Покаянный настрой Масленицы Анализ и обобщение исторических и гомилетических свидетельств может сделать более рельефными пост и ослабление поста как практическую сторону византийской полемики, методология которой, возможно, может иметь свое применение и в современном мире. В пятницу Сырной седмицы преподобный Феодор Студит произнес слово, в котором призвал молиться за мир и еретиков: «…не только о себе будем целеустремленно молиться, но и за мир, проявляя милость и щедрость к тем, кто живет грешной жизнью, и к тем, кто погряз в ересях…» 29 . Таким образом, смысл Сырной седмицы и творимых в течение нее молитв не в том, чтобы только посрамить и опровергнуть, а в том, чтобы с любовью вернуть отпавших в лоно Церкви. Не обходилось и в Византии без гуляний и языческих традиций. Так, на Сырной седмице издревле практиковалось «переодевание». Недаром у Франциска Скуфа находим в целом характерное для Византии, а не только для Запада: «Образ, через который мужи и жены оказываются с масками, по обыкновению мясопустной седмицы» 30 . Следует отметить и то, что в Византии — как и впоследствии в лучшие времена на Руси — настрой Сырной седмицы был подлинно покаянным, а не шуточно-балагурским. Это подтверждают слова преподобного Феодора из того же слова: «Но что? Ночью и днем мы воспеваем Господа согласно преданному нам святыми нашими отцами законодательству. Псалмопение сменяет псалмопение, чтение — чтение, молитва — молитву. В помышлении предстательство помыслов, в сердце изучение Божественных словес, благовременное безмолвие, приносящая пользу речь» 31 .  Но еще и ранее, в начале V века, святитель Иоанн Златоуст писал накануне Великой четыредесятницы, то есть тоже в период Сырной седмицы: «Сегодня у нас яркий праздник и собрание ярче обычного. Но какова сему причина? Это достижение поста, я знаю, поста не настоящего, а ожидаемого… Если и ожидаемый он произвел в нас такое усердие, то, явившись и осуществившись, какое он в нас вызовет благочестие?..» 32 Таким образом, Масленица — это не столько гуляние и веселие, сколько благочестивое преддверие поста или проекция поста на стремящуюся к подвигам и созерцанию жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/5782883.ht...

Таким образом, смысл сырной седмицы и творимых в течение нее молитв не в том, чтобы только посрамить и опровергнуть, а в том, чтобы с любовию вернуть отпавших в лоно Церкви. Не обходилось и в Византии без гуляний и языческих традиций. Так, на сырной седмице издревле практиковалось «переодевание». Недаром у Франциска Скуфа находим, в целом, характерное для Византии, а не только для Запада: «Образ, через который мужи и жены оказываются с масками, по обыкновению мясопустной седмицы» 48 . Следует отметить и то, что в Византии – как и впоследствии в лучшие времена на Руси – настрой сырной седмицы был подлинно покаянным, а не шуточно-балагурским. Это подтверждают слова прп. Феодора из того же слова: «Но что? Ночью и днем мы воспеваем Господа согласно преданному нам святыми нашими отцами законодательству. Псалмопение сменяет псалмопение, чтение – чтение, молитва – молитву. В помышлении предстательство помыслов, в сердце изучение Божественных словес, благовременное безмолвие, приносящая пользу речь» 49 . Но еще и ранее, в начале V в., свт. Иоанн Златоуст писал накануне Великой четыредесятницы, то есть тоже в период сырной седмицы: «Сегодня у нас яркий праздник и собрание ярче обычного. Но какова сему причина? Это достижение поста, я знаю, поста не настоящего, а ожидаемого… Если и ожидаемый он произвел в нас такое усердие, то явившись и осуществившись, какое он в нас вызовет благочестие?...» 50 Таким образом, масляница – это не столько гуляние и веселие, сколько благочестивое преддверие поста или проекция поста на стремящуюся к подвигам и созерцанию жизнь. Таким образом, сырная седмица, вошедшая в церковный обиход при Ираклии (VII в.), получившая особый устав при свт. Никифоре (IX в.) и трансформировавшаяся на Руси в масляницу с бурными гуляниями, кулачными боями, маскарадами и прочее (а на западе одно из ее ярких проявлений – венецианский карнавал) означала не празднование или аскезу саму по себе, а некое действие, которое в крайне целомудренном исполнении стремилось подчеркнуть чистоту веры. 7. Аскетическо-мистический характер масляницы

