Сперва песни Священного Писания были петы без канонов, с VII же века, когда составлены новозаветные песнопения – каноны, с того времени с песнями Священного Писания поются и каноны. 414 Великий канон читается не в третьей части повечерия, где обыкновенно канон составляет торжественную часть службы, а в самом начале повечерия потому, что Великий канон приготовляет, настраивает душу к покаянному молению, какое затем последует в повечерии. Святый Андрей Критский , в каноне, собрав песнопения Ветхого и Нового Завета, от Адама далее и до самого Вознесения и апостольской проповеди, поучает убо сим всякую душу еликим убо благим повести ревновати и подражати по силе; еликих же злых отбегати и присно к Богу востекати покаянием, слезами и исповеданием, и иным яве богослужением (Триодь, Синаксарь, четверт. 5-й нед. вел поста). 416 В седмице мясопустной не поется же междучасие и канон молебный Пресвятой Богородице, поемый на повечерии... Такожде творим и в седмице сырной, разве среды и пятка (Тип., послед. нед. блудного сына). В среду сырную вечера повечерие поем малое и поем канон Минеи наряду в субботу хотящего прилучитися святого (Тип., послед. среды сырной нед.); в пяток сырный на повечерии поем канон усопших Октоиха, наряду гласа (Тип., послед. пятка сырного). 417 Упраздняются же и междучасия часов, и иже в повечериях певаемый канон Пресвятой Богородицы (Тип., послед. понед. Святого Духа). 418 В попразднство Рождества Христова и Богоявления поются повечерия малые, без канона богородична (Тип., 26 дек.). 419 Полунощница совершается в монастырях иногда не в храме, а в келиях. Так от среды страстной седмицы не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных храмах и мирских поют в церквах (Тип., послед. великой среды. Вечер). 420 По уставу Афонской горы (Часосл., изд. в Москве, 1849 г., л. 15) и по богослужебным книгам киевских изданий полагаются, после молитвы: «Помяни, Господи, в надежди воскресения», – тропари: «Помилуй нас, Господи», Слава – «Господи, помилуй», И ныне – «Милосердия двери», и затем произносимая иереем ектения, состоящая из двух прошений. После первого прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей» поется: «Господи, помилуй», трижды. Второе прошение: «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему» и т. д., есть то самое, которое произносится на литии на бдении всенощном. После него произносится «Господи, помилуй», 40 раз. Затем следует возглас: «Услыши ны, Боже», «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше», Слава и ныне, «Господи, помилуй», трижды, Благослови. Отпуст (Часосл., изд. в Киево-Печ. лавре, 1742 г., л. 17 на обороте. Последование утрени, вечерни и полунощн., изд. в Киеве, 1861 г., л. 22 на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вы же празднуйте учрежденные от Церкви святой праздники не в пиянстве и безчинии, но со благоговением и размышлением превеликих Божиих, во дни оные оказанных, благодеяний. Тако празднуя, и порученных людей Божиих наставляйте (Это писано было к духовенству). Я, когда предлагаю вам не в пьянстве праздновать дни святые, не то разумею, чтобы всячески воздерживаться от пития: можно во славу Божию испить вина или инаго чего, для того, чтобы в такие дни, при душевном веселии, было и телесное утешение; чтобы человек и духом и телом радовался, и, радуясь сердцем и устами благодарил Бога благодетеля... Не пить запрещаю, а упиваться всегда, а паче – в праздники. Особливо здесь о седмице сырной говорю вам, чтобы не так ее провождать, как она провождается. Седмица сырная есть преддверие великого поста, как и  Церковь св. называет. И потому нам должно воздержнее вести себя в эту седмицу, нежели прежде. Но беда наша! Когда более бывает пьянства и прочих скверных дел, как не во дни, назначенные для приготовления к подвигам великаго поста? Прошу и молю, обычай этот душепагубный оставить, и не смотреть на то, что было, но то разсуждать, что должно делать, и чего требует св. Церковь , Матерь наша (о сырной седмице особое слово). Вопр. Как святитель Тихон разсуждает о праздности ? Отв. Праздность или леность есть сама собою грех; ибо противна заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего ясти хлеб наш ( Быт. 3:19 ). Сердце человеческое праздно быть не может; но всегда какими-нибудь мыслями занято. А поскольку оно склонно ко всякому злу, и к праздному сердцу, как к дому пометенному и украшенному, удобно приступает душевный враг диавол, и мыслями злыми, как плевелами, наполняет его: то праздность много беззаконий рождает... Праздность не токмо душу погубляет, но и телу вред наносит... Как вода растлевается, которая течения не имеет: так тело человеческое без движения и трудов портится и ослабевает... Как по трудах сон сладок, так без трудов безпокоен бывает... Для избежания праздности да помним, что время есть сокровище самое драгоценное: как сказаннаго слова, так потеряннаго времени возвратить не можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

