87 . Богатии иудеи обнищаша с жертвами законными за неверие во Христа, а взыскающие верою Христа имеют жизнь вечную, яко чада Божии, и хранит их Господь и избавит души раб Своих оружием Креста Христова и щитом воскресения ( Пс.33:1123 ) 88 . Душа Христова возрадовалася, когда яко Бог сошел во ад и разрушил его. Яко человек взывал Христос Отцу: Вонми суду ( Пс.34:23 ) – искал бо иудеем жизнь вечную, а они Ему – смерти. Суди Ми, Господи, по правде Твоей ( Пс.34:24 ), и воскрес Христос Бог из мертвых, и со славою вознесеся на небеса, и седе одесную Бога Отца, да возрадуются и возвеселятся вернии, ибо мир, благодать им оставляет Спаситель и Церковь до скончания века, и язык Мой – род христианский – поучится правде ( Пс.34:2728 ) Евангелия, ибо на небеси милость Твоя – Богочеловек на Престоле Своем, яко умножил милость – даровал всем спасение, и упиются благодати от тука Дому Твоего – Церкви Святой, яко у тебе, Христе Боже, источник живота, а тамо падоша вси делающии беззаконие – демоны с неба спали, неверные после Страшного суда изриновени будут в геенну огненную ( Пс.35:6, 810, 13 ). Открыт ко Господу путь Твой, повинися Господеви, ибо кротции наследят землю ( Мф.5:5 ) – Царство Небесное. 89 . Христос же юнейший бых, яко Отроча Младо, но Превечный Бог, Ветхий деньми, состарехся, ибо обогати человека Божеством, и седе на небе, и весь день в веке сем милует и взаим дает благодать Свою, ибо спасение праведных от Господа и поможет им Господь ( Пс.36:2526, 3940 ). 90 . Христос Бог – слава и упование Христин. Пророку Даниилу Архангел Гавриил возвестил о Христе Спасителе, что помазан будет Святой святых, заглажены будут преступления, воссияет правда вечная и смертью Своей Христос, после 69 седмин – 483 лет, утвердит новый завет – Евангелие вечное ( Дан.9 ) Пророк Иона воспевал трехдневное Воскресение Христа. Пророк Захария ликовал, взывая: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима. Се, Царь твой Христос Спаситель, Богочеловек, грядет к тебе Праведный и Спасающий, Кроткий, готовый на заклание, сидящий на ослице и молодом осле, призывая к Себе сынов Израиля и язычников» ( Зах.9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

9. Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. (Ад доле огорчися, срет тя: восташа с тобою вси исполини обладавшии землею, подвизавшии от престолов своих всех царей языческих). Ад – подземное, глубочайшее, мрачное пространство, область вечного покоя умерших и погребенных. В ад снизошли все грешники и величайшие злодей. И вот также, по суду Божию, силой Господа Вседержителя низвергается в глубину ада сильнейший из земных повелителей с высочайшего из царских престолов, злейший мучитель и грабитель, царь Вавилонский. Его страшное падение в ад будет так сильно, что сотрясется вся преисподняя, задрожат кости прежде умерших и низведённых туда «исполинов» или великанов-притеснителей, живших до потопа и погибших в волнах его. Придут в ужас от такого низвержения и все еще живые цари земли; они с благоговением перед правосудной силой Вседержителя, восстанут со своих престолов и прославят Царя небесного. 10. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! (Вси отвещают и рекут тебе: и ты пленен еси, якоже и мы: и в нас вменен еси). Царь Вавилонский, силой своего падения возбудив даже мертвых, изумит их: для них это будет неожиданно, страшно и странно, как мог низвергнуться в ад властелин, повелевавший всеми народами, приводивший в трепет подвластных ему повелителей, чьей силою уничтожено такое могущество и какой властью такой властелин низвержен в бездну и остается в ней мертв, нем и недвижим, как и другие властители – исполины. 11. В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. (Сниде слава твоя во ад, многое веселие твое: под тобою постелют гнилость, и покров твой червь). Многочисленные военные походы, победоносные битвы, громадные добычи в странах завоеванных, безусловная покорность побежденных завоевателям, все это породило сатанинскую гордость царя Вавилонского. Его блестящие победы торжествовались шумными пирами, прославлялись громкими песнями. И вот этот гордый и препрославленный властелин низвергается в ад, предается тлению, как все тленное; желавший быть богом, делается добычей ничтожных червей, обращается в ничтожество...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

