«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 25 мая, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Праведность — то качество, которое, согласно Нагорной проповеди, должно быть отличительной особенностью учеников Иисуса, составляющих Церковь . Речь идет, прежде всего, о правде, или праведности, вытекающей из закона Божия и из воли Божией . Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде (δικαιοσνης) и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден (Ин. 16:7–11). Правда — одно из ключевых библейских понятий. На языке Ветхого Завета оно означало прежде всего следование заповедям Божиим; призвание богоизбранного народа заключается в том, чтобы «ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18:19). Искание правды — необходимое условие для того, чтобы овладеть землей обетованной: «Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 16:20). В псалмах понятие правды употребляется как в смысле человеческой праведности, так и применительно к Богу, причем оба понимания правды тесно взаимосвязаны: Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! (Пс. 4:2). Господи! путеводи меня в правде Твоей (Пс. 5:9). Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне (Пс. 7:9). Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего (Пс. 7:18). Ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника (Пс. 10:7). Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс. 24:8–9).

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Иметь православную веру есть основание добрых дел. Посему от веры начнется слово.   Глава 1. Веруй во Отца и Сына и святого Духа, Троицу нераздельную и неслиянную, едино-божественную, – во Отца нерожденного, Сына рожденного, а не созданного. Духа Святого не рожденного, не созданного, но исходящего; в Троицу, имеющую единую волю, единую славу, единую честь, приемлющую единое поклонение от всей твари, от Ангелов и человеков, превечную и бесконечную, пребывающую во веки. 2. Веруй в Сына Божия, воплотившегося истинно и существенно, а не в призраке, соединяющего в Себе два естества: Божество и человечество, совершенного Бога по Божеству, и совершенного человека по вочеловечению. 3. Родившую Его Матерь именуй Богородицею. Она Дева и Матерь; веруй, что Она родила Христа и питала млеком. Дева же Она так, что всегда была и по рождестве пребывает Девою. 4. Кресту Христову покланяйся с верою: ибо на нем соделал Господь спасение всех человеков. 5. Иконе Христа и Пречистой Матери Его и всех Святых Его воздавай честь с верою: как бы к ним Самим с любовию говори в молитве. 6. Святых всех, угодивших Богу, моли, как помощников и заступников для притекающих к ним: ибо они получили дерзновение к Богу, как угодные рабы к своему Господину. 7. Мощи Святых целуй с верою, и воздавай им честь, как достойным чести: потому что они Христа ради пострадали. 8. Тайнам Божиим, телу и крови Христовой веруй, и причащайся со страхом, да будешь причастник небесного царствия Его. 9. Отвергай неверие, и не спрашивай: каким образом хлеб бывает телом и вино кровию? Но слыши, что сказано: для человеков иное не возможно, а для Бога все возможно. 10. Веруй в воскресение мертвых и жизнь будущего века, по неложному слову Господню, которое слышишь в Евангельском писании. 11. Помни суд, готовься к ответу, и ожидай воздаяния по делам, и веруй, что это будет, и будет непременно. 