Д. В. Зайцев Гимнография В древнем иерусалимском Лекционарии V-VII вв. память П. указана 5 нояб., служба включает псалом общий иерархам, Апостол Евр 13. 22-25, Евангелие Ин 10. 11-16 и аллилуиарий со стихом из Пс 117 ( Tarchnischvili. Le grand lectionnaire. T. 2. 1342-1344). В Типиконе Великой церкви IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 90-91) память П. помещена под 6 нояб., служба включает тропарь 3-го гласа Θεας πστεως (    ), прокимен из Пс 115, Апостол Евр 8. 1b - 6, аллилуиарий со стихом из Пс 39, Евангелие Лк 12. 8-12, причастен Пс 32. 1. Студийские Типиконы В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. последование П. также стоит под 6 нояб. и включает тот же тропарь (тропари должны повторяться, что указывает на праздничный статус службы), что и в Типиконе Великой ц., кондак, канон 4-го гласа, 2 цикла стихир (на «Господи, воззвах» и на хвалитех), стихира самогласная для стиховни на вечерне и дополнительный подобен для утрени. По 9-й песни указан светилен «Небо звездами», что соответствует среднему статусу праздника. Служба на литургии частично совпадает с приведенной в Типиконе Великой ц., но стих аллилуиария взят из Пс 131, причастен - Пс 111. 6 ( Пентковский. Типикон. С. 292). В студийских Типиконах других редакций - Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 307), Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 49-50) - устав службы 6 нояб. в целом тот же, хотя в них не фиксируется 2-й цикл стихир-подобнов; в Мессинском указан Апостол Евр 7. 26 - 8. 2. Минеи студийского типа (греч., напр.: Sinait. gr. 566-572; слав.: Ягич. Служебные Минеи. С. 304-307; РГАДА. Ф. 381. 91-93, и др.) под 6 нояб. содержат последование, к-рое в целом соответствует указаниям Студийско-Алексиевского Типикона: от 1 до 3 седальнов, один из к-рых может называться «седален в Бог Господь» (совпадает с тропарем), кондак 2-го гласа (не во всех рукописях) с икосом, 1 или 2 цикла стихир-подобнов, самогласен для стихир на стиховне, канон (отдельные песнопения могут отсутствовать в тех или иных рукописях). В Минее Sinait. gr. 570 последование П. соединено с последованием великомученикам Антониям (Fol. 15-20). Иерусалимские Типиконы

http://pravenc.ru/text/2578509.html

Лит.: Buck R., de. De s. Epimacho Pelusiota Martyre Alexandriae in Aegypto commentarius paraevus//ActaSS. Oct. T. 13. Col. 704-711; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 174-175, 450-451; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 34, 84-85, 114 sq.; Mina T. Inscriptions coptes et grecques de Nubie. Le Caire, 1942; Doresse J. Épimaque de Péluse//DHGE. T. 15. Col. 605; Sauget J.-M. Epimaco di Pelusio//BiblSS. Vol. 4. Col. 1269-1271; Esbroeck M., van. Saint Épimaque de Péluse//AnBoll. 1966. Vol. 84. P. 399-442; 1967. Vol. 85. P. 441-457; 1982. Vol. 100. P. 125-145; Orlandi T. Epimachus of Pelusium, St.//CoptE. Vol. 3. P. 965-967; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 133-134. Т. А. Артюхова, Н. Г. Головнина, Л. В. Луховицкий Гимнография Память Е. Н. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 84) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. Н. не отмечается. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 303), 31 окт. соединяются последования сщмч. Маркиана, Е. и Октоиха; последование Е. Н. состоит из канона авторства мон. Арсения, плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, цикла стихир-подобнов и седальна. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 46) 31 окт. отмечается память апостолов Стахия, Амплия и проч. и Е. Н.; указан отпустительный тропарь Е. Н. Ο μρτυς σου Κριε (      ); служба подробно не описана. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - ркп. Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32) - 31 окт. Е. Н. упоминается вместе со сщмч. Маркианом. Со времени публикации первопечатных греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконов и вплоть до изданий XX в. в богослужебных книгах память Е. Н. отмечается 31 окт. вместе с памятью апостолов Стахия, Амплия и проч.; последование Е. Н., как правило, состоит из отпустительного тропаря 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ), кондака 4-го гласа    (печатался в московских Типиконах до исправленного издания 1682 г.), канона (в первопечатном греч. Типиконе не указан), цикла стихир-подобнов и седальна.

