Отдел II-й. Константинопольская церковь. Ея история На том месте, где теперь стоит Константинополь, в глубокой древности была расположена Мегерская колония – Византия – Byzantim, основанная в 658 году до Р. X. на европейской стороне Босфора. Узкий пролив, соединяющий Черное море с Мраморным, обеспечивал за этой колонией важное торговое и промышленное значение. «Золотой Рог» – бухта Χρυσκερας – имел всемирную известность и господствующее значение. Колония собирала пошлину с судов, идущих из Эгейского моря в Черное и обратно; вела торговлю с европейскими и азиатскими странами и неминуемо должна была играть важную роль в борьбе Азии с Европой. Город – Βυζντιον. по преданию, был устроен по указанию Дельфийского оракула 555 . Дальнейшую историю Византии мы пройдем молчанием. За тысячелетний период своего существования в начале небольшая колония, потом знаменитый приморский город испытал много различных превращений в своей судьбе: был в руках различных властителей – «Персов, и Греков, и Римлян». Не политическая судьба Византии интересует нас, а история веры и церкви христианской в этой местности. Византия имеет значение для нас, как место основания Константинополя. А знать, хотя кратко, историю возникновения, устройства и существования этого с самого основания своего христианского города важно для нас в тех целях, чтобы видеть, что представлял собой этот «новый Рим» в то время, как стал здесь в сане архиепископа Св. Иоанн Златоуст . Византия получила «свет Христов» в самое первое, самое раннее время апостольского периода. Она имела своим просветителем Апостола – одного из двенадцати избранных учеников Христовых и первым епископом ученика Апостольского. Наша славянская Четья-минея под 30 ноября в нескольких строках знакомит нас с началом христианства в Византии. «Андрей Святой, первозванный Апостол Христов», повествует нам святой списатель «подвигов и страданий» Апостола 556 , «по вольной страсти Господней и воскресении и вознесении Его, приявшу ему, якоже и прочиим апостолом, Духа Святого и разделяемым бывшим странам, падоша ему жребием Вифипийския и Пропоптидския страны, с Халкидом и Византиею, и Фракиею, и Македониею, даже до Черного моря и Дуная досяжуша (и проч.). Отплы во Фракийский град Византию, идеже он первый Христа проповеда, и много научив, пресвитеры церковные постави. Стахия же, его же Павел святый, в послании к Римлянам поминает, епископа им рукоположи». И с того времени, – от 36-го года 557 за 350 лет 558 , – к году патриаршества Св. Иоанна Златоуста , история христианской Византии представляет великий сонм преемственно бывших предстоятелей этой церкви – целую тридесятницу архиереев. Но особенное значение в истории христианской церкви вообще Византия получает в начале IV-ro века, с построением на месте древней Византии Константинополя, с восшествием веры Христовой на престол Римских императоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

По Евангелию от Иоанна, воскрешение Лазаря было ближайшим поводом к народному торжеству при входе Господа Иисуса Христа во Иерусалим (см.: Ин.12:18), а этот вход, в свою очередь, явился как бы предначатием страданий Господа и следующего за ними Воскресения. В строгом соответствии с евангельским повествованием и Богослужебный устав нашей Православной Церкви указывает праздновать воскрешение Лазаря в субботу, накануне Входа Господня во Иерусалим, и устанавливает между этими праздниками самую тесную связь. Для них обоих назначен один тропарь ( " Общее воскресение... " ). Да и вообще в службе этих праздников оба воспоминания как бы переплетаются между собою. Вместе с тем службы этих двух праздников являются как бы прологом к службам Страстной седмицы и предвестниками Светозарной Пасхи. Не останавливаясь на одной исторической связи воскрешения Лазаря с последними днями земной жизни Господа и с Его Воскресением, Церковь в своем богослужении раскрывает и идейную связь между этими событиями. Воздвижением Лазаря из мертвых Господь " прежде Своея страсти " хотел " уверить " (доказать, что непременно будет) общее воскресение. А так как " начатком " общего воскресения является Воскресение Христово, то Господь воскрешением Лазаря уверял и Свое Воскресение. Подобно тому как на Фаворе Господь " показал ученикам Своим славу Свою " , чтобы они не соблазнились, когда " узрят Его распинаема " , так и теперь, ввиду предстоящих страданий, Господь явил Себя " Победителем смерти " , чтобы страдания и крестная смерть потом не могли затмить в учениках веры в Воскресение Христово и за ним в будущее общее воскресение. Воскрешение Лазаря, таким образом, есть доказательство Божества Христова и того, что Он есть " Господь живых и мертвых " . Тесная связь - и историческая, и идейная - Лазарева воскресения и Воскресения Христова не должна, однако, закрывать для нас существеннейшей разницы между этими двумя событиями, разницы, делающей их явлениями - каждое совершенно, почти до противоположности особого порядка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» В чем разница между любовью к ближнему своему и любовью между мужем и женой? 333 20.02.2024 Отношения в браке Объясните пожайлуста, есть любовь к ближнему своему, и отличается ли любовь мужа и жены от этой любви? Ведь если не отличается, то получается всё равно, кого выбрать себе в супруги, главное чтобы заповеди соблюдал человек? 4 Ответа Да, отличается. Тут лингвистическая загвоздка, связанная с бедностью славянского языка. У нас на всё — слово “любовь”. А в греческом языке широкая линейка смыслов: Любовь, о которой в основном говорит Библия, это жертвенная любовь, греческое слово — агапэ, γπη А семейная любовь это слово сторгэ, στοργ Ещё есть плотская любовь — эрос, eρως (по имени древнегреческого божества) И дружественная любовь, привязанность — филия, φιλα Мне трудно понять Вашу мысль. Разве Вы сами не чувствуете разницы между своими родителями и друзьями? Если замужем, то также между мужем и детьми? Все это любовь, и всякий раз она разная. Еще больше отличий между любовью к человеку и любовью к Богу. Что касается выбора мужа, то Вы правильно на первое место поставили исполнение будущим супругом заповедей о любви к Богу и ближнему. Человеческие эмоции и симпатии в этом важном деле должны быть на втором месте. Нередко бывает, что люди женятся по страсти, но потом она быстро остывает, и супруги начинают даже ненавидеть друг друга. Что касается тайны супружеской любви, я процитирую Вам для размышления апостольский текст, который читается при совершении таинства венчания: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. ( Еф.5:22–33 )

http://azbyka.ru/vopros/v-chem-raznica-m...

Разделы портала «Азбука веры» Октоих, Глас 4.7, Неделя, Канон воскресный Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами, древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.  Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Вознеслся еси на пречистем древе крестнем, наше отпадение исправляя, еже на древе исцеляя всегубительство, Владыко, яко Благ и Всесилен.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог: в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя, Неописанный.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Без семене Отчею волею от Божественнаго Духа Божия зачала еси Сына, и плотию родила еси: Иже из Отца без матере, нас же ради, из Тебе без отца.  Песнь 3 Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.  Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Древо животное, мысленный истинный виноград, на Кресте висит, всем источая нетление.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Яко велик, яко страшен, яко адово низложь шатание, и яко Бог нетленен, ныне плотски воскресе.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Ты едина сущым на земли, яже паче естества благих Ходатаица, Мати Божия была еси: темже Ти, радуйся, приносим.  Седален, глас 4 Воззревшя на гробный вход, и пламене ангельскаго не терпящя мироносицы, с трепетом дивляхуся, глаголющя: егда украдеся отверзый разбойнику рай; еда ли воста, Иже и прежде страсти проповедавый востание; воистинну воскресе Христос, сущым во аде подая живот, и воскресение. Стих: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Вольным Твоим советом Крест претерпел еси, Спасе: и во гробе нове человецы положиша Тя смертнии, словом концы составльшаго. Темже связан бысть чуждий: смерть люто пленяшеся, и сущии во аде вси взываху живоносному востанию Твоему: Христос воскресе, Жизнодавец пребываяй во веки.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-voskr...

