Не запретили ли мы вам, говорил первосвященник от лица Синедриона Апостолам, – учить о имени сем? И вот вы наполнили Иерусалим учением вашим, и хотите навести на нас кровь того человека ( Деян.5:28 ). Так вот где и в чем выражение Божественного суда! Еще не пришло то время, когда небесный Судия воззовет мертвых к оправданию и суду: где брат твой Авель? Еще не пришло то время, когда при виде грозного Судии и обличителя беззакония содрогнутся Анны и Каиафы и в отчаянии и ужасе скажут: горы, падите на нас, холмы, покройте нас ( Лк.23:30 ). Но при всем том и теперь совесть беззаконных в виду чуда воскресения Иисуса Христа начала уже чувствовать всю неправоту своего дела и всю тяжесть своего беззаконного суда над чрезвычайным посланником Божиим, и отсюда естественно объялась ужасом и страхом в ожидании суда над своим беззаконием. И вот ее обнаружение: хотите навести на нас кровь человека того ( Деян.5:28 ). Вы проповедуете, что этот осужденный нами, как злодей, был чрезвычайный посланник Божий, которого поэтому Бог воскресил из мертвых. Чрез это вы признаете нас виновниками в пролитии невинной и притом бесконечно – великой крови, за которую мы должны подвергнуться страшному осуждению. Если мы неправедно осуждаем этого человека, говорили они еще прежде Пилату, то кровь этого человека на нас и на чадах наших. И вот теперь воскресение этого осужденного ими обнаруживает неправедность их суда, и чрез это они пред своею совестью и пред другими являются тяжко–виновными, имеющими неизбежно подвергнуться тяжкому осуждению. Которого вы убили, Сего Бог воскресил из мертвых, – и отсюда кровь Его на вас и на чадах ваших. Вот одно основание в пользу необходимо имевшего последовать за смертью Иисуса Христа Его воскресения из мертвых. Но есть еще другое, указанное также Самим Иисусом Христом, и более наглядное и убедительное доказательство в пользу необходимости и отсюда действительности чуда воскресения Иисуса Христа. Это доказательство или основание необходимо вытекает из признания, что Иисус есть Христос – Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Небо, земля и человек предстали Суду Божьему. Последний день мира кончился. Откр.20:14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. Это – смерть смерти. Иные под ввержением смерти из ада в озеро огненное понимают ввержение в геенну властителей и служителей смерти и ада, то есть демонов. Как часто под городом разумеют жителей города, так и под адом можно разуметь его жителей. Лучше же видеть здесь то, о чем писал апостол Павел: «Во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем (то есть на Страшном суде – Г. Ф.) конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор. 15:22–26 ). Так на Страшном суде после Суда над всем миром и людьми будет осуждена и сама смерть. «Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где, твоя победа?» ( 1Кор. 15:52–55 ; Ос. 13:14 ). Смерть, это – прекращение жизни человека, разделение души и тела. Ад – место пребывания душ умерших. Когда же все воскреснут, предстанут на суд и начнется вечность, тогда упразднятся и излишни будут смерть и ад. Смерть – это отчуждение от Бога. Ее породил Люцифер, когда отпал от Бога, ею умер Адам, когда согрешил. Но вот всё снова предстает перед Богом – и умирает смерть. Настал смертный день смерти – смерть вторая. Смерть вторая , это – озеро огненное , это – вечное отчуждение от Бога. Туда попадет смерть первая и ее жилище – ад. Когда оправданные на суде праведники увидят это страшное ввержение смерти и ада в геенну, то воскликнут: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». В наше время очень многие утешают себя тем, что все кончится смертью, то есть небытием. Но здесь глубокое непонимание того, что такое небытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Неверующие, как не принявшие искупления, на страшном всеобщем суде Христовом будут осуждены на лишение вечной блаженной жизни во Христе; а с ними и те из верующих и крещенных, которые проводили земную жизнь вопреки закону Христову. Ко времени страшного суда воскреснут все без исключения когда-либо жившие, и подвергнутся последнему суду, чему служат доказательством слова: «воззрят на Него, которого пронзили» ( Зах.12:10 ). Воззрят (число множественное) все воскреснувшие, в том числе