Два раза прошел какой-то глухой слух о двух вечеринках в Посаде у кого-то и когда-то, на которых был Иларион. Вечерники сопровождались обильными возлияниями в честь Бахуса, но все это прошло, повторяю, как-то глухо, без подробностей. И тут, вероятно, было вмешательство епископа Феодора. После этих двух вечеринок повторения их с участием Илариона – не было в Посаде. Иларион был человек огромного запаса энергии. При умелом руководстве она могла бы двигать горами. Но предоставленный самому себе, он тратил ее на обыденщину, на мелочи. Вот яркий характерный пример: как-то я прогуливался по диагонали академического сада; встречается Иларион; пошли вместе, о чем-то заговорили. Не помню разговора, но буквально помню его фразу, сказанную им в связи с возникшим разговором: «А знаешь, я вчера сажень березовых дров переколол; нельзя без физического упражнения». Вот куда, между прочим, уходила энергия богатого ею Илариона. А главное – около него всегда были люди, которые отвлекали его от научной работы и на разговоры, с которыми тратилась его энергия. О Иларионе я буду еще касаться в дальнейшем. 3. Собрания профессоров у ректора Время ректорства Евдокима имело свои положительные стороны. Это было время кипучее, время споров, время обсуждения разных вопросов: и науки, и жизни. Не было лишь авторитетного руководящего центра, который бы умело направлял этот бурный поток в определенное русло, который бы искусно выделял плевелы и пшеницу. Во всяком случае среди студенчества жива была добрая память вот об этих горячих спорах на собраниях, о свободном и непринужденном обращении с начальством. Очевидно, значение такого рода собраний понимал и владыка Феодор. Было два собрания в его покоях желающих участвовать в обсуждении вопросов современности. Но студентов пришло не так много. На первом собрании выступил Иларион с лекцией на тему: «Публика и народ». Я сейчас не помню содержания его лекции, но помню, что она была сказана хлестко, и было, о чем бы следовало поговорить, но выступлений было мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

И этот человек достиг поставленной себе цели: стал епископом. 27. Развлечения студентов Связей со светскими студентами, как с однокурсниками, так и в я не порывал. Прогулки совершались по-прежнему, иногда меня насильно захватывали под руки и шли на линию. Сопротивляться было бесполезно. Никакие резоны не принимались. Ко мне был как-то особенно расположен Иван А. Соловьев 75 ; он был выше среднего роста, худощавый, но необыкновенно сильный. Он, бывало, как завидит меня, идущего по коридору, быстро сзади нагоняет, схватывает на бегу за талию, кладет себе на плечо и тем же темпом продолжает бежать со мной по коридору. Из его сильных и цепких рук никакими усилиями нельзя было освободиться. И вот этот Соловьев один раз вот какую проделал со мной шутку! Подхватил меня в коридоре, как обычно, к себе на плечо и во весь дух вбежал в приемную комнату, где сидели дамы и одна барышня. Сбросив меня со своего плеча на пол почти у ног посетительниц, сам он стремглав выбежал из приемной. Каково же было мое положение, одетого в скуфейку и рясу, пусть судит читатель. Трудно передать весь комплекс возникших тогда во мне ощущений. Но эта шутка не испортила наших отношений. Я немного поворчал Ивану Александровичу, а он обещал больше так меня не конфузить. Некоторые студенты знали, что я большой любитель катка. Не помню с кем, но я поспорил, что выйду на каток и буду кататься. Но по каким-то обстоятельствам это катанье меня, монаха, не состоялось. 28. Иеромонах Варнава (Беляев) Из монашествующих я ближе всех сошелся с о. Варнавой Беляевым , который был старше меня курсом. Не помню, кто были его родители, но он получил светское образование. В первое время после пострига он предался подвигам поста и молитвы, жил уединенно и не выходил без нужды из своей кельи. Ходил он низко, опустив голову, ни на кого не глядя. На вопросы, обращенные к нему, он не отвечал, а только посмотрит на вопросителя каким-то странным взглядом и пойдет дальше, еще ниже опустив голову. За богослужением он в сане иеродиакона делал очень низкие поклоны. Получалось неприятное впечатление. Архиеп. Антоний Волынский в свой приезд в Академию даже высмеял его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Отец иеромонах Олейник – прямая противоположность Герасиму. С темным цветом лица, низкого роста, с неприятными бегающими и никогда прямо не смотрящими глазами. Матфей всегда был чем-то озабочен и редко он был веселым, радостным. Он больше казался