Gött., 1918. S. 29; Lazzati G. Gli Sviluppi della letteratura sui martiri nei primi quattro secoli. Torino, 1956. P. 119; Simonetti M. Qualche osservazione a proposito dell " origine degli Atti dei martiri//REAug. 1956. Vol. 2. P. 39-57; Delehaye. Passions. 19662. P. 87-89; Freudenberger R. Die Acta Justini als historisches Dokument//Humanitas-Christianitas: W. v. Loewenich zum 65. Geburtstag/Hrsg. K. Beyschlag u. a. Witten, 1968. S. 24-31; Garnsey P. The Criminal Jurisdiction of Governors//JRS. 1968. Vol. 58. P. 51-59; Barnes T. D. Legislation against the Christians//Ibid. P. 32-50; idem. Pre-Decian Acta Martyrum//JThSt. N. S. 1968. Vol. 19. N 2. P. 509-531; Hamman A. La Confession de la foi dans les premiers actes des martyrs//Epektasis: Mélanges Patristiques offerts au Cardinal Jean Daniélou. P., 1972. P. 99-105; Williams G. H. Justin Glimpsed as Martyr among His Roman Contemporaries//The Context of Contemporary Theology: Essays in Honor of P. Lehmann/Ed. A. J. McKelway, E. D. Willis. Atlanta, 1974. P. 109-112; Pizzolato L. F. Cristianesimo e mondo in tre passiones dell " età degli Antonini//Studia Patavina. Padova, 1976. T. 23. N 3. P. 501-519; Bisbee G. A. The Acts of Justin Martyr: A Form-Critical Study//Second Century. Abilene, 1983. Vol. 3. P. 129-157; Girgenti G. Giustino Martire: Il primo cristiano platonico: Con in appendice «Atti del martirio di San Giustino». Mil., 1995. P. 174. (ST; 7); Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. СПб., 20063. С. 104-106. А. Н. Крюкова, Э. П. К. Гимнография Память И. Ф. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 303) 1 июня без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. Ф. не упоминается, однако в рукописных Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 167, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Т. 2. С. 65) содержится последование И. Ф., состоящее из канона, стихир и седальнов. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т.

http://pravenc.ru/text/Иустину ...

Arch. 1968. Vol. 18. P. 13-20; Fasola U. Le catacombe di S. Gennaro a Capodimonte. R., 1974; Catello E., Catello C. La Cappella del Tesoro di S. Gennaro. Napoli, 1977; Strazzullo F. La Real Cappella del Tesoro di S. Gennaro: Doc. inediti. Napoli, 1978; Liccardo G. Inscrizioni cristiane latine incise delle catacombe di S. Gennaro in Napoli//Campania Sacra. Napoli, 1988. Vol. 19. P. 171-189; idem. Il catalogo figurato dei vescovi nelle catacombe di S. Gennaro: Not. intorno all " apostolicità della chiesa di Napoli//Ibid. 1991. Vol. 22. P. 5-14; Il Duomo di Napoli e il miracolo di S. Gennaro/Ed. P. Antignani. [S. l.], 1996; In Paradiso: Gli affreschi del Lanfranco nella Cappella del Tesoro di S. Gennaro/Ed. D. M. Pagano. Napoli, 1996; Pagano D. M. Domenichino alla Cappella del Tesoro di S. Gennaro//Domenichino, 1581-1641. Mil., 1996. P. 349-367; De Maria L. Coperture musive delle tombe pavimentali al S. Gennaro di Napoli//Atti del 4. Colloquio dell " Associazione italiana per lo studio e la conservazione del mosaico/Ed. R. M. Bonacasa Carra. Ravenna, 1997. P. 637-644; Duomo di Napoli: Restauro della Cripta di S. Gennaro/Ed. L. Folli. Napoli, 2001; Cantabene G., Dodaro L., Lippiello M. The Repairs to the Dome of the Chapel of St. Gennaro " s Treasure: The 18th-Cent. Dispute " between F. Sanfelice and G. Lucchese//Proc. of the 2nd Intern. Congr. on Construction History: Queens " College, Cambridge University 29th March - 2nd April 2006/Ed. M. Dunkeld. Camb., 2006. P. 561-577; Del Pesco D. Oliviero Carafa ed il programma iconografico del Succorpo di S. Gennaro nel Duomo di Napoli//Ottant " anni di un Maestro: Omaggio a Ferdinando Bologna/Ed. F. Abbate. [Napoli], 2006. P. 203-222. Л. К. Масиель Санчес Гимнография Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 38) 19 сент. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев.