http://pravenc.ru/text/190029.html

Aecl. In Os. 1. 10-11). По мнению блж. Иеронима, пророчество о том, что Господь «услышит землю» (Ос 2. 21), указывает на момент последнего пришествия Христа, когда все творение реализует свой первозданный замысел и станет «служить на пользу человека, как было создано в начале» ( Hieron. In Os. 2. 21-23). Слова о скиснувшем тесте (Ос 7. 4), по мнению св. Ефрема Сирина, содержат указание на пришествие Христа в конце времен, когда род человеческий «вскиснется от закваски злобы, и Он, очистив его от нее, заквасит новым тестом» ( Ephraem Syr. In Os. 7. 4). Согласно блж. Иерониму, пророчество Ос 14. 5-9 служит символическим описанием картины эсхатологической радости будущего века, когда верные будут процветать с Господом, словно в райском саду, при наступлении полноты времен (1 Кор 13. 10 - Hieron. In Os. 14. 5-9). Лит.: Stramare T. Osea//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 1278-1281; Bitter S. Die Ehe des Propheten Hosea: Eine Auslegungsgeschichtliche Untersuchung. Gött., 1975; Schwemer A. M. Vitae Prophetarum. Götersloh, 1997. S. 622-633; Menken J. J. The Greek Transl. of Hosea 11. 1 in Matthew 2. 15: Matthean or pre-Matthean?//Filologia Neotestamentaria. Córdoba, 1999. Vol. 12. N 23/24. P. 79-88; Pentiuc E. J. Messianism in the Book of Hosea in the Light of Patristic Interpretations//GOTR. 2001. Vol. 46. N 1/2. P. 35-56; idem. Long-Suffering Love: A Comment. on Hosea with Patristic Annotations. Brookline (Mass.), 2002; Pennacchio M. C. Propheta insaniens: L " esegesi patristica di Osea tra profezia e storia. R., 2002; Menken J. J., Moyise S., ed. The Minor Prophets in the New Testament. L., 2009; Библейские коммент. отцов Церкви и др. авторов I-VIII вв. Тверь, 2010. Т. 14: ВЗ. Двенадцать пророков/Ред.: А. Феррейро, Д. С. Бирюков. С. 1-55. А. Е. Петров Гимнография Память О. отмечается в Типиконе Великой церкви IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 71) 17 окт. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. О. не упоминается ( Пентковский. Типикон. С. 290).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

И. Лекции по патрологии I-IV в. М., 2004. С. 684-694; Drijvers J. W. Cyril of Jerusalem: Bishop and City. Leiden, 2004; Day J. The Baptismal Liturgy of Jerusalem: Fourth- and Fifth-Century Evidence from Palestine, Syria and Egypt. Aldershot, 2007; Nuffelen P., van. The Career of Cyril of Jerusalem (c. 348-87): A Reassessment//JThSt. 2007. Vol. 58. N 1. P. 134-146; Янг Ф. М. От Никеи до Халкидона: Введ. в греч. патристическую лит-ру и ее ист. контекст: Пер. с англ. М., 2013. С. 305-318. Свящ. Михаил Желтов Гимнография В иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в арм. и груз. переводах, память К. отмечается 18 марта и в 5-ю субботу Великого поста. Согласно арм. переводу, в день памяти К. 18 марта назначаются прокимен Пс 115. 6, Апостол 2 Тим 4. 1-8, аллилуиарий из Пс 114, Евангелие Ин 10. 11-16 ( Renoux. Lectionaire arménien. P. 231-233); в груз. переводе в этот день помещено лишь общее указание: «все [последование] учителям» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 39). В 5-ю субботу Великого поста память К. отмечена лишь в нек-рых списках иерусалимского Лекционария: на литургии прокимен из Пс 111, аллилуиарий из Пс 32, ветхозаветные чтения берутся из службы 27 сент. (Притч 12. 25 - 13. 3, Зах 2. 13 - 3. 4), Апостол и Евангелие общие священноучителям (Ibid. P. 73. n. 515). По всей видимости, память К. в 5-ю субботу Великого поста является переносом памяти почитаемого святого с неподвижной даты (18 марта) на день подвижного богослужебного круга, что имеет аналоги в визант. богослужении (напр., перенос памяти вмч. Феодора Тирона на 1-ю субботу Великого поста). Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 250), память К. отмечается 18 марта; последование подробно не описано. В различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов память К. празднуется в тот же день, 18 марта; служба не имеет к.-л. праздничных особенностей, гимнографическое последование включает лишь самые необходимые элементы: канон, цикл стихир-подобнов, седален. C кон. XVII в. в рус. богослужебных книгах дополнительно помещается кондак К. Во мн. рукописных и печатных Типиконах 18 марта указывается только память К. без описания службы. В рукописи ГИМ. Син. 333, отражающей одну из поздних рус. редакций Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. ( Пентковский. Типикон. 180, 188-190), 18 марта отмечается память К., без описания последования. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 428) на память К. 18 марта упоминаются стихиры и канон и дается указание «Προψλλεται» («предпоется»), что подразумевает перенос последования К. на один из дней янв. или февр. (указание об этом помещено 18 янв.- см.: Там же. С. 395). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 129), представляющим южноитал. редакцию Студийского устава, при памяти К. 18 марта приводится указание «Аллилуия», что подразумевает совершение рядовой службы без к.-л. особенностей.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

