«Мир Мой даю вам, — не так, как мир дает» (Ин). А как именно дает мир свой мир, это очень хорошо видно в 12 главе Деяний. «Власты человеческие» творят свой мир. И мир «сего мира» есть творение Властов. Оттого так мало на него надеются, и так мало ему придают значения, люди видящие Истину. Путешествия апостола Павла, главы 13-20. Манаил (гл. 13). Близость к Ироду еще не определяет духовно человека. Мы это видим на примере Манаила, который был «совоспитанник Ирода» (13:1), но духа Ироду противоположного. «Бытие» само по себе и его внешние условия совсем не определяют сознания, — духовной свободы и нравственного чувства человека. Воспитанные одинаково, Ирод и Манаил пошли совсем разными путями в жизни. Один сделался напыщенным тираном, царьком, игрушкой демонического духа, а другой «служил Господу и постился» (ст. 2), слушая недомыслимые веяния Духа Святого в своем утонченном и освященном сердце. «Набожные и почетные женщины». Священное Писание божественно чуждо страстных интонаций. Поэтому оно чуждо иронии и сарказма. Отсутствие «душевности» и эмоциональности придает особенную силу нравственному суду над злом. Стих 50 гл. 13 говорит без всякой иронии о набожных и почетных женщинах, выявляя лишь протокольную правду. Эти набожные и почетные женщины вместе с первыми в городе людьми «воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов». — Типичный образец встречи мира, который «во зле лежит», с Истиной Божьей… «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). «Всякий, делающий худые дела, ненавидит свет и не идет к свету» (Ин. 3:20). Страшный Суд есть все та же Любовь. Но она есть и Правда. Любовь-Правда светит в мире, и светом своим уже сейчас распределяет людей, по правую и по левую сторону от себя. Есть души-овцы, уже сейчас послушные любви, а есть козлы, уже сейчас ее бодающие. Свет Христов спасает и судит одновременно. Все это начинается уже на земле, в кратком отрезке земного времени. Неповторимая земная жизнь — испытание метафизического существа человека. Будущий Суд есть лишь печать на том письме, которое написал человек во время своей земной жизни. Оттого так велика цена всякой минуты земной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Чтобы правильно оценить значение этих фактов, нужно обратить внимание на характер их. Одна часть этих фактов, представляет собой жертвоприношения пред ковчегом завета, находящимся вне скинии. Сюда относятся: жертвоприношение в Вефиле во время войны Израильтян с Вениамитянами ( Суд.20:26 , Суд.21:4 , срв. Суд.20:27 ), принесение жертвы жителями Вефсамиса при возвращении ковчега от Филистимлян ( 1Цар. 6:14–15 ), жертвоприношения Давида при перенесении ковчега из дома Аведдара в Иерусалим и при поставлении ковчега в новоустроенную Давидом скинию ( 2Цар.6:13 , 2Цар.6:17 ; 1Пар.15:26; 1Пар.16:1). Приносил жертвы пред ковчегом завета в Давидовой скинии Соломон по возвращении своем из Гаваона ( 3Цар.3:15 ). Наконец, судя по тому, что, с одной стороны, Авиафар, один из двух первосвященников, служивших одновременно при Давиде, служил, как весьма вероятно, при скинии Давидовой пред ковчегом завета, – с другой стороны, судя по тому, что при этой Давидовой скинии существовал жертвенник ( 3Цар.3:15 ), – на основании всего этого можно предположить, что пред ковчегом завета во времена Давида жертвоприношения совершались вообще неоднократно. Все эти жертвоприношения обусловливались присутствием ковчега завета, на том основании, что ковчег завета, собственно, очистилище было местом постоянного пребывания Бога, обычным местом откровения Его, согласно постановлению об этом Самого Господа ( Исх.25: 21–22 ). С таким значением, как места пребывания Бога, представляли себе ковчег и Израильтяне; например, после поражения их Филистимлянами, евреи говорят: «возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших» ( 1Цар.4:3 ); Филистимляне, узнав о прибытии ковчега в еврейский стан, говорят: «Бог тот пришел к ним в стан»; «кто избавит нас от руки Этого сильного Бога?» ( 1Цар.4:7–8 ); жители Вефсамиса говорят о ковчеге завета: «кто может стоять пред Господом, Сим Святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?» ( 1Цар.6:20 ); вообще, по представлению свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

