В этом, прежде всего, истинное богатство нищих духом, истинное их Царство «Нельзя сознавать себя нищим в человеческом духе, не будучи охваченным богатством Духа Божия, Небесного Царства» (Lange I. Р., стр. 71). Никакие обстоятельства, никакие невзгоды и страдания человеческой жизни не могут лишить христианина этого богатства. Святые мученики с христианской радостью переносили ужаснейшие страдания, потому что никто и ничто не могли отнять у них самого драгоценного – отрадного, сладостного сознания, что и в эти моменты страданий их дух продолжает свой царский путь к самому лучшему и совершеннейшему – Христу и осуществлению Его заветов, Его воли. И в Евангелии Царство Божие обозначает, прежде всего, внутреннее радостное, духовное состояние верующих, как состояние мира, предощущение праведности, возможности спасения в силу искупительных заслуг Христа – Спасителя. В этом смысле Не приидет Царствие Божие с соблюдением [со усмотрением]: ниже рекут: се зде, или: онде. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20-21 ). «не придет Царствие Божие приметным образом, И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». И, по словам апостола Павла: Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе. ( Рим.14:17 ). «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» . В этом смысле Царство Божие принадлежит нищим духом. Но им же принадлежит Царство Божие, как Церковь, которую составляют верующие на земле, объединенные одними стремлениями, одними верою, надеждою и любовию. Здесь-то они получат новое богатство – воспримут от Спасителя золото, огнем очищенное, в таинствах Церкви; белую одежду, в которую оденутся, – в христианских добродетелях, и получат глазную мазь, которою помажут глаза свои для исцеления от слепоты, – в истине, Христом возвещенной ( Апок.3:15-22 ). Вем твоя дела, яко ни студен еси ни тепл: не да студен бы был ни тепл [о, дабы студен был еси или горящь]. Тако, яко обуморен еси, и ни тепл ни студен, изблевати тя от уст Моих имам [тако, понеже тепл еси, и ни студен еси ниже горящь, имам тя изблевати из уст моих]. Зане глаголеши, яко богат есмь и обогатихся и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищь и слеп и наг. Совещаю тебе купити от Мене злато разжжено огнем, да обогатишися, и одеяние бело, да облечешися, и да не явится срамота наготы твоея: и коллурием помажи очи твои, да видиши. Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. Ревнуй убо и покайся. Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его. Имеяй ухо да слышит, что Дух глаголет церквам ( Апок.3:15-22 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

«И Ангелу Лаодикийския церкве напиши: тако глаголет аминь, свидетель верный и истинный, начаток создания Божия: вем твоя дела, яко ни студен еси ни тепл: не да студен бы был ни тепл. Так, яко обуморен еси, и ни тепл ни студен, изблевати тя от уст моих имам. Зане глаголеши, яко богат есмь и обогатихся, и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг. Совещаю тебе купити от Мене злато разжженое огнем, да обогатишися: и одеяние бело, да облечешися: и да не явится срамота наготы твоея: и коллурием помажи очи твои, да видиши. Аз ихже аще люблю, обличаю и наказую: ревнуй убо и покайся. Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со мною. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем моим на престоле Его. Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет церквам». Вопрошающий. В каком смысле Господь именует себя начатком создания Божия? Отвещающий. Созданием Божиим Господь называет здесь Церковь , себя же именует начатком Церкви, то есть главой ее, как называет Его и апостол Павел в послании к колоссаем ( Кол.1:18 ): «И той есть глава телу церкве, иже есть начаток, перворожден из мертвых, да будет во всех той первенствуя». Вопрошающий. Что означают слова Господа: ни тепл, ни студен еси, но аки обуморен еси? Отвещающий. Теплым Господь именует христианина, имущего веру православную и дела, достойные верующего; студеным – неверного; а обуморенным – христианина, не имущего дел, достойных веры. Поминает же Господь студеного не для того, чтобы желал кому-либо быть студеным, но показует сим, что верующему не свойственно быть без дел, быть обуморенным, как не свойственно ему быть и студеным, т. е. неверным. Вопрошающий. Как понимать прещение Господне: аще не покаешися изблевати тя имам? Отвещающий. Страшно сие прещение Господне! Христианин, живущий в небрежении о заповедях Господних, по многом к нему долготерпении Божии пребывающий