9 сентября 1900 года архимандрит Андроник был переведен в Уфимскую епархию и зачислен в братию Уфимского архиерейского дома . 18 октября 1900 года по ходатайству епископа Уфимского Антония (Храповицкого) архимандрит Андроник был назначен ректором Уфимской Духовной семинарии, а с 11 января 1901 года, кроме того, – благочинным монастырей Уфимской епархии . За это время, пока архимандрит Андроник был благочинным, число монастырей увеличилось с шести до пятнадцати, был устроен единоверческий Воскресенский мужской монастырь, а в городе Златоусте открыт женский единоверческий монастырь . Став ректором, архимандрит Андроник повел решительную борьбу с недостатками устроения быта и учебного процесса семинарии, с пороками преподавателей и семинаристов, в чем его поддержал епископ Антоний. До назначения отца Андроника на эту должность преподавательский коллектив был в значительной степени разложен нравственно, и в семинарии процветали пьянство и невежество в такой степени, что не больше одного студента из заканчивающих семинарию удавалось уговорить продолжить образование в Духовной академии. В священники выпускники семинарии категорически отказывались идти вообще. Все церковное считалось на последнем месте, и всенощное бдение в семинарском храме продолжалось не более часа с четвертью. Архимандриту Андронику со временем удалось исправить это положение. Было поставлено на должную высоту богослужение, ставшее воплощением духовной красоты православной веры, так что семинарская церковь начала переполняться народом. В академию стали поступать, причем из числа лучших, восемь выпускников из двадцати-двадцати пяти, а в желающие послужить Церкви Христовой священниками записывалось сразу полкурса из окончивших. Для исправления положения новому ректору пришлось уволить часть преподавателей из тех, кто выказывал упорство в нежелании избавиться от пороков, в которые они втягивали и юношество; архимандрит Андроник, имея характер решительный и прямой, шел в этом отношении до конца и, несмотря на покровительство некоторых влиятельных людей людям порочным, шел в своей решимости до готовности самому уйти в отставку.

http://fond.ru/kalendar/467/andronik/

—214— колов и Александр Красовский – первый учителем по русскому языку во II, III и IV классы Волоколамского духовного училища, а последний помощником инспектора в Вятскую духовную семинарию. – Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сем совету академии для зависящего распоряжения, присовокупляя, что об ассигновании следующих упомянутым лицам, по положению, денег ныне же сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде». Справка : По распоряжению о. ректора академии, означенным кандидатам сообщено о назначении их на духовно-учебную службу. Определили : Принять к сведению. IV. Представление архимандрита Московского Даниловского монастыря Ионы: Вследствие распоряжения Преосвященного Тихона, Епископа Можайского, долгом считаю представить полученную из Государственного Банка 4% Государственную ренту по номиналу 5800 рублей от имени Братства Святителя Петра Митрополита и покорнейше прошу совет академии ходатайствовать установленным порядком об учреждении при академии стипендии имени архимандрита Павла и профессора Николая Ивановича Субботина . При сем считаю долгом присовокупить, что Братству желательно, чтобы студент, имеющий пользоваться стипендией, изучал раскол и курсовое сочинение писал по предмету о русском расколе. В получении же ренты на вышеозначенную сумму прошу выдать мне квитанцию». Определили : 1) Благопочтительнейше просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об учреждении при Московской духовной академии стипендии имени настоятеля Московского Никольского единоверческого монастыря архимандрита Павла и профессора Московской духовной академии Н.И. Субботина . 2) Деньги, в количестве 5800 руб. передать в правление академии для внесения их в казнохранилище, а в получении их выдать о. архимандриту Ионе квитанцию. 