Будущий святитель получил престижное, сулящее хорошую карьеру образо­вание – окончил Михайловскую Артиллерийс­кую Академию. Но, по свидетельству современ­ников, «во время прохождения академического курса Иван Андреевич (таково было светское имя будущего архиерея; прим. автора) постоянно чувствовал непреоборимую потребность посту­пить в монастырь». К тому же в 1847 г. он опасно заболел и во время болезни дал обет, что, в слу­чае выздоровления, уйдёт в монастырь. Выздоровление последовало и, исполняя данный обет и давнюю мечту, юный офицер становится послушником Оптиной пустыни. Здесь, после строгого и долгого испытания, он принял монашеский постриг с именем Ювеналий. Затем имел послушание на Святой Земле (был членом Иерусалимской духовной миссии), в 1861 г. возведён в сан игумена и назначен настоятелем Глинской пустыни, через год – в сане архиманд­рита – настоятелем Коренной пустыни, в 1867 г. – наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, в 1884 г. – наместником Киево-Печерской Лавры. Так что новый литовский архипастырь имел солидный опыт иноческого делания, прослыв как аскет и усердный молит­венник, равно как и богатый административно­-управленческий навык, успев, помимо управ­ления монастырями, обрести и опыт управления (в течение 6 лет) епархией. И то, и другое для Литовской епархии было весьма ценно, осо­бенно опыт строгого монашеского жития, кото­рым так славились пустыни и монастыри, в которых подвизался и которыми управлял владыка Ювеналий. В Литовской епархии ко времени прибытия архиепископа Ювеналия имелись 4 мужских (Виленский Святого Духа, Виленский Троицкий, Пожайский Успенский и Сурдегский Святого Духа) и 3 женских монастыря (Виленский Мариинский, Антолепский Рождество-Богородичный и Березвечский тоже Рождество-Богородичный). Но в силу исторических обстоятельств, изложенных выше, православные монастыри, находившиеся в пределах Речи Посполитой, главные усилия и энергию направляли на защиту своей веры, на борьбу за существование. В новых исторических условиях приоритетным деланием монастырей (особенно имевшихся при них братств) было служение общему благу Православия: написанию и изданию нужных книг и брошюр, органи­зации школ и просветительских курсов, строи­тельству храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братство получило в связи с этим и особые права и полномочия, в том числе независимость от епархиальной иерархии и привилегию на владение Свято-Духова и приписных к нему монастырей. А надо заметить, что к началу XVIII столетия около Свято-Духова монастыря сгруппировалась целая корпорация монастырей: Вилейский, Грозовс­кий, Друйский, Евейский, Кейданский, Кронский, Сурдегский и др. С присоединением к православной Руси, роль Виленского Свято-Духовского братства как средства для защиты и попечения о Православной Церкви в чрезвычайных обстоятельствах – когда отсутствовала или находилась далеко церковная иерархия, когда политика государства де-факто была направлена на ликвидацию Православной Церкви – утратила своё значение. «Теперь... ни­чего подобного не было, и духовная власть приняла по праву ей принадлежащую миссию Братства – охранять и защищать Православную Церковь » (34). Тем более что к тому времени Виленское братство существенно оскудело как в количественном, так и в качественном отно­шении. К тому же, после вхождения Вильны в состав Минской епархии, архиепископ Минс­кий и Гродненский Иов (Потёмкин) распорядился отделить от Свято-Духова монастыря приписные к нему монастыри (со всеми их фундушами) «в видах лучшего их обеспечения, тем более что подчинение означенных монас­тырей Св.-Духову вызвано было особыми обстоятельствами – опасением скорого совраще­ния в Унию, при содействии иноверной власти, чего теперь не было причин опасаться» (34). Протест Виленского братства, адресованный Св. Синоду, не был услышан, и, лишившись материальных средств, истощённое вековой борьбой Братство «закончило свою славную миссию и на некоторое время прекратило своё существование» (34). Теперь же по инициативе митрополита Иосифа жизнедеятельность Братства была восстановлена. Согласно новому Уставу, председателями Братства становились первые викарии (т.е. епископы Ковенские) Литовской епархии, что означало непосредст­венное подчинение Братства епархиальной иерархии. Большое внимание уделялось при митропо­лите Иосифе проблеме содержания духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископу Виктору Садковскому в управление поручены были все православные монастыри и церкви, находившиеся в Польше и бывшие в ведении Киевского митрополита, переяславского и белорусского епископов. С подчинением заграничных монастырей епископу Виктору, они утратили свой прежний полунезависимый характер и номинальная власть над ними Киевского митрополита прекратилась. Виктор Садковский, в качестве коадъютора Киевского митрополита, до 1793 года доносил в Киев своему патрону только о важнейших событиях в заграничной Переяславской епархии. 