Преподобнаго отца нашего Илариона Великаго На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Званный свыше: Кроток душею и сердцем,/егда тя Божественное рачение уязви/и священными восхождении отлучитися мирских смущений покори,/тогда вооружився силою Креста,/на демоны устремился еси, всеблаженне, борением/и сплел еси победы диадиму./И ныне водворяешися во светлостех святых,/с нимиже и нам испроси просвещение, и мир, и согрешений избавление. Светодательными зарями/преславно, отче достославне, исцелений твоих/просвещаеши подсолнечную,/недугов разрешаяй тьму глубочайшую,/тем тя солнце иное познаваем/и монашествующих утверждение,/и наставника спасаемых Божественным Духом./И ныне память совершаем твою светлую и спасительную, Иларионе,/прегрешений тобою разрешение приемлюще. Воздержанием телесныя страсти, отче,/покорил еси разумному души/и, безстрастия крилы украшен,/благодать приял еси целити, преподобне, человеков немощи,/и отгонити духов лукавствия,/и спасати притекающия к тебе./Темже лицы тя блажат монашествующих, достославне,/и почитает вся тварь, Иларионе, подвиги твоя. Слава, глас 2. Анатолия: От юности твоея нося совершенства мудрость,/возложив на себе, Иларионе, иго Христово/и житию поревновал еси Божественнаго Антония,/равными мерами добродетели подобяся,/изсушил еси плоть, скачущу, аки жребя,/яко должно бе души покорити,/постное течение совершив./Но, о блаженнейше отче и чудодейственне Богоносе,/память твою любовию совершающим/проси очищения и велия милости. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: Егда от Древа: Древу Крестному Тя, Иисусе, пригвождена зрящи,/Неискусобрачная, плачущи, глаголаше:/Чадо Сладкое, почто оставил еси Мене, рождшую Тя, едину,/Свете неприступный Пребезначальнаго Отца,/потщися и прославися, яко да славу получат Божественную,/иже Божественныя страсти Твоя славящии. На стиховне Октоиха. Слава, глас 8. Самогласен: Духа Святаго исполнен быв преподобный Иларион,/демонския козни упраздни,/крестом бо вооружився и в нем дерзая,/вся недуги словом исцели,/душевныя убо страсти,/телес же всякую язю./Того молитвами, Христе,/низпосли нам мир яко Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 8 Октября, Ин канон преподобному Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Моря чермную пучину/невлажными стопами/древний пешешествовав Израиль,/крестообразныма Моисеовыма рукама/Амаликову силу в пустыни победил есть.  Припев: Преподобне отче Трифоне, моли Бога о нас. Божественнаго Пресвятаго Духа блистаяся благодатию,/светоносное и честное твое успение празднующих, Трифоне преподобне,/светлою молитвою твоею от страстей мглы очисти.  Припев: Преподобне отче Трифоне, моли Бога о нас. Преподобне отче, крест свой взем,/последовал еси Слову, распеншемуся нас ради,/и плотския страсти воздержанием, преподобне, и низу леганием умертвил еси.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Пощением, молитвами и слезами Богови приближаяся,/приял еси от Него благодать целити недуги и отгоняти лукавыя духи,/Трифоне Богомудре преблаженне.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Облечеся из Тебе, Чистая Дево, Бог в Человека,/спасения ради человеков,/егоже моли просветити поющия Тя.  Песнь 3 Ирмос: Веселятся о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи:/Ты моя крепость, Господи,/и прибежище, и утверждение.  Припев: Преподобне отче Трифоне, моли Бога о нас. Яко же солнце на земли, светом добродетелей просиял еси,/всех души, преподобне, благодатию просвещая духовною.  Припев: Преподобне отче Трифоне, моли Бога о нас. Железом чресла своя препоясана имел еси страстей на умерщвление,/и телесе озлобление претерпел еси, Трифоне преподобне,/безстрастием яве оделся.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Человеколюбив быв немощным в житии твоем,/сего ради приял еси от Бога многую благодать, преподобне,/целити страсти неисцельныя.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Слово Божие во утробу Твою, Приснодево, вселися,/и земнородных всякия грехи отъяло есть Своею благостию.  Седален, глас 8 Отрекся плоти сладострастия Христа ради,/духовный пастырь людем явился еси,/словеса учения Христова сказуя иноком и собою являя правды правило,/страсти же вся крепко попрал еси, тем и вражия коварства до конца потребил еси,/к Богу взирая всегда, блаженне Трифоне./егоже моли грехов оставление подати чтущим любовию святую память твою.