И увидел я , – пишет Иоанн, – души обезглавленных. Не пишет просто «обезглавленных», а именно души их. Этим подчеркивается, что он видит этих людей, когда их души отделены от тел. Тела обезглавлены и мертвы, души же пребывают у Бога. То есть люди эти не пережили еще телесного воскресения и души еще не соединены со своими телами. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение. На основании этих слов хилиасты выдвигают свои два лжеучения. Первое о том, что перед кончиной века, примерно за тысячу лет до Страшного суда будет предварительное или первое воскресение из мертвых всех праведников, а грешники воскреснут только через тысячу лет в последний день, чтобы предстать на Страшный суд. Второе лжеучение о том, что будет видимое царство Христа, на земле, в котором Он будет царствовать вместе со святыми. Разберем эти два учения. Ложность учения хилиастов о двух воскресениях из мертвых и о предварительном, за 1000 лет до кончины века, восхищении Церкви видна из следующего: – Нет ни одного места в Писании, где бы было сказано, что восхищение Церкви будет не в последний день при пришествии Христовом на Суд. Также нет ни одного места о том, что воскресение праведников и грешников будет не одновременно в последний день. – Укажем на нелепый вывод, к которому приводит учение хилиастов, усиленно распространяемое ныне во многих сектах. По их учению получается, что должно быть четыре пришествия Христова и три воскресения! Первое, когда Христос пришел в мир через Деву, чтобы спасти людей. Второе, когда Христос невидимо для мира придет, чтобы восхитить Церковь . Тогда воскреснут только праведные. Это будет первое воскресение. Тогда воцарится антихрист. Но он будет уничтожен через пришествие Христово, так как сказано, что антихриста «Господь убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Сол. 2:8 ). Подобно поражение антихриста через пришествие Христово описано и в 19-й главе Апокалипсиса. Это будет уже третье пришествие Христово. При этом произойдет и второе воскресение христиан и будет их царство («они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» – 20,4). Воскреснут опять-таки только праведные, ибо «прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (20,5). И в четвертый раз Христос придет на землю после тысячелетнего царства, чтобы совершить Суд. Тогда только воскреснут грешники (20,12–13). Это будет третье воскресение из мертвых. Так не слишком ли нелепо и надуманно учение о четырех пришествиях и трех воскресениях?!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Самоуверенный царек, в мишурном блеске восседающий на троне, и бессмысленный народ, его обоготворяющий в то время, когда Суд Божий вознес уже меч ангела над гордостью человеческой и черви готовы выйти на поверхность эмпирического бытия Ирода... Поучительная для всякого времени картина. «Мир Мой даю вам; не так, как мир дает...» ( Ин. 14:27 ). А как именно мир дает свой мир, очень хорошо видно в двенадцатой главе Деяний. Власты человеческие творят свой мир, и мир «сего мира» есть творение властов. Оттого так мало на него надеются и так мало ему придают значения люди, видящие Истину. 13. Манаил (гл. 13) Близость к Ироду еще не определяет духовно человека. Мы это видим на примере Манаила, который был «совоспитанник Ирода» (1), но духа, Ироду противоположного. Бытие само по себе и его внешние условия совсем не определяют сознания – духовной свободы и нравственного чувства человека. Воспитанные одинаково, Ирод и Манаил пошли совсем разными путями в жизни. Один сделался напыщенным тираном, царьком, игрушкой демонического духа, а другой «служил Господу и постился» (См. 2), слушая недомыслимые веяния Духа Святого в своем утонченном и освященном сердце. 14. Набожные и почетные женщины (гл. 13) Священное Писание божественно чуждо страстных интонаций. Поэтому оно также чуждо иронии и сарказма. Отсутствие «душевности» и эмоциональности придает особенную силу нравственному суду над злом. Стих пятидесятый главы тринадцатой говорит без всякой иронии о набожных и почетных женщинах, выявляя лишь протокольную правду. Эти набожные и почетные женщины вместе с первыми в городе людьми «воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов». Типичный образец встречи мира, который «во зле лежит», с Истиной Божией… «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ). «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету...» ( Ин. 3:20 ). Страшный Суд есть все та же Любовь. Но она есть и Правда. Любовь-Правда светит в мире и светом своим уже сейчас распределяет людей по правую и по левую сторону от себя. Есть души-овцы, уже сейчас послушные любви, а есть козлы, уже сейчас ее бодающие. Свет Христов спасает и судит одновременно. Все это начинается уже на земле, на кратком отрезке земного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