Л. В. Луховицкий Гимнография Память И. В. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 88) 3 нояб. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 292) И. В. упоминается 3 нояб., служба подробно не описана; в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 161, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 27; Ягич. Служебные Минеи. С. 284-286, 290-295) последование И. В. включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир, седален. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 306) память И. В. отмечается 4 нояб.; последование И. В. включает: общий отпустительный тропарь преподобному 4-го гласа Εν σο, πτερ, κριβς διησθη (          ), канон, цикл стихир-подобнов (также стихира-подобен поется на хвалитех вместе со стихирами Октоиха), 2 самогласна, седален, светилен; кондак И. В. не указан, хотя говорится, что если он есть, то поется по 6-й песни канона вместо седальна; на литургии назначаются прокимен Пс 149. 5 со стихом, Апостол 1 Тим 1. 12-17, аллилуиарий Пс 111. 1, Евангелие дня и И. В. (без уточнения), причастен Пс 111. 6b. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 48-49) под 4 нояб. помещен подробный устав службы И. В.: вечерня совершается без кафизмы, на «Господи, воззвах» стихиры И. В. поются на 6 (цикл из 3 стихир повторяется дважды), славник - самогласен И. В., на стиховне - стихиры И. В., указан отпустительный тропарь И. В. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τν Βαπτιστν μιμησμενος σιε (Крестителю подражая, преподобне...); на утрене поются 3 антифона (Пс 91, 96, 111), седален И. В., исполняются 2 канона: Октоиха и И. В., на хвалитех - стихиры И. В.; на литургии на блаженнах - 6-я песнь канона И. В., тропарь и кондак И. В., прокимен Пс 115. 6 со стихом, Апостол Гал 5. 22 - 6. 2, аллилуиарий Пс 111. 1, Евангелие Мф 4. 25 - 5. 12, причастен Пс 111. 6b. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 238) И. В. упоминается под 3 нояб., служба подробно не описана.