неисправленным, лишается благодати Божией, которая соблюдает его в правоверии, впадает в различные ереси, как Арий, Македоний и прочие еретики. Тогда сбывается на нем апостольское слово: «предаде их Бог в похотех сердец их» ( Рим.1:24 ), лишив их своей помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Откр.3:12 . «Побеждающаго сотворю столпа в церкви Бога Моего, и боле не имать изыти ктому». Правильно сказал, что побеждающего соделает столпом во храме Божием. Ибо победитель противных сил есть столп и утверждение Церкви, имеющий недвижимое в ней основание, по Божественному Апостолу. Откр.3:12 . «И напишу на нем имя Бога Моего, и имя града Моего, новаго Иерусалима, сходящаго с небес от Бога Моего, и имя Мое новое». И на сердце сего столпа начертаю видение Божественного имени и вышнего Иерусалима, чтобы очами духовными увидел он красоту его, и новое имя Мое, которое ведомо будет святым в будущем веке. Бога Моего – человечески сказал об Отце, как непреложно нас ради соделавшийся плотию. Свыше нисходит Иерусалим, так как Божественное ведение, начинаясь от Ангелов, достигает для нас, при соединении тех и других через Христа главу нашу. Откр.3:13 . «Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет церквам». Будем молить, чтобы и мы получили таковое ухо. Глава 9-я. Откровение Ангелу Лаодикийской Церкви Откр.3:14 . «И Ангелу Лаодикийския церкве напиши, тако глаголет Аминь, свидетель верный и истинный, начаток создания Божия». Словом верный означается истина Христова, лучше же, что Он Сам есть самосущая истина. Начаток создания, вместо: царство и начало всего, как владычествующий над тварью. Ибо начаток создания есть причина владычествующая и несотворенная. Откр.3:15–16 . «Вем твоя дела, яко ни студен еси ни тепл: о дабы студен был еси или горящ. Тако понеже тепл еси, и ни студен еси ниже горящ». И Богослов Григорий говорит: нужно тщательно гореть, или тщательно быть холодным. И подлинно; ибо о холодном, не имеющем горячей веры, можно иметь надежду, что получит ee; а горящий духом через крещение и охладевший потом от лености, отсекает у себя надежду спасения, отвергаясь избранной веры. В делах нельзя порицать середины; так, беззаконный брак, составляя середину между девством и блудодеянием, не отвергается, в вере же середина и теплота не имеют цены. Откр.3:15–17 . «Имам тя изблевати из уст Моих. Зане глаголеши, яко богат есмь, и обогатихся, и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен, и беден, и нищ, и слеп и наг».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Словом, нет язвы, которую бы не исцелял, нет страсти, которую бы не укрощал и не сокрушал доблестный крест, на нас возлагаемый, – тем более, крест Христов. Он, по словам Церкви, есть падших восстановление, страстей умерщвление, очистилище нечистот, обоюдоострое оружие, непобедимая победа. И какой же путь может быть вернее и необходимее к Небесному Царству, к которому не может приразиться ничто скверное и нечистое, если не очистительный путь крестный? Так, кто хочет спасен быти, да возмет крест свой ( Мф. 16, 24 ). Но велик шаг на пути к царству славы – очиститься от всякой скверны плоти и духа, величественно и торжество креста, очищающего скверны души нашей; однако не этим еще оканчиваются все подвиги восхищающего Царство Божие, не здесь еще и предел всем победам побеждающего мир и вводящего в Царство Небесное креста Христова. Пусть очистимся мы от всех скверн греховных, пусть совлечемся ветхого человека; но, Господи, с одним сим, како внидем мы, во светлостях святых Твоих, в преукрашенный чертог Твой, мы недостойные? Небрачная одежда тотчас обличит нас, и, связанные, мы будем низвержены от Ангелов. С одним очищением от скверн греховных душа человека есть только пометенная, праздная и пустая храмина, весьма удобная для того, чтоб нечистый дух, изшедший из нее, поял с собою седмъ других духов горших себе, и возвращшеся и вшедше, жил ту ( Мф. 12, 43 ). Нет в ней ничего нечистого, но и совершенно нет ничего хорошего. И напрасно мнит человек он, яко приимет что от Бога во Царствии Его ( Иак. 1,7 ). Вем твоя дела, яко ни студен ecu, ни тепл. О дабы студен был ecu, или тепл. Но якоже ни студен ecu, ни тепл, ниже горящ, имам тя изблевати из уст Моих ( Откр. 3, 15 ), – вот горький жребий такого в вечности. Кто же благословенный наследник благословенного царства? Кто избранный сын неба? Это человек новый, созданный по Богу в правде и преподобии истины ( Еф. 4, 24 ), облеченный во утробы щедрот, благость, милосердие, кротость, веру, воздержание, любовь ( Кол. 