и те, кто распял Господа Иисуса Христа. Значит, и неверующие будут на суде. Все: верующие и неверующие, короче – все человечество. Не только люди предстанут на суд, но и падшие злые духи, которых, по свидетельству Апостола: «Бог не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет.2:4 ). И ап. Иуда тоже пишет: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (ст. 6). Если человек состоит из духа, души и тела, то видимая, внешняя жизнь и деятельность человека есть не что иное, как выражение, проявление жизни и деятельности души. Мысли, желания, чувствования – предметы мира невещественного. Они составляют невидимую деятельность невидимой души, и, будучи выражены словами и делами, составят видимую деятельность тела, как органа души, т.е. деятельность человека. Итак, на суде будут судимы и внутренняя (духовная) и внешняя (телесная) деятельность человека. По двойственной природе человека и двойственной его деятельности, которая осудится на всеобщем суде, и награда и наказание последуют двоякие: духовные, внутренние (для души) и внешние, чувствования, соответственные новому телу человека. Каждый человек на последнем суде отдаст строгий и полнейший отчет во всех мыслях, желаниях, чувствованиях, словах и делах за всю земную жизнь. Конечно, греховные мысли, желания, чувствования, слова и дела не вспомнят на суде, если своевременно на земле еще будут смыты истинным раскаянием. Деятельность души проявляется в видимой деятельности человека, в его словах и делах, так что слова и дела всегда верно характеризуют нравственное состояние души, доброе или злое. Все, что подразумевается под употребленным Спасителем словом «праздное» – несвойственное, несоответственное, неприличное христианской деятельности – осудится на суде; «сказываю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф.12:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

«Нет, – отвечали, – нам не позволено предать смерти никого». Вот, не в том дело: виновен Он или нет, а в том, что им нужна смерть его. Пилат опять вошел в судилище, призвал Иисуса и сказал ему: «Ты царь иудейский?» Из этого неожиданного вопроса можно заключить, что враги Иисуса воспользовались выходом судьи, чтобы представить ему дело не только касающимся их закона, а и самого правительства, чтобы убедить его, что представленный ими на суд предъявлял свои права на царство, значит – бунтовщик против власти, т. е. государственный преступник. Иисус отвечал ему: «От себя ты говоришь это, или другие сказали тебе обо Мне?» – «Да разве я иудей? – сказал Пилат. – Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что ты сделал?» – Иисус объяснил ему значение Своего царства. – «Значит, Ты царь?» – сказал Пилат. – «Да, отвечал Иисус, но Мое царство – царство истины». – «Что есть истина?» – сказал Пилат и пошел из судилища. Трудно объяснить себе значение этих слов Пилата. Что это не был вопрос в настоящем значении слова, видно из того, что он не хотел выслушать и одного слова ответа. Вероятнее всего, Пилат хотел выразить этими словами такую мысль: «Вот, вздумал еще толковать об истине!» А может быть, это было и слово презрения к истине. Пилат вышел к иудеям и сказал им: «Никакой вины я не нахожу в нем. А есть у вас обычай, чтобы я одного (преступника) отпускал вам на Пасху: хотите ли, я отпущу вам царя иудейского?» Так, даже по суду Пилата–язычника, можно не слушать об истине, можно презирать ее, а казнить за истину не следует. Из последних слов его видно, как мало значения придал он последнему их обвинению, как мало считал он опасным для власти и общественного спокойствия Иисуса. «Его-то, царя-то иудейского, и отпущу вам». Тогда закричали все: «не Его, но Варавву». А Варавва был разбойник. Да, не дремали враги Господа, закричали все, значит – уже и народ был достаточно возбужден. Да, если Пилат не находил преступлением говорить об истине, так в глазах первосвященников это было страшное преступление, которое могло омыться только кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Нищий ты, и принимаешь милостыню? Как и на что подаваемую тебе Христа ради милостыню принимаешь? На нужду ли, или на роскошь и прихоти? Не служишь ли сребролюбию и маммоне под видом нищеты? Не собираешь ли от милостыни богатства? Не похищаешь ли у истинно нищих и бедных