При соборе Пречистенском, как видно из того же завещания, существовала особая «каплица», или придельная церковь, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы фамилии Солтанов, служившая для них усыпальницею и, может быть, основанная еще при митрополите Иосифе Солтане, принадлежавшем к их фамилии: в этой каплице ежедневно совершалась ранняя литургия . Самый собор Пречистенский поправлен и перекрыт в 1555 г. виленскими бурмистрами и радцами, испросившими на то благословение от митрополита Макария . Виленский Свято-Троицкий монастырь, доселе очень бедный и не имевший никаких фундушей ни от кого, получил первый значительный фундуш от князя Матфея Никитича Головчинского, который, желая быть погребенным в этом монастыре, записал на него два своих имения-фольварка: Свинтыники (в 1536 г.) и Пурвиники (в 1539 г.), находившиеся в Ковенском повете . В Новогрудке в первый раз упоминается в 1554 г. Свято-Троицкий монастырь, который подскарбий Иван Андреевич Солтан называл своим и на который завещал он десятину с одного своего имения . В местечке Жировицах, неподалеку от Слонима, принадлежавшем к епархии митрополита, другой подскарбий Солтан, по имени Александр, может быть брат Ивана Андреевича , основал в 1549 г. Жировицкий Успенский монастырь по случаю явления на этом месте чудотворной иконы Богородицы, доселе находящейся в обители . В местечке Соломеречье, неподалеку от Минска и, следовательно, также митрополичьей епархии, князь Иван Васильевич соломерецкий с своею супругою основал Покровский Соломерецкий монастырь, на который в 1540 г. сын князя Василий Иванович записал несколько людей с освобождением их от своего суда и пошлин . В местечке Сурдегах, ныне Ковенской губернии, находившемся в пределах той же епархии, в котором еще в 1510 г. построена была православная приходская церковь помещиком Богданом Шиш-Ставецким, а в 1530 г. построена и другая церковь во имя Пресвятой Троицы по случаю явления здесь над одним ключом чудотворной иконы Божией Матери, основан в 1550 г. Сурдегский Свято-Духовский монастырь местною владелицею Анною Шишанкою-Ставецкою .

http://sedmitza.ru/lib/text/436044/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ (Богоявленский Дмитрий Яковлевич; 14.10.1870, г. Нов. Оскол Курской губ.- 31.12. 1940, Вильнюс), митр. Виленский и Литовский. Из семьи сельского псаломщика. Окончил Старооскольское ДУ и Курскую ДС (1899), был назначен учителем церковноприходской школы в Ямской слободе (пригород Курска). В 1890 г. рукоположен во иерея к церкви с. Тростенец Новооскольского у. Курской губ. (ныне Новооскольский р-н Белгородской обл.). Овдовев, в 1900 г. поступил в СПбДА. В 1904 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Главнейшие черты нравственного мировоззрения русских подвижников XIX столетия». Вскоре пострижен в монашество ректором СПбДА Финляндским архиеп. Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) с именем Елевферий. С 1904 г. преподаватель гомилетики Подольской ДС в г. Каменец-Подольск, с 1906 г. инспектор Холмской ДС. В 1909 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской ДС. 21 авг. 1911 г. хиротонисан во епископа Ковенского, стал викарием Литовской и Виленской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил Финляндский архиеп. Сергий. В авг. 1915 г. в связи с наступлением нем. войск Е. организовал эвакуацию Пожайского в честь Успения Пресв. Богородицы и Сурдегского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мужских мон-рей. Вскоре выехал в Москву, проживал в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре . 28 июня 1917 г. в связи с избранием 21 июня на Московскую кафедру Литовского архиеп. свт. Тихона (Беллавина ; с нояб. 1917 Патриарх Московский и всея России) Е. был назначен управляющим Литовской епархией. Принимал участие в начале работы Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В кон. 1917 г. Е. прибыл в Дисну (ныне на территории Белоруссии), единственную часть Литовской епархии, не занятую нем. войсками. На оккупированной территории епархии в то время оставалось не более 10 правосл. священнослужителей.

