1292 A. Mai, Patrum nova bibl., II, 555. Другие места из соч. Кирилла Алекс., Киприана Карф., И. Златоуста, Феодорита и Феодора Керамея приведены у Гарруччи: Storia, vol. I, Teorica, p. 369–370. Niceph. Callisti Hist. eccl. 1., I, с. XVIII. Migne, s. gr., t. CXLV, col. 688. Ср. рукоп. Вахрамеева 51, л. 69: «едино точию таинство подобает ми совершити, еже во Иордан снити, еже от твоея десницы крещение прияти». 1293 Ср. 3 Янв., 5-я песнь: «раба рукой крестится»; троп. на богоявл. часах и на водоосв.: «како возложит руку раб на владыку…». 5 Янв. 6-й песни троп. 2; 4 Янв. седален по 1-й стихологии и 1-й троп. 5-й песни; 6 Янв. седален на утрене глас 4: «приидите увидим вернии… дланию рабскою рукополагаема…». Троп. водоосв.: «яко человек на реку пришел еси… и рабское крещение прияти тщишися блаже от Предтечеву руку» и др. 1294 De Rossi, R. S., t. II, tav. XIV, XVI. Garrucci, V, 3; VII, 2. Martigny, p. 83. Kraus. R. E., II, 837. Roller, I, pl. XXIV. V. Schultze, Archäol. Stud., S. 26, Fig 3; S. 38, Fig. 14. Strzygowski, I, 2–3. 1295 Пис. отцов и учит. церкви относ. к истолков. богослужения, т. I, стр. 36. О руковозложении после крещения: Tertull. De bapt., с. VIII. Migne, s. l., t. I, col. 1207. 1298 Седальны 3 Янв. на утрени по 1-й и 2-й стихологии, 1-й тропарь 4-й песни; 2-й троп. 7-й песни; 3-й троп. 9-й песни; 4 Янв. на утр. 3-й троп. 6-й песни; 5 Янв. 2-й троп. 6-й песни; на богоявл. часах троп. 9-го ч. гл. 7; 6 Янв. стихира на Госп. воззв. и на литии глас 8-й; седал. на утр. гл. 4-й; 7 Янв. 2-я стихира празд.; 10 Янв. 1-й троп. 7-й песни 1-го канона; 11 Янв. стих, на стиховне и ныне гл. 8 и др. 1299 Piper, Mythol., II, 507 (Речь о покрове на руках Иордана в мозаиках арианского ваптистерия в Равенне). 1308 Постановл. апост., кн. III, гл. 16. О восприемниках: Augusti, Denkwürdigkeiten aus der christl. Arcnäol, Bd. 7, S. 322 ff. Corblet, Hist. de baptême, II, 497 sq. Алмазов, История чинопослед. крещ. и миропомаз., стр. 605–641, Казань, 1884. 1309 В композиции крещения народа от Иоанна мы встретили в одном памятнике (Ев. нац. библ. 64, л. 63 об.) изображение женщины, стоящей на берегу со светильником: ясный след влияния литургической практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Днесь Владыко прииде освятити естество водное...» Так святая Церковь будет воспевать ныне на девятой песни канона. Настоящий праздник, как говорит одна из стихир предпразднества Богоявления — есть праздник славнейший по сравнению с прошедшим праздником Рождества Христова: «Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий» и указывает дальше, почему: «Он Ангела имеяше благовестника и сей Предтечу предуготовителя. Он — кровем изливаемым, яко бесчаден, Вифлеем рыдаше, и сей водам благословенным, многочадна познавается купель, тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец Сына миру Тя показа» (Стих, на Госп. воззв. 2 янв.) — Если там звезда показует вертеп, то здесь Сам Отец показует Своего Сына: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Богоявление — это праздник откровения тайн Божиих, и не только тайн Божиих, но и_ тайн того мира в котором мы живем. Человек не может быть оторван ни от мира видимого, ни от невидимого, ибо он стоит на грани того и другого, ибо он создан от земли, из вещества, из твари видимой и тленной, но в него вложена душа, дух Ангельский; как говорит один из Святых Отцов, это есть Ангел во плоти. Человек совмещает в себе оба мира, соединяясь с одним своим видимым телом, восходя к другому через свой невидимый бессмертный дух. Мы слышали в предпразднественной службе Рождества, что Христос идет человека, падшего на землю, снова возвести на небо. Человек не оторван от видимой природы. Днесь открывается тайна Богоявления, а также и тайна освобождения Христом от греха не только человека, но и всего мира. Христос явился, как воспевали