Посему Господь наш Иисус Христос, как есть жизнь, путь, хлеб, виноградная лоза, истинный свет и именуется другими многими именами, так есть и меч, который отсекает страстную часть души и убивает похотливые движения. Потом, поскольку Бог Слово имел вступить в соединение с немощью плоти, то весьма кстати присовокуплено: Сильне . Ибо это - величайшее доказательство силы, что Бог возмог быть в человеческом естестве. Силу Слова Бога не только доказывает создание неба, земли, моря, воздуха, произведение величайших стихий, и все, что ни представим премирного и преисподнего, сколько домостроительство вочеловечивания и снисхождение к уничиженному и немощному человечеству. Красотою Твоею и добротою Твоею . Красота отлична от добр!оты. Красивым называется, что в свое время пришло в полную свою зрелость. Так, прекрасна пшеница, когда поспела для жатвы. Прекрасен плод виноградный, когда он с течением годовых времен, переварив в себе соки, достиг совершенства и стал годен к наслаждению. А доброта есть стройность в сложении членов, производящая собою привлекательность. Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею , то есть при исполнении времен, и добротою Твоею , то есть созерцаемым и умопредставляемым Божеством. Ибо Оно действительно есть доброта , превышающая все разумение человеческое и все силы человеческие и созерцаемая одним умом. Познали доброту Его ученики Его, которым Он наедине разрешал притчи. Видели доброту Его Петр и сыны громовы на горе, видели доброту , которая была светлее светлости солнечной, и удостоились узреть очами предначатие славного Его пришествия. И наляцы, и успевай, и царствуй . То есть, начав попечение свое о человеках воплощением, соделай сие попечение усильным, непрерывным и неослабным. Это проложит путь и доставит успех проповеди и всех покорит Твоему Царству. Да не удивляет же нас, что говорится повелительно: успевай , по обыкновению Писания, которое всегда так выражает желания. Да будет воля Твоя , вместо " буди " . Да приидет царствие Твое , вместо " прииди " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