http://pravenc.ru/text/189717.html

В Сантьяго-де-Компостела (Испания) проходит выставка «Образ Богородицы в Русской Православной Церкви» 28 декабря 2011 г. 12:59 В испанском городе Сантьяго-де-Компостела 19 декабря открылась выставка «Образ Богородицы в Русской Православной Церкви», организованная Благотворительным фондом святителя Григория Богослова при поддержке Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Издательства Московской Патриархии , Христорождественского прихода в Мадриде, Высшей духовной семинарии г. Сантьяго-де-Компостела, Фонда «Русский мир» и творческой мастерской «Собор». В экспозицию вошли произведения современных иконописцев: Александра Соколова, Светланы Ржаницыной, Вячеслава Симакова, Елены Андрюшиной, Андрея Савельева, Ирины Колбневой и др. Всего представлено 95 икон 55-ти иконографий Пресвятой Богородицы, в основном тех, которые прославились как чудотворные и вошли в календарь Русской Православной Церкви. В их числе есть и редкие интересные иконографии, например «Благодатное Небо», и относительно недавно прославленные («Спорительница хлебов»). Каждая икона сопровождается пояснением на испанском языке, рассказывающем о явлении (происхождении) образа с указанием, где находится оригинал иконы, а также ее наиболее известные списки. Можно ознакомиться с историей прославления таких икон Божией Матери, как Сурдегская, Макарьевская, Грузинская, «Воспитание». Несколько икон Богородицы «Владимирская», написанные разными авторами, позволяют проследить, насколько творчески подходит иконописец к написанию известного образа. Вступительную статью к выставке подготовила искусствовед Ирина Языкова. Экспозиция расположена в выставочном зале «Перегрино» образовательного, культурного и паломнического центра г. Сантьяго-де-Компостела «Сан Мартин Пинарио» (Plaza de la Inmaculada, 3), вблизи кафедрального собора, где пребывают мощи святого апостола Иакова Зеведеева. Выставка открыта с 20 декабря по 31 января. Предполагается, что ее посетит не менее 25 тысяч человек. С испанской стороны выставку открывал президент фонда «Семьи мира» Агустин Досиль, с российской — настоятель Христорождественского прихода в Мадриде священник Андрей Кордочкин и куратор выставки Игорь Лапшин, заместитель исполнительного директора Благотворительного фонда Григория Богослова. На церемонии открытия выступавшие подчеркивали, что Испанию и Россию роднит глубокое почитание Пресвятой Богородицы в народе. В своем выступлении священник Андрей Кордочкин сообщил, что выставка является частью программы Года России в Испании и Испании в России. Месяцем ранее, 23 ноября, в рамках этой программы в кафедральном соборе Сантьяго-де-Компостела прошел концерт «Русская духовная музыка сквозь пять столетий» Московского Синодального хора под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1909225.ht...

В городе Каунас, небольшому белоснежному Воскресенскому храму 1862 года. на православном на кладбище, на некоторое время было суждено стать кафедральным собором, т.к. собор свв. Петра и Павла, расположенный в центре города, как собственность военного гарнизона Российской Империи, после Первой мировой войны у православных изъяли. Этим и ограничились, храм не разрушили, посчитав его архитектурной достопримечательностью города только русские надписи с фасада удалили. На расширение Воскресенского храма, предвоенное правительство Литовской Республики выделело ссуду, но в епархии решено было начать строительство нового городского Кафедрального собора Благовещенья Пресвятой Богородицы . Закладку храма провели 1932 году и в новопостроеном соборе, уже через пять лет впервые варили миро. В 1936 году, в связи с 25-летним архипастырким служением, президент Литовской Республики Антанас Сметона наградил Литовского Митрополита Елеферия орденом великого князя Гедиминаса 1 степени. Прихожане старшего возраста помнят, что многолетним настоятелем двух Каунаских кафедральных соборов с 1920 до 1954 год, на чьи плечи легла нагрузка обустроиства, был протоиерей Евстафий Калисский, до 1918 года бывший благочинный пограничной дивизии Российской Императорской армии. В Каунаском Кафедральный соборе Благовещенья Пресвятой Богородицы, находится чудотворная Сурдегская икона Божией Матери, явленная 1530 году, и список Пожайской иконы Божьей Матери, написанный в 1897 году. Со временем собор вновь оказался в центре.В городе, в районе Ботанического сада, на левом берегу реки, вблизи той горы, на которой как гласит предание, стоял Наполеон во время перехода войск через Неман, на улице Баркуну сооружена в 1891 году «иждивением высшего военного начальства Ковенской крепостной артиллерии и пожертвованиями воинских чинов, каменная белоснежная церковь , во имя Св. Сергия Радонежского... Главный купол был небесного цвета, а купол алтаря был сплошь покрыт золотой сеткой, по которой, миллионами лучей, разбрасывался вечерний свет. «(4) Уцелевший после двух мировых войн, но потерявший в окопах своих прихожан, храм стоит всеми забытый, заброшенный и оскверненный .