1020 Что представляла собой заграничная Переяславская и Бориспольская епархия в территориальном отношении, можно сказать одно, она была очень велика, причем границы её были самые неопределенные, их не знал даже сам новый епископ. По прибытии в г. Слуцк, епископ Виктор получил повторное требование из Св. Синода – немедленно доставить статистические сведения по общей форме о церквах и монастырях по его епархии. Что было нелегко для других архиереев, то было положительно невозможно для начальника епархии, учрежденной в иноверном государстве. Во-первых, трудно было собрать нужные ведомости при бездорожье в епархии, неисправности почты и неуменье духовенства составлять ведомости; во-вторых, «паства (епархия) его так широко распространялась, как широка была Польша, как далече отстояли Двина от Днепра и Днепр от границы Силезии», а местное духовенство, как не русские подданные, не привыкли отвечать на предложения Консистории и епископские письма. 1021 На обширной и неопределенной территории Переяславской епархии, при назначении туда Виктора Садковского, по польским сведениям, насчитывалось только около 100 православных церквей, а через два года – в 1787 г. их оказалось уже около – 300 церквей, в числе которых одни были присоединены от унии, другие построены вновь. Монастырей, поступивших в ведение преосвященного Виктора, находившихся под Польшей и принадлежавших ранее Киевской и Переяславской епархиям, насчитывалось – 33, именно: бершадский, богуславский, брестский, бельский, виленский, два грозовских, два дрогиченских, друйский, дятловский, евейский, жаботинский, заблудовский, ирденский, каневский, кейданский, корсунский, пронский, лебединский, лисянский, манковский, два медведовских, два минских, морочский, матренинский, мошногорский, пинский, ржищевский, три слуцких, сторчинский, сурдегский, трехтемировский и яблочинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Литовская православная церковь совсем невелика и скудна материальными средствами настолько, что сам архиепископ Елевферий ютится в одной наемной комнате у своего Ковенского священника. Правда, по закону полагаются определенные государственные средства, но они ничтожны (на все нужды православной церкви в Литве только 618 лит в месяц, а 10 лит стоят всего 1 доллар) и выдаются весьма нерегулярно и неаккуратно. Хотя, по Конституции (§83), православная Литовская церковь имеет право «организоваться так, как этого требуют ее каноны или статут»; однако правительство, благоволительное к католичеству, слишком игнорирует ее и распоряжается в ней помимо церковных властей и без сношения с ними. Оно ликвидирует церковные имущества; отбирает и закрывает православные церкви и передает другим; не возвращает единственный в стране православный Сурдегский монастырь (в 30 верстах или 35 километрах от г. Поневежа), четыреста лет принадлежавший Православной церкви, а с 1915 года захваченный католиками; нимало не гарантирует православного просвещения, не имеющего никаких учреждений и приспособлений. На местах господствует сильный произвол провинциальных начальников и чиновников, чаще всего действующих бесконтрольно и безнаказанно. При таких условиях особенно ярко обнаруживается католическая нетерпимость в обиду, разрушение и порабощение православной церкви, и последняя не имеет никаких защитников – кроме одного архиепископа и Епархиального Совета (3 священника и 2 мирянина) – и не знает даже того, откуда и как она будет восполнять старое убывающее духовенство... В общем и целом, положение Русской православной церкви в Совдепии – мученическое, а отделенных – тяжелое, как воинствующих, обуреваемых и побораемых. Надо молиться, что Господь Христос, будучи утверждением надеющихся на Него, утвердил Свою Церковь , которую стяжал честною кровию, и собрал расточенная, по крайней мере, в союз любви... Заслуженный профессор Др. Николай Глубоковский . София (Болгария). 1926, X, 1 (14) – четверг, Покров Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