3, 13 ). И вот здесь-то воссиявает вся слава и является вся сила победносного креста Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Лаодикия «Святейший Синод, что в Лаодикии, во Фригии, составленный из XXV Епископов противу Монтана и других ересей. Сих еретиков и врагов истины Святейший Синод предает анафеме». Прочтем теперь суд божий над этою церковью в Апокалипсисе: «И Ангелу Лаодикийския церкве напиши: тако глаголет Аминь, свидетель верный и истинный, начаток создания Божия». «Вем твоя дела, яко не студен еси ни тепл: не да студен бы был ни тепл». «Тако яко обуморен еси и ни тепл ни студен, изблевати тя от уст Моих имам». «Зане глаголеши: яко богат есмь, и обогатихся и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен, и беден, и нищ, и слеп и наг». «Совещаю тебе купити у Мене злато, разжженое огнем да обогатишися: и одеяние бело до облечешися, и да не явится срамота наготы твоея; и коллурием помажи очи твои да видиши». «Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. Ревную убо и покайся». «Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери: вниду к нему, и вечеряю с ним и той со Мною». «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его». «Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет церквам». С каким сердоболием Сын человеческий, превечная истина (Аминь), начало создания Божия, выражение, напоминающее нам Благовестие Иоанна «в начале бе Слово» призывает Лаодикийских христиан к покаянию, обещая в заключение своих глаголов вечерять с ними; – но Он же говорит им, что Он уже близ есть при дверях  109 . Лаодикийцы пребыли ни хладны ни горячи. Но познавшие свет должны были приять лишшее осуждение, ибо нельзя служить в одно время Богу и идолу богатства Маммоне. – Роскошь Лаодикийцев возрасла до высочайшей степени; – торговые обороты их города, особенно чрез размен монет  110 , сделали его одним из главнейших в Азии; руно его стад затмило знаменитое руно Милетское. Тацит говорит, что когда Лаодикия была разрушена землетрясением, жители её отказались от помощи Рима и сами восстановили с прежним великолепием свой город  111 . То же самое было, когда её разрушил Митридат-Евпатор; но злато Лаодикицев не было злато, очищенное огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

«Воскресное чт.», ч.10 Это – одно из посланий Спасителя, переданных чрез Иоанна Богослова, управлявшего Малоазийскими Церквами. Наставления, содержащиеся в оном, первоначально относятся к Лаодикийской Церкви, но они относят­ся и ко всем христианам, имеющим нравственное сходство с лаодикийскими христианами. Лаодикийцы здесь обличаются в богопротивной ду­ховной теплоте, но в какие времена многие христиане не заслуживают той же укоризны? «Вем твоя дела, яко ни студен еси, ни горящ: о дабы студен был еси или горящ. Тако, понеже тепл еси, и ни студен еси ниже горящ, имам тя изблевати из уст Моих». Теплый колеблется между истиною и ложью, между добром и злом, не причисляет себя к злым, но не может назваться добрым; желал бы иногда жить благочестиво и избегать пороков, но боится подви­гов добродетели и убегает борьбы с пороком. Намеренно как будто не хочет оскорбить Бога и на основании одного сего нехотения считает себя благочестивым, а потому свободно попускает укрепляться и усиливаться многим слабостям, по его мнению, малым и извинительным. Он мог бы сделаться добрым, если бы не было сильных искушений, но, при сих иску­шениях, при первом случае впадает в тяжкие грехи; он не видит ясно опасности своего положения, но, хотя бы и видел, не придумает средств для избавления; если б и придумал, не умел бы ими воспользоваться, потому что решимость его воли колеблется от всякого ветра учения, от самого легкого дуновения страстей. Он ни истинный христианин, ни закоренелый язычник, но готов иметь общение с теми и другими, равнодушен и к православному учению, и к нечистым ересям, и, смотря по обстоятельствам, может согласиться с еретиками и православными. Он хвалится иногда и верою во Иисуса Христа, но не имеет благих дел; кое-что знает, но знание его безжизненно и бесплодно. Боится быть явным преступником, но стыдится и явного исповедания веры пред кощунами и врагами веры; боится сделаться явным злодеем, но никогда не решится явно на великий подвиг самоотвержения, а тайно может решиться на всякое зло; с грешниками он готов даже приписать себе слабости и пороки, каких не имеет, а с благочестивыми представляется благочестивым и набожным, и в сем случае он лицемер, фарисей, набожностью прикрывающий безобразие души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Святой источник во имя святого великомученика Дмитрия Солунского воссозданный общиной храмов деревни Артёмово и усадьбы «Мураново» в 2005 году. 56° 5 " 21.64 " N, 36° 48 " 20.64 " E Деревянная часовня на сельском кладбище, отмежеванном во 2-й четв. XIX в., была сломана в ХХ в. Новая деревянная же однокупольная часовня эклектичной архитектуры выстроена в 2001-2002 гг. рядом с братской могилой по проекту арх. А.