Грузины Грузинская духовная литература является отражением литературы византийской и отличается обилием переводов. В многочисленных монастырях можно было найти труды почти всех классических авторов времен Отцов: Евагрия, Кассиана, псевдо-Макария, Иоанна Лествичника , Исаака Сирина , Мартирия Сахдоны, преп. Фалассия и многих других. Грузинская традиция сохранила нам произведения восточных авторов, не известных греческой литературе или не сохраненных ею, особенно египтян: некоторые письма Аммония Александрийского, письма Арсения Великого и т. п. 148 Русские В России с самого начала литургическая и мистагогическая 149 традиция существовала бок о бок с исихастской 150 . Но труды, непосредственно посвященные молитве, появились не ранее XVIII в., вместе с началом духовного обновления. Среди произведений св. Тихона Задонского († 1783) следует отметить прежде всего Сокровище духовное, от мира собираемое 151 ; хотя непосредственно оно и вдохновлено трудом англиканского епископа И. Холла († 1656), само его название характеризует метод молитвы, известный на Востоке как «естественное созерцание» 152 . Преп. Паисий Величковский († 1794) 153 перевел Добротолюбие на церковнославянский, и мы по праву должны рассматривать его как инициатора пробуждения исихастской молитвы в русских монастырях 154 . Ему принадлежит и сочинение в защиту Иисусовой молитвы, К врагам и хулителям умной молитвы 155 . Позднее св. Игнатий Брянчанинов († 1867), сторонник возвращения к духовности Отцов, выпустил новое издание Добротолюбия 156 , но не на церковнославянском, а на современном ему русском; ему же принадлежит Слово о молитве Иисусовой 157 . Новое издание Добротолюбия, осуществленное Феофаном Затворником (Говоровым, † 1894), было более полным 158 . В своих многочисленных произведениях и письмах Феофан Затворник часто говорит о молитве, непрестанно подчеркивая, что истинная молитва – та, которая беседует с Богом всегда «посредством голоса духа в сердце» 159 . В духовном дневнике св. прав. Иоанна Кронштадтского († 1909) Моя жизнь во Христе 160 мы находим замечательные духовные размышления о молитве, особенно о молитве литургической. Благодаря Откровенным, рассказам странника своему духовному отцу, переведенным на многие языки, западные читатели смогли узнать об Иисусовой молитве 161 . Валаамский монах Харитон составил обширную антологию русских авторов, писавших о сердечной молитве, – Искусство молитвы 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Архиппу, 19 или 20 февр.; 135 свт. Евстафию Антиохийскому, 21 или 22 февр.; 136 прп. Порфирию Газскому, 26 февр.; 137 мученикам Евтропию, Клеонику и Василиску, 3 марта; 138 - 42 мученикам Аморейским, 6 марта; 139 на Благовещение Пресв. Богородицы, 25 марта; 140 на Собор арх. Гавриила, 26 марта; 141 прп. Илариону Новому, 28 или 29 марта; 142 мч. Феофилу, 31 марта; 143-144 прп. Марии Египетской, 1 апр.; 145 мученикам Феодулу и Агафоподу, 5 апр.; 146 мч. Африкану и проч., 10 апр.; 147 сщмч. Антипе Пергамскому, 11 апр.; 148 сщмч. Симеону Персидскому и иже с ним, 21 апр.; 149 прп. Феодору Сикеоту, 2 или 22 апр.; 150 сщмч. Василию Амасийскому, 26 апр.; 151 прп. Симеону Новому, столпнику, и Георгию, брату его, 27 апр.; 152-153 ап. Иасону, 28 апр.; 154 ап. и сщмч. Симеону, сроднику Господню, 27 или 29 апр.; 155 мученикам Авдию и Авдиисусу, 17 мая; 156 сщмч. Ферапонту, 27 мая; 157 мученикам Иустину Философу и иже с ним, 1 июня; 158 свт. Митрофану К-польскому, 4 июня; 159 сщмч. Дорофею Тирскому, 6 июня; 160 мученицам Зинаиде, Мамелхфе и 5 девам, 5 или 6 июня; 161 на перенесение мощей вмч. Феодора Стратилата, 8 июня; 162 мученикам Никандру и Маркиану, 5 или 8 июня; 163 