Вознесение Господне Событие Вознесения придает значение всему плану Божественного замысла. 21 мая, 2015 Событие Вознесения придает значение всему плану Божественного замысла. Вознесение Христа является еще одним ярким открытием Его славы и этапом в спасении человека, обладающим огромным значением. Из-за своей огромной любви к человеку Бог последовал по пути самоуничижения и с высот Божественности пришел к принятию человеческой плоти, прошел через Страсти, самую унизительную смерть и, дойдя до чертогов ада, вернулся на свой небесный трон, сев рядом с вечным Отцом. Сила тяжести и другие законы природы упраздняются. Господь всего творения продолжит Свое спасительное дело с небес: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:10). Первосвященник Христос прошел небеса (см. Ев. 4:14), вступил в нерукотворные Святая Святых, сделался предтечей нашего спасения и, находясь одесную Отца, ходатайствует за нас (см. Рим. 8:34, Еф. 2:7, Евр. 6:20). Во время своей земной жизни Христос непрестанно проповедовал спасение от тления и смерти как своим словом, так и делами. Таким образом, своим Воскресением Он показал ученикам свою победу над смертью. Последующее Его общение с учениками убедило их в том, что это Он – Тот, Кто воскрес. И, в конце концов, посредством Вознесения Он сделал их свидетелями Своего возвращения к Божественности. Вне всякого сомнения, Вознесение – это некое триумфальное завершение спасительной миссии Христа на земле. Когда мы читаем Деяния, от нас не должен ускользнуть тот факт, что событию Вознесения предшествует вопрос учеников о времени восстановления Царства Израиля. Иисус объясняет им, что в их возможности не входит знание будущего, а Вознесение на небеса проявляет духовную природу Его послания. Поскольку ученики не могли, даже после превосходящего естественные законы Воскресения, понять истинный характер Его миссии, Господь избирает именно этот момент, чтобы вознестись на облаке и тем самым подчеркнуть свое небесное происхождение. Присутствие двух ангелов во время этого события обнаруживает Божественную природу возносящегося Слова.

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne-2/

Вот и еще одно воскресенье Великого поста наступило, еще ближе подошли мы к светлому и радостному празднику Воскресения Христова – к Пасхе. Сегодня празднуется память преподобной Марии Египетской. Опубликовано в Журнале Московской Патриархии. 3, 2003 Вот и еще одно воскресенье Великого поста наступило, еще ближе подошли мы к светлому и радостному празднику Воскресения Христова – к Пасхе. Сегодня празднуется память преподобной Марии Египетской. А в среду вечером в память о великом подвиге покаяния преподобной Марии читался Великий канон преподобного Андрея Критского, которого Церковь Православная чтит как учителя покаяния. Великий канон, как считают некоторые ученые, впервые стал читаться на богослужении через пятьдесят лет после смерти святителя Андрея, и читался он как молитва о помощи в дни сильного бедствия. В 790 году в Константинополе случилось страшное землетрясение, от которого негде было укрыться, негде было спастись. И тогда монахини монастыря преподобного Патапия извлекли рукопись, которая давно хранилась в монастыре, и стали читать этот канон, в полном смысле слова вопия к Богу о помиловании и спасении. И в последующие века читался этот канон во время великих бедствий, а затем вошел в круг церковных богослужений как покаянный канон, читаемый на первой Неделе Великого поста по частям, а на пятой – целиком, в память о святых, явивших беспримерные подвиги покаяния. И вот, в этом году случилось так, что в среду на этой неделе Великий канон преподобного Андрея читался не только как покаянный канон, но и как канон бедствия. Вы знаете, какие бедствия и страсти обрушились на народы братской Югославии (проповедь произнесена в 1999 году. – Прим. ред.). И может быть, Господь этим совпадением дает и нам, и сербам образ противостояния внешним бедствиям. Мы молимся и будем молиться о том, чтобы Господь смилостивился над нашими братьями во Христе и сохранил им жизнь, города, храмы, всю страну. В среду вечером мы слушали житие преподобной Марии и ужасались и восхищались ее беспримерным подвигом покаяния. Что же сейчас можно сказать кратко о самом главном – о том уроке, который дает нам великая святая? Почему так по-особенному чтит ее Святая Церковь, отдавая ее памяти одно из воскресений Великого поста – такого важного времени в жизни православного христианина? Посмотрите, с какой решимостью осталась она в пустыне после молитвы в Храме Гроба Господня, где праздновалось Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, какой силы вера и покаяние были у этой вчерашней грешницы, которая и через много лет, проведенных в пустыне, называла себя позором всех людей. И какие испытания и искушения выдержала она в своей борьбе с грехом, семнадцать лет не отпускавшим ее душу и ее изможденную пустыней плоть.

