Адриановской, в Мещанской, ц., протоиерея о. К.М. Маркова: Протоиерей К.М. Марков На стипендию имени Амфитеа Священник М В. Славский На стипендию имени Амфитеа Псаломщик Н.Н. Смирнов На стипендию имени Амфитеа Александровской, в Александровском Институте, ц., свящ. о. И.Г. Соколова: Священник И.Г. Соколов —39— 164. Богородицкой, в Старо-Екатерининской больнице, ц., свящ. о. Ф.Д. Померанцева: Екатерининской, в Екатерининском Институте, ц., свящ. о. И.В. Арсеньева: Священник И.В. Арсеньев Духосошественской, на Лазаревском кладбище, ц., благочинного, протоиерея о. В.Ф. Остроухова: Протоиерей В.Ф. Остроухов Знаменской, в Переяславской слободе, ц., свящ. о. С.И. Глаголевского: Протоиерей о. Г. Иак. Коссин Кресто-Воздвиженской, на Убогих Домах, ц., свящ. о. С.А. Голубева: Священник С.А. Голубев Марие-Магдалининской в приюте для слепых, ц., свящ. о. М.Н. Соловьева: Священник М.П. Соловьев Николаевской, в Инженерном Училище, ц., свящ. о. Н.Г. Попова: Священник Н.Г. Попов Петропавловской, в Мариинской больнице, ц., свящ. о. А.И. Померанцева: Священник Н.А. Машков Церковный староста В. Смирнов … Т-во Болотнова Малышева —40— 173. Троицкой, на Капельках, ц., свящ. о. А.П. Соколова: Церковный староста К.Е. Кукушкин Троицкой, на Пятницком кладбище, ц., свящ. о. С.С. Недумова: А. Николаев Б. Большев A. Недумов В. Недумов И. Скоромнов A. Булин B. Фролов Н. Зорин И. Савватеев Р. Бурт Н. Никишин Ф. Малышев Троицкой, в Троицкой слободке, ц., свящ. о. А.Н. Стефановского: О. М. Щербакова Е.А. Чебыкина —41— Сретенского сорока, 3-го отделения: Александро-Невской, в Покровской мещанской богадельне, ц., свящ. о. Н.П. Соловьева: Александре-Невской, в училище Принца Ольденбургского, ц., свящ. о. А. П. Громоковского: Богоявленской, в Елохове, ц., протоиерея о. И.Я. Березкина: Протоиерей И.Я. Березкин Священник И.И. Архангельский Священник. И.Д. Воздвиженский И. Гулев Вознесенской, на Гороховом поле, ц. свящ. о. А.Г. Покровского: Священник А.Г. Покровский Воскресенской, в Екатерининском богадельном доме, ц., свящ. о. Н.М. Руднева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преемником Глаголевского на кафедре истории был учитель риторики Алексей (Августин) Виноградский, который в двухмесячном отзыве о своих чтениях писал: in classe historiae enarratum est de vitis factisque imperatorum, quosquos jam magnitudine sua laborans Roma habuit usque ad Constantinum magnum, qui splendore divinae veritatis captus, et ipse quidem a profanis stipendiis ad Christi vexilla convolavit et suos ad eadem convocandos curare nusquam desiit» 221 . В начале текущего столетия Платон отменил особый истороческий класс и приказал «обучать истории в четырех классах: поэзии, риторика, философии и богословии, каждому учителю в своем классе; в поэзии и риторике сокращенную истории, а в философии и богословии пространнейшую, и в богословии наиболее церковную.» По соображениям ректора и префекта в двух первых классах назначено для истории два часа в неделю, а в двух высших четыре часа. В поэзии руководством назначена сокращенная универсальная история Голберга; в риторике сверх повторения той же истории назначено «преподавать русскую историю по Несторовой (Кеннгсбергский список) и Никоновской летописи, делая сокращенно продолжение из Щербатова и наблюдая везде за первое, чтобы ученики твердо знали хронологию и родословие. В философии в руководство предназначена полная универсальная история по расположению Маттея о четырех Монархиях. В богословии, повторив кратко универсальную истории, предполагали заниматься более церковною, последуя в порядке Лангию и ведя по нему сокращеннейшее расположение церковной истории, делать дополнение, где следует, из Евсевия, Сократа, Созомена , Феодорита и из новейших: Мосгемия и Бингама». Платон утвердил и эти соображения начальства семинарии, написав на представлении: «поступать по сему: а