· Обязательства имп. Иоанна V перед Западом; · Роль свт. Филофея в переговорах об объединении Церквей. 5 глава (С. 135–154) – Собор 1368 г. против Прохора Кидониса: · Поднятие Прохором исихастского вопроса; · Собор 1368 г.: o Ход собора; o О праздновании памяти свт. Григория Паламы ; o Постановление собора; o События после собора. Окончательное осуждение Прохора; o Мнение Димитрия Кидониса; o Выводы. 2 часть монографии посвящена сочинениям свт. Филофея. Д. Цендикопулос классифицирует и рассматривает следующие произведения святителя: Ë Догматико-полемические (С. 157–242): o 2 Слова против Акиндина о Фаворском Свете; o Томос 1351 г.; o Исповедание православной веры; o 15 антирретиков против Никифора Григоры; o Томос 1368; o Анафематизмы и макаризмы; o 14 глав против ереси Варлаама и Акиндина; o Письмо к Петриоту; o Святогорский томос. Ë Агиографические (С. 243–310): o Слово о прпмц. Анисии; o Краткое житие прп. Никодима; o Житие прп. Саввы; o Слово о прп. Онуфрии; o Энкомий сщмч. Фоке; o Житие патриарха Исидора Константиновольского; o Житие прп. Германа (Марулиса); o Слово о свт. Григорие Паламе ; o Слово о вмч. Димитрие; o Слово о 3 святителях; o Гомилия на Успение Пресвятой Богородицы; o Слово о святых Апостолах; o Житие прпмц. Февронии; o Слово о всех святых; o Слово о свт. Николае. Ë Экзегетико-гомилетические (С. 311–324): o Экзегетические слова на Ветхий Завет : § 2 Слова на пс. 37; § 3 Слова на Притч. 9.1 ; o Экзегетические слова на Новый Завет : § О заповедях блаженства; § В Неделю о скорченной жене. o Гомилии. Ë Поэтические – литургические (С. 325–350): o Последования служб: § Свт. Григорию Паламе во 2 Неделю Великого Поста; § Свт. Григорию Паламе 14 ноября; § Всем святым; § 630 отцам IV Вселенского собора; o Каноны: § Каноны святым и праздникам: ü Всем святым; ü Свт. Николаю; ü 2 канона вмч. Димитрию; ü Свт. Иоанну Златоусту ; ü Вмч. Георгию; ü 3 святителям; ü На Воздвижение Честнаго Креста; ü 3 канона свт. Григорию Паламе . § Каноны ко Христу и Богородице: ü Просительный канон Иисусу Христу и Богородице в засуху;

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Снаружи купола и кресты церкви были вначале покрыты особой золоченой тканью, изобретенной купцом Старчиковым, но она оказалась непрочной, и со временем ее пришлось заменить покраской. Минуло несколько лет, и Маевскому в 1867–1869 пришлось ремонтировать главный купол, который стал протекать. Тогда же он перестроил паперть и пристроил ризницу. Иконостасы в верхнем храме вырезал из сосны охтинский резчик П. М. Алексеев, иконы в главном приделе написали В. Н. Бовин и К. С. Осокин (он же расписал купол), лепку исполнил С. И. Муратов. Эскиз иконостаса утвердил сам Император, избравший русский стиль. Уникальность всему храму придавала церковь-вертеп в центре подвального этажа, которая в точности воспроизводила Вифлеемский храм на месте Рождения Спасителя. При ее создании арх. С. В. Садовниковым „были собраны все известные доселе описания Вифлеемской пещеры“ и использованы советы изображавших ее художников – братьев Г. Г. и Н. Г. Чернецовых, М. Н. Воробьева и известного духовного писателя А. С. Норова. В вертеп вел длинный освещенный лампадами проход. Золоченые рельефные фигуры ангелов с надписью: „Слава в вышних Богу“ размещались над выложенным белым мрамором входом, который закрывала завеса из красного бархата. Место Рождества было обозначено полукруглой мраморной нишей с золотой звездой в центре, вокруг которой шла эмалевая лента со словами „Видевше же звезду возрадовашася радостию велиею зело“. Справа каменный навес с колоннами означал место поклонения волхвов и пастырей, гранитный камень – место отдыха паломников, рядом находился мраморный колодец с освященной водой. Со сводчатого потолка спускались 47 разнообразных лампад, на стенах восковыми красками были изображены рождественские сюжеты и висело множество икон. Вертеп в нижнем храме был освящен 22 июня 1880 митрополитом Исидором вместе с приделом св. Иоанна Крестителя, созданным на средства старосты Н. И. Глазова, а Рождественский придел – 22 декабря 1887, накануне Рождества. По пятницам в этой церкви служилась рождественская вечерня; здесь же с 1894 до постройки своего храма (см. приходскую церковь сщмч. ИСИДОРА ЮРЬЕВСКОГО при Православном эстонском братстве) молились православные эстонцы.

