Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ Арх. Михаил и Иисус Навин. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. Арх. Михаил и Иисус Навин. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. [Евр.   греч. Μιχαλ], арх., архистратиг небесных сил. Имя Имя Михаил, вероятно, является одним из древнейших сев.-зап. семитских имен: оно зафиксировано в клинописных памятниках из Эблы (совр. Телль-Мардих, Сирия) XXVI-XXV вв. до Р. Х. как Mi-ga-il ( Krebernik. 1996. P. 247). В переводе с древнеевр. языка оно означает «кто как Бог?», «кто подобен Богу?». Это имя носят несколько людей, упоминаемых в ВЗ: отец одного из соглядатаев, посланных Моисеем, чтобы они «высмотрели землю Ханаанскую» (Числ 13. 3; в синодальном переводе имя соглядатая передано как «Сефур, сын Михаилев» (Числ 13. 14)); два представителя колена Гадова (1 Пар 5. 13-14), один из к-рых жил, по-видимому, «во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского» (1 Пар 5. 17); прадед Асафа . родоначальника храмовых певцов (1 Пар 6. 39-40); военачальник из колена Иссахара, сын Израхии (1 Пар 7. 3); житель Иерусалима из колена Вениамина (1 Пар 8. 16); тысяченачальник из колена Манассии, перешедший на сторону Давида (1 Пар 12. 20); отец начальника племени Иссахара в царствование Давида (1 Пар 27. 18); сын иудейского царя Иосафата и брат царя Иорама (2 Пар 21. 2); живший в Вавилонии иудей, сын которого Зевадия принимал активное участие в движении репатриации вместе с Ездрой (1 Езд 8. 8). В Ветхом Завете В Ветхом Завете о М. говорится только в Книге прор. Даниила. В видении, бывшем «в третий год Кира, царя Персидского» (Дан 10. 1), Даниилу является величественный «муж, облеченный в льняную одежду»: «Тело его - как топаз, лицо его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей» (Дан 10. 5-6). Этот муж (возможно, это Гавриил, ср.: Дан 8.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Л. И. Бриллиантов Книга пророка Исаии Сведения о пророке Исаии. Время его жизни и пророческой деятельности Св. пророк Исаия, по свидетельству его книги, был сын Амоса ( Uc. I, 1; II, 1 ). Личность же последнего неизвестна, но ее нельзя отожествлять с тем Амосом, который был в числе двенадцати малых пророков, ибо последний был незнатного происхождения ( Aмoc. VII, 14–15 ); тогда как пр. Исаия, по иудейскому преданию, разделяемому и Православною Церковью, был царского рода, именно отец Исаии был родным братом иудейского царя Амасии. Местом жительства пророка был город Иерусалим, где он имел свой дом, был женат и имел детей ( Uc. VII, 3; VIII, 3 ; XXXVII, 2; XXXVIII, 1; XXXIX, 3). Время пророческого служения Исаии было довольно продолжительно. По свидетельству его книги, он призван был к пророческому служению в год смерти царя иудейского Озии, когда ему было 20 лет (около 740 года до Рожд. Хр.); это служение продолжалось при следующих иудейских царях: Иоафаме, Ахазе, и Езекии ( Uc. VI, 1; I, 1 ). Но пророческая деятельность Исаии продолжалась и после Езекии, как это видно из того, что пророк описал жизнь этого царя, следовательно он пережил Езекию ( 2Цар. ХХ, 3, 4 ). По древнему еврейскому преданию и свидетельству отцов Церкви, пророк Исаия умер мученическою смертью в царствование иудейского нечестивого царя Манассии, именно по повелению этого царя, пророк был перепилен в дупле большого дерева деревянною пилою 53 . Пророк постоянно обличал царя и вельмож иерусалимских в нечестии, чем и вызвал гнев жестокого царя, кончившийся для пророка смертью. Достоверность сего свидетельства косвенно подтверждается и показаниями Св. Писания. Так, например, намек на это можно видеть в словах пророка Иеремии (II гл. 30 ст.); затем в 4-й книге Царств говорится, что «Манассия кровь неповинную излия многу зело, Дóндеже наполни Иерусалиму уста до уст», т.