более завпсит от благоразумных и рачительных учителей» 222 . Относительно изучения истории взгляд Платона высказан в его инсгрукции 1802 года, написанной для Вифанской семинарии и введенной в Троицкую; «ученикам (риторики) изучать краткую историю всесветную и российскую, а учителя долг есть только наблюдать, чтоб они сие твердо знали; ибо знание истории со- стоит наипаче в чтении и памятовании ее, а толкования много не требует.» Руководством при чтении русской церковной истории служила история Платона, русской гражданской – история Щербатова, для всеобщей – Фрейера и Шрекка.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Ссылаясь на то, что Св. Синод одобрил их в качестве " руководства " , но " не именует открыто символическими книгами " , Пономарев пишет в своей статье в Богословской энциклопедии, что, " выдерживая строго характер воззрения Св. Синода, следует на означенные памятники смотреть именно как на руководство к приобретению богословского познания, а пользуясь выражением ученых, – называть символическими книгами, но только в относительном, а не абсолютном смысле слова " и при этом " под непременным условием точного согласия их по содержанию с древневселенским учением " . Но и с таким ограниченным выделением согласиться трудно. Относительно Православного Исповедания и Исповедания Досифея не будем повторять, что уже было сказано нами о их содержании, достоинствах и недостатках. Критерия сравнения с " древневселенским учением " они во всяком случае не выдерживают ни в смысле точности, ни в смысле уровня богословской мысли. Многие символические тексты эпохи после Вселенских Соборов несравненно ценнее их. Да и " приятие " их Русской Церковью относительное и сравнительно позднее. Правда, Православное Исповедание было издано в Москве в 1696 г. при патр. Адриане и на него, как и на Исповедание Досифея, ссылается Духовный регламент Петра Великого в 1722 г. Трудно, однако, придавать церковное значение свидетельству Духовного регламента, ибо он сам нуждается в свидетельстве о православии и церковности. Как бы то ни было, оба Исповедания не пользовались почти никаким влиянием в русском богословии до 30-40-х годов XIX в., т.е. до эпохи обер-прокурора Св. Синода графа Протасова. Что касается Катехизиса Филарета, мы, конечно, не можем дать здесь подробный богословский разбор этой книги. Скажем только, что по своему богословскому уровню он, несомненно, выше Православного Исповедания и Исповедания Досифея, на которые он ссылается в последней своей, " протасовской " переработке. Как известно, текст Катехизиса, изданного в 1823-1824 гг., дважды подвергался изменениям. В издании 1827-1828 гг., когда, впрочем, дело ограничилось заменой библейских и святоотеческих цитат на русском языке церковнославянскими, и 1839 г., когда были произведены более существенные изменения в тексте по настоянию обер-прокурора Протасова в сотрудничестве с митрополитом Серафимом (Глаголевским) и другими членами Св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Серафим Афанасьев (иногда Трофимов, неправильно) АСКИНСКАЯ 16.02(01.03)1923 11(24)08.1923 БИРСКАЯ 19.05(01.06)1926 17(30)11.1927 СТЕРЛИТАМАКСКАЯ 12.1928 13(26)03.1929 в/у ЯРАНСКАЯ 04(17)10.1928 13(26)03.1929 ЯРАНСКАЯ 13(26)03.1929 25.02(09.03)1932 в/у ВЯТСКАЯ 06(19)09.1930 23.01(05.02)1931 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 25.02(09.03)1932 29.07(11.08)1933 ХАБАРОВСКАЯ 29.07(11.08)1933 09(22)11.1933 РОСТОВСКАЯ 09(22)11.1933 17(30)11.1935 Серафим Велицкий КРЕСТЕЦКАЯ БОРОВИЧСКАЯ МАЛОВИШЕРСКАЯ в/у НОВГОРОДСКАЯ Серафим Виноградов КОЛЫМСКАЯ ЯКУТСКАЯ Серафим Гачковский в/у АСТАНАЙСКАЯ 29.10(11.11)1975 30.11(13.12)1975 АСТАНАЙСКАЯ 30.11(13.12)1975 01(14)04.1982 Серафим Глаголевский ДМИТРОВСКАЯ 26.12.1799 29.01.1804 ВЯТСКАЯ 29.01.1804 07.07.1805 СМОЛЕНСКАЯ 07.07.1805 07.02.1812 МИНСКАЯ 07.02.1812 30.08.1814 ТВЕРСКАЯ 30.08.1814 