Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События День Мороженого В четверг на Масляной неделе в гимназии прошел День мороженого. Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. Считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Такое доброе общение и случилось в четверг на Сырной седмице в гимназии Радонеж. Но в этот раз это была не просто Масленица с нее неизменными атрибутами пирогами, да блинами, а еще и День мороженого. Любой праздник – это гости. В этот раз в гости к гимназистам приехали: священник отец Алексей Костин и академик Международной академии холода, автор 10 книг и более 600 статей о мороженом  Александр Георгиевич Кладий. Праздник проходил в два этапа – для младшей и для старшей школы. В младшей школе торжество началось с приветственного слова отца Алексея Костина, который рассказал детям о смысле масленичной седмицы, Прощеного воскресенья и поздравил всех с началом поста. Дальше праздник продолжил Александр Георгиевич Кладий, который рассказывал детям об изготовлении мороженого, о разных сортах, о том, какое мороженое любил Александр Македонский и царь Соломон, почему «эскимо» так называется и много разных увлекательных подробностей из истории мороженого. Одна из них впечатляющая история о том, какую характеристику советским людям дал во время Великой Отечественной войны, премьер-министр Англии Уинстон Черчилль: «Народ, который ест зимой мороженое, победить невозможно». После начальная школа порадовала гостей и учителей песнями, веселыми масленичными запевками и стихами о мороженом и Масленице.  Ученица 2 класса Света Ермола подарила гостю стихотворение собственного сочинения, растроганный гость сделал ей ответный подарок – книгу «О мороженом всё и даже больше (быль о мороженом)». Старшие классы приветствовал преподаватель Закона Божьего священник отец Сергий. После восьмиклассницы провели викторину, задавая зрителям заковыристые вопросы: «Что такое агаройд и для чего он нужен?», «Что такое «пломбир» и откуда он получил такое название?» и разные другие. Ваня Флоренский и Володя Волков читали гостям стихи о мороженом Игоря Северянина и Осипа Мандельштама, за что так же были премированы книгами.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/285...

1 . В честь поста, посвященного оплакиванию изгнания Адама. 2 . В честь Ниневийского поста 3 . По инициативе некого духовного вождя монофизитов Сергия (с историей о провозвестнике и его трагичной смерти). – Действительно, в субботу третьей недели до Великого поста армянами отмечалась память св. Сергия или Саргиса. 4 . Георгием Просветителем. Пост Арачаворк был весьма строгим – как и другие монофизитские посты – на одном хлебе и воде (μ λλο τι σθειν πρεξ ρτου κα δατος) 37 . Установленный свт. Григорием Просветителем пост называется «первым» или «передовым», поскольку появился ранее других постов 38 . А Сырная седмица соответстует «другой некой ереси», а именно, скорее всего, ереси четверобожников («тетрадитов») – тех восточных христиан, которые обвинялись в четверобожии как сторонники еще одной литургической традиции – прибавления прибавки «распныйся за ны» к Трисвятой песни и тем самым ее не триадологической, а христологической интерпретации 39 . Об этом одними и теми же словами говорится, в частности, в Типиконах монастыря св. Маманта (Константинополь) и Махерасе (Кипр) 40 . В более поздних типиконах будет сказано более общим и неопределенным образом – σατως κα τς τυροφγου δι τινας αρσεις 41 . Будет использоваться и формула «против неверных» 42 . Так или иначе, очевидно, что обычай вкушения яиц и сыра на сырной седмице восходит к древней восточной традиции поститься в течение 8-ми недель. 5. Дискуссия о строгости соблюдения среды и пятницы в праздничные дни/сроки как ключевая для понимания исторического характера сырной седмицы Парадоксально, что такое малое послабление, как разрешение вкушения молочных продуктов по средам и пятницам после девятого часа в течение многих веков было своеобразным символом Православия вопреки традиции ведения поста у христиан-монофизитов. Однако, внутри Православной традиции строгость пощения в среду и пятницу и сама возможность отмены этой строгости в дни или в кануны больших праздников, включая длительные посты, неоднократно вызывала споры и длительные дискуссии – досточно вспомнить строгое отношение к соблюдению этих дней