Радостью всех родов. (16) И будешь сосать молоко народов, И груди царей сосать будешь, И узнаешь, что Я Иегова – Спаситель твой, И Искупитель твой, Сильный Иакова. (17) Вместо меди Я пошлю золото, И вместо железа пошлю серебро, И вместо дерева – медь, И вместо камней – железо, И поставлю правителем твоим мир И надзирателями твоими – правду. (18) Не будет слышно более насилия в земле твоей, Опустошения и истребления на границах твоих; И назовешь спасением стены твои, И ворота твои – славою. (19) Не будет для тебя более солнце светом дневным, И блеском своим луна не будет светить тебе; Но будет тебе Иегова светом вечным, И Бог твой – славою твоею. (20) Не зайдёт уже солнце твое, И луна твоя не затмится, Потому что Иегова будет для тебя Светом вечным 467 , – И прекратятся дни плача твоего. (21) И народ твой, – весь он праведный, – На веки наследует землю, – Отрасль насаждения Моего, Дело рук Моих славное. (22) Малый – он станет в тысячи, И ничтожный – будет народом сильным; Я – Иегова – В свое время скоро сделаю это. XLIX 458 Богатство стран, лежащих на западе от Палестины, по Средиземному морю. В след. ст. 6 и 7 описываются богатства восточн. стран. 459 молодые верблюды; по некоторым, этим словом означается особенная порода верблюдов, отличающаяся необыкновенною лёгкостью хода, дромадеры (от греч. δρμος бег). известный город на восточном берегу аравийского залива. В Суд. 7, 12 говорится, что верблюдов в Мидиане было такое же бесчисленное количество, как песку в красном море. В соседстве с Мидианою была Ефа, упоминаемая Быт. 25, 4 . Птоломей вблизи Мидианы указывает город ππος; думают, что это была тα же Ефа. Если халд. перевод называет этот город Голад, то это объясняют тем, что евр. корень (откуда Ефа) значит обессилеть, что у арабов . 461 О Кедаре см. примеч. к 42 гл. 11 ст. Кедаряне, потомки Исмаила, вели торговлю овцами и верблюдами с Тиром. Tes. 27, 21. 463 Пророк как будто видит перед собою самые события обещаний. Народы с быстротой облака торопятся принести свои богатства избранному народу Божию и поселиться среди его.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

И вот, Господь стоит на ней (лестнице), и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. (He бойся...). (Ст. 13. 15). Сущность божественного откровения Иакову в Вефиле состояла в следующем. Господь ободряя патриарха Иакова непреложностию своих обещаний, данных деду и отцу его, дает теперь эти обещания и самому Иакову. Во-первых, Господь обещает ему блага земные, как то всю землю Ханаанскую в наследие, на малом клочке которой он в тревоге и бедности заснул теперь; предвещает также ему, одинокому и безбрачному изгнаннику, многочисленное, как песок морской, потомство, и распространение сего потомства к морю (т. е. на запад, к морю Средиземному), и; востоку, северу и полудню. Затем следуют обетования духовные, благодатные и всемирные. «В тебе, – говорит      Господь, – как родоначальнике и праотце, и в семени твоем, т. е. ради великого потомка твоего Христа, благословятся, т. е. получат благодать и спасение, все племена земные, которые уверуют во Христа Спасителя, вступят в его вселенскую церковь , и обымут сердцем и душой его небесное учение». Наконец Господь, обращая свое слово лично к Иакову и к его настоящему исключительному положению, обнадеживает его своим покровительством в ближайшем будущем, на основании великих обетований, данных его потомству, – именно уверяет его, что благополучно возвратится из Месопотамии к отцу своему в землю Ханаанскую. Иаков пробудился от сна своего, и сказал... как страшно место сие! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесныя! (Ст. 16. 17) В древние времена цари и властители, окруженные вельможами, выходили обыкновенно к городским воротам, чтобы творить суд и расправу, от чего и место пред воротам называлось царским. Применительно к сему и патриарх Иаков называет домом Божиим то место свода небесного, оттуда слышался ему голос Божий, и место своего ночлега он называет вратами небесными, ибо к сему месту то сходили, то восходили от него Ангелы Божии, как бы некие вельможи и служители царя небесного. Гл. XXXII, 1–12. Четвертое богоявление Иакову, в видении сонма Ангелов Божиих