9. «Благовестник, или Толкование на Евангелие» Феофилакта Болгарского : «Богач не войдет в Царство Небесное, пока он богат и имеет излишнее, в то время как другие не имеют необходимого. Но когда богатый отрясет все и таким войдет в Царство Небесное, то он уже войдет отнюдь не богатым. Имеющему же многое так же невозможно войти, как невозможно верблюду пройти сквозь игольные уши. Смотри же, как Христос выше сказал: «трудно войти», а здесь говорит, что совершенно невозможно» . 8. «Добротолюбие. Избранное для мирян» святителя Феофана Затворника : «Сребролюбие есть поклонение идолам. Нелюбостяжателен тот, кто отрекся от всякой собственности и на земле совсем не имеет ничего, кроме тела, да и к нему отторгнув всякое расположение» . 7. «Душеполезные поучения» аввы Дорофея : «Святые мученики всецело принесли себя в жертву Богу, и не только самих себя, но и то, что было их, и что было у них. Ибо иное, как говорит святой Василий, мы сами, иное — наше, и иное — что у нас. Мы — это ум и душа; наше — это тело; а у нас имущество и прочие вещи. Итак, святые приносили себя в жертву Богу всем сердцем, всею душею и всею крепостию, исполняя слово Писания: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф 22:37); ибо они пренебрегли не только детьми, женами, славою, имуществом и всем прочим богатством, но и самыми телами своими» . 6. «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца : «Почести, удовольствия и богатства мира суть не что иное, как суета и смерть души; поношения и злохуления, какими преследует нас мир, доставляют истинную нам славу, а его скорби — радость; прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие — одна из величайших черт богоподобия; больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром» . 5. «Аскетические опыты» святителя Игнатия (Брянчанинова) : «Любить — блаженство; ненавидеть — мука. Весь Закон и Пророки сосредоточиваются в любви к Богу и ближнему. Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе — Бог. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог. Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий. Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его. Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви» .

http://blog.predanie.ru/article/top-12-s...

II. Приглашаем всех поразмыслить об этом, чтобы тем усерднее употребить свое содействие к вразумлению согрешающих братий. «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою» ( Мф.22:2–5 ). Что постигло или постигнет тех презрителей и злодеев, и какой участи подверглись или подвергнутся те, которые были в числе многих званых, но не оказались в малом избранных, – вам должно быть, братия, очень известно. Нужно ли объяснять вам, братия, что царь, посылающий рабов своих звать званых на брачный пир Сына Своего, есть не другой кто, как Сам Царь небесный, всесильный Господь неба и земли, премудрый наш Создатель и всеблагий Промыслитель; что Он-то древле посылал пророков, потом апостолов, и преемников служения апостольского, пастырей и проповедников слова Божия, и этих последних будет посылать до скончания века – звать званых в благодатное и славное царство Единородного Сына Своего, Который, как Жених с невестой, сочетавшись с Церковью , всем верующим предлагает – как на брачном пиру – обилие благодатных даров на земле и вечную славу на небесах? Это истины весьма понятные для всякого православного христианина. Но вот о чем позвольте спросить вас: к какого рода званым причислить нам себя? Вопрос чрезвычайно важный, ибо он касается вечной судьбы нашей. Мы вовсе не желаем, братия, ни о ком предварять суда Божия своим судом, но предоставляем каждого суду собственной его совести. Скажем только, что благо тому, кто, тщательно испытывая сам себя, дела свои, слова и самые помышления, – осуждает сам себя и ищет оправдания у единого Господа, – таковой наверное избежит осуждения на страшном судище Христовом. Но горе нам, братия, если мы сами себя оправдываем пред Богом, тогда как дела наши осуждают нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