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Слово о Страстях Христовых   Невероятно сложно рассказать о Страстях Спасителя в рамках статьи. И по величине физических страданий, и по силе душевных мук, и по колоссальной богословской значимости это событие просто перерастает человеческое сознание. Не только книги – библиотеки мало, чтобы осмыслить это! Неспроста уже две тысячи лет люди думают об этом, говорят, пишут, снимают фильмы… а тема Страстей остается не просто не вычерпанной, а даже по-настоящему и не раскрытой. И, кажется, это неспроста. Потому что Страсти Христовы – это Страсти (не страдания – это слово слишком слабо передает драматизм происшедшего, а Страсти!) Богочеловека. Нам еще доступна логика человеческого страдания – все мы согрешили и грешим и, по правде говоря, заслуживаем наказания… Но страдания Безгрешного? Того, Кто по безмерной любви сошел к нам, в наш мир, Кто, чтобы нам не было одиноко, прошел путем искушений и самых жестких лишений: родился в пещере, с младенчества был в изгнании, впоследствии не имел где главу преклонить, прошел и самый суровый пост, и искушения от сатаны… Поистине вместе с апостолом мы можем сказать, что в Иисусе «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ). И вот Его, совершенно безвинного и открытого ко всякому, схватить, мучить и убить. Да разве человек способен на такое?.. Способен! Преп. Иустин Попович говорит, что сам сатана не замахнулся бы на такое – убить Сына Божьего, а человек – задумал и сделал. Даже жестокое сердце разбойника, корчившегося в муках на соседнем кресте, содрогнулось от такого злодеяния: «Он ничего худого не сделал» ( Лк.23:41 ). Но есть люди, у которых еще более омертвелое и злое сердце. Историю Страстей мы знаем, и в ближайшие дни Церковь напомнит нам ее в словах богослужения, в Евангелии она изображена ярко и кратко. Но как проникнуть в глубину неудобозримую сути, смысла происшедшего? Или как хотя бы приникнуть к этим животворящим водам Страстей?..

http://azbyka.ru/parkhomenko/slovo-o-str...

Введение в историю Русской Церкви §1. Понятие об Истории Церкви и Русской Церкви История Христианской Церкви изображает события и перемены, происходившие в Церкви Христианской, с их началами и последствиями, начиная с ее происхождения. Церковь Христова, в ее сущности, как божественное учреждение, не принадлежит к области изменяемых предметов, – она неизменна, непреодолима временем, как вечный Бог , ее Основатель, как Дух Св., ее невидимый Правитель. Но Церковь земная есть общество людей, освященных благодатью, которые только постепенно уясняют себе истину христианского Откровения путем веры, постепенно усвояют сердцам своим святость Христову путем практического упражнения; истина и святость – принадлежности единой истинной Церкви – в сознании людей яснее и тверже становится только подвигами. В одной и той же Церкви земной есть и высоко преуспевшие в жизни благодатной, и только что начинающие, есть и здравые духом, и одержимые тяжкими болезнями душевными. Человеческие страсти являлись не в одинаковом виде по обстоятельствам, уступая одна другой видимое первенство по духу времени, пользуясь то теми, то другими мерами для удержания за собою власти над людьми. Человеческие страсти в связи с обстоятельствами времени делают то, что Церковь , основанная Христом, является во времени в неодинаковых положениях, то борющейся, то успокаивающейся, принимающей то те, то другие меры для своей целости. Таким образом Церковь Христова переходит вместе с людьми в область истории. Таким образом есть история и для Церкви Христовой. История Русской Церкви – история частная. История Христовой Церкви в русской стране, в русском народе; она есть верное изображение перемен, происходивших в Русской Церкви с самого ее начала до последних времен. §2. Образ изложения событий Было время, что события Церкви описывали по годам. Так писались и русские Летописи, заключавшие в себе притом наряду с церковными событиями события гражданские. Потом записывали события Церкви по степеням, или поколениям Государей, соединяя опять церковное с гражданским, несмотря на различие того и другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый учебник " Основ православной культуры " 14.07.2013 718 Время на чтение 9 минут Купил учебник «Основы православной культуры» для 4 класса. Автор - А. В. Муравьев. Руковидитель проекта - М. М. Шахнович. Изд-во Просвещение. Учебник, а не пособие и не книга для учителя. Рекомендован (а не просто " допущен " ) Министерством образования. Положительные заключения РАН и РАО. 160 страниц. Книга большая. Полагаю, учителя найдут в ней немало полезного материала. Всем учителям советую приобрести эту книгу. Но вот идти ли с нею в класс - вопрос более сложный, так как с