е. от края до края (4 Царств. XXI, 16). Может быть, это событие имел в виду св. Ап. Павел, когда говорил о ветхозаветных праведниках, что они «претрени быша» ( Ebp. XI, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Статистика Михей, прор. Святой Михей, первый пророк этого имени, происходил из колена Ефремова и был сын Иемвлая. Он жил во дни святого пророка Илии, когда над израильтянами в Самарии царствовали Ахав с Иезавелью, а над Иудеями в Иерусалиме – Иосафат. В это время потомки двенадцати сынов Иакова разделились на два царства: одно называлось царством Иудейским, – в состав его входили колена Иудово и Вениаминово, а столицей был Иерусалим; другое же называлось Израилевым и включало в себя остальные десять колен еврейского народа; столицей этого царства служила Самария. В Израильском царстве находилось и колено Ефремово, к которому принадлежал по происхождению и святой пророк Михей. Он часто обличал израильского царя Ахава в тех же грехах, в каких и святой пророк Илия, т.е. или за отпадение его от Бога в идолопоклонство, или за содеваемые им неправды. Царь ненавидел пророка-обличителя, но не смел его убить: царя удерживали боязнь наказания Божия, стыд пред невинностью праведного мужа и страх, что сбудутся его пророческие предсказания. Впрочем пророк, уступая несправедливому гневу царя, удалялся из столицы и почасту жил в горах: он опасался, как бы, многократно являясь к царю и обличая его, не возбудить в последнем ни пред чем не останавливающегося гнева. В эти дни между домом царя израильского Ахава и домом царя иудейского Иосафата завязались родственные отношения: Иосафат взял у Ахава дочь его Афалию за своего первого сына Иорама. Побуждаемый родственною любовию Иосафат из Иерусалима прибыл в Самарию к Ахаву. Во время торжества в честь гостя Ахав просил Иосафата помочь ему на войне против ассирийского царя, чтобы отнять у него Рамоф Галаадский; этот город издавна был израильским, но царь ассирийский отнял его силою. Иосафат, обещая сам идти на войну вместе с Ахавом, сказал: – Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну. Но сначала вопросим Господа Бога: будет ли для нас благополучна эта война? И тотчас Ахав собрал своих нечестивых и ложных пророков, числом 400; главою этих лжепророков был Седекия, сын Ханаана. Все они ободряли Ахава надеждой на успех, говоря:

http://lib.cerkov.ru/authors/63

Захария Захария (воспомянутый Господом) – имя многих лиц, упоминаемых в Библии, а именно: 1) ( I Nap. V, 7 ) – один из вождей колена Рувимова, при отведении его в плен Феглаффелласаром, ц. ассирийским. 2) ( I Nap. IX, 21 ) – сын Мешелемии, один из привратников у дверей Скинии собрания, во времена Давида. 3) ( I Nap. IX, 37 ) – один из сынов Иеиля, отца гаваонитян, предка Саулова, из колена Вениаминова, жившего в Гаваоне. 4), 5) ( I Nap. XV:20, 24, XV:15 ) – один из левитов и один из священников, игравших на псалтирях тонким гласом и трубах при торжестве перенесения Ковчега Завета из дома Аведдара. 6) ( I Nap. XXIV, 25 ) – левит, сын Ишшии, из рода Озиила, сына Каафы. 7) ( I Nap. XXVI, 2 ) – левит, из рода Мерари, сын Хосы. 8) ( I Nap. XXVII, 21 ) – отец Иддо, вождь полуколена Манассиина, в Галааде, во времена Давида. 9) ( II Nap. XVII, 7 ) – из князей, поставленных ц. Иосафатом для наставления народа в Законе Господнем. 10) ( II Nap. XX, 14 ) – отец Иозиила, левит из потомков Асафовых. 11) ( II Nap. XXI, 2 ) – один из сынов Иосафата, ц. иудейского. 12) ( II Nap. XXIV, 20, 22 ) – сын Иодая, священника в царствование Иоаса, ц. иудейского. Вдохновенный духом Божиим, он выступил на возвышение пред народом и грозно обличал царя и народ за то, что они отступили от Господа и предались идолопоклонству. Такое смелое порицание навлекло на Захарию сильный гнев Иоаса и его вельмож, и вот, по приказанию царя, которому отец Захарии, Иодай, оказал даже благодеяние, доставивши престол, он был побит камнями во дворе Дома Господня. Последними словами Захарии были следующие: да видит Господь и да взыщет. 13) ( II Nap. XXVI, 5 ) – муж, живший в царствование Озии, ц. иудейского; в кн. Парал. о нем говорится, что он поучал страху Божию и, очевидно, пользовался особенной доверенностью царя, потому что Озия, по словам той же книги, во дни Захарии прибегал к Господу Богу. 14) ( II Nap. XXIX, 1 ) – отец Авии, жены нечестивого Ахаза и матери благочестивого царя Езекии. 15) ( II Nap. XXIX, 13 ) – из сынов Асафовых, в царствование Езекии, помогавший в очищении храма Иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Кахетинскому царю Теймуразу I о принятии Иверской земли под покровительство России. 