3) Представить установленным порядком на благоусмотрение и утверждение Святейшего Синода следующий проект положения об означенной стипендии». «1) При Московской духовной академии учреждается стипендия имени настоятеля Московского Никольского единоверческого монастыря архимандрита Павла и профессора Московской академии Николая Субботина , в 220 руб. 40 коп., на проценты с капи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Должен отметить, что это одна из задач, которую мы сегодня ставим в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Действительно, существует очень много литературы, которая в бумажном виде просто недоступна, а в электронном виде уже существует, но на закрытых сайтах, за доступ к которым нужно платить. Пока вопрос с доступом к таким ресурсам не решен, но он стоит в самых ближайших наших планах. — Не могли бы Вы рассказать о диалоге со старообрядцами? Насколько, по Вашему мнению, устарели претензии друг к другу? Как Вы смотрите на развитие единоверия, в том числе на вопрос рукоположения для единоверческих общин епископа? — Диалог со старообрядчеством — это один из приоритетов нашей внешней церковной деятельности. Внутренний раскол, возникший более 300 лет назад, пока будет существовать, останется кровоточащей раной на теле нашей Церкви, тем более, что старообрядцы — это люди, которые отделились от Церкви не по каким то догматическим или экклезиологическим причинам, а по причинам обрядового характера. Конечно, гораздо труднее сегодня вести диалог со старообрядцами беспоповских согласий, чем со старообрядцами, у которых имеется и иерархия, и священство. Единоверчество является очень важным проектом, который родился еще в XIX веке и который может служить мостом между старообрядцами и Русской Православной Церковью. Что же касается конкретных мер, например, рукоположения специального епископа для единоверцев, я не думаю, что сейчас мы для этого достаточно созрели. Единоверческих приходов на самом деле не очень много. И если над ними будет стоять некий экстерриториальный епископ, это может создать определенный дисбаланс в системе церковного управления, потому что эти приходы, по сути, окажутся в двойном подчинении у своих местных архиереев и еще у некоего специально назначенного для их окормления епископа. Уверен, что развивать единоверие надо. В Москве существует Центр древнерусской традиции, который возглавляет бывший старообрядец-беспоповец, а ныне священник Русской Православной Церкви отец Иоанн Миролюбов. Я не так давно посещал этот центр. Там есть группа верующих, которые регулярно собираются на богослужения; песнопения исполняются, разумеется, знаменным распевом по дониконовским неправленым книгам. Думаю, деятельность этого центра и других подобных центров, которые будут создаваться в дальнейшем, послужит большему взаимопониманию между старообрядцами и православными.

http://patriarchia.ru/db/text/1155640.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Санкт-Петербурге прошли конференция «100 лет первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев)» и фестиваль древнерусского знаменного пения 21.12.2012 17 декабря 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербургской духовной академии прошла конференция «100 лет первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев)». В конференции приняли участие настоятели и прихожане единоверческих приходов Москвы и Петербурга, преподаватели и студенты Санкт-Петербургской православной духовной академии. Открывая конференцию, проректор СПбДА по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич отметил, что в этой духовной школе в настоящее время активно изучается опыт богословской мысли, богослужебного пения, иконографии и употребления дореформенных текстов, который имеется в единоверии. В конференции принял участие консультант Отдела внешних церковных связей, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов, который выступил с докладом «Современное состояние единоверия». В тот же день по благословению ректора Санкт-Петербургских духовных школ епископа Гатчинского Амвросия в актовом зале академии в рамках проходящего в Северной столице фестиваля древнерусского знаменного пения состоялся концерт, в котором приняли участие певческие коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, городов Ленинградской области и России. Богослужебные песнопения исполнили учащиеся отделения русской традиционной певческой культуры Детской музыкальной школы им. М.М. Ипполитова-Иванова из Гатчины, клиросный знаменный хор " Цевница " Троице-Сергиевой приморской мужской пустыни (регент - Мария Климович), ансамбль древнерусской музыки «Знамение» Санкт-Петербургской государственной капеллы (художественный руководитель - Татьяна Швец). Участие в концертной программе приняли также певческие коллективы старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви: объединённый клиросный хор единоверческой общины Санкт-Петербурга, хор единоверческой общины Тихвинской иконы Богородицы на Аннинском погосте Кировского района Ленинградской области (руководитель иерей Сергий Чиж) и клирос Никольской единоверческой церкви Санкт-Петербурга. Концертную программу вёл настоятель Никольской единоверческой церкви, член Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Пётр Чубаров. Зрители имели уникальную возможность услышать не только различные направления знаменного распева, но и особые традиции их исполнения, так как знаменный распев по-разному звучал в городских соборах, маленьких приходских храмах и в монашеских обителях. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 21.12.2012 09:34:36