С.Е. Недумов Месяц март 1марта Повесть о св. Иоанне, Епископе Иерусалимском Однажды к св. Епифанию пришел из Иерусалима один диакон и рассказал святому, что епископ Иерусалимский Иоанн, заражен страстью сребролюбия, имея большое богатство, отказывает в помощи бедным. Тогда св. Епифаний написал Иоанну, дабы он не отказывал нуждающимся, но Иоанн не внял совету. После сего, по прошествии немалого времени, св. Епифаний, с одним из учеников своих предпринял путешествие в Иерусалим. По обшествии Святых мест, угодник Христов Епифаний пришел в Епископию, и с разрешения епископа Иоанна, поместился в обширном доме. Иоанн ежедневно видался и беседовал со святым (а между тем среди бедного населения слышался неумолкаемый ропот на скупость епископа). Во время одной беседы с Иоанном, св. сказал ему: отче Иоанне, одолжи мне на время, заимообразно, от богатства твоего, я на твое серебро буду содержать служителей и живущих со мною людей в твоем занимаемом мною, помещении. Епископ согласился на просьбу святого, и вручил ему много серебра, приняв которое, св. Епифаний роздал его бедным. Не получая долгое время обратно данного, епископ стал требовать от святого, дабы он к известному сроку возвратил взятое, тогда святой Епифаний просил отсрочить требование на некоторое время. По прошествии срока, злобясь на святого Епифания, Иоанн в церкви приступил к нему яростно, требуя обратно взятое заимообразно. Угодник Христов не смутился, он дунул в Иоанна, и последний ослеп, тогда страх напал на всех видевших сие и Иоанн пал к ногам св. Епифания, прося молитв Его. Указав зараженному сребролюбием пагубность страсти, св. Епифаний, возложил руки на Иоанна, и сей прозрел правым глазом своим. Иоанн приступил тогда к Епифанию с мольбою, да молитвою его отверзнется и другой глаз его, но святой ответствовал: не мое сие есть дело, но Божие, Бог ослепил тебя, Бог же может отверзсти и очи твои. Иоанн наказанный, и помилованный Господом, впоследствии сделался преподобен и милостив. Что нужно иметь, желающему, быть учителем

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Мы с вами в течение нескольких лет изучаем христианскую деятельную жизнь по святым отцам, и сейчас благовременно посмотреть на тех, чью память мы будем творить в дни приближающегося праздника святой Пятидесятницы, – на апостолов – и дать себе отчет, каковы были их путь, их опыт. Теперь против святых отцов, против их делания, против того, что называется христианским аскетизмом, восстают не только различные сектантские учителя, но и люди, называющие себя православными. Говорят, что этот путь выдуман святыми отцами, что ничего этого нет ни в Евангелии, ни у апостолов. Чтобы познакомиться с тем, что там есть, надо прежде всего дать, хотя бы в кратких чертах, основоположение христианского подвижнического опыта. Аскетизм выходит из того основного положения, что Христос и мир – мир как зло, как страсти, как грех, а не тот мир, в котором мы живем, – ни в какой мере не совмещаются друг с другом, и поэтому нам надо отречься от мира, удалиться от него, хотя мы и живем в миру. За отречением, как вы знаете, лежит путь деятельного восхождения. Человек создан по образу и подобию Божию, и этот образ мы в себе растлили через грех . Теперь прежде всего нам надо через Христа восстановить его. Христос пришел в мир восстановить образ падшего праотца. Это восстановление совершается в таинстве, именуемом крещением, но затем мы, как предрасположенные ко греху, снова искажаем в себе образ Божий, снова его оскверняем. Первая задача христианина, по святым отцам, есть очищение души от страстей; оно, как говорит Феодор Эдесский , не есть еще само по себе добродетель: «Чего же после сего (отречения от мира. – О.С.) искать следует, если не очищения только от страстей, ибо это не есть еще само по себе добродетель, а только приготовление к добродетели; но к очищению недобрых навыков должно приложить и стяжание добродетелей». 1 Стало быть, нужен еще и путь восхождения, путь духовного совершенства и обожения: «А после такого очищения и истребления всего делающего силы наши нечистыми и благоустроения их требуется и восхождение к духовным совершенствам и обожение: ибо уклонившемуся от зла надлежит делать благое». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Скачать epub pdf Предисловие Настоящая книга посвящена притчам Иисуса Христа, содержащимся в трех синоптических Евангелиях – от Матфея, Марка и Луки. Книга продолжает серию исследований, посвященных жизни и учению Иисуса Христа. В соответствии с общим замыслом серии ее основная тема разделена на крупные тематические блоки: 1) рождение и детство Иисуса, начало служения; 2) Нагорная проповедь ; 3) чудеса; 4) притчи; 5) Иисус в Евангелии от Иоанна; 6) Страсти и воскресение. Каждому тематическому блоку соответствует одна книга. В истории человечества не было другого учителя, который использовал бы жанр притчи столь же широко и последовательно, как это делал Иисус Христос . Унаследовав этот жанр от Ветхого Завета, Он расширил его возможности до такой степени, довел искусство притчи до такого совершенства, что никто из Его последователей – ни в первом, ни в других поколениях – не обращался к жанру притчи 1 . Мы не находим притч ни в книге Деяний, ни в соборных посланиях, ни в посланиях Павла, ни в творениях мужей апостольских, ни в сочинениях отцов Церкви (за исключением единичных случаев, скорее напоминающих сравнения и метафоры, чем полноценные притчи, подобные сюжетным притчам из синоптических Евангелий). В Своей речи Иисус часто прибегал к образам, сравнениям, заимствованным из повседневной жизни или из мира природы. Однако не все эти сравнения можно отнести к жанру притч. Так, например, в Нагорной проповеди ученики названы солью земли и светом мира ( Мф. 5:13–16 ): это сравнение, но не притча. Далее в той же проповеди Иисус предлагает ученикам взглянуть на птиц небесных, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и на лилии полевые, которые ни трудятся, ни прядут ( Мф. 6:26, 28 ). Эти сравнения указывают на заботу Бога о человеке и призваны проиллюстрировать главную мысль, развиваемую на конкретном отрезке текста Нагорной проповеди : Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. Не заботьтесь о завтрашнем дне… ( Мф. 6:31, 34 ). Но они также не являются притчами. К числу притч можно отнести только завершение Нагорной проповеди – слова о муже благоразумном, построившем дом на камне, и о человеке безрассудном, построившем дом на песке ( Мф. 7:24–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf С концом лета – с августом и началом сентября – совпадает ряд больших христианских праздников: Изнесение Честного Креста 1-го августа, Преображение Господне, Успение Божией Матери, Усекновение Главы св. Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Чем объясняется такое сосредоточение евангельских воспоминаний в полуторамесячный период? Имела ли Церковь достаточные основания для каждого праздника соединить его с той именно календарной датой, какую хранит церковный Устав? Иногда спрашивают: почему праздник Успения Богородицы предшествует празднику Ее Рождества? Почему совершается дважды, а именно 1-го августа и 14-го сентября торжественное изнесение Честного Креста и поклонение ему при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»? Почему в августе обычная катавасия на канонах Утрени «Отверзу уста моя» уступает место ирмосам «Крест начертав Моисей», и поются они даже в самый праздник Преображения? Почему введен т. наз. Успенский пост? Можно ли найти основание тому, что праздник Усекновения главы св. Иоанна Предтечи приходится на конец августа? В церковно-исторической литературе в наши дни высказанно было суждение, основанное, очевидно, на протестантских источниках, что названные праздники и некоторые другие «установлены вне всякой связи с церковным годом», установлены «вопреки последовательности», что «единственным основанием» для приурочения их к отдельным дням было освящение в эти дни воздвигавшихся впервые в память этих событий храмов: отсюда вывод, что наш церковный Типикон логически не выдержан, что он носит характер случайности. Однако – доверимся церковному Уставу, выработанному облагодатствованными творцами его и проверенному многовековой практикой лучших монастырей Востока, и вникнем усерднее в его богослужебный строй, взятый в своей целости. Что касается праздников Успения и Рождества Божией Матери, то люди, посещающие храм Божий, знают, что православный церковный год от древности начинается 1-го сентября, как он был утвержден еще первым Вселенским собором, согласно римским индиктам. Торжественные богослужебные воспоминания событий Священной Истории поэтому начинаются в церковном году Рождеством Богородицы и заканчиваются Ее Успением, выражая полную последовательность. И между ними самые главные евангельские события празднуются в естественном порядке: Вход во храм Пресвятой Девы Марии, Рождество Христово, Крещение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Страсти Христовы, Воскресение, Вознесение Христово, Сошествие Святого Духа на Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Скачать epub pdf У гроба Христова ( Лк. 23:54–56 ) Спаситель в гробе. Все враги и недоброжелатели Его рассеялись; остались только сторонники Его и друзья. Беспокойное волнение, исполненные