методической точки зрения текст вышел странный. Методисты говорят, что нельзя на одном уроке давать детям более трех новых для них слов. Здесь же уже в первом уроке вводятся следующие слова: Культура вера Божество Религия Бог-Троица христианство православие язычество Византия догматы вероучение икона страсти Христос Церковь Соборная При этом понятия вера, божество, Бог-Троица, Христос, христианство, Византия, иконы, храмы, страсти (этот термин будет определен лишь на 65 странице) вводятся без всякого определения. Часть же даваемых определений вызывает возражения. «Культура это богатство». «Церковь называют соборной, то есть состоящей из многих людей, которые тесно связаны между собой и имеют одну веру». Провоцируемый отсыл к слову «собрание» затемняет смысл слова «кафолическая». Непонятно и в чем нужда на первом уроке говорить детям о «соборности» Церкви. «принятие какой-либо веры называют религией» - это слишком вульгарное определение. Именно обыденное и ненаучное сознание отождествляет термины вера и религия. Оно слишком широко - под него подойдут и многие вполне нерелигиозные идеологии (в том числе потребительски-рекламные). Некоторые тезисы этого первого урока из-за своей рекламной публичности станут предметом полемики и посрамления тех, кто всерьез станет их отстаивать: «Религиозные споры не говорят о ненависти людей... Православные христиане всегда с добрым интересом относились к другим культурам».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Про Бога забыли - тут и нагрешили 26.02.2010 441 Время на чтение 5 минут Адам до изгнания из рая, как мы знаем, всё время находился в общении с Богом. Это общение было непрестанным, не было такого времени, чтобы Адам забывал про Бога. Пророк Моисей в Книге Бытия, пытаясь человеческими словами рассказать о том, что невозможно в полноте представить, не раз говорит, что Бог приходил к Адаму, Бог говорил с Адамом, Адам ходил перед Богом. Подобного рода выражения говорят о былом тесном единении человека и его Творца. В грехопадении человек утратил такое общение. Сегодня мы постоянно забываем про Бога. А как забыли - так и согрешили. Как жить, чтобы ни на минуту не забывать о Боге, не забывать благодарить Господа за Его неисчислимые милости к нам, грешным? Об этом размышляет настоятель храма Прп.Серафима Саровского в пос.Песочный о.Игорь ФИЛИН. Мы грешим ежеминутно. Грешим тем, что забываем про Того, Кто нас создал, Кто даёт нам жизнь. Грешим, ибо не исполняем Его Заповеди, легко поддаёмся влиянию страстей. Как говорит пророк и поют в церквах, «от юности моея мнози борют мя страсти». И дай Бог, чтобы хоть в старости страсти эти бороли нас меньше, ибо жизнь отсчитывает последние часы, а ты гибнешь. Как же спастись? Как угодить Богу? Помните слова царя-псалмопевца Давида и молитесь от всего сердца, как делал он: «Благословен Ты, Господи! научи меня оправданиям Твоим» (Пс.118:12). А ещё не забывайте благодарить Господа за всё. «Благодарить же должны не только богатые, но и бедные; не только здоровые, но и больные; не одни благоденствующие, но и терпящие напасти, - поучал св.Иоанн Златоуст. - Нет ничего удивительного в благодарении тогда, когда дела наши направляются попутным ветром, но когда бывает сильная буря, корабль находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности». Вспомним Евангелие от Луки. Идут десять прокажённых. Несчастные презираемы и изгоняемы из общества и идут к Христу, узнав, что Он исцеляет людей. Ещё издали начинают просить: «Иисус Наставник, помилуй нас!» (Лк.17:13). Христос отправил их, как положено было по закону, к священнику, дабы они воздали хвалу Богу. Те отправились в Иерусалим. Заметьте, в самый этот момент ничего не происходит - как они были покрыты язвами и струпьями, так и остаются. Но уже в дороге обнаруживают, что здоровы - тела очистились! Один возвращается, падает Христу в ноги и воздаёт хвалу Богу. Не правда ли, понятное поведение? Ведь и мы благодарим врачей за лечение. Но Сам Спаситель, как мы видим, ничего не совершал - не накладывал рук, как в других случаях, не помазывал болящих, как в случае со слепорождённым, когда Он смешал землю со Своей слюной и помазал этим глаза слепцу, чтобы тот прозрел. Просто послал прокажённых воздать благодарение Богу... Христос исцелил их за одну только готовность исполнить послушание - идти и молиться.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