веселым, чем был им на самом деле. Я с Матфеем жил в одной комнате один учебный год. Комната помещалась внизу, у подъезда в покои ректора. Мне был неприятен этот сожитель; предполагалось, что я один буду занимать эту комнату, но пришлось смириться. Этот Матфей как-то незаметно для меня сошелся с владыкой Феодором. Выходя в сад на прогулку, владыка Феодор очень часто заходил к нам. Побыв у нас и поговорив с нами, он отправлялся в сад. Потом он как-то повел Матфея гулять с собой. И с этого раза владыка Феодор уже не оставался в нашей комнате, а заходя или даже отворив дверь, говорил: «Матфей, пойдем!». Матфей одевался и выходил. О чем были у них разговоры, я никогда не допытывался у Матфея, и он мне ничего никогда не говорил. Но характер этих разговоров обнаружился сам собой и весьма неожиданным образом. Не помню, по какому поводу студенты решили объявить голодовку, т. е. не ходить в столовую для обеда. Монашествующие были освобождены от этого. Об этом решении студентов узнал Феодор и каким-то способом – сейчас не помню – голодовка была сорвана. Ко мне студенты, особенно некоторые, относились очень хорошо. С некоторыми я был даже очень дружен. Как же я был глубоко поражен тем отношением, какое встретил со стороны близких мне лиц, когда на другой день после срыва голодовки студенты, и особенно близкие ко мне, старались избежать встречи со мной или пройти мимо меня, сделав вид, будто меня не замечают! Эту перемену я сразу же почувствовал по лицам своих товарищей. И тут я сразу понял, в чем дело. Сердце у меня защемило больно-больно, и так сделалось тяжело, точно камень тяжелый мне положили на сердце. Но что я мог сделать, что предпринять? Оправдываться – не поверят. Оставалось ждать, и я ждал, когда истина сама собой обнаружится. На третий день, когда я появился в аудиторном корпусе, ко мне подходит Гриша Розов 29 и, протягивая руку, сказал мне: «Мы думали, что это ты, но оказалось – Матфей». И сразу пудовая тяжесть спала с моей груди, и сердце облегченно и радостно забилось. После этого испытания узы дружбы, связавшие меня с товарищами, стали еще крепче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

После этого в Академии потекли будни. Жизнь вошла в свою формальную колею, и шла, не выбиваясь из нее, вплоть до февральской революции 1917 года. Долгое время мы, студенты, чувствовали себя так же, как чувствует себя человек, против воли своей принявший неприятный и нежелательный душ холодной воды. Не аудиторией, а вот этими обсуждениями – в «кулуарах», в своих комнатах, на прогулках – животрепещущих вопросов церковной жизни и еще семестровыми и кандидатскими сочинениями жило студенчество. В аудиториях читались лекции по программе, не связанной с жизнью. В своих лекциях профессора по большей части излагали взгляды, теории по тому или другому вопросу протестантских или католических богословов, часто не высказывая православной точки зрения. По меткому суждению о. Павла Флоренского, это было действительно перекладывание дров с одного места на другое. Тем не менее в Академии было два направления мысли, которые вели между собой глухую борьбу. Эти два направления богословской мысли особенно резко выявлялись при спорах по афонскому вопросу. Но они были известны и до этих споров. Одно направление богословской мысли возглавлял проф. Флоренский, а другое – его антипод проф. Тареев. Остальные профессора примыкали по образу и характеру мысли то к одному, то к другому. Первая группа более или менее самобытных профессоров стояла на почве церковной. Другая группа, идейно возглавлявшаяся Тареевым, стояла на чуждой нашей церковной жизни почве – на почве протестантизма. 9. М. Д. Муретов После приведенной общей характеристики профессуры, сделанной на почве богословских движений мысли, я перейду к изложению своих впечатлений от профессоров, каждого в отдельности. Начну с Митрофана Дмитриевича Муретова . Это был выдающийся профессор-экзегет по Новому Завету. Он обладал обширными познаниями вообще, и в частности по своему предмету. Отлично зная западную литературу по Новому Завету, он не был на поводу у нее. Он остался на почве чисто церковной, чисто православной. Невысокого роста, несколько с развалистой утиной походкой Митрофан Дмитриевич был чисто русский православный человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Распорядок академической жизни общеизвестен, с 9 часов до 2 шли лекции; кто был на лекциях, кто в своих комнатах занимались. После обеда почти вся Академия группами выходила на прогулку. Эта прогулка обычно совершалась по