свящ. Николай Оглоблин Γлава об особенностях Богослужения в велик. пост и на страстной седмице Особенности богослужения в седмицы, предшествующие велик. посту § 116. Приготовление чад своих к велик. посту, чрез Богослужение, церковь начинаетъ за три седмицы до поста, с так называемой 218 недели о мытаре и фарисее, когда т. е. вводится в употребление при Богослужении, собственно для велик. поста назначенная, особая книга, именно триод постная. Самое же приготовление производится преимущественно во время воскресных служб, и, главным образом, состоит: а) в пении на утрене, после евангелия, покаянной, сокрушительно – умилительной песни: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче….; б) в особенного рода чтениях, как евангельских, так и церковных; сверх сего в) в пении, после «недели о мытаре и Фарисее», в два следующей за ней Воскресенья, на утрени пред Евангелием, глубоко – трогательного 136-го псалма: на реках вавилонских – тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…. А в среду и пяток на «сырной седмице», вместо обедни, отправляются, по-великопостовому, только часы с вечерней, при чем бывают и большие поклоны, при известной молитве Ефрема Сирина . Особенности Богослужения, общие всему великому посту и отчасти страстной седмице § 117. В продолжение всего великого поста: 1). По понедельникам, вторникам, средам, четвергам, пятницам и субботам: а) утреня служится отдельно от вечерни; б) вечерня всегда соединяется с часами, или с часами и вместе с обедней; а, в) в вечернее время отправляется повечерие; г) на всех этих службах (за исключением, однако, субботних) читается умилительная молитва Ефрема Сирина , с 3-мя земными поклонами, 12-ю поясными и в заключение опять с одним земным; д) на утренях, вечерних и почти на всех часах 219 читается псалтирь, по кафизмам. 2). В эти же самые дни (за исключением субботы), если не случится праздника: а) на утренях α) вместо: «Бог Господь и явися нам», поется скорбным тоном: аллилуйя...; β)вместо 9-ти, или 8-ми песней, постовые каноны состоят всего из 3-х, впрочем с прибавлением к ним, по крайней мере по временам, канонов «минейных» и тех свящ. Библейских песней, по которым составляются каноны; γ) «сугубой эктении» вовсе не бывает. – б) На часах читаются и отчасти поются особенные тропари, собственно в великопостовое время употребляющиеся, напр. на 1-м часе: заутра (рано утром) услыши глас мой, Царю мой и Боже мой! в) Между 9-м часом и вечерней поются блаженны, т. е. известные евангельские заповеди о «блаженных», 220 с припевом: помяни нас, Господи, егда (когда) приидеши (судить всех), во Царствии Твоем (славном, вечном). – г) На вечерне непременно бываетъ паремия. д) В конце вечерни читается 33-й псалом: благословлю Господа.... и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