«...Иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут: мы же проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие, самем же званным Иудеем же и Еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:22—24). Беседы на Страстной Седмице Слово в Великий Понедельник, на утрене : «Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы сшествуем Ему, и сраспнемся и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним» (на хвалитех, стихира 1) С нынешним утром, братие, началась священная седмица страданий Христовых — время в целом году самое важное: посему каждому из настоящих дней издавна усвоено название «Великого и чистого». И дни сии подлинно велики по чрезвычайным событиям, в них происходившим; подлинно чисты по той особенной чистоте, с которой проводят их истинные христиане, и которую могут они доставить всякому, провождающему их как должно. Посему-то Святая Церковь ныне, при самом начале великих и святых дней, оглашает слух наш особенным воззванием, приглашая к достойному провождению оных; и чтобы сие воззвание было тем действительнее, обращает его к нам от лица Самого Господа: «Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути», и прочее. Господь глаголал о Своем пути апостолам; но можно ли сказанного Им не отнесть к себе всякому, кто токмо слышит оное? Он возбуждал внимание к Своим страданиям в первых учениках Своих; но какой самый последний ученик не почувствует себя обязанным к тому же? Мы торжествовали все важные события в земной жизни Господа нашего: Его чудесное зачатие, преславное рождение, дивное принесение во храм, еще более дивное крещение, и вчерашнее вшествие во Иерусалим; можем ли не разделить с Ним и последних минут Его? Теперь, теперь особенно должно явить любовь и усердие, когда все оставляют Его! Разве не за нас Он идет на Крест? Разве не наши грехи будут омываться Его Кровью? И мы позволим себе отсутствие в сие время? Нет, братие, приидите вси, малые и великие, просвещенные и простые, старые и юные, приидите, соединимся в духе веры и любви, и пойдем бодренной мыслью за своим Спасителем; не опустим без внимания ни одного Его слова, разделим все Его чувства, войдем в дух всех Его поступков. И человеки пред смертью говорят и действуют разительнее; тем паче Богочеловек. Итак, усугубим внимание, паче же всего очистим мысль. Ибо, как очами, исполненными праха, нельзя видеть хорошо самых великих и явственных предметов: так с умом, наполненным нечистыми мыслями о земных благах, невозможно созерцать Божественного величия страданий Христовых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3204...

Скачать epub pdf Вступление в Преторию ( Ин. 18:28–32 ) Первосвященники сделали свое злое дело. Им оставалось только докончить его, получить утверждение от Понтия Пилата. Вот почему «От Каиафы повели Иисуса в преторию; это было утром». Уже в этом мы замечаем ту злобу, которую враги Господа питали к Нему. В эту ночь взяли Его в Гефсиманском саду, в эту же ночь Он был долго допрашиваем у первосвященника и затем осужден. Телу и душе Спасителя были причинены неизъяснимые страдания, чрезвычайно изнурившие и ослабившие Его. Человеколюбивые судьи при подобных обстоятельствах из сострадания не лишают отдыха даже разбойников и убийц. Но Спасителю Его враги не дали возможности отдохнуть ни минуты. Сами они после обвинения Его по доносу ушли и сном подкрепили свои силы. Но у Господа было все отнято: воины и слуги первосвященника мучили Его всю ночь. Забрезжило утро. Иерусалим стал просыпаться. Проснулись и книжники, и судьи Христовы. Довольные ночным судом, они были заняты теперь только одним: что скажет им Понтийский Пилат. Без него они не могли привести своего суда в исполнение. «Стекается, поет Церковь , соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст. О беззаконных, о неверных, ясно грядущего судити живым и мертвым, на суд готовят! Исцеляющего страсти к страстем уготовляют»! Не ласково встретил Пилат членов синедриона. Он был человек очень гордый и всегда и везде старался поддерживать свое собственное достоинство, римское величие и могущество. Но в то же время он был очень тонкий и хитрый политик и на некоторые вещи, происходившие у евреев, старался смотреть сквозь пальцы, чтобы не раздражить еще более и без того страстный еврейский народ. На шум он вышел сам к членам синедриона, с притворным снисхождением спрашивает их: какое вы обвинение возводите на этого человека. На самом же деле он уже много слышал об этом Иисусе, Который около трех лет находился среди его подданных и совершал величественнейшие чудеса, везде свидетельствовавшие о Его могуществе и благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