мы в эти предпразднественные дни, облечь человека в первую одежду, в ту одежду, в которую облечен был первый человек при творении и о которой говорит Великий канон Андрея Критского- «Раздрах ныне одежду мою первую, юже ми истка Зиждитель изначала, и оттуду лежу наг» (песн. 3, стих. 8). Но этого мало: «Христос явися, всю тварь хотя обновите». Эта неотделимость человека от твари проходит через все богослужение. Сегодня еще мы молились: «Помилуй нас и мир Твой...» Мы в христианском сознании не отделяем себя от того мира, в котором живем, и Христос явился на Иордан не только для того, чтобы восстановить падшее человеческое естество, но и обновить всю тварь через естество водное. «Ты во Иордане крещься, Спасе наш, воды освятил еси, дланию раба рукополагаемый, и страсти мира исцеляяй» (6 янв., стих, на Хвал. 3-я). Но почему именно через воду освящается мир? Вода с самых первых дней творения является одухотворяющим, освящающим естеством.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Во св. Евангелии о событии крещения Господня повествуется так: приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его, и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь (т. е. не препятствуй): ибо тем надлежит исполнить всякую правду (т. е. определение Божие о спасении людей). Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды: и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3:13, 17 ). Так благоугодно было Богу Отцу в самом вступлении на общественное служение явить божественную славу Единородного Сына Божия, принявшего на Себя человеческую природу, и показать высокое призвание Его; теперь ясно было видно, что Он помазан Духом Святым и по человечеству, паче причастник своих ( Евр. 1:9 ), и есть во истину Христос (Помазанник) и – возлюбленный Сын Бога Отца. Посему Креститель Христов Иоанн теперь дерзновенно и исповедует: и аз видех, и свидетельствовах яко сей есть Сын Божий ( Ин. 1:34 ). Поэтому праздник Крещеная Господня и называется еще Богоявлением, так как тут открылось торжественное явление Бога во Святой Троице: Бог Отец – воглас с неба, Бог Сын – в крещении, Бог Дух Святый – в сошествии на Него в виде голубя. Это воспевает св. Церковь в праздничном тропаре: «во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение (т.е. подтверждал глас отца). Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе“. Таким образом Крещение Господне служит посвящением Сына Человеческого, Иисуса Христа, на Его высокое призвание служения людям во избавление их. Поэтому день Крещения или Богоявления издревле почитался наравне с днем Рождества Христова, великим праздником; и св. Церковь всегда воспоминала его радостно и торжественно, во свидетельство великих и спасительных плодов для верующих: очищения от грехов, помазания Духом Святым и усыновления Богу Отцу. Так исповедует св. Церковь : спасти хотя заблуждшаго человека, не несподобился еси в рабий зрак облещися: подобаше бо Тебе, Владыце и Богу, восприяти наша за ны, Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, оставления сподобил еси нас (стих, на Госп. воззв.). Все исполнил еси смотрение, Спасе наш, да спасеши мир явлением Твоим, едине Человеколюбче (лит. стих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

54. Греч.: «В вере». 55. προμνηοτεω­ μνηστεω – свататься, обручаться. 56. Вк. 33, 20. 57. Вк. 100, 682. 58. εχλες – славный. 59. РБ. 51, 93. 60. Греч.: «спаси души наши». 61. Которая впрочем не везде и выдерживается: восхваляемые праведники и в этой службе называются иногда «праотцами». (Стих. 1 и 2 на «Господи воззвах»). 62. Стих. Госп. воззв. 1-я 63. Вк. 69, 353. 64. РБ. 99, 361. 65. Вв. 29, 34. 66. Вк. 131, 18. 67. Светилен. На этом греч. светилен оканчивается. 68. διατσσω – распределять, назначать, постановлять. Пророки представляются законодателями после Моисея. 69. Веч.стих. Слава. 70. Канон, п. 3, тр. 3. 