ж.      Изгнание из рая (ст. 22–24). И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло... (Ст. 22). Сии слова относятся к лицам Св. Троицы. Как о сотворении человека был совет Божий, так и о горькой судьбе его по падении идет собеседование Св. Троицы. Сим изображается важность случившегося события с нашим праотцем. Но что означают самые слова Божии – укоризненные и как бы посмеятельные (по Феодориту II Августину): «вот, Адам стал как один из Нас»? Сими словами человекообразно выражается сожаление Божие о неразумии падшего человека, возмечтавшего быть Богом. «Вот Адам, – как бы так говорил Господь, – вполне оказался виновным, ибо не только мыслию захотел быть Богом, но и самым делом покусился осуществить свою неразумную и преступную мечту». И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял бы также от дерева жизни, и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемскаго.... (Ст. 22. 23). По словам Блаж. Феодорита 165 , «приобщиться плода с дерева жизни возбранил Господь человеку не для того, чтобы отказать ему в бессмертной жизни, но чтобы остановить течение греха... Умерый бо, как сказано, свободися от греха " 166 . И каким мучением была бы для человека бессмертная жизнь, исполненная немощей, страданий и грехов!... И изгнал (Бог) Адама, и поставил прямо рая сладости (по слав. чт. ст. 24).... Для чего Господь поселил изгнанного Адама прямо рая Едемского? Блаженный Феодорит рассуждает, что сие для того, «чтобы, приводя на память беспечальную жизнь, Адам ненавидел грех, который привел к жизни многотрудной 167 . Вместе с сим близость рая уверили человека, что он не совсем отвержен 168 . ... и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся... Как объясняют видение Херувима с пламенным обращающимся мечем? «Принимая Херувима и пламенное оружие за одну вещь, некоторые полагают ( Лактанций ), что Бог оградил рай вещественным огнем; но лучшие толкователи допускают, что первое (Херувим) означает некоторую духовную силу или существо, а последнее (оружие пламенное) показывает образ явления его человеку» 169 . Гл. IV. 2–16. Жертвоприношение Каина и Авеля, Значение его в разных отношениях; братоубийство Каина и суд Божий над ним

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Слово шофет очень часто употребляется в прямом значении «судии». Еще при Моисее «судьи» вместе с старейшинами и князьями входили в состав народного управления, как постоянные чиновники, специальную обязанность которых составляло отправление правосудия. Кроме постановления судебных приговоров им отчасти принадлежала власть исполнительная (как видно из книги Чисел, гл. 25). По заповеди Моисея, сыны Израилевы должны были и в земле обетованной избирать себе подобного рода лиц и обращаться к ним в затруднительных юридических случаях. «Во всех жилищах Твоих, которые Господь Бог твой даст тебе», говорил Моисей во Второзаконии ( Втор.16:18 ), «поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным», и далее ( Втор.17:8 ): «если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровию и кровию, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то... прииди к священникам, левитам и к судье (шофет), который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе как поступить». Поэтому в шофетим, появлявшихся до воцарения Саула, видят прямых продолжателей законодательной и юридической деятельности Иисуса Навина и Моисея. Филологически правильный и основанный на ясных свидетельствах Пятикнижия, этот взгляд, однако, не может быть оправдан исторически. В самой книге только относительно Деворры говорится, что она действительно судила народ; другой пример представляет Самуил, который по 1-й книге Царств, «из года в год ходил и обходил Вефиль, и Галгал, и Массифу, и судил Израиля во всех сих местах; потом возвращался в Гаму, где был дом его, и там судил Израиля» ( 1Цар.7:15–17 ). Многие из лиц, внесенных в список шофетим, известны в истории исключительно военными подвигами, таковы: Аод, который собственноручно умертвил царя Еглона и поразил Моавитян (замечание «и был Аод судьею их до самой смерти» есть только у LXX); Самегар, который побил воловьим рожном 600 филистимлян; по всей вероятности, и Иеффай, предводитель Галаадитян; Самсон, который в одиночку боролся против филистимлян. Напротив, другие лица, о которых несомненно известно, что они судили Израиля, обыкновенно к числу судей не присоединяются, напр., Иоиль и Авия, сыны Самуила, которых он сам поставил судьями над Израилем ( 1Цар.8:1–12 ). Не видно также, чтобы шофетим были нарочитыми представителями закона Иеговы и охранителями гражданского порядка. Гедеон, после славных побед над Мадианитянами, из золотых серег, доставшихся ему в виде военной добычи, «сделал ефод, и положил его в своем городе – в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» ( Суд.8:23–27 ); Иеффай приносит в жертву всесожжения собственную дочь, вопреки закону Моисееву, воспрещавшему человеческие жертвы; Самсон вступает в брак с дочерью иноплеменника филистимлянина, и после того как брак оказался неудачным, предается открытому блужению с филистимлянками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