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   Если Сретение случится в Сырную Неделю, т.е. в канун Великого Поста, то праздник не имеет попразднства и отдания.    Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого Поста (самая поздняя дата празднования), то служба праздника переносится на Неделю сыропустную.    Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, всего празднования — 9 дней (если это время не будет сокращено Великим Постом. В этом случае Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала Великого Поста).    Предпразднство обычно бывает 1/14 февраля; если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.    Попразднство имеет обычно отдание 9/22 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю мясопустные, среду и пятницу сыропустные — оно переносится на другой день. Поэтому, если праздник случится на седмицах блудного сына, мясопустной и сыропустной, — попразднство (с днем отдания) бывает менее 7дней. В воскресенье сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, если праздник Сретения случится на сыропустной седмице близко к сыропустному воскресенью, а именно: в четверг, пятницу или субботу.    Если праздник Сретения случится:    в Неделю о блудном сыне, понедельник или вторник мясопустной седмицы, — отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы (а все попразднство: 5,4, 3 дня);    в среду, четверг, пятницу и субботу перед Неделей мясопустной, — отдание бывает во вторник сырной седмицы, то есть не переступает за сырную среду;    в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, — отдание празднуется в сырный четверг;    во вторник или среду на сырной седмице, — отдание празднуется в сырную субботу;    в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, — отдание празднуется в сыропустную Неделю. Праздник, случившийся в сыропустную Неделю, празднуется один день и попразднства не имеет.    Второй день праздника (3/16 февраля) Церковь посвящает памяти участников события: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестиричная).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Если Сретение случится в Сырную Неделю, т.е. в канун Великого Поста, то праздник не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого Поста (самая поздняя дата празднования), то служба праздника переносится на Неделю сыропустную 117 . Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, всего празднования – 9 дней (если это время не будет сокращено Великим Постом. В этом случае Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала Великого Поста). Предпразднство обычно бывает 1/14 февраля; если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. Попразднство имеет обычно отдание 9/22 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю мясопустные, среду и пятницу сыропустные – оно переносится на другой день. Поэтому, если праздник случится на седмицах блудного сына, мясопустной и сыропустной, – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7дней. В воскресенье сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, если праздник Сретения случится на сыропустной седмице близко к сыропустному воскресенью, а именно: в четверг, пятницу или субботу. Если праздник Сретения случится: в Неделю о блудном сыне, понедельник или вторник мясопустной седмицы, – отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы (а все попразднство: 5,4, 3 дня); в среду, четверг, пятницу и субботу перед Неделей мясопустной, – отдание бывает во вторник сырной седмицы, то есть не переступает за сырную среду; в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в сырный четверг; во вторник или среду на сырной седмице, – отдание празднуется в сырную субботу; в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, – отдание празднуется в сыропустную Неделю. Праздник, случившийся в сыропустную Неделю, празднуется один день и попразднства не имеет. Второй день праздника (3/16 февраля) Церковь посвящает памяти участников события: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестиричная).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Праздник Сретения Господня принадлежит к числу двунадесятых праздников, но двунадесятых не Господних, а Богородичных. Ибо, если праздник Сретения Господня случится в неделю (воскресение), то служба воскресная не отменяется для службы праздника Сретения, а поется с ней вместе (Типикон, 2 февраля, аще в недели), как бывает в двунадесятые Богородичные праздники. Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы. Праздник Сретения имеет день предпразднества и семь дней попразднества (по 9 февраля), если не сократит сего времени Великий пост , ко времени которого он может случиться иногда. В этом случае празднуется Сретение столько дней, сколько остается до поста. Если предпразднество случится в субботу мясопустную, а праздник – в неделю мясопустную, то предпразднество празднуется не накануне праздника, не в субботу мясопустную, когда совершается служба за усопших, а предпразднество бывает в пяток мясопустный (Типикон, последование 1 февраля, аще в суб. мясоп.). Если праздник Сретения случится: 1) в неделю блудного или в понедельник или во вторник на мясопустной седмице, то праздник отдается в пяток той же недели; 2) если праздник Сретения случится в среду, четверток, пяток, субботу перед неделей мясопустною, – отдание празднуется во вторник на сырной седмице; 3) если случится в неделю мясопустную, в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в четверток; 4) если случится во вторник или среду на сырной седмице, – отдание бывает в сырную субботу; 5) если случится в четверток, пяток или субботу сырной седмицы, – отдание в неделю сыропустную; 6) если Сретение случится в неделю сыропустную, то праздник празднуется один день (Типикон, последование 8 февраля. Указ о празднике Сретения Господня) 83 . На литургии: 1) антифоны изобразительны с блаженными, на малом входе – входной стих, после чего поется тропарь и кондак праздника; 2) задостойник; 3) после служб положен особый отпуст (см. Службник). Если праздник Сретения случится в недели (воскресения) мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную, сыропустную, то на утрени после Евангелия празднику, после пения «Воскресение Христово видевше...» и 50-го псалма не положено пения «Покаяния отверзи ми двери...», а следует стихира праздника. Но положенное в эти недели пение «На реках Вавилонских...» не отменяется (Типикон, 2 февраля, аще в неделю). В праздник Сретения в неделю (воскресение) обыкновенно произносится отпуст воскресный, подобно тому, как тогда и вместо припевов Сретения, по 9-й песни канона поется «Честнейшая». Песнопения воскресные предшествуют песнопениям Сретения (Типикон). На утрени катавасия «Сушу глубородительную землю...» (поется начиная со дня по отдании Богоявления, с 15 января, до отдания Сретения – 9 февраля (Типикон, гл. 19). С отдания Сретения до 1 августа поется (кроме недель Четыредесятницы и Пятидесятницы) катавасия «Отверзу уста моя...» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Это «Увещание жителям града Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося «Ярило» а также «Слово о сырной седмице» считаются образцами проповедничества искусства св. Тихона. 1. Слово о сырной седмице О сырной седмице, которую простые люди называют масляницею, любви вашей умыслил я предложить краткое слово, хотя то и не нужное бы дело быть казалося предлагать. Ибо святая церковь, что то она есть, и как должно оную провождать, в песнех своих, во всю тую седмицу поемых, ясно всем показует. Но понеже многие, или не внимая песням тем или слепою и застарелою привычкою влекоми, не так как христианская должность требует, в препровождении оныя оказуют себе, того ради словом сим яснейше о ней вознамерился представить. Понуждает меня к тому должность моя, которая в таковых случаях не велит мне молчать: но настоять благовременне и безвременне. Знаю я тое, что слово мое сие многим не понравится: ибо хощу тем бесчинное масляницы празднование опровергать и искоренять; праздновать бо масляницу обычай хотя злой, обаче застарелый и с любовию содержимый. Но притом объявляю, что хотя и неприятно предложение: однакож уповаю, что полезно. Лекари говорят, что горькая пища неприятна, да стомаху здорова. Соль горька: но черви выгоняет, и к гнилости не допущает. И лекарство хотя горькое, да принимаем к сохранению здравия нашего: так и обличительное слово страстной плоти нашей не любо, да душе полезно. Послушайте же, да со вниманием послушайте. Слово сие не касается тех, кои памятуя, что христиане они суть, и по сей должности поступают. Ибо они, яко благодатию Христовою здрави, не требуют врачевства: но их молю щедротами Божиими, чтобы немощнейшей братии советом и молитвами помогали, по примеру тому, как делают люди, когда хотят общий погасить пожар. Ибо какой больший может быть пожар, как на котором души человеческия беззаконием, аки пламенем, поядаются? Известно знаете, слышатели! Сами вы, и бесспорно признаете, что масляницы почти вси ожидают так, как какого знатного праздника.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