сщмч. Гликерию, 9 июня; 164 прп. Онуфрию, 12 июня; 165 мц. Акилине, 13 июня; 166-167 мученикам Мануилу, Савелу и Измаилу (акростих 1-го канона: Μανουλ, Σαβλ, Ισμαλ σβω πθ (Мануила, Савела, Измаила чту любовию), с именем автора в акростихе богородичнов; акростих 2-го канона: Ωδ πενιχρ μρτυσιν Γεωργου (Песнь скудная Георгия мученикам), с именем автора в метрическом акростихе); 168 мч. Зосиме, 19 июня; 169 мч. Асинкриту и иже с ним, 20 июня; 170 мученикам Иусту и Дуле, 20 июня; 171 на Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня; 172 преподобным Иоанну Готфскому и Давиду Солунскому, 26 июня; 173 прп. Сампсону Странноприимцу, 27 июня; 174 мученикам Косме и Дамиану, 1 июля, акростих: Χρυσ αρω τν Αναργρων χριν. Γεργιος (Златую славлю бессребреников благодать. Георгий); 175 «ин канон» на положение ризы Богоматери во Влахерне, 2 июля, гл.

http://pravenc.ru/text/162173.html

149 Пругавин А.С.Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. К вопросу о веротерпимости. СПб., 1906, с.126–141. [Пругавин А.С. (1850–1920), известный исследователь старообрядчества и русского сектантства. В молодости участвовал в работе студенческого революционного кружка, был сослан. После революции бежал от большевиков в Сибирь]. 150 См. в: Симеон, архим. Цит. изд. Удивительно, как цензура пропустила такую книгу. Объясняю. Время было уже военное (первая германская война), не до того всем было, да и написана книга, в общем, довольно «елейно», где все резкости смягчены и углы зачищены. 151 Монастырь в 28 верстах от Пскова, при р. Толбе. Основатель (1447 г.) Спасо-Великопустынского, или Елеазаровского, монастыря – преподобный Евфросин († 1481 г., память 15 мая). Мощи его под спудом в соборе монастыря, в церкви Трех Вселенских святителей. 113 Как все это похоже на поступки исключительно пришедших в бесстрашие и безбожных людей. Раньше была просто матерная брань, теперь с направлением и вызовом к Богу. Поскольку эти люди – дети сатаны ( 1Ин.3:8 ) и от него тайком научаются, то невольно воспринимают черты его характера. 157 Полный (русский) текст: «Я, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана» ( Ин.13:26–27 ). Экзегеты, начиная со святоотеческого времени, спорят, причастился ли Иуда? Я думаю, самый текст дозволяет это легко решить, но почему-то на это, если не ошибаюсь, не обращали внимания. Слова «обмакнув кусок» показывают, что речь идет о простом обрядовом действии ветхозаветной пасхи (ср. Исх.12:8 ) и разные талмудические трактаты), а не о святом Теле Таинства, то есть не о Теле Христовом. Его не нужно было никуда макать. И потом, странный момент сатана выбрал бы для своего входа. Ведь всю силу всемогущества (о чем говорят все церковные песнопения) Иисуса Христа он познал только после Воскресения, иначе бы и ход суда над Христом, и обстоятельства распятия были бы, конечно, иные. 158 [Знаменитый иеросхимонах Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев Ф. А.; 1846–1928) был тем старцем, который на Поместном Соборе 1917–1918 годов вытянул жребий патриаршества, указавший на св. Тихона (Белавина) . Почти тридцать лет прослужил диаконом в одном из московских храмов; овдовев и устроив судьбу сына, принял монашество. Обладал даром духовного рассуждения. За советом к нему приезжало множество людей из различных слоев общества: от придворных аристократов до крестьян. Особое внимание уделял будущим «ученым» монахам из студентов духовных академий. Николай Беляев начал окормляться у старца по-видимому с 1910 года, оставил записи ответов о.Алексия на волновавшие его в то время вопросы. В дальнейшем старец благословил его на принятие подвига юродства, на уход в затвор и писание книг].