http://sobory.ru/article/?object=34807

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Ермоген (Долганёв) Ермоген (Долганёв) ( 1858 - 1918 ), епископ Тобольский и Сибирский , священномученик Память 16 июня в день кончины, 20 августа (обретение мощей), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской , а также Московских , Одесских и Саратовских святых В миру Долганёв Георгий Ефремович, родился 25 апреля 1858 года, в местечке Новая Одесса Херсонского уезда одноименной губернии. Сын единоверческого протоиерея Ефрема Павловича Долганёва (впоследствии архимандрита Иннокентия), брат протоиерея священномученика Ефрема Долганёва . Поступил в Николаевское мореходное училище, но вскоре был определен отцом в Одесское духовное училище , по окончании которого начал учебу в Одесской духовной семинарии . Затем покинул семинарию, избрав светское образование. Поступил в Новороссийский университет в Одессе , однако вскоре был отчислен как бывший семинарист. Сдал экзамены на аттестат зрелости при гимназии города Ананьева для поступления вновь в Новороссийский университет. Обучался на историко-филологическом, физико-математическом и юридическом факультетах. Посещал медицинский факультет Женевского университета. Неоднократно прерывал обучение, устраивался на службу, пытался заниматься хлебопашеством, путешествовал. В состоянии душевного кризиса подверг себя самооскоплению. Большое влияние на жизненный выбор Георгия Долганёва оказал Одесский архиепископ Никанор (Бровкович) , посоветовавший ему завершить обучение в университете и поступить в духовную академию. В 1889 году Георгий был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию . Учеба в академии давалась с трудом. На 1-е место он ставил не академические науки, а духовное самовоспитание. В годы обучения называл своими духовными наставниками митрополита Исидора (Никольского) и Афонского иеросхимонаха Евгения. 1 декабря 1890 года, во время обучения на 2-м курсе академии, был пострижен в монашество с в честь мученика Ермогена Александрийского .