793 По субботним и воскресным дням первых шести седмиц всегда только на литургии произносятся; Буди имя Господне...Слава, и ныне, Благословлю Господа...; но Всесвятая Троице в эти дни не читается ни на одной службе. 794 Хотя бы этот промежуток не был значительным, а лишь таким, какой потребен для перехода из притвора во храм, или, иначе, тогда, когда вечерня, поемая без литургии, не сливается в один состав с изобразительными. 796 Накануне непраздничных дней и в самые праздники (11 мр. гл. 24 февр.), а не накануне их (12 мр. гл. 24 февр.) и не перед субботой – днем непостным (посл. пятка 5 седм. вечер. пот. что вечерня относится к следующему дню. 797 Седмичные дни и суббота после нед. Мытаря и Фарисея и седмичные дни после недели Блуднаго (Мясоп. седм.) до Мясоп. субб. (исключительно) относятся, впрочем, еще к периоду времени пения Октоиха. 798 Примечание 1. В приведенном месте Типикона и Триоди Постной сделана оговорка: „разве среды и пятка“ Сырной седмицы; но это выражение не на то указывает, что в сии дни должно петь канон Богородицы, а на то, что богослужебный устав среды и пятка Сырной седмицы имеет особенности, о которых надобно справляться в последованиях сих дней („о сем всем тамо указа ищи“), откуда видно, что, напр., на утрени среды и пятка поется аллилуиа, тогда как в другие дни она не поется, накануне бывает великое повечерие, тогда как в другие дни малое и т. д. Примечание 2. В 48 гл. Типикона указан, однако, случай, когда на Сырной седмице можно петь и богородичный канон. Случай этот может быть накануне субботы этой седмицы, если в сей последний день будет праздник Обретения главы Предтечи. В 6 мр. гл. 24 февр., л. 189 на об., сказано: „на повечерии поем канон усопших в притворе Октоиха гласа или богородичный“. 799 Так, если память Трех святителей, 30 янв., случится в субботу Мясоп.; то „службу их поем в пяток прежде“ (Тип., л. 166 на об.). Точно так же, если в субб. Мясоп. случится Обретение главы Предтечи, 24 февр., „то поется праздник Предтечев весь прежде в пяток Мясопустный непременно“, т.-е. без перемен в богослужении (Тип., л. 188 на об., мр. гл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

«Князь и вождь тамо вкупе, богатый и бесславный, великий купно и малый исправится равно: горе комуждо прочее неуготовленному» 501 . «Тамо вкупе князь и вождь, нищий и богатый, душе, ни отец возможет, ни мати помогающи, ни избавляй брат осуждения» 502 . Таким образом, мы видим, что ни власть, ни богатство, ни родные не смогут нам помочь на Страшном Суде Христовом, но только наши дела способны оправдать нас и сподобить десной участи 503 . Так какие же это дела? Те, которые указаны в евангельском чтении: дела любви и милосердия. «Царство Небесное праведники наследуют за дела любви и милосердия к ближним, – пишет архиепископ Аверкий (Таушев) . О вере здесь не упоминается, ибо она уже предполагается самими делами любви, которые суть плоды веры (см.: Ин.13:35 ; 1Кор.13:1 ). Равно и молитва и все прочие подвиги веры не упоминаются, потому что без них невозможна истинная любовь к ближнему и искренние, нелицемерные дела милосердия. Говорится только о делах милосердия потому, что они доказывают истинную веру и благочестие христианина» 504 . Итак, когда мы приблизились вплотную к Великому посту, ибо после Недели мясопустной уже не вкушается мясо, Церковь в своих молитвословиях указывает нам на то, какие плоды должен принести истинный пост – это дела любви и милосердия. Для того чтобы стяжать любовь и сделать сердце отзывчивым и деятельно сострадательным, мы и совершаем все наши духовные труды. Общий идейный смысл богослужения Сырной седмицы Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры ( Мф.6:16 ). Последняя подготовительная к Святой Четыредесятнице седмица называется сырной (в просторечии – Масленицей), так как церковный Устав разрешает во все дни этой