http://pravmir.ru/pyataya-nedelya-posta/

Господь Иисус Христос, устанавливая Таинство причащения, а вместе с тем и общественное богослужение для Своей Церкви, сказал: " Сие творите в Мое воспоминание " (Лк.22:19; 1Кор.11:24). Уже одни эти слова Христовы однажды и навсегда определили, чтобы христианское богослужение стояло в самой близкой и непосредственной связи с историей земной жизни Спасителя. Воспоминание о жизни Христа Спасителя должно было составить одну из главнейших стихий церковного богослужения. История развития христианского богослужения весьма наглядно свидетельствует о том, что заповедь Христова не только определила собою лишь какую-либо одну составную часть богослужения, но и о том, что вся христианская литургия и содержанием своих молитв, и символическим значением своих действий и обрядов стремится к возможно полному воспроизведению земной жизни Спасителя. Этот исторический характер литургии весьма ясно выступает для всякого внимательно читающего литургийный чин; да о нем прямо говорят некоторые выражения литургического текста. На литургии поминаются " вся яже о нас бывшая: Крест, гроб, тридневное воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие " (молитва из литургии св. Иоанна Златоуста), " спасительная Его страдания, Животворящий крест, тридневное погребение, еже из мертвых воскресение, еже на Небеса восшествие, еже одесную Тебе Бога и Отца седение, и славное и страшное Его Второе Пришествие " (молитва из литургии св. Василия Великого). О таком же историческом характере литургии говорят все толкователи литургии. По истолкованию древнейших литургистов, самый храм служит напоминанием распятия, погребения и воскресения Христова . " Знайте все иереи, - говорит патриарх Герман, - предстоящие святому жертвеннику и священнодействующие Безкровную Жертву, что мы возвещаем животворные страсти Христовы " . Особенно определенно историчность литургии отмечается толкователем XII века Феодором, епископом Андидским, в его " Рассуждении о тайнах и образах Божественной литургии " . " Многие, - пишет Феодор, - из отправляющих обязанность священнослужения знают, конечно, и исповедуют, что литургийное действие служит образом страдания, погребения и воскресения Христа Бога нашего; но что оно представляет также соответствующие образы Его спасительного пришествия и воплощения, Его зачатия, рождения, тридцатилетней жизни, служения Ему Предтечи, явления Его в крещении... всего этого - я не понимаю, почему, - они не знают " . Дальше автор и доказывает, почему литургия должна изображать именно всю жизнь Спасителя, и, наконец, пишет: " Все действие Божественной литургии совершаемыми в ней Тайнами представляет все домостроительство спасительного снисшествия истинного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в символах, хотя и трудно в символах усмотреть полное соответствие в отдельности всему тому, что совершил Сам Господь или что сделали по отношению к Нему иудеи " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Закрыть itemscope itemtype="" > Месть бесов О семейных трагедиях, причинами которых становятся пьянство и блуд 25.05.2023 903 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Что такое семья? Семья – это малый образ Церкви Христовой (так говорит апостол Павел). Один из бичей семейного благополучия – пьянство, а где пьянство, там и блуд. Эта парочка страстей и есть причина наиболее частых разводов. Однажды мне рассказали трагедию, как в одночасье по причине неблагонадёжности одного из супругов семейное счастье рухнуло, как карточный домик. На месте образа малой Церкви Христовой остались одни руины… Был тёплый летний день, глава семьи – высокий, крепкий мужчина, водитель-дальнобойщик собирался в рейс. У калитки его провожала супруга – стройная, красивая женщина и двое мальчишек-близнецов. Обнявшись на прощанье, все разошлись кто куда: братья – на речку купаться, отец – в автоколонну, а мать занялась