до Господа митрополит Кубанський 8 серпня 2020 р. 10:37 8 августа 2020 года, на 80-м году жизни, преставился ко Господу  митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор . Новопреставленный владыка скончался после непродолжительной болезни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отпевание митрополита Исидора возглавит управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Воскресенский Дионисий . Временное управление Екатеринодарской епархией поручено митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу . Митрополит Исидор (в миру — Кириченко Николай Васильевич) родился 25 мая 1941 г. в пос. Веймарн Кингисеппского района Ленинградской обл. После окончания средней школы в 1959-67 гг. обучался в  Ленинградской духовной семинарии , затем академии. 3 января 1967 г., на 4-м курсе академии,  митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым)  в Успенском крестовом храме при Митрополичьих покоях был пострижен в монашество с именем Исидор в честь сщмч. Исидора, пресвитера Юрьевского, а 5 февраля рукоположен во иеродиакона в Александро-Невском храме Ленинграда (Красное Село). 7 апреля 1967 г. митрополитом Никодимом рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в с. Ополье Кингисеппского р-на Ленинградской обл. К празднику Святой Пасхи 1969 г. награжден наперсным крестом. С 12 марта 1970 г. по 20 апреля 1971 г. служил настоятелем Покровского храма в с. Козья Гора Сланцевского р-на Ленинградской обл. С апреля 1971 г. по сентябрь 1975 г. служил в Георгиевском храме г. Старая Русса Новгородской обл. К Святой Пасхе 1973 г. митрополитом Никодимом возведен в сан игумена. 1 сентября 1975 г. назначен преподавателем богослужебной практики в Ленинградской духовной академии, а также благочинным Академического храма св. ап. Иоанна Богослова. В 1977 г. награжден палицей. 12 июня 1977 г. возведен в сан архимандрита.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5675151...

146. Молитва всех вас спасёт: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского/сост. и ред. О. В. Косик. М.: ПСТБИ, 2000. 709 с. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). 147. Протоиерей Александр Куликов: 40 лет пастырского служения//Московский журнал. 2000. 12. С. 10. 148. Juliania, пип. Russian Saints=Russische Heilige=Святые Руси. Rista R. Y., 2000. 48 с.: ил. – Лицевые святцы. 149. Благословенный труд/Сост. Н. Е. Алдошина. М.: Московская духовная академия, 2001. 240 с. – Книга посвящена М. Н. Соколовой (мон. Иулиании). 150. ЗапаринаЛ. С. Непридуманные рассказы. Большое и малое. М.: Отчий дом, 2001. 328 с.: ил. – Упом. еп. Стефан (Никитин), свящ. Петр Константинов. 151. К столетию со дня рождения А. Б. Салтыкова//Мир Божий. 2001. 1 (17). С. 30–33. – О члене маросейской общины, духовном сыне сщмч. Сергия Мечёва . 152. Таллинский пастырь. Протоиерей Валерий Поведений. Письма. Проповеди. Воспоминания/сост. Г. Шуттинг. Таллин: Православное издательское общество сщмч. Исидора Юрьевского, 2001. 288 с. 153. Фудель С. И, Воспоминания//Собр. соч.: в 3 т. Т. 1. М.: Русский путь, 2001. С. 44–60. 154. Фудель С. И. У стен Церкви//Собр. соч.: в 3 т. Т. 1. М.: Русский путь, 2001. С. 172. 155. Быков В. В. Иконописец Мария//Московский журнал. 2002. 3. С. 31–37. 156. Малахова Н. А. Истоки вечной юности и радости открываются во мне//Московский журнал. 2002. 1. С. 31–37. – О сщмч. Петре Петрикове. 157. Соколова Н. Н. Под кровом Всевышнего. М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002. С. 117. – Рассказ о Константине Константиновиче Апушкине, тайном священнике маросейской общины, являвшемся крестным отцом автора. 158. Енисейский бакенщик//Московский журнал. 2003. 2. С. 44–53. – Запись рассказа прот. Петра Гнедича, одного из алтарных братьев мечёвской общины, в изложении В. В. Быкова. 159. Иеромонах Павел (Троицкий) : Жизнеописание/сост. прот. Владимир Воробьев. М.: ПСТБИ, 2003.135 с.: ил. – Воспоминания прот. Александра Куликова о переписке со старцем Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Ок. 1970 г. в стенах обители была воздвигнута небольшая ц. во имя прп. Филофеи Афинской. В 1967 г. в окрестностях монастыря освятили небольшой пещерный храм во имя прп. Иоанна Кущника. В находящейся рядом пещере в настоящее время завершается строительство храма во имя прп. Марка Афинского. К западу от кафоликона находится строение, называемое «фотанама» (φωτναμα), сохранившееся почти в неизменном виде с визант. времен. Этот зал длиной 8 м, шириной 3,95 м, со сводчатым потолком высотой 4,55 м в средние века использовался монахами для обогрева и отдыха во время многочасовых ночных служб, а также как место духовных бесед. Сохранились отверстие дымохода и низкие каменные скамьи с деревянными сидениями. В наст. время это помещение, расписанное в 1975 г. фресками, используется как трапезная. С сев. и вост. сторон кафоликона расположены дошедшие с незначительными перестройками средневек. здания братских келлий, резиденция игумена (игуменион), зал для собраний старцев (геронтикон), сторожка и др. Мон-рю также принадлежат находящиеся в окрестностях часовни ап. Иоанна Богослова (с частично сохранившимися фресками XVI в.) и ап. Луки, построенная на месте разрушенной землетрясением 1981 г. церкви (1878). С 1969 г. мон-рь владеет подворьем с ц. во имя вмц. Варвары к северо-востоку от Мегары. Небольшая церковь построена в XV в., ее особенностью является 8-гранный купол конической формы. С 1970 г. здесь проживают сестры жен. монашеской общины. Были построены келлии, трапезная, гостиница для паломников, большой храм во имя свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского. В И. м. находятся святыни: глава сщмч. Иерофея, 1-го еп. Афинского, сщмч. Дионисия Ареопагита. По молитве к этому святому во время пожара 8 июля 1988 г. достигшее монастырских ворот пламя чудесным образом остановилось. Монахини занимаются птицеводством, рукоделием и иконописью. Устав мон-ря общежительный. В настоящее время в И. м. проживают 18 монахинь; игумения - Исидора (Ксекуки) (πτυχα. 2009. Σ. 622). Престольные праздники: Успение Пресв. Богородицы (15 авг.), память сщмч. Иерофея (4 окт.).

