«И исцелять от болезней». Этого выражения не имеется в Синайском и Ватиканском кодексах, почему Тишендорф и другие новейшие критики опускают его. Но оно есть в сирийских, александрийском и западных, латинских, кодексах (ср. Мф.10:1 ). Мк.3:16 .  поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Согласно с древнейшими кодексами Тишендорф, начинает этот стих так: «и поставил двенадцать» ( κα ποησεν τος δδεκα). «Поставил Симона, нарекши ему имя Петр». Правильнее по Тишендорфу: «и нарек имя Симону Петр». Такое прибавление к имени Симона сделано было еще при первом его призвании к последованию за Христом (см. Ин.1:42 ). Евангелист Марк, однако, нашел нужным только здесь упомянуть об этом, подобно тому как Матфей нашел нужным сказать о том же при описании другого позднейшего события (ср. Мф.16:18 ). Петр – не имя собственное, а прозвище – «скала», так что апостол носил вместе то и другое имя. Мк.3:17 .  Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», Ни евангелист Матфей, ни Лука не отделяют Андрея от его брата Симона, вероятно, имея при этом в виду, что оба брата были призваны к последованию за Христом в одно время. Но Марк на втором и третьем месте ставит сынов Зеведеевых, очевидно, в силу их признанного значения в кругу апостолов (Петра как «уста апостолов», всегда выступавшего от лица всех апостолов, Марк ставит, подобно евангелисту Матфею, на первом месте). «Воанергес, то есть “сыны громовы”». Слово «Воанергес» происходит, очевидно, из двух слов: «воан» – арамейское слово, соответствующее еврейскому «бней» (от «баним») – «сыновья», и глагола «рагаш». Последний глагол в библейском еврейском языке не имеет значения «греметь», но мог иметь такое значение в простонародном еврейском языке во времена Христа. По крайней мере, в арабском языке есть глагол, близкий к этому, именно «раджаса», означающий «греметь грому». Почему так называл Господь Иакова и Иоанна – евангелист Марк не говорит, так что приходится в этом случае обращаться за разъяснением к Евангелию Луки. У последнего сообщается об одном случае, когда оба брата выказали очень большую стремительность и гневную вспыльчивость, которые и могли послужить поводом к тому, чтобы дать им такое прозвище – «сыны грома» ( Лк.9:54 ). Некоторые толкователи видели в этом прозвании намек на то могущественное впечатление, какое оказывали на слушателей своей проповедью оба брата ( Евфимий Зигабен) . Ориген называл Иоанна Богослова «мысленным громом».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Приведенное сравнение показывает, что у епископа Иерапольского едва ли было что сказано о насильственной смерти Апостола. Но что же в таком случае в сочинении Папия дало хронистам основание к утверждению факта такой его смерти? Можно предполагать на основании того же сравнения отрывков из Георгия Амартола и Филиппа Сидского, что из приведенного хронистами у Папия буквально стояли только три слова π ουδαων νρθη 1058 . Th. Zahn думает, что у него была фраза ωννης π ουδαων νρθη, которая допускает объяснение и не в отношении к Иоанну Зеведееву, но может указывать на Иоанна Крестителя. Возможность смешения двух лиц хронистами у него подтверждается указанием на факт уверения армянином Варданом Вардапетом (12 в.), что Поликарп был учеником Иоанна Крестителя, причем сам он ссылался на более древнего писателя Ананию Шаркуни, который в действительности говорил правильно, что Поликарп был учеником Евангелиста Иоанна 1059 . Вероятнее предполагать, что фраза π ουδαων νρθη собственно относилась к Иакову, но была хронистами применена и к Иоанну, о котором шла речь тотчас после или же непосредственно прежде Иакова. Основанием к распространению значения фразы на Иоанна могло послужить то обстоятельство, что Папий старался доказать исполнение в жизни любимого ученика пророчества Господа о сынах Зеведеевых ( Мф.20:23 ; Мк.10:39 ), при этом речь его не отличалась ясностью. Кроме того, в доказательство ранней смерти Апостола Иоанна ссылаются на свидетельства древних календарей. Так, в Сирийском мартирологе 411 г. среди мучеников упоминаются под 27 декабря: „Апостолы Иоанн и Иаков в Иерусалиме“. В армянском мартирологе под 28 декабря отмечены: Иаков и Иоанн, сыны громовы. Афраат затем перечисляет без сообщения места страдания и календарной даты мучеников: Стефана, Симона, Павла, Иакова и Иоанна 1060 . „Кто, кроме человека с теорией, – спрашивает по этому поводу Prof. Ramsay 1061 , – мог бы приписать даже самую незначительную ценность сообщению, что память