http://pravenc.ru/text/578008.html

Это соединение позволяет максимально полно возвестить евангельское благовестие о Тайне Искупления - и согласно каждому из евангелистов в отдельности (дневные Евангелия), и в виде цельного гармонизирующего рассказа (Евангелие вечерни), и в виде следующих друг за другом в хронологическом порядке отрывков (12 Евангелий). По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. студийских памятников отражающему первоначальную практику к-польского студийского монашества (и, в частности, употреблявшемуся в РПЦ до рубежа XIV-XV вв.), утреня В. п. имеет такой порядок: начальная часть (шестопсалмие, «Аллилуия» с тропарем); 15 антифонов и блаженны, перемежаемые Евангелиями Страстей; трипеснец и светилен; окончание утрени (без хвалитных стихир, но со стиховными); на 1-м часе тропарь часа заменяется особым (исполняемым с повторениями, по образцу т. н. тропаря пророчества), после к-рого читается 12-е Евангелие Страстей и следует окончание часа и отпуст. Остальные часы В. п. совершаются каждый в свое время, с кафизмами; на всех часах тропарь часа заменяется особым (исполняемым с повторениями) и читается Евангелие (Мк на 3-м, Лк на 6-м, Ин на 9-м); на 6-м часе между тропарем и Евангелием вставлена паремия с 2 прокимнами (та же, что на тритекти В. п. по Типикону Великой ц.). Последование же 12 тропарей и чтений В. п. поется в Великий вторник на 3-м часе, к-рый совершается без кафизм; последование поется после обычного тропаря 3-го часа и состоит из 4 одинаковых частей, каждая состоит из 3 тропарей (с повторами), прокимна (в 4-й части перед прокимном поется еще и кондак В. п.), паремии, Апостола, Евангелия (по одному из евангелистов (Мф, Мк, Лк, Ин) на каждой части); в конце бывают ектения и отпуст. Вечерню В. п. Студийско-Алексиевский Типикон предписывает петь не в главном храме мон-ря, а в одном из второстепенных, очевидно в связи с уборкой в главном храме. На вечерне поются 6 стихир, совершается вход и бывают чтения (как в Типиконе Великой ц.), после к-рых совершается литургия Преждеосвященных Даров.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Ист.: BHG, N 2173; BHL, N 3858; ActaSS. Iul. T. 6. P. 426-429; MartRom. P. 307-308; PG. 117. Р. 560 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 843; Laty š ev. Menol. Т. 2. Р. 214-216; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 107-108; ЖСв. Июль. С. 615-616. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224; Т. 3. С. 284; Ερμλαος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 876-877; Sauget J.-M. Ermolao, Ermippo ed Ermocrate//BiblSS. Vol. 5. Col. 66-67; Aubert R. Hermolaos//DHGE. T. 24. Col. 118; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 137. Гимнография Память Ермолая, Ермиппа и Ермократа отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 350) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. Ермолай, Ермипп и Ермократ не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 474-475), 26 июля совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене; последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа включает канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 171) память Ермолая, Ермиппа и Ермократа отмечается 26 июля; служба подробно не описана. В одной из древнейших редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094 (см.: Lossky. Typicon. P. 227) в день памяти Ермолая, Ермиппа и Ермократа назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. Такое же указание содержится 26 июля в первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545). В рус. первопечатном Типиконе (М., 1610) Ермолаю, Ермиппу и Ермократу назначается служба с «Бог Господь»; указан общий отпустительный тропарь священномученику 4-го гласа       Начиная с исправленного издания рус. Типикона (М., 1682), в рус. богослужебных книгах 26 июля вместо тропаря священномученику помещается общий тропарь мученикам 4-го гласа       Последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа в совр. богослужебных книгах состоит из отпустительного тропаря 4-го гласа Ο Μρτυρς σου Κριε (      ); кондака 4-го гласа        (только в славянских); канона, составленного гимнографом Иосифом, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Υμνοις γεραρω τος Ερμολου πνους. Ιωσφ (          ), ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Υμνοις, τν φωτοφρον (    ); цикла стихир-подобнов; седальна. В русской Минее (МП) 26 июля помещено полиелейное последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа, включающее дополнительные песнопения: отпустительные тропари 1-го гласа       и 8-го гласа     несколько стихир и седальнов.

http://pravenc.ru/text/190207.html

М., 2003. С. 306-307; Баталова С. Мотивът за появата на чудния Елен в житието на св. Евстатий Плакида - инициация «преведена» на езика на агиографската легенда?//Cultura Animi: Изслед. в чест А. Николова. София, 2004. С. 342-348; idem. (Batalova S.). The Tradition of St. Eustachius Placidas in Latin//Scripta & e-Scripta: The J. of Interdisciplinary Mediaeval Studies. Sofia, 2005. N 2. Р. 325-353; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина: Сер. XIII - сер. XV в. М., 2004. С. 199-206. О. В. Гладкова Гимнография Память Е. П. отмечается 9 нояб. в иерусалимском Лекционарии VII-VIII вв. ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars 1.] P. 39-40; [Pars 2.] P. 49-50), последование включает пение прокимна из Пс 67, Апостол Евр 10. 32-39, аллилуия со стихом из Пс 96, Евангелие Лк 21. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 40) память Е. П. приходится на 20 сент., его последование включает прокимен из Пс 15, Апостол Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 36, Евангелие Лк 21. 12-19, причастен Пс 32. 1. В самой ранней сохранившейся редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 284) - последование Е. П. имеет ряд праздничных особенностей: самогласен на вечерней стиховне, стихиры на хвалитех, пение на утрене «Бог Господь» и тропаря Е. П., светилен     после 9-й песни канона, на литургии служба, как в Типиконе Великой ц., аллилуиарий со стихом из Пс 33. Последование Е. П. в слав. студийских Минеях XI-XII вв. в целом соответствует указаниям Студийско-Алексиевского Типикона и включает 2 седальна, 2 цикла стихир-подобнов, 2-й из к-рых предназначен для пения на хвалитех, самогласен, в нек-рых списках помещается кондак с икосом ( Ягич. Служебные Минеи. С. 0162-0168). В слав. Стихирарях этого же времени имеется 4 самогласна великомученику. В последовании Е. П. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 280-281), отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, почти те же праздничные особенности, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; служба на литургии включает те же чтения из Апостола и Евангелия, прокимен из Пс 67 (как в иерусалимском Лекционарии), аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен на выбор - Пс 32. 1 или 111. 6b. Согласно одной из южноиталийских редакций Студийского устава, Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 28), 20 сент. соединяются последования Е. П. и попразднства Воздвижения Креста, к-рое продолжается по 21 сент. (согласно более ранним редакциям Студийского устава, праздник Воздвижения отдается 15 сент.), праздничные элементы последования Е. П. сохраняются (кроме светильна по 9-й песни). На литургии вся служба совпадает с приведенной в Типиконе Великой ц.