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

139 Сиро-язычные монофизиты брали у православных даже богослужебные тексты, частично редактируя их в соответствии со своими еретическими представлениями [Смелова Н. С., 2007 a, с. 6, 8; Смелова Н. С., 2007 b, с. 25]. 151 Панченко К. А., 2001; Смелова Н. С., 2007 a, с. 4; GriffithS. H., 2008, p. 138; Муравьев А. В., 2014, с. 164. Также надо иметь в виду, что в средние века большинство сиро-язычных рукописей было уничтожено [Кессель Г. М., 2009, с. 169]. 152 Впрочем, по крайней мере, можно предположить, что использование сирийского языка в Православной Церкви никогда не прекращалось. В начале XX века в районе Амида (Диярбакыра) было более 20 деревень православных сирийцев, которые покинули их при обмене населением между Грецией и Турцией. Это сообщил нам один из потомков этих сирийцев. 153 Патаридзе Т., 2014, с. 67–68. Еще один более поздний грузинский перевод на Афоне в конце X века выполнил преп. Евфимий Афонский [BrockS., 2001, p. 207; Патаридзе Т., 2014, с. 67]. 156 BrockS., 2001, p. 206. Искаженные сирийские несторианские тексты подлинных творений преп. Исаака содержат 14 трактатов отсутствующих в православном греческом переводе [BrockS., 2001, p. 207, note 50], вопрос об их пересечении с 5 трактатами из православных сирийских рукописей остается открытым. 157 Райт В., 1902, с. 77; Свщмч. Илия Четверухин, 1911, с. III; Муравьев А. В., 2008, с. 19, 23; Муравьев А. В., 2011, с. 406; Кьяла С., 2014, c. 90–91. Каршуни – текст на арабском языке, записанный сирийскими буквами. 158 Кьяла С., 2014, c. 90. В [Муравьев А. В., Немировский А. А., 2012, с. 71] эта рукопись датируется XII веком, но, имея ввиду датировку других манускриптов каршуни [Kessel G. M., 2012 b, p. 200–202; McCollumA., 2014, p. 222], это заявление выглядит довольно странно. 159 Эта рукопись также оцифрована и доступна через интернет по ссылке: http://digi.vatlib.it/view/MSS_Vat.sir.198 162 Монастырь этот весьма древний (существует с IV века), расположен на горе Маклуб и сохранился до сих пор, в данный момент занят монофизитами. Находится примерно в 20 км. от города Мосул (современное название Ниневии).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

151 Примечание прот. И. Королькова – к стр. 516). Святитель состоял в переписке с протоиереем, настоятелем Киевской Сретенской (Скорбящей) церкви Д. А. Ждановым , магистром X курса Киевской духовной академии и земляком преосвященного Феофана по Орловской духовной семинарии. Переписывался он и с протоиереем Н. И. Флоринским, († 12 июля 1900), магистром XIV курса Киевской духовной академии. После законоучительства в 1-й Киевской гимназии протоиерей Н. Флоринский состоял в штате при Софиевском Соборе и Сретенской (Скорбящей) церкви. Он с глубоким благоговением относился к преосвященному Феофану и нередко писал ему. Письма епископа Феофана к протоиерею Н. И. Флоринскому перепечатаны в Собрании писем святителя Феофана (Вып. II. С. 3–29). 153 Примечание прот. И. Королькова – к стр. 516). Письма С. А. Первухина преосвященному Феофану (черновые) и преосвященного Феофана к Первухину (оригиналы) переданы нам настоятелем Васильевской церкви, досточтимым о. протоиереем Е. В. Скрипчинским, бывшим душеприказчиком Первухина, за что мы выражаем о. протоиерею глубочайшую благодарность от нас и всех почитателей епископа Феофана. Всех писем преосвященного Феофана – 30, и Первухина к святителю также 30. Это редкий случай, что с письмами преосвященного Феофана сохранились письма лица, писавшего ему (то есть Первухина). Поэтому мы иногда, для ясного понимания писем преосвященного Феофана, будем ссылаться и на письма Первухина. 158 Последнее у нас имеющееся письмо (30-е) преосвященного Феофана к Первухину написано 6 июня 1892 года. 159 Примечание прот. И. Королькова – к стр. 518). «Слово о смерти», составленное Игнатием, епископом, бывшим Кавказским и Черноморским, отдельно издано было В. Аскоченским в Петрограде, в 1863 году. В том же году в журнале «Странник» (1863. Т. III, 9. Отд. III. С. 26–36) обозреватель библиографических трудов, священник И. Матвеевский поместил рецензию на это «Слово». Воздавая должную похвалу епископу Игнатию, как за направление его слова, так и за многостороннюю начитанность, – свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