Иоанна и Иакова совершалась 27 декабря, а Павла и Петра 28 декабря“? Действительно, всякий человек, смотрящий на дело без предубеждения, согласится, что имена Иакова и Иоанна соединены не на основании исторических данных об их смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Марк, ученик, спутник и переводчик апостола Петра, записал проповедь своего учителя. На то, что за Евангелием от Марка стоит устная проповедь Петра, единогласно указывают ранние церковные авторы: Папий Иерапольский, Ириней Лионский, Климент Александрийский. Вот свидетельство последнего: «Когда Петр публично в Риме проповедовал Слово и Духом возвещал Евангелие, присутствующие, которых было немало, просили Марка, как издавна следовавшего за ним и помнившего сказанное им, записать рассказанное». И действительно, язык Евангелия от Марка несет черты устной речи. Папий Иерапольский специально подчеркивает, что Марк,«будучи переводчиком Петра, как запомнил, в точности записал… и заботился только об одном, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно». Есть основания утверждать, что Петр проповедовал по-арамейски. Поэтому в греческом переводе Марка встречаются арамейские слова (авва — отец, еффафа — отверзись, Воанергес — сыны громовы, прозвище, которое Спаситель дал сыновьям Зеведея, Иоанну и Иакову) и короткие фразы (талифа куми — девица, встань) и многочисленные «кальки» с арамейского. Проповедь была обращена к язычникам, не знавшим ни Ветхого Завета, ни географии Палестины, ни еврейских обычаев. Поэтому апостол, проповедуя язычникам, был вынужден, как сообщает тот же Папий, «к нуждам слушателей приспосабливать поучения». Все это мы обнаруживаем в Евангелии от Марка. Например, если для Матфея достаточно сказать, что Иисус пришел в храм (см.: Мф. 21, 12, 23), то Марк, обращаясь к язычникам, всегда уточняет, что храм находится в Иерусалиме (см.: Мк. 11, 15, 27). Для Матфея достаточно назвать женщину еврейским словом «хананеянка» (см.: Мф. 15, 22), а Марк объясняет, что женщина была язычница, сирофиникиянка родом (ср.: Мк.7, 26). Матфей может пользоваться специфической еврейской терминологией: В первый опресноков (ср.: Мф. 26, 17), а Марк вынужден пояснить: В первый день опресноков, когда заколали пасху (ср.: Мк. 14, 12). И подобных примеров очень много. — Лука: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова… — Если Евангелие от Матфея продолжает традицию ветхозаветной книжности, Евангелие от Марка — запись устной проповеди апостола Петра, то евангелист Лука с первых же слов заявляет о себе как об исследователе, который работает с различными источниками.

http://pravoslavie.ru/78438.html

1015 ...Героним ваш премудрый... – Иероним Блаженный (331–420). Осуществил перевод Библии на латинский язык, известный под названием Вульгаты. Известно, что в работе над переводом он пользовался текстом Септуагинты, несмотря на то что основным источником был, вероятно, еврейский текст. 1018 ...блаженный Иоаким... – Источником для этого сообщения послужило, вероятнее всего, «Хождение по святым местам купца Познякова» 1558 г. Этот памятник не был широко распространен, но лег в основу другого, более позднего и более известного сочинения «Хождения Трифона Коробейникова», где также содержится описание случая с патриархом Иоакимом. 1031 Книга... Райская... – Имеется в виду книга Рай , представляющая собой календарный сборник уставных чтений. Тематика этого сборника определялась евангельскими и ветхозаветными сюжетами, которые использовались в византийской и древнерусской письменности в дидактических и торжественных словах. 1033 ...повесть... Никодимову. – Апокрифическое Евангелие от Никодима, тайного ученика Христа. He обозначенное ни в одном из индексов запрещенных книг, оно получило довольно широкое распространение в славянской письменности и известно в трех редакциях. 1036 ...велиар... – Дух зла (велиал), в переводе с евр. означает «недостойный, гнусный, виновник всякого зла и нечестия». Употреблялось вначале в отвлеченном смысле, позже применительно к Дьяволу, Сатане. 1037 ...Корсурова... ступание. – Корсур – гонец (от латинск. cursor). В отличие от канонических Евангелий Евангелие Никодима сообщает, что «корсур», посланный за Иисусом Христом для суда, воздает ему почести и расстилает перед ним полотно. При входе в зал суда языческие знамена склоняются перед ним, а народ радостно приветствует его. Никодим выступает с защитой Христа и со свидетельством о нем. Именно этот пафос и критикует Курбский. 1041 ...