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Сколько было таких замечательных встреч в ее жизни, посвященной укреплению духовной силы Родины! Скольких людей со всех концов света гостеприимно и хлебосольно встречал дом Татьяны Ивановны, дочери солдата-победителя, вдовы и матери русского солдата. Для всех, кто с ней знаком, она является образцом доброты, любви к людям, трудолюбия, мастерства в труде и несгибаемости веры и воли. Многие помнят в Москве, как в 90-е годы праздничные колонны возглавляло красное полотнище, пересекавшее всю Тверскую, которое несли на руках с надписью «Встань за Веру, Русская Земля!». Под хоругвями, созданными ею и врученными в Храме Христа Спасителя, в Пскове, в храме Александра Невского молятся, исповедуются, причащаются воины 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой десантно-штурмовой дивизии. От этих святых воинских православных знамен - хоругвей с ликами Сурдегской иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского шагнули в бессмертие воины-крылатой пехоты 6 роты. До сих пор на Косовом Поле под полотнищем хоругви с ликом Святителя Саввы Сербского, прибывшей из Москвы, стоят непобедимые Косово и Метохия. И кто знает, сколько сил прибавило нашим миротворцам, свершившим героический рывок в Приштину то, что они могли молиться в походном храме, к созданию которого приложила столько сил Т.И. Куликова. Именно она, когда устроители нового мирового порядка на Ближнем Востоке затягивали удавку над Сирией, летит в эту древнюю страну и создает вместе с монахинями и сиротами монастырского приюта более 30 православных хоругвей в древнейшем в мире монастыре - святой Феклы в Маалюле. Эти общие теперь святыни - знамена Христовы- берегут его насельницы и, если придется, будут защищать до последней капли крови. В дар от России была передана величественная хоругвь Его Блаженству Патриарху Антиохийскому Игнатию IV. Это священное знамя из России - хоругвь с ликом Спасителя во время похорон в Дамаске несли впереди гроба почившего Патриарха Блаженнейшего Игнатия IV. И это было наше общее прощание - всей России - с этим великим человеком-святителем.

http://ruskline.ru/analitika/2012/12/25/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Сурдегская икона Божией Матери.Гравюра Эдуарда Карловича Даммюллера (1833–1889)по рисунку Александра Осиповича Адамова (1939–1879). Гравюра из издания о Сурдегском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мужском монастыре. Файл 15627.jpg:   Размер: 1782x2702, 4.81 MPix, 4764 Kb. Дата: 2011-12-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (227) , (10) . Описание: Богоматерь Сурдегская. Кон. XIX в. Медь, эмаль, живопись по эмали, штамп, латунь. 12,8 х 9 см. Место создания: Россия, Ярославская губ., г. Ростов. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Файл 32349.jpg:   Размер: 550x800, 0.44 MPix, 112 Kb. Дата: 2018-07-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (118) , (2) . Описание: [Возможно, Сурдегская.] Икона овальная с изображением Суздальской (?) Богоматери с младенцем. Россия, XIX век. Финифть. Материал: эмаль росписная, медь. 2,5 х 1,8 см. Государственный Эрмитаж. Файл 32720.jpg:   Размер: 595x755, 0.45 MPix, 126 Kb. Дата: 2018-09-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (84) , (3) .

http://pravicon.com/icon-312-photo

Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Феодосие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Аркадию Новоторжскому, Вяземскому, глас 4 От духовнаго наставника, отца преподобнаго Ефрема, наставляемь,/послушания добрый рачителю, отче Аркадие,/от мирскаго мятежа удалился еси/и, инок быв изрядный,/добрым подвигом ревнуяй,/от Христа Бога приял еси венец славы Небесныя;/и ныне, вкупе с преподобным отцем Ефремом у Престола Вышняго предстоя,/о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей/и спастися душам нашим. Кондак, глас 2 К глубинам Божественнаго Разума вперив ум свой,/в Небесныя обители востекл еси,/и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику,/преподобному отцу Ефрему,/и ныне, вкупе предстоя у Престола Владыки Христа,/молися непрестанно о всех нас. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Аркадие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 15/28 Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская(1073), Бахчисарайская, Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV), Пюхтицкая (XVI) и Звенигородская (1864). Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Чухломской (XIV), Сурдегской (1530), Тупичевской (XVII), Хахульской (XII), Боровенской (XIV), Владимиро-Флорищевской (XV), Крымской-Мариупольской (XV), Адриановской (XVI), Квабтахевской и Метехской икон Божией Матери. Иконы Божией Матери, именуемой «Подательница ума», или «Прибавление ума». Тропарь празднику Успения Богородицы, глас 1 В рождестве девство сохранила еси,/во успении мира не оставила еси, Богородице,/преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,/и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (157) , (7) . в этом году (за прошлые годы с 2015-11-19) Описание: Собрание гравированых икон Божией Матери и сказания них. 1878 г. " в издании изображений икон Богородицы А. Семена 1853 года Римская Божия Матерь изображена держащей в правой руке правую руку младенца. " К этому образу отностся «... иконографическому типу «Умиление», к тому изводу, который принято именовать «Римско-Лиддским», по имени древнего протографа. Особенностью извода является то, что левая ручка Младенца лежит в правой руке Божией Матери, Младенец восседает на Ее левой руке, лики Матери и Сына соприкасаются, взоры обращены к молящимся. Эта иконография была широко распространена во 2-й половине XVI–XVII вв. на территории Великого княжества Литовского и всей Речи Посполитой, особенно в православной и униатской среде Беларуси, Литвы и Украины. Кроме Вольнянской иконы, к этому изводу принадлежали чудотворные иконы Сурдегская, Киево-Братская, Пинская Богоявленская, Белостокская (из-под Луцка), иконы из галицких и карпатских церквей» Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Лиддская (Римская) " .