1641 г. мая 31. Документы о вхождении Грузии в состав России Бога единого безначальнаго и безконечнаго... в Троицы славимого, милостию мы, великий государь царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии самодержец [п. т.], пожаловали есмя Иверские земли началника Теймураза царя и сына ево царевича Давыда, велели им дати сю нашу царскую жаловальную грамоту вперед для утверженья, по ево, Теймуразову цареву, челобитью и прошенью, потому что изначала Грузинские земли цари и князи нашие православные крестьянские веры, а в послушанье были за много лет у прародителей наших у великих государей царей и великих князей российских. А принял дед наш блаженные памяти великий государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии самодержец под свою царскую высокую руку грузинского Леонтья царя, царева Александрова отца, во оборону для православные христианские веры. А после Леонтья царя сын ево Александр царь з детьми по тому ж были послушны дяде нашему блаженные памяти великому государю царю великому князю Федору Ивановичу всеа Русии самодержцу и по нем бывшим великим государем царем российским и крест им великим государем целовали, и грамоты докончальные грузинских царей в нашей царской казне есть многие. И в прежних годех присылали к нам великому государю бити челом он, Теймураз царь, да башачюжской Юрьи царь, да Гурелской Мануйло царь, что кизылбашской Абас шах Грузинскую землю повоевал, и церкви разорил, и ево, Теймураза царя, из ево земли изогнал. А в прошлом во 127-м присылал к нам великому государю он же, Теймураз царь, з грамотою в послех Курмигинские пречистые Богородицы монастыря игумена Харитона бити челом о помочи на кизылбашского Абаса шаха, что землю Грузинскую разорил и церкви Божьи обругал .

http://sedmitza.ru/lib/text/439145/

Двадцать четвертый день. Поучение 2-ое. Накануне Рождества Христова. («Христос с небес – срящите!»). I. Приближается, братия, великий Божественный праздник, которого, как всегда бывает, ожидаем мы с нетерпением, и который желаем встретить и провести в веселии и радости. Это – торжественное воспоминание пришествия с небес на землю Сына Божия и явления Его во плоти. Великий поистине и Божественный праздник! Сын Божий пришел к нам, родился для нас, как человек; «не оставль недра Отча», не разлучаясь с единосущным Своим Отцем, пришел на землю, «посетил нашу нищету» (ирм. 8 глас), наше бедное человечество, чтобы обогатить нас Своею Божественною благодатию и славою. Какое необыкновенное посещение! Как же нам, братия, встретить такого необыкновенного Посетителя, такого великого Благодетеля? А ведь это сделать непременно надобно. Представьте, как ожидаем мы, с какими заботами готовимся встретить и какую почесть воздать нашему земному царю, или первородному сыну цареву, наследнику престола, если они благоволят посетить нас? Не тем ли более мы должны с величайшею почестию встретить грядущего к нам единородного Сына Царя небеснаго, «наследника всем» ( Евр. 1, 2 ), Его же царство, царство всех веков, «и владычество во всяком роде и роде?» ( Пс. 144, 13 ). Как же, повторяю, встретить нам грядущего к нам Сына Божия? Какиевоздать Ему почести ? Чем засвидетельствовать пред Ним наше усердие? Что принести Ему в дар? Сама святая церковь заботится с нами и за нас о благоприятном приношении грядущему к нам Сыну Божию. «Что Ти принесем, Христе», поет она на праздник Рождества Христова, «что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек, нас ради?» II. Встреча земного царя отчасти дает нам понятие и о том, как мы должны встречать Царя небеснаго. Что делается у нас, когда мы готовимся встретить земного царя? Обыкновенно, к принятию царя заводим новыя лучшие и дорогия одежды, и в честь его делаем общия торжественные собрания. Не так ли встретить нам и Царя небеснаго? Отчасти так, а еще более не так. Заводить к празднику «обновы» мы имеем большую охоту; также веселиться в праздник у нас в большом обычае. Что-ж? И то, и другое идет к празднику; и в том и другом нельзя отказать христианину, как человеку, и особенно в праздник. Но как одеваться, как веселиться? Одеваться прилично, веселиться