71. Некогда Даниил пророк, во рву заградив пасть (ειμον – надевать намордник) львов, (этим) прикровенно указал (ττοφανω – показывать снизу, из под чего – л.) на (имеющее последовать) боголепное обращение («сочислятися» – ρυ)μζεο)κ – делаться стройным, приводиться в порядок, прилаживаться) дикаго (γριος – дикий, свирепый, неукротимый) мира к глубокому (греч.: божественный) миру чрез пришествие (νλευσις – повеление: прежде в греч.д. б. было: ελευσις – пришествие) Христово» (кан. п. 6, тр. 3). 72. " Собрание (σλλογος – собрание в смысле коллокиума, для обсуждения, сборник) законных учений указывает на божественное рождество Христово по плоти, (обнаруживая) благовествующих благодать ранее закона, как живущих более верою, чем законом», т. е. св. Писание, этот сборник законов Божиих, свидетельствует о пришествии Христовом тем, что оно указывает нам на целый ряд лиц, живших благодатью и верою помимо закона, возвышавшихся над ним (на хвал. слава). 73. κατρθωμα– успех, счастье; слово поздн., особ. в Новом Завете. 74. Вк. 85, 553. 75. РБ. 51, 93. 76. Прекратил. 77. Стихиры на «Госп. воззв.». В греч. Минее другие. 78. Стихиры на хвалитех. 79. κατεπεγομαι – усиление ειγομαι – спешить. 80. Кормящую грудью. РБ. 60, 167. 81. Его именем надписана 1-я из этих стихир, положенная в греч. Минее 20 дек. на вечерне последней на стиховне; в нед. отец в греч. Минее эти стихиры не указываются.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Оно же удерживается в некоторых списках протоевангелия Иакова 1010 , в ватиканском минологии 1011  и в некоторых переводных памятниках древнерусской письменности 1012 . В праздничных песнопениях Минеи читаем: «волсви от персиды злато и ливан и смирну царю принесите (стих. на Господи воззв. в нед. св. Отец; творение Византиево; ср. стих. на хвал. 20 Дек.) … Персский образ и мудрование имуще (стих. на Госп. воззв. 24 Дек.) … Волсви персидстии царие от светлыя звезды водими достигоша в Вифлеем (стих. на литии 25 Дек.) 1013 … Преста прелесть персская (тропарь 8-й песни канона 24 Дек.) … из Персиды царие (седален 22 Декабря) … волхвы подвигл еси от Персиды (стихира на стих. 27 Дек.) …». Оставим в стороне мнения о происхождении волхвов из Эфиопии и Индии 1014 как не имеющие прямого отношения к византийско-русской иконографии; но происхождение их из Халдеи, о чем прежде других упоминает Ориген 1015 , имеет для нас значение. В кондаке 6-м акафиста в честь Богоматери говорится: «проповедницы Богоноснии бывше волсви, возвратишася в Вавилон (=Халдею)»; а в икосе 5-м: «видеша отроцы халдейстии ( δον παδες χαλδαων) на руку девичу создавшаго руками человека… потщашася дарми послужити Ему и возопити Благословенней: радуйся звезды незаходимыя Мати… радуйся прелести пещь угасившая». Автор акафиста Георгий Писида, несомненно, сближает, хотя и не отождествляет, волхвов с тремя вавилонскими отроками, так как представление о волхвах-отроках вызывает в его памяти не только дары их, но и вавилонскую печь. Такое именно толкование этого места акафиста приводится в слове о вочеловечении Христове, ложно приписываемом свят. Епифанию: «волхвы, яко же песнописец в кондаках и икосех похвалы Пресв. Богородицы извествуя сице рече: Боготечную звезду узревше… тоя вопрошаху крепкаго Царя и достигше непостижимаго. Видевше же они халдейстии отроцы на руку девичу создавшаго руками человека, поклонишася ему» 1016 . Ясно, что составитель слова видит в халдейских отроках волхвов. Сближение волхвов с тремя халдейскими отроками замечаем и в иконографии: отроки изображаются в тех же туниках и мантиях, в тех же фригийских шапках, что и волхвы, а сцену, изображающую отроков перед Навуходоносором 1017 , иногда трудно даже отличить от волхвов перед Иродом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Иез.4:4–17 . Тяжелые условия осады Иезекииль не мог уже начертить на