М. Тоняна. 55° 41 " 54.36 " N, 37° 3 " 11.17 " E Небольшая деревянная рубленая часовня (первоначально планировалась церковь-часовня) построена на средства местных жителей. Одноглавая, под четырёхскатным шатром, с повалами на фасадах. Освящена в 2012 г. 54° 54 " 36.28 " N, 37° 25 " 11.29 " E Кирпичная часовня при больнице им. Семашко, сооруженная в 2010-2012 гг.. Одноглавая постройка, близкая к сооружениям неорусского стиля. Освящена 04.11.2012 г. 55° 51 " 50.38 " N, 38° 12 " 36.85 " E Часовня устроена в нижнем ярусе деревянной шатровой колокольни при Скорбященской церкви, выстроенной в 2001 г. 55° 26 " 53.52 " N, 37° 29 " 53.32 " E Кирпичная часовня, выстроенная над чтимым источником в лесу, неподалёку от территории санатория Ерино. Чуть ниже расположена открытая купальня. 55° 29 " 32.76 " N, 37° 45 " 5.54 " E Деревянная часовня, построенная Ф.И. Руснак. 55° 59 " 8.90 " N, 37° 6 " 8.61 " E Деревянная однокупольная часовня на территории Центральной клинической больницы восстановительного лечения. Построена и освящена в 2005 г. 55° 40 " 57.04 " N, 37° 54 " 51.77 " E Кубическая кирпичная шатровая часовня. Выстроена в память 60-летия Победы. Интересно убранство фасадов здания гжельской майоликой. Приписана к Георгиевскому храму (Игнатьево). 55° 40 " 55.57 " N, 37° 17 " 35.49 " E Одноглавая надкладезная часовня современной архитектуры в западной части двора Гребневской церкви. 55° 39 " 37.48 " N, 39° 52 " 52.49 " E 56° 7 " 0.17 " N, 38° 30 " 6.18 " E Деревянная часовня в виде четверика с Крестом. 56° 11 " 48.32 " N, 37° 38 " 22.96 " E Кубическая часовня с небольшой главкой, построена по инициативе администрации посёлка на средства прихожан и благотворителей у памятника землякам, павшим в боях Великой Отечественной войны.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

Вершинино. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Карта и ближайшие объекты Вершинино (Погост, Вершинино, Шишкина, Горы) расположено в северо-западном углу Кенорецкого плеса на полуострове, объединяет четыре деревни: Погост, Вершинино, Шишкина, Горы. Административный центр Плесецкого сектора национального парка. Часовня Св. Николая Чудотворца украшает не только Вершинино, но и все Кенозеро. Трудно представить Кенозерский национальный парк без этого замечательного памятника. Точный возраст часовни неизвестен, но она существовала задолго до 1846 г. В конце XIX в. часовня была перестроена. В начале ХХ века у часовни еще не было колоколенки. Это видно на фотографии И.Билибина, сделанной в 1902-1905 гг. Её пристроили чуть позже, но в стиле местных часовен. А к 1980-м годам часовня почти разрушалась. Описание часовни в книге Г.П.Гунна " Каргопольский озерный край " . Часовня в то время еще не была отреставрирована: " На вершине холма одиноко стоит Никольская часовня XVIII в. Часовня видна со стороны озера издалека, и это едва ли не единственный пример такого положения культового здания в Кенозерье. Ее можно назвать прототипом клетских часовен Кенозерья; подобно старому дереву, она раскидала свои семена по озерным берегам. Часовня так прекрасна по форме, с таким смелым взлетом клина кровли, что и в поздней тесовой обшивке не теряет своего очарования. Ее можно рассматривать бесконечно, находя все новые выигрышные точки. Этому способствуют и рельеф местности и природный фон - открывающийся с холма озерный простор. Поставлена часовня не на самой высокой точке верхнего плато, а слегка на скате холма, так что южная стена значительно выше, чем северная, но такая постановка при рассматривании здания снизу придает ему величавость. Часовня как бы закрепляет вершину высокого берега и, одиноко стоя среди широкого оголенного пространства, выглядит монументальным сооружением. Но вблизи - и это свойство многих памятников деревянного зодчества - она кажется совсем небольшой, размеры ее соотнесены с человеком, она может показаться даже приземистой, вросшей в склон холма, как смотрится , например, часовня с восточной стороны, откуда особенно четко рисуется силуэт ее кровли с изящно врезанной главкой. " (Г.П.Гунн).