137 Мензелинского уезда (Уфимской губернии) верстах в 10-ти от Елабуги деревня Мелекес. См. в Записках Археологического Общества вышепом. статью г. Вельяминова-Зернова стр. 270 прим. 17. Упоминается и в отводных книгах Елабужских 1627 г. Деревню эту см. на карте городищ. 138 По истории о Казанском царстве неизвестного сочинителя XVI ст. (Спб. 1791) гл. 1 еще задолго до Батыя Болгарские князи-варвары владели поганым языком Черемисским, незнающим Бога и никоего же закона не имущим. 141 См. его сочинение О народах, издревле в России обитавших, перев. с Немецкого Ив. Долинский, Спб. 1773, стр. 55. 56. 143 В Истории Казанского царства в самом тексте место это испорчено, а правильное показано в примечании: «Большие же Болгары на Дунае. Тут же был на Каме (так обыкновенно читается в списках, а не на Кале, как напечатано) и град старый Бряхов Болгарский, ныне же градище пустое». 148 Каменный хребет Уральских гор в древних актах также назывался Каменем: «от Печоры шли воеводы до Камени (Уральских гор), см. Записки Русского Геогрфического Общества т. VI, Спб. 1852, стр. 248. Слич. еще старинное название Вологодского монастыря «Спас на Каменном». 151 Бряхимов полагали на Каме и Стриттер (История Государства Российского, Спб. 1800, т. 1, стр. 380) Карамзин (Истор. Гос. Рос., т. 2 стр. 182) и другие. Голиков (Дополнения к Деяниям Петра Вел. XVIII, 283) и Зябловский (Новейшее землеописание Российской империи, Спб. 1807, ч. 2 стр. 139), принимали его, но несправедливо, за одно с главным городом Волжских Булгар Булгаром на Волге. Татищев (История Российская кн. 3, Москва 1774, стр. 144 и прим. 489) и Императрица Екатерина и (Записки касательно рос. истории, Спб. 1801, ч. 3, стр. 14) еще страннее Бряхимов полагали на месте нынешнего города Василя Сурского, при впадении Суры в Волгу. 152 Известны еще два другие также называемые Чертова городища: одно Уфимской губ., в 3 верстах от самой Уфы, а не от Бирска, как сказано в Описании его у Щекатова в Географическом Словаре (Москва 1800, ч. 7 стр. 141, слич. описание его же в Заволжском Муравье 1834 стр. 158 и след. проф. Ердмана), другое Чертово городище – в Рязанской губ. близ города Пронска, описанное Воздвиженским в Вестнике Европы ч. 126. стр. 74. На Онежском озере есть два мыса, называемые Бесом и Бесихою от того, что на них, по народному суеверию, якобы жил некогда бес с бесихою. См. в Записках Рус. Географ. Общества кн. XII О достопримечательнейших памятниках Сибирских древностей стр. 136.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

137 Исторические сведения в сем поучении заимствованы: Флери. Церковная история, т. 1, кн. 1 138 Так сказал Господь, явившись великому Пахомию 139 Объяснение притчи наиболее заимствовано из «Благовестника» и объяснения ее преосвященным Никифором, архиепископом астраханским 140 Что ересь заключает в себе отвержение Христа, о том сказал святой апостол Петр во Втором послании своем: «В вас будут лживый учители, иже внесут ереси погибели, и искупльшаго их Владыки отметающеся " _ 141 «Благовестник» 142 «Все богачи суть приставники и прикащики Божий, а не хозяева суть. Бог един хозяин и господин есть всякого добра и богатства; и кому хощет дает тое, и дает на общую пользу. Истязуешь ты прикащика о деньгах, ему данных, куда и на что он их издержал: истяжет и тебя Господь о данном тебе от Него богатстве, и за всякий рубль, на что ты его издержал, отдашь ответ Ему в день суда». Святой Тихон Воронежский. Том 14, письмо 29-е 143 «Благовестник» 144 Четьи-Минеи, 23 декабря 145 Лествица. Слово 28-е, гл. 64 146 (Мф.6:33); Преподобный Кассиан 147 Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 71-й 148 Слово 7-е, гл. 11, 12 149 Лествица. Слово 28-е, гл. 61 150 «Плоть имеет свою волю», т.