http://drevo-info.ru/news/14426.html

В Моршанском уезде, Тамбов. губ. одиноко среди православного населения приютилось большое раскольничье селение с малым числом душ единоверческого прихода, имеющего убогую церковку, но доброго пастыря, подвижника миссии о. Л-ва. Замечательно, что он, будучи студентом семинарии, познакомившись на должности учителя с тяжкой долей единоверческого прихода, принял священство, и поступил в этот назначенный приход буквально из жалости к этому малому стаду Христову. И несёт свой крест пастырского подвижничества в страшной скудости вот уже около десяти лет. Средства главные получает от учительства в местной школе. О. Л-ву представлялась не раз возможность перейти в приходы с прекрасным обеспечением, – настаивает на этом и семья – но доброму пастырю-миссионеру все жаль своё малое стадо и убогую церковь , имевшую вид сарая. Супруге он говорит: подожди – вот как выстрою Церковь , тогда перейдём. Сам он ездил в Москву и Петербург по сбору на церковь, терпя всякие огорчения. Единоверцы обожают своего пастыря, и раскольники полюбили и присоединяются. Не так давно в этом селении произошло знаменательное событие: о. Л-вым присоединён ко св. пр. Церкви настоятель раскольников-беспоповцев поморского согласия, деревни Васильевщины, кр. Иван Андреев Жуков. Жуков глубокий старик; он имеет от роду более 80 лет, но ещё бодр и свеж. С 1895 г. он настоятельствовал среди местных поморцев, а до того времени, около 30 лет был помощником наставника и постоянным его заместителем. Жуков, присоединяясь к православию, был совершенно чужд всяких земных расчётов. Чувствуя свою старость, он опасался как-бы не умереть в расколе, вне прав. Церкви; мысль эта, по его искреннему признанию, пять лет тяготила его, не давая покоя, и он, наконец, решился порвать связи с расколом. Все его дети, – дочери и сыновья, присоединением своего родителя были глубоко огорчены и делали ему много неприятностей, но он, не падая духом, с терпением всё переносит. Черкесов В., свящ. Из миссионерской практики//Миссионерское обозрение. 1902 г. 9–12. С. 905–907

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«И Ангелу Лаодикийския церкве напиши: тако глаголет аминь, свидетель верный и истинный, начаток создания Божия: вем твоя дела, яко ни студен еси ни тепл: не да студен бы был ни тепл. Так, яко обуморен еси, и ни тепл ни студен, изблевати тя от уст моих имам. Зане глаголеши, яко богат есмь и обогатихся, и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг. Совещаю тебе купити от Мене злато разжженое огнем, да обогатишися: и одеяние бело, да облечешися: и да не явится срамота наготы твоея: и коллурием помажи очи твои, да видиши. Аз ихже аще люблю, обличаю и наказую: ревнуй убо и покайся. Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со мною. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем моим на престоле Его. Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет церквам». Вопрошающий. В каком смысле Господь именует себя начатком создания Божия? Отвещающий. Созданием Божиим Господь называет здесь Церковь , себя же именует начатком Церкви, то есть главой ее, как называет Его и апостол Павел в послании к колоссаем ( Кол.1:18 ): «И той есть глава телу церкве, иже есть начаток, перворожден из мертвых, да будет во всех той первенствуя». Вопрошающий. Что означают слова Господа: ни тепл, ни студен еси, но аки обуморен еси? Отвещающий. Теплым Господь именует христианина, имущего веру православную и дела, достойные верующего; студеным – неверного; а обуморенным – христианина, не имущего дел, достойных веры. Поминает же Господь студеного не для того, чтобы желал кому-либо быть студеным, но показует сим, что верующему не свойственно быть без дел, быть обуморенным, как не свойственно ему быть и студеным, т. е. неверным. Вопрошающий. Как понимать прещение Господне: аще не покаешися изблевати тя имам? Отвещающий. Страшно сие прещение Господне! Христианин, живущий в небрежении о заповедях Господних, по многом к нему долготерпении Божии пребывающий неисправленным, лишается благодати Божией, которая соблюдает его в правоверии, впадает в различные ереси, как Арий, Македоний и прочие еретики. Тогда сбывается на нем апостольское слово: «предаде их Бог в похотех сердец их» ( Рим.1:24 ), лишив их своей помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