http://pravenc.ru/text/293776.html

90-х гг. XV в.//Междунар. связи России до XVII в. М., 1961. С. 310, 313, 320; Соколова Л. В. Житие Исидора Юрьевского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 284-285 [Библиогр.]; Турилов А. А. Псковские предшественники макариевских канонизационных Соборов//Церк. археология: Мат-лы 1-й Всерос. конф. Псков, 20-24 нояб. 1995 г. СПб.; Псков, 1995. Ч. 2. С. 24-27; Алексий (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 79-81; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Правосл. храмы С.-Петербурга, 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 51-53; Selart A. Der Dorpater Priestermartyrer Isidor u die Geschichte Alt-Livlands im 15. Jh.//Ostkirchliche Studien. Würzburg, 1999. Bd. 48. S. 144-164; Берташ А. В. Церковь во имя сщмч. Исидора Юрьевского: Памятники истории и культуры С.-Петербурга: Исслед. и мат-лы. СПб., 2002. Вып. 6. С. 195-205; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исследов. и тексты. СПб., 2007. Т. 2. С. 353; Соколов Л. Знак богопризнания: Награды Эст. Правосл. Церкви МП//Мир Православия. Таллин, 2007. 11(116); Гладкова О. В. О славяно-русской агиографии: Очерки. М., 2008. С. 122-130; Костромин К. А., свящ. Свято-Исидоровская церковь сегодня и столетие назад//Коломенские чтения - 2008. Альманах. СПб., 2009. 3. С. 51-67. А. В. Кузьмин Иконография Под 7 янв. облик И. описывается в иконописных подлинниках следующим образом: «Сед, брада Власиева, на конце повилась, ризы поповские, бакан, оплечие вохра, испод лазорь, а прочих стоит толпа стары и русы и млади» (БАН. Строг. 66. Л. 71, кон. XVIII в.). Подобные описания с незначительными вариациями приводятся в др. подлинниках: в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 43), 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 93 об., с добавлением: «... власы с ушей…»), 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 109). В лицевом иконописном подлиннике посл. трети XIX в., воспроизводящем протограф XVII в. (РНБ. Вяз. Q. 154. Л. 95), помещен ростовой рисунок И. в виде старца в облачении священника (подризник, фелонь, епитрахиль), к-рый обеими руками придерживает у груди книгу.