http://drevo-info.ru/articles/16142.html

прп. Филофеем на месте Фтерийской обители, существовавшей, по преданию, с конца VII в. Основные постройки монастыря возведены в конце XI в. на пожертвования императора Никифора Вотаниата. В XIII–XIV вв., наряду с императорами династии Палеологов, монастырю оказывали помощь сербские правители (в особенности Стефан Душан), благодаря которым сюда прибыло много сербских и болгарских иноков. В начале XVI в. стараниями настоятеля Дионисия монастырь был преобразован в общежительный. В 1871 г. монастырь почти полностью сгорел, но был восстановлен на многочисленные пожертвования, в том числе из России; в этот период в нем было значительное число русских иноков. Во второй половине XIX в. он был преобразован в идиоритмический (своекоштный), а в 1973 г. вновь стал общежительным. Монастырь имеет собор середины XVIII в. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и несколько церквей, а также 12 келлий. Святынями монастыря являются часть древа Креста Господня и частицы мощей свт. Иоанна Златоуста , вмц. Марины, вмчч. Пантелеимона, Димитрия Солунского, прп. Луки Елладского, мч. Исидора, сщмч. Харалампия и др. Библиотека Филофея содержит древние рукописи и книги. К концу XX в. братия насчитывала около 60 иноков-болгар. Хилендарь Хилендарь, Хилендар, Хиландар (греч. Χελανδαρου) – монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Святой Горы в получасе ходьбы от моря. Первоначально греческий монастырь Хеландрион, основанный монахом-греком Георгием Хеландариосом и посвященный Богородице. В 1198 г. запустевшую Хеландрионскую обитель выпросили «в вечное пользование» у греческого царя Алексея Комнина и восстановили сербский жупан Стефан Неманей (в монашестве – Симеон) и сын его Савва, будущий архиепископ Сербский. Число сербских монахов быстро росло, и к Хиландару был присоединен ряд меньших монастырей. Хиландар стал важнейшим духовным и культурным центром сербского народа, откуда вышли ученые священники и архиереи, где было переведено на сербский язык множество книг. Монастырю оказывали поддержку сербские короли и византийские императоры, особенно король Стефан Душан и император Андроник II Палеолог.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 2002 г. К. благословил строительство храма в таллинском р-не Ласнамяэ, населенном преимущественно русскоязычными жителями. Во время визита в Эстонию патриарх Алексий II в сент. 2003 г. освятил закладной камень храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Строительство храма началось 22 нояб. 2006 г., в день празднования иконы. К 2009 г. было завершено благоустройство площади перед строящимся храмом, которая была названа в честь патриарха Алексия II. 8 сент. 2012 г. К. освятил памятник патриарху Алексию, сооруженный на этой площади. 16 июня 2013 г., во время визита в Эстонию, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл торжественно освятил храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Ласнамяэ. Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», сохраненная К. после закрытия в 1959 г. и разрушения таллинского подворья Пюхтицкого мон-ря. В ЭПЦ развивается издательская деятельность. С 1998 г. стала выходить, первоначально как приложение к газ. «Русский Телеграф», газ. «Мир Православия». С 2000 г. издание стало самостоятельной ежемесячной 12-страничной газетой. В наст. время это офиц. орган ЭПЦ МП, газета бесплатно раздается в приходах. Начиная с 2003 г. Православным издательским обществом сщмч. Исидора Юрьевского был выпущен в свет ряд книг, в т. ч. правосл. молитвослов, руководство к исповеди (Pihiraamat. Tallinn, 2003), книга о почивших правосл. пастырях, служивших в Эстонии, «Основы Православия - Введение в учение Православной Церкви» (Õigeusu alused - Sissejuhatus Õigeusu Kiriku õpetusse. Tallinn, 2004), «Размышления о детях в Православной Церкви» (Mõtisklusi lastest õigeusu Kirikus. Tallinn, 2004), «Жизнь мученицы великой княгини Елисаветы» (Püha märter suurvürstinna Jelizaveta elulugu. Tallinn, 2005), «Тайна Церкви» (Kiriku saladus. Tallinn, 2007); подготовлен и издан перевод на эст. язык монографии патриарха Алексия II «Православие в Эстонии». Также публикуются книги на рус. языке - Жития святых земли Эстонской со службой им, описания правосл. храмов Эстонии. В эфире эст. телевидения транслировалась программа «Православный час».

http://pravenc.ru/text/2458711.html

Исидор, митрополит (Кириченко Николай Васильевич) Дата рождения: 25 мая 1941 г. Дата смерти: 8 августа 2020 г. Дата хиротонии: 19 июня 1977 г. Дата пострига: 5 января 1967 г. День ангела: 21 января Страна: Россия Биография: Родился 25 мая 1941 г. в пос. Веймарн Кингисеппского района Ленинградской обл. После окончания средней школы в 1959-67 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии , затем академии. 3 января 1967 г., на 4-м курсе академии,  митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым)  в Успенском крестовом храме при Митрополичьих покоях был пострижен в монашество с именем Исидор в честь сщмч. Исидора, пресвитера Юрьевского, а 5 февраля рукоположен во иеродиакона в Александро-Невском храме Ленинграда (Красное Село). 7 апреля 1967 г. митрополитом Никодимом рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в с. Ополье Кингисеппского р-на Ленинградской обл. К празднику Святой Пасхи 1969 г. награжден наперсным крестом. С 12 марта 1970 г. по 20 апреля 1971 г. служил настоятелем Покровского храма в с. Козья Гора Сланцевского р-на Ленинградской обл. С апреля 1971 г. по сентябрь 1975 г. служил в Георгиевском храме г. Старая Русса Новгородской обл. К Святой Пасхе 1973 г. митрополитом Никодимом возведен в сан игумена. 1 сентября 1975 г. назначен преподавателем богослужебной практики в Ленинградской духовной академии, а также благочинным Академического храма св. ап. Иоанна Богослова. В 1977 г. награжден палицей. 12 июня 1977 г. возведен в сан архимандрита. 18 июня 1977 г. наречен во епископа Архангельского и Холмогорского. Чин наречения в Иоанно-Богословском храме Ленинградской духовной академии совершили: митрополиты Ленинградский и Новгородский Никодим, Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; архиепископ Пензенский и Саранский и Бакинский Антоний, Выборгский Кирилл, Уфимский и Стерлитамакский Валентин и Тихвинский Мелитон. 19 июня 1977 г. за Божественной литургией в храме Иоанна Богослова Ленинградской духовной академии состоялась хиротония во епископа, которую возглавил митрополит Никодим с сонмом архипастырей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244926...