кирпиче, а мог представить только на самом себе. Это он и делает в следующем символическом действии. Если жители осажденного Иерусалима терпели прежде всего, страшное стеснение, которое делало для них невозможным всякое свободное движение, то и положение их в плену не будет существенно другим, и не только в течение осады, но и в плену должны будут они скудною и нечистою пищею поддерживать свое существование. То и другое представляется вместе в тех же двух символических действиях и каждое из них объясняется сначала по отношению к плену (ст. 5–6, 13), а затем по отношению к осаде (ст. 8, 16–17), чем этот отдел возвращается к исходному своему пункту – ст. 1–3. Иез.4:4 .  Ты же ложись на левый бок твой и по­ложи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их. Настоящее символическое действие состояло в продолжительном, целыми месяцами, лежании пророка на одном боку (не во сне, потому что во время этого лежания пророк должен с простертой рукой пророчествовать против Иерусалима, изображенного на кирпиче – ст. 7; посему слав. пер. неточно вопреки евр. и греч. «да спиши»), лежании, очевидно, непрерывном и потому особенно тяжелом, могшем сопровождаться болезненным онемением бока, на котором лежал пророк. Таким образом, это символическое действие, не будучи столь поразительным, как символические действия прежних пророков, например, хождение нагим, ношение ярма или сожительство с блудницей, было не менее их сильным, сильным именно внутренней силою своею: пророк здесь тяжело страдал за весь народ, преображая страдания Христа за мир. Одна стихира в службе пророку Иезекиилю (21 июля) усматривает в лежании его именно такую мысль: «Иезекииле богоприятне, яко Христов подобник, чуждого долга томительство претерпел еси, лют истязаем, преднаписуя хотящее честного ради креста быти миру спасение, богоявление, и избавление» (2 стих. на Госп. воззв.). Это лежание означало мучительную связанность действий у осажденных и пленных, подобную таковой у закованных в цепи и больных, пророк дает понять, что разрушением Иерусалима, который был истинною главою того и другого царства, как место святилища, наказано нечестие всего народа, Израильского царства, как и Иудейского. Левый бок указывает на Израильское царство или как на низшее сравнительно с Иудейским, или как на лежащее к северу, налево, если стать лицем к Востоку.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

253 κραταωμα — прочность; слово, встречающееся только у LXX и церк. писателей, ср. κρατος — прим. 176 254 σθνος — сила; древнее поэт слово. 255 επρπια — красота (о вещах). 256 о τυπομενος — будучи изображаем. 257 δειν ν — прилагательное означает: страшный, ужасный, опасный; с артиклем ср. р.: опасность, несчастье. 258 греч.: «под которым» в виду восточного обычая, что пастух пропускал овец под приподнятым посохом своим. 259 Любимая в церк. поэзии антитеза (оружие и мир) в приложении ко Кресту; ср. кондак 260 Ср. 3 стих, на Госп. воззв., но там «веселящеся», а здесь «со страхом» т.к. «оружие»; должно быть, имеется в виду и Быт. 3:24; ср канон, п. 5, тр. 1 261 Ср. Ин. 17:1. Сильнейшее — в заключение. 262 В псалме эти слова указывают на спасение Израиля из Египта, которое Бог совершил на виду всего мира, так что все окрестные народы об этом знали. Здесь эти слова прилагаются к распятию. 263 δηγς — проводник, путеводитель. 264 ослепших духовно от греха; но по связи с последующим могут иметься в виду и случаи чудесного исцеления силой Креста 265 σθενοντων (соб. «бессильный») означает больных не так тяжело, как νσος , и более последнего приложимо к духовной болезни (ср. в молитве «Пресвятая Троице»). 266 Указание на всеобщность воскресения, которая здесь представляется т.о. достигнутой искупительной смертью Христовой (отдельные случаи воскресения были и до того); может быть, намек и на духовно умерших. 