2) Повествования о событиях, совершившихся по смерти Иисуса Навина встречаются в книге неоднократно. В 15-й главе книги, в стихах с 13-го по 19-й ( Нав.15,13–19 ), говорится о завоевании Хеврона Халевом и Девира Гофониилом. Из 1-й главы книги Судей оказывается, что и то, и другое случилось после смерти Иисуса Навина: »по смерти Иисуса Навина, сказано в 1-м стихе, вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними? И сказал Господь: Иуда пойдет». После этого следует рассказ о подвигах Иуды, и стихи с 10-го по 15-й представляют полную параллель с указанным местом из книги Иисуса Навина. В той же 15-й главе, в стихе 63-м ( Нав.15:63 ) есть замечание: «Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня». Согласно 18-й главе, город Иевус или Иерусалим, при разделе земли Иисусом Навином, достался по жребию колену Вениаминову, а не Иудину; при жизни Иисуса Навина Иевус совсем не принадлежал сынам Израилевым. Первую попытку овладеть им сделало колено Иудино после смерти Иисуса Навина (по 1 гл. кн. Судей), во время войны с Адонивезеком. В начале 16-й главы, при описании удела, доставшегося сынам Иосифа, южная граница его определяется так: «от Иордана подле Иерихона, у вод Иерихонских на восток, пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе Вефильской. От Вефиля идет предел к Лузу». Город Вефиль, имя которого известно из истории патриархов, у Хананеев назывался Луз. Другой Луз, упоминаемый при описании границы, позднейшего происхождения. Об основании его из книги Судей ( Суд.1,22–26 ) узнаем следующее: «сыны Иосифа пошли на Вефиль.., и высматривали сыны Иосифа Вефиль (имя же городу прежде было Луз), и увидели стражи человека, идущего из города, (и взяли его), и сказали ему: покажи нам вход в город, – и поразили город мечем, а человека сего и все родство его отпустили. Человек сей пошел в землю Хеттеев и построил (там) город, и нарек имя ему Луз (в воспоминание о своем прежнем родном городе). Это имя его до сего дня». Что же касается времени Иисуса Навина, то при нем существовал только древний Луз – Вефиль, как сказано в 13-м стихе 18-й главы ( Нав.18:13 ): «Оттуда предел идет к Лузу, к южной стороне Луза, иначе Вефиля». В 19 главе ( Нав.19,46–47 ) упоминается о том, что сыны Дана завоевали Ласем (или по книге Судей – Лаис) и назвали Даном по имени Дана, отца своего. О том же завоевании находим более подробный отчет в 18-й главе книги Судей. Состояние Израиля, изображаемое в 18-й главе, не дает права приурочить это событие ко времени Иисуса Навина. Сличение других историко-географических данных книги Иисуса Навина с соответствующими данными в прочих книгах Ветхого Завета приводит к одинаковому результату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Все эти образы содержат пророчества или духовные предвидения, как сказано тайнозрителю, съевшему книжку по повелению ангела: «тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих» (10, 11). Таково видение семи ангелов с трубами, причем глас каждой из них сопровождается соответственными бедствиями (гл. 8–9, 11, 15). Далее идут образы земных царств – зверя, которому «дано было вести войну со святыми и победить их, и дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем» (13, 7), а также «другого зверя», обольщающего великими знамениями и чудесами (13, 11, 14); наконец, следуют «семь ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивается ярость Божия» (15, 1; 16). Зверь и цари с ним «будут вести брань с Агнцем, и Он победит их» (17, 14). Далее следует падение Вавилона (18), после которого происходит уже победная битва Агнца и ангелов Его с зверем и царями земными (19, 11–21). Ей же последует, после 1000-летнего царства Христова на земле, восстание Гога и Магога и последняя с ними брань, за которой наступает конец истории и суд (20, 7–15). Последние главы 21–22 посвящены метаистории, свершениям эсхатологическим, схождению небесного Иерусалима на землю и воцарению Христа в Своем царстве. Не будем останавливаться на отдельных образах всей апокалиптической схемы, выделим лишь руководящие идеи, имеющие значение для нашей проблемы софиологического уразумения войны. Прежде всего здесь поражает, что войны и другие бедствия определенно являются судьбинами