§ 41. 1) Евангелие и Апостол. Употребление их в Церкви Под именем Евангелия, в богослужебном употреблении, разумеется четверо-Евангелие, то есть соединение четырех Евангелий – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна в одной книге, в приличном священному употреблению металлическом окладе, с изображением на нем по краям четырех Евангелистов, а на средине (большею частью) воскресения Христова. Сия книга всегда хранится на святом престоле. Апостол есть священная книга, вмещающая в себе Деяния и Послания Апостольские. Евангелие и Апостол разделены по зачалам, или известным отделениям (περκοπαι – отделения, или ναγνσματα – чтения), которые ежедневно читаются на Литургии, а Евангелие в воскресные и праздничные дни читается и на утрени в определенное время, исключая те дни, в которые не бывает совершенная Литургия, то есть первых пяти дней в каждой седмице святой Четыредесятницы и двух дней сырной седмицы – среды и пятка. Впрочем в Великий Пяток, хотя Литургии не бывает, читается на вечерни страстное Евангелие. Разделение Апостола и Евангелия по зачалам и установление читать сии зачала в непрерывном порядке сделано святыми Отцами для того, чтобы в продолжении года прочитаны были: все четвероевангелие и весь Апостол. Кроме сих, так называемых рядовых зачал, есть еще особенные зачала: а) избранные для чтения на Литургии и утрени в Господские и Богородичные праздники, и в праздники некоторым святым, или b) общие известному лику святых, или с) зачала, читаемые на особенных службах, совершаемых по известному случаю, или потребностям христиан. Сии зачала особенные более приспособлены к воспоминанию священных праздничных событий, или к выражению сущности известных служб. Примеч. По церковному уставу эти чтения следуют в непрерывном почти порядке следующим образом: от первого дня Светлого праздника Пасхи до Пятидесятницы читается Евангелие от Иоанна; от Пятидесятницы до месяца сентября, или точнее до 18-й недели по Пятидесятнице, читается Евангелие от Матфея с присовокуплением (с 10-й недели) некоторых зачал от Марка; от сего предела до сырной недели читается Евангелие от Луки с присовокуплением (от недели Праотец) некоторых зачал также от Марка. В святую Четыредесятницу, когда бывает совершенная Литургия, читается Евангелие от Марка. Апостол прочитывается по зачалам в следующем порядке: от первого дня Пасхи до Пятидесятницы читаются Деяния святых апостолов, с того времени, во весь год, читаются почти в непрерывном порядке четырнадцать посланий апостола Павла и потом семь соборных посланий. § 42. Древность употребления при Богослужении Евангелия и Апостола

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

д. Очевидно, что вместо: «Царю Небесный...» здесь надобно читать: «Христос воскресе…», трижды, потом «Слава в вышних Богу...» и т. д. § 43. Известно также, что и не во все дни обыкновенно служится у нас одинаковая литургия. А именно, кроме литургии Св. Иоанна Златоустог о, служится еще литургия Василия Великого в следующие 10 дней в году: во все недели Великого поста, кроме недели Вайи, в Великий Четверток и в Великую Субботу, в навечерие Рождества Христова и Богоявления и на память св. Василия Великого , 1-го января. Впрочем, если навечерие Рождества Христова или Богоявления случится в день субботний или воскресный, то в этот день служится обыкновенная литургия св. Иоанна Златоустог о, а совершение Васильевой литургии переносится на другой день, именно на самый праздник (См. о сем подробнее Уст. Церковн. на означенные праздники). Кроме сего в Иерусалимской Церкви в день памяти Св. Ап. Иакова совершается еще литургия, известная под его именем. Но это исключительный обычай одной Палестинской церкви (См. изъяснение Литург. протоиерея В. Нечаева, стр 9). Засим, о времени и порядке служения литургии преждеосвященных даров смотр. ниже Отдел IX. § 44. Кроме этого есть еще у нас такие дни, когда совершение литургии совершенно не полагается, а именно: 1) в среду и пяток сырной седмицы, если только в тот или другой день не случится праздник Сретения Господня или храмовой праздник какого-либо св. угодника Божия (Церков. уст. о сырной седмице и о празднике Сретения); 2) в великую пятницу, если в этот день не придется Благовещение Божией Матери (устав в в. пяток и о празднике Благовещ.); 3) в пятки пред праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня, если навечерие этих праздников случится в день субботний или воскресный (Церков. уст. 25 декаб. сравн. уст. о храмах); 4) в понедельник, вторник и четверток первой недели великой четыредесятницы; и 5) наконец в понедельник и четверток 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й недель великого поста, если в эти дни не случится храмовой праздник (Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту – все больше и больше. На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному. Протоиерей Артемий Владимиров Протоиерей Артемий Владимиров (настоятель московского храма в честь Всех святых б. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе): Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное (в том числе, в среду и пятницу). Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев (председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол»): – Несмотря на то, что в наше время масленица – уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет.