330 Бесы Гадаринского бесноватого умоляют Христа «не мучить их» и не заставлять их идти прежде времени» ( Мф. 8, 29 ) «в бездну» ( Лк. 8, 28, 31 ). Низвергнутые духи «злобы поднебесной», «начальства, власти, мироправители века сего» ( Еф. 6, 12 ) творят свои «козни диавольские», обольщая человека, хотя ему и дано «всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и все преодолевши устоять» (13). Однако собственная судьба падших духов такова, что Бог, «связав их узами адского мрака, предал блюсти на суд наказания» ( 2Петр. 2, 4 ), «соблюдает в вечных узах под мраком на суд великого дня» ( Иуд. 6 ). Нелегко соединить оба определения, – изгнание князя мира сего в область поднебесную и блюдение в узах на суд, – здесь очевидно, имеются в виду или разные времена, или разные стороны одного состояния. Во всяком случае утверждается еще некоторое пребывание демонов в мире, которое прекращается с изгнанием. 331 «И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ его в бездну и заключил его, и положил над ним печать, чтобы не от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на 1000 лет и низверг прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет» ( Откр. 20, 1–9 ). 332 Воскресшие в первом воскресении «будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним 1000 лет» (20, 6). 333 Этому не противоречит то, что Откровение говорит о них на своеобразном языке; «зверь и лжепророк... оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой» (19, 20). Это означает еще неисчерпавшую себя силу обоих ложных начал жизни. 334 Это особенно явно в мистериях Байрона: Каин. Земля и Небо . Таков же и Лермонтовский Демон . 335 Не об этом же ли говорится в Евангелии относительно времени земного служения Христа, в связи с изгнанием легиона бесов из бесноватого: «и они просили (Иисуса), чтобы не повелел им идти в бездну», но «чтобы позволил им войти в стадо свиней» ( Лк. 8, 31–32 ). Противопоставление бездны с возможностью хотя бы освинения выражает эту же мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

( Ис.40:27–28 ). Правда, есть несколько мест, где Иегова называется огнем поядающим ( Втор.4:24 ), где говорится, что лицезрение Его сопровождается смертью ( Суд.13:22 ), и что исходивший из Него огонь действительно наказывал виновных ( Чис.16:35 ), но ни одно из этих мест не может давать право на объединение Иеговы с тою всепоглощающею силою, какою признавалось божество финикийское, известное под именем Ваал-Молоха 260 . Во всех этих и других подобных местах только символически изображается та безусловная святость Божества, по которой все нечистое, греховное не может и не должно иметь с Ним общения. Почему Иегова есть огнь поядающий? Потому что Он есть, как говорится далее, Бог ревнитель ( Втор.4:24 ). Почему Маной боится смерти, увидав Ангела Иеговы? Потому что чувствует свое недостоинство ( Суд.13:23 ). Почему Корей, Дафан и Авирон наказываются смертью ? Потому что они люди грешные ( Чис.16:22 ). Что касается указания на жертву Авраама и Иеффая, то оно скорее может опровергать, чем доказывать сопоставление Иеговы с Молохом. Все такие обстоятельства, как повеление Аврааму принесть сына в жертву, удержание со стороны Ангела от принесения ее и награда Аврааму за намерение, ясно свидетельствуют, что подобные жертвы не были в обычае. А о жертве Иеффая довольно выразительно замечено, что она состояла в обречении дочери его на безбрачие ( Суд.11:39 ). В чем состоит существо Духа Божия, это есть, по ветхозаветному учению, тайна, сокрытая даже от таких, как Пророк Моисей, избранников Божиих. Лица Моего, говорит ему Господь, не можно тебе видеть ( Исх.33:20 ). Единственное, что было доступно для него и что, действительно, благоволил Бог открыть ему, это созерцание славы Божией, созерцание Бога сзади. Я проведу пред тобою, говорит ему Господь, всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою... Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду, и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо тебе ( Исх.33:19, 22:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Скачать epub pdf Мы верим в Суд Божий Один мой собеседник в интернете выразил свое недоумение относительно веры христиан в Суд Божий: «Невозможно принять и понять, что меня будут судить за невыполнение непонятных требований, выполнять которые я не обещал. И в ситуацию, в которой нужно выполнять эти условия, я попал не по своему желанию, а выйти из этой ситуации предельно трудно, и результат выхода неизвестен. Как же я могу стремиться к такому Судье, Который меня Сам поставил в такие условия, из которых нужно спасаться?» Это недоумение стоит рассмотреть подробно. Христиане (хотя не только они) верят в неизбежность последнего Суда. О нём много раз говорится в Священном Писании . Мы можем вспомнить, например, торжественные слова Откровения: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» ( Откр.20:12,13 ). В Символе веры мы исповедуем Христа, «со славою грядущего судить живых и мертвых». Это – важная часть нашей веры, которую нам необходимо понять и усвоить. Между тем она у многих вызывает недоумения. Некоторые из них мы и рассмотрим. Язык аналогий Образ Бога как Судии может вызвать затруднения, в частности, из-за непонимания языка Писания. Язык божественного Откровения – это часто язык аналогий. У нас есть слова для описания нашего общего опыта – и нет слов для описания того, что в этот опыт (пока) не входит. Вы, например, не сможете рассказать жителям африканской деревни, что такое снег, не прибегая к аналогиям – снег отчасти похож на то, другое или третье. Скажем, на пух, или муку – но при этом он не является, строго говоря, пухом и мукой, с которыми имеют дело африканцы. Библия сравнивает Бога с Отцом, Супругом, Другом, Царем, Судией – опираясь на знакомые нам понятия из земной жизни. Мы можем понять, на что похоже отцовство Бога, взирая на хорошего земного отца, или суд Божий – исходя из идеализированных представлений о земном суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

10 . Говоря: свяжем праведного, потому что он непотребен нам. Посему они вкусят плоды дел своих. 11 . Горе беззаконнику: бедствия постигнут его по делам рук его. 12 . Народ Мой! Начальники ваши 82 обирают 83 вас, истязатели 84 господствуют над вами. Народ Мой! Ублажающие вас обольщают вас и стези ног ваших извращают. 13 . Но ныне восстанет Господь на суд и поставит на суд народ Свой. 14 . Сам Господь придет на суд со старейшинами народа и с начальниками его: почему вы сожгли виноградник Мой и награбленное у бедного – в домах ваших? 15 . За что вы обижаете народ Мой и лицо бедных срамите? говорит Господь Саваоф. 16 . Так говорит Господь: за то, что дочери Сиона величаются и ходят, подняв шею и обольщая взорами и ступанием ног, в длинном 85 платье, играя 86 при этом ногами, 17 . Смирит Господь знатных дочерей Сиона и откроет Господь срамоту их 18 . В тот день. И отнимет Господь: славу одежд их, и украшения их, и золотые вплетения (на голове) 87 , бахромы на платье и луночки (металлические) 88 , 19 . И тонкие сорочки, и украшение 89 лица их, весь красивый убор их: ожерелья, перстни, шейные цепочки, браслеты и ушные серьги, 20 . Драгоценную верхнюю одежду и нижнюю 90 и утварь домашнюю, 21 . Светлые 91 лаконские одеяния и виссонные, гиацинтовые и пурпуровые, 22 . И виссон, сотканный с золотом и гиацинтом, и летние платья, перебранные золотом 92 . 23 . И будет: вместо благовония – смрад, и вместо пояса – веревкой опояшешься, и вместо золотого украшения на голове будешь иметь плешь за дела свои, вместо багряной одежды вретище наденешь. 24 . И прекраснейший сын твой, которого ты любишь, падет от меча, и сильные ваши падут от меча и унизятся. 25 . И восплачут хранилища нарядов ваших. И останешься одинокой 93 и будешь на землю низвергнута. 83 καλαμνται – слав. пожинают, т. е. обирают дочиста ваше имущество, как жнецы на жатве собирают хлеб. 85 Слав. по долу оскобл., потому что нет для него отдельного греческого слова, но слово σρουσαι – влекущие – предполагает длинное платье, расстилающееся по земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

