Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Сведения о писателе Хотя в этом послании писатель нигде не называет себя по имени, древнее предание Церкви издавна считало его принадлежащим возлюбленному ученику Христову и евангелисту св. Иоанну Богослову. Самый стиль послания живо напоминает нам Евангелие от Иоанна, как и многие слова и выражения. Св. Иоанн Богослов был сыном галилейского рыбаря Зеведея и жены его Соломин, по преданию дочери Иосифа-обручника от первого его брака и, следовательно, падчерицы Божией Матери и сводной сестры Господа Иисуса Христа. Таким образом, он приходился Господу, по представлениям окружающих, племянником. У него был брат Иаков старший, бывший тоже в лике 12-ти. Обоих братьев за силу их духа и огненную ревность Господь прозвал " воанергес " , что значит " сыны Громовы " (Мк. 3:17). Повинуясь зову Господа (Мф. 4:21 и Лк. 5:10), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближеннейших учеников Его вместе с Петром и Иаковом (Мк. 5:37; Мф. 17:1; 26:37). Господь удостоил Иоанна особенной любви, которая наиболее трогательно выразилась на Тайной Вечере, когда Иоанн возлежал на персях Своего Божественного Учителя (Ин. 13:23,25), и в особенности при кресте, с которого Господь усыновил Иоанна Своей Пречистой Матери (Ин. 19:26). Благодарно вспоминая все это, св. Иоанн, не называя себя по имени, говорит в своем Евангелии о себе как об ученике, " которого любил Иисус " (Ин. 19:26). Со своей стороны и он отвечал преданной любовью своему Учителю: если любовь Петрова была более горячей и деятельной (Ин, 18:10; 21:15), то любовь Иоанна запечатлена была наибольшей глубиной и верностью. Из всех учеников только Иоанн не оставил своего Учителя во время Его страданий и стоял на Голгофе у самого креста (Ин. 19:26).

http://sedmitza.ru/lib/text/430604/

В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения , Миропомазания , Покаяния , Причащения , Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения . Сегодня речь пойдет о Таинстве священства, о той миссии, что возложена на священника, о том, каково должно быть устроение его души и сердца, его жизни внешней, об ответственности пастырей. Мы встречаемся с вами, дорогие друзья, в единственный и неповторимый день Крестной Пасхи – в Страстную пятницу, когда Архиерей великий, Господь наш Иисус Христос, Бог во плоти, Сам Себя приносит в жертву на Голгофском Кресте, простирая Свои руки, пригвожденные к древу, чтобы обнять и привлечь к Себе всё согрешившее, кающееся и имеющее надежду на спасение в Нем, Господе, человечество. Наша сегодняшняя беседа посвящена Таинству священства, рукоположению во священнослужители, в иереи Божии. И свершается оно над достойными, Церковью признанными ставленниками, лицами православного вероисповедания мужеского пола, которые соответствуют по своим нравственным качествам строгому отбору Церкви. В идеале священник должен сохранить нравственную и телесную чистоту, целомудрие, девство до его личного самоопределения – выбирает ли он иноческий путь или вступает в законный венчанный брак с девицей православного вероисповедания. Это молодой человек, который должен быть просвещен ведением, воцерковлен умом и сердцем. Для будущего священника само Писание, книги Пророков и Апостолов, святая Псалтирь и Евангелие суть небесный хлеб, которым он ежедневно укрепляет свое сердце. Совершается рукоположение всегда на Божественной Литургии, и под руками архиерея коленопреклоненный ставленник, диакон в нашем случае, преклоняет свою главу к Престолу, а весь храм молится, чтобы сошла на него благодать Святого Духа . Действительно, Сам Христос некогда избрал из окружавших Его последователей ближайших учеников и возвел их на гору, где даровал каждому новое имя. Симон стал Петром, Иоанн и Иаков получили наименование Воанергес – «сыны громовы».

http://pravoslavie.ru/92820.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Только кротостью можно обращать других ко Христу 25.02.2021 718 Время на чтение 7 минут Миссионер протоиерей Олег Стеняев дает мастер-класс по угодной Богу миссии, разбирая евангельское учение об отношении к заблуждающимся, неверующим, сектантам, еретикам. Как Сам Господь готовил Своих апостолов Библейское учение о самарянах заслуживает нашего внимания. Самаряне – классическая секта, возникшая внутри иудаизма. Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «…На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите»(Мф. 10:5). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев»(Ин. 4:22); здесь Он отождествляет Себя Самого, словами «мы знаем», с ветхозаветной верой и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим»(Лк. 9:53). Последняя история заслуживает особенного нашего внимания. Протоиерей Олег Стеняев Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна, сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лк. 9:54–55). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким духом движимы. Православная «Толковая Библия Лопухина» поясняет: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома (см.: Мк. 3:17), желавших, подобно Илие пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа» 1 .

http://ruskline.ru/opp/2021/02/25/tolko_...