е. свое пожелание, сказал преподобный Марк Подвижник, ссылаясь на апостола (Еф. 2:3). Слово 4-е 151 Преподобный Кассиан, Coll. 9, cap. 21 152 Преподобный Кассиан. Coll. 9, cap. 21. Такое объяснение хлеба насущного нисколько не делает странным чтение молитвы Господней пред трапезою, по монастырскому уставу: хлеб вещественный служит образом хлеба, сшедшаго с небесе_ 153 Преподобный Макарий Великий. Беседа 7-я, гл. 4 154 Преподобный Кассиан. Coll. 9, cap. 23; святой Исаак Сирский. Слово 5-е 155 Духовная свобода не имеет никакого отношения к свободе по плоти; на духовную свободу не имеет влияния гражданское рабство, и наоборот, гражданская свобода не препятствует оставаться рабом в духовном значении 156 Преподобный Кассиан. Coll. 9, cap. 24 157 Преподобный Кассиан. Coll. 9, cap. 24 158 «Благовестник» 159 Макарий Великий. Слово 7-е, гл. 19

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3167...

Том I Том II Том III Письма собраны Иваном Барсуковым, действительным членом Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, Общества ревнителей русского Исторического просвещения в память Императора Александра III, и члена-корреспондента Императорского Общества Любителей Древней письменности. Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167     «Видите колицеми книгами писах вам моею рукою.» ( Гал. 6:11 ). Памяти столетней годовщины со дня рождения Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского, просветителя Восточной Сибири. ......″В стране пустынной и суровой, Бродя по тундрам и лесам, Ты говорил слова Христовы Непросвещенным дикарям. Ты твердо шел путем из терний В своих Апостольских трудах, И засиял свет невечерний На Алеутских островах″ (Из посланий к Иннокентию, Митр. Москов., иностранца Кельта). Считаем нравственным долгом при выпуске этой книги воспользоваться случаем, чтобы восстановить светлый образ Митрополита Иннокентия в памяти остающихся в живых почитателей его. В полезной и благотворной жизни в Бозе почивающего старца было много поучительного для всех. В то же время оповещаем всех неравнодушных к судьбам Русской Церкви, что 26–10 августа сего 1897 года исполнится сто лет со дня его рождения. Он родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии. Московский Владыка Иннокентий, по заслугам перед Церковью Христовой и отечеством, занимает одно из первых мест в ряду делателей на ниве Божией. Со вступления своего на почву, тогда принадлежавших России, Северо-американских владений в 1824 году, он целое пятидесятилетие, до самой кончины своей в глубокой старости в 1879 году, неустанно подвигом добрым подвизался, распространяя и утверждая слово и учение Христово, сперва, как бедный неизвестный странник, между дикарями в пустынях и дебрях, тогда еще неизведанных, а под конец жизни – как маститый, окруженный высшими почестями иерарх, в сане Митрополита первопрестольной столицы Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