37. И что сказать о точном постижении сего света или о способе причастия, когда даже одно лишь то, чтобы видеть [его], как мы научены, не принадлежит тварной силе? Ибо сказано: Бога никтоже виде нигдеже   , « и что видел, то зрится в Духе »  , и это значит видеть духовно. Поэтому и Василий Великий в «Нравственных словах», назвав сей свет « добротой воистину Сильнаго   » и « умопостигаемой Его и созерцаемой божественностью», прибавил: « ведь [только] то поистине красиво, что превосходит всякое человеческое постижение и силу, и постижимо одной лишь мыслью. Видели это Петр и Сыны Громовы на горе и удостоились воспринять очами начатки Его [славного второго] пришествия »  . Ибо хотя он и человеческим очам был виден, и разуму воссиял внутри, — почему и зовется он умопостигаемой и видимой божественностью , — но [одновременно] сказано и что он превосходит всякое постижение и силу. А Златоустый отец, истолковывая тот же самый псалом, говорит: « Преобразился. Что значит " преобразился " ? Приоткрыл малость божественности и показал им живущего внутри Бога »  . 38. Но видишь, как то, что божественный Максим назвал символом божественности  , Василий Великий нарек божественностью, а Златоустый отец — малостью божественности, как и утреннюю неясную зарю и свет можно было бы назвать «малостью дня» и «символом дня»? Ибо этот свет является для дня природным, а вовсе не чуждым, не разграничиваемым и не отделимым от него. И это ты слышал, что, приоткрытием [божественности] показав эту малую и скрытую зарю, « Он показал им живущего внутри Бога», Самого Его, а не иного второго, согласно суетным выдумкам твоей спорливости? Не против ли них выпустил ты свой ругательный язык? Не их ли самих ты назвал нечестивейшими и нелепейшими, когда ты счел достойным наименовать нас, — единомышленных в этом с ними, — двубожниками и многобожниками, как [якобы] Самого Бога называющих иным по отношению к Самому Себе, и большим, и меньшим Себя Самого, и имеющим малую и великую божественность, как ты всем заявляешь?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   Смирение делает душу способной воспринимать Божественные истины и жить в них. Свое Богочеловеческое учение Господь Иисус, по воле Своего Небесного Отца, открыл смиренным, за что и воссылает Он молитвенное благодарение Своему Отцу (см. Мф.11:25). Как гордость есть начало всех зол, так смирение — начало всех благ. Премудрый Спаситель положил смирение основанием, на котором созидается новозаветное здание спасения и блаженства, ибо блаженным смирением человек приобретает Царство Небесное еще здесь, на земле (см. Мф.5:3; Лк.6:20).    Богочеловеческая «кротость» — это неиссякаемый источник спасения, ибо она коренится в удивительном и чудотворном сердце Спасителя. Всемогущий Господь Иисус кроток животворящей кротостью. Вглядываясь в Свое сострадательное сердце, Он зрит в нем кротость как царицу всех Своих чувств и мыслей. Потому и возвещает, что только в Его кротком сердце — спасение человеческим душам и в спасении — блаженное и бесконечное отдохновение (см. Мф.11:29). Кротость Спасителя, равно как и ее спасительная сила — безмерны; оттого-то, взирая на Него, кроткого и благого, наибольший среди рожденных женами свидетельствует о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29, 36). Хотя Он и Царь Ангелов, Архангелов и всех видимых и невидимых миров, Господь Иисус живет и поступает в мире сем чрезвычайно кротко (см. Мф.21:5). Величие, значимость и спасительность кротости Спасителя таковы, что апостол Павел, научая христиан смирению и кротости, делает это, убеждая их «кротостью и снисхождением Христовым» (2Кор.10:1). Безмерная кротость всемогущего Спасителя особенно проявилась в Его кротком перенесении оскорблений, клеветы, страданий, мук и самой крестной смерти (см. Мф.26:67, 27:26-44; Мк.14:65, 15:15-20, 30-32; Лк.22:63-65, 23:36-39).    Будучи Сам несказанно кротким, Спаситель и учит о кротости как средстве спасения. Отправляя Своих учеников на проповедь спасения, Он заповедует им быть кроткими, как агнцы, среди людей, одичавших от грехов и страстей: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк.10:3). И когда сыны Громовы просят кроткого Спасителя позволить им сказать, чтобы с неба сошел огонь и истребил жителей самарянского селения, не пожелавшего Его принять, Он с упреком им отвечает: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (см. Лк.9:52-56). Пламенному же Своему ученику, попытавшемуся защитить Учителя, поражая мечом Его врагов, кроткий Господь заповедует: «Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Авторитетный толкователь Евфимий Зигабен считает, что сказанное евангелистом Лукой об удалении Христа от апостолов на расстояние брошенного камня относится не к основной части учеников, а именно к тем троим, которых Он взял с Собой. Все три евангелиста свидетельствуют, что Он трижды не просто оборачивался и обнаруживал спящими Своих учеников, а приходил к ним. Видели ли они на этом, пусть сравнительно небольшом, но всё же приличном расстоянии Его кровавый пот? Слышали ли они Его слова? Ни в Евангелиях, ни в святоотеческих толкованиях не сказано, что апостолы это сами ясно видели и четко слышали. Ведь это ж кем надо быть, чтобы такое (!) видеть и слышать, и заснуть?!.. Уж простите мне высказывание сугубо личного мнения, но я не допускаю мысли, что ближайшие ученики были настолько толстокожими. Не семи пядей во лбу? – Да. Малодушные? – Да. Это в Пятидесятницу, после сошествия Духа, они преобразятся, а пока они ничем особенным не блещут. Только вот в человечности им не откажешь. Не могли апостолы, тем более Петр, любивший Христа больше других, и ревностные «сыны громовы», при виде кровавого пота и слыша мольбу о Чаше, задремать. Не верю. А вот расслабиться по немощи, пока Учитель очередной раз молится в уединении, пусть и скорбя в ожидании страданий, о которых Он им настолько уже давно и неоднократно рассказывал, что они могли и привыкнуть – это запросто, если только, повторюсь, не видеть и не слышать ничего исключительного. Фото: pixabay.com Немощные друзья… Один только что бил себя в грудь, заявляя, что жизнь за Него отдаст, другие двое не так давно готовы были город испепелить за то, что их Учителя в нем не приняли, а теперь Он просит их всего лишь разделить с Собой время тревоги, мучительной тоски, побыть с Ним вместе…Оказывается, им это не по силам. А ведь именно для этого Он их с Собой и взял: «Душа Моя скорбит смертельно, – говорит Он им, – побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:38). Он показывает нам, что в скорбях не стоит пренебрегать простой человеческой поддержкой близких по духу людей, их можно и даже нужно просить об этом. Правда, уместно заметить, что поддержка поддержке рознь. Одно дело разделить скорбь, иное – приобщиться греху.

http://pravmir.ru/strasti-hristovyi-i-na...