прп. Афанасия Афонского (X в.), вызывавшее неприятие со стороны его оппонентов 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В старину по окончании сырной седмицы ещё кадили благовониями, изгоняли из домов разудалую масленицу, чтобы пахло в доме там не яствами и напитками, а ладаном. Многие теперь вернулись к этому доброму обычаю. Чем больше человек воцерковлён, тем меньше в нём тяга к бурному проведению сырной седмицы. Хочется поста, ждёшь его, как доброго друга, желающего тебе настоящего блага. Если есть возможность съездить на сырной седмице в Египет — побывайте у христиан-коптов, вы будете удивлены. Они не веселятся. Копты, в отличие от всех остальных христиан, масленицу и карнавал не празднуют, а сырную неделю они взяли и «приплюсовали» к Великому посту. Так что он у них начинается на неделю раньше. В коптских монастырях в последнюю неделю перед Четыредесятницей уже усердно молятся и даже никого к себе не пускают: ни гостей, ни туристов, ни паломников. Конечно, я не призываю к такой же строгости. Но умеренность во время масленицы доброму христианину не повредит. Кстати говоря, на то, что седмица перед Четыредесятницей — это уже лёгкий пост, указывает церковное воспрещение в это время заключать браки. В каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения готовящихся к посту, Церковь прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах аскетизма. В сырную пятницу вспоминаются крестные страдания Спасителя, а в субботу Церковь творит память всех святых преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом, и синаксарь (собрание сведений о святых лицах и праздниках) в эту субботу начинается стихами: «Душам праведным, их же память присно пребывает: жертвы покаяния приношу словеса». Кроме того, в Неделю мясо¬пустную читаются слова апостола Павла из послания к римлянам: «Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся в оружие света (13, 12). Ядый не ядущего да не укорят; и неядый ядущаго да не осуждает»(14, 3). Обычай прощать друг друга перед Великим постом — древнейший. Он оставлен нам первыми отцами-пустынниками Египта. А при Иване Грозном он так описывался: «Митрополиты, архиепископы, епископы, благословиша Царя и прощение подаша ему, а архимандриты, игумены и честные старцы также прощение подаша ему и от него прощение купно получиша; получив же благословение и прощение к подвигу постному, тщашеся духовный подвиг святыя Четыредесятницы совершити».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Икос. Синаксарий.    Пред 9-ю песнью поется «Честнейшую».    По 9-й песни – «Свят Господь Бог». Светилен воскресный и Триоди «Страшный день суда», «Слава» – «Се день грядет», «И ныне» – «Час испытания».    Стихиры на «Хвалите» из Октоиха воскресные 4, восточная 1 и Триоди 4, «Слава», глас 8-й: «Предочистим себе», «И ныне» – «Преблагословенна еси».    На часах тропарь воскресный. По Трисвятом – кондак Триоди.    На Литургии Блаженны – из Октоиха на 6, из канона Триоди – песнь 6-я на 4.    По входе в храме Христовом – тропарь воскресный, «Слава, и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма Богородицы. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма святого, «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак Триоди.    Прокимен, глас 3-й – «Велий Господь наш». Апостол: Кор., зач. 140. Аллилуиарий: «Приидите, возрадуемся». Евангелие: Мф., зач. 106. Причастен «Хвалите Господа». Другой: «Радуйтеся...»    О служении в Неделю мясопустную – святому с бдением или храму его, или святому с полиелеем. см. том 1, с. 93, 94. Глава 5. Седмица сырная (масленица)    На сырной седмице, как и на предшествующих, в состав богослужения входят песнопения Октоиха и Минеи, но, кроме них, в это время поются еще песнопения Триоди постной или совместно с ними (в каноне), или же заменяя песнопения Октоиха (в вечерних и утренних стихирах на стиховне). Понедельник сырной седмицы    На вечерне в Неделю мясопустную (накануне понедельника сырной седмицы) стихиры на «Господи, воззвах» на 6 – из Октоиха и Минеи, «Слава», если есть, из Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» из дополнительной части Минеи. Если «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. Стихиры на стиховне – Триоди, «Слава» – святому из Минеи, если есть, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» из дополнительной части Минеи. Если «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди. (Самый порядок вечерни одинаковый с порядком вседневной вечерни, поемой во дни пения Октоиха.