12. За тем возлюби Господа Бога твоего всею душою твоею и крепостию. Все твои действия и навыки направляй к тому, чтобы угодить Ему. 13. Еще – возлюби искреннего твоего, с которым ты в одной купели возродился, то есть всякого Христианина, или, лучше сказать, брата. Ибо Господь сказал: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Кладбище Внутри монастыря, от частых перестроек оного, древнее кладбище почти уничтожилось и никаких могильных плит с надписями, даже от 17 столетия, не уцелело, кроме одной и то разбитой, на которой иссечена следующая надпись: «188(1670) года января в 3 день, раб Божий схимник Варсонофий». В этой пустыни исстари погребались князья Воротынские и здесь погребен кн. Иван Михайлович (в иноках схимник Иона), боярину † 8 янв. 1627 г., ж. Мария NN † 3 мая 1628 г., кн. И. М. сын Мих. Иван. «Государев слуга» замученного Иоанном Грозным † 12 июня 1573 г.; кн. Иван. Мих. кажется невольно пострижен при низложении царя Василия Шуйского, как свояк его по жене, княжне Марии (Репниной или Буйносовой Ростовской), умершей 3 мая 1628 г. За алтарем же соборной церкви, кроме заметно отличающегося от других, памятника г. Нарышкина, есть несколько простых памятников, в Форме гробниц и колонн, вытесанных из белого камня с надписями; памятники эти принадлежат частью к прошедшему, а частью к настоящему веку. 1) Памятник г. Нарышкина: пьедестал из серого полированного гранита. На верху пьедестала утвержден массивный гранитный же крест с бронзированным прикрепленным на нем распятием. На лицевой стороне пьедестала вделан медный бронзированный круг с изображением родового герба гг. Нарышкиных, около полукруга по граниту золоченая надпись: «Блажени милостивии, яко тии помилованы будут». Ниже: «Сергий Кириллович Нарышкин родился апреля 1819 года, скончался 15 июля года. Не вниди в суд с рабом Твоим, Господи». Весь памятник окружен железною решеткою. 2) Памятник г. Сокаревой. Надписи: а) 1819 года августа 20 числа, скончалась подпоручица Анна Ефимовна Сокарева, жития ее было 75 лет. б) Под сим камнем лежит примерная мать и друг своим детям. 3) Памятник иеросхимонаха Виталия: а) Господи прими дух, мой с миром. б) Здесь погребено тело Калужской Тихоновой пустыни иеросхимонаха Виталия, скончавшегося 1847 года, май 11 дня, на 82 году от рождения. 4) Памятник г. Моховой: а) Здесь покоится прах вдовы Аграфены Моховой, скончавшейся 1829 года, апреля 12 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОДАРЕНИЕ [греч. εχαριστα], выражение хвалы и прославления Бога, Подателя всех благ; вид христ. молитвы. В Свящ. Писании Б.- глубинный религ. ответ твари Богу, с благоговейным трепетом созерцающей Его величие и славу. Евр. слово  , переводимое, как правило, рус. «Б.», имеет характер благодарного исповедания. Указанное религ. состояние выражает также слово «благословение», евр.  : на благословение Бога, дающего Своему творению жизнь и спасение, отвечает благословение человека, «восхищенного всемогуществом и щедростью Божией и воздающего благодарение Творцу (Дан 3. 90; ср.: Пс 67. 20, 27; Неем 9. 5 сл.; 1 Пар 29. 10 сл.)» (Словарь библейского богословия/Ред. К. Леон-Дюфур. К.; М., 1998. Стб. 51). В основе Б. в Свящ. Писании лежит встреча человека с Богом, исполняющая его благодатью и раскрывающаяся со всей полнотой во Христе. В ветхозаветном понимании благодарить Бога - значит провозглашать Его чудеса и свидетельствовать о Его делах. Такое Б. воссылает Богу все творение (Пс 148-150; см. ст.: Хвалитные псалмы и стихиры ). Закон ВЗ предписывал приносить Богу «жертву мирную» благодарения (      ), или, по переводу LXX, «жертву спасительную хвалы» (θυσα ανσεως σωτηρου - Лев 7. 11-15, ср.: Ам 4. 5). Как ответ на благодеяния Божии, Б. проходит через весь ВЗ, начиная с древнейших текстов - таких, как песнь Моисея (Исх 15. 1-21), песнь Деворы (Суд 5),- и постоянно встречается в более поздних книгах (Ис 12; 25; 42. 10 сл.; Иер 20. 13; Дан 3. 26-45, 51-90; 1 Пар 16. 8 сл.; 29. 10-19; Неем 9. 5-37; Тов 13. 1-8; Иф 16. 1-17; Сир 51. 1-12), особенно в псалмах (ср.: Пс 29; 39; 114; 123 и др.). “Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. Л. 202 об.) “Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. Л. 202 об.) С полнотой Откровения в НЗ Б. приобретает большую глубину. Вслед за ветхозаветным преданием христ.