Новгородского митр. Исидора в Соловецкий мон-рь о принятии на покой «ипатского» настоятеля, соловецкого постриженика И.- РНБ. Солов. 20/1479. С. 76). Согласно «Сказанию вкратце», на Соловках «по совершении города Иаков игумен с миром скончася и погребен бысть под чудотворною папертию в подножии учителя своего святителя Филиппа. И по сем бысть игуменом честный и духовный муж Исидор» ( Лобакова. 2004. С. 173). Постройка Соловецкой крепости была завершена в 1594 г.; составитель «Сказания вкратце», живший в сер. XVII в., из смены игуменов сделал вывод о кончине И., по-видимому не зная о его настоятельстве в Ипатиевском мон-ре. На надгробной плите И. (погребен под папертью Преображенского собора, «в подножии» могилы свт. Филиппа), изготовленной, вероятно, в XIX в., указана неправильная дата смерти - 1597 г., т. е. время перехода И. в Кострому. В лит-ре встречается др. год кончины И.- 1614-й ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 560), но источник этой информации неизвестен. К нач. XIX в. в Соловецком мон-ре существовало почитание И. Он назван преподобным в «Верном и кратком исчислении преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших», входящем в рукопись Соловецкого патерика нач. XIX в. РНБ. Солов. 1195/1366. «Верное и краткое исчисление...» было использовано сщмч. Никодимом (Кононовым) при подготовке к изданию Соловецкого патерика ( Никодим (Кононов). 1900). Тот же автор включил имя И. в опубликованный в следующем году Архангельский патерик ( Никодим (Кононов). 1901). Канонизацией И. можно считать включение его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. (Собор известен с 1831), и в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 632-658; Ч. 5. С. 450-454; Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 2. С. 84-95; Ч. 3. С. 36-64, 194-198, 212-213; Островский П.

http://pravenc.ru/text/200179.html

Келейные корпуса - бывш. настоятельский (митрополичий) северо-западный с домовой церковью и братский юго-западный - 2-этажные, на подвалах, кирпичные, оштукатуренные, Г-образные в плане. Северо-зап. фасад настоятельского корпуса в 8 осей, юго-вост. фасад в 4 оси; братского - юго-вост. фасад в 8 осей, сев.-зап. фасад в 4 оси. Кирпичные стены контрастируют с оштукатуренными и побеленными деталями. Углы зданий выделены широкими лопатками с килевидными нишами и ширинками; подоконные тяги и цоколь, облицованный известняковой плитой, декорированы ширинками. Под фризом карниза - аркатурный поясок. Окна 1-го этажа полуциркульные, с фигурными кокошниками, 2-го этажа - полуциркульные, имеют архивольты с килевидными завершениями. Сохранилась лестница, частично - коридорная планировка с односторонним расположением келий. Коридоры 1-го этажа перекрыты крестовыми сводами, на 2-м этаже перекрытия плоские. Сев.-вост. торцевой дворовый фасад настоятельского корпуса - алтарная стена бывш. домовой церкви с глухими арочными нишами на 1-м и 2-м этажах, завершается ступенчатым щипцом с 2 круглыми нишами. Церковь имела площадь 102,39 кв. саж. Церковную утварь и иконостас изготовил Абросимов вместе с В. Я. Ярцовым. После ремонта 1879 г. в убранстве храма обращали на себя внимание иконы: в алтаре - «Моление о чаше» у жертвенника, литургистов; на горнем месте - «Евхаристическое призывание Св. Духа». Одноярусный, с центральной 2-ярусной частью резной иконостас, частично позолоченный и окрашенный «под мрамор бирюзового цвета», имел орнаменты в духе барокко и рус. стиля. Он включал написанные на цинке ростовые иконы Спасителя и Богородицы в богатых резных киотах, отделенных резными витыми колонками, по сторонам - ангелов с потирами. На царских вратах помещались рельефные иконы. Храм был расписан изображениями 16 святых, в т. ч. князей Александра Невского и Владимира, сщмч. Антипы и св. Симеона Богоприимца, свт. Иоанна Новгородского, преподобных Симеона Столпника, Исидора Пелусиота, Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Печерских, и орнаментами. Кроме того, купцом Л. А. Корольковым были устроены 2 резных киота на клиросах в память избавления имп. Александра II от покушений. Многое из убранства было пожертвовано благотворителями: Е. А. Антоновой, купеческой вдовой,- облачения на престол и жертвенник, купцом М. И. Щукиным - бронзовое вызолоченное паникадило. В 1908 г. были поставлены железные оконные решетки.