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной» 24 ), другим – масленица, мясопуст или сырная седмица. 3. Из истории сырной седмицы или масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» 25 . Несмотря на распоряжение императора Юстиниана народ не понял его и не захотел нарушать установленного Церковью канона 26 . Существует также версия, согласно которой сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии 27 – после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 г. 28 – как особое дополнительное покаянное время 29 . В сочинении прп. Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания – на ней не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа 30 . В начале X в. патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком раньше его предшественник св. Никифор Константинопольский ввел сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю масляную седмицу вкушали только хлеб и воду 31 . Действительно, в 4-м правиле свт. Никифора сказано: «Что подобает поститься монахам в среду сырной седмицы и в пятницу и после отпуста литургии преждеосвященных даров есть сыр, где бы они ни находились. Это правило опровергает учение Иакова и ересь тетрадитов» 32 . Таким образом, при свт. Никифоре Константинопольском в начале IX в. во время между 1-м и 2-м иконоборчеством появилась сырная седмица как таковая в противовес тем ересям, которые в ту эпоху были для Византии значительно менее актуальными, нежели в предшествующую эпоху. 4. Пост/разрешение поста как полемический прием

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   Итак, послушав этих богодухновенных и великих учителей, начните новый год с новой жизни. В этом деле будьте мудры как змея, которая, когда состарится, проходит сквозь тесное место, и так старую с себя снимает кожу, как повествуют естества описатели. Так и вы, отбросив грехолюбивое пространное житие, вводящее в пагубу, и избрав тесный путь, который один только вводит в жизнь вечную, «совлекитесь ветхого человека с делами его и облекитесь в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:9—10).    А если так начнете новый год, о как благополучно начнете, а еще и того лучше, когда, так начав, и окончите! Ибо не всякий, кто начинает хорошо, хорошо и оканчивает. Я вам и себе, как этот, так, если Бог изволит, и прочие следующие годы, так начать и прочее время жития в сем душеполезном обновлении препроводить, и так христианскую кончину получить желаю, чего каждый день неоднократно у Преблагого и Милосердного Бога в Церкви просим. Аминь. Слово о сырной седмице    О сырной седмице, которую простые люди называют масленицей, любви вашей умыслил я предложить краткое слово, хотя казалось, и не нужно было бы этого предлагать. Ибо святая Церковь в своих песнях, всю ту седмицу поющихся, ясно всем показывает, что она есть и как ее должно проводить. Но так как многие, или не внимая песням тем, или слепотой и застарелой привычкой влекомые, не так, как христианская должность требует, проводят ее, потому словом этим яснее о ней вознамерился рассказать. Понуждает меня к тому должность моя, которая в таких случаях не велит молчать, но «настоять вовремя и не во время» (2 Тим. 4:2).    Знаю я и то, что слово мое многим не понравится, ибо хочу бесчинное празднование масленицы опровергать и искоренять, поскольку паздновать масленицу — обычай, хотя и порочный, но застарелый и с любовью хранимый. Но притом объявляю, что хотя и неприятно предложение, однако, надеюсь, что полезно. Лекари говорят, что горькая пища неприятна, да для желудка полезна. Соль горька, но червей выгоняет и гнилости не допускает. Лекарство, хотя и горькое, да принимаем для сохранения здоровья нашего. Так и обличительное слово страстной плоти нашей не любо, да душе полезно. Послушайте же, да со вниманием послушайте.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

