Клятва произносится в знак отрицания своей вины, поддержки какого-либо утверждения и т. д. В Библии, как правило, произнесение клятвы сопровождается призванием Бога в свидетели или выражением готовности принять Его кару в случае нарушения клятвы. Так, например, Ионафан клянется перед Давидом словами: «…жив Господь Бог Израилев!.. пусть то и то сделает Господь с Ионафаном и еще больше сделает…»(1Цар. 20:12-13), а в другом месте Давид клянется перед народом: «…то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь» (2Цар. 3:35). Порою в клятве упоминается только ее объект или агент, а угроза проклятия за невыполнение лишь подразумевается; так, один египтянин для гарантирования своей безопасности требует от Давида клятву, в которой просит указать Бога в качестве агента: «поклянись мне Богом, что ты не умертвишь меня и не предашь меня в руки господина моего» (I Цар. 30:15) , метонимически под словом страх Бог указан и в клятве Иакова : «…Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Быт. 31:53), (см. также Матф. 5:36). Для евреев клятва была сакральным актом, святость которого отражена в утверждении, что ложно поклявшийся именем Бога бесчестит его (см. Лев. 19:12), а также в представлении, что даже Бог скрепляет Свои обещания клятвой (см. Быт. 22:16-17; 1Цар. 3:14; Иер. 22:5, 44:26, 49:13; Ис. 45:23). Согласно библейскому законодательству суд признавал клятву одной из форм доказательства (см. Исх. 22:7-11), следовательно, отказ от произнесения клятвы был равносилен проигрышу в тяжбе. Тяжущиеся стороны могли клятвой добиться вызова в суд свидетеля, который видел, слышал или знал что-либо по тяжбе. Нарушение клятвы предписано искупать кровавым жертвоприношением (см. Лев. 5:4). Клятвенный зарок, данный зависимой от отца или мужа женщиной, мог быть отменен в день, когда им это стало известно (Чис. 30:4-16). В Библии подсудность Богу клятвопреступника или давшего Его именем ложную клятву вытекает из стиха в Десяти заповедях: «...не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе» (Исх.

http://bogoslov.ru/article/3109806

Иов.34:16 .  Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай словам моим. Переход к дальнейшим мыслям; его форма имеет целью возбудить внимание Иова. Иов.34:17 .  Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного? Управление и правда неразрывно связаны; без последней начинается анархия. Если же так, то можно ли обвинять в неправосудии того, кто является высшею правдою? Иов.34:18 .  Можно ли сказать царю: ты – нечестивец, и князьям: вы – беззаконники? Иов.34:19 .  Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его. Если даже у земных царей нельзя отнять существенной принадлежности их звания – правосудия, то тем более у Бога. Он, творец всего, не делает между лицами никакого различия: и царь, и бедный – одинаковые создания рук Его, равны для него ( Прем. 6.7 ; Рим 2.11 ). Строгая нелицеприятность (ср. Втор 10.17 ; 2Пар 19.7 ) исключает возможность неправосудия. Иов.34:20 .  Внезапно они умирают; среди ночи народ возмутится, и они исчезают; и сильных изгоняют не силою. Фактическое доказательство отсутствия у Бога пристрастия к людям. Он не поддерживает, когда не следует, их существования: они умирают внезапно и непредвиденно, гибнут не по воле человека, а Бога ( «сильных изгоняют не силою»), от Его руки (ср. Иов 20.26 ; Дан 8.25 ; Зах 4.6 ). Иов.34:21 .  Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Иов.34:22 .  Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие. Божественное Правосудие предполагается бескорыстною любовью и беспристрастным отношением Бога к людям (13–19), а осуществляется оно в силу божественного всеведения. Всевидящий, всезнающий Господь, для которого в этом отношении нет преград (ст. 22; ср. Пс 138.11 и д. Сир 23.28 ), не может ошибиться в суждении о человеке (ср. Иов 10.4, 31.4 ). Иов.34:23 .  Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом. Буквальный перевод данного стиха с еврейского такой: «Он (Бог) не имеет нужды смотреть на человека дважды, чтобы вести его пред Свое судилище». При всеведении Божием нет нужды в долгом исследовании («дважды»; евр. «од» «долго» – Быт 46.29 ; «еще» – Ис 5.4 ) человека (ср. Притч 5.21 ), чтобы привлечь его к суду. Бог знает все прежде исследования, и Его приговор произносится сразу. Намек на желание Иова предстать на суд Божий ( Иов 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.3:10 . Скажите праведнику, что бла­го ему, ибо он будет вкушать плоды дел сво­их; Ис.3:11 . а беззакон­нику – горе, ибо будет ему воз­мездие за