19 И не отступим мы от Тебя; верни нам жизнь, и мы призовем имя Твое! 20 Господи Боже сил, возврати нам милость Твою, яви нам сияние лица Твоего, и спасемся! 1 412 В конец, о точилах, псалом Асафа, 80. 2 413 Радостно пойте Богу, Подателю помощи, восклицайте Богу Иаковлеву! 3 414 Воспойте псалом и возьмите тимпан, сладкозвучную псалтирь и гусли! 4 415 Вострубите в новолуние трубою, в торжественный день праздника вашего! 5 416 Ибо таково повеление Израилю, приговор Бога Иаковлева! 6 417 Откровение даровал Он Иосифу, когда тот покидал землю Египетскую; там слышал он язык, ранее ему неведомый. 7 418 Снял Он бремя с хребта его, когда руки его насыпали землю в корзину. 8 419 «В скорби призвал ты Меня, и избавил Я тебя; услышал тебя в таинственной буре; испытал тебя у источников во время раздоров. 9 420 Внимай, народ Мой, Я свидетельствую тебе, Израиль, слушай Меня: 10 Да не будет у тебя бога нового, да не поклонишься богу чужому! 11 Ибо Я, Господь Бог твой, Я вывел тебя из земли Египетской! Отверзи уста твои, и вложу в них слово Мое 12 Но не послушал народ Мой гласа Моего, Израиль не внял Мне; 13 И дал Я им волю следовать желаниям сердец их; да пойдут они путями своими! 14 421 Если бы народ Мой слушался Меня, если бы Израиль держался путей Моих, 15 Немедля смирил бы Я врагов его и на оскорбителей его наложил бы руку Мою! 16 Враги Господни обманулись бы, а благоденствие народа Моего длилось бы вечно; 17 422 И Я напитал бы его тучной пшеницей и мед из камня источил бы ему». Слава: Псалом Асафа, 81. 423 1 424 Бог стал в сонме именуемых богами, да над богами сотворит суд. 2 425 Доколе судить будете вы неправедно и брать под защиту грешников? 3 Сотворите правый суд сироте и убогому, смиренному и нищему явите правду! 4 Спасите нищего и убогого, от руки грешника избавьте их! 5 Не познали, не уразумели они истины, во тьме ходят! Да содрогнутся основания земли! 6 426 Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего! 7 427 Но вы, как и все люди, умираете, и как любой из князей, можете пасть. 8 Восстань, Боже, сотвори суд над землей, ибо Ты станешь Владыкой всех народов! 1 428 Песнь, псалом Асафа, 82.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бог планировал, чтобы народ израильский изгонял хананеев не всех сразу, а постепенно, со временем ( Исх. 23:29–30 ; Втор. 7:22 ). Однако по причине того, что следующие за Иисусом Навином поколения не пребывали в полном послушании завету с Господом, Господь оставил хананеев в земле для наказания и испытания Израиля. И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: «За то, что народ этот преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает голоса Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господнего и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?» И оставил Господь народы эти, и не изгнал их вскоре, и не предал их в руки Иисуса ( Суд. 2:20–23 ). Таким было положение дел в период Судей. Неверность Израиля вела к угнетениям со стороны врагов, ставшим частью Божьего наказания. Когда Израиль в покаянии взывал к Богу, то Бог поставлял судью, который избавлял народ. Но затем весь цикл неверности, угнетения, покаяния и избавления повторялся вновь. С каждым новым циклом упадок в духовной жизни Израиля усиливался. Книга Судей заканчивается описанием междоусобиц и безнравственности, когда «каждый делал то, что ему казалось справедливым» ( Суд. 17:6 ; ср. 19:22–30; 21:25). 1. РАННИЕ ЗАВОЕВАНИЯ ИУДЫ (Халев и Гофониил), Судей 1:8–23 Синие стрелки, указывающие на юг к Хеврону, Да- виру и Негеву (Арад и Хорма) и на запад, показывают завоевания, описанные в Суд. 1:8–23 (их лучше понимать как взгляд в прошлое, на более ранние завоевания на территории Иуды в дни помощника Иисуса Навина, Халева, ср. Нав.15:13–19 ). Во время этих завоеваний племянник Халева Гофониил взял Давир. Гофониил же и стал первым судьёй Израиля. Синяя стрелка по направлению к Вефилю показывает завоевание этого города Ефремом. Вефиль был пограничным городом между коленами Ефрема и Вениамина. Впоследствии он стал пограничным городом между Северным царством Израиля и Южным царством Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010