http://pravenc.ru/text/674906.html

В 1558 г. уже принявший монашество агиограф написал житие Новгородского архиеп. Нифонта ( 1156), основываясь на сказании о святителе из Киево-Печерского Патерика Кассиановской редакции. Варлаам дополнил сказание предисловием, неск. известиями о святителе и похвалой святому. В конце жития сообщается, что канонизация архиеп. Нифонта состоялась при митр. Макарии (по-видимому, на Соборе в 1549). В эти же годы иером. Варлаам по поручению митр. Макария создал 4-ю редакцию жития Новгородского еп. Никиты ( 1108) (ГИМ. Увар. 429. Л. 52-78). Для этого он воспользовался произведением инока Зиновия Отенского , написанным в связи с обретением мощей свт. Никиты в новгородском Софийском соборе в 1558 г. Также по благословению свт. Макария агиограф между 1558 и 1563 гг. создал пространную редакцию жития юрьевского сщмч. Исидора ( 1472) на основе краткой редакции. Помимо лит. обработки текста Варлаам усилил его антикатолич. направленность. Написанное в разгар ливонской войны, житие мч. Исидора было очень актуально, его «призывы, опирающиеся на живой пример русских, героически страдавших на тех землях, где теперь шли бои, не могли не звучать чрезвычайно действенно» (А. И. Рогов). Псковской тематике посвящено также созданное Варлаамом в 1565 г. «Сказание об иконе Знамения Богородицы Мирожской». В «Сказании» описывается «чудо слезного знамения» - заступничество Пресв. Богородицы за Псков и псковичей ввиду угрозы со стороны Литвы. По предположению Е. В. Неберекутиной, В. является автором неск. статей в «Книге Степенной царского родословия» - «Похвалы Василию», «Сказания о Данииле Переяславском» и «Чудес», а также одним из редакторов жития равноап. кнг. Ольги. В рукописях встречаются проложные жития прп. Евфросина (РГБ. Рум. 397), прп. Саввы Крыпецкого ( Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 532-533), св. Александра Невского, созданное по редакции В. (РГБ. Рум. 397, Л. 348 об.-353),- святых, над чьими жизнеописаниями в свое время трудился В. Однако вопрос о принадлежности проложных редакций псковскому священнику нуждается в дальнейшем изучении.

http://pravenc.ru/text/150691.html

Макария, митр. Московского; св. блгв. кн. Димитрия Донского; прп. Евфросинии, вел. кнг. Московской; прп. Андрея Иконописца; св. мч. Трифона. За патриаршими медалями по своей значимости следуют патриаршие знаки, а именно: патриарший знак храмостроителя; патриарший знак св. вмц. Варвары; патриарший «Знак материнства». К наградам РПЦ относятся также патриаршие грамоты, к-рыми награждаются клирики и миряне в благословение за понесенные ими труды на благо св. Церкви. Каждый орден и каждая медаль имеют свой статут, предусматривающий условия и порядок награждения, обязанности награжденного лица, а также описание вида орденских знаков и медалей, материала, из которого они изготавливаются, с указанием места их расположения при ношении на груди. Автономные и самоуправляемые Церкви, экзархаты и митрополичьи округа учреждают собственные ордена и медали, но их наименования не должны совпадать с наименованиями общецерковных орденов и медалей. В наст. время РПЦЗ награждает клириков и мирян синодальным Знаменским орденом 3 степеней. В перечень наград УПЦ входят ордена прп. Антония и Феодосия Печерских 3 степеней, св. равноап. кн. Владимира 3 степеней, Рождества Христова 2 степеней, прп. Нестора Летописца 3 степеней, прп. Илии Муромца 3 степеней, св. ап. Иоанна Богослова 2 степеней, св. вмц. Варвары 2 степеней, св. Анны 3 степеней, св. вмц. Екатерины 2 степеней, свт. Димитрия, митр. Ростовского, свт. Петра Могилы, свт. Николая Чудотворца «За благотворительность», св. блгв. Киевского кн. Ярослава Мудрого, св. равноап. кн. Ольги, св. прп. Анастасии Киевской, свт. Феодосия Черниговского, юбилейные ордена «Рождество Христово - 2000» 2 степеней и «1020 лет Крещения Киевской Руси», а также медали и почетные знаки отличия Предстоятеля УПЦ. Латвийская Православная Церковь учредила орден сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского, 3 степеней и медаль этого ордена, Эстонская Православная Церковь - орден сщмч. Исидора Юрьевского 3 степеней с соответствующей медалью. В Белорусском Экзархате клирики и миряне награждаются орденом Креста прп.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