Нижеследующее изречение Господа содержит ещё более ясное указание на то, что словами „Сын Человеческий“. Господь не просто заменял местоимение первого лица, а полагал в них особое определённое содержание. „Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь —363— жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий“ ( Ин.5:26,27 ). Это изречение окончательно требует от библейского богословия дать ответ на предложенный вопрос: что же разумел Господь под словом: „Сын Человеческий“? Затруднительные для понимания слова и выражения Нового Завета должно объяснять по Ветхому, как делал Св. Иоанн Златоуст и прочие церковные толкователи, и от чего почти вовсе отклонили науку протестанты. Впрочем, в данном случае не оставлен без внимания и Ветхий Завет, но без успеха. При рассмотрении весьма многочисленных ветхозаветных изречений с словами: Сын Человеческий современная наука допускает обычную ошибку. Она старается непременно во всех их найти одну и туже мысль и притом старается отыскать её по численному большинству изречений с известным смыслом. Между тем несомненно, что в Библии это выражение имеет несколько смыслов – простой и производные, как и другие выражения, напр., царствие Божие, царствие небесное, вера, спасение, закон и пр., и пр., что редко усматривается схоластической наукой. Итак, нас мало должны теперь занимать большинство ветхозаветных изречений, в которых Сын Человеческий означает человека вообще, человека по преимуществу, человека в отличие от животных и от ангелов, наконец – просто человека в отличие от вельможи, царя и пр. Необходимо впрочем отметить то обстоятельство, что выражение какого либо понятия или свойства прибавлением сын или дщерь (сынове царствия – Мф.8:12,13:38 , сыны геенны – Мф.23:15 , сыны Громовы – Мк.3:17 , сыны мира – Лк.10:6 ; сыны воскресения – Лк.20:36 ; сыны света – Ин.12:36 ; сыны погибели – Ин.17:12 ; сыны противления – Еф.2:2,5:6 ; Кол.3:6 и др., дщерь Сиона, дщерь Израилева, вм. Сион, Израиль – Мф.21:5 . Ин.12:15 , также в Ветхом Завете) обозначает особенно глубокое усвоение этого свойства, как бы полное проникновение им. В частности, выражение – Сын Человеческий в большинстве мест обозначает человечность по преимуществу. Какие именно свойства человечности отмечал в себе, напр., пророк Иезекииль, постоянно именовавший так себя, это сказать не легко: ра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стояние за чистоту Православия не должно принимать ожесточенную форму зилотства Во-первых, иерархи должны, следуя примеру прославленных Московских святителей, заботившихся о чистоте Православия, соблюдать сугубую осторожность из опасения своими словами и шагами спровоцировать эту ревность не по разуму, которую склонны проявить многие члены Церкви. Из истории христианства мы знаем, что она была свойственна уже апостолам. Так, Иоанн Богослов, который был любимейшим учеником Господа Иисуса и, со своей стороны, безотчетно и горячо преданным своему Божественному Учителю, однажды вместе со своим братом Иаковом – эти «сыны Громовы» – вызвались свести огонь с неба, как и Илия сотворил , чтобы наказать самарян за то, что они отказали в гостеприимстве их Божественному Учителю, поскольку Его лице бе грядый во Иерусалим . Тогда еще Учитель сказал им: Не знаете, какого вы Духа. Ибо Сын Человеческий пришел не для того, чтобы губить души человеческие, но чтобы их спасать (Лк. 9: 55–56). Святители Московские и всея России чудотворцы Любовь и беззаветная преданность Учителю были таковы, что каждое Его слово тут же беспрекословно принималось юношей, ложилось на сердце и постепенно изменяло его существо; из непримиримого, можно даже сказать – ожесточенного, ревнителя он превращался в апостола Любви. И сегодня Церковь объединяет людей разного «духовного возраста». И многие молодые в духовном смысле не знают, какого они Духа, но ведут себя так, как сыны Громовы, пожелавшие испепелить самарян небесным огнем. Пришедшие же в совершенный духовный возраст исполняют заповедь о любви к врагам и являют миру благой лик Православия, то есть именно знают, какого они Духа, и являют его – Дух, цель Которого не губить человеческие души, но спасать их. Заслуживает только сожаления тот факт, что мир более склонен судить о Православии по тому ожесточенному и озлобленному лику, который являют именно младенствующие духом ревнители не по разуму. И получается – ради вас имя Божие хулится у язычников (Рим. 2: 24).