При непосредственном участии М. Н. Муравьева, который опирался на помощь и поддержку известных архитекторов Н. М. Чагина и А.И. Резанова, за короткий срок (с 1863 по 1865 гг.) было построено 98 церквей; отремонтировано - 126; перестроено из костельных зданий - 16; построены 63 часовни. Вопросами ремонта и строительства православных церквей в губерниях Северо-Западного края занимались учрежденные М.Н. Муравьевым губернские и уездные церковно-строительные комитеты, в состав которых входили представители губернской администрации, военные начальники, инженеры, архитекторы, мировые посредники, а также архиереи и благочинные. «Пользуясь различными средствами, - писал А.И. Миловидов, - он в короткое время покрыл наш край плотной сетью православных храмов и часовен, за что поистине может быть назван церковным ктитором Северо-Западного края». При содействии М. Н. Муравьева в Вильне были отремонтированы и восстановлены четыре православных храма: Николаевский кафедральный собор, Пречистенский собор, Николаевская и Пятницкая церкви. При Николаевской церкви на пожертвования благодарных горожан в память М.Н. Муравьева была сооружена и 8 ноября 1869 г. торжественно освящена часовня во имя св. Архистратига Михаила. Таким образом, усилиями М. Н. Муравьева и его помощников из забвения и руин восставала древняя «русская Вильна». В Гродно был восстановлен Софийский собор. По словам Е. Орловского: «Софийский собор (единственная в то время приходская церковь в Гродно) был в самом неподобающем виде. От Соборной улицы он отделялся рядом еврейских лачуг, позади которых гродненские иноверцы сваливали, в виду самой церкви, всякие нечистоты». Как отмечает А.И. Миловидов, заботами М. Н. Муравьева были восстановлены древний храм Сурдегского монастыря, церковь на Троицкой горе в Минске, минский кафедральный собор, виленский Троицкий собор и др. Православное духовенство Северо-Западного края ясно осознавало смысл действий, совершаемых М. Н. Муравьевым в деле восстановления древних православных святынь и храмового строительства.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/29/m...

По наведённой в св. синод справке, монахов в Минской епархии числилось за 1802 год всего 45 человек, при 129 положенных «по указному положению» для заштатных монастырей, – следовательно, не доставало почти вдвое более наличного числа 2792 . Но, приняв во внимание, что недостаток монахов против «указного положения» чувствовался, хотя в гораздо меньшей степени, и в Киевской, Полтавской и Черниговской епархиях 2793 , св. синодна этот раз отказал преосвященному Иову в просимом им разрешении, прибавив, что могут быть перемещаемы в Минскую епархию из соседних епархий только те монахи, которые бы сами того пожелали 2794 . Однако, через несколько лет, под влиянием постоянных представлений преосвященного Иова о недостатке в его епархии монашествующих, св. синод дозволил преосвященному войти в сношение с соседними преосвященными, не согласятся-ли они отпустить в его епархию некоторое число своих монахов 2795 . «Сношение» не принесло благоприятных результатов. Могилёвский преосвященный Варлаам написал прямой отказ, а Черниговский Михаил 2796 ответил, что, не зная условий, его монахи не хотят отправляться в Минскую епархию на неведомы места 2797 . При таком положении дела оставался один исход – обратиться к сокращенио числа монастырей. Ещё в 1797 году, по представлению преосвященного Иова, закрыты были два монастыря – Слуцкий братский 2798 и Кейданский 2799 , с обращением их в приходские церкви. В 1806 году преосвященный Иов ходатайствовал пред св. синодом о закрытии ещё двух монастырей – Грозовского Николаевского и Дисненского 2800 ; но св. синод затребовал подробные сведения об этих монастырях и дело затянулось. Через два года смерть одного из монастырских настоятелей дала повод преосвященному снова напомнить св. синоду о крайнем недостатке в Минской епархии монашествующих, особенно «монастырских начальников». В Сурдегском монастыре настоятель-игумен разбит параличём и не может совершать богослужения; в Друйском то же самое – за «неисцелимой» болезнью; монастыри Кронский и Еврейский совсем не имеют начальников, да и монашествующих там всего «по одному человеку» 2801 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Изображение иконы Сурдегская #14148 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Сурдегская #14148 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Сурдегская Скачать или распечатать изображение 14148.jpg 320x396, 0.13 MPix, 82 Kb. 2.7x3.4cm @ 300DPI (4.1x5cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (273) , (13) . в этом году (за прошлые годы с 2011-10-27) Происхождение изображения: Загружено 2011-10-27 участником [ tol ]. Описание: добавить свое . Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Сурдегская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-14148

Добавление нового изображения (Сурдегская) Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Добавление нового изображения. Внимание! Изображения добавляются на сайт только после проверки. Чтобы Ваше изображение не было удалено, убедитесь, пожалуйста, что: После загрузки Ваше изображение попадает в очередь на модерацию . Обычно в течение суток изображение проверяется и публикуется на сайте, либо удаляется, если не соответствует вышеупомянутым требованиям. Икона Сурдегская Загружается анонимно. Хотите войти в систему ? Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/uploadimageurl.html?...

   001    002    003    004    005    006    007   008