http://pravenc.ru/text/149305.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Козлов Владимир Сергеевич; 20.03.1883, Москва - 29.11.1937, Уфа), архиеп. Уфимский. Из семьи мещан. Окончил 4-ю московскую гимназию (1901) и историко-филологический фак-т Московского ун-та (1909). Служил учителем и зав. Всехсвятской общественной гимназией в Москве. С 15 нояб. 1914 г. преподаватель рус. языка и лит-ры и секретарь совета 2-й муж. гимназии в Костроме. После 1917 г. гимназия стала «советской школой», и, как Г. объяснял позднее на следствии, он «не мог оставаться преподавателем в безбожной школе, так как... с детства был религиозно настроен и в основу... системы воспитания клал религиозно-нравственные начала» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р. 31639. Л. 85). 15 февр. 1919 г. рукоположен во иерея, служил при Всехсвятской ц., с 28 авг. 1920 г.- Ильинской ц. в Костроме. Был призван на службу в тыловое ополчение, но не прерывал священнослужения. 20 авг. 1920 г. назначен помощником инспектора губ. военной инспекции, с февр. 1921 г. работал зав. конторой 7-й городской больницы в Костроме. 2 апр. 1922 г. хиротонисан во епископа Ветлужского, викария Костромской епархии. Хиротонию в Москве возглавил Патриарх свт. Тихон . В 1923 г. арестован, освобожден 14 дек. по постановлению НКВД РСФСР, но в февр. 1924 г. вновь арестован. Следственное дело по постановлению Коллегии НКВД было направлено в Московский губ. суд, однако обвинительного приговора не последовало. После освобождения Г. продолжал служение на Ветлужской кафедре. 12 апр. 1925 г. участвовал в отпевании и погребении Патриарха Московского свт. Тихона. Подписал акт о передаче Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. В февр. 1926 г. назначен епископом Печерским, 1-м викарием Нижегородской епархии. Проживал в бывш. Печерском Вознесенском мон-ре. Поддержал действия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) против григорианского раскола .

http://pravenc.ru/text/166662.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Сщмч. Михаил Марков. Икона. Нач. XXI в. (ц. во имя Новомучеников и исповедников Российских в Строгино, Москва) Сщмч. Михаил Марков. Икона. Нач. XXI в. (ц. во имя Новомучеников и исповедников Российских в Строгино, Москва) Михайлович Марков (4.11.1881, с. Горетово Можайского у. Московской губ.- 16.06.1938, Сиблаг), сщмч. (пам. 3 июня, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1899 г. окончил Звенигородское ДУ, в 1905 г.- Вифанскую ДС. С 1905 по 1907 г. М. был учителем церковноприходской школы в Гуслицкой волости Богородского у., с сент. 1907 по янв. 1909 г. преподавал Закон Божий в московской Даниловской церковноприходской школе при Об-ве трезвости. 15 дек. 1908 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Троицкой ц. с. Горетова на место умершего отца. В 1909 г. назначен заведующим Авдотьинской и Горетовской церковноприходскими школами, с 1912 по 1914 г. преподавал Закон Божий в Хотиловской и Троицкой земских школах. Был членом благочиннического совета 3-го округа Можайского у. В 1913 г. прослушал миссионерские курсы в г. Можайске. В 1929 г. местные власти попытались закрыть Троицкую ц. От священника потребовали уплаты крупной денежной суммы на страхование здания храма, предполагая, что тот не сумеет собрать нужных средств. М. обратился к прихожанам с просьбой о помощи. Требуемая сумма была выплачена, но священника арестовали по обвинению в том, что он занимается принудительным сбором «в пользу церковных и религиозных групп». За такого рода преступления по закону полагалось наказание в виде исправительных работ до 6 месяцев или штрафа до 300 р. Однако районный суд приговорил М. к 8 годам ссылки. Приговор, тем не менее, как не соответствующий нормам закона, вскоре был отменен обл. судом, ограничившим наказание выплатой 300 р. штрафа. В 1930 г. М. был раскулачен. В февр. 1933 г. горетовский сельсовет издал постановление о закрытии Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/2563526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВПЛ [греч. Επλους, Επλος; лат. Euplus, Euplius] († 304?), сщмч. Катанский (Сицилийский) (пам. 11 и 12 авг.), пострадал при имп. Диоклетиане . Один из тех немногих святых, о к-рых сохранились сведения во фрагментах из подлинного протокола, содержащего отчет о 2 допросах, пытках и