19. Книга родословная. Рукопись в листе на синей бумаге, всего 34 л., нач. 19 в. Полное заглавие такого: Книга Родословная от Адама праотцам и отцам и пророкам до Рождества и от Рождества Христова, апостолам и евангелистам, и царям иерусалимским, константинопольским, римским и российским Великим Князем, Государем, Императорам и чадам их от Рюрика идущим. – После таблицы родословного древа, на 29 л. следует «Описание дел великих князей, государей, царей и императоров российских». Начин «О крещении в России». В 1863 г. Книга принадлежала великому Михаилу Васильевичу Данилову. 20. Книга молебного пения, без начала. Рукоп. 8, 8 л. 18 в., полууст. 21. Ручная Пасхалия. Рукопись на писчей бумаге 8, 12 л. 1865 г. Принадлежала орловскому единоверческому священнику Петру Булгакову. – На каждой странице изображены пять пальцев руки, на них размещены буквенные знаки зрячей пасхалии. 22. Классные записки по предметам духовной семинарии 1865 – 1872 г. Ркп. 4, 354 л. Принадлежали ученику Василию Вознесенскому, а потом Петру Смирнову – ярославской семинарии. Курсы следующие: 1) по Священному Писанию Н.З., 2) по Основному Богословию или Введению в Православное Богословие, 3) по Всеобщей Новозаветной Церковной Истории и в связи с этим – Краткие сведения о раскольнической австрийской лжеиерархии. 23. Записки лекций студента Московской Духовной Академии 31 курса А. Вознесенского 187 2–2874 гг. Современная рукопись 4, 504 л., писана карандашом и чернилами; в переплете. В конце присоединено две печатных вырезки о реформах духовного суда – из Соврем. Изв. номер 128 и оттиск 8., 46 стр. «О предполагаемой реформе церковного суда» (отзыв волынского архиепископа Агафангела). л. 2. Конспект и лекции по эстетике и словесности проф. Е. В. Амфитеатрова . л. 252. Лекции по Церковному Праву проф. О. А. Лаврова. 24. Записки лекций студента Московской Духовной Академии 31 курса А. Вознесенского 1872–1874 гг. Современная рукопись 4, 363 л. Записки по следующим предметам: 1) Философия, 2) Логика. 25. Записки лекций Московской Духовной Академии 1874–1875 г. Студента М. Д. Ак. 31 курса А. Вознесенского. Рукоп. 4, 593 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

От монастыря Настоятельницу Новодевичьего монастыря, Игумению Леониду: От настоятельницы, Игумению Леониды Настоятельницу Рождественского монастыря, Игумению Ювеналию: От настоятельницы, Игумении Ювеналии Настоятельницу Скорбященского монастыря, Игумению Нину: От монастыря —63— 16. Настоятельницу Страстного монастыря, Игумению Сергию: От настоятельницы, игумении Сергии …. Настоятельницу Борисо-Глебского Аносина монастыря, Игумению Иоанну: От монастыря Настоятельницу Всехсвятского Единоверческого монастыря, Игумению Александру: От настоятельницы, Игумении Александры Настоятельницу Покровского Хотькова монастыря, Игумению Никандру: От настоятельницы. Игумении Никандры Настоятельницу Покровско-Васильевского в Павловском посаде, Игумению Алевтину: От настоятельницы, Игумении Алевтины Настоятельницу Серпуховского Владычнего монастыря, Игумению Валентину: От настоятельницы, Игумении Валентины Настоятельницу Спасо-Богородицкого монастыря, Игумению Евгению: От настоятельницы, Игумении Евгении Настоятельницу Спасо-Влахернского монастыря. Игумению Евпраксию: От монастыря —64— Д) Единоличные пожертвования, внесенные непосредственно в кассу Братства почетными, пожизненными и действительными членами и членами-соревнователями В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Преосвященного Палладия, епископа Пермского .. Преосвященного Анастасия, епископа Серпуховского, из капитала, завещанного в его распоряжение на благотворительные цели игуменом Дамианом Преосвященного Евгения, епископа Муромского Настоятеля Московского Покровского Миссюнерского монастыря, архимандрита Аристарха Аблаженова К.Д., московского купца Александренко И.А., московского купца ….. Александренко П.С, жены московского купца Протоиерея Сергиево-посадской Рождественской церкви о. М.П. Багрецова … Священника Московской Димитрие-Солунской ц. у Тверских ворот, о. В.А. Быстрицкого (в пользу студентов 1 курса А. Семенова и В. Фортинского) Богоявленского Г. К., преподавателя Ростовского Духовного училища Дорофеева В. П.