Громова Сына... – Громовы сыны – имя, данное Иисусом Христом апостолам братьям Иакову и Иоанну, сынам Заведдеевым. Здесь речь идет о Евангелии от Иоанна, одного из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале 40-х годов несколько таких пророков прибыло в столицу Сирии, и один из них, по имени Агав, возвестил наступление голода по всей империи. Церковь-мать и без того находилась в стесненных обстоятельствах, поэтому было решено заранее собирать пожертвования для «братьев, живущих в Иудее». Так была продолжена ветхозаветная практика организованной помощи бедным  10 . Действительно, по берегам Средиземного моря вскоре прокатилась волна неурожаев. Император Клавдий едва мог обеспечить хлебом свою столицу  11 . Но особенно тяжким положение было на окраинах. Бедствие вот-вот могло распространиться и на Палестину. Однако, прежде чем там разразился голод, над Иерусалимской церковью пронеслась другая буря. События в Иерусалиме В то самое время, когда Агав пришел к антиохийцам, в Иудее сменилось правительство. Желая успокоить страну, возбужденную безумствами Калигулы, Клавдий вместо прокуратора послал туда своего приближенного Агриппу, внука Ирода Великого, и дал ему титул царя. Пятидесятилетний Агриппа, ловкий интриган, сумевший в свое время уцелеть в роли наперсника Калигулы, понял, что настал наконец-то его час. Молодость его прошла среди придворной римской знати, но сейчас ему нужно было срочно менять образ жизни. Ему хотелось выглядеть настоящим иудейским монархом. Всеми средствами он силился доказать Иерусалиму свое правоверие. С этой целью марионеточный царь надумал начать расправы над инакомыслящими. А их в стране было немало. Из всех направлений назарянское было самым беззащитным. Поэтому царь в первую очередь обрушился именно на него. Это происходило в третий год его правления, весной 44 года. По доносу был арестован галилеянин Иаков, сын Зеведея, и вскоре же обезглавлен. В чем заключался донос, неизвестно. Но мы знаем, что Иаков, как и его брат, был человеком пылкого характера (откуда и их прозвище «Сыны громовы»). Возможно, доносчик воспользовался каким-нибудь неосторожным словом в адрес властей. Так исполнилось пророчество Христово: Иаков первым из Двенадцати «испил чашу», о которой много лет назад предсказывал ему Учитель  12 .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    б) Брат его Андрей, сначала бывший учеником Предтечи, называется Первозванным, как первый призванный Иисусом Христом к последованию (Ин. 1:41).     в) Иаков и Иоанн, сыны громовы — воанергес (по-Сирски, Мк. 3:17), пользовались особенною любовию Иисуса Христа и вместе с Петром были в числе ближайших Его учеников и сотрудников, в важнейших случаях Его жизни. Название сынов грома они получили, вероятно, за свою ревность (Лк. 9:54), Мать их Саломия, по преданию, была дочь Иосифа Обручника, и следовательно сестра Иисуса Христа по плоти; кажется, она также была спутницею Иисуса Христа. По крайней мере, она является при погребении Его. И прежде ещё она просит Иисуса Христа о посаждении сынов ея по обе стороны Его Престола во время открытия Его царства. Иоанн называет себя любимым учеником Иисуса Христа, он возлежал на Его груди на последней вечери и, стоя при Кресте, был усыновлён Матери Божией.     г) Из других Апостолов обращает ещё внимание Иаков Алфеев или малый, которого многие смешивают с Иаковом, братом Господним, хотя тот никогда не считался в числе 12-ти и, по преданию, был сын не Алфея или Клеопы, а Иосифа Обручника от первой жены. Прозвание его малый или младший дано ему в отличие от Иакова Зеведеева.     д) Иуда, по всей вероятности, сын какого-нибудь Иакова, а не брат Иакова Алфеева. Другие имена Иуды — Фаддей и Леввей — считают первое Халдейским, другое — Иудейским.     е) О Симоне замечено, что он прозывался Кананит, может быт — Хананеянин, вернее же — житель Каны; другое прозвание его Зилот есть, вероятно, перевод имени Кананит, то есть ревнитель. В последнюю войну Иудейскую была известна партия Зилотов — но едва ли она существовала во времена Иисуса Христа.     ё) Иуда Искариот (по-Иудейски ишкариот), муж из Кариота, небольшого города в колене Иудином (Нав. 15:25, по Русскому тексту-Кириаф, по-Славянски град). Но некоторые производят название Искариота от Сирского слова скариута, которое означает мужа, или хранителя шкатулки, казначея, на что указывает и Евангелист Иоанн (12:6; 13:29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