казни. Мученичество Е. известно в 5 греч. (BHG, N 629-630b, 630e) и 4 лат. редакциях. Древнейшей греч. редакцией является протокол мученических актов, самый ранний список которого датируется кон. IV - нач. V в. Т. о., год мучения Е. определяется согласно офиц. форме отсчета времени, принятой в протоколе: речь идет о 8-м годе правления имп. Диоклетиана и 7-м - имп. Максимиана. Мученические акты не сообщают сведений ни о месте рождения Е., ни о его социальном положении, ни о священном сане. Согласно этому источнику, 29 апр. 304 г. Е. предстал перед судом Катаны (ныне Катания), имея при себе запрещенное Диоклетианом Евангелие, и объявил себя христианином. Остается неясным, пришел ли Е. туда по своей воле (добровольное мученичество) или был приведен силой. В изложении древнейшей редакции Е. приглашают войти в здание, где происходит суд (секретариат Катаны), тогда как в более поздних редакциях его просят ввести. Вероятно, позднейшие редакторы предполагали, что мученик был арестован, а не явился добровольно. На допросе гл. обр. выяснялось, откуда у Е. Евангелие, от кого он его получил и понимает ли, что иметь такие свитки означает преступать закон. Е. отвечал, что свитки - это закон Бога, Которому он служит, т. е. признал вину. В протоколе не сообщается, где находился Е. до повторного допроса 12 авг. 304 г. Второй процесс проходил в более строгой обстановке и, возможно, публично. Святого спросили, согласен ли он с записанными ранее его словами, Е. подтвердил сказанное и предъявил свитки. Неясно, были ли это еще какие-то, ранее скрытые свитки, или его слова означали, что Свящ. Писание скрыто у него в душе. Мученика приговорили к избиению до тех пор, пока он не согласится принести жертву языческим богам. Е. стойко переносил страдания и был казнен через усекновение главы.

http://pravenc.ru/text/187252.html

Москва. Домовая церковь Павла при Павловской (4-й городской) больнице. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1762 г. на коронацию в Москву приехала Екатерина II. В ее свите был наследник Павел. Внезапно он серьезно заболел, для лечения наследника были призваны лучшие медицинские силы России. К счастью, все обошлось благополучно, наследник выздоровел, и в память об избавлении Павла Петровича 11 июня 1763 г. был издан указ об открытии в Москве больницы для бедных – «…учредить свободную больницу, к чему и способное место избрано, близ Данилова монастыря…». Для постройки выбрали загородный двор генерал-кригс-комиссара А. И. Глебова, который был должен казне более 200 тысяч рублей. Устройство больницы было поручено тайному советнику Ивану Онуфриевичу Бурлыкину, который занялся благоустройством ветхих зданий бывшей усадьбы. К 1-му сентября основные работы были выполнены, и 14 сентября 1763 г. начался прием больных. Больница получила название Павловской. Больница была открыта сначала на «25 кроватей» в деревянных строениях. Все строения были ветхими, и в 1764 г. был поднят вопрос о постройке нового здания. В 1766 г. был выстроен большой деревянный с церковью корпус и два двухэтажных флигеля для служащих. В 1784 г. этот корпус сгорел, а другие строения сильно обветшали. После чего Павел, всегда принимавший самое живое участие в делах больницы, решил строить большое каменное здание. Проект его, как говорят, принадлежал самому В.И. Баженову, но в то время из-за отсутствия средств оно не было построено, и только в 1802-1807 гг. главное здание возвели, но только уже по проекту и под руководством Казакова. М.Ф. Казаков соорудил здание дворцового типа, в три этажа с церковью в центре, которая была освящена в память апостолов Петра и Павла. При постройке Павловской больницы зодчий стремился осуществить на практике новые тенденции в архитектурной эстетике-тенденции к простоте и одновременно к монументальности художественного образа сооружения, столь характерные для русского зодчества конца XVIII – начала XIX вв. С Павловской больницей связаны трагические события в жизни великого архитектора М. Ф. Казакова. Случилось так, что смотритель Троянкин растратил казенные деньги. Вину за недосмотр приписали М.Ф.Казакову, хотя он не имел к этому никакого отношения. Суд запретил ему заниматься казенными строениями. Так что здание главного корпуса больницы, сохранившегося до наших дней, – это последнее архитектурное творение Матвея Федоровича Казакова.