добра? Не притворяешься ли нищим, имея довольствие? Не притворяешься ли немощным, будучи здоров? Не живешь ли в праздности и от того не имеешь чем питаться? Внимай себе. Купец ты? Как покупаешь и продаешь? Не продаешь ли худые вещи за добрые и дешевые за дорогие? Не требуешь ли большей цены за товар твой, нежели он стоит? Не обманываешь ли в продаже ближнего твоего, чего сам себе не хочешь? Не призываешь ли святого и страшного имени Божия в ложной клятве ради скверного прибытка? Внимай себе. Разумный ты, и дар учения имеешь? Как и на что дарованный тебе от Бога талант употребляешь? Ищешь ли от того славы Божией и ближнему твоему пользы? Внимай себе. Словом, всякий христианин! Как поступаешь пред Богом, все назирающим? Как говоришь, делаешь, мыслишь, каким сердцем с ближним твоим обходишься? Как и в чем время, данное тебе от Бога на покаяние, проводишь? Не изнуряешь ли его в праздности и суетных забавах? Помнишь ли, что время дорого, и как слово сказанное, так оно, потерянное, не возвращается? Помнишь ли, что чем более живешь, тем ближе к смерти, суду Христову и вечности приближаешься, и непременно всякий или в блаженную, или мучительную вечность пойдет? Внимай себе! Помни и ты, душа моя, что ближнему твоему советуешь, и поступаешь ли по сему? Внимай себе! Вот что значит: внимай себе. Помни об этом, рассуждай и внимай себе, дабы спастись. Спасайся о Христе.   Письмо десятое Писал я прежде тебе кое о чем, ныне же пишу о том, что апостол называет корнем всех зол, и о том, кого можно назвать истинно богатым. А в начале полагаю апостольское слово о желающих обогащаться, о которых апостол так говорит: Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим 6:9-10). Внимай же следующим пунктам и увидишь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Но в Откровении еще сказано: Времени уже не будет ( Откр. 10:6 ). А еще: ночи там не будет ( Откр. 21:25 ). Что же тогда означают слова день и ночь? Как пишет святой Андрей Кесарийский : «... времени уже не будет в будущем веке, когда и в самом деле не будет того времени, которое исчисляется по солнцу, но будет жизнь вечная, недоступная временному исчислению». И еще: «Там будет только день, а не ночь, ибо ночь будет лишь для грешников» 51 . И еще: «День и ночь упоминаются не потому, что течение и будущего века будет соизмеряться по солнцу и грешники тогда не будут иметь покоя, но или сообразно настоящему обычаю измерять время днями и ночами, или потому, что день означает вечную жизнь святых, а ночь – мучения грешных... » 52 . В этих словах святого отца мы видим еще одно толкование понятия день и ночь в подтверждение бесконечности мучения грешников после последнего Страшного Суда. После него, в будущем веке, для грешников наступит ночь, когда времени уже не будет, то есть наступит ночь вневременная, бесконечная, как говорится далее: во веки веков. Для праведников же наступает вневременный, бесконечный день. Выражение «день и ночь» перекликается с другим выражением: Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь ( Ис. 66:23 ). Это пророчество по отношению к Ветхозаветной Церкви исполнилось на иудеях, вернувшихся из Вавилонского плена. Преподобный Ефрем Сирин толкует слова из месяца в месяц и из субботы в субботу в смысле постоянности и непрерывности 54 . Лопухин А. П. в своей «Толковой Библии » относит это пророчество и к Новозаветной Церкви и понимает это как вечно, постоянно, непрерывно: «Показателями вечности и непрерывности этого служения взяты два наиболее устойчивых и типичных ветхозаветных института: из месяца в месяц, из субботы в субботу... " 55 . Пример такого понимания ветхозаветных пророчеств святыми отцами, когда одно и то же пророчество относится и к временным земным событиям, и к событиям окончания времен, Страшному Суду и бесконечному воздаянию в будущей жизни, мы видели в предыдущей главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Но глубиной мудрости своей, подавая нам неизречённые уроки жизни, провидящий смерть Владыка придя низложил змея, воскресение нам даруя, к жизни другой переселяет рабов своих. Итак, уразумеем пришествие Господне, и наше воскресение, и страшный суд, Самого Господа слова евангельские предлагая, как Богословный Матфей написал: И по скорби, сказал, дней тех, солнце померкнет и