дела рук его. В Ветхом Завете повсюду почти проводится идея о соответствии судьбы человека с его поведением (ср. Притч.1:31 ; Втор.28 и др. места). Ис.3:12 . Притеснители народа Моего – дети, и женщины го­с­по­д­с­т­ву­ют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблужде­ние и путь стезей тво­их испортили. «Дети» – точнее: люди капризные, своевольные... «Женщины господствуют» – намек на Ахаза, который вступил на престол очень молодым человеком и, отличаясь слабостью характера, мог поддаться влиянию женщин (матери или сестер своих). «Вожди твои» – это преимущественно ложные пророки (ср. Мих.3:5 ). «Путь стезей» – т. е. истинный путь, каким следует идти. Испортили, т. е. отклонили, отвели от него. Ис.3:13 . Восстал Го­с­по­дь на суд – и сто­ит, чтобы судить народы. Ис.3:14 . Го­с­по­дь вступает в суд со старей­шинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награблен­ное у бедного – в ваших домах; Ис.3:15 . что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Го­с­по­дь, Го­с­по­дь Саваоф. Господь, имеющий судить иудейский народ в его целом, особенную строгость проявит в отношении Своем к вождям этого народа. «Опустошили виноградник», т. е. воспользовались всеми плодами виноградника Божия сами, вместо того, чтобы, как приставленные к винограднику сторожа, сберечь этот виноград для хозяина (ср. Лк.20:16 ). Образное выражение 14-го стиха раскрывается в ст. 15. Ис.3:16–25 . Женщины иерусалимские своею роскошью и бесстыдством возбудили против себя гнев Божий. Господь отнимет у них все их украшения и возложит на них клеймо позора. За отсутствием достаточного числа мужчин, большинство которых погибнет на войне, многие из них останутся незамужними. Ис.3:16 . И сказал Го­с­по­дь: за то, что дочери Сиона надмен­ны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою по­ступью и гремят цепочками на ногах,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Напротив того, каждый день взирая на оные вечные блага, и помышляя о страшном дне, желанием благ и страхом мучения удержим ноги свои от всякого лукавого пути, и, как написано, со страхом и трепетом содевать будем свое спасение (Флп.2:12). Духом горяще, Господеви работающе, упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе, требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся (Рим.12:11-14), не оставляйте церкви, ни вечером, ни утром, ни в полдень; мужи и жены, богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши, со тщанием притекайте к божественной Литургии, принеся Господу от трудов рук своих на благословение дому и всем в доме. И стойте с великим страхом и трепетом, ни с кем не разговаривая, но, как Ангелы на небесах, работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс.2:11), проливая слезы, воздыхая, молясь, от всего сердца взывая, прося, чтобы не оказался кто недостойным прияти божественных Таин; но, как говорит Апостол Павел, да искушает себе каждый (1Кор.11:28), да не будет ему в суд и в приложение греха. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, по написанному (29). И небо и земля, и море, и все, что на них, трепещут и отступают; а ты приходишь бесстыдно? Чистые Ангелы служат с трепетом, и закрывая лица, не смеют возвести взора; а ты, нечистый и нераскаянный, не чувствуешь стыда, и не содрогаешься? Уверяешь людей, но что скажешь Испытующему сердца? Итак, отступи, брат, плачь, омой сосуд твой оскверненный грехом, обещайся больше не грешить, и исцелишься; потому что Бог есть Бог кающихся. Совершая память святых, воспоминай и тех, которые в немощи, вдов, сирот, странников, бедных, увечных, хромых, слепых, как заповедал Господь наш; и будешь блажен, потому что у них нет, чем воздать тебе, воздастся же тебе в воскресение праведных. Прекрасный и богоугодный праздник - покаяние со слезами. Это праздник, на котором сопразднует Господь. Он Бог, и обнищал: почтите же Господни праздники, со тщанием стекитесь, празднуя не пышно, но божественно, не по мирскому, но премирно, не по язычески, но по христиански. Не будем увенчивать преддверия, составлять лики, украшать рынки, нежить слух свирелями и гуслями, одеваться в мягкие ризы, блистать золотом, но, как Господь заповедал, не будем иметь вовсе и меди при поясех (Мф.10:19). Не козлогласовании и пиянствы, не брашна ради разоряй дело Божие (Рим.13:13; 14:20), не лишай себя святой Литургии, трудясь в поварне для ненасытного чрева; ибо не знаешь, сподобишься ли видеть другую Литургию. Но предоставим труд сей тем, которым бог - чрево и слава.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/769/...