http://sobory.ru/article/?object=06002

О почитании святых Ангелов I. Православное учение о почитании святых Ангелов и призывании их в молитвах Святая православная Церковь Христова во все времена своего существования признавала святых Ангелов и угодников своими молитвенниками и ходатаями пред Богом, почему всегда почитала и молила их, как и угодников Божиих, о заступничестве пред Богом. Основания к такому почитанию святых Ангелов и человеков указаны в Божественном откровении. Св. Ангелы в свящ. Писании представляются непрестанными посредниками между Богом и людьми, помощниками людям не только в деле душевного спасения, но и в обыденной жизни человеческой, совершителями великих дел Божиих, почему праведные люди и обращались к ним в молитвах. Ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения, которому был предан нечестивый город Содом ( Быт. 19 гл.). Патриарх Иаков, благословляя детей Иосифовых, говорил: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих ( Быт. 48:16 ). Ангелы призвали Гедеона к избавлению евреев от ига мадианитян (Суд. гл. 6). Ангел подкрепил хлебом и водою пророка Илию во время его бегства от нечестивой царицы Иезавели ( 3Цар. 19:1–8 ). Ангел освободил Иерусалим от ассириян, в одну ночь избив сто восемьдесят пять тысяч ассириян ( 4Цар. 19:39 ). Ангел Рафаил сопутствовал Товии в его путешествии для женитьбы и спас его от смерти ( Тов. 5 и 6 глава). Ангел сказал Товиту: Я возносил память молитвы вашей пред Святого... Я Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы Святых, и восходят пред славу Святого. ( Тов. 12:12–15 ). Что значит, что Ангел возносит молитвы святых Богу? Неужели всевидящий Бог не знает наших молитв? Когда ангелы приносят молитвы наши пред престолом Божиим, то сие означает не что иное, как присоединение к человеческим молитвам ангельских молитв к Богу ( Откр. 8:3–4 ). Праведный Иов говорит, что Ангел наставляет человека к умилостивлению Бога ( Иов. 3:23–24 ). Пророк Давид об отношении Ангелов к людям, боящимся Бога, говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, и избавляет их ( Пс. 33:8 ). В другом месте говорит: Ангелам своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею ( Пс. 90:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Петровское. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты В 1648 году «на монастырскую сумму» здесь построена была деревянная церковь о пяти главах во имя Петра и Павла с приделами во имя святителей Петра, Алексия и Ионы. С тех пор официально село стало называться Петровским или Петропавловским, но старое название сохранялось еще очень долго. В сентябре 1716 года церковь сгорела. В том же году митрополит казанский митрополит Тихон выдал грамоту на построение новой деревянной церкви и грамоту на сбор денег. В селе было построено сразу 2 церкви: холодная – Петропавловская и теплая в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1880 году в клировой ведомости сообщались такие любопытные факты: «Когда построена первая церковь в с. Петровском неизвестно, Только то, что первоначально было две деревянные церкви. Одна сгорела, а другая по ветхости уничтожена». 4 июля 1787 года Казанская духовная Консистория дала указ на разрешение строительства, и в том же месяце были заложены первые камни новой церкви. Спустя 2 года, 5 августа 1789 года Тимофеев обратился в Уржумское духовное правление с жалобой на «нерадивость» прихожан в постройке церкви (значительное количество крестьян здесь были старообрядцами) – «прихожане с началу являлись нерадивыми и справляли дрова для обжига кирпича и всякого лесу для потребных надобностей весьма малое число». А летом 1789 года строительство церкви совсем остановилось, так как вся церковная казна оказалась истраченной по «дорогой цене» строительных материалов. 11 декабря того же года архиепископ Амвросий обратился к генералу – аншефу казанскому и вятскому генерал-губернатору П.С. Мещерскому с просьбой о помощи заставить крестьян петровского прихода достроить церковь. Мещерский поручил это дело через Уржумский нижний земский суд Вятскому исправнику. В сентябре 1791 года теплая придельная церковь была построена и со всем «принадлежащим благолепием убрана, и престол построен в указанную меру». 1 октября по указу преосв. Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского теплый придел был освящен «правителем» Уржумского духовного правления о. Алексием Ивановым во имя Покрова Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=09560

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010