15.03.1819 МОСКОВСКАЯ 15.03.1819 29.06.1821 НОВГОРОДСКАЯ 29.06.1821 17.01.1843 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 29.06.1821 17.01.1843 Серафим Голубятников МОЖАЙСКАЯ 02.01.1905 15.02.1908 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 15.02.1908 20.03.1914 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 20.03.1914 10.05.1917 Серафим Жемчужников АКСАЙСКАЯ 21.07.1885 17.10.1887 Серафим Зализницкий в/у БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ 18(31)07.1994 19.07(01.08)1994 БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ 19.07(01.08)1994 Серафим Зборовский ПОКРОВСКАЯ 20.04(03.05)1931 21.08(03.09)1931 ПУГАЧЕВСКАЯ 21.08(03.09)1931 06(19)10.1932 МЕЛЕКЕССКАЯ 06(19)10.1932 16(29)06.1934 в/у СИМБИРСКАЯ 23.09(06.10)1933 16(29)06.1934 ЧЕБОКСАРСКАЯ 16(29)06.1934 09(22)11.1934 в/у АЛАТЫРСКАЯ 16(29)06.1934 09(22)11.1934 ЧИТИНСКАЯ 09(22)11.1934 04(17)01.1935 КРАСНОЯРСКАЯ 27.08(09.09)1935 19.03(01.04)1936 в/у АЧИНСКАЯ 27.08(09.09)1935 19.03(01.04)1936 АКТЮБИНСКАЯ 09.1936 22.08(04.09)1937 в/у КУСТАНАЙСКАЯ 09.1936 22.08(04.09)1937 ДМИТРОВСКАЯ 21.12.1919 03.011920) 12(25)04.1928 Серафим Игнатенко НОВООСКОЛЬСКАЯ Серафим Кокотов ГОМЕЛЬСКАЯ 04(17)12.1934 14(27)05.1935 ТОМСКАЯ 14(27)05.1935 18(31)05.1936 Серафим Коровин КУНГУРСКАЯ, обн. 23.03(05.04)1925 03(16)07.1925 в/у КРАСНОУФИМСКАЯ, обн. 23.03(05.04)1925 03(16)07.1925 ТЮМЕНСКАЯ, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его поддержал митрополит Петербургский Серафим (Глаголевский). По мнению Флоровского, это было связано с интригой Аракчеева, видевшего в Голицыне главного конкурента. Во всяком случае, 15 мая 1824 г. Голицын был уволен, Сугубое министерство упразднено. В заключение характеристики Голицына следует привести эпизод с книгой «Разговор о бессмертии души над гробом младенца». Автора этой весьма благочестивой книги Евстафия Станевича выслали из столицы и еще строже наказали цензора, одобрившего издание книги архимандрита Иннокентия (Смирнова) , ректора Петербургской духовной академии. Официальным предлогом была аморальность темы смерти младенца, но на самом деле это была месть Голицына за косвенную критику в книге его Сугубого министерства и выпады против лабзинского «Сионского вестника». Это было в 1818 г. А сразу же после отставки Голицына автор и цензор книги были оправданы, книга издана колоссальным для того времени тиражом 2500 экземпляров и рекомендована Синодом как нравственно-назидательное чтение. Интересно, что и запрещена, и реабилитирована книга была по личному распоряжению императора! Заслугой голицынского министерства, однако, надо признать предпринятый под покровительством открытого Библейского общества, филиала Британского библейского общества, перевод на русский язык Священного Писания. Председателем Общества был до своей отставки Голицын, научный перевод с еврейских и греческих текстов делался профессорами и бакалаврами Петербургской академии, где одним из главных энтузиастов и переводчиков был молодой Филарет (Дроздов) , будущий митрополит Московский. Филарет боролся и за переход семинарий и академий с латыни на русский язык, но этого ему удалось добиться только при Николае I. В 20-е гг. было напечатано первое полное русское издание Нового завета с Псалтирью и Пятикнижие Ветхого Завета. Однако назначенный новым министром народного просвещения престарелый адмирал Шишков, который по привычке незаконно продолжал командовать Синодом, повел борьбу против русской Библии .