Предстоятель особо отметил необходимость скорейшего возведения в Новороссийске кафедрального собора и призвал руководство региона и представителей бизнеса поддержать этот проект. «Приближаясь к городу, я увидел огромные портовые и промышленные сооружения, но я не увидел кафедрального собора, — сказал Святейший Владыка. — Кафедральный собор в Новороссийске нужен. Давайте все вместе его строить, и Патриарх в этом будет участвовать». Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью , посвященной сегодняшнему евангельскому чтению из Евангелия от Иоанна (17:1-13). На молитвенную память Святейший Владыка передал храму икону святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Предстоятель Русской Церкви также поздравил митрополита Исидора с 70-летием со дня рождения и вручил правящему архиерею Екатеринодарской епархии памятную панагию. Из храма Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении губернатора Краснодарского края направился к мемориалу на месте высадки в годы Великой Отечественной войны десанта на «Малой земле», где возложил цветы к памятнику героическим защитникам Отечества.  Успенский храм г. Новороссийска был построен в 1894 году и изначально являлся кладбищенским храмом. Закрыт в 1939 году; богослужения возобновлены в 1945 году. В советское время — кафедральный собор Краснодарской и Новороссийской епархии. В настоящее время при храме действует воскресная школа, духовенство храма активно взаимодействует с казачьими организациями Новороссийска и социальными учреждениями города. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/1535161.ht...

Архив Пн В Екатеринодарской епархии в память о российских воинах, отдавших жизнь за мир на сирийской земле, освятят икону для храма в Латакии 18 февраля 2017 г. 09:06 19 февраля 2017 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, в храме пророка Илии в городе Краснодаре митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор освятит икону Божией Матери «Казанская». Образ написан в каноническом стиле специально для православного храма святителя Николая Чудотворца в Латакии. Автор — краснодарский иконописец Владимир Бутов. До момента отправки в Сирию несколько дней икона будет находится в краснодарском храме. Ранее иерей Николас Хури, настоятель латакийского Никольского храма, направил письмо главе Кубанской митрополии , в котором поблагодарил владыку Исидора и православных верующих России за духовную помощь христианам Сирии. На оборотной стороне иконы имеется надпись: «Дар Екатеринодарской епархии Русской Православной Церкви в память о российских воинах, отдавших свою жизнь за мир и прекращение смуты на древней сирийской земле». В тот же день в Илиинском храме митрополит Исидор совершит первую в регионе архиерейскую Литургию с сурдопереводом. К участию в богослужении приглашены инвалиды по слуху Краснодарского регионального отделения Всероссийского общества глухих и все желающие. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4805625.ht...