http://pravoslavie.ru/44978.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Леонид Соломаткин. Масленица. 1878 Масленица — почему так называется? мин., 11.03.2024 Содержание Специально для читателей журнала «Фома» настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин ответил на самые распространенные вопросы о Масленице — Сырной седмице.  Масленица — почему так называется? Название «Масленица» к Православию, конечно, не имеет отношения. Это народное название Сырной (или Мясопустной) недели, которая предшествует ежегодному Великому посту, который в свою очередь готовит верующих к Пасхе. Слово «Масленица» говорит нам о том, что в эту неделю принято употреблять в пищу масло, молоко, молочные продукты, яйца. Мясо в этот период уже исключается из рациона православного человека. Масленица — почему именно блины? Блины — древнее блюдо, которое русские люди готовили еще до принятия Русью православной веры. Вопреки распространенному убеждению, блины — вовсе не символ солнца. Блины у славян всегда были поминальным блюдом. Чтобы год выдался плодородным, на Масленицу крестьяне обращались к умершим, просили у них помощи. Когда Православие прочно укрепилось на нашей земле, старинная, еще языческая традиция есть блины и так праздновать пришествие весны, наложилась на сугубо церковную традицию всю Сырную неделю — неделю перед Великим постом — не есть мяса, но есть молочные продукты. Почему сжигают чучело Масленицы? Сжигать чучело Масленицы — чисто языческий обряд, который существовал задолго до того, как Русь приняла Православие. Огонь с древних времен привлекал людей, а сожжение чучела было обрядом, связанным с проводами зимы и встречей весны, солнца. Безусловно, к нашей вере этот обряд не имеет никакого отношения. По моему личному мнению, православному человеку не стоит участвовать в подобном. Нам гораздо полезнее созидать, а не разрушать что-либо, пусть даже в такой игровой, веселой форме. Почему Масленица длится одну неделю? Все недели перед праздником Пасхи, Воскресения Христова, являются предуготовительными, то есть готовят нас к Пасхе. Сырная (Мясопустная) неделя, или Масленица, как ее называют в народе, в свою очередь готовит нас к самому посту.

http://foma.ru/maslenitsa-pochemu-tak-na...

   V. Есть плохой и душевредный обычай — праздновать в пьянстве и непотребных играх святые праздники, которые Святая Церковь установила во славу и честь Божию, а иные в память святых Божиих угодников. Языческий обычай — в пьянстве, в нескладном пении, бесчинных играх скверные свои справлять праздники; это языческий, говорю, обычай, они не знают истинного Бога, но почитают тварь вместо Творца и бесчинные страсти обоготворили; а христианам это не прилично, но более того — противно. Вы же празднуйте учрежденные Святой Церковью праздники не в пьянстве и бесчинии, но с благоговением и размышлением о превеликих Божиих благодеяниях, в те дни для нас совершившихся. Так празднуя, наставляйте и порученных вам людей Божиих. Я, когда предлагаю вам не в пьянстве праздновать дни святые, не то разумею, чтобы всячески воздерживаться от пития. Можно во славу Божию испить вина или чего другого для того, чтобы в такие дни при душевном веселье было и телесное утешение, чтобы человек и духом и телом радовался, и, радуясь сердцем, и устами Бога — благодетеля благодарил. Поэтому я здесь отвергаю не употребление вина, но излишнее употребление, то есть пьянство, от которого бывают всякие бесчиния; не пить запрещаю, но упиваться, хотя и всегда, но тем более в праздники. Особенно же это о седмице сырной говорю вам, чтобы не так ее проводить, как проводится. Седмица сырная — преддверие Великого поста, как и Церковь Святая ее называет. И потому должно нам жить воздержаннее в эту седмицу, чем прежде жили, и приготовляться к подвигам Великого Поста. Для того Святая Церковь и запретила мирянам есть мясо, чтобы постепенно к посту привыкали. Да и неделя пред сырной седмицей потому называется мясопустной, как следующая сыропустной. Но беда наша! Когда бывает более пьянства и прочих скверных дел, как не в те дни? Прошу и молю любовь вашу душепагубный тот обычай отложить и не смотреть на то, что было; но о том рассуждать, что должно делать и что Церковь Святая, мать наша, нам приказывает, — да и людей Божиих, вам порученных, молить и всячески о том же увещевать. Надо когда-то ответ обо всем Богу давать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4021...