В этом последнем значении понимает веру Сам Спаситель, когда а) о верующем говорит, что: «Верующий в Меня не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» ( Ин. 3, 18 ); здесь акт веры или неверия, с одной стороны, и суд – с другой, понимаются, как тождезначащие понятия; неверие есть осуждение себя, вера есть освобождение от суда, оправдание. В чём же состоит это осуждение и это оправдание или вера и неверие? «Суд (или неверие), – говорит Спаситель, – состоит в том, что свет (т. е. Я) пришёл в мир», но человек не идёт к свету, ненавидит его; а оправдание или вера состоит в том, что человек идёт к свету ( Ин. 3, 18–20 ). «Доколе Я в мире, Я свет миру: кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни ( Ин. 9, 5, 8, 12 ). Я – свет, пришёл в мир, чтобы всякий, верующий в Меня, не оставался во тьме» ( Ин.12:45 ). Хождение во свете и вера, хождение во тьме и неверие, другими словами: всецелая личная преданность Христу или отвращение от Него – вот значение веры и неверия в Евангелие! б) Когда о неверующих говорит, что они «не из Его овец» ( Ин.10:26 ); веровать во Христа, по Его учению, значит находиться в таком же отношении к Нему, в каком овцы находятся к Пастырю: они знают его, слушаются голоса его и идут за ним, но не бегут от него, как от наёмника ( Ин. 3, 4, 27 ). Знать голос своего Пастыря, проникающий во все силы души, слушаться этого голоса и ходить, куда он ведёт, всё это вместе взятое и значит веровать; в) когда в последний день праздника кущей стоял Иисус и возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того из чрева истекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ). Веровать во Христа – значит принимать в себя, пить воду жизни, иначе: воспринимать в себя и ассимилировать в себе Его мысли, чувства и направление воли, что возможно только для жаждущего, т. е. для находящегося в состоянии покаяния, для сознающего себя нищим в добре, для плачущего о своём зле и для алчущего и жаждущего помилования (оправдания) и силы к добру. Такой жаждущий, напоённый водой жизни, будет сам иметь в истинном смысле жизнь в себе самом и давать жизнь – напоять других жаждущих; г) когда говорит: «Приидите ко Мне, возьмите иго Моё (или крест Мой) на себя, научитесь от Меня, следуйте за Мной» ( Мф.11:28 ect.); во всех этих и подобных изречениях Спасителя выражается призвание слушающих к вере, к званию учеников Его, которое в том и состоит, чтобы, слушая и видя Учителя, больше и больше знать Его и исполнять всё то, что выражается Его словами и делами, одним словом: пребывать в Нём. «Что мы познали Его, – говорит евангелист Иоанн, – узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди» ( 1Ин.2:3 ). «Потому узнают все, что вы Мои ученики (т. е. веруете в Меня), – говорит Сам Спаситель, – если будете иметь любовь между собой» (или вообще, если будете соблюдать Мои заповеди) ( Ин.13:35; 14, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

И когда прево стал рассказывать о преступлениях барона, то у короля волосы встали дыбом. Этот барон был повинен в убийствах, изнасилованиях (не только взрослых, но и детей – девочек и мальчиков), был повинен в страшных пытках, вымогательствах, в жутких обманах и предательствах. Король выслушал прево и повелел: повесить его немедленно! Прево с недоумением уставился на короля: «Как, Ваше Величество, сегодня? В Великую пятницу?». Король ответил: Да! Это уж он как сам знает: на месте благоразумного разбойника или злого вора. Ибо сказано: сотворил я суд и правду на всякое время. И получается, что, по мнению Папы Франциска, святого Людовика надо деканонизировать, ведь смертная казнь недопустима, несмотря ни на какие обстоятельства, даже несмотря на вышеизложенные. Но гораздо гнуснее выглядит последний абзац Декларации Ватикана, в котором говорится о том, что недопустима дискриминация гомосексуалистов. В таком случае Папа возводит хулу на Самого Господа, Который «дискриминировал» жителей Содома и Гоморры, низринув на них поток огня и серы с неба. Что означает слово «дискриминация»? Выделение, отвлечение. Вот их и отличили и выделили тем, что на месте некогда цветущих пяти городов распростирается солёное мёртвое море, в котором нет ничего живого. Может, Папа Франциск посмеет укорять суд Самого Господа, Который проявил явную дискриминацию содомитов, причём дискриминировал их огнём и серой? Будет ли он также хулить святого пророка Моисея, который проявил свою дискриминацию по отношению к носителям содомского греха следующими словами: проклят мужчина, возлегший с мужчиной, ибо это есть мерзость пред Господом (Лев. 20:13). Или будет он также хулить святого апостола Павла, который явно дискриминировал содомитов словами: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9). Если у Папы Франциска хватит на это наглости, то он не христианин, а блудливый язычник, покровитель содомитов, если не сам содомит. Ибо тот, кто покрывает их мерзости в духовном плане, является таким же общником в их грехах, как тот, кто согрешает их телесно. А может всё ещё гнуснее: он клоун, которому всё это чуждо, но ради мнимой и вшивой власти, ради презренных денег он готов ломать эту бесовскую содомскую комедию. Франциск – не первосвященник, а первошут или протоклоун на престоле святого Петра.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/09/po...