линии железной дороги по направлению к Ярославлю. И во время прогулок – все то же обсуждение разнообразных вопросов. В 1914 году началась Германская война, часто и много обсуждались военные события. Из нашей комнаты более всех военными событиями интересовался П. Ив. Архипов, донской казак и более всех знавший об этих событиях. У нас тогда был быстроходный крейсер «Новик», и вот зашел спор – как нужно произносить. Борис Ив. Иванов утверждал, что надо произносить с ударением на «и», а не на «о». Все были обратного мнения. Я после не один раз возвращался к вопросу об ударении в этом слове и пришел к признанию мнения Бориса Ивановича. Пишу об этом для того, чтобы показать, как разнообразны были вопросы нашего обсуждения – начиная с великих и кончая вот этим малым. Живя в комнате среди студентов старшего курса, я не терял связи со студентами однокурсниками. Я дружил с Володей Тихомировым 73 , с Костей Ружицким, с Гришей Розовым (Ярославль), с Пикуновым 74 и другими. Вот в какой кипучей обстановке прошли мои первые два года академической жизни. На третьем курсе я был уже иеродиаконом. Летом 1914 года за всенощной в праздник Петра и Павла в Зосимовой пустыне я был пострижен епископом Феодором в монашество. Незабываемы эти минуты, часы и дни пребывания в Зосимовой пустыне. 25. Иеромонах Матфей (Олейник) Я уже говорил, что в течение третьего курса Академии я жил в комнате с о. Матфеем Олейник[ом]. Это был человек, совершенно лишенный интересов идейно-теоретического характера. Он был человек сугубо практических, даже утилитарных интересов. Он состоял в кружке народных чтений, и все время почти посвящал этим чтениям, возился с «Волшебным фонарем», иллюстрировал свои лекции «туманными картинами». По окончании он попал в Астрахань, по слухам вступил в члены «Союза русского народа» и продолжал свои народные чтения, но после Октябрьской революции был арестован и расстрелян. 26. Иеромонах Павлин (Крошечкин)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Скажу, кстати, о составе служащих с владыкой Феодором в академическом храме. Всегда сослужили ему: ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Герман Ряшенцев 23 , инспектор архимандрит Иларион 24 , пом. инспектора Академии иеромонах Николай (ныне, кажется, Могилевский) 25 , иеромонах Варфоломей Ремов 26 , профессора Академии в иерейском сане и студенты в том же сане. Часто были ставленники в иерейский сан с миссионерских пастырских курсов – «Восторговских». К этим ставленникам владыка Феодор относился недоброжелательно, но рукополагать было надо, и рукополагал. Все сослужащие с владыкой Феодором шли после литургии в его покои. Здесь предлагался скромный чай с вареньем, с конфетами, с печеньем, с булками. Разговоры за этим чаем были самые разнообразные, начиная с обсуждения текущих новостей церковных и кончая научными богословскими вопросами. В этих разговорах или вернее душой этих разговоров был архимандрит Иларион – словоохотливый, всегда находчивый и сведущий. Ректор Семинарии архимандрит Герман Ряшенцев никогда в диспуты не вступал, но время от времени делал свои или саркастически едкие, или насмешливые замечания. Он был грубоват в обращении с нами, студентами, и угловат в суждении. Это был несимпатичный человек – монах, считавший себя очень умным. Тем не менее он был близкий человек к епископу Феодору. Такое впечатление от Германа было не у меня одного, а у многих студентов. Его недолюбливали все. 2. Инспекторы архимандрит Анатолий (Грицюк) и архимандрит Иларион (Троицкий) Архимандрит Иларион, инспектор... Но в первый год моего студенчества в Академии инспектором был архимандрит Анатолий Грицюк. По впечатлению на студентов он был прямой противоположностью Герману. Архимандрит Анатолий был симпатичнейший человек, смирнейший монах, вместе с тем весь погруженный в науку. По простоте и ласковости в обращении в то довольно-таки официальное время я никого не встречал (равного ему) из ученых монахов. Ни от кого я не слыхал какого-либо нерасположения к нему, тем более какой-либо критики. В нем было что-то детское – наивное и вместе с тем умное – твердое – взрослое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Неопределенно Воскресная беседа. Еженедельное иллюстрированное издание, СПб., 1895–1896 Воскресное чтение. Киев, 1837–1912. Еженедельно В 1837–1845; 1846/47 –1870/71; 1879–1883 годах: … издаваемое при Киевской Духовной Академии. В 1883–1912 годах: с повременными выпусками «Киевских листков религиозно-нравственного чтения» Воскресный благовест. СПб., 1903–1907. С 