Скачать epub pdf 5. Св. апостол и Евангелист Иоанн Богослов Св. апостол и Евангелист Иоанн Богослов был второй сын рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника, младший брат св. апостола Иакова. Братья помогали отцу в рыбной ловле на озере Галилейском. Не склонный к мирской жизни, Иоанн удалялся от мира и навсегда остался девственником. Он был одним из первых последователей Иоанна Предтечи, от которого узнал о пришествии в мир Мессии – Христа. При Иордане, где Иоанн Креститель обыкновенно проповедовал народу о покаянии, он показал Христа своим ученикам. Тогда два ученика Предтечи, Андрей, сын рыбака Ионы, и Иоанн, сын рыбака Зеведея, оставили своего учителя и пошли за Христом. Им обоим хотелось видеть, где живет Христос, и они с радостью воспользовались данным им позволением идти с Ним. «Идите и увидите», – сказал Он им. Было немного за полдень. Они пошли за Христом в Его жилище и пробыли у него до ночи ( Ин.1:29–40 ). Иоанн полюбил Христа с первого же дня. Любовь Иоанна ко Христу была не такой порывистой, как у Петра. Она горела тихим, неугасимым светом, таилась в глубоких тайниках его сердца и проявлялась там, где было особенно нужно. Некоторое время он оставался в доме своего отца и продолжал помогать ему в рыбной ловле. Впрочем, немного спустя Сам Христос призвал Иоанна идти вслед за Собой, и тогда уже ничто не могло удержать его в родительском доме. Это случилось после чудесной ловли рыбы на озере Галилейском. Св. Иоанн видел чудесную ловлю Петра, видел, как по слову Господню он бросил свои сети и последовал за Христом, и понял, что только Бог может творить такие чудеса. Сам Иоанн в это время с братом Иаковом помогал отцу своему Зеведею, который в лодке чинил сети. Призвав двух братьев, Петра и Андрея, Господь, проходя затем мимо лодки Зеведея, призвал и других двух братьев, Иакова и Иоанна. Они немедленно пошли за Христом, оставив отца своего в лодке с работниками ( Лк.5:1–11 ; Мк.1:16–20 ; Мф.4:18–22 ). Избрав в число 12-ти апостолов Иакова и Иоанна, Господь назвал их «Воанергес», т. е. «сыны Громовы» ( Мк.3:17 ). В отношении к Иоанну это наименование означало, кроме его пламенной ревности, высоту и силу его учения о Христе, Сыне Божием, и то, что он имел этим высоким учением, как громом, огласить вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тридцатый день. Св. ап. Иаков, брат св. Иоанна Богослова. (О том, что значит следовать за И. Христом). I. Святый Иаков, память коего совершается ныне, был брат любимого ученика Христова, Иоанна; отец их назывался Зеведеем, и мать Саломия принадлежала к числу первых женщин, которые уверовали во I. Христа и приняли учение Его. Оба брата были рыбаки. Однажды они сидели в лодках и чинили сети; проходивший мимо Спаситель подозвал их и велел им следовать за Собою. С тех пор они совершенно оставили прежния занятия и неотлучно следовали за Спасителем. Они видели преображение Господне на горе Фаворской, и воскрешение дочери Иаира, и были в саду Гефсиманском вместе с Спасителем во время Его молитвы пред страданиями. Господь дал им обоим имя «Воанергес», что значит «сыны громовы». Иаков, по вознесении Спасителя, проповедывал с другими апостолами, был заключен в темницу и первый из 12-ти, по повелению Ирода Агриппы, принял смерть за исповедание имени Христова. Когда его судили, воин, приведший его на суд, был поражен его мужественным спокойствием, уверился в его невинности и обратился ко Христу. К удивлению всех присутствовавших, воин этот, которого звали Иосией, во всеуслышание исповедал имя Христово. Он тут же был осужден на смерть. Пришедши на место казни, он просил прощения у Иакова и объявил ему, что был в числе его обвинителей. Святый апостол обнял его и сказал ему: «мир тебе!» Потом они вместе были обезглавлены. Это было чрез 10 лет после вознесения Христова. II. Мы видели, возлюбленные братие, что св. апостол Иаков с братом своим Иоанном тотчас оставил отца своего, свои занятия, и последовал за И. Христом, лишь только Он пригласил его следовать за Собою. Пример св. апостола Иакова, так охотно и радостно последовавшего за И. Христом, побуждает и нас, братие, с тою же охотою и радостью идти и следовать за И. Христом, дабы наследовать жизнь вечную. Но что значит идти за Христом и последовать Ему? Значит во всей жизни и делах своих подражать Ему, как высочайшему образцу и примеру истинно святой и богоугодной жизни, жить и действовать так, как жил и действовал на земле Сам Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» АНДРЕЙ МАТФЕЙ ФИЛИПП ВАРФОЛОМЕЙ Первозванный. Брат апостола Петра. Называемый Кифа, бывш. Симон. Брат апостола Андрея. Иаков Старший. Брат апостола Иоанна Богослова (Братья Зеведеевы. «Сыны Громовы»). Богослов. Брат апостола Иакова Заведеева (Братья Зеведеевы. «Сыны Громовы»). Мытарь. Левий Алфеев. Брат апостола Иакова Алфеева. Нафанаил. Дидим то же, что Близнец. Алфеев. Иаков Младший. Брат апостола и Евангелиста Матфея. Кананит. Зилот (ревнитель). По плоти брат Господень (сын Иосифа Обручника). Иаковлев (Леввей, Фаддей). По плоти брат Господень (сын Иосифа Обручника). Искариот. Иуда Сын Симона. Рождение Церкви и начало проповеди апостолов. Проповедовал в Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византий; во Фракии и Македонии; в землях Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Принял мученическую смерть в Патрах. Проповедовал в Иерусалиме и Риме. Принял мученическую смерть на кресте в 64 году в Риме. Проповедовал, был убит в 44 году в Иерусалиме. Проповедовал в Эфес и других Малоазийских городах. Сослан в заточение на остров Патмос. Прожил на земле более 100 лет. Проповедовал в Сирии, Мидии, Персии и Парфии, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Проповедовал в Галилее, в Греции; в Парфах, в Азоте, в Иераполе; в Сирии, Малой Азии, Лидии. Принял мученическую смерть в 87 году во Фригии. Проповедовал в Малой Азии (вместе с апостолом Филиппом – во Фригии и Ликаонии), Месопотамии, Персии и Индии, Великой Армении. Принял мученическую смерть в городе Албанополе. Проповедовал в Индии, принял мученическую смерть в индийском городе Мелипура. Проповедовал в палестинских городах Элевтерополе, Газе и Тире. Принял смерть на кресте в егип. Острацине. Проповедовал в Иудее, Египте и Ливии. Принял мученическую кончину в Абхазии. Проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. 1. Петр 1. Петр 1. Петр 1. Петр 2. Андрей

http://azbyka.ru/shemy/12apostolov.shtml

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " После праздника первоверховных апостолов Петра и Павла Церковь прославляет собор двенадцати апостолов. С новой благодатной силой мы исповедуем в этот день, что мы принадлежим святой соборной и апостольской Церкви. И с благодарностью вспоминаем тех, чьми трудами она начиналась и возрастала. Нам памятны характерные места пребывания Господа во время Его проповеди, о которых повествует Евангелие. Берег моря — место, где Христос встречает толпы народа, дом или синагога — место столкновения Его с врагами. Гора — место сокровенного общения и молитвы. Господь восходит на гору с самыми Своими близкими учениками. Перед лицом враждебно настроенных фарисеев и колеблющихся как стихия толп Ему надо знать, что Благая Весть, несмотря ни на какие преграды, пробивает себе дорогу. «Он взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел». Не тех, кого мы считаем самыми подходящими для служения в Церкви. Но тех, кого Он считает таковыми. Христос призывает, кого Сам хочет. Он отделил их от народа, и они пришли к Нему. В призванных по Его воле Он влагает волю придти к Нему. Другие могут приходить и уходить. Толпы народа могут быть с Ним здесь сегодня, а завтра — в другом месте. Но эти должны соединить свою жизнь с Его жизнью, и быть с Ним всегда. Они должны быть свидетелями Его учения, образа жизни, терпения и любви, научиться от Него, чтобы они могли научить других. Для этого потребуется время, и не только время. Христовы служители, в каком бы веке они ни жили, должны быть как можно больше со Христом. И Господь дал им власть исцелять болезни и изгонять бесов. Они увидели, что власть, какой Христос совершил эти чудеса, была властью Самого Бога, что Он — не Слуга, а Сын в Своем собственном доме. Наш Господь имел жизнь в Себе, и Дух Святой пребывал на Нем в полноте, без меры. Ибо Он мог дать эту власть немощным и ничего не значащим в этом мире людям. Двенадцать избранных Им учеников именуются апостолами, что означает «посланные». Их число соответствует числу колен Израиля, богоизбранного народа, служение которого, начиная от Авраама, заключалось в том, чтобы принести истинное знание о Боге миру. В синоптических Евангелиях апостолы названы не в одном и том же порядке. Но везде Петр стоит первым, а Иуда — последним. В Евангелии от Марка Матфей поставлен впереди Фомы, а в Евангелии своего имени Матфей поставил себя после Фомы. Но только в Евангелии от Марка упоминается, что Христос дал Иакову и Иоанну имена «Воанергес», то есть «сыны громовы». Может быть, за их ослепительную от края до края земли проповедь в будущем, за их пламенеющую ревность по правде Божией. Мы знаем также, что Иоанн, один из «сынов громовых», был исполнен такой любви ко Господу, что смог устоять у Его Креста вместе с Божией Матерью, когда все апостолы разбежались. И он был возлюбленным учеником Спасителя.

http://moral.ru/собор-двенадцати-апостол...

Каково христианское отношение к еретикам и сектантам? Какой урок подает нам Спаситель? Как соотнести «быть всем для всех» апостола Павла с его же словами: «еретика отвращайся»? Почему святитель Иоанн Златоуст называл брезгливое отношение к заблудшим «сатанинским»? Как правильно построить миссию и не допустить ее превращения в «контрмиссию»? На пользу ли проповеди Православия сбор компромата на секты и сектантов? Отвечает протоиерей Олег Стеняев. Евангельское учение об отношении к еретикам (сектантам) Христос и самарянка у колодца Библейское учение о самарянах, в связи с заявленной темой, заслуживает нашего особого внимания. Самаряне – классическая секта (ересь), возникшая внутри иудаизма . Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10: 5). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4: 22); здесь Он отождествляет Себя Самого – словами «мы знаем» – с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9: 53). Последняя история заслуживает нашего особенного внимания. Иногда мы, христиане, увы, забываем, каким Духом движимы Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна: сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «“Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?” Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: “не знаете, какого вы духа”» (Лк. 9: 54–55). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким Духом движимы. Православная «Толковая Библия» А.П. Лопухина поясняет:

http://pravoslavie.ru/92077.html

Подпишитесь на наш Телеграм Апостол Иаков Зеведеев был одним из трех ближайших учеников Спасителя. Но его почитание не столь распространено в России: во имя апостола освящен только один храм. Как Евангелие описывает характер апостола и оправдывает его прозвище, данное Иисусом? Почему он был так скромен, но смерть его была так сильна, что запечатлена в Библии и обратила других? 5 вопросов об апостоле Иакове Зеведееве, которые помогут отличить его от других апостолов-тезок. Почему Иаков назван Зеведеевым? Апостол Иаков Зеведеев. Мозаика. Венеция, собор Святого Марка Апостол Иаков был родным братом апостола Иоанна Богослова. Они оба названы Зеведеевыми, так как являлись сыновьями Зеведея, рыбака с Геннисаретского озера. Частая отсылка к имени отца при упоминании братьев может говорить о том, что Зеведей был важным и известным человеком. Иаков был призван Христом вместе со своим братом, когда они вместе с отцом ловили рыбу. Как повествует Евангелие, оба брата оставили своего отца в лодке и последовали за Иисусом. Западная традиция для того, чтобы отличать Иакова Зеведеева от Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, называет его Старшим. За что получил прозвище Воанергес? Евангелист Марк говорит, что Христос дал братьям прозвище Воанергес, что значит — «сыны громовы» (Мк 3:17). Это характеризует Иакова как ревностного и пылкого человека. Особенно ярко эти качества проявляются в эпизоде, когда Иисус с учениками по пути в Иерусалим хотел остановиться для отдыха в Самарии, но получил отказ от местных жителей. Возмущенные Иаков и Иоанн решительно обращаются к Иисусу: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк 9:54). Возможно, Спаситель таким прозвищем кротко укорял имеющего бунтарский характер Иакова. Но в то же время ревность о благом деле могла стать добродетелью. Христианские истины и были нацелены на то, чтобы в будущем обратить отличительные качества апостола на благо проповеди о Воскресшем Спасителе. Скромный и незаметный или самоуверенный и амбициозный?

http://blog.predanie.ru/article/ne-samyj...

Самаряне, или евангельское учение об отношении к людям другой веры. 29.06.2015 08:04:39 Протоиерей Олег Стеняев Библейское учение о самарянах, заслуживает нашего внимания, исходя из напряженности существующей между разными христианскими общинами и движениями. Самаряне – классическая секта, возникшая внутри иудаизма. Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «…на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» ( Мф.10:5 ). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин.4:22 ); здесь Он отождествляет Себя Самого, словами «мы знаем», с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» ( Лк.9:53 ). Последняя история заслуживает особенного нашего внимания. Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна, сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» ( Лк.9:54-55 ). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким Духом движимы. Православная «Толковая Библия Лопухина » поясняет: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома ( Мк.3:17 ), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа».

http://radonezh.ru/analytics/samaryane-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010