Это было первым проявлением предвозвещенной Богом вражды между Семенем жены и семенем змия, проходящей через всю историю человечества, как это прекрасно выясняет и Иоанн Богослов в одном из своих посланий ( 1Ин. 3:10–12 ). Суд и наказание Каина Быт.4:9 . И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? По примеру суда над падшими прародителями ( Быт. 3:9 ) и суд над преступным их сыном милосердый Бог начинает с воззвания (призыва) к покаянию. Своим вопросом Господь хочет пробудить совесть братоубийцы, вызвать его на чистосердечное покаяние и на просьбу о помиловании. Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? Но Каин был в совершенно противоположном настроении: с упорством ожесточившегося грешника, он не только запирается в преступлении, но и дает дерзкий ответ Богу, как бы даже обвиняя Его за столь неуместный вопрос. Быт.4:10 . И сказал [Господь]: что ты сделал? Так как Каин не обнаружил готовности принести покаяние и принять помилование, то Бог приступает, наконец, к осуждению его, в котором проявляет Свое всеведение, всемогущество, правосудие и милосердие. голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; Это довольно употребительное в Библии обозначение тяжких преступлений, остающихся по неведению или небрежению безнаказанными у людей, но находящих должное возмездие у Бога ( Быт. 18:20–21, 19:13 ; Исх. 3:9 ; Иов. 24:12 ; Иак. 5:4 ; Евр. 5:7 ). «Кровь Авеля вопиет, т. е. требует отмщения ( Откр. 6:9–10 ), она вопиет от земли самым действием разрушения, которое, по порядку природы возбуждает против себя другие разрушительные силы, и вопль ее доходит даже до Бога, ибо Авель и по смерти говорит верою ( Евр. 11:4 ), поставляющей его в благодатном присутствии Бога» (Филарет). В том, что этот вопль достигает неба, замечается образное выражение мысли о божественном всеведении, которое представляется слышащим восклицания и там, где человек старается покрыть все глухим молчанием. Быт.4:11 . и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; Здесь мы имеем первый пример божественного проклятия направленного непосредственно на человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.8:31 .  Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей, 3Цар.8:32 .  тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его. (ср. 2Пар.6:22–23 ). Первый случай, когда имеет быть нужда в милостивом принятии Иеговой молитв в храме, касается случаев проступков с недостаточно ясными уликами. По закону, обличаемый в подобного рода проступке приходил вместе с потерпевшим к жертвеннику Иеговы и клятвой свидетельствовал свою невинность, причем присутствовавший здесь священник изрекал проклятия, имевшие постигнуть его в случае виновности и нераскаянности ( Исх.22:8,11 ; Чис.5:19–21 , ср. у проф. Гуляева, цит. соч., с. 222). Эти клятвы включены здесь в число молитв, ибо клятва, по существу своему, есть благоговейное, подобное молитвенному, призывание имени Иеговы ( Лев.19:12 ; Втор.6:13,10:20 ; Ис.48:1 ; Иер.12:16 и др.), которому был посвящен храм, и даже поставлены на первом месте как выражение ревности Израиля о святости имени Иеговы, каковая ревность составляла долг Израиля ( Сир.23:9 ). Поэтому первое прошение Соломона (ст. 31–32) можно сопоставить с первым прошением молитвы Господней: «да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ). 3Цар.8:33 .  Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме, 3Цар.8:34 .  тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. (ср. 2Пар.6:24–25 ). Второй случай: пораженный за грехи свои нашествием неприятеля и отведением некоторой части своей в плен, Израиль будет умолять Иегову в храме Соломоновом. Боязнь быть удаленным из священной, избранной Богом страны более всего смущала древнего израильтянина (ср. Божеств. угрозы ( Лев.26:17 ; Втор.28:25 ) ). Здесь, однако, не имеется в виду плен вавилонский, с которым был разрушен храм Соломонов, между тем в ст. 33 говорится о молитве Израиля именно в храме; вероятно, разумеется одно из нередких нападений на Израиля со стороны соседних племен, причем возможно было и пленение некоторых евреев (ср. ( Суд.2:14–15 ) и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так