благопристойно. Излишние наряды, пышныя, дорогия одежды уже делаются не для чести праздника, а только для одного самолюбия и тщеславия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Указатель имен А ввакум Петров, протопоп, идеолог старообрядчества, писатель – 386, 395, 396, 414, 418, 425, 431, 435, 446, 452, 453, 474, 478–481, 496, 497, 552, 625 Авессалом, сын царя Давида, библ. – 103, 220, 344, 611, 612 Авраам (Авраам Странноприимец), патриарх, библ. – 12, 81, 83, 93, 98, 132, 196, 198, 209, 215, 249, 323, 326, 333, 338, 472, 565, 597, 599, 604 Авраамий, волоколамский старообрядец – 385–388, 402 Авраамий, инок, писатель-старообрядец – 414 Авраамий (Аврамий), казначей, затем игумен Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 398, 534 Авраамий, монах юрьевецкого Успенского монастыря – 405 Авраамий, «раскольнический патриарх " » – 391 Авфония, «нечестивый еврей» – 614 Адам, первый человек, библ. – 93, 209, 332, 333, 584, 596, 599, 604 Адриан, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 21, 258, 397, 399, 509 Адриан, русский патриарх – 467, 579 Адриан (Андреян), волоколамский старообрядец (см. Авраамий) Адрианова-Перетц В.П., исследователь фольклора и литературы Древней Руси – 446, 448, 480, 496, 625 Азарий, св. – 7, 562 Аксаков И.С., писатель и издатель – 484, 623, 624 Алевиз Фрязин, итальянский архитектор – 609 Александр, дьяк, писатель-паломник – 476 Александр, дьякон из Нерехты – 406 Александр, переводчик (см. Шкарлат Александр) Александр, старообрядческий священник 385 Александр, сын Симона Киринея – 99, 340, 608 Александр Македонский, царь Македонии, великий полководец – 592 Александр Михайлович , великий князь Тверской – 572 Александровский М., исследователь, историк церкви – 397, 620 Алексеев И., исследователь – 402, 415 Алексей, старец, старообрядец – 391 Алексей Комнин, византийский император – 569 Алексей Михайлович, русский царь – 424, 588, 621 Алексей Петрович, царевич, сын Петра I – 405, 585 Али, пророк – 607 Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский художник, св. – 570 Алкей, древнегреческий поэт – 616 Алферов (Ольферов) С.Т. – 16, 137, 253 Аммон, сын Лота и его дочери, библ. – 599 Аммон, сын царя Давида, библ. – 611

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Царствование благочестивейшего царя и великого князя Василия Шуйского Храброго Через три дня по кончине царя Димитрия все бояре и синклит и народ великой Москвы, без согласия всего народа великой России  и прочих городов и начальников, провозгласили царем великой Москвы и всей России Василия Шуйского. Бояре и синклит, пришедши с ним во всечестный соборный храм Пречистой Богородицы, в понедельник, с архиереями без патриарха кир Игнатия, низложенного в воскресение с патриаршего трона без какого-либо законного расследования, пропели молебен. В следующее воскресение, 26 мая месяца, во всечестном храме Пречистой Богородицы архиереи, имея во главе Исидора, преосвященнейшего митрополита Великого Новгорода, короновали сего царя Василия Шуйского, взявши с князя Василия Шуйского предварительно клятву, в присутствии всех и пред св. крестом, в том, что он не будет невинно пытать бояр и народ по каждому делу; что пусть не наказывается отец за сына, ни сын - за отца, ни брат - за брата, ни родственник - за родственника, только виновник пусть несет наказание, после тщательного расследования, по законам, согласно с виною его, а не так, как прежде [было] во времена царя Бориса, который за одного преступника наказывал многих, и происходили [отсюда] ропот и большая несправедливость. Царь этот Василий оказался весьма скупым и неблагодарным, и не воздал почестей воинам и не дал обычных даров боярам и священникам, которые раздавали прежние цари, под тем предлогом, что его предшественник, царь Димитрий, расточил царскую казну, а он значительно увеличил ее, потому что получил многочисленные подарки от бояр и народа и бояр польских и не успел отдарить их; все подарки остались в царской казне. По этой причине быстро начались для него многие бедствия и создались поводы к многочисленным скандалам для него со стороны обиженных бояр и всего народа, провозгласивших, что царь Димитрий убежал.