стиркой… Солнышко постепенно перекатило зенит и понемногу начало склоняться к западу. Рейс у водителя фуры не сложился – что-то с грузом не стыковалось. Послонявшись по базе, ближе к концу рабочего дня он заторопился к любимой. Предвкушая горячие объятия своей знойной половинки, он, будто на крыльях, влетел в прохладную комнату саманной хаты и застыл, как парализованный. В их супружеской постели его жена с любовником обнажённые сплелись в развратной оргии. Гнев затмил рассудок обезумевшему мужу – выскочив в сени, он в ярости схватился за топор. Любовники, не мешкая, прихватив одежду, пулей вылетели в окно. Как говорят, у страха глаза велики – им удалось сбежать от разъярённого хозяина, вооружённого топором. Обиженный и опустошённый обманутый муж с поникшей головой брёл домой… Что у него творилось в душе – известно одному лишь Богу. Из-за штакетников то тут, то там выглядывали любопытные соседи. Бесы сделали своё дело. Вернувшись, опозоренный супруг взял верёвку в сарае и повесился. Жена боялась возвращаться домой, поэтому покойника первыми обнаружили соседи. Итог: мальчишки без отца, семья без кормильца, и хозяйка – вдова. Казнила ли она себя за то, что загубила своё счастье? А может быть и нашла оправдание – дескать, не надо было бросать меня неделями одну – я ведь живая! Но это уже другая история. Смысл не в том – обидно, что в этой битве победила тьма, и бесы от радости потирали ладоши. Но как можно одолеть страсти? Сложно! Но при помощи Божией нет ничего невозможного…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/me...

Митрополит Иларион: Любовь Божия не становится меньше от того, что мы грешим 18 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Мы знаем, что Господь никогда никого не оставляет, но мы очень часто оставляем Его, и в этом наша беда 16 марта 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» пассию – богослужение, посвященное воспоминаниям о Страстях Христовых. Владыке Илариону сослужили клирики прихода. Прочитав главы из Евангелия от Марка, в которых описаны Страсти Господа нашего Иисуса Христа, митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом, — сообщает Служба коммуникации ОВСЦ . «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы слышали Евангельское чтение о страданиях и крестной смерти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, как они описаны в Евангелии от Марка – самом кратком, и, по-видимому, первом по времени составления. История Страстей Христовых также изложена и тремя другими евангелистами. Она начинается с вечери в Вифании и с рассказа о том, как Иуда Искариот – один из двенадцати апостолов Христа – возымел намерение предать Его (см. Ин. 13: 2-4). Всякий раз, читая это повествование, мы задаемся вопросом: каким образом получилось так, что один из двенадцати учеников предал Спасителя, и неужели Господь, избирая его на служение, не знал, что тот предаст Его? Неужели Господь мог совершить ошибку, выбрав Себе такого ученика? Но, вчитываясь в слова Священного Писания и видя в другом Евангелии рассказ о том, как на Тайной вечере, когда Иуда решился покинуть общину учеников для с целью предать Спасителя, Господь сказал ему: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13,27), мы понимаем, что Господь знал о намерениях Своего ученика. Нам не известно, знал ли Он об этом с самого начала, потому что Иисус Христос был не только Богом, но и Человеком, – при этом ни божественная, ни человеческая природа не претерпели никакого изменения, но остались полноценными, – и по человеческой Его природе некоторые события будущего были от Него сокрыты. Но, конечно, в описываемый в Евангелии момент, когда Иуда задумал предательство, Господь уже знал, что оно совершится, и словами «что делаешь, делай скорее» не подталкивал Своего ученика к совершению греха, а, наоборот, показывал, что Ему известно о намерениях Иуды.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lyu...