II. Суд Христианин трепещет при мысли о Божием суде. День суда для нас — день гнева. Мы молим Бога помиловать нас в час смерти и в день суда, мы просим о добром ответе на «страшном судилище Христовом». Христианское искусство столетиями изображало его ужасы, и мотив этот восходит к словам Самого Спасителя, особенно — к страшной притче об овцах и козлах. Ничья совесть не останется к ней глухой, ибо грехи «козлов» не в том, что они делали, а в том, чего не сделали; кто не ужаснется, когда ему твердо говорят, что самое тяжкое обвинение против каждого из нас основано на вещах, которые, быть может, нам и в голову не приходили! Поэтому я очень удивился, заметив впервые, как говорят псалмопевцы о Божием суде. Говорят они так: «Да веселятся и радуются племена! Ибо Ты судишь народы праведно» (66:5). «Да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю» (95:12-13). Люди радуются суду, просят о нем: «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой» (34:24). Скоро я начал понимать, в чем тут дело. Ветхозаветные люди, как и мы, представляли Господень суд в образе земного суда. Но мы, христиане, видим на скамье подсудимых себя самих, иудеи же видели там своих обидчиков, а себя считали истцами. Мы надеемся на оправдание, то есть хотим, чтобы суд был помилостивее; им нужно, чтобы суд судил строго. В притче об овцах и козлах Христос говорит «по-нашему», но есть и тексты, предполагающие иудейский образ суда. Вдумайтесь в притчу о судье неправедном. Мы представляем себе кого-то вроде члена немецких трибуналов — человека, кричащего на свидетелей и осуждающего невинных, к которому мы надеемся никогда не попасть. Но судья из притчи — совсем другой. Вы не предстанете перед ним, если не хотите, трудность совсем иная — трудно к нему попасть. Богатый и сильный сосед забрал у вдовы крохотный участок (Лк. 18:1-5), где только и поставишь насест или сарай (сейчас «соперником» стали бы городские власти, планирующие новый район). Она знает, что это — беззаконие. Если ей удастся подать жалобу, она выиграет дело. Но никто не желает ее слушать. Удивительно ли, что она хочет суда?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   37. Если увидишь или услышишь, как кто-либо согрешает, берегись оклеветать и осудить его. Ты о нем скажешь одному, тот другому, другой скажет третьему, третий чет­вертому, и так все будут знать и соблазняться, и согрешившего будут осуждать, что тяжко, а ты всему тому причиной будешь, поскольку брата твоего согрешение всем известным сде­лал. Клеветники подобны прокаженным, ко­торые своим злым запахом и другим вредят; или подобны зараженным моровой язвой, ко­торые с места на место заразу переносят и других губят. Берегись же на ближнего твоего клеветать, дабы, тяжко согрешив, и другим причину ко греху не подать. Также берегись его осуждать, поскольку «перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим 14:4), а также по­тому что ты и сам грешник.    Праведнику судить и осуждать никого не должно, тем более грешнику грешника. И судить людей единого Христа дело, Ему от Небесного Отца суд предан, и будет судить живых и мертвых, суду Которого и сам ты предстанешь. Берегись же сан Христов себе похищать, что весьма тяжко, и подобных те­бе людей судить, дабы не явиться с этим премерзким грехом на Суде Страшном и правед­но на вечную казнь не осудиться.    Обрати же твои очи и ум на себя самого, и рассматривай себя, и обличай себя, и обвиняй себя пред Богом за грехи твои, что требует де­ло покаяния, обличай и обвиняй себя пред Богом, и проси от Него милости, как мытарь, дабы Им оправданным быть. Слушай, что Хри­стос Господь говорит судящему: «Что ты смо­тришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твое­го, — а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф 7:3—5). Видишь, что те, которые других судят и осуждают, — лицемеры или ложные христиа­не. Таковые себя самих и своих грехов не по­знают, хотя бы внешне и святыми казались.    