Церковь блгв. кн. Александра Невского (1914-1915, строитель - инженер-архит. П. Никитин; восстановлена в 2003, принадлежит ЭАПЦ) в р-не Карлова Тарту - наиболее выразительный сохранившийся образец неорусского стиля в странах Балтии и единственный пример обращения к нему Л. В стилистике модерна преломлены мотивы московской и псковской архитектуры; отмечалось, что храм построен в «стиле старинных русских (суздальских) церквей XVII в.». Сложная объемно-пространственная композиция сооружения, напоминающего древнерусские белокаменные постройки, симметрична и отличается устремленностью ввысь. Это подчеркнуто расположением храма на высоком подцерковье и повышенным размещением оконных проемов на плоскости стен, оформленных ступенчато расположенными валиками. Трехступенчатую композицию, сформированную вокруг близкого в плане к квадрату центрального ядра храма, образуют треугольные фронтоны, завершающие фасады боковых трансептов (1-й ярус) и повышенного основного четверика (2-й ярус), а также вторящий их очертаниям центральный шатер. Каждый фронтон и шатер увенчаны луковичной главкой на круглом барабане. Алтарная часть представляет собой протяженный прямоугольный объем в 7 осей, чуть более низкий, чем боковые трансепты, с выступающей полуциркульной в плане центральной частью в 3 оси. Одноярусный притвор продолжает с запада крыльцо с сенью, завершенное луковичной главкой на звоннице-постаменте. Полуциркульные окна заключены в рамочные наличники, 3-частные окна боковых ризалитов разделены столбиками с дыньками, крыльцо украшают столбы с кубышками, при этом основную эстетическую нагрузку несут нерасчлененные плоскости стен. Священник церкви Антоний Лаар придавал постройке особое значение. В записке, поданной 10 апр. 1916 г. обер-прокурору Синода, он высказал свою т. зр.: «...православие перестало привлекать и осталось чуждым большинству народа», немцы, в первую очередь через проповедь лютеранства, сделали германизм «высшим идеалом эстонцев». Первым средством возвращения эстонцев в Православие и укрепления национально-гос. интересов России автор считал храмостроительство ( [Лаар Антоний, свящ.]. «Добрые люди...» (воззвание). Юрьев, 1914. С. 1). Нижний Покровский придел освящен 27 мая 1914 г., главный престол храма - единственный, освященный еп. сщмч. Платоном (Кульбушем) 21 апр. 1918 г. Придел нижнего храма был освящен во имя прп. Серафима Саровского (1914), верхнего - во имя равноап. кнг. Ольги (1915) и сщмч. Исидора Юрьевского.

http://pravenc.ru/text/2110891.html

«Толкование» состоит из 12 книг, каждая из них подразделяется на историю (storia) и толкование (explanatio). Сочинение Б. Л. написано в форме катен и показывает большую начитанность автора в святоотеческой лат. лит-ре предшествующего периода. Б. Л. активно использует толкования на Апокалипсис сщмч. Викторина , еп. Патавского, соч. к-рого было известно Б. Л. в полном виде, а не в переработке Иеронима , труды блж. Иеронима, Апрингия , еп. г. Пакс-Юлия, св. Примасия, Псевдо- Исидора Севильского. Кроме того, именно благодаря труду Б. Л. сохранились фрагменты некогда объемного толкования на Апокалипсис донатиста Тикония Африканца . Из проч. авторов, дававших толкования лишь на отдельные части Откровения св. ап. Иоанна Богослова, Б. Л. использует сочинения блж. Августина , свт. Амвросия Медиоланского , папы свт. Григория I Великого , св. Фульгенция из Руспе , св. Григория , еп. Эльвирского, сщмч. Иринея Лионского . Компилятивный характер «Толкования» не дает возможности определить богословские взгляды Б. Л., однако можно отметить, что ему свойственны напряженное эсхатологическое ожидание и уверенность в близком конце света. С т. зр. Б. Л., Апокалипсис следует рассматривать как мистическую историю Церкви. Конец 6-го дня, к-рый будет ознаменован гонением на Церковь и уменьшением числа верующих, Б. Л. соотносит со своим временем, ожидая скорого конца мира, к-рый, по его мнению, должен был наступить в 800 г. Толкование на Апокалипсис из Сен- Севера. Миниатюра. XI в. (Paris. Lat. 8878. Fol. 108v — 109) «Толкование» Б. Л. было снабжено многочисленными иллюстрациями, выполненными, очевидно, по указаниям автора или при его участии; сочинение пользовалось большой популярностью в Испании в X-XII вв.; его рукописные списки получили название «беатов» (beatos). До наст. времени сохранилось полностью или фрагментарно 32 манускрипта X-XVI вв. (из них 23 рукописи относятся к X-XII вв.), они являются памятниками средневек. книжной миниатюры. Для разработки изобразительной программы «Толкования», состоящей более чем из 70 иллюстраций, использовались, очевидно, не сохранившиеся древние испан.

http://pravenc.ru/text/77748.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010