за время царствования имп. Александра I. Каз., 1885; Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й пол. текущего столетия. СПб., 1894; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новг., 1897. С. 151-159; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913: Ист. исслед. СПб., 1913. С. 847-860; Страхова Я. Митр. Михаил (Десницкий): (1762-1821)//София. Новг., 2001. 3. С. 35-36; Серебрякова Ю. В. Обзор деятельности секретных комитетов по расколу в царствование имп. Александра I//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2012. Вып. 3(46). С. 30-39.

http://pravenc.ru/text/2640894.html

Нотбеком - ап. Иоанн, Ф. Г. Солнцевым - ап. Матфей, Н. М. Тверским - ап. Лука). В 1829 г. основные работы были завершены. В том же году по инициативе императора был объявлен конкурс на сооружение нового иконостаса. В конкурсе участвовали 16 архитекторов, 3 марта 1834 г. в нем победил К. А. Тон (конкурсные проекты А. П. Брюллова, В. И. Гесте, А. И. Мельникова, О. Монферрана, И. И. Шарлеманя хранятся в Научно-технической б-ке С.-Петербургского гос. архитектурно-строительного ун-та; Худож. газета. СПб., 1836. 1. С. 10-12; Завьялов. Серебряный иконостас. 1895. 29/30. С. 722-734; Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1989. С. 59-63). Иконостас был изготовлен на фабрике Ж. Герена (вес серебряной облицовки 100 пудов) и освящен 22 окт. 1836 г. митр. Серафимом (Глаголевским). Иконостас выполнен в лаконичных классицистических формах, его основу составляли 4 яшмовые колонны коринфского ордера. Круг золотого сияния над царскими вратами, излучаемого Всевидящим Оком (выполнен по проекту Воронихина), Тон и его помощник А. Росси сохранили и увенчали широкой аркой, соответствующей линиям арок и сводов здания. Большие запрестольные образы в академической традиции исполнили Ф. А. Бруни («Покров Богородицы», 1840), П. В. Басин («Введение во храм», 1841) и К. П. Брюллов («Взятие Богородицы на небо», 1842) (Новые запрестольные образа Казанского собора//Худож. газета. 1840. 14. С. 1-9). При устройстве нового иконостаса его средняя часть была «углублена» в сторону алтаря, а боковые крылья увеличены. В них были помещены иконы небесных покровителей семьи имп. Николая I работы В. К. Сазонова и Ф. П. Брюллова (свт. Николая, равноап. Константина, ап. Петра - Сазонов, ГРМ; св. царицы Александры, св. Александра Невского, прор. Анны, св. Елисаветы, равноап. Ольги). В 1862-1866 гг. акад. И. А. Тюрин осуществил реставрацию икон и росписей собора. Часть икон, написанных Боровиковским для иконостаса (вмц. Екатерины, равноап. Константина, равноап. Елены), он заменил собственными копиями (иконы вмц. Екатерины письма Боровиковского и равноап.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Вслед за ректорством Филарет получил в свое время настоятельство в новгородском юрьеве монастыре. С 1813 года имел орден Владимира 2-й степени, с 1814-го – степень доктора богословия и пожизненную пенсию в полторы тысячи рублей, с 1816-го года-настоятельство в московском ставропигиальном новоспасском монастыре, в 1817 году, 5 августа, хиротонисан был во епископа ревельского, викария петербургской митрополии, в 1818 году получил аннинскую звезду, 15 марта 1819 года назначен архиепископом в Тверь, но еще целый год оставался в Петербурге и к своей новой пастве обратился только с посланиями. В Твери ему пришлось пробыть только три-четыре месяца, в 1820 году, как 26 сентября 1820 года он был переведен в Ярославль. Эту епархию Филарету не пришлось даже увидеть. 3 июля 1821 года он был переведен архиепископом в Москву. Около трех месяцев перед этим Филарет, оставаясь в Петербурге, был там старшим из иерархов. После этого нового назначения он уехал на свою новую кафедру и не являлся в Петербург целый год. В конце лета 1822 года он вернулся в Петербург, но теперь, уже сам независимый и сложившийся, нашел в изменявшемся Петербурге далеко не подходящую для себя среду. Весь год он прозанимался составлением катехизиса, по поручению синода, – наследственное поручение, оставшееся от митрополита Михаила, а затем, чувствуя со свойственною ему проницательностью, что в воздухе нависла тучи и носятся элементы жестокой борьбы, предпочел уклониться и отпросился в двухгодичный отпуск в Москву, быть может не симпатизируя в полной степени ни той, ни другой из борющихся сторон. «Мода на него спала, как говорят», писал о нем один архиерей, бывший в Петербурге, другому – в провинцию. Однако, в Москву Филарет привез с собою новую, александровскую звезду. Глава XII. Борьба с мистицизмом Заявления архимандрита Иннокентия Смирнова . – Архимандрит Фотий Спасский . – Увлечения мистицизма. – Митрополит Серафим Глаголевский. – Деятельность против мистицизма. – Упразднение соединенного министерства духовных дел и народного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Преемником владыки Михаила стал митрополит московский Серафим (Глаголевский). Сын дьячка, род. в 1763 г. он воспитывался в славяно-греко-латинской академии, был слушателем московского университета и семинарии Новиковского «Дружеского общества». После пострижения он был преподавателем и префектом академии, управлял несколькими епархиями, проявляя отличные административные способности. В 1819 г. был митрополитом московским. В начале деятельности Библейского общества, он принимал в ней большое участие. Но, когда определилось его вредное Церкви направление, владыка Серафим вступил с обществом в борьбу. Он сблизился с архим. Фотием, часто вызывал его к себе, в 1822 г. поместил его в Лавре. В этом году Фотий был принят государем и произвел на него большое впечатление своей личностью и сказанным об опасностях, грозящих Церкви. У государя и до этого возникали сомнения в правильности мистицизма. Еще в 1818 г., в разговоре с графиней С. И. Соллогуб, он восторгался простой и чистой верою, говоря: «Одни лишь безпокойные умы находят отраду в тонкостях, которые и сами не понимают... Обязанности, налагаемые на нас, надо исполнять просто, быть только хорошими последователями, не теряясь в утонченных изысканиях, которые нам вовсе не предписаны». Другим деятельным противником Голицына стал президент Российской Академии, адмирал Шишков, горячий противник перевода Библии на «простонародное» наречие. В 1822 г. последовал Высочайший указ о закрытии масонских и других тайных обществ. Архим. Фотий в 1824 г. усилил обличение Голицына. 23 апр. он писал последнему: «Умоляю тебя, Господа ради, останови ты книги, кои в течение твоего министерства созданы против Церкви, власти царской, против всякой Святыни и в коих возвещается революция». 25 апр., на квартире гр. Орловой, он предал анафеме, пришедшего туда, Голицына. Митр. Серафим решительно выступил перед государем против министра. Когда император послал к нему гр. Аракчеева, уговаривая помириться с Голицыным, то митрополит ответил отказом и просил передать монарху, что готов оставить свою кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010