http://pravenc.ru/text/187479.html

Благовещение. Икона-тетраптих «Двадцать праздников». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Благовещение. Икона-тетраптих «Двадцать праздников». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Соответствуя друг другу в целом, разные редакции Студийского устава - такие, как Студийско-Алексиевский Типикон (отражает к-польскую студийскую практику 1-й пол. XI в.; это наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до кон. XIV в.; текст см.: Пентковский. Типикон. С. 332-341), Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного к-польского монашества кон. XI в.; текст см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429-444), Георгия Мтацминдели Типикон (отражает афонскую практику сер. XI в.; выписки см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 256-260), Мессинский Типикон (отражает южноитал. (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в.; текст см.: Arranz. Typicon. P. 129-144), Николо-Казолянский Типикон (отражает южноитал. (точнее, отрантскую и гроттаферратскую) практику XII в.; текст см.: Toscani Th. Ad Typica Graecorum ac praesertim ad Typicum cryptoferratense s. Bartholomaei abbatis animadversiones. R., 1864. P. 56-64 и Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 828-830),- отличаются целым рядом подробностей: 1) корпус стихир и седальнов в различных студийских Типиконах примерно один и тот же, но распределены они по дням и службам различным образом; 2) 24 марта, согласно Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому Типиконам, службы Триоди и предпразднства Б. соединяются со службой сщмч. Василия, что выражается в прибавлении стихир святого на «Господи, воззвах» на вечерне и канона святого на утрене (в афонском и итал. Типиконах службы святого нет); 3) Евергетидский Типикон кроме тропаря праздника использует для прославления события Б. 2 воскресных богородична (4-го гласа «        » и 1-го гласа «    »), указывая 1-й для повечерия под 24 марта и утрени 24 марта, а 2-й для утрени 26 марта (на обеих утренях - на Аллилуия; согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, здесь поются обычные постовые троичны; согласно афонскому и итал.- тропарь праздника «    » (но Мессинский Типикон для Аллилуия утрени 24 марта имеет особый тропарь Б.

http://pravenc.ru/text/149269.html

др. почитаемых святых. В Студийско-Алексиевском Типиконе упоминаются: 2 цикла стихир-подобнов в честь П. (на подобны «Званный свыше» и «О преславнаго чудесе», согласно их совр. названиям) на «Господи, воззвах»; 2 самогласна П.- на стиховнах вечерни и утрени (6-го гласа,     и 5-го гласа,     самогласны предписано петь после будничных стихир Октоиха; из Октоиха же берутся седальны по кафизмах и 1-й из 2 канонов утрени); канон П. 2-го гласа; отпустительный тропарь П.       седален П. (глас и начальные слова не указаны) и кондак П. 5-го гласа     а также литургийные чтения: прокимен из Пс 63, Апостол (2 Тим 2. 1-10), аллилуиарий со стихом Пс 91. 13, Евангелие (Ин 15. 17 - 16. 2) и причастен (Пс 111. 6-7) ( Пентковский. Типикон. С. 356). В афонском Георгия Мтацминдели Типиконе (ок. 1042) уставные указания о празднике П.- примерно те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; чтения литургии совпадают с перечисленными в Типиконе Великой ц. Прп. Георгий Мтацминдели предписывает исполнять кондак П. в качестве отпустительного тропаря вечерни (на утрене, как и в Студийско-Алексиевском Типиконе,- общий тропарь мученику), что, возможно, говорит о влиянии на афонскую практику XI в. традиции пения паннихис накануне праздничных дней ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 268). Действительно, в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. предписано совершать паннихис с каноном П. и кондаком в его честь накануне 27 июля, после вечерни ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 475). В остальном состав гимнографического последования П. в этом уставе близок к описанному в Студийско-Алексиевском Типиконе: на «Господи, воззвах» - стихиры на подобен «Званный свыше» по дважды (2-й цикл подобнов, на «О преславнаго чудесе», здесь перенесен на хвалитные псалмы утрени); на стиховне вечерни, после стихир Октоиха, поется самогласен Εξλαμψε σμερον; утрени - Μητρικν γαπσας εσβειαν (они совпадают с указанными патриархом Алексием Студитом); канон - 2-го гласа авторства Феофана; отпустительный тропарь - общий мученику (но указан еще и особый седален П.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010