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Василий Михайлов – с 1776 года (из запрещенных священников). С 1831 года: Иван Драницын – (1793–1835 г.). Сергий Прозоров – (1817–1836 г.). Иван Папоротский – (1831–1864 г.). Семен Перов – (1835–1837 г.). Иван Колосов – (1836–1860 г.) умер в 1864 году. Стефан Воробьев – (1838–1839 г.). Александр Леонтьев – (1839–1856 г.). Андрей Чужбовский – (1856–1865 г.). Лев Георгиевский – студент новгородской семинарии; в 1860 году определен дьячком на Большую Охту; ныне диакон Благовещенской церкви на Васильевском острове. Яков Ужинский (1861–1877 г.), – отсюда переведен к Песковской Рождественской церкви. Федор Троицкий – из окончивших курс в новгородской семинарии – (1865–69 г.). Арсений Вешняков – (1865–1868 г.). Владимир Карпин – в 1866 году рукоположен в диакона к Выборгскому собору; в 1869 году переведен к Большеохтенской церкви, с оставлением на причетнической вакансии, где и умер в 1876 году. Матфий Высочанский – (1876–1882 г.) из диаконов гезовского уезда, на причетнической вакансии. В настоящее время причт составляют: Священник Измаил Спасский – кандидат с.-петербургской академии; в 1859 году наставник Тверской семинарии, в 1861 году александроневского училища и в 1864 году рукоположен во священника к сей церкви. Священник Дмитрий Муретов – кандидат здешней академии; в 1865 году, посвящен во диакона к Единоверческой Дмитриевской церкви, а в 1876 году – во священника к сей церкви. Священник Флор Малиновский – кандидат здешней академии; в 1873 году – преподаватель олонецкой семинарии; в 1875 году рукоположен во священника к церкви при больнице св. Ольги и определен законоучителем Александро-Невского училища, и в 1880 году перемещен священником к сей церкви. Состоит членом общества распространения просвещения в духе православной церкви и говорит в местной церкви прихожанам вне-богослужебные беседы. Протоиерей Иоанн Братолюбов – студент здешней семинарии; в 1845 году рукоположен во священника в Щирский погост, лугского уезда; в 1867 году перемещен священником к церкви при исправительной тюрьме; в 1881 году дозволено ему временно совершать богослужение при Большеохтенском кладбище до воспоследования указа святейшего синода о закрытии сего кладбища. Он вместе с священником Малиновским участвует во вне-богослужебных беседах с прихожанам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Четвертый стол комнаты занимал Николай Федорович Колчицкий и мой однокурсник Борис Ив. Иванов. Н. Ф. Колчицкий в студенческие годы был необыкновенно подвижным – вечно кипучим. Он был деятельным членом проповеднического кружка и все куда-то спешил, куда-то торопился. Его натура была не для усидчивой работы или учебы. Он учебу связывал с жизнью. Я немало удивлялся тому, как он мало сидел на своем месте и всетаки успевал сделать все, что нужно. Он был душой нашего номера, т. е. комнаты Он серьезно готовился к пастырскому служению. И женился, будучи студентом, и принял священный сан диакона, а перед выходом из Академии – сан священника. Мой однокурсник Иванов Борис Иванович был противоположностью Николая Федоровича. Это был серьезный студент, усидчивый при изучении наук. Он увлекался положительными науками, главным образом историей и языками. Борис Иванович Иванов и другой Иванов Сергей Васильевич состояли студентами Археологического Института в Москве, куда ездили сдавать зачеты и экзамены. Вот тот круг лиц, в среду которых я попал при поступлении в Академию. Все они были образцовыми студентами, замечательными товарищами и талантливыми, каждый в своем роде, людьми. Комната 19 была некоторым духовным центром, куда стремились студенты других комнат и других курсов. Эту комнату выделяло и начальство; оно называло ее монашеской, но, по-моему, это название очень неудачное. Из всех студентов этой комнаты в монашество постригся только я, и вовсе не потому, что я жил в этой комнате; мысль о монашестве у меня возникла еще в университете. В этой комнате в течение двух лет столько было споров, обсуждений разнообразнейших вопросов: богословских, философских, литературных, общественных, политических, аскетических, по женскому вопросу, что и перечесть немыслимо. Я уже говорил выше об афонском споре, о Таинствах, о Гефсимании и Голгофе. Здесь небезынтересно отметить еще один возникший среди студентов вопрос – о значении Крещения Господня. Если я не ошибаюсь, виновником этого вопроса был студент младшего курса Академии священник о. Василий Теологов. Суть этого вопроса заключалась в том, что в Крещении Господнем в струях Иордана были омыты грехи всего человечества, без этого, якобы, смысл праздника Крещения как-то теряется. В этом будто бы заключалось исполнение «всякой правды». Вопрос во всяком случае интересный, но он как-то быстро вышел из поля внимания студентов. Хорошо бы его проверить по богослужебным книгам, но этого не догадались сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010