Провидения, посылаемыми в связи с соответствующими человеческими действиями и самоопределениями. Отсюда с необходимостью приходим к заключению, что история не только творится людьми в их свободе, но она же делается и свыше, как свершение воли Божией, в ответ на эту свободу. Получается своеобразный синергизм, в котором, однако, участие обеих сторон не является равным, ибо окончательные пути истории определяются велением Божиим. Отсюда следует очень важное различение относительно того, что в истории является исторической судьбой, детерминацией, и что есть дело человеческой свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И тогда остается одно для вас: вы останетесь в этой испорченности своей, " вы умрете во грехах ваших " (24).:. И тогда не вам судить грешницу, а вас ждет суд Мой и Отца (15, 26, 50)… Но они оставались упорными при всей своей греховности, пребывали в нераскаянности, не смирились. И даже Его продолжали винить: " Не правду ли мы говорим, что ты Самарянин и что бес в Тебе " (48, 52). Уже и самаряне веровали (4 гл.). И дела Его свидетельствуют, что Он от Отца послан (Ин. 5, 36). Но почти не помогает. И сначала они хотели побить грешницу камнями, но не осмелились, а теперь взяли каменья, чтобы бросить в Него. Но Он незаметно скрылся от убийц… 9 глава. Ослепли, ослепли, несчастные! И ничего не поделаешь с ними: видя, не видят (39)? Скорее слепорожденного можно сделать зрячим, чем им возвратить видение факта признания Мессии Христа…Чудо исцеления слепорожденного… Боже, как переполошились вожди! Явное знамение Божие. А они только что говорили, что в Нем бес. Уж фарисеи так терзали этого исцеленного и его старых и нищих родителей, что даже читать устаешь про эти допросы, словесные пытки: да ты ли это? Да был ли ты слепой? Да как видишь? Да кто исцелил? Да почему в субботу? О несчастные слепцы — упорные… Бывший слепой уверовал в Сына Божия (35–38). А видящие остались слепы (39). — Неужели и мы слепы? — спрашивают они Его. — " Если бы вы были слепы (т. е. по неведению не признавали Меня), то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех (уже сознательно) остается на вас " (41). Конечно! Упорство — окончательное. 10 глава. Мы — чужие друг другу… Вы — не Мои овцы; и Я — не ваш Пастырь. Ибо овцы Мои — слушают и знают. Мой голос, — он (слово, Дух, благодать) живет в них… Некоторые из вас — мои овцы из евреев. Но еще будут овцы от иного двора языческого, и они придут на место ваше: " и будет одно стадо… " (16). А " вы не из овец Моих " (26)… А Моих овец никто не похитит; ибо Отец Сам хранит со Мною. " Я и Отец — одно " (30)… " Я Сын Божий " (36)… " Верьте делам Моим " (38), " чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне, и Я — в Нем " (38)…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

  Апостол Павел заповедал нам “ходить достойно звания” (Еф. 4: 1). Но в чем оно? Опять дадим слово ему же. “Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать… благовествовать… неисследимое богатство Христово, и открыть всем… домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом… в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ чрез веру в Него… чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть… что широта и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою БОЖИЕЮ. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем… слава… от века до века” (Еф. 3 гл.).   Итак, наше звание и призвание — стать сынами Бога и Отца, чрез Единородного и Единосущного, Предвечного и Безначального Сына Его, и носителями ВСЕЙ ПОЛНОТЫ Божией (ср.: Ио. 16: 27; 17: 21–26).   Продолжу говорить о некоторых других явлениях, которых никак не мог бы ожидать, будучи таковым, как я есмь. Не раз мне было дано созерцать Божественный Свет. Нежно объятый им, я бывал полон неземной любовью. В некоторых случаях внешний мир терял свою материальность и становился невидимым. Происходившее со мною принадлежало иному плану бытия. Когда же недоведомым мне образом восстанавливалось обычное мироощущение, тогда тонкая печаль проникала в душу в связи с возвращением в плотскую жизнь.   Иногда мне приходила мысль, что я мог бы не возвратиться; молитва из временной может стать вечным состоянием души. Видение Света непременно слито с воскрешающей нас благодатью, и покинуть землю в таком состоянии есть благословение. Мы знаем из Жития преп. Серафима Саровского, что он скончался во время молитвы: душа его оставила тело еще не мертвое: он держал в руке горящую свечу. “Честна пред Господом смерть преподобных Его” (Пс. 115: 6). Не такою ли смертью должны все мы переходить от этой жизни? “Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в пославшего Меня ИМЕЕТ жизнь вечную; и на суд НЕ приходит, но перешел от смерти в жизнь” (Ио. 5: 24). “Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек” (Ио. 8: 51).