http://pravenc.ru/text/200381.html

В Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.), составленный кард. Цезарем Баронием , сведения о К. внесены под 26 сент. Ист.: BHG, N 290z - 291c; BHO, N 185; PG. 115. Col. 881-900; Vitae et Passiones Sanctorum Selectae ex Eclogariis. Venice, 1874. Vol. 1. P. 656-686; Conybeare F. C. The Armenian Apology and Acts of Apollonius and Other Monuments of Early Christianity. L., 1896. P. 289-336; SynCP. Col. 81-83; Halkin F. La Passion ancienne de S. Callistrate//Byz. 1983. T. 53. Fasc. 1. P. 233-249; ЖСв. Сент. С. 592-600; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993 3. Τ. 1. Σ. 225-227. Лит.: ActaSS. 1760. Sept. T. 7. P. 190-195; Ibid. 1867. P. 174-179; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 300; Т. 3. С. 400; Delehaye. Origines. P. 256; Gouillard J. Callistrate (1)//DHGE. 1949. Vol. 11. Col. 449; Rinoldi A. Callistrato//BiblSS. Vol. 3. Col. 692-693; Janin. Églises et monastères. P. 275-276; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 246. О. В. Л. Гимнография Память К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 50) 27 сент. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. К. не упоминается. Последование К., согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 285), включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, дополнительную стихиру-подобен, седален. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 173) К. назначается служба с «Бог Господь» и тропарем; указан общий отпустительный тропарь мученику Ο μαρτς σου Κριε (      ). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. помещен общий тропарь мученикам (К. и воинам, с ним пострадавшим). В первопечатном Московском Типиконе 1610 г. указания те же, что и в первопечатном греческом. В издании Московского Типикона 1633 г. в последование К. был добавлен кондак, а в исправленном издании Типикона 1682 г. 27 сент. появился 2-й кондак К. Последование К., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь мученикам 4-го гласа Μρτυρς σου Κριε (      ); кондак 4-го гласа Ωσπερ στρον μγιστον (Яко звезда великая...- только в совр. греч. Минее; этот же кондак встречается в слав. Минеях XV в.- см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 236), кондак 4-го гласа Τος πολυτρπους ακισμος (     - только в совр. рус. Минее, греч. оригинал известен по рукописям - см.: Там же. С. 203); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Τ παμμεγστ προσλαλ Καλλιστρτ. Ιωσφ (К всесильному обращусь Каллистрату. Иосифов), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Τρβον διοδεσας (Стезю шествовав); цикл стихир-подобнов, стихира-самогласен; седален; светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/1320119.html