http://sedmitza.ru/lib/text/439035/

Глава 1 Дан.1:1 . В лето третие царства Иоакима царя Иудина, прииде Навуходоносор, царь вавилонский на Иерусалим, и воевавши нань. Прежде всего прочего по необходимости упомянул о тогдашнем царе, и означил нам год, чтобы ясно могли мы знать время первого пленения. Ибо в третий год царствования Иоакима, именовавшегося Елиакимом, который царствовал после Иохаза, был же отцом того Иоахаза 2 , который именовался и Иоакимом и Иехониею, в первый раз взят был Иерусалим. Это же самое – упоминать современных царей и годы, показывает отличительную черту Пророков; ибо можно найти, что и другие Пророки поступают также. Сказано: «видение, еже виде Исаия сын Амосов», во дни «Озии, и Иоафама, и Ахаза», и «Езекии, иже царствоваша во Иудеи» ( Ис.1, 1 ). И: «бысть слово Божие ко Иеремии,во дни Иосии сына Амоса царя Иудина в третие надесять лето царства его» ( Иер. 1, 2 ). Иезекииль и каждый из прочих Пророков весьма часто также предначинают пророчества. Посему и этого достаточно к тому, чтобы обличить, беззаконие Иудеев, и показать, что Пророк сей действительно Пророк. Дан.1:2 . И даде Господь в руце его Иоакима царя Иудина, и от части сосудов храма Божия. И сие показует духовную благодать в Пророке; ибо не всякому дано знать Божие домостроительство. Даниил же, сподобившись Божия Духа, ясно познавал, и других научает, что, попущением Бога всяческих, за беззакония народа и царя и за великое нечестие, и город взят, и некоторые из священных сосудов достались во власть врагам. И крайне необходимо было выразиться так Пророку: «и даде Господь во руце его Иоакима царя Иудина» – чтобы не подумал кто, будто бы Навуходоносор собственною своего силою стал обладателем города, посвященного Богу. Пусть все и в точности дознают, что, когда Бог предал, и отъял благодать, издревле охранявшую город; тогда подпал он власти врагов. Ясно показуя сие чрез Пророка Исаию, Сам Бог всяческих говорит так: «еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущего ю» ( Ис. 10, 15 .)? А сим научает, что Сам Он налагает наказания на людей, в орудия же употребляет пригодных для сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 36. Осада Иерусалима Ассирийским войском 1. И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их. (И бысть в четвертоенадесять лето царствующу Езекии, взыде Сеннахирим царь Ассирийск на грады тверды Иудейски, и взя оныя). «Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского: двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец (т.е. праотец) его; он отменил высоты (где были идольские жертвенники), разбил статуи (т.е. идолов), срубил дубраву (где стояли те статуи) и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан (т.е. медник). На Господа Бога Израилева уповал он, и такого, как он, не было между всеми царями иудейскими и после него, и прежде него. И прилепился он к Господу, и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя ассирийского и не стал служить ему» ( 4Цар.18:1–7 ), т.е. не пожелал подчиняться и платить ему дани так, как это делали все другие, соседние с ним цари. Тогда ассирийский царь решил силой принудить Езекию быть покорным. «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь ассирийский, против всех укрепленных городов иуды и взял их. И послал Езекия, царь иудейский, к царю ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь ассирийский на Езекию, царя иудейского, дань в триста талантов серебра (≈10500 кг) и тридцать талантов золота (≈1050 кг). И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь иудейский, и отдал его царю ассирийскому» ( 4Цар.18:13–16 ). Это известие о нашествии Сеннахирима на Иудею и об отношении его к Езекии восполняется рассказом самого завоевателя, сохранившимся в клинообразных надписях на Ассирийских памятниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010