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Иез.5:3 .  И возьми из этого небольшое число, и завяжи их у себя в по­лы. Завязанные в полу (символ безопасности: 1Цар 25.29 ) волосы означают выживших от завоевания Иерусалима иудеев, как оставшихся в Иудее, так и переселенных в Вавилон. «Небольшое число» букв. «немного числом», т. е. так мало, что можно сосчитать, и это – волос! Иез.5:4 .  Но и из этого еще возьми, и брось в огонь, и сожги это в огне. Оттуда выйдет огонь на весь дом Израилев. Часть и этих волос сожигается, чем означается по некоторым толкователям борьба между Годолией и Исмаилом Иер 40.1 и сл., но вернее гибель некоторых вернувшихся из плена. Из этого видно, что Иезекииль ждет дальнейшего очистительного суда, в котором уцелевшие от первой катастрофы будут уничтожены (ср. Ис 6.13 ); эта мысль выступает уже и в Иез.3.16–21 : «смертию умрет» (Бертолет). – «Оттуда выйдет огонь на весь дом Израилев». Оттуда, где лежит последняя часть волос, из места плена, из уцелевших от бедствий; греч. εξαυτης, д. б. города; по другим – из народа, из самого огня. Под этим последним огнем, имеющем распространиться на весь дом Израилев, разумели различные послепленные бедствия, начиная от гонения Антиоха Епифана (блаж. Феодорит) и кончая двумя разрушениями Иерусалима при Тите и Адриане (блаж. Иероним). Основательнее разуметь здесь очистительный для Израиля в его целом огонь, который пришел «воврещи на землю» Спаситель ( Лк 12.49 ); ср. Ис.6:12–13 , Иез.6.8–10 . Но и это объяснение не неуязвимо: огонь везде в Ветхом Завете символизирует суд Божий ( Иер 4.4 ; Соф 3.8 и др.), и к чему такой огонь выйдет, если уже более 2 3 уничтожена, а все по Иезекиилю не должны погибнуть? По сему думают, что слова «на весь дом Израилев» нужно связывать вслед за LXX с следующим предложением, а «вышел огонь» вставка может быть из Иез.19.14 (но эти слова передаются всюду). Иез.5:5–17 . Угрожающее Иерусалиму наказание обосновывается (ст. 5–10) и описывается без символа (ст. 11–17), причем речь постепенно переходит от Иерусалима к стране (ср. гл.: VI и VII) и от содержания последнего символического действия к объяснению всех их. Общая мысль 5–10 ст.: так высоко отличенный перед язычниками Израиль оказался хуже их и за это подлежит тягчайшему наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Увлечение внешним блеском государства было заранее осуждено еще Моисеем. И пророк Исаия обличает здесь евреев за то, что они из-за денег готовы стали на все, не отрицая самого права на обогащение (ср. Ос.2:8 ). Ис.2:8 . и наполнилась земля его идолами: они по­кло­няют­ся делу рук сво­их, тому, что сделали персты их. «Идолы» по евр. clilim, т. е. ничтожество. Слово это, вероятно, представляет собою унизительное название с отношением к названию истинного Бога. Ис.2:9 . И пре­кло­нил­ся человек, и унизил­ся муж, – и Ты не про­стишь их. «Унижением» для человека представляется пророку, конечно, впадение в язычество с его пороками. Ис.2:10 . Иди в скалу и сокройся в землю от страха Го­с­по­да и от славы величия Его. Скалы в Палестине или собственно пещеры, находящиеся в скалах, всегда служили для иудеев местом убежища на случай нападения врагов ( Суд.6:2 ; 1Цар.13:6 ). Пророки Моисей и Илия также укрывались в скалах пред явлением славы Божией ( Исх.33:22 ; 3Цар.19:13 ). «Страх Господень» – это не только уже перед нашествием вражеских полчищ, какие пошлет против своего народа Господь, но и страх пред Самим выступающим в качестве Судии Сущим. Ис.2:11 . Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизит­ся; и один Го­с­по­дь будет высок в тот день. «В тот день» – выражение, сходное с выражением в последние дни ( Ис.2:2 ), но указывающее все-таки на более близкие к пророку времена, как это видно из контекста речи. Ис.2:12 . Ибо грядет день Го­с­по­да Саваофа на все гордое и высокомерное и на все пре­воз­несен­ное, – и оно будет унижено, – «День Господа Саваофа» – день грозного суда Божия (ср. Иоил.1:15 ; Иоил.2 и сл.). Об имени Господь Саваоф см. гл. 1 ст. 9. Ис.2:13 . и на все кедры Ливанские, высокие и пре­воз­носящиеся, и на все дубы Васанские, Ис.2:14 . и на все высокие горы, и на все воз­выша­ю­щиеся холмы, Ис.2:15 . и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, Ис.2:16 . и на все корабли Фарсисские, и на все вожделен­ные украше­ния их. «Кедры» на горах Ливана росли прежде в изобилии. Их вечно зеленый наряд и ветви, распространяющиеся зонтообразно, представляются очень красивыми и величественными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Плотскими очами обезумил себя и беззаконный Ирод, ибо, смотря на красоту дочери скверной жены своей и на ее плясание, он неправедно предал на