луна не даст света своего и звёзды спадут с небес и силы небесные подвигнутся, и тогда явится знамение Сына человеческого, и тогда восплачут все колена земные, и узрят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славою многой, и пошлёт Ангелов своих с трубным гласом великим и соберут избранных его от четырёх ветров, от конца небес до конца их 105 . Возлюбленный же ученик Господень Иоанн Богогласный так пишет слова Его: грядет час, в он же все сущие мёртвые в гробах услышат глас Сына Божьего, и, услышав, оживут и изыдут сотворившие благое в воскресенье живота, а сотворшие злое в воскресение суду 106 . И снова Матфея: когда придёт Сын человеческий в славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы своей, и соберутся пред Ним все языцы, и разлучит их друг от друга, как пастырь разлучает овец от козлищ, и поставляет овец одесную себя, а козлищ ошуюю. Тогда речет ЦАРЬ сущим одесную его: придите, благословенные Отца моего, наследуйте уготованное вам царство, от сложения миру (мipy). К сущим же ошую Его говорит: идёте от меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его, и идут сии в муку вечную, праведники же в живот вечный 107 . И что, братья, горше и полютее страшного и грозного того ответа и видения, когда узрим всех согрешивших и не покаявшихся на вечные муки отсылаемых праведным судом Божьим, трепещущих, люто восклицающих и напрасно плачущих? Как же не восплачем и не возрыдаем, когда в уме примем страшные и лютые те муки, о коих говорит Писание: огнь вечный, тьму кромешную, пропасть глубокую, лютого червя неусыпного, скрежет зубовный и прочие все болезни, назначенные для много согрешившим и Бога преблагого прогневившим злым, нравом лукавым, от них же первый есмь аз окаянный? Ибо какой страх, братия, будет нам тогда, когда престолы поставятся, и книги раскроются, и Бог на суде со славою сядет, и самим Ангелам, предстоящим в трепете? И что сотворим тогда, во многих грехах повинные человеки, когда услышим Его, зовущего благословенных в царствие Отца, грешных же отсылающего в муку, и от избранных отлучающего? И что тогда отвечаем, или отречёмся тогда, когда все наши дела предстанут на обличение нам, и всё наше тайное явлено будет, чем согрешили в дни и ночи, словом, и делом, и помышлением?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Но если мы откроем первое послание апостола Петра, то увидим, что он говорит: «Ибо время начаться суду с дома Божия, если же прежде с нас начнется, то какой же конец непокоряющимся Евангелию» (1 Пет. 4:17). Ситуация с ветхим Израилем, который будет судим и будет приведен на суд первым среди всех народов, хотя он надеялся, в силу своего избранничества, быть вне всяких нравственных требований и творить все, что угодно, но все равно быть Богу угодным и всегда пользоваться покровительством Божиим, но с которого, как раз, суд и начнется и с него будет спрошено строже, чем со всех остальных народов, оказывается, относится и к новому Израилю, к Церкви. Если нравственный закон будет попираться, если правда, справедливость не будут восстановлены, то тогда нет спасения ни в чем, даже в жертвах и во внешнем поклонении Богу. Господь возвещает: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если принесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших» (Ам. 5:21-22). Здесь, кстати, можно вспомнить евангельскую притчу о Страшном Суде. Ведь там ничего не говорится ни о молитвенном правиле, ни о хождении в церковь, ни о чем таком, что обычно относят к религиозной сфере. Даже не говорится о том, верили вы в Бога или нет, поклонялись или не поклонялись. В притче требования лежат как будто исключительно в плане социальной и человеческой справедливости. Значит ли это, что на самом деле Господь не спросит потом, веруем мы в Него или не веруем? Господь, несомненно, спросит, но этот вопрос, совершенно очевидно, связан со всем вышеизложенным. Также как Господь ответил на вопрос о главной заповеди двойным ответом: «Возлюби Господа Бога Твоего , и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Апостол Иоанн Богослов говорит, что невозможно развести между собой эти две заповеди, поэтому в одном проявляется второе. Если бы поклонение израильтян Богу было истинным, то, несомненно, было бы праведным и их поведение, и наоборот.