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Указание на такой смысл названия мы находим, прежде всего, в добавлении к нему эпитета „ единородный”, т. е. рождённый из существа Бога Отца, единосущный Отцу, следовательно – и равный Богу Отцу по Своему достоинству 71 . Затем, Иисус Христос и Сам никогда в этом отношении не сливал Себя с людьми. Напротив, Он резко различал Себя и других в их сыновних отношениях к Богу. Он, например, никогда не говорит о Боге „наш Отец” а „Мой Отец” и „ваш Отец”, чем указывает различие между Собою и людьми 72 . Вот примеры: „Иисус говорит Марии: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл ко Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему” ( Ин. 20:7 ). „Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” ( Мф. 6:6 ); и „малому стаду” Своих учеников Христос говорит то же самое: „не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благословил вам царство” ( Лк. 12:32 ); „смотрите, не презирайте ни одно из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” ( Мф. 18:10 ) и мн. др. ( Мф. 7:21; 10:32; 15:13; 5:16, 45, 48; 6:1, 14 ). Так, Иисус Христос называет Бога Своим Отцом в особенном смысле, а не в том, в каком Его могли называть люди. Только один раз Он употребил выражение „Отец наш”, но и то от имени людей в молитве, данной для людей. Затем, усвояя Себе имя Сына Человеческого, Иисус Христос, однако, никогда не ставил Себя, так сказать, на одну доску с людьми, но относился к ним как их владыка, и со стороны их требовал такого отношения к Себе, какое подобает только Богу. Это видно из следующих мест Св. Писания: „Дабы все чтили Сына, как чтут Отца; Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его” ( Ин. 5 гл.). „Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий” ( Ин. 5:27 ). „Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал” ( Ин. 6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Но кто же эти судьи и Кого они судят? Это – первосвященники и священники, не верующие в Бога саддукеи, не признающие духовного мира, воскресения мертвых и будущей загробной жизни: судят они, во имя Бога, Самого Сына Божия, явившегося на землю для спасения всех в образе человека ( Фил. 2:6–11 ; 1Тим. 3:16 ). Судят лицемерные фарисеи, извратившие весь нравственный закон до прямой противоположности, считая добро злом, а зло добром, сладкое горьким и горькое сладким, белое черным и черное белым: судят они воплощенную чистоту и святость в лице Христа, высочайший и совершеннейший идеал добродетели. Судят ученые книжники изучившие до такой степени Закон и Пророков, что знали – сколько в каждой главе букв и черточек, и в то же время не видели в них Мессии, образ которого так ярко начертан там перстом Божиим через пророков, озаренных Духом Святым: судят они того самого Мессию, ради которого предизбран был и народ еврейский, во все время находившийся под водительством Самого Бога и видимым руководством пророков. Судят старейшины и князья жидовские ( Ин. 7:48 ; Мк. 15:1 ), совершенно не думавшие о каком-то духовном (небесном) царстве, вполне довольные своей земной жизнью в роскоши и неге, и уверенные в том, что они – чада Авраама и потому безусловные наследники в царстве Мессии, которого уже приговорили к смерти до суда. Раз они – чада Авраама, которому дано обетование, что все потомки его получат благословение ( Быт. 12:7 ), то Бог обязан выполнить Свое обетование, чтобы не быть Ему лжецом и обманщиком; а потому им не зачем беспокоиться о своем спасении, – оно обеспечено им, потому что об этом обязан позаботиться Сам Бог . Судят те, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагают на плеча людям; а сами не хотят и перстом двинуть их», которые «затворяют Царство Небесное человекам: сами не входят, и хотящих войти не допускают». Судят те, которые «поедают домы вдов, и напоказ молятся долго», которые «обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делают его сыном геенны, вдвое худшим себя». Судят «книжники и фарисеи, вожди слепые, лицемеры», которые золото ставят выше храма, а самый «храм – этот дом Божий, дом молитвы, – превратили в вертеп разбойников». Судят те, которые «дают десятину с мяты, аниса и тмина, и оставляют важнейшее в законе, суд, милость и веру», которые «оцеживают комара, а верблюда поглощают, которые украшают гробницы пророков, избитых их отцами, а сами дополняют меру беззаконий отцев своих, убивая Того, о Ком говорили пророки и за Кого их убивали отцы собравшихся теперь судить Иисуса» ( Мф. 23 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010