На Кресте совершилось спасение всего мира и каждого из нас. Вечером 30 марта 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке пассию – богослужение, посвященное воспоминаниям о Страстях Христовых. Владыке Илариону сослужили клирики прихода. Прочитав главы из Евангелия от Иоанна, в которых описаны Страсти Господа нашего Иисуса Христа, митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Троих из четырех евангелистов – Матфея, Марка и Луку – называют синоптиками, то есть совместно смотрящими. Это связано с тем, что их повествования очень похожи между собой: по своему содержанию синоптические Евангелия во многом повторяют друг друга, и существует даже предположение ученых, что все три евангелиста пользовались одним и тем же письменным источником. Другие ученые говорят, что первым было Евангелие от Марка – самое краткое – которое после уже дополнили два других евангелиста. Как бы там ни было, когда мы читаем Евангелия одно за другим, особенно если сравниваем те или иные повествования  у трех евангелистов, то находим у них очень много общего. Четвертое Евангелие – от Иоанна – стоит особняком, ибо по стилю и содержанию отличается от синоптических. Как гласит Предание Церкви, которое подтверждается и современной библейской наукой, Иоанн писал свое Евангелие намного позже других евангелистов, когда Евангелия от Матфея, Марка и Луки уже были написаны и известны. И, так же как и Лука, который писал для того, чтобы дополнить уже известные повествования, Иоанн хотел восполнить три Евангелия тем, что еще не было сказано. В Евангелии от Иоанна очень много того, о чем вообще не рассказывается в других Евангелиях. Именно Иоанн целиком описывает беседу Спасителя на Тайной вечере, во время которой Христос давал Свои последние наставления ученикам; именно он приводит последнюю молитву Спасителя на той вечере, когда Господь молился о Своих учениках и обо всем мире; именно Евангелист Иоанн оглашает те подробности из рассказа о Страстях Христовых, которые отсутствуют у других евангелистов. Апостол Иоанн донес нам три из семи слов Спасителя на Кресте.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lyu...

Нам нет большей нужды следить исторически за развитием иконопочитания в христианской церкви 1 . Само собой разумеется, что в век Апостольский ему положено было зачаточное основание в форме символических изображений. На то были причины. В первоначальную церковь вступали члены из среды иудейской и языческой. Можно ли этим младенцам в религиозном отношении за один раз дать весь строго определенный образ жизни? Вспомните и то, что святая церковь Христова подверглась гонению со стороны иудеев и язычников. Сколько бы поводов к несправедливым нападкам на христиан подало открытое иконопочитание? Сколько бы икон подверглось поруганию со стороны врагов? Наконец, иконопочитанием могла смущаться на первых порах немощная совесть юных членов христианской церкви из иудеев. Словом, внешние обстоятельства сложились неблагополучно для полного развития иконопочитания. Но то, что задержано было временем, при изменившихся обстоятельствах быстро пришло в нормальное положение. Четвертый и пятый века были временем учреждения и распространения иконопочитания. От символов первых веков они перешли к иконам. Конечно, заявлялись одинокие голоса против почитания икон в IV веке и в следующие столетия. Но замечено, что голоса эти принадлежали лицам неправомыслящим, отщепенцам от тела Христова церкви, еретикам. И так как вопрос об иконопочитании не ставился на обсуждение до времени, то голоса эти замирали в потоке церковной жизни, не оставляя по-видимому заметного следа. Так время шло. К восьмому веку еретические движения как будто стали затихать. Сомнениям, колебаниям и спорам о Лице Господа нашего Иисуса Христа положен был конец голосом Вселенской церкви. Те, которые не вмещали истины, отделились от союза с церковью и образовали сектантские общины. Но желанный мир в христианской церкви не наступил. Теперь выдвинут был для решения вопрос, законно ли церковь допустила почитание икон? Беды большой в том не было бы, если бы только тихо и мирно ставили этот вопрос для обсуждения. Но, к несчастью, примешались страсти, давняя вражда партий. Отсюда возникла борьба, борьба запальчивая и продолжительная. Глава I