неужели Иуда чего-то не понял и в чем-то ошибся? Иисус был поведен к Анне ( Ин.18:13 ), а затем к Каиафе на суд синедриона. Суд этот представлял собой вопиющее нарушение всех действующих законов 196 и весь был направлен к тому, чтобы вынести смертный приговор в кратчайшее время, с возможностью привести его в исполнение в первый день Пасхи. При этом Господь подвергался оскорблениям и биениям со стороны архиерейских слуг и оклеветанию от лжесвидетелей. Но Он не противился им и не уклонялся от них, как Он это делал раньше, напротив, безропотно шел навстречу смертному приговору. Решающим моментом в суде был тот, когда «первосвященник сказал ему: заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал ризы свои и сказал: Он богохульствует... Они же сказали в ответ: повинен смерти» ( Мф.26:63–66 ). Конечно, вся торжественность вопроса для Каиафы была только инсценировкой или западней для получения нужного материала для обвинения. Однако при всей бесчестности суда и кровожадности судей нельзя не признать (вопреки Муретову), что здесь была обнаружена полная непримиримость между Христом и иудейством. Христос провозгласил Себя Мессией и Сыном Божиим – чем же могло это явиться для ветхозаветного архиерея, каков бы он ни был, кроме как величайшей хулой и кощунством, которое по закону наказуется смертью? Здесь непреходимая граница Ветхого Завета: или нужно верить Христу, что Он – Сын Божий, и тогда конец Ветхому Завету, или же Ветхий Завет непреложен, и тогда это есть богохульство. Разве не хотели его побить камнями и раньше, когда Он называл Себя Сыном Божиим, свидетельствуя, что Он и Отец одно ( Ин.5:16–18, 7:19–20, 7:29, 8:59, 10:30–39 )? После такого самосвидетельства, при всех процессуальных нарушениях, смертный приговор становится неизбежным: Ветхий, обветшавший и уходящий из жизни Завет восстает против Нового, и сам себе этим произносит смертный приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

8 Сирийцы. См. Быт. 10,22.23; 25,20 ; Втор. 26,5 . 8 хранил Господь Давида везде, куда он ни ходил. См. ком. к 5,10; 7,4–17. взял... весьма много меди. Впоследствии Соломон использовал эту медь для строительства храма ( 1Пар. 18,8 ). 8 Их также посвятил царь Давид Господу. Возможно, этот поступок Давида означал начало приготовлений к строительству храма, которое предстояло осуществить его сыну Соломону ( 1Пар. 22,1–5.14; 29,1–5,16–19 ). 8 сделал Давид себе имя. См. 7,9. в долине Соленой. Долина Соленая находилась южнее или юго-западнее Мертвого моря. В 1Пар. 18,12 убийство восемнадцати тысяч идумеян приписывается Авессе. Это расхождение между двумя книгами может быть объяснено закрепившейся в одной из них ошибкой переписчика, однако, с другой стороны, с большим основанием можно предположить, что Авесса, будучи одним из военачальников Давида, непосредственно командовал израильским войском в этой битве, в связи с чем и назван летописцем победителем идумеян. 8 творил Давид суд и правду. Правление Давида характеризуется не только победами над врагами (ст. 1–14), но также «правосудием и правдой», критерием которых служили «права царства» ( 1Цар. 10,25 ) и закон Моисеев ( 3Цар. 2,3 ; ср. Неем. 9,13 ). Последующие цари из рода Давидова, несмотря на призывы пророков ( Иер. 22,3 ), не всегда следовали примеру своего предка, в результате чего им в конце концов пришлось стать свидетелями разрушения Иерусалима (предсказанного им бедствия, см. Иер. 22,5 ; ср. 52,12–14). Но еще до этого события Израиль начал возлагать надежды на «отрасль праведную» дома Давидова, на то, что «воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» ( Иер. 23,5 ;ср. 33,15). См. ком. к 7,4–17. над всем народом своим. См. 5,12 и ком. 8 Иоав. См. ком. к 2,18. дееписателем. Эта должность упоминается здесь впервые в ВЗ. Из-за недостаточности сведений описать обязанности дееписателя затруднительно. Он являлся кем-то вроде хранителя государственных актов, государственного секретаря или и это, возможно, самая близкая из аналогий царского герольда. Иосафат продолжал занимать эту должность и в царствование Соломона ( 3Цар. 4,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010