– чтобы принять этот Хлеб, необходима вера ( Ин 6:35 ), которую слушатели не имеют ( Ин 6:36 ); – Этот Хлеб избавляет от смерти ( Ин 6:50 ); – «... хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин 6:51 ); – Чтобы иметь жизнь в себе, необходимо не только есть Плоть, но и пить Его Кровь ( Ин 6:53 ); –  «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин 6:54 ). Господь не говорит о том, что такой человек не увидит физической смерти, а о том, что Он воскресит его, и он будет жить вечно; –  «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин 6:56 ); –  Как для Сына источник жизни – Отец, так и для ядущего Плоть источником жизни становится Сын; –  «ядущий хлеб сей жить будет вовек» ( Ин 6:58 ). Беседа о Хлебе Небесном – беседа о Евхаристии. Еп. Кассиан: « Евхаристия – насыщение, подобно тому, как насыщению служило и умножение хлебов, но истинная пища есть только пища евхаристическая, пребывающая вовек, прозреваемая частично и от даленно в умножении Иисусом земного хлеба». –  После Беседы «многие из учеников Его... говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?» ( Ин 6:60 ). И «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин 6:66 ). Господь подтверждает, что говорил о реальных (а не о символических) Плоти и Крови, обращаясь к оставшимся Двенадцати: при таком понимании смысла Беседы «не хотите ли и вы отойти?» ( Ин 6:67 ). Отвечал Ему ап. Петр: «Господи, ... Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого» ( Ин 6:69 ). Исповедание ап. Петра, аналогичное приведенному в Мф. 16:16 . –  Первое предсказание о предателе ( Ин 6:70–71 ). I – 10. Галилейский период служения Господа Иисуса Христа. Развитие противостояния по всему периоду (Мф, Мк, Лк,). Сопоставление с Ин. Рекомендуемая литература по теме семинара: с. 50–55; 3, с. 158–159; 10; 14; 15]. Домашнее задание: Кратко охарактеризовать, кто такие фарисеи, саддукеи, книжники? с. 13–15].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Быт. 31:36 Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня? Быт. 31:37 ты осмотрел у меня все вещи [в доме моем], что нашел ты из всех вещей твоего дома? покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими. Быт. 31:38 Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел; Быт. 31:39 растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало; Быт. 31:40 я томился днем от жара, а ночью от стужи, В долинах Месопотамии и далее к востоку, напр., в Персии, в долинах Хорасана, и в обширных степях Средней Азии, происходит необычайно быстрое охлаждение воздуха немедленно после заката солнца, так что после знойного дня наступает весьма холодная ночь. и сон мой убегал от глаз моих. Быт. 31:41 Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою. Мы не можем пройти молчанием мнения, высказанного доктором Кенникоттом 158 , и таблицы жизни Иакова, на которые ссылается Англ. Комм. Библия. Нет сомнения, что хронология жизни Иакова, соображённая с жизнью Иосифа, представляет важные трудности. Иосиф, по соображению с XXXVII главою Книги Бытия увезённый 17 лет в Египет и достигнувший 30-ти лет высокого там звания, в то время, когда Иакову было 130, заставляет предполагать, что он рождён, когда Иакову было 100 лет. Принято вообще комментаторами, что Иаков был 77 лет, когда вышел из дому в Харран, стало быть, он прожил там более 20 лет, ибо вышел только после рождения Иосифа. Но для того, чтобы согласить это разноречие с текстом, Кенникотт предлагает совершенно другое исчисление: он думает, что Иаков жил в Харране не 20 лет, а 40 лет, т. е. что 20 лет, означенные в Быт. 31:38 , суть лета жития в Харране независимо от 20 служебных лет, из которых 14 – за жён и 6 – за скот, упомянутых в Быт. 31:41 . Мы приводим этот расчёт, не вполне убеждённые в его правильности, потому что держимся мнения, что Иаков прожил в Харране 20 лет, а достиг Харрана в те времена трудных путешествий и идя странником без средств к жизни лишь на третий или четвёртый год после выхода из Ханаана, ибо мог быть принуждён на дороге наниматься пастухом или работником для поддержания своего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010