146 . Господь сказал Своим ученикам: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк.9:1 ), а «по прошествии дней шести» Он «взял Петра, Иакова и Иоанна» и, взойдя на Фаворскую гору, просиял, «как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» ( Мф.17:1–2 ). Они же не могли больше смотреть и не имели силы пристально взирать на это сияние, [а потому] пали ниц на землю. Тем не менее они увидели, по обетованию Спасителя, Царство Божие, тот Божественный и неизреченный Свет. Великие Григорий и Василий называют его Божеством. «Свет – явленное... на горе Божество» и «Доброта подлинно Могучего есть умопостигаемое, и созерцаемое Божество». Ибо Василий Великий говорит, что Свет тот есть Доброта Божия, созерцаемая только святыми в силе Божественного Духа. Поэтому и говорит снова: «Видели Доброту Его Петр и сыны Громовы на горе... которая была светлее светлости солнечной, и удостоились узреть очами предначатие славного Его Пришествия». А Дамаскин Богослов и Иоанн Златоуст называют тот Свет естественным сиянием Божества. Первый пишет: «Сын, рожденный от Отца, имеет в Себе безначальное и природное сияние.., и слава Божества становится также славой тела». Златоустый же [отец] говорит: «Господь явился на горе в Своем высочайшем сиянии, когда Божество обнаружило славу Свою». 147 . Этот Божественный и неизреченный Свет, Божество и Царство Божие, Доброту и Светлость Божиего естества, видение и наслаждение святых в нескончаемых веках, естественное сияние и славу Божества акиндиане называют призраком и тварью. А тех, которые не поддерживают их хулы на Божественный Свет, но думают, что Бог – нетварен как по сущности, так и по энергии, они клеветнически объявляют двоебожниками. Да будут посрамлены они, ибо, хотя нетварен Божественный Свет, един для нас Бог в едином Божестве, как много раз было показано выше, поскольку [этому единому Богу] принадлежат и нетварная сущность, и нетварная благодать, то есть Божия благодать и сияние ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Так, он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира ( Мк. 5, 37 ), видеть Преображение Господа на горе ( Мф. 17,1 ), слышать беседу о знамениях Его второго пришествия ( Мк. 13. 3 ), быть свидетелем Его Гефсиманской молитвы ( Мф. 26, 37 ). А на Тайной вечери он был так близок к Господу, что, по его собственным словам, как бы «возлежал у Него на персех» ( Ин. 13, 23–25 ), откуда и произошло его наименование «наперсника», ставшее потом нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого. По смирению не называя себя по имени, он, тем не менее, говоря о себе в своем Евангелии, именует себя учеником, «егоже любляше Иисус» (13, 23). Эта любовь Господа к нему сказалась и в том, что Господь, вися на кресте, поручил ему Свою Пречистую Матерь, сказав ему: «Се Мати твоя» ( Ин. 19, 27 ). Пламенно любя Господа, Иоанн был полон негодования против тех, кто враждебен Господу или чуждался Его. Поэтому он возбранял человеку, не ходящему со Христом, изгонять бесов Именем Христа ( Мк. 9, 38 ) и просил у Господа позволения низвести огонь на жителей одного самарянского селения за то, что они не приняли Его, когда Он путешествовал в Иерусалим через Самарию ( Лк. 9, 54 ). За это он и его брат Иаков получили от Господа прозвание Воанергес, что значит; «сыны Громовы». Чувствуя любовь Христову к себе, но еще не просвещенный благодатью Святого Духа, он дерзает просить себе вместе с братом Иаковом ближайшего места к Господу в Его грядущем Царствии, в ответ на что получает предсказание об ожидающей их обоих чаше страданий ( Мф. 20, 20 ). После Вознесения Господня мы часто видим св. Иоанна вместе с Апостолом Петром ( Деян. 3, 1; 4, 13; 8, 14 ). Наряду с ним он считается столпом Церкви и имеет свое пребывание в Иерусалиме ( Гал. 2, 9 ). Со времени разрушения Иерусалима местом жизни и деятельности Апостола Иоанна делается г. Ефес в Малой Азии. В царствование императора Домициана (а по некоторым преданиям, Нерона или Траяна, что маловероятно) он был отправлен в ссылку на остров Патмос, где им был написан Апокалипсис (1, 9–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Апостол Петр и еванг. Матфеем ( Мф.10:2 ) и Лукой ( Лк.6:14 ) в числе 12-ти Апостолов поставлен на первом месте, потому что он, как равно и брат его Андрей, прежде других были призваны к апостольскому служению ( Ин.1:41 ), почему апостолу Андрею и усвоено название Первозванного, и потому еще, что по своим качествам, напр., по вере, любви к Иисусу Христу и т. п. он действительно был первым. „Ты Христос, Сын Бога живого!