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во всяком случае педагогическая карьера кончилась к большой чести Смарагда 145 , – и начиналось более великое архипастырское поприще, каковое он предварил замечательной речью при своём наречении 146 . Сознание высоты епископского сана и ответственности архиерейских обязанностей побуждают оратора засвидетельствовать пред «Святейшим сословием» что он, «приняв жребий служения Святительского, ради спасения душ, смотрению его вверенных, не станет дорожить собственным покоем, выгодами жизни и самой жизнью; не отречётся понесёт за них бесчисленные скорби, труды, крест и самую смерть по образу Пастыреначальника Иисуса; с помощью Божественной благодати не постыдится всегда, призрети на вся заповеди ( Пс.118:6 ); в звании Пастыря не будет искать приятностей жизни сей, пищи самолюбию и честолюбию, и ради временной пользы не будет приспособляться к мнениям, обычаям и правилам развращённого тира и не вознерадит о славе Божьей и спасении ближних». Но наряду с этим энергически выражается уверенное дерзновение, что он не будет «не от семени мужей оных, ими же дадеся спасение (1Макк.5:62), мир и утверждение Церкви», и что «поставит для себя в пример доблестные подвиги соприсутствующих иерархов, для блага Церкви предприемлемые, и чистотой жизни, служением слову Евангелия и попечением о душах, ему вверенных, всеусердно потщится известно своё звание и избрание творити ( 1Пет.1:10 ), всё прочее предоставляется милосердию Божию». Этот тон повышенного самосознания в молодом иерархе чувствительно затронул епископскую братию, – и митр. Московский Филарет с предупреждающей загадочностью писал (13 ноября 1831 г.) о настоящей речи, что «она, если не ошибаюсь, показывает, что Преосвященный Смарагд в Петербурге больше о себе думает, нежели прежде, а не заставляет больше о нём думать, нежели прежде» 147 . Впрочем, на первых порах всё шло благополучно, хотя на долю викария выпадала лишь второстепенная, исполнительная роль при митр. Серафиме (Глаголевском, 29 июня 1821 г. – † 17 января 1843 г.) 148 . Однако и в этом положении он успешно поддерживал репутацию «рассудительного и доброго человека» 149 – и уже через полгода ему открылось широкое поприще для усиленной деятельности. Когда в 1833 г. решено было восстановить Полоцкую православную епархию 150 , то из трёх кандидатов, «избранных с тщательным вниманием по особой важности вновь учреждаемой кафедры» 151 , 14 мая утверждён был первый из них – Смарагд, «как, по общему всех членов Синода суждению, наидостойнейший пастырь, соединяющий отличное образование ума с достаточной опытностью в делах и тонким благоразумием в образе действования» 152 . Так свидетельствовал Обер-Прокурор (с 10 апреля 1833 г. по 25 июня 1836 г.) С.Д. Нечаев 153 , но и митр. Московский Филарет категорически заявлял (11 апреля 1833 г.) последнему, что «Преосвященный Смарагд приличнее для Полоцка, имея более образования учебного, что здесь также важно» 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Инспектора Академии Архимандрита Григория о сочинении сту- —137— дента Серея Глаголевского на тему: «Система христианского нравоучения по Четьим-Минеям св. Димитрия Ростовского ». «Кто хорошо знакам с громадными томами Четьих Миней св. Димитрия Ростовского , тот сразу представит себе всю трудность работы, которая ожидает автора, взявшегося за указанную тему. В этих Четьи-Минейных томах учения о различных предметах христианской нравственности является без всякой связи разбросанным по различным житиям, так что одно житие служит выражением одной нравственной истины, другое – другой и т. д. Кроме того, работающему над Четьи-Минеями приходится иметь дело не с теоретическим изложением и раскрытием тех или других суждений по различным вопросам христианского нравоучения, но с отдельными единичными фактами, или примерами из нравственной области христианской жизни. Поэтому автору приходится не только систематизировать нравственные суждения Четьих-Миней, но и отыскивать их вскрывая сами факты и примеры в житиях. – Наконец, хотя о Четьих-Минеях у нас кое-что и написано; однако автор рассматриваемой работы мало может найти в этой литературе указаний, касающихся изучаемой им стороны житий. Он должен прокладывать себе дорогу сам, без