808 Не безусловно во всех: в пяток 5 седм. повечерие поется малое, а покойный канон в сей пяток назначено петь отдельно от повечерия в усыпальнице (Тип., л. 329 на об.). 810 Не всех, впрочем, святых каноны поются в повечериях: служба великом. Георгия, как Великого святаго (23 апр.), отправляется в свое время; а если память его случится в пяток или субботу Страстной седмицы и в первый день Пасхи, то переносится на понед. Светлой седм. 811 От Лазаревой субботы до недели Антипасхи 16 дней. Каноны святых этих дней для краткости мы будем обозначать цифрами, из коих 1 будет обозначать канон святаго, прилучившегося в Лазареву субботу, 2 – в нед. Ваий, 3 – в понед. Страстн. седмиц. и т. д. по порядку. 812 5-й, но не настоящей субботы потому, что каноны святых 2, 3 и 4 суббот поются в свое время, т.-е. на утрени. 813 Время для пения канона недел. святаго мы указываем в пяток, руководствуясь вышеприведенными указаниями Типик., л. 190, 197 и 296. 814 Так сказано в Типиконе, в послед. Сырной недели вечера, л. 306 на об., где прибавлено: „Им же образом указася служба вечерни и повечерия сея неделя, сице да бывает и в прочия недели св. Четыредесятницы“. 815 Отношение этого четверопеснца к покойному канону и канону святаго должно быть такое же, какое на предыдущей седмице. 816 И здесь отношение четверопеснца к покойному канону должно быть такое же, какое на предыдущей седмице. Что же касается канона недельного святаго, для пения которого выше указывалось время, между прочим, в пяток пред покойным каноном, то в это время такого канона не может быть, потому что в неделю приходится праздник Благовещения, а на этот праздник в Минее нет канона святаго. Не может быть канона и субботнего святаго, потому что и 24 марта в Минее также нет канона в честь святаго. Но не невозможен очередной. 817 В среду и пяток 4 седм. служба святаго отменяется; на утрени поется канон кресту, и канон святаго на повечерии. 818 Типикон оставляет на произволение в 4 нед. Великого поста вместе с воскресными песнопениями и песнопениями Триоди петь песнопения или рядового святаго, или Иоанна Лествичника (Тип., посл. 4 нед. постов, л. 327). Поэтому, под недельным святым, в отличие от предыдущих недель, здесь можно разуметь не рядового только святаго, а еще Иоанна Лествичника . Если в неделю 4-ю предположено петь песнопения рядового святаго, то повечерие субботы может быть избрано для пения канона Иоанна Лествичника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Из этого видно, что патриарх в среду и пятницу сырной недели литургисал преждеосвященную. Вот почему св. Никифор, как сказано было в гл. 9, §14, упоминает о преждеосвященных в среду и пятницу на сырной седмице. §7. Литургия полная не бывает в Великий пяток В Великий пяток никогда не бывает обыкновенной литургии, да и быть не может. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «во святый и Великий пяток не совершаем обыкновенной литургии, ибо Господь, предавший в четверток таинство в воспоминание страданий Своих, в пяток претерпел их, принес в жертву Самого Себя на кресте, волею предался Отцу – и не препятствовал тем, кои хотели убить Его. Посему, так как чрез страдание принесено уже в жертву Божественное тело, то нам в тот день, когда Христос Сам Себя принес в жертву, уже не нужно еще совершать таинства в воспоминание оной. Вот почему и не имеем обыкновения в Великий пяток совершать литургии и приносить обыкновенную жертву». §8. В Великий пяток не бывает преждеосвященной Хотя преждеосвященная литургия в Великий пяток некогда и совершалась, но теперь и она отменена. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «хотя мы в Великий пяток и приняли предлагать Преждеосвященные Дары и совершать литургию, как написано в некоторых древних уставах; но теперь, после введения в употребление монашеского иерусалимского Устава, сего не бывает». §9. Посты, в которые преждеосвященные не бывают, не считаются меньшими Те посты, в которые не бывает преждеосвященной литургии, не должны почитаться меньшими. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «если в некоторые посты не бывает преждеосвященной литургии, то их за то не должно не только пренебрегать, но еще и наипаче почитать. Ибо в Великий пост, в субботу и в воскресный день, совершаем даже полную литургию, как и в другие непреходящие посты, т.е. в навечерии Рождества Христова, Богоявления, и в Великий четверток; но поста в эти дни не разрешаем, хотя совершается и полная литургия». §10. Память Феодора Тирона совершается в субботу Память святого мученика Феодора Тирона совершается на первой седмице в субботу, а не в другой какой-нибудь день.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