http://pravicon.com/image-25769

Николо-Эдома. Церковь Богоявления Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Богоявленская церковь построена в 1753 году тщанием полковника Афанасия Ивановича Алябьева и госпожи Евдокии Ивановны Качиковой. Зданием каменная с такою же колокольнею и оградой, крепкая. Престолов три: в настоящей холодной во имя Богоявления Господня, в приделе теплом во имя Сурдегской Божией матери и во имя Святого Чудотворца Николая Мирликийского. Чтимая Св. Икона Великомученицы Праскевы. Часовен две: каменная вблизи церкви, другая деревянная в деревне Лукинской. Наталья Антонова Богоявленская церковь построена в 1753 г. тщанием полковника Афанасия Ивановича Алябьева и госпожи Евдокии Ивановны Качиковой, зданием каменная, с таковою же колокольней и оградой, крепкая. Престолов три: в настоящей холодной - во имя Богоявления Господня, в приделе теплом - во имя Сурдегской Божией Матери и во имя св. чуд. Николая Мирликийского. Чтимая св. икона вмц. Параскевы. Часовен две: каменная вблизи церкви, другая деревянная в дер. Лукинской. Церковной земли 109 десятин 1571 кв. саж. Три отдельные дома - деревянные; дома для жительства священника, для диакона и псаломщика. Капитала церкви: неприкосновенного в билетах 2300 руб., запасного в билетах 2000 руб., по книжке сберегательной кассы 769 руб., всего 5069 руб. Прихожан в приходе 1017 душ муж. пола и 1151 жен. Село расположено по ровной местности при речке Вздериножке, в 13 верстах от Романова-Борисоглебска и в 48 верстах от Ярославля. В селе две начальные народные школы: церковно-приходская в с. Никольском, что на Эдоме, и земская в дер. Тарасове. Есть церковно-приходское попечительство, богадельня земская Шаровская в с. Никольском основана с 1874 г., содержится на средства основателя богадельни Романо-Борисоглебского мещанина Василия Александровича Шарова на проценты с капитала в 8000 руб. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик, причтового капитала в билетах 3910 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

http://sobory.ru/article/?object=18899

Раздел персоналий содержит статьи об архитекторе и реставраторе Николае Султанове, церковном писателе Сульпиции Севере, выдающемся русском драматурге Александре Сумарокове, народном герое Иване Сусанине, преподобномученице Сусанне Палестинской, мученице Сусанне Римской, бельгийском современном богослове Эдварде Схиллебексе, святой Схоластике — сестре Венедикта Нурсийского, праведной Тавифе, двух картлийских католикосах с именем Тавпачаг, преподобномученике Таврионе (Толоконцеве), почитаемом старце Таврионе (Батозском), преподобной Таисии Египетской, композиторе Сергее Танееве, святом Патриархе Константинопольском Тарасии. Наиболее подробная статья из раздела персоналий посвещена святой Тамаре, грузинской царице. Данный материал открывает грузинскую тему, которая подобно представлена в 67-м томе статьями о Тбели Абусерисдзе, средневековом грузинском гимнографе, Тбетской епархии Грузинской Православной Церкви, Тбилисской духовной академии и семинарии, Тбилисских мучениках. Раздел, посвященный иконам, представлен материалами о Супрасльской иконе Божией Матери «Одигитрия», Сурдегской иконе Божией Матери, находящейся в Благовещенском соборе в Каунасе, Табынской иконе Божией Матери. 67-й том также содержит ряд фундаментальных богословских и философских статей. В материале «Сущность» рассказывается о развитии учения о сущности в античной философии, доникейском богословии, «Сущности» как понятии никейской триадологии, «Сущности» в христологии, «Сущности» и энергии Бога. Для историков-медиевистов интерес представляют статьи «Схизма в католической церкви 1378-1417», «Табориты», «Тамплиеры». В материале о сциллийских мучениках приводится информация о христианах, пострадавших в Карфагене при императоре Коммоде. В томе содержатся материалы о съездах духовенства и мирян Православной Российской Церкви 1917 г., съездах монашествующих в России. В издание включены также статьи «Сын человеческий», «Таинство». Традиционно статьи «Православной энциклопедии» сопровождаются обширным иллюстративным материалом: цветными картами и многочисленными фоторепродукциями портретов, произведений церковного искусства.

http://patriarchia.ru/db/text/5983296.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008