посторонней помощи. Но г. Глаголевский сумел справиться со всеми этими трудностями настолько, что его работа оставляет в читателе чувство большего удовольствия. – После краткого, но обстоятельного, введения, автор в I-й главе делает общий обзор фактической стороны того материала по вопросу о христианской нравственности, какой находится в Четьих-Минеях. Все образцы добродетельной жизни он делит на три класса: мученики, учители и девственники. Глава II-я посвящена мастерски составленному описанию того идеала христианской жизни, который присущ Ч. М. Глава III-я описывает наличность человеческой (до падения, до искупления, по искуплении) природы, которая служит почвой, усвояющей идеал. Главы: IV-я и V-я трактуют о самой христианской жизни, о процессе усвоения божественной жизни человеком: об обращении грешника, о возрождении, о средствах к сохранению в душе благодати возрождения, о борьбе со страстями и, наконец, о высшей степени духовного совершенства. Этим бы можно было и закончить автору свой труд, но он по похвальному стремлению к полноте и научной обстоятельности взял ещё на

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приехав в Петербург, архимандрит Макарий развил кипучую деятельность: посещая «многие знатные дома» С. 55], он старался убедить высокопоставленных светских и церковных деятелей в необходимости скорейшего издания Библии в русском переводе. Своими энергичными действиями алтайский миссионер вновь поднял вопрос, страсти по которому только что улеглись, и привел в волнение тех, кто добивался ликвидации Библейского общества и участвовал в ниспровержении главы российских мистиков князя А. Н. Голицына. Поведение отца Макария особенно возмущало митрополита Петербургского и Ладожского Серафима (Глаголевского), который неоднократно увещевал его отказаться от своих мыслей в отношении перевода Библии на русский язык, но не смог переубедить ни доводами, ни угрозой высылки из Петербурга с жандармами. Как пишут биографы архимандрита Макария, после одной из встреч святитель Серафим отпустил его с нескрываемым гневом 49 С. 143; 331. С. 56–57]. Несмотря на личную защиту своих предложений архимандритом Макарием, проект был оставлен «без действия» С. 151]. Такая же судьба постигла и его переводы ветхозаветных книг. Последняя неудача была для отца Макария особенно чувствительной, ведь с разрешением перевести Библию на русский язык был связан и успех всего миссионерского проекта. Убежденность архимандрита Макария в необходимости издания Библии на русском языке была настолько сильной, что он продолжал хлопотать об этом деле и после того, как состоялось решение Святейшего Синода, и делал это так настойчиво, что вызвал недовольство и раздражение высокого начальства. В результате алтайский миссионер действительно был выслан из Санкт-Петербурга: указом Святейшего Синода от 11 мая 1839 года ему было предписано отправиться к месту своего служения в Томск с правом остаться в Москве на два-три месяца, если это понадобится для улучшения его здоровья. Пребывание в Петербурге принесло и некоторые положительные результаты: архимандрит Макарий подлечил больные глаза и собрал некоторую сумму пожертвований, которые отправил на Алтай.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Здесь мы приблизились к сути нашей проблемы. – Преступные режимы были названы своим именем в свете свидетельств об Освенциме и ГУЛаге. – Свет свидетельств не только табуировал практику тоталитаризма, но и опроверг квинтэссенцию его идеологии (все позволено «без свидетелей», без другого). – В сумерках тотальных идеологий высвечена светом свидетельств только верхушка айсберга идеологий последних четырех столетий; но необозримый массив наших схем, понятий, навыков мышления по инерции исключает свидетельское измерение мысли о событиях 10 . В веке всеохватно-энциклопедическому теоретизированию гегелевского