усекновение неповинного пророка, святого Иоанна Предтечу (см. Мф.14:6–11 ). Прекрасно зная это, праведный Иов закрывал очи свои, чтобы не смотреть на женщин, ибо говорит о себе: «Завет положил я очам моим, чтобы не помышлять мне о девице» ( Иов. 31:1 ). Царствующий же пророк, получив с покаянием исцеление от первого ослепления, усердно взывал к Богу об отвращении своих очей от сует мира сего: «Отврати очи мои, чтобы не видеть суету, на пути Твоем оживи меня» ( Пс.118:37 ). Премудрый Соломон не отвращал своих очей от чужеземных жен, брал себе жен из иноплеменниц, которыми так обезумился, что стал созидать храмы их идолам и совершать поклонение: «Создал Соломон высокое капище Хамосу, идолу Моавитскому, и царю их, идолу сынов Аммонитских, и Астарте, скверной мерзости Сидонской на горе, которая пред Иерусалимом» ( 4Цар. 23:13 ). О соблазн! Премудрый обезумел, видящий стал безоким и ослепил свои умные очи! Иисус Навин в древности предостерегал людей израильских, чтобы они не брали себе жен чужеземных, дочерей иноплеменников, и угрожал так: «Если отвратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались с вами, и вступите в родство с ними, и смешаетесь с ними, и ходить будете к ним, и они к вам: то знайте, что они будут для вас сетью и соблазном, и гвоздями в ногах ваших, и терном в очах ваших» ( Нав. 23, 12 и след.). Соломон, не сохранив этого увещания, попал в те сети и пленился демоном, получил те гвозди и не ходил путем Господнем, получил те тернии в очи свои и потому ослеп и заблудил от Господа к идолам. От света к тьме, от жизни к смерти; исцелился ли он потом и исправился ли, об этом Церковь определенно не говорит. Такими же сетями был уловлен и Сампсон, этот пресильный вождь и судья людей израильских. Подобным тернием он жилился своих очей не только душевных, но и телесных. Когда он полюбил иноплеменницу Далиду, то прельщенный ее ласками он сказал ей, что причина его силы в волосах. Затем он возлег на ложе ее и уснул. Она же, позвав человека, остригла с его головы семь прядей волос, и отступила от него сила его. Тогда взяли его иноплеменники, выкололи ему очи, повели его в Газу, сковали его медными путами, и он молол в здании темницы (см. Суд. гл. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

– Мы не выдаем себя за Апостолов, – ответил Андрей, – а только усматриваем из Свящ. Писания, что и «простолюдины» могут прощать согрешающих братьев. Вон у Ап. Павла написано «если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, – чтобы не сказать много, – и всех вас. Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам уже лучше простить и утешить...» ( 2Кор. 2, 5–7 ). Из этих слов Апостола мы усматриваем, что «многие» могут наказывать и могут прощать грешников. Так у нас и делается... – Как у вас делается, – это для нас, православных, не имеет обязательной силы, – сказал я. – Но что вы искажаете Святое Писание, – это мы сейчас вам покажем. Ап. Павел, правда, говорит, что коринфский кровосмесник «огорчил» всех христиан. Каким образом? Ответ на этот вопрос дает сам же Апостол. Он учит, что во Христе все мы составляем единую Церковь Божию. Эта Церковь по своему составу подобна телу человеческому (ср.: 1Кор. 12 гл.), как в теле, когда «страдает один член, страдают с ним и все члены» ( 1Кор. 12, 26 ), – так и в Церкви: появляется один грешник, с ним наносится оскорбление или укор всем верующим. Все мы виноваты, что не могли брата нашего удержать от греха, и это доставляет нам печаль, скорбь, обиду. – Свое огорчение на грешников мы выражаем тем, что, по заповеди Апостола, «держим их на замечании» ( 2Сол. 3, 14 ). Наблюдаем за жизнью грешников, сокрушаемся об их беззаконии; молимся за них Богу ( Мф.5:44 ; Ин. 16 ); но, как братья, в душе прощаем им грехи их ( 2Кор. 6, 10 ). – В этой скорби о грехопадениях наших ближних, в воздержании от дружеского общения с ними и состоят в сущности все наши права над грешниками. Огорчаться ими мы можем и должны , однако, по заповеди Христовой, мы обязаны прощать людям согрешения их против нас до «седмижды семидесяти раз», то есть без конца ( Мф.18:21–22 ). А отсюда сам собой следует вывод, что право удерживать на грешниках вины их пред Богом принадлежит не нам, а преемникам Апостолов – пастырям Церкви. В этом убеждаемся мы, помимо Евангелия, из учения Ап. Павла. Если бы вся Церковь могла судить согрешающих братьев, то он так бы и говорил, как имеющий «ум Господень» ( 1Кор 2, 16 ). А то он пишет к