http://sedmitza.ru/lib/text/431393/

Но и весь 118-й псалом, читаемый на погребении, исполнен надеждой, что Премудрость Господня и Его милость так вразумят меня, что сам дух закона войдет и будет дышать и направлять меня, и я не постыжусь Божией правды с твердой надеждой на оправдание на Страшном суде. Этот суд — Последний, потому что подводит итог всей моей жизни, и возможности переписать ее начисто, исправить какие-либо ошибки уже не остается. И я оказываюсь один на один с предвечным Судией, обличаемый своею совестью без всякой возможности искать оправдания своим грехам 28 . Ведь вся моя жизнь — это и есть путь на этот Суд, и все молитвословие совершается не только для лежащего во гробе, но и для меня, стоящего рядом, делая меня солидарным с ним. Если я смогу осмыслить то, что поется и читается в храме, извлечь урок и изменить свою жизнь, принеся достойный плод, то и это приношение обязательно будет замечено Господом для оправдания моего близкого и меня самого. Ведь все мы заключены Богом в единство спасения через тайну Божиего милосердия, находящую оправдание даже в нашем неповиновении Ему. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим 11:25;32–33). Ибо Бог желает спасти всех, чтобы каждый мог возгласить на этом суде: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои (Откр 16:7). И вся Церковь предстательствует в тропарях канона 6-го гласа: “егоже от земли преставил еси вернаго вечных благ получити сподоби”, ибо Господь как Сострадатель Сам Себя истощил (умалился, отдал Всего Себя) в поисках падшего человека, и нашел, чтобы спасти его. И как гимн звучат слова: “Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная”, — та вечная жизнь, вера в которую способна все надгробные рыдания, всякую скорбь претворить, переплавить в великое славословие Богу, — “надгробное рыдание творяще песнь; аллилуйя” 29 , — совершенно тождественное заключительному призыву Библии: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр 22:20).

http://pravmir.ru/na-puti-k-poslednemu-s...

Но там вверху нет ничего подобного, потому что Бог есть Судия праведный, и суд Его изыдет, как свет: не имеет тьмы, не имеет прикровенности, не допускает никакого искажения. Дабы (этот разбойник) не сказал: Он осужден здесь внизу, к чему же ты защищаешь Его? — возвел его к горнему судилищу, к страшному престолу, к неподкупному суду, к непогрешимому Судии, напомнил ему о страшном суде. Туда смотри, говорит, и ты не произнесешь осуждающего приговора, не станешь вместе с людьми, находящимися внизу, но подивишься и примешь вышний суд. « Или ты, — говорит, — не боишься Бога? » Видишь ли любомудрие разбойника, видишь ли благоразумие, видишь ли учение? Вдруг с креста он воспарил на небо. Посмотри, как он уже исполняет апостольский закон, не себя только имеет в виду, но делает все и употребляет все меры, чтобы и другого избавить от заблуждения и привести к истине, — сказав: « Или ты не боишься Бога? », он присовокупил: « Когда и сам осужден на то же? » (Лк. 23:40). Посмотри на совершенное исповедание. Что значит: « Сам осужден на то же »? На то же самое, говорит, наказание, так как и мы находимся на кресте. Посему, понося Его, ты, прежде Него, подвергаешь злословию себя самого. Как находящийся во грехах, осуждая другого, осуждает себя самого, прежде него, так и находящийся в несчастии, и поносящий несчастие другого, прежде него, поносит себя самого. « Сам осужден на то же », говорит он; читает ему апостольский закон, изрекающий евангельские слова: « Не судите, да не судимы будете » (Мф. 7:1). « Когда и сам осужден на то же ». Что делаешь ты, разбойник? Не делаешь ли ты Христа сообщником вашим, когда говоришь: « Сам осужден на то же »? Нет, говорит, я прибавляю для исправления слов своих следующее: « И мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли » (Лк. 23:41). Дабы ты услышав его слова: « Сам осужден на то же »,  — не подумал, будто он представляет Христа сообщником греха, для этого он прибавляет поправку и говорит: « И мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010