типа бросил вызов Киркегор, опираясь на библейское повествование о первосвидетеле правды – Аврааме. В истолковании дела «рыцаря веры» родилась экзистенциальная философия, переменившая горизонт мысли ХХ столетия. После искушения миражами глобальных идеологий, мысль столетия остро нуждается в возобновлении контакта с несговорчиво-конкретной реальностью, с первоистоками диалога Афин и Иерусалима. Опорой в таком деле будущему читателю и истолкователю может послужить библейская мощь глаголевских деяний 11 . Константин Сигов 30 .07.2001 Воспоминания об Александре Александровиче Глаголеве Проходят годы и уже десятилетия после событий, всколыхнувших страну – город – нашу семью… Уже нет давно дедушки – отца Александра Александровича Глаголева, моего отца Алексея Александровича Глаголева, моей мамы Татьяны Павловны Глаголевой, а в памяти людей возникают воспоминания, в печати появляются заметки об их деятельности. Дедушкой, и частично его семьей, интересуются как другом писателя М. А. Булгакова. О моих родителях, спасших в годы войны от Бабьего Яра многих евреев, собирают материалы в Обществе еврейской культуры, публикуют материалы в прессе, о них пишут в художественных книгах. Составляя эти записки, я стремилась сохранить для будущего правду о тех событиях, которые происходили у меня на глазах. А поскольку мое с братом детство прошло в дедушкином доме, и мои родители были постоянно вовлечены в гущу событий, то мои впечатления и знание этих событий являются самыми непосредственными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Зимой 1836 года, находясь в Петербурге, святитель Филарет чувствовал охлаждение к нему в обществе, вызванное интригами обер-прокурора. Старался не замечать происходящего. 18 января в Императорской академии наук он прочитал записку «О русской риторике XI века», которая и по сей день входит во все хрестоматии по риторике. Борьба обер-прокурора за превосходство в Синоде внезапно окончилась, когда у Нечаева сильно заболела жена, ее отправили лечиться в Крым, там ей стало хуже, Стефан Дмитриевич вынужден был оставить дела и отправиться к супруге, быть при ней, покуда она умирала, а его должность 25 мая 1836 года передали товарищу министра народного просвещения графу Николаю Александровичу Протасову. – Вот теперь-то и наступит конец света! – говорили синодалы, потому что тридцатисемилетний лейб-гусарский полковник Протасов имел репутацию «шаркуна и танцора». Есть легенда, что Протасов, получив обер-прокурорское назначение, приехал к генерал-адъютанту Чичерину и сказал: – Поздравь меня! Я – министр, я – архиерей, я – черт знает что! Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) , узнав об этом, остроумно заметил: -Справедливо только последнее. Филарет в Петербурге отсутствовал. Будь он в городе, возможно, ему удалось бы добиться назначения Муравьева. «Хотя смещение Нечаева и могло быть угодно Филарету, который не забывал обид и, конечно, помнил, как Нечаев сначала оклеветал его через жандармов, а потом подвел хитростью в немилость у государя, но что касается просьбы о назначении совершенно неподходящего к синодским делам гусара, то весьма трудно допустить, чтобы Филарет на это согласился», – пишет Лесков. Назначению Протасова способствовала императрица, которой он очень нравился. А петербургский митрополит Серафим (Глаголевский) не посмел воспрепятствовать, поскольку в свои семьдесят с лишним лет сделался весьма робким. Об отношении Протасова к Филарету есть свидетельство Муравьева, что он «не имел к нему доверенности по старым наговорам о мнимом его мистицизме и что всего страннее, о протестанстве, когда по его единственному катехизису училась Православию вся Россия». Шлейф давнишнего покровительства Филарету со стороны расплодившего на Руси протестантов сумасброда Голицына так и тянулся за митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010