В древних слав. Минеях (XII в.; ГИМ. Син. 166. Л. 123 об.- 130 об.; РНБ. Соф. 203. Л. 98 об.- 103) последование 21 мая включает канон, 2 седальна (1-й - это отпустительный тропарь в Студийско-Алексиевском Типиконе), 2 группы стихир-подобнов (2-я включает только 2 стихиры); могут содержаться 5 стихир-самогласнов (напр., см.: ГИМ. Син. 166), к-рые также зафиксированы в Стихирарях того времени (напр., БАН. 34.7.6). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 455-456) служба равноапостольным К. и Елене имеет тот же устав, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону. На вечерне отменяется стихословие кафизмы, на литургии поются изобразительны, на блаженнах - тропари из 3-й песни канона К. и Елены, прокимен из Пс 18, аллилуиарий со стихом из Пс 88, причастен (Пс 18. 5), чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 152-153), представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 21 мая в честь равноапостольных К. и Елены указан ряд песнопений, отсутствующих в др. студийских Типиконах: цикл стихир-подобнов и 3 самогласна на «Господи, воззвах», славники на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех; на «Бог Господь» - тот же тропарь, что и в Типиконе Великой ц.; праздничной особенностью службы является пение особых антифонов (Пс 19, 20, 88) на утрене; указания о литургии те же, что и в Типиконе Великой ц. В Иерусалимском уставе память равноапостольных К. и Елены также отмечается 21 мая. Степень торжественности службы в этот день в разных редакциях Иерусалимского уставах может варьироваться. Начиная с ранних редакций XI-XII вв. (напр., Sinait. gr. 1094 - см.: Lossky. Typicon. P. 216) и до редакций XVII в., последование равноапостольных К. и Елены соответствует уставу малого праздника: на утрене поется «Бог Господь» и тропарь, стихиры на «Господи, воззвах» исполняются на 6, на вечерне и утрене назначаются стихиры-самогласны, в т. ч. для пения на хвалитех; канон равноапостольных К. и Елены исполняется на 6. Такой же устав имела служба в честь равноапостольных К. и Елены в печатных московских Типиконах (1610, 1633 и 1641) до исправленного издания 1682 г.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Мученики Евлампий и Евлампия. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклинхаузен) Память Ев. и Е. отмечена в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 64) под 10 окт. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава , память Ев. и Е. отсутствует, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 160, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 18) содержатся канон, цикл стихир и седален Ев. и Е. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 292-293), представляющий малоазийскую редакцию Студийского устава, предписывает совершать 10 окт. службу с «Аллилуия» , петь канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, цикл стихир-подобнов и седален, посвященные Ев. и Е. Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 38), представляющий афоно-итал. редакцию Студийского устава, упоминает под 10 окт. Ев. и Е. и предписывает совершать в этот день вседневное последование. Ранние редакции Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 177) содержат в день памяти Ев. и Е. указание совершать службу с «Аллилуия». Начиная с первопечатных греч. и рус. Типиконов и по наст. время в богослужебных книгах под 10 окт. излагается вседневная служба Ев. и Е. Последование Ев. и Е., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь общий мученикам Ο μρτυρς σου (    ); кондак 3-го гласа Τος γενναους μρτυρας (    ); каноны, различающиеся в греч. и слав. Минеях: в слав. Минее помещен канон, составленный гимнографом Феофаном (греч. оригинал известен по рукописям; см.: AHG. T. 2. P. 80-86), 4-го гласа, с акростихом; Τν ατδελφον ανσω ξυνωρδα (      ), ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      :), нач.: Τ πθ τ το Χριστο (    ); в греч. Минее находится канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа (видимо, именно этот канон подразумевается в указаниях Евергетидского Типикона), с акростихом: Τν λαμπρν μν μαρτρων ξυνωρδα. Ιωσφ (Светлое воспеваю мучеников сопряжение. Иосиф), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Τας φανοτταις κτσι (Светлейшими лучами); цикл стихир-подобнов (разные в греч. и слав. Минеях: в греч. Минее - 4-го гласа, подобен Εδωκας σημεωσιν (      ); в слав. Минее - 4-го гласа, подобен    ), славники на «Господи, воззвах» и на стиховне вечерни; седален; светилен.