267 В соответствие с названием праздника. 268 Обоснование предыдущей мысли («воскресение всех умерших»), по своей решительности нуждавшейся в этом. 269 бывшая причиной ранее упомянутых тления, смерти и болезней. 270 Восполнение мысли о воскресении умерших. 271 Еще высший и самый высокий дар. 272 παντελ ς — вполне. 273 В заключение возвращение к первопричине зла. «Низвержен» ( καταββληται ) с неба, к которому он и по падении не потерял отношения (3 Цар. 22:21—23, Иов. гл. 1—3; Еф. 6.12; Откр 12:7—9). 274 греч. «руками... архиереев», как было в древности в день воздвижения Креста и освящения храма Воскресения, когда в Иерусалиме собрались епископы с окрестных стран и во главе с патриархом участвовали в торжестве (см. ниже «История праздника»). В этом замечании сквозит глубокое благоговение к архиерейскому сану. Нельзя не поставить в связь с этим замечание устава, что обряд воздвижения совершается только в соборных храмах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Как непобедимому оружию, как щиту 873 непреоборимому и как божественному скипетру, поклоняемся, Христе, пресвятому Кресту Твоему, через который мир спасся и торжествует Адам; мы, собрания земных, восхваляя песнями, почитаем его и, совершая его божественное воздвижение, просим очищения. Из службы 19 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Некогда обращал в бегство ополчения иноплеменников крест, изображаемый Моисеем, угодником и истинным боговидцем, божественным пророком; ныне же, изображаемый через божественное, совершаемое священными дланями, возношение, он отгоняет полки демонов и собрания иудеев, и обличает дерзость безбожников. Крест Твой, Спаситель наш, является для нас, христиан, непобедимой силой; им побеждается множество иноплеменных народов и дарован мир Церкви Твоей, добрым православным; его и ныне целуя, умоляем Тебя, Человеколюбец: удостой нас участи святых Твоих. На утрени стиховны, гл. 6 Умертвив страсти плоти и духа, постараемся, богомыслящие, воздвижением Креста возвыситься от земного в небесное жилище, сораспявшись Христу-Владыке. Животекущий источник явно источился из божественных ребер Спасителя, напояющий души с верою поклоняющихся божественным Его страстям, Кресту и воскресению. Таблица гласов и подобнов в службе пре- и попразднства Воздвижения Число Госп воззв. стих. веч. сед. по 1 каф. сед. по 2 каф. сед. по 3 пес. стих. утр. 13 Нет 5 . Самоподбен Нет Нет 4 . Удивися Иосиф Нет 15 5 . Самоподбен 6 . Все отложше 2 Благоутрбия сущи 3 . Красоте девства 4 . Вознсыйся 2 . Доме Евфрафов 16 4 Дал еси знамение 6 . Тридневен 3 . Красоте девства 6 . Надежда мира 8 . Премудрости 2 . Доме Евфрафов 17 1 Небесных чинов 2 . Доме Евфрафов 2 Благоутрбия сущи 4 . Скоро предвари 1 . Лик ангелов 6 Тридневен 18 4 Яко добля 2 . Доме Евфрафов 4 . Удивися Иосиф 6 . Надежда мира 5 . Собезнчальное 2 . Доме Евфрафов 19 4 .Дал еси знамение 1 . Небесных чинов 7 Без подобна 4 . Без подобна 1 . Гроб Твой 6 . Тридневен 20 4 Дал еси знамение 2 Доме Евфрафов 4 . Удивися Иосиф

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

120 Для доказательства и разъяснения такого смысла «полунощницы» приведем, напр. следующие слова: 1) «День он страшный помышляющи, душе моя, побди (пободрствуй), вжигающи свещу твою, елеем просвещающи: не веси (не знаешь) бо, когда приидет к тебе глас глаголющий: се жених; Блюди убо, душе моя, да не воздремлеши, и пребудеши вне толкущи, яко пять дев; но бодренно пожди, да узрящеши Христа елеем маститым, и даст ти чертог Божественныя славы Своея». 2) «Господи Вседержителю…даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию вся настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына». 