http://pravoslavie.ru/134623.html

Разделы портала «Азбука веры» АНДРЕЙ МАТФЕЙ ФИЛИПП ВАРФОЛОМЕЙ Первозванный. Брат апостола Петра. Называемый Кифа, бывш. Симон. Брат апостола Андрея. Иаков Старший. Брат апостола Иоанна Богослова (Братья Зеведеевы. «Сыны Громовы»). Богослов. Брат апостола Иакова Заведеева (Братья Зеведеевы. «Сыны Громовы»). Мытарь. Левий Алфеев. Брат апостола Иакова Алфеева. Нафанаил. Дидим то же, что Близнец. Алфеев. Иаков Младший. Брат апостола и Евангелиста Матфея. Кананит. Зилот (ревнитель). По плоти брат Господень (сын Иосифа Обручника). Иаковлев (Леввей, Фаддей). По плоти брат Господень (сын Иосифа Обручника). Искариот. Иуда Сын Симона. Рождение Церкви и начало проповеди апостолов. Проповедовал в Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византий; во Фракии и Македонии; в землях Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Принял мученическую смерть в Патрах. Проповедовал в Иерусалиме и Риме. Принял мученическую смерть на кресте в 64 году в Риме. Проповедовал, был убит в 44 году в Иерусалиме. Проповедовал в Эфес и других Малоазийских городах. Сослан в заточение на остров Патмос. Прожил на земле более 100 лет. Проповедовал в Сирии, Мидии, Персии и Парфии, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Проповедовал в Галилее, в Греции; в Парфах, в Азоте, в Иераполе; в Сирии, Малой Азии, Лидии. Принял мученическую смерть в 87 году во Фригии. Проповедовал в Малой Азии (вместе с апостолом Филиппом – во Фригии и Ликаонии), Месопотамии, Персии и Индии, Великой Армении. Принял мученическую смерть в городе Албанополе. Проповедовал в Индии, принял мученическую смерть в индийском городе Мелипура. Проповедовал в палестинских городах Элевтерополе, Газе и Тире. Принял смерть на кресте в егип. Острацине. Проповедовал в Иудее, Египте и Ливии. Принял мученическую кончину в Абхазии. Проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. 1. Петр 1. Петр 1. Петр 1. Петр 2. Андрей

http://azbyka.ru/shemy/12apostolov.shtml

Мк.3:13–19 . «Взошел на гору»: близлежащую, недалеко от Капернаума (см. прим. к Мф.5:1 ). – «Позвал к себе, кого сам хотел»: из множества следовавшего за Ним народа Он позвал к себе на гору тех, кого намеревался особенно приблизить к себе, сделать своими ближайшими учениками – апостолами. – «И поставил двенадцать» (об избрании 12 Апостолов см. Мф.10и дал. и прим. к этих стихам), «чтобы с Ним были» и пр.: чтобы были ближайшими и постоянными Его учениками и помощниками в проповеди евангельской и в деле устроения новозаветной церкви словом и действиями, для чего им теперь же дарованы чрезвычайные духовные силы и средства ( Мф.10:1 ). – «Симона, нарекши ему имя – Петр»: это имя наречено было Симону еще ранее, при первой встрече Господа с ним ( Ин.1:42 ), теперь же только подтверждено, равно как и еще впоследствии, по исповедании им Господа Мессиею, Сыном Бога живого ( Мф.16:15–18 ).– «Воанергес, то есть сыны Громовы»: по арамейскому произношению и сирскому значению слова. Образная речь эта значит, что Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы, подобны в известных отношениях грому. Этим прозванием обозначаются особенности характера братьев Зеведеевых, как названием Петр обозначаются особенности характера Симона; эти особенности сынов Зеведеевых, – сила, стремительность и некоторая величавость, – выражающиеся в слове и деле. Эти особенности они вскоре высказали при одном случае, когда просили Господа свести, подобно Илии, с неба огонь на негостеприимное к ним селение Самарянское ( Лк.9:54 ). – Впрочем, это прозвание, данное им, встречается только здесь и нигде более не упоминается о нем. Кажется, оно не осталось за ними в обычном употреблении и не стало как бы собственным их именем, как осталось за Симоном и стало как бы собственным его именем название Петр или Кифа. – Фаддей: см. прим. к Мф.10:3 . Мк.3:20 . «Приходят в дом»: опять в Капернаум, как во Мк.2:1 . – «Невозможно было и хлеба есть»: по причине множества народа, т. е. или по причине тесноты от народа негде было поставить стола, чтобы учредить трапезу, или по причине множества желавших поучаться, некогда было даже хлеба вкусить, или и то и другое вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Дух и сила Илии упомянуты в связи со святым Иоанном Крестителем. Ангел-благовестник, когда возвестил отцу святого Иоанна Крестителя , что у него будет ребенок и что он наречет его Иоанном, то сказал ему, что он будет идти перед Господом в духе и силе Илии . То есть он будет решительно против зла – вот что значит идти перед кем-то в духе и силе Илии. В Святом Евангелии от Марка сыны Зеведея, святые апостолы Иаков и Иоанн, названы «сынами громовыми» . Однажды, видя, что некие люди из Самарии не пожелали принять Господа Иисуса Христа и дать Ему передохнуть в своем селе, Иаков и Иоанн, «сыны громовы», сказали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк. 9: 54). Если ученики сказали «как Илия сделал», то они думали о святом Илии как о человеке, противоборствующем тем, кто совершает зло, тем, кто не делает добра. Они подумали, что если эти люди не приняли Господа Христа, значит, им нужно погибнуть. А Христос Господь не сказал так, возлюбленные верующие. Христос Господь близок нашему сердцу, Он ближе, чем святой Илия, – это надо признать. Будем истреблять зло в себе с ревностью святого пророка Илии Нам по душе святой Илия, его ревность. Нам было бы по душе, если бы и у нас была ревность святого Илии к истреблению зла, особенно к истреблению зла в себе. Будем же истреблять ненависть в себе, будем истреблять мстительность в себе, будем истреблять гнев в себе, будем истреблять нерешительность в себе, будем истреблять противление добру, имеющееся в нас, будем истреблять злобу в самом корне, в каком бы виде она ни была. Вместо гнева будем иметь кротость, вместо гордости – смирение, вместо лени – трудолюбие, вместо алчности – пост, вместо распущенности – воздержность, будем утверждаться в добре, потому что так хотел Христос Господь. Но Христос не хочет, чтобы мы были истребителями людей. Христос не поставил нас судить, кто хорош, а кто плох. Однако Христос Господь не хочет, чтобы мы были истребителями людей. Христос Господь не поставил нас судить, кто хорош, а кто плох, кто должен жить, а кто умереть. Бог велел нам быть доброжелательными, снисходительными, прощающими, и поэтому Христос Господь на вопрос двух учеников Своих, «сынов громовых»: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» – Христос Господь ответил: «Не знаете, какого вы Духа!» (Лк. 9: 55). То есть: «Если вы хотите совершить нечто подобное – уничтожить людей, сделать так, чтобы люди погибли, пусть даже они и не принимают Меня, – вы не имеете Моего духа, вы не Моего духа, вы такие люди, которых Я не желаю».