http://pravenc.ru/text/187173.html

Молитвы по К. начинают появляться в Псалтирях с XI в. (Athen. Soc. Hist. Ethn. 3; Ath. Vatop. 1231 и проч.). Современный цикл из 22 таких молитв (20 по К. и по одной в начале и в конце Псалтири) - далеко не единственный из представленных в рукописях (см.: Parpulov G. Toward a History of Byzantine Psalters: Diss. Chicago, 2004. Vol. 1. P. 306-358). Вне рамок собственно монашеской практики келейное чтение одной или неск. К. также выполняется как по желанию дополнительно, так и в качестве епитимии, при совместной молитве мирян и т. д. См. также статьи Псалтирь , Псалмодия . Лит.: Розанов. Устав. С. 234-239; Петровский А., свящ. Кафизма//ПБЭ. Т. 9. С. 301-303; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 631-636; Mateos J. La Psalmodie variable dans le rite Byzantin//Acta philosophica et theologica. R., 1964. Vol. 2. P. 327-339; Taft. Liturgy of the Hours; Weitzmann K., Galavaris G. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai: The Illuminated Greek Ms. Princeton, 1990. Vol. 1: 9th-12th Cent.; Пентковский. Типикон; Frøyshov S. R. L " Horologe «géorgien» du Sinaiticus Ibericus 34: Diss. [P., 2003]; idem. The Georgian Witness to the Jerusalem Liturgy: New Sources and Studies//Inquiries into Eastern Christian Worship: Selected Papers of the 2nd Intern. Congr. of the Soc. of Oriental Liturgy, Rome, 17-21 Sept. 2008/Ed. B. J. Groen, S. Hawkes-Teeples, S. Alexopoulos. Leuven, 2012. P. 227-267. (Eastern Christian Studies; 12); idem. The Jerusalem Psalter and its Radiance: Investigations of Early Liturgical Psalter Divisions of the Syro-Palestinian Sphere (в печати); Getcha J. La réforme liturgique du métropolite Cyprien de Kiev. P., 2010; Parpulov G. Psalters and Personal Piety in Byzantium//The Old Testament in Byzantium/Ed. R. S. Nelson, P. Magdalino. Wash., 2010. P. 77-105. С. Р. Фрейсхов В греческой певческой традиции В греч. студийской практике, отразившейся в слав. Студийско-Алексиевском уставе, каждая К. исполнялась на один из 8 гласов недели. В певч. рукописях в каждом гласе записывались 9 мелодических моделей для распевания К. (как правило, 1-й, 2-й и 3-й или 2-й, 3-й и 4-й), по 1 модели для каждой «Славы» (статии), т. о., всего 72 модели, или «аллилуиария» (названы по припеву к псалмовым стихам - «Аллилуия»). Кроме того, для отдельных К. и их «Слав» были созданы дополнительные напевы (для 1-й «Славы» 1-й К., для полиелея (1-й «Славы» 19-й К., 2 напева), для 2-й «Славы» 7-й К. и для 3-й «Славы» 20-й К.; всего 5) ( Пентковский. Типикон. С. 404-405). Наборы моделей на 8 гласов (разной степени полноты) известны по немногочисленным визант. нотированным рукописям XII-XIII вв. (Стихирарь. Sinait. gr. 1273, XII в.; Асматикон-Псалтикон. Mess. Salvad. 129, 2-я четв. XIII в.; Асматикон-Псалтикон. Crypt. Γ. γ. V, 1225 г.; Асматикон-Псалтикон. Crypt. Γ. γ. VII, 2-я пол. XII в.; см.: Shkolnik. 1997). Записи моделей в средневизант. интервальной нотации позволяют реконструировать простые по стилистике напевы.