Тимофею: «обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели» ( 1Тим. 5, 19–20 ). Ясно отсюда, что власть суда в Церкви Ап. Павел передает своему ученику и сотруднику Тимофею; прочим же христианам, в согласии с заповедью Господа ( Мф.18:15–16 ), он предоставляет право быть лишь «свидетелями» на согрешающих братьев, – дает им возможность высказывать свой совещательный голос за или против подсудимых, но судить и рядить в Церкви – этого права «простолюдинам» не предоставил. Значит, если вы, сектанты, поступаете иначе, то только потому, что вы разрушили Апостольский строй в Церкви и делаете то, что каждому кажется «справедливым» (ср.: Суд. 17, 6 ), за отсутствием у вас правильных , Богом поставленных пастырей. Не так ли?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Церковь вселенская за непочитание икон, равным образом и за неправильное почитание – за обожание их (когда кто признает их и за Самого Бога) угрожает анафемой. Так мы не почитаем икон за Самого Бога и не признаем многих богов, хотя и имеем множество икон, которые не есть человеческий вымысел кого то или чего то несуществующего, а есть изображения действительно живших и угодивших Богу лиц и людей, тогда как многие языческие чурбаны и истуканы есть изображения видимых низших тварей Божиих и в большинстве случаев изображение всего такого, чего на самом деле и не было. А что мы изображаем Самого Бога, тогда как Он живет во свете неприступном и Его никто не видел, то это означает, что мы изображаем Его лишь так, как Он Сам благоволил явиться и быть видимым роду человеческому. Например, являлся же Он праотцу Аврааму в виде 3-х странников, будучи в то же время Всемогущим Богом и премирным Владыкой, живущим во свете неприступном(Быт.,гл.18); патриарху Иакову, который сам говорил,что видел Бога лицом к лицу ( Быт.22:25–30 ).О Моисее Сам Господь Бог сказал евреям: «устами к устам говорю Я с ним и явно не в гаданиях, и образ Господа он видит» ( Числ.12:16 ); Гедеону и родителям Сампсона Он являлся в виде ангела ( Суд. 6 и 13 главы) и прочая. Не силясь написать Бога в Его непостижимой славе и величии, мы изображаем Его в таком виде, как Он являл Сам Себя миру в Троице, особенно вторую Ипостась Сына Божия. Он родился, мы и изображаем Его рождение, как младенца; крестился, мы и крещение Его изображаем; молился в саду Гефсиманском о чаше, так и изображаем Его; страдал, воскрес и вознесся, так и изображаем все эти важнейшие события в Его жизни, при этом строго держась указаний Слова Божья. Обо всем этом, повествуем на дереве, золоте и серебре красками, как бы и чернилами на бумаге. А пророк Исая, этот ветхозаветный евангелист, говорит, что он видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, вокруг Его стояли Серафимы и взывали: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его. И сказал я: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами; и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ( Ис.6:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

„От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима“; еще яснее в главе LI, 4: „Послушайте Меня народ Мой.... ибо от Меня произойдет закон и суд Мой поставлю во свет для народов“. Это последнее воззвание, принадлежащее к проповеди утешения Сионской общины после проповеди о Мессии (в главах 42, 49 и 50; в посл. гл. см. в ос. ст. 6)-очевидно уже слышит духовным слухом глас воплощенного Сына и Слова Божия, и видит духовным оком свет великий. (См. Ис. 9:1 ; Мф. 4:16 ). „Суд Его, как восходящий свет“, говорит пророк Осия Ос. 6:5 . 4 . И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. „Ты прекраснее сынов человеческих, благодать излилась из уст Твоих“. Так восклицает в XLIV Псалме („песнь любви“) начертатель этого Мессианского пророчества; „воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды“ 272 .-„И утвердится престол милостию“,-говорит Исаия XVI, 5,-„и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, Судия, ищущий правды“ 273 . Мы видим, как велико и обширно поле видения ветхозаветного Евангелиста Исаии: оно объемлет даже последние дни земли и жизни человечества и сливается с видением начертателя Апокалипсиса ( Откр. 20:12, 22:12 ), перед которым открывается второе великое пришествие Господа нашего Иисуса Христа, „Которому дана вся власть на небе и земле“ ( Мф. 28:18 ) и „Который есть определенный от Бога Судия живых и мертвых“ (Ин. 5и Деян. 10:42 ). 