1910 года подзаголовок: Еженедельный проповеднический и религиозно-назидательный журнал; с 1911 года без подзаголовка, с 1915 года подзаголовок: Еженедельное издание общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Изд. при журнале «Отдых христианина» Воскресный день. Иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье. М., 1887–1917 В 1887 году – 2 раза в месяц, с 1888 года – еженедельно Воскресный листок. Еженедельный религиозно-назидательный. Серпухов (Московская губерния), 1912–1913. Неопределенно В 1913 году без подзаголовка Воскресный листок. Приложение к журналу «Вестник военного и морского духовенства». СПб., 1914–1917. Еженедельно Воскресный листок. Приложение к журналу «Воскресный день», М., 1917 50 раз в год Врач-христианин. Орган адвентистов – студентов Военно-медицинской академии. Смоленск, 1911 Ежемесячно С 10 подзаголовок: Орган религиозно-философского общества студентов всех университетов Ранее: Студент-христианин, 1908–1911 Гельсингфорский приходский листок. Гельсингфорс, 1914–1916 2 раза в месяц Глагол времен. Орган за свободу и независимость. Еженедельное сообщение из единоверческой жизни. СПб., 1906–1907 Ранее и далее: «Правда православия», 1906–1908 Год православного христианина. Назидательныя чтения на каждый день года в семье и школе с изображением святых. СПб., 1887 Голос долга. Ежемесячное патриотическое издание. Пермь, 1912–1916 10–12 раз в год Голос истины. Еженедельное иллюстрированное церковно-народное апологетическое издание. СПб., 1909–1916. С 1912 на обложке: Двухнедельное проповедническо-апологетическое издание. С 24 1913 года: Еженедельный иллюстрированный апологетический и литературный журнал.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

(Продолжение следует) Протоколы заседаний [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1894 г.//Богословский вестник 1895. Т. 2. 6. С. 257–288 (5-я пагин.) —257— сочайшим повелением 9 мая 1881 года, определяет: 1) учредить при Московской духовной Академии стипендию имени настоятеля Московского Никольского единоверческого монастыря Архимандрита Павла и профессора Московской духовной Академии Николая Субботина на проценты с поступившего от Братства Святителя Петра Митрополита капитала, заключающегося в 4% Государственной ренте на сумму пять тысяч восемьсот рублей и 2) проект положения о сей стипендии утвердить; о чем для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ, с приложением копии с положения для руководства, в потребных случаях, академическому Совету». б) Копию с положения о стипендии имени настоятеля Московского Никольского единоверческого монастыря Архимандрита Павла и профессора Московской духовной Академии Н. И. Субботина : § 1. «На проценты с поступившего от Братства Святителя Петра Митрополита капитала, заключающегося в 4% Государственной ренте на сумму пять тысяч восемьсот рублей учреждается при Московской духовной Академии стипендия имени настоятеля Московского Никольского единоверческого монастыря Архимандрита Павла и профессора Московской духовной Академии Николая Субботина ». § 2. «Стипендия предоставляется Советом Академии, с утверждения Епархиального Преосвященного, на четыре года одному из студентов, который будет изучать раскол и писать кандидатское сочинение по истории русского раскола». § 3. «Если стипендия освободится прежде окончания стипендиатом полного академического курса (вследствие, например, смерти стипендиата или увольнения его из Академии), то она назначается другому студенту, изучающему раскол и пишущему кандидатское сочинение по истории русского раскола». § 4. «Остатки от стипендиальных процентов, буде таковые окажутся, присоединяются к неприкосновенному капиталу, на случай возвышения платы за содержание казеннокоштных студентов».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вятской: 24. Епархиальный миссионер, протоиерей Василий Ильич Мышкин, (Студент семинарии); 25. Помощник епархиального миссионера, священник Николай Александрович Тихвинский, (Студент семинарии). Окружные миссионеры: 26. Священник Георгий Николаевич Селивановский, (Студент семинарии); 27. Священник Василий Гавриилович Ананьин, (Окончивший семинарский курс). Уездные миссионеры: 28. Священник Павел Игнатьевич Цвейтов, (Студент семинарии); 29. Священник Феодор Васильевич Тихвинский, (Студент семинарии); 30. Священник Алексей Евфимиевич Лагунов, (Студент семинарии); 31. Василей Аркадиевич Тронин, (Кандидат богословия). По собственному желанию: 32. Диакон Моисей Фаддеевич Глазырин; 33. Диакон Мартирий Петрович