http://pravenc.ru/text/кафизма.html

Неудивительно, если для такой кафизмы, и особенно для первого антифона ее, устав назначает особо торжественное исполнение. Умалчивая о пении, по крайней мере о напевах, для всех кафизм, нынешний Типикон указывает напев только для настоящей и 17 кафизмы. «Таже стихологисуем Псалтирь на гл. 8 первую кафисму Блажен муж первый антифон, второй и третий антифон поем на глас дне». Настоящую кафизму положено, таким образом, в разных ее частях петь разными напевами, и 1-й антифон — на 8 глас, тот же торжественный глас, которым поется и предначинательный псалом великой вечерни. Притом 1-й антифон поется с припевом аллилуиа, как еще только полиелейные псалмы и иногда 17-я кафизма, — припевом, употреблявшимся у древних евреев в Пасху и великие праздники (см. Вступ. гл., с. 12) и запрещенным у римо-католиков в посты. О припеве аллилуиа к 1 антифону 1 кафизмы, как и к полиелейным псалмам, не говорит нынешний Типикон и богослужебные книги, но употребление его основано на музыкальной традиции, передаваемой нотными памятниками. В знаменном и греческом распевах аллилуиа на Блажен муж положено однажды, в киевском — трижды [ 316 ]. «Блажен муж» в древних уставах Об употреблении на воскресной вечерне 1 кафизмы есть свидетельство от VI b. (Вступит. гл., с. 295), впрочем, от такой практики, где за воскресной всенощной выпевалась вся Псалтирь (ср. ныне в конце утрени 148–150 пс). В Часослове VIII b. по чину лавры Саввы 1-я кафизма положена в начале всех служб дня как бы в качестве самостоятельной службы (там же, с. 298). По Студийско-Алексиевскому уставу XI–XII b., предполагающему эту кафизму, как и все позднейшие уставы, на воскресной вечерне, для 1 антифона 1 кафизмы существовал особый напев 8 гласа, тогда как 2 и 3 славы ее пелись на приключившийся глас. Что касается припева «аллилуиа», то, по-видимому, по этому уставу все кафизмы пелись с этим припевом (Вступит. гл., с. 365). Древние списки Иерусалимского устава об исполнении «Блажен муж» говорят следующим образом. Груз. ркп. XIII b.: «стихологисуем Блажен муж на 8 гл., после (?) 3 псалма немного повышаем голос».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 128), без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 302) устав на 11 дек. описан кратко: служба совершается как обычно, на вечерней стиховне указан самогласен святого. В слав. студийских Минеях также приводится этот самогласен, др. праздничных элементов служба не имеет и включает седален, 3 стихиры-подобна и канон ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 36). В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 336) служба в день памяти Д. С. имеет ряд черт, характерных для праздничного богослужения: на утрене поется «Бог Господь» и тропарь святого Υπομονς στλος γγονας (        ), стихиры Д. С. на «Господи, воззвах» и канон Д. С. на утрене поются на 6 гласов, на стиховне после 2 стихир Октоиха - самогласен Д. С., указаны прокимен, аллилуиарий и причастен литургии. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 69) дано лишь краткое описание службы, на утрене поется Аллилуия одновременно с тропарем Д. С. (того же, что и по Евергетидскому Типикону; т. о., тропарь святого заменяют обычные для службы с Аллилуией троичны). После смены Студийского устава на Иерусалимский состав службы Д. С. не изменился. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) на память Д. С. 11 дек. указано пение тропаря святого, а также самогласного славника на «Господи, воззвах», на литургии - общая служба преподобным. Такой же устав выписан в слав. списках Иерусалимского устава XV в. (обычно без указания литургийных чтений). В списках XVI в. устав 11 дек. меняется в зависимости от дня недели: если 11 дек. попадает на понедельник, среду или пятницу, на утрене поется Аллилуия с троичнами, а тропарь и самогласен на вечерне Д. С. отменяются; в др. дни на утрене поется «Бог Господь», последование включает тропарь и самогласен. Такой же устав сохраняется в дониконовских печатных изданиях. Первопечатный рус. Типикон (М., 1610) указывает еще один самогласен Д.