http://sobory.ru/article/?object=00295

Клещёво. Часовня Сошествия Святого Духа. Покровско-Святодуховская часовня /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По сведениям Клировых ведомостей Прилуцкого прихода за 1859 г., часовня построена в 1732 году в деревне Тушевской, относившейся к Прилуцкому приходу, как и ещё три соседних - Атамановская, Малостепановская, Большестепановская, объединённые в 1875 году в одно селение – Клещёво. Вероятно, часовня имела двойное посвящение. В Клировых ведомостях за 1859 г. значится «часовня во имя Сошествия Святого Духа», за 1867 г. – «часовня во имя Покрова Божией Матери», а в Клировых ведомостях уже Клещёвского прихода за 1914 г. часовня «в честь Покрова Божией Матери и Святого Духа». Располагалась в центе поселения. Часовня клетского типа, сруб с трёх сторон был окружён галереей, сверху завершался небольшим повалом. Клинчатая кровля с полицами была увенчана чешуйчатой главкой с восьмиконечным крестом. В 1855 году деревня Тушевская сгорела, но часовня уцелела. Согласно Известиям Императорской Археологической Комиссии (вып. 28, 1908 г.; 41, 1911 г.), к началу ХХ в. часовня обветшала, утрачена главка, вместо которой поставлен временный Крест, разрушена ограда галереи. В 1908 году часовня отремонтирована и выкрашена. Утрачена в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Онега онлайн Прилуцкий Покровский приход упоминался в купчих Кожеозерского монастыря с 1557 г., его жители причислялись к Турчасовскому стану Каргопольского округа. К концу XIX в. приход состоял из 16 селений, храмы располагались на левом берегу р. Онеги. Первая церковь была освящена в честь Покрова Божией Матери. Следующая Покровская церковь была построена по благословению митрополита Новгородского Никона в 1647 г., как гласила надпись на храмозданном кресте, найденная 1.10.1853: " Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; воздружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова. Лета 7155 июля в 1 день, на страсть чудотворцев и безсребренников Космы и Дамиана, при Благоверном царе и Великом князе Алексие Михайловиче всея России и при митрополите Никоне Великаго Нова-града и Великолуцком " (Цит. по: Краткое…, с. 75).

http://sobory.ru/article/?object=38889

Часовня при церкви Успения, что в Печатниках, на углу Сретенки и Рождественского бульвара. Часовня в Якиманском переулке, на Бабьем Городке. Поставлена на прежнем месте церкви Иоанна Воина, которая перенесена оттуда на Якиманку вследствие наводнений. Часовня на Верхней Таганской площади, в здании городских торговых помещений. Принадлежит Покровскому монастырю. Существовала в XVIII веке, перестроена в 1819 году. Часовня на площади Серпуховских ворот. Принадлежит Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда. Часовня на площади Калужских ворот, угол Донской и Калужской улице. Принадлежит Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда. Часовня в здании Сухаревой башни. Находится в ведении Николо-Перервинского монастыря. Серафима Саровского , на 1-й Мещанской 22. Построена в 1913 году Серафимо-Дивеевском Троицким женским монастырем Нижегородской епархии. " У Креста». Часовня на 1-й Мещанской, у дома No 77. На этом месте 3 июля 1652 года были встречены мощи св. Филиппа Митрополита. В воспоминание этого здесь, былъ поставлен дубовый Крест, над которым впоследствии сооружена часовня. При царских богомольных походах к Троице здесь бывала «слазка», т. е. Государь сходил с коня и переодевался в дорожное платье. Часовня церкви Знамения, что в Переяславской слободе (Иоанна Предтечи, что у Креста). Находится на 1-й Мещанской, угол Средней Переяславской. Покрова Пресвятой Богородицы. Часовня Голутвина монастыря Коломенского уезда. Находится на 1-й Мещанской, у дома Деревянная часовня детской больницы Св. Ольги. Близ 1-й Мещанской, на углу Орлово-Давыдовского и Сергиево-Яковлевского переулков. Николая Чудотворца, на углу Ирининской и Ладожской улиц, в Лефортове. Принадлежит Николаевской Берлюковской пустыни Богородского уезда. Часовня на Вороньей улице, у Рогожской заставы. Принадлежит Спасо-Андроникову монастырю. Поставлена на том месте, где, по преданию, Преподобный Сергий, отправляясь в Нижний Новгород, простился с Преподобным Андроником. Покровского монастыря на Семеновской улице, близ Покровской заставы. Существует с 1779 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010