– А что можно сказать о практике чтения паремий в течение Святой Четыредесятницы? – Чтение паремий во времена, когда не были столь доступны книги, носило учебный характер, особенно это касается паремий, читаемых Великим постом. Начиная с IV века, Святая Четыредесятница была временем подготовки оглашенных ко крещению, и они как бы прослушивали курс: читалась Книга Бытия, Притчи Соломоновы – как правила нравственной жизни, и Книга пророка Исаии – как пророчество о Христе. «Дидактический курс», если так можно выразиться, продолжается и на Страстной седмице, однако книги здесь уже берутся другие: книга Иезекииля на 6-м часе, книги Исхода и Иова на вечерне. В нашем богослужении все эти византийские паремии сохранились и являются рудиментом древней традиции оглашения. – Что можно сказать о количестве паремий на отдельно взятом богослужении? – В целом же количество паремий на отдельно взятом богослужении может иметь следующие значения: все числа от 1 до 8, далее 13, 15 и 20. Если говорить о праздниках, то у нас есть три праздника, богослужение которых содержит большое число паремий, тогда как остальные великие и двунадесятые праздники включают по три паремии. А так статистика может выглядеть следующим образом: 1 паремия – на сырной седмице в среду и пятницу 2 паремии – в седмичные дни Святой Четыредесятницы 3 паремии – на большинство праздников 4 паремии – если полиелей в четверг или субботу сырной, а также в день Благовещения в седмичный день поста. 5 паремий – накануне Благовещения (часто) 6 паремий – при совпадении праздника подвижного с неподвижным (например, вмч. Георгия Победоносца на Преполовение Пятидестяницы) 7 паремий – Благовещение в 3-ю – 6-ю субботы Великого поста 8 паремий – навечерие Рождества Христова, Благовещение в Неделю Ваий и в Великую Субботу 13 паремий – навечерие Богоявления 15 паремий – Великая Суббота 20 паремий – накануне Кириопасхи (Пасха в совпадении с Благовещением) – Давайте поговорим о том, в какой степени тексты праздничных паремий связаны с событиями соответствующих праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

2 См.: Минея-Ноябрь. М., 2002. Ч. 1. С. 131–147. 3 «В тот день, в который... Русская Церковь совершает общий праздник Всех Русских Святых, святая Гора Афонская совершает общий праздник всех своих преподобных... Гора Афонская с сонмом ее подвижников имеет величайшее значение для Православной Русской Церкви. На Афоне – корни всего русского подвижничества. По значению афонских подвижников для Русской Православной Церкви и для русского народа, следовало бы и в нашем церковном Уставе отметить общий праздник всех преподобных афонских. Но Русская Церковь теперь не может праздновать этот праздник одновременно с Афоном во вторую Неделю по Пятидесятнице, потому что в этот день у нас свой великий праздник. Поэтому праздник афонских преподобных должен быть перенесен на ин день, и лучше всего на предшествующую субботу. Тогда наше празднование афонских преподобных не будет слишком отдалено от празднования им на Афоне, оно будет соответствовать также в субботу на сырной седмице совершаемому празднованию всех преподобных и, главное, будет своеобразным предпразднеством к весеннему празднику Всех Русских Святых» (Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник//Служба Всем Святым, в земле Русской просиявшим/Сост.: еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995. С. 15, 16). В текущем году из-за совершения в субботу перед 2-й Неделей по Пятидесятнице празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на пятницу, 22 июня. 4 В Минее (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) приводится бденная служба в честь Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), «подобно празднику всех преподобных на сырной седмице, и праздник всех афонских подвижников у нас может быть совершаем как праздник со славословием» (Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник//Служба Всем Святым, в земле Русской просиявшим/Сост.: еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995. С. 16). Исходя из особенностей построения службы в Минее (напр., наличия двух канонов святым и проч.), наиболее приемлемым можно считать совершение в этот день полиелейной службы в честь афонских преподобных.

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-05/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010