http://pravenc.ru/text/171316.html

6, 50). 23 апр. даются общие указания о чтениях в честь Г., уточняются только апостольские чтения: Деян 16. 16-34 (читается в том случае, когда последование совершается в период Пятидесятницы) или 1 Петр 3. 9-18. Последование 10 нояб. включает тропарь 5-го гласа «Явился, как звезда», прокимен из Пс 144, паремии Притч 29. 2-6, Ис 65. 13-18, апостольское чтение 1 Фес 1. 1-12, аллилуиарий со стихом из Пс 88, евангельское чтение Ин 15. 20 - 16. 4. Вмч. Георгий. Эмалевый образ в «Св. Короне» Венгрии. К-поль. 1074-1077 гг. (Венгерский нац. музей, Будапешт) Вмч. Георгий. Эмалевый образ в «Св. Короне» Венгрии. К-поль. 1074-1077 гг. (Венгерский нац. музей, Будапешт) В иерусалимском Тропологии VIII-X вв. (сохр. в груз. переводе - см. Метревели. Иадгари. С. 233-235, 318-321) память Г. указывается 23 апр. и 3 нояб. Последование Г. в эти дни включает стихиры на «Господи, воззвах» и на хвалитех и четверопеснец (6-9-я песни). Типикон Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 270) отмечает память Г. 23 апр., в этот день приводится праздничное последование: на Пс 50 утрени поется тропарь 4-го гласа на подобен «Вознесыйся»: Γεωργηθες π Θεο, νεδεχθης τς εσεβεας γεωργς τιμιτατος (                ); чтения литургии: прокимны из Пс 67 и 63, Деян 12. 1-11 (указано также апостольское чтение для совершения службы вне периода Пятидесятницы: 1 Кор 3. 9-17), аллилуиарий из Пс 91, Ин 15. 17-16. 2, причастен Пс 32. 1. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 341), к-рый представляет древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава , 23 апр. приводится праздничное последование с пением «Блажен муж» на вечерне, «Бог Господь» на утрене и тропаря Г.       На литургии на блаженнах - тропари 3-й и 6-й песней канона ; литургийные чтения - те же, что и по Типикону Великой ц. (но прокимен один (из Пс 63), причастен - Пс 111. 6b). В случае совпадения с Великими пятницей или субботой предписывается переносить последование Г. на Великую среду, при этом на утрене поется Аллилуия , а не «Бог Господь», одна из стихир Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

«Таже стихологисуем Псалтирь на гл. 8 первую кафисму Блажен муж первый антифон, второй и третий антифон поем на глас дне». Настоящую кафизму положено, таким образом, в разных ее частях петь разными напевами, и 1-й антифон – на 8 глас, тот же торжественный глас, которым поется и предначинательный псалом великой вечерни. Притом 1-й антифон поется с припевом аллилуиа, как еще только полиелейные псалмы и иногда 17-я кафизма, – припевом, употреблявшимся у древних евреев в Пасху и великие праздники (см. Вступ. гл., с. 12) и запрещенным у римо-католиков в посты. О припеве аллилуиа к 1 антифону 1 кафизмы, как и к полиелейным псалмам, не говорит нынешний Типикон и богослужебные книги, но употребление его основано на музыкальной традиции, передаваемой нотными памятниками. В знаменном и греческом распевах аллилуиа на Блажен муж положено однажды, в киевском – трижды 2153 . «Блажен муж» в древних уставах Об употреблении на воскресной вечерне 1 кафизмы есть свидетельство от VI в. (Вступит. гл., с. 295), впрочем, от такой практики, где за воскресной всенощной выпевалась вся Псалтирь (ср. ныне в конце утрени 148–150 пс). В Часослове VIII в. по чину лавры Саввы 1-я кафизма положена в начале всех служб дня как бы в качестве самостоятельной службы (там же, с. 298). По Студийско-Алексиевскому уставу XI-XII в., предполагающему эту кафизму, как и все позднейшие уставы, на воскресной вечерне, для 1 антифона 1 кафизмы существовал особый напев 8 гласа, тогда как 2 и 3 славы ее пелись на приключившийся глас. Что касается припева «аллилуиа», то, по-видимому, по этому уставу все кафизмы пелись с этим припевом (Вступит. гл., с. 365). Древние списки Иерусалимского устава об исполнении «Блажен муж» говорят следующим образом. Груз. ркп. XIII в.: «стихологисуем Блажен муж на 8 гл., после (?) 3 псалма немного повышаем голос». По греч. ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35 XIII в. и Моск. Синод, б. 381 XIII-XIV в.: «стихословим Блажен муж песненно ( μετ μλους; 381: διομλως – самогласно) на гл. 8; на втором же псалме возвышаем голос ( ναρρομεν) немного» 381: † «подобно и на третьем»); затем творит диакон малую ектению; второй же и третий антифон на глас дня 381: «2 же и 3-й антифон по обычаю»).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010