Как мы понимаем сорокоуст и чего ожидаем, когда приходим в храм его заказать? Мы просим ежедневной молитвы священника в алтаре на протяжении 40 дней за Божественной литургией. Именно такого поминовения сорокоустом на Страстной неделе не происходит. Связано это с особенностями совершения Божественной литургии в эти дни, с тем, что во время Великого поста, в том числе и на Страстной седмице, литургия совершается не ежедневно. Можно прийти в храм и помолиться об усопшем в любой день, в том числе и на Страстной. Но заказать сорокоуст об упокоении на Страстной неделе в надежде, что человека начинают поминать именно с ближайшего дня, не получится. Обычно записки в это время подаются с формулировкой «поминовение в Великий пост». Совершать же сорокоуст, согласно Типикону (то есть богослужебному уставу) начинают от воскресенья Фоминой недели (Типикон, последование вечера Сырной недели). Вечер Сырной недели - это вечер воскресного дня накануне понедельника первой седмицы Великого поста. В последовании богослужебного устава этого дня приводится образец поминовения усопших в дни святой четыредесятницы и Страстной седмицы. В " Пособии к изучению богослужебного устава " протоиерея Константина Никольского мы читаем пояснение этого места Типикона, в котором говорится, что если третий и девятый дни поминовения приходятся на седмичные дни поста(то есть будни), то служба переносится на вечер пятницы (панихида) и на субботу (заупокойная литургия). Что же касается сорокоуста, то " приношения же и памяти его начинаются от новыя недели, даже до исполнения сорока дней " (Типикон). Читая " приношения и памяти " мы имеем в виду именно поминовения на литургии в виде кутии, освящаемой по заамвонной молитве, и заупокойной ектиньи (то есть последовательности молитвенных прошений), возможность совершения которых в ежедневной практике Церкви возобновляются именно c воскресного дня Фоминой недели. Когда заказывают сорокоуст за упокой? Священник Филипп ИЛЬЯШЕНКО Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

http://foma.ru/sorokoust.html

Много разногласий вызывает происхождение и предмет праздника субботы акафиста пятой седмицы, который, как и память святой Марии Египетской, окончательно устанавливается лишь после XI века. Еще более новой с точки зрения итоговой богослужебной фиксации является празднование святого Иоанна Лествичника (на четвертой седмице): оно появляется с XIV столетия. Оба празднества, несомненно, перенесены из месяцеслова, где первое положено 1 апреля, а второе – 30 марта. Примечательно, что «службы святых Иоанна Лествичника и Марии Египетской… в славянских дониконовских Триодях… даже и не помещались – за ними рекомендовалось обращаться к Минеям» . Последняя, самая поздняя, память – святителя Григория Паламы во вторую неделю поста, – по свидетельству греческих Триодей, благословлена патриархом Филофеем на Соборе 1376 года. Несколько слов нужно сказать о двух особенных триодных памятях – суббот мясопустной и сырной. В первую творится «память всех от века усопших», а во вторую – «память всех преподобных и богоносных отец, в подвизе просиявших». Память сырной субботы, видимо, появилась несколько раньше мясопустной. Преобразованию последней немало способствовало чтение Евангелия мясопустной недели о Страшном суде, указываемое на это воскресенье уставом Великой Константинопольской Церкви. Сравнительно позднее происхождение обеих этих памятей доказывают богослужебные памятники других Церквей. Так, в Армянской Церкви подобных служб нет вовсе. В современной Триоди постной четко выделяются два основных композиционных и содержательных пласта: пасхальный пост (Страстная седмица), который следует за постом Четыредесятницы с предшествующими ей тремя приготовительными неделями, а также достаточно разветвленная группа минейных памятей, перенесенных в подвижный круг из неподвижного. Исторически рассматриваемая богослужебная книга включала в себя еще и памяти воскресных дней Четыредесятницы, остатками которых считаются самогласны и некоторые воскресные каноны. Самым древним из композиционно-смысловых компонентов является, безусловно, пасхальный пост, трансформация которого в сторону расширения положила начало посту Четыредесятницы. Последний на протяжении нескольких веков связывался с разной системой исчисления, а значит, включал в себя неодинаковое количество дней.

http://pravoslavie.ru/29764.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010