38. Смерть невидимо за нами ходит, и кончина тогда постигает, когда не чаем, и там постигает, где не чаем, и так постигает, как не чаем. Будь же во всегдашнем покаянии и во всякое время и везде готовым к исходу. Разумный раб всегда бодрствует и ожидает, когда его позовет господин: и ты бодрствуй и ожидай, когда позовет тебя Христос Господь твой. Зовет же всякого через смерть, будь же всегда в жизни своей таким, каким желаешь быть при смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Нищий ты, и принимаешь милостыню? Как и на что подаваемую тебе Христа ради милостыню принимаешь? На нужду ли, или на роскошь и прихоти? Не служишь ли сребролюбию и маммоне под видом нищеты? Не собираешь ли от милостыни богатства? Не похищаешь ли у истинно нищих и бедных добра? Не притворяешься ли нищим, имея довольствие? Не притворяешься ли немощным, будучи здоров? Не живешь ли в праздности и от того не имеешь чем питаться? Внимай себе.    Купец ты? Как покупаешь и продаешь? Не продаешь ли худые вещи за добрые и дешевые за дорогие? Не требуешь ли большей цены за товар твой, нежели он стоит? Не обманываешь ли в продаже ближнего твоего, чего сам себе не хочешь? Не призываешь ли святого и страшного имени Божия в ложной клятве ради скверного прибытка? Внимай себе.    Разумный ты, и дар учения имеешь? Как и на что дарованный тебе от Бога талант употребляешь? Ищешь ли от того славы Божией и ближнему твоему пользы? Внимай себе.    Словом, всякий христианин! Как поступаешь пред Богом, все назирающим? Как говоришь, делаешь, мыслишь, каким сердцем с ближним твоим обходишься? Как и в чем время, данное тебе от Бога на покаяние, проводишь? Не изнуряешь ли его в праздности и суетных забавах? Помнишь ли, что время дорого, и как слово сказанное, так оно, потерянное, не возвращается? Помнишь ли, что чем более живешь, тем ближе к смерти, суду Христову и вечности приближаешься, и непременно всякий или в блаженную, или мучительную вечность пойдет? Внимай себе!    Помни и ты, душа моя, что ближнему твоему советуешь, и поступаешь ли по сему? Внимай себе!    Вот что значит: внимай себе. Помни об этом, рассуждай и внимай себе, дабы спастись.    Спасайся о Христе.    Писал я прежде тебе кое о чем, ныне же пишу о том, что апостол называет «корнем всех зол», и о том, кого можно назвать истинно бо­гатым. А в начале полагаю апостольское слово о «желающих обогащаться», о которых апостол так говорит: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сре­бролюбие» (1 Тим 6:9—10). Внимай же следую­щим пунктам и увидишь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Аминь. Слово в Неделю о Страшном Суде 22 февраля 1987 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святая Церковь направляет нашу мысль к ожидаемому Второму Пришествию Христову и к имеющему быть Страшному Суду над всем человечеством. Здесь много страшного, но много и радостного. Радостно вот что: Христос Спаситель снова придет на землю. Придет во славе и придет во плоти: «Придет Сын человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» ( Мф.25:31 ). Как нам не радоваться о славе нашего Господа? Пришествие Его будет быстрым и ясным: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет Пришествие Сына человеческого» ( Мф.24:27 ). Оно будет видно всем людям: и врагам Христовым, и друзьям Его. «Узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его», – читаем мы в Откровении Иоанна Богослова ( 1, 7 ). Когда будет Второе Пришествие – никто не знает: это Господь скрыл от святых своих учеников и Апостолов. Но Он предсказал, что сперва человечеству надлежит пройти через очень большие скорби и трудности. Причина этих скорбей заключается в самих людях: человеческий грех возрастет. Господь ставит под сомнение даже то – сохранится ли в людях вера. Он говорит: «Сын человеческий, пришед найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). А об умножении других грехов пророчествует святой Апостол Павел в своем послании к Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны…» ( 2 Тим.3:1–4 ). С такими грехами, и временами тяжкими, неразлучна скорбь, о чем предсказывает Сам Спаситель: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» ( Мф.24:12 ). Но по милосердию Божию дается и снисхождение. Тяжкие времена не будут бесконечны. Они сократятся для спасения избранных. Господь наш Иисус Христос говорит: «Если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» ( Мф.24:22 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