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«Не можете служить двум господам». Один у нас Господин – Вседержитель и Творец, а другой – лживый, сладострастный, нечестивый маммон. Этот господин – пагубный маммон, или, вернее сказать, наши страсти. Он вселяется в наши общества и заставляет проводить время в празднословии, так что и некогда бывает заняться молитвой. Он вселяется в наши семьи, производит раздоры, непокорность детей к родителям, между мужем и женой производит смуты. Вот как-то пришлось мне разговаривать с некоторыми людьми, по-видимому считающими себя правильно исполняющими закон Христов. Они говорили, что нельзя постоянно служить Богу, так как это дело монахов, священников, дьяконов, а мы, мол, народ неученый, темный, мы не можем все молиться. Но напрасно вы так оправдываетесь, это вы не Богу служите, а маммоне; в деле служения Богу не нужна ученость, начитанность, так как закон Христов написан в сердце каждого человека. «Отдай Мне, сын, твое сердце», – говорит Спаситель. Сколько примеров у нас святых угодников Божиих, которые были людьми необразованными и сами спаслись и других утешали. Кто лучше апостолов понимал учение Христово, а ведь они были рыбари, простые ремесленники. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии, был простой плотник, а пастухи, которым первым было возвещено о рождении Спасителя, не были ли они простым, неученым народом? А наш русский Василий Блаженный был тоже неученый, а от его слов трепетали царь и бояре. Потому не говори, что ты неучен, следовательно, не можешь спастись, ученье тут ни при чем. Вот еще говорят, что с состоянием тоже трудно спастись. Опять неправда. Многие богатые очень горды, они не хотят преклониться перед Богом, перед своим Творцом, от Которого зависит их земное и небесное счастье, а между тем эти богачи изгибаются перед людьми, ниже их стоящими, от которых они надеются получить выгоды для себя. Однако же с каким состоянием были Авраам, Исаак и Иаков, но они угодили Богу, так как из своего добра они часть уделяли бедным; их богатство – это как бы море, которое никогда не высыхало, но которое постоянно пополнялось вливающимися в него реками. Но видно, тяжело расстаться со своим богатством. Сам Спаситель указал нам в доказательство этого на евангельского юношу, который сохранил все заповеди, но не мог раздать бедным своего богатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

О христианском единении I. Православное учение о христианском единении и святости Церкви Христовой Церковь Христова истинно свята ( Еф. 5:27 ), но не потом у. что члены ее суть люди безгрешные, а потому, что ее глава, Христос, свят, что святы ее молитва и таинства, что свято ее учение. Если же говорим о себе, что мы не имеем греха, то не имеем в себе истины, т. е. Христа, и ни в чем не преуспеваем, но обманываем самих себя ( Ин. 1:8 ) и кроме того этим самым доказываем, что мы из простых грешников становимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим испытать возможно ли человеческому естеству приобрести безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, которые плоть свою распяли со страстями и похотями и для которых истинно распялся мир ( Гал. 5:23, 6:14 ), которые, удаляя из сердец своих не только страсти, но даже и греховные помыслы, однако же ежедневно исповедуют, что они и на один час не остаются без греха? А между тем сектанты, выдавая себя за праведников, отделяются от право славных, как людей, будто бы совсем погрязших во грехе; но в этом поступке так и слышится дух фарисея, горделиво осудившего Господа за то, что Он дозволил прикоснуться к Себе грешнице ( Лк. 7:39 ); осуждая своих православных предков, отцов духовных, научившнх их грамоте и давших им св. Писание на