седмицы (в том числе в среду и пятницу, то есть эта седмица сплошная) употреблять сырную пищу (сыр, масло и яйца и др., то есть любую скоромную пищу, кроме мяса). По этой же причине венчающая эту седмицу неделя называется сыропустной, так как в этот день перед началом Великого поста завершается вкушение сырной пищи. «О сырной же (седмице) некоторые говорят, что её установил император Ираклий, – а раньше она была мясоястной, – ибо он, шесть лет воюя с Хозроем и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, – что и исполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От язычества к христианству, или Как провести Масленицу Через неделю Православная Церковь вступит в Великий пост. Подготовка к нему началась за три седмицы. Последняя из них, которая в церковном календаре именуется сырной, в народе более известна как Масленица. Она завершается Прощёным воскресеньем, после которого и начинается Великий пост. Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? 8 февраля, 2009 Через неделю Православная Церковь вступит в Великий пост. Подготовка к нему началась за три седмицы. Последняя из них, которая в церковном календаре именуется сырной, в народе более известна как Масленица. Она завершается Прощёным воскресеньем, после которого и начинается Великий пост. Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Через неделю Православная Церковь вступит в Великий пост. Подготовка к нему началась за три седмицы. Последняя из них, которая в церковном календаре именуется сырной, в народе более известна как Масленица. Она завершается Прощёным воскресеньем , после которого и начинается Великий пост . Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Допустимо ли православному человеку участвовать в народных гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот праздник научить нас милосердию? Об этом специально для сайта «Правмир» Валерия Ефанова беседует с сотрудником Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС священником Сергием Звонаревым. – Отец Сергий, что можно посоветовать тем, кто собирается праздновать Масленицу? – Сырная седмица, иначе именуемая Масленицей – часть годового круга богослужения, связанная с Великим постом. Уточню, что, когда мы говорим о «седмице», речь идет о неделе в современном понимании. Сырная седмица (в текущем году она начинается 22 февраля) оканчивается в Прощеное воскресение, когда совершается заговенье на Великий пост. Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса.

http://pravmir.ru/ot-yazychestva-k-xrist...

В песнопениях всей этой седмицы св. Церковь приглашает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха в Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди. В среду и пятницу сырной седмицы литургии по Уставу не бывает 85 , за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовой праздник. В среду и пятницу на сырной седмице совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями, а именно: во вторник и четверг сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному Уставу вседневной вечерни – без чтения (как это бывает в Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паремий. Как обычно, после: «Сподоби, Господи» – ектения: «Исполним молитву». Но по «Ныне отпущаеши...», как и в Великом посту, полагается пение тропарей «Богородице Дево, радуйся...», «Слава» – «Крестителю Христов...», «И ныне» – «Молите за ны, святии Апостоли...» и три земных поклона. Далее «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Далее, вместо ектений: «Помилуя мя, Боже...» произносится: «Господи, помилуй» (40 раз). После чего «Слава, и ныне», «Честнейшую херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Священник: «Сый благословен» и читается молитва «Небесный Царю...», после которой произносится молитва св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами): «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». По «Отче наш» – «Господи, помилуй» (12 раз), священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» и прочее, и бывает отпуст. Вечерня соединяется с Великим повечерием и утреней. Соединение следующее: сразу после вечерни (во вторник и четверг вечера) бывает великое повечерие с великими поклонами. Особенности великого повечерия в сравнении с великопостным следующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010