Желобов, (В Вятской миссионерской школе). Донской: 34. Преподаватель семинарии Евграф Михайлович Овсянников, (Кандидат богословия); 35. Епархиальный миссионер, священник Николай Петрович Кутепов, (Магистр богословия); 36. Епархиальный миссионер, Александр Иванович Орлов, (Кандидат богословия); 37. Миссионер, священник Захария Васильевич Никольский, (Оконч. сем.). По собственному желанию: 38. Псаломщик Калиник А. Картушин, (Домашнего образования); 39. Учитель церковно-приходск. школы Николай Николаевич Вальнев, (Обучался в семинарии). Екатеринбургской: 40. Епархиальный миссионер Сергей Николаевич Романовский (Кандидат богословия); 41. Окружный миссионер, священник Адриан Лазаревич Забалуев, (Домашнего образования). По собственному желанию: 42. Миссионер, – сотрудник Феодот Саввич Хромцов (Из раскольников). Екатеринославской: 43. Преподаватель семинарии Михаил Семенович Брунбендер, (Кандидат богословия); 44. Епархиальный миссионер Анемподист Яковлевич Дородницын, (Магистр богословия); 45. Священник Стефан Михайлович Соболев, (Студент семинарии). По собственному желанию: 46. Единоверческий священник Михаил Семенович Сушков, (Обратившийся из раскола). Казанской: 47. о. Ректор духовной академии, архимандрит Антоний, (Магистр богословия); 48. Профессор духовной академии, д.с.с. Николай Иванович Ивановский, (Доктор богословия); 49. Преподаватель семинарии Василий Иванович Беликов, (Магистр богословия); 50. Епархиальный миссионер, свящ. Иоанн Никифорович Куницин, (Из обратившихся в православие раскольничий начетчик); 51. Окружный миссионер-священник Петр Андреевич Виноградов, (Обучался в семинарии); 52. Уездный миссионер-священник Константин Ильич Далматов, (Студент семинарии). Священники: 53. Петр Иванович Касаткин, (Студент семинарии); 54. Григорий Семенович Салмин, (Из раскольнических начетчиков); 55. Лев Васильевич Агатицкий, (Обучался в семинарии); 56. Миссионер-сотрудник, мещанин Константин Яковлевич Молодкин, (В приходском училище).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рижской: 132. Преподаватель семинарии, священник Владимир Игнатьевич Плисс, (Кандидат богословия); 133. Священник Трифон Миныч Прокопиев, (Из раскольников). Рязанской: 134. Преподаватель семинарии Петр Павлович Добромыслов, (Кандидат богословия); 135. Епархиальный миссионер Иван Петрович Строев, (Кандидат богословия). 136. Окружной миссионер, священник Александр Иванович Дунаев, (Студент семинарии). По собств. желанию: 137. Учитель начального училища Михаил Дмитриев, (Окончивший семинарский курс). Самарской: 138. Архимандрит единоверческого монастыря Тихон, (Оболенский), (Врач); 139. Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ, священник Алексей Михайлович Матюшинский, (Кандидат богословия); 140. Епархиальный миссионер, священник Евгений Васильевич Кесарев, (Студент семинарии); 141. Епархиальный миссионер, священник Димитрий Александрович Александров, (Студент семинарии); 142. Окружный миссионер, священник Александр Александрович Казанский, (Оконч. сем.); 143. Священник Михаил Иванович Матюшенский, (Студент семинарии); По собств. желанию: 144. Окруж. миссионер, священник Михаил Маркович Алексеев, (Студент семинарии); 145. Окружной миссионер Лев Семенович Саблин, (Из раскольников). Саратовской: 146. Преподаватель семинарии Александр Яковлевич Лебедев, (Кандидат богословия); 147. Епархиальный миссионер, священник Николай Васильевич Архангельский, (Кандидат богосл.); 148. Миссионер священник Владимир Петрович Космолинский, (Кандидат богословия). По собств. желанию: 149. Окружной миссионер свящ. Памфил Григорьевич Медведев, (Домашнего образования); 150. Миссионер-священник Иван Афанасьевич Климов, (Из раскольников); 151. Миссионер-сотрудник, крестьянин Исидор Иванович Востряков, (Оконч. миссионерск. школ.); 152. Миссионер-сотрудник, мещанин Андрей Михайлович Онисимов, (Оконч. курс миссион. школы). Симбирской: 153. Преподаватель семинарии, священник Серафим Иванович Введенский, (Кандидат богословия); 154. Епархиальный миссионер, священник Алексей Петрович Сокольский, (Студент семинарии); 155. Протоиерей Андрей Ксенофонтович Арнольдов, (Студент семинарии); 156. Епархиальный миссионер, священник Василий Зотович Травин, (Студент семинарии). По собств. желанию: 157. Священник Иаков Алексеевич Благовидов, (Кандидат богословия); 158. Окружной миссионер, священник Михаил Васильевич Никольский, (Студент семинарии); 159. Единоверческий священник Георгий Андреевич Турылев, (Из раскольников).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010