понятном языке, сектанты вполне ставят себя в положение Хама, посмеявшагося над отцом и заслужившего осуждение и даже проклятие ( Быт. 9:22–25 ). При этом сектанты ругатели отделяют себя и от единства веры ( Иуд. 1:18–19 ). На место праведности Божией, поставляя собственную праведность ( Рим. 10:3 ), тем самым удаляют себя от лозы Христа и Церкви Его ( Ин. 15:14–16 ). Поэтому у них не может быть ни истинно добрых плодов, ни спасения. Сектанты рассуждают: «как же Церковь пребудет святою, если в ней оказываются явные грешники?» Но если смотреть на дело по-сектантски, то никогда и никакая Церковь не может быть святою, так как нет ни одного безгрешного человека ( 1Ин. 1:8 . Еккл. 7:20 . 3Цар. 8:46 ) и безгрешен один Господь Христос ( 1Пет. 2:22 ). Когда вор или разбойник, живущие в пределах нашего государства, совершают преступление, то это не значит, что совершает преступление наше государство. Так же точно, когда грешат члены Церкви, то это не значит, что грешит Христова Церковь. II. Основания из слова Божия для учения о христианском единении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Однажды Евстафий отправился на охоту, и слуга, посланный на поиски зверя, донес ему, что недалеко пасется стадо оленей. Стратиг в надлежащем порядке расставил охотников и распорядился, как вести травлю. Когда спутники его праздно стояли в ожидании, из чащи показался олень, из-за своей мощности и быстроты бега опередивший все стадо, который привлек к себе глаза Евстафия и, подобно какому-нибудь прославленному вражескому воину, как бы вызывал его на бой. И вот Евстафий, велев всем охотникам на указанных им местах ожидать стада, в сопровождении нескольких спутников, отпустив поводья, стремительно бросился в погоню за тем оленем. Затем, когда спутники его утомились, он продолжал погоню один, конь его не знал усталости, и Евстафий не остановился до тех пор, пока олень, увидев его без спутников и вскочив на вершину отвесной скалы, недоступную даже для этих животных, не прекратил одновременно своего бега и преследования охотника. Теперь казалось, что ловец не настиг добычу, но сам стал жертвой того, кого преследовал. Стратилат в поисках места, где ему было бы возможно подняться на скалу, чтобы не упустить такую редкостную добычу, на самом деле был уловлен великой и божественной мудростью. Ибо на голове увиденного им оленя между обоими рогами его был ярко сверкающий и, как пламя, горящий крест, а между этим изображением страсти Господней в воздухе, будто на иконе, начертан был сам претерпевший во плоти за нас. И тут же прозвучал глас: “Плакида, что ты гонишь меня?”. Ибо тогда еще Евстафия так звали. “Я – Иисус Христос, радуюсь на твои добродетели и определил, что несправедливо такому богатству скрываться в глубокой тьме идолослужения и пропадать втуне. Единственно любовь к человекам и желание спасти их подвигло Меня, Бога, обитающего Небеса, кому поклоняются невещественные силы, сойти на землю, приняв образ, в котором ты Меня зришь”. Пораженный столь пречудным видением и гласом, Плакида тут же упал на землю – у него не достало сил зреть и слышать подобное, а паче того из благоговения, ибо ему открылся рекший. Оправившись от великого удивления и немного придя в себя, он спросил в сильном душевном страхе: “Кто ты, владыка?”. И снова услышал тот же глас, исходящий от святого образа Господня: “Я – Иисус Христос, создавший из небытия весь мир, своими руками сотворивший человека и простерший свое человеколюбие и далее, спасши его, сломленного грехом”. И по порядку перечислил свое вочеловечение, распятие, смерть, погребение, все, что даровало освобождение роду людскому, порабощенному и воистине простертому во прахе, а также вознесение и причастность тайнам. Услышав эти слова, Плакида, как Павел, 533 просветился Божественных тайн и уверовал, чему внимал и что узрел, и показал делами своими, что сеятель небесный бросил зерна не на каменистое место и не в терние, но в тучную землю. 534

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010