   Итак, справедливо, что число 40, составленное на основании двух совершенных чисел (10 и 4), является совершенным, и благодаря 40-дневному посту предоставляет нам совершенную пользу. 7. Нам узаконено в течение этого поста вкушать пищу ежедневно один раз в день, чтобы таким образом и телесные силы поддерживать, и исполнять цель поста, которая заключается в том, чтобы обуздать плоть, которая в результате умеренного лишения ее пищи несколько ослабевает и теряет свой жар, а затем опять восполняет свои силы умеренным вкушением пиши. Час же для вкушения пищи должен быть 9-й (т. е. 3 часа после полудня), возможно, ради того, что постящемуся нужно чувствовать и известную скорбь; потому что человек по своей природе нуждается в пище в 6-й час (т. е. в полдень), если кто не болен и не находится в плохом состоянии здоровья, — и когда постящийся преступит это время, то необходимо ему от этого испытывать тяжесть, и таким образом он исполняет названную цель поста; а главным образом это потому, что этот час непосредственно связан с тайной Страсти нашего Владыки, которая завершилась в 9-й час, когда, преклонив голову, Он предал Свой пресвятой дух; постящимся же свойственно желать в смирении их тела быть сообразными Страсти Христовой, как это говорит божественный апостол: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми». 8. В высшей же степени разумно постановления Церкви установили этот пост в это время, потому что он очищает грехи людей и мысль их переводит на божественные предметы, как было сказано; и все это должно быть сделано до наступления праздника Пасхи, когда отпущение грехов дается посредством крещения, что светлым образом и совершается в навечерие Пасхи, когда творится и воспоминание погребения Христова, если действительно мы спогребаемся Христу путем крещения в смерть Его, как говорит апостол; долженствует же нам и нашу мысль, особенно в соответствии с оным праздником, перенести к вечной славе, которой Христос, воскреснув, положил начало. Поэтому законы Церкви устанавливают, что нам долженствует поститься прежде наступления праздника Пасхи и постом приготовить себя к ней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Арест апостола Павла, суд и путешествие в Рим, главы 21–28 Мнасон Киприянин (Деян. 21:16) В миссионерском деле Церкви очень ценно знать, во всех местах, «давних учеников», верных, испытанных людей, «у которых можно было бы жить». Повсюду есть такие верные Христовой Церкви души, служители Ей преданные. Надо миссионерам и другим служителям останавливаться у них. Их служение, как и христианки Лидии из Фиатир, есть – служить служителям Божьим. Это особый дар Духа. Послушание Пресвитерам (Деян. 21:17–28) Придя в Иерусалим и встретившись с пресвитерами тамошней общины, ап. Павел услышал от них совет: " сделай же, как мы скажем тебе» ( Деян.21:23 ). Апостолу посоветовали, исполнить, с 4-мя иудеями, обряд очищения в храме; в спасительность сего обряда не веровали ни пресвитеры христиане, ни ап. Иаков, с ними бывший, ни сам ап. Павел. Они знали хорошо, что освящается человек не обрядом, но Духом Божьим. Однако, всё же они решили исполнить этот обряд «для народа», чтоб показать себя с лучшей стороны, пред многочисленными сторонниками обрядового закона. Здесь было нечто близкое к лицемерию. Но, так как действие было не важным обрядом обрезания, знаменующим ветхий Завет с Богом, то ап. Павел здесь согласился на компромисс и решил, в этот раз, несколько смягчить соблазн Креста Христова… Это было человеческим решением (не плохим, конечно, а нейтральным – нравственно), что выяснилось сейчас же, во время самого исполнения сего обряда. Страсти иудеев и их злоба против ап. Павла не только не были угашены подобным «жестом» апостола, сделанным в сторону иудеев, ради их немощи, но наоборот вспыхнули эти страсти с неожиданной яркостью. Благочестивая человеческая рассудительность не подействовала. Острота Креста выявилась с новой стороны… Началось новое великое гонение на Павла, чреватое большими последствиями для него, всяческими перипетиями, злобой гонителей, свидетельством Истины и страданием за нее. Мы видим, как личность апостола, его свободная, человеческая (и потому не безошибочная) воля участвует всё время па путях благовествования. Господь Дух Святой не сделал из апостола безличного раба. Его личность участвует всё время в благовествовании, и своей великой жертвенностью, и своими немощами человеческими, чрез которые, по вере его и любви ко Господу Иисусу Христу, всегда переливалась сила Божия. Апостол был силен и в самой немощи своей… Тысяченачальник Клавдий Лисий (Деян. 21:31, 33, 36, 38)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010