5 . О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем. Этих стихом начинается увещание народу, происходящему от Иакова. Не без причины напоминается народу об этом патриархе, который видел небесную лествицу и пророчески назвал то место, где он видел таинственное видение, „дом Божий“. К духовному дому Божию, к горе Божией к Сиону должны были устремиться по пророчеству Исаии язычники. Но народ обетования не должен ли был быть во главе этого движения? Израилю дан был свет десяти заповедей и закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Чтобы понять смысл отрывка, Франс обращается к Первой книге Еноха (гл. 6–11, 12–16) и некоторым другим апокрифическим текстам (Книге Юбилеев и Завету Двенадцати Патриархов), где достаточно подробно описывается история грехопадения духов во времена, предшествующие ноеву потопу (Быт 6:2, стих, который мне довелось разбирать в другой статье 8 ). Ещё одно косвенное свидетельство в пользу такой трактовки (хотя Франс его и не упоминает) можно найти в 2 Пет 2:4–5: Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых… Здесь автор явно пересказывает сюжет, изложенный в книге Еноха; правда, здесь не упоминается никакая проповедь, а в тексте упоминаются и ангелы, и люди. Соответственно, при таком понимании Христос возвещает этим духам, заключённым под стражу, о Своей победе. Франс не берётся делать окончательного вывода, когда и где это происходит: при снисхождении Его в ад или при вознесении на небо, — но это в его толковании и непринципиально. Однако Франс никак не ссылается на явно параллельное место из того же послания — 4:5–7: Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. Впрочем близок всему конец. Конечно, само по себе это место выглядит довольно загадочно. Поскольку анализ 4:6 не входит в нашу задачу, мы ограничимся лишь самым кратким замечанием. Что под благовествованием здесь понимается проповедь Евангелия, в этом никаких сомнений нет, но под мертвыми понимают (1) тех, кто слышал проповедь Евангелия при жизни (к примеру, членов христианских общин), но уже умер к тому моменту, когда Апостол писал эти слова, или даже (2) “духовно мёртвых” людей (так, например, предлагает толковать это слово Августин в своём 164-м Послании). Версия (2) не особенно убедительна, поскольку в 5-м стихе речь явно идёт о физически мёртвых людях, зато версия (1) широко распространена.

http://pravmir.ru/chto-i-komu-vozveshhal...

нечистый пусть еще сквернится [ Откр. 22,11 ]. Говори чаще: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [ Пс. 72,26 ]. Близость моя! Надежда дышит молитвою, как воздухом, и питается добрыми делами, как пищею. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [ Мф. 5,7 ]; суд без милости не оказавшему милости [ Иак. 2,13 ]. О уповании: Римлянам, [гл.] 8, последние стихи. 8 Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире [ 1Ин. 4,4 ]. Христос видимо побеждает во мне всегда диавола, лишь бы я веровал в Господа искренно в Тайнах. 9 мая. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? [ Рим. 10,14 ]. Если в мирских делах для их успеха требуется постоянное внимание к ним и хранение ума и сердца от омрачения страстями, то тем более в делах духовных. Как в мирских делах, например в войне, и искуснейшие проигрывают дело иногда в один час оттого, что допустили страсти омрачить свой ум, так и в духовных, – в одну минуту проигрываем иногда весьма большие успехи в добродетели оттого, что по оплошности и душевной дремоте допустили страсти омрачить наше сердце. Блюдите убо, како опасно ходите [ Еф. 5,15 ]. Странное обстоятельство, что люди умные, образованные часто не считают для себя непременною обязанностию молитву и не молятся, или молятся, но так, что беспристрастный взгляд разума не одобрил бы такой молитвы. Как должно быть отрадно и утешительно повиноваться Церкви, вернейшей, мудрейшей руководительнице к вечному спасению. Она спасла миллионы; спасет и нас с тобой, если мы будем ей верны. Отрадно потому, что Глава ее Христос – тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви [ Еф. 5,32 ] – и Дух Святый. Дух Святый поставил вас блюстителями... [ Деян. 20,28 ]. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [ 1Кор. 3,16 ]. Помните, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа [ 1Кор. 6,19 ] и что вы не можете обойтись без Духа Святого, когда молитесь Христу. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым [ 1Кор. 12,3 ]. Не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010