http://pravenc.ru/text/2462483.html

8. Пятница. Попразднство Богоявления. Прп. Георгия Хозевита. Прп. Домники. Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших. Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Служба прп. Георгия Хозевита и прп. Домники не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и преподобной, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Облагаяй небо облаки…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «На Иорданстей реце…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст: «Иже во Иордане...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и преподобной на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобной). По 3-й песни – кондак преподобного, глас 4-й; седален преподобного, глас 5-й. «Слава» – седален преподобной, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Видеша Тя воды…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст 1-го часа: «Иже во Иордане...». На часах – тропарь праздника. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника, песнь 1-я (обоих канонов) – 6 (1-го канона – со ирмосом). На входе – «…во Иордане крестивыйся...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника . «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – дня. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане...». 1 Два праздничных канона Богоявления (в период попразднства) поются попеременно с 8 января: в первый день – первый канон, во второй день – второй и т. д. (см. Типикон, 8–13 января). 2 Тропарь рядового святого не поется, так как в Минее нет особого тропаря святого. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-21/

– Я не знаю сего, это не моей меры, может быть, ты достиг ее, а я знаю лишь: “Даруй ми, Господи, зрети моя прегрешения! Очисти сердце – тогда и поймешь!”. Кто из нас в состоянии будет забыть, с какою снисходительностию выслушивал он, ущедренный от Господа даром духовного рассуждения, наши детские немотствования и делал уступки, в желании изящнее или яснее выразить мысль там, где не видел нарушения духовного смысла, прикрывая оные приличной отеческой шуткой… Если возникло разногласие в понимании, старец немедленно устранял оное, или предлагал на среду свое собственное мнение, или, смиряясь и смиряя нас, оставлял такое место вовсе без пояснения, говоря: Прп. Макарий Оптинский – Это не нашей меры, кто будет делать, тот поймет, а то как бы не поставить наше гнилое вместо его (разумея старца Паисия) высокого духовного понимания”» . Для более сосредоточенной работы над изданием старец Макарий нередко уезжал в имение Киреевских в с. Долбино, где для него был выстроен отдельный домик в саду. В 1851 году был опубликован перевод «Лествицы» профессора Московской духовной академии протоиерея Петра Спиридоновича Делицына (1795–1863) . Под его редакцией вышли в свет сорок два тома творений святителей Григория Богослова, Василия Великого, Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Кирилла Иерусалимского, Макария Египетского, Нила Синайского, Исаака Сирина, Григория Нисского, Епифания Кипрского, св. Иоанна Лествичника, сщмч. Исидора Пелусиота, блж. Феодорита. Для уточнения переводов, которые отличались большой близостью к подлиннику, П. С. Делицын работал с греческими и славянскими рукописями, хранившимися в Синодальной библиотеке. По мнению игумена Дионисия (Шленова), это издание «Лествицы», по сравнению с оптинским, «значительно точнее передает греческий оригинал» . В подготовке оптинского издания «Лествицы» активное участие принял сам отец Макарий, а также его ближайшие ученики и помощники. «Лествица», издание 1862 г. Предметный указатель, составленный прпп. Макарием и Амвросием Вот как вспоминал об этом отец Леонид (Кавелин), автор жизнеописания старца Макария:

http://pravoslavie.ru/159657.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010