«Будут глады, моры и землетрясения по местам»: и римские историки передают, что в это именно время с особенною силою обрушивались на человечество эти страшные бедствия. На небе были необычайные знамения: над Иерусалимом в течение целого года перед войной горла страш­ная комета в виде серпа, наводившая своим видом ужас на жителей. «Все же это начало скорбей». Вслед за ними должны были прийти дни, когда «враги обложат тебя (Иерусалим) око­пами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не останется в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк. 19:43–44 ). «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне, и не будет» ( Мф. 24:21 ). Но этому страшному суду должны были подвергнуться только иудеи. Все же «узнавшие время посещения» не подлежали ему и могли избегнуть его бегством из Иудеи в горы. Христос указал и признак, по которому христиане могли узнать о приближении бедствий, чтобы заблаговременно искать убежища. «Когда увидите мерзость запустения, стоящую на святом месте, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». Всем хорошо известно было, что разумелось под мерзостью запустения. Это именно – водворение римлянами языческих знамен на священной почве св. города, и христиане воспользовались этим предостережением. Лишь только Тит расположился с своим войском пред городом и поднял свои языческие знамена, как христиане вспомнили об этом предостережении Христа и бежали в гористый город Пеллу за Иорданом. Иерусалим был обречен на неминуемую гибель, потому что в духовно-нравственном отношении он был труп, а «где будет труп, там соберутся орлы», – как они именно и собрались для растерзания этого трупа. Пелла сдавалась главным средоточием церкви Христовой до тех пор, пока император Адриан не позволил христианам возвратиться на восстановленное пепелище погибшего города. О жизни его после вознесения И. Христа на небо известно очень мало. Приняв на себя великую обязанность сыновнего попечения о пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

В книге, носящей его имя, о самом пророке ничего не сказано. Молчат о нем и предания. Можно лишь предполагать, что Иоиль принадлежал к служителям Храма и проповедовал в Доме Господнем [ 15 ]. В неотвратимом нашествии саранчи пророк увидел грозный символ последних битв и Суда. В его речах как бы вновь оживают Амос, Исайя, Софония: Трубите в рог на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей! Да трепещут все жители земли, ибо приходит День Господень, Да, он уже близок, день мрака и тьмы, День сумрачный и облачный. Солнце превратится во тьму и луна в кровь, Прежде нежели наступит День Господень, великий и страшный. Иоил 2, 1-2, 3, 31   В пророчествах Иоиля стаи саранчи сливаются с образом страшного нашествия врагов Божиих. Не воины ли это Гога и Магога, о которых предсказывал Иезекииль? Идет народ многочисленный и сильный, какого еще не было от века. Перед ним была земля, как сад Эдемский, а после него унылая пустыня, Ничто от него не спасается, вид его, как вид коней, И скачут, как всадники. Иоил 2, 2-4   В этой безликой массе нет людей, это стадо, стая, подобная тучам алчных насекомых. Иоаннов Апокалипсис повторит слова Иоиля, изображая полки Антихриста в виде саранчи, закованной в броню. Завоеватели всех времен обозначены этим зловещим символом. Бессмысленное, жестокое, губящее жизнь нашествие. Сатанинские силы, вырвавшиеся на свободу. Грехи мира породили этот смерч, этот разгул насилия и пожирания. Когда Иоиль писал свое пророчество, призрак мировых войн впервые навис над человечеством. Пророк хочет, однако, чтобы люди не предавались безнадежному страху, но встретили грозную годину во всеоружии духовной готовности. Он зовет к осознанию своих грехов, своего недостоинства перед Богом Правды. Проповедь Иоиля подобна проповеди Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Посему и теперь изрек Господь: Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и сетовании. Рвите сердце свое, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Иоил 2, 12-13   От самого человека зависит, чего ждать ему в День Божий. Пусть же всеобщий хаос — прелюдия к Суду — заставит людей очнуться от духовной спячки!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010