121 Во время ектении священник читает тайно семь молитв, называемых «Светильнычными», в которых содержится между прочим обращение к Богу о просвещении наших сердец и о мирном, безгрешном оставшемся конце дня. 122 Для более ясного и правильного запоминания Всенощного бдения необходимо принять во внимание следующее замечание относительно этого момента: 1) Пение стихов «Господи воззвах» и «Да исправится молитва моя» служит только началом других стихов, заимствованных из псалмов 140, 141, 129 и 116, которые в общей сложности сделали бы очень продолжительным этот момент. 2) Конечные стихи из ряда этих положенных стихов (но в большинстве церквей не исполняющихся) служат преддверием к пению новозаветных стихир на «Господи воззвах». Перед каждой стихирой полагается читать или петь ветхозаветный стих. Всего таких конечных вводных стихов 10, начиная со слов «Изведи из темницы душу мою». Они напечатаны в Учеб. Часослов. 3) Количество вводных стихов к пению стихов на «Господи воззвах» и название начальных стихов бывает неодинаково в зависимости от характера праздника и свойственного ему числа стихир. Чем больше праздник, тем больше нужно взять вводных стихов из Часослова (в большие праздники начинают читать со стиха «Изведи из темницы душу мою». 4) Указание на то, сколько нужно взять стихов из Часослова и с какого именно стиха надо начать, дается в Октоихе или Минее перед началом вечерней службы каждого дня. 5) Исполнение стихов (из Псалмов В. З.) и стихир (Нов. Зав.) на «Госп. Воззв». в некоторых церквах, и особенно монастырских, сопровождается чтением «канонарха». Чтением с канонархом называется громкое чтение чтецом стиха на солее, а затем повторение того же стиха хором. 6) Эти замечания существенно необходимы для правильного совершения Вечерни и пользования богослужебными книгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всенепорочная, видя воплощаемым из неё младенцем превечного Бога, держа Его руками, покрывая поцелуями 104 и полная радости приговаривала 105 ему: «Бог вышний, царь невидимый! Как Я вижу Тебя? Я не могу понять тайны Твоей безмерной нищеты. Маленькая пещера, и то чужая, вмещает Тебя, родившегося и ненарушившаго девство, сохранившаго ложесна, как они были до рождества и дающаго вышнюю милость». «Говоря это с рабским страхом, Чистая услышала волхвов, толпившихся пред пещерою, и сказала им: «кого вы ищете? Вижу, вы пришли с чужой далекой стороны, с виду и по образу мыслей вы – персы 106 . Странное путешествие 107 предприняли вы и к страннику свыше и странно вселившемуся в меня постарались 108 придти на поклонение, (как) к дающему миру великую милость» (стих, на Госп. воззв. 24 д.). «Прерывая игру пастушеских свирелей, воинство ангелов воскликнуло к ним: перестаньте играть, начальники стад 109 , (а лучше) воскликнете воспевая, «ибо родился Христос Господь, благоливший спасти, как Бог, род человеческий» (седален по 2 каф. 24 д.). «Небом мне кажется сегодня земля» (сед.по 3 п. кан. 24 д.). «Творение! Сбрось ныне с себя все обветшание, видя Создателя созидающимся (кан. 4 п. 24 д.)». «Как буду носить Тебя, нося На 69 странице документа непонятно откуда взялась эта сноска 7 ) РБ. 29, 38; Вв., 380. щаго все словом» (7 п.). «Престол небесный пламенеет, имея Тебя на себе; как же Я понесу Тебя, Сын Мой?» (8 п.). Среди песнопений каждой службы наибольшую важность имеют тропарь и кондак, всегда сжато и точно выражающие суть празднования. Тропарь рождественского предпразднства в поэтической форме приглашения к приближающемуся празднику Вифлеема и Едема сопоставляет событие с вызвавшим его грехопадением Адама и смотрит на Рождество Христово, как на возвращение нам рая, которым явилось чрево Девы. Тропарь глас 4. Старославянский текст 70 страница документа. Готовься, Вифлеем! Откройся 110 для всех, Едем! Красуйся 111 , Евфрафа 112 ; ибо древо жизни расцвело от Девы в пещере. Её чрево явилось мысленным раем с божественным насаждением 113 , вкушая от котораго мы будем жить, а не умрем, как Адам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010