злобы насмешки и ругательства смолкли у Его гроба. Иосиф Аримафейский и Никодим, люди прежде такие боязливые, теперь решаются открыто исповедовать своего Господа и Учителя. Они сняли с креста Тело Иисуса, обвили его чистым холстом и умастили благовонными мазями – мирою и алоэ. Затем положили его в пещере в саду Иосифа и привалили ко входу в последнюю большой камень, чтобы охранить святое и драгоценное Тело. Теперь их дело сделано, и они уходят. Но благочестивые жены, присутствовавшие при положении в гроб Господа, не ушли еще с этого места скорби и смерти. Вечерний сумрак окутал землю. Тихо и пустынно становится на Голгофе и в саду Иосифа. Но жены все еще сидят у гроба своего любимого Господа и Учителя. Сколько жизни и любви в этой незамысловатой картине! При всей своей простоте она может сказать нам больше, чем целая сотня проповедей. Перенесемся мыслью в Святую Землю! Сядем у гроба Спасителя и пребудем там в благоговейном размышлении. Евангелист говорит: «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб и, как полагалось тело Его». Мы не знаем, как много было этих жен. У ев. Матфея и Марка по имени упоминаются только Мария Магдалина и Мария Иосифова. Мария Иосифова – жена Клеопы ( Ин. 19, 25 ), одного из двух учеников, которым явился Воскресший на пути из Иерусалима в Эммаус, – и мать Иосифа и так называемого младшего Иакова, принадлежавшего к числу 12 апостолов. К двум этим женам присоединились, по всей вероятности, еще несколько других жен, пришедших вместе с Иисусом из Галилеи в Иерусалим на праздник Пасхи. Соединила их у гроба Спасителя нежная любовь к Нему. В силу этой любви они «служили Ему имением своим» ( Лк. 8, 3 ). Эта любовь сказалась и теперь в том, что они стояли у креста и проливали горячие слезы, взирая на страдания Распятого. Эта любовь привела их вместе с Иосифом Аримафейским и Никодимом к Его гробу. Слушаясь голоса этой любви, остаются они здесь после того, как мужчины давно уже ушли отсюда. Побуждаемые этою любовью, «смотрели они, где Его полагали» ( Мк. 15, 47 ). Исполненные этою любовью – сидели они против гроба ( Мф. 27, 61 ) и не могли отвести от него глаз. Эта же любовь побудила их возвратиться в город, купить ароматы и в первый день недели первыми опять прийти в сад Иосифа ( Мф. 28, 1 ), чтобы посетить гроб Иисуса и омастить тело Его ароматами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

У день свята Христового митрополит звершив в св. Магдалини 14 2013 р. 15:35 13 января 2013 года, в неделю по Рождестве Христовом, в день отдания праздника Рождества Христова, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил Божественную литургию в минском храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Иоанн Хорошевич, секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич и духовенство прихода. За богослужением митрополит Филарет совершил иерейскую хиротонию диакона Иоанна Ковалева. По окончании Литургии Патриарший экзарх обратился к молящимся с архипастырским словом: «Дорогой отец настоятель, всечестные отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас в эти святые дни, наполненные торжеством Рождения в мир Спасителя, Господа и Бога нашего Иисуса Христа! Отчего же событие Рождества Христова является столь великой, воистину несравненной радостью для всех нас? " Потому, — наставляет нас мудрый учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, — что Рождество открыло небо; потому что Рождество ниспослало нам Духа Святого; потому что Рождество рассеивает всякий мрак и всякую нечистоту " природы человеческой. Эти слова становятся понятными лишь для тех, кто не только верит, но и по-настоящему переживает чудесное событие Боговоплощения, размышляя о нем и стараясь воплотить его благодатные плоды в своей жизни. Чудесная Вифлеемская звезда, показывая восточным мудрецам путь ко Христу, рассеивает мрак " тьмы и сени смертной " , в который погрузилось все человечество после грехопадения. Но это звезда горела не только для волхвов. У каждого из нас свой путь ко Христу, а это значит, что у каждого из нас есть какие-то свои ориентиры, своя " личная звезда " , которая сияет во тьме лежащего во зле мира и зовет нас к Богу в обстоятельствах нашей жизни. И при свете этой звезды все прелести мира сего тускнеют, теряют свою значимость. Когда человек решает следовать за ее светом и очищает свою душу покаянием, происходит чудо: его душа перестает быть " вертепом разбойников " , где гнездятся многочисленные страсти, и становится вместилищем невместимого Бога и Его благодати.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2725210...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010