“ он первый сказал, когда Иисус Христос спросил Апостолов, за кого они почитают Его ( Мф.16:15–16 ). „Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» спрашивал Иисус Христос Петра. „Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя“, отвечал Петр ( Ин.21:15 и дал. Еще чит. Деян.1:15; 2:14; 5:3 и далее). Католики признают преимущественное пред другими Апостолами первенство апостола Петра, но это неверно: он только был „первый между равными“ и никогда нигде не выставлял себя иным. Название Петр иначе Кифа значит камень. Так наименовал его Сам Господь в предзнаменование его особенной твердости в вере и проповеди евангельской. Иаков Зеведеев, т. е. сын Зеведея. Воанергес, еже есть (то есть) сына громова (сыны громовы). Этим названием означаются особенности характера Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, подобно тому, как названием Петр (камень) означаются особенности характера Симона, т. е. что они в некотором отношении подобны грому. Эти особенности суть сила, стремительность и некоторая величавость, выражавшиеся в словах и делах их, как напр. выразились, когда Апостолы просили Господа свести с неба огонь, подобно тому, как сделал Илия, на самарян, не желавших принять к себе Господа ( Лк.9:54 . Мих.). Мк.3:18 . Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита Мк.3:19 . и Иуду Искариотского, который и предал Его. Варфоломея. Варфоломей – значит сын Фоломея; он иначе называется Нафанаилом ( Ин.1:45 ). Матфея. Матфей иначе называется Левием, также Фаддеем. Иакова Алфеева. Иаков сын Алфея был родным братом Матфея. Фаддея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Цель этого послания Петра — ободрить, утешить и утвердить в вере малоазииских христиан, на что указывал сам апостол Петр: «Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» (1 Пет. 5:12). Местом первого послания указывается Вавилон (см. 1 Пет. 5:13). В истории христианской Церкви известна Церковь Вавилонская в Египте, где, вероятно, Петр и написал свое послание (также существует распространенное толкование, что под Вавилоном подразумевается Рим). В это время с ним находились Силуан и Марк, оставившие апостола Павла после его отправления на суд в Рим. Поэтому дата первого послания определяется между 62 и 64 годами по Р.Х.    Стиль послания и отдельные выражения напоминают нам Евангелие от Иоанна, и уже древнее предание считало его принадлежащим возлюбленному ученику Христову. Иоанн Богослов был сыном галилейского рыбака Заведея и жены его Саломии, по преданию, дочери Иосифа Обручника от первого брака. Таким образом, он приходился, по представлениям окружающих, племянником Господа. Старший брат его Иаков был тоже в числе 12 апостолов. Обоих братьев за силу их духа Господь прозвал «сыны громовы» — Воанергес (Мк. 3:17). Повинуясь призыву Господа (см. Мф. 4:21; Лк. 5:10), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближенных Его учеников вместе с Петром и Иаковом (см. Мк. 5:37; Мф. 17:1; Мф. 26:37). Господь удостоил Иоанна особенной любви: Иоанн возлежал на персях Господа на Тайной вечере, а при Кресте Спаситель усыновил Иоанна Своей Пречистой Матери (см. Ин. 13:23-25; Ин. 19:26). Сам Иоанн, не называя себя, говорит о себе, как об ученике которого любил Иисус (см. Ин. 19:26). Из всех учеников только Иоанн не оставил своего Учителя и стоял на Голгофе у самого Креста. По преданию, после Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа евангелист Иоанн в течение 15 лет не оставлял Иерусалима до блаженного успения Божией Матери. Он с Петром и Иаковом принимал деятельное участие в устройстве Иерусалимской Церкви и вместе с ними считался одним из ее столпов (см. Гал. 2:9). Для низведения на крещенных самарян Святого Духа Иоанн отправился к ним вместе с Петром (см. Деян. 8:14). Позже он направился с проповедью в провинции Малой Азии и обосновался в Ефесе, откуда управлял всеми Церквами Малой Азии. Из Ефеса он был сослан на остров Патмос, при императоре Домициане, после того как чудесно сохранил жизнь, будучи ввергнут в котел с кипящим маслом. В ссылке он написал свой Апокалипсис — Откровение. Позже он возвратился в Ефес и в конце I века написал свое Евангелие и три Соборных послания. Он оставался девственником и умер несколько загадочной смертью в начале II века в городе Ефесе. Не называя себя в послании, Иоанн говорит о себе, как об очевидце и самовидце событий земной жизни Господа Иисуса Христа (см. 1 Ин. 1:1-4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010