http://pravoslavie.ru/72655.html

– «Иаков и Иоанн»: сыны Зеведеевы, которых Господь наименовал «сынами громовыми» ( Мк.3:17 ), по их духовной силе и энергии, и по стремительным и сильным их порывам духовным. Эти сыны Громовы воспылали при этом случае ревностью за оскорбленную честь Учителя своего. Они недавно были свидетелями славы Господа на Фаворе, где Моисей и Илия беседовали с Ним; они слышали после этого речь Господа об Илии, как предтече Его (опущенную ев. Лукой, ср. Мф.17:9–13 . Мк.9:11–13 ) и, проникнувшись негодованием на не принявших и тем оскорбивших Господа Самарян, вспомнили, как поступил Илия пророк с посланными взять его, поразив их огнем с неба ( 4Цар1:9–12 ). Потому и спрашивают своего Учителя, не хочет ли Он, чтобы по их слову огонь с неба истребил и этих Самарян? Они уже По повелению Господа совершали многие чудеса вместе с другими Апостолами, когда ходили с проповедью по Иудее (см. выше ст. Лк.6:10 ), а потому и не считали для себя невозможным сотворить и это чудо, если угодно будет их всемогущему Учителю. – «Не знаете, какого вы духа»: не знаете, что дух Нового Завета не таков, как дух Закона Ветхого, а потому и проповедники того не должны так действовать, как проповедники этого; там – в Ветхом Завете – по преимуществу дух строгости и кары; здесь – дух любви и милости, так как и цель пришествия Сына человеческого не погублять, но спасать (ср. прим. к Мф.18:11 ). – Притом, желая поступить так, вы не руководствуетесь и любовью чистой ко Мне, не только к Самарянам: ибо в вас действует в этом случае не столько любовь ко Мне, сколько неприязнь к Самарянам. – Оставить надобно этот старый дух неприязни и кары к людям, при том не столько упорным, сколько нравственно слепым и неведущим истины; они со временем могут прозреть, узнать истину и обратиться. – «Пошли в другое селение»: вероятно не Самарянское. Встретив такой прием, – Господь, вероятно, возвратился в Галилею и пошел в Иудею другим путем, через Перею, восточным берегом Иордана, где была большая караванная дорога, по которой преимущественно путешественники и богомольцы отправлялись с